Каких губернаторов ждет отставка в. Исключения

Отставки губернаторов будут продолжаться, так можно трактовать ответ пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова на вопрос агентства ТАСС о том, будет ли продолжена ротация губернаторов на следующей неделе. «Президент продолжает заниматься региональной проблематикой», сказал он. Ключевым здесь выглядит слово «продолжает» - тот именно процесс, который был начат в понедельник 25 сентября отставкой губернатора Самарской области Николая Меркушкина.

После этого объявили об уходе - сами, главы Нижегородской области Валерий Шанцев и Красноярского края Виктор Толоконский. Все трое, вместе с г-ном Меркушкиным, уже достаточно возрастные деятели. Так что, также объявивший следом об отставке глава Дагестана Рамазан Абдулатипов совершенно точно назвал происходящее трендом на «озеленение» губернаторского корпуса.

Но затем случилась отставка руководителя Ненецкого автономного округа, вполне еще «зеленого» 43-летнего Игоря Кошина. Правда, он единственный, кто сам объяснил это переходом на другую работу. По некоторым данным, дело в неудачных для бывшего губернатора НАО результах взаимодействия групп влияния в нефтяном регионе.

Кое-где усилилась социальная работа

Все отставки были предсказаны газетой «Коммерсант», которая ссылалась на свои источники в администрации президента. Но не все предсказанные смены губернаторов состоялись.

В списке газеты фигурируют также Ивановская, Мурманская, Новосибирская, Омская области иАлтайский край. Кроме того, в пророческой статье говорилось про «один - два субъекта на Северном Кавказе». Не сбылся пока неназванный «номер два». Впрочем, сам же «Коммерсант» пишет, что в такого рода утечках всегда есть лишняя информация. Кого-то называют только для острастки, а кому-то даже удается, приехав в Москву, договориться о сохранении поста, обещая, видимо, «усилить работу» по наиболее проблемным позициям. Но в данный момент список исполнен лишь наполовину, и судя по словам Пескова, вполне возможны еще 2-3 отставки.

Губернатор Мурманской области свою вероятную отставку опровергла, это произошло 25 сентября, а 26-го появилось сообщение о том, что «Министерство социального развития Мурманской области предоставило подведомственным учреждениям - центрам социальной поддержки населения средства в размере около 32 млн руб. на социальное обеспечение и иные выплаты населению региона. Эта работа ведется в соответствии с поручениями, данными губернатором Мурманской области Мариной Ковтун». Больше информации из региона пока (на вечер пятницы) не поступало.

Оставки и исключения

Смена губернаторов произошла в основном на людей, которые явно назначены врио надолго, с прицелом на выборы следующего года. Это бывший первый заместитель главы Минпромторга Глеб Никитин, назначенный, в соответствии со своими прежними обязанностями, в насыщенную предприятиями ВПК Нижегородскую область. В Самарскую область пришел Дмитрий Азаров, человек, что называется, самарский до мозга костей, бывший от этой области сенатором. В НАО будет руководить Александр Цыбульский, который до последнего времени работал заместителем главы Минэкономразвития.

Все это достаточно молодые люди. Исключением является старожил красноярской политики Александр Усс, который повидал много глав региона, но вот теперь он сам врио губернатора, и при этом остается на привычной для себя должности председателя Законодательного собрания края. Это назначение выглядит временным. А на пост главы Дагестана и вовсе нет пока новой фигуры.

Кризисов не ждут

По каким-то причинам отставки «пакетом» оказались для Кремля важнее назначений. Возможно, это объясняется борьбой, которая идет за освобождающиеся посты, и которую нельзя перевести в необходимую (более или менее открытую) фазу, не сняв для начала действующего главу региона. Тут нет, в общем-то, ничего удивительного, поскольку такие назначения в известном смысле являются сразу и выборами. А проводить выборы, даже сугубо аппаратные, в абсолютно закрытом режиме можно только либо в совсем беспроблемных, либо совсем однозначных ситуациях. Дагестан беспроблемным никогда не был, непростым является и Красноярский край.

Уже много сказано по поводу прихода во власть молодых технократов, и данная пакетная череда отставок ярко этот тезис подтверждает. Эпоха регионалов-силовиков, даже если таковой, как предполагается, возглавит Дагестан, в целом прошла. Это между прочим означает, что политическое прогнозирование на уровне высших эшелонов власти не предполагает в ближайшие годы кризисных ситуаций социально-экономического характера с политическим развитием. Для таких ситуаций понадобились бы опытные кадры. Либо те же силовики, что не означет силового подавления гипотетических протестов, но означает умение управлять плохо управляемыми процессами. Либо те же опытны регионалы, пусть не те, что были на своих постах, но из старой обоймы.

То есть, по официальным ожиданиям, экономика не внушает серьезных опасений. Тем более, что регионы получили в конце минувшей недели отсрочку по долговым платежам, которые были для ряда из них очень серьезным бременем. Что касется политики, то до сих пор (после 1996 года) президентские выборы оказывались периодами консолидации, способной пригасить и серьезную дестабилизацию, как это было в 2012 году. Так что с этой стороны, тоже, по-видимому, самое время для обкатки молодых кадров.

Исследование группы «Бианки и партнеры», которое представил политконсультант Валентин Бианки, анализирует закономерности недавних губернаторских отставок. Оно подготовлено в рамках проекта «Политуправление», который станет площадкой для анализа политических процессов в стране.

В зоне внимания экспертов оказались отставки шести губернаторов в начале 2017 года. Авторы доклада приходят к выводу, что в кадровых перестановках немаловажную роль сыграли несколько факторов. Самый очевидный – возраст. Отставники были старше своих сменщиков в среднем на 21 год. Средний возраст ушедших губернаторов 64 года, новых – 43 года. Стаж экс-губернаторов в среднем составил восемь лет. По мнению экспертов, прослеживается «логика смены элит», которая будет присутствовать и дальше. Исходя из критериев возраста и стажа, под вопросом еще 11 глав регионов.

Еще одним фактором для смены губернаторов, по мнению исследователей, являются результаты прошедших недавно выборов в Госдуму, в частности, партии «Единая Россия». Главы сменились в тех регионах, где явка избирателей была ниже среднероссийской на 8%, а результаты единороссов отставали от среднеросийского показателя на 10%. Чистка губернаторских рядов проходит с прицелом на предстоящие президентские выборы, которым может нанести ущерб низкий рейтинг губернаторов, не контролирующих ситуацию в регионе из-за «войны с элитными кланами». Однако те руководители, на которых замкнута ситуация в регионах (прежде всего Чечня и Кемеровская область), имеют прочные позиции.

В исследовании анализируются как риски назначения «молодых технократов», так и риски ныне действующих губернаторов. Главная опасность в политике обновления региональных руководителей, считает Валентин Бианки, это логика «политика и так контролируется, главное, экономику правильно выстроить». Это, по мнению политконсультанта, совмещает ошибки власти конца 1980-х (уверенность в политической стабильности) и начала 1990-х (экономика первична, а политика подтянется). Что касается назначенцев, то они столкнутся с новыми вызовами. Так, у Андрея Никитина в Новгородской области самая нестабильная ситуация из всех новоназначенцев, а в Карелии Артуру Парфенчикову придется решать вопрос о выставлении на губернаторские выборы кандидата от «Яблока», чтобы выиграть на его фоне.

Чтобы определить риски для ныне действующих губернаторов, в докладе предлагается модель «чаши терпения». Есть факторы, которые ее «наполняют», а есть те, которые ее «увеличивают». Среди первых отмечаются уже упоминавшиеся возраст и стаж, а также конфликты с близкими к президенту лицами или региональными элитами, протесты в регионе, коррупция в окружении. Укрепить положение губернатора могут наличие личных отношений с президентом, высокие покровители, политическая стабильность региона и т.п. В то же время два фактора могут «опрокинуть чашу»: это здоровье и личная коррупция главы региона.

На основании анализа авторы доклада прогнозируют губернаторские отставки в ближайшей и средней перспективе. До конца года потерять свои места могут главы Приморья Владимир Миклушевский, Самарской области Николай Меркушкин и Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Впрочем, у последнего «чашу терпения» увеличивают личные отношения с президентом и покровители в высших эшелонах власти, но массовые протесты в регионе, низкий рейтинг и конфликты с элитами делают эту чашу «небезграничной».

В исследовании отмечается шаткое положение глав еще 24 регионов, где в течение 2017-2018 годов могут смениться 18-20 губернаторов. Это Республика Алтай, Алтайский край, Нижегородская, Новосибирская, Архангельская, Орловская, Астраханская, Псковская, Белгородская, Саратовская, Волгоградская, Ивановская, Мурманская, Свердловская, Магаданская, Липецкая, Курская, Ульяновская области, Дагестан, Удмуртия, Якутия, Марий-Эл, Хакасия, Мордовия.

26 сентября президент России Владимир Путин подписал указ об отставке Валерия Шанцева с поста губернатора Нижегородской области. Политик руководил регионом 12 лет. Путин принял отставку «по собственному желанию» и назначил врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина - выходца из федерального минпромторга.

СМИ со ссылками на «источники, близкие к Кремлю», сообщали о возможном уходе Шанцева с лета 2017 года. Впервые о замене Шанцева на Никитина рассказал телеканал «Дождь» со ссылкой на собеседников, «близких к Белому дому и кремлевской администрации». Один из них сообщил, что решение об отставке Шанцева будут принимать из-за его неспособности уладить «глубокий межэлитный конфликт».

Однако Шанцев до последнего опровергал свою отставку. «Я сколько работаю, столько лет и «собираюсь», когда соберусь, тогда скажу», - сказал он 21 сентября на пресс-подходе. Вероятно, Шанцев сам не верил в то, что вот-вот окажется не нужен региону.

26 сентября на сайте правовой информации появился указ за подписью Путина о награждении Шанцева орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. В документе сообщается, что Шанцев удостоился награды «за большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетнюю добросовестную работу». В день назначения Никитина на пост, РБК выпустил интервью с ним. В беседе с журналистом он заявил, что планирует встретиться с Шанцевым и выслушать его советы.

После того, как об отставке Шанцева сообщили федеральные и местные СМИ, политик прокомментировал ситуацию на своей странице в «Живом Журнале».

«Вроде бы менять работу – естественно. Но как? Если прикипел к региону, если ко многим проектам относишься как к детям – вкладываешь душу, ставишь на крыло. И в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в медицине, и в образовании, и в дорожном строительстве, и в других областях. А потом понимаешь, что дети, пожалуй, уже подросли и многое умеют. И пришло время перевернуть страницу», - написал он.

Шанцев рассказал, что день отставки стал для него «волнительным» и поблагодарил жителей региона. «Буду, как и раньше, переживать за любимую Нижегородскую область. Но уже в новом качестве», - сообщил он.

Вечером того же дня Шанцев созвал экстренный брифинг с участием журналистов. В ходе мероприятия он сообщил, что претензий к нему не было, а причиной отставки стал возраст. Шанцев рассказал, что в дальнейшем планирует работать либо в Совете Федерации РФ, либо в одной из госкорпораций.

28 сентября полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич представил Никитина общественности. На мероприятии присутствовал и Шанцев. Его проводили аплодисментами.

После отставки Шанцева Путин дважды встретился с ним, а также другими бывшими и действующими губернаторами. В ноябрьском мероприятии президент заявил, что опыт и потенциал бывших руководителей регионов, ушедших в отставку в минувших сентябре-октябре, должен по максимуму найти применение. Он подчеркнул, что будет способствовать тому, чтобы экс-губернаторы смогли использовать свой потенциал, свой опыт и знания.

Вторую встречу с бывшими и действующими главами регионов Путин провел 28 декабря. «Думаю, это имеет смысл, чтобы показать преемственность, и, чтобы вновь пришедшие молодые руководители, но уже все-таки опытные, могли опираться на то, что сделано их предшественниками, могли не только опираться, но и рассчитывать на вашу поддержку», - сказал он. На этом мероприятии был и Никитин.

В декабре издание «Ведомости» со ссылкой на проект директивы правительства сообщило, что Шанцев может войти в совет директоров «Транснефти». Причем, стать его 9-ым участником. Сейчас комплектация органа госкомпании состоит из 8 человек. 28 декабря на сайте правовой информации вышло распоряжение правительства России. В документе сообщается о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров «Транснефти». Среди них есть и Шанцев.

В период своего губернаторства Шанцев конфликтовал с Бабичем. Это сыграло не последнюю роль в отставке первого. Шанцев планировал уйти с должности с почетом после выборов губернатора, которые состоятся в 2018 года. Однако Москва пошла на «волновые» отставки глав регионов перед мартовскими выборами президента. Так Шанцев попал в осеннюю «волну» отставок.

Бабич конфликтовал и с зампредом областного Заксобрания Олегом Сорокиным . В этом он опирался на Шанцева, однако губернатор неожиданно занял сторону зампреда. Бабичу было важно сменить главу региона. Отметим, что Шанцев, по данным нижегородских Telegram-каналов, присутствовал на юбилее Сорокина. 28 декабря, в ходе заседания по рассмотрению ходатайства адвокатов касательно избрании меры пресечения Сорокину, был оглашен список граждан России, поручившихся за политика. В числе них был и Шанцев.

Представляя Никитина журналистам и чиновникам Нижегородской области, Бабич отметил, что одна из стоящих перед врио задач - хорошо провести Чемпионат мира по футболу-2018. 6 матчей с 18 июня по 6 июля пройдут на стадионе «Нижний Новгород».

У Шанцева были огромные планы на проведение ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде. В 2013 году правительство Нижегородской области утвердило программу подготовки к мероприятию. В нее вошли проектирование стадиона, возведение станции метро, дорог, четырех тренировочных площадок, строительство и реконструкция 28 гостиниц и другие планы. Общая сумма программы - 55,6 миллиардов рублей.

Несмотря на то, что Шанцева любили женщины и жалели нижегородцы после смерти его супруги, итоги губернаторства «варяга» очень сомнительны. Так, Нижегородская область накопила проблемы в отрасли сельского хозяйства. Механизмы по привлечению инвестиций в АПК региона не развивались. Состояние Нижегородской области усугубляют высокие смертность и отток жителей в Москву. За 20 последних лет население региона сократилось на 12,3%. Лидерами в этом процессе стали сельскохозяйственные районы: процент сельского населения нашей области на начало 1998 года составлял 22,2%, а на начало 2017 года – 20,5%. Основная причина оттока населения - низкие зарплаты в отрасли АПК.

Экс-губернатор ставил себе в заслугу запуск инфраструктурных проектов. Но не все, что он анонсировал, сбылось. Одно из громких предвыборных обещаний Шанцева - открытие 10 станций метро к 2025 году. За этот срок в Нижнем Новгороде построили лишь одну - «Горьковскую». Еще одна - «Стрелка» - все еще возводится. Гордостью бывшего губернатора стало завершение третьей очереди «Южного обхода». Однако федеральный центр все равно достроил бы автомагистраль, поскольку она является приоритетным проектом. При Шанцеве завершилось строительство Борского моста, однако проблема заторов и пробок в Нижнем Новгороде пока не решилась до конца.

Критическая ситуация сложилась в работе правоохранительных органов Нижегородской области. Критической она стала, прежде всего, для тех, кого эти самые правоохранители должны защищать. Одна из самых громких историй - избиение жительницы Кстово Кристины Морозовой в местном отделе полиции. В отношении девушки возбудили дело по ст. 319 УК РФ («оскорбление представителя власти»). Морозовой удалось добиться прекращения уголовного дела. Однако и полицейских никто не наказал. Противоправные действия сотрудники органов применяют и в отношении журналистов. В ходе процесса по избранию меры пресечения для Сорокина представителей СМИ выдворили из здания суда.

В Нижнем Новгороде постоянно сменялись руководители МСУ. Вероятно, поэтому город по развитию инфраструктуры застрял в начале нулевых. Если регионы-соседи уже 7 лет назад внедрили, к примеру, бесконтактную оплату транспорта, то Нижний Новгород дозрел до этой инициативы только в 2017 году. В последний раз подвижной состав общественного транспорта в городе обновлялся 10 лет назад. По дорогам Нижнего Новгорода до сих пор курсируют разбитые автобусы «ПАЗ». Интриги у депутатов Гордумы и чиновников из горадминистрации занимали, вероятно, все рабочее время.

Шанцев - один из последних губернаторов, начавших карьеру еще в СССР. Его время безнадежно ушло. В доме в Нижегородском Кремле, где работает губернатор - советский ремонт. Он, как и вся область, выглядит потертым. Если человек не способен сделать ремонт в рабочем офисе, то он вряд ли сможет что-то сделать в регионе, которым руководит.

Очевидно, что Шанцев и Сорокин были для Нижегородской области людьми, тормозящими развитие региона. Сегодня обоих пересадили в другие кабинеты. С приходом на должность сдержанного Никитина, который не начинает петь на каждом своем выступлении, есть надежда, что область начнет меняться к лучшему. Чиновник имеет значительный опыт работы в федеральном минпромторге, который включает в себя общение с различным хозяйствующими субъектами, разработку законопроектов и проработку субсидий для отраслей российской экономики.

Сюжеты:

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» назвали губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. При этом три критерия были «штрафными» — они отнимали очки у чиновников.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

В исследовании учитывалась деятельность руководителей субъектов Федерации с января по август 2017 года. Поэтому в «расстрельные списки» попали уже снятые к моменту появления документа главы регионов Николай Меркушкин (Самарская область), Рамазан Абдулатипов (Дагестан), Валерий Шанцев (Нижегородская область), Виктор Толоконский (Красноярский край) и Игорь Кошин (Ненецкий автономный округ).

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Не забыли и о губернаторе Санкт-Петербурга Георгии Полтавченко — его политологи оценили в восемь баллов.

Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы». К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Прошлая неделя ознаменовалась появлением в СМИ информации о возможных отставках сразу нескольких глав российских регионов. Кандидатами «на вылет» называли губернаторов Нижегородской, Самарской областей, Красноярского края. «Общее число субъектов, которые называются в качестве кандидатов на смену власти, приближается к десяти», — заявили источники «Газеты.Ru».

Прогнозы начали сбываться 25 сентября: тогда указом президента должность главы региона потерял Николай Меркушкин, губернатор Самарской области. Уходя, он заявил, что в ближайшее время своих постов лишатся еще несколько глав регионов. «Есть основание, чтобы такое решение было… Наверное, последуют решения и по другим губернаторам, я так полагаю, по определенному перечню», — сказал политик на пресс-конференции.

Следующим от занимаемой должности был освобожден губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, возглавлявший область на протяжении 12 лет. На его место был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Позднее ушел и руководитель Красноярского края Виктор Толоконский — его сняли с поста 27 сентября.

О своем уходе 28 сентября сообщил и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Основной кандидат на его должность теперь — первый заместитель директора Росгвардии Сергей Меликов. В этот же день покинуть пост главы субъекта РФ решил и губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Кошин.

Глава Ненецкого автономного округа Кошин покинул свой пост досрочно и по собственному желанию — в связи с переходом на новое место работы. Президент Владимир Путин уже подписал соответствующий указ. Заменой Игоря Кошина назначили заместителя министра экономического развития РФ Александра Цыбульского — он стал временно исполняющим обязанности главы НАО.

43-летний Кошин был одним из самых молодых руководителей регионов в стране: его назначили губернатором в сентябре 2014 года. До этого он на протяжении двух лет являлся представителем от Собрания депутатов НАО в Совфеде. После ухода в отставку он обратился к жителям региона через соцсети.

«Пришло время двигаться дальше. За эти три года было разное — и хорошее, и плохое. Особенно трудным выдался 2016 год, когда мы лишились трети своих доходов. Знаю, вам всем пришлось нелегко. Поверьте, мне тоже. Ответственность — тяжелый груз», — написал Кошин.

Он также отметил, что все непопулярные и болезненные решения, которые он принимал в период своего пребывания на посту главы НАО, преследовали цель сделать экономику округа более устойчивой к колебаниям цен на нефть, и, тем самым, защитить жителей региона.

Эксперты убеждены, что сейчас в стране наблюдается тренд на «озеленение кадров»,

то есть — назначение на должности глав регионов молодых людей с опытом службы в федеральных органах. Об этом, в частности, заявил «Газете.Ru» глава консалтингового агентства Backster-group Дмитрий Гусев.

Он убежден, что Путин продолжает политику по обновлению политической команды страны. «Было назначено несколько молодых губернаторов-технократов. Сейчас происходит назначение на подобные должности таких людей с опытом работы в федеральных органах. Такова нынешняя политика президента», — пояснил ситуацию Гусев.

В 2017 году по России прокатилась самая масштабная за последние пять лет волна отставок глав регионов. В первую очередь перестановки связаны с подготовкой Кремля к президентским выборам, ведь это один из немногих инструментов, позволяющих власти поправить свои рейтинги при дисфункциональной системе управления, нарастании общественного недовольства и отсутствии желания проводить реформы. Хотя единого алгоритма в смене губернаторов, судя по всему, нет (каждое решение об отставке и назначении принималось отдельно), Кремль учитывал такие критерии, как общественно-экономическая ситуация в регионе, уровень напряженности в кругах локальных элит, а также рейтинг действующего губернатора.

Неспособность Кремля сформулировать четкую и привлекательную предвыборную программу маскируется частичным обновлением руководящих регионами кадров и временной нейтрализацией напряженности в некоторых частях страны. Кадровый «лифтинг» преследует в основном имиджевые цели: он призван (по крайней мере, на время) вселить в россиян надежду на положительные изменения.

Позиция губернаторов в российской властной системе становится все более слабой. В рамках процесса централизации власти круг их полномочий последовательно сужается, а статус снижается. Логика перестановок 2017 года свидетельствует о том, что губернаторы окончательно лишились влияния и политической роли: назначенцы новой волны — это де-факто делегированные из центра менеджеры среднего звена, представители номенклатуры, которые полностью подчиняются центральным властям.

Место губернатора в российской политической системе

В Российской Федерации не сформировалась формализованная, прозрачная, четко регламентированная федеративная форма государственного устройства. Отношения между центром и регионами (формально — субъектами федерации) изначально в значительной мере работали в режиме «ручного управления», в котором большую роль играли личные отношения между главой государства и руководителями регионов (губернаторами), а также лоббистский потенциал последних. Попытки регионов обрести больше независимости, которыми ознаменовались 1990-е годы, представляли угрозу для целостности государства, а поэтому в путинскую эпоху им на смену пришла тенденция к максимальной централизации власти и контроля над политической сферой. В этот процесс вписывается постепенное снижение статуса губернаторов, начавшееся в 2000 году.

Кремль ограничивал их роль в системе двумя путями. Во-первых, бюджетные и налоговые реформы, проведенные в первые годы президентства Путина, снизили автономность глав регионов в сфере управления экономической ситуацией на подконтрольной им территории. В России закрепилась модель перераспределения, при которой большая часть региональных поступлений от налогов и сборов передается в федеральный бюджет, и только потом (зачастую непрозрачным способом) эти средства делят между регионами. Такая система демотивирует локальные власти, лишая их стимула повышать инвестиционную привлекательность регионов. Одновременно губернаторы, чья роль фактически свелась к управлению текущими делами, вынуждены постоянно заниматься финансовым лоббированием, то есть играть в отношении Москвы роль просителей. Болезненнее всего это отражается на богатых регионах: лишение их финансовой дееспособности гарантирует Кремлю лояльность местных элит. Нередко перед регионами ставят дополнительные задачи, не выделяя на них средств из центрального бюджета, при этом ответственность за выполнение заданий (и сохранение социальной стабильности) лежит полностью на местных властях.

Во-вторых, в последние полтора десятка лет губернаторы постепенно лишались своего политического веса. Террористический акт в Беслане в 2004 году послужил предлогом для отмены прямых губернаторских выборов (введенных в 1995 году). С 2005 года губернаторов назначали региональные парламенты по представлению президента РФ. Кремль вернул выборы, чтобы нейтрализовать протестную волну 2011-2012 годов, однако, губернаторы не обрели прежнего статуса. В выборы глав регионов внедрили разнообразные (формальные и неформальные) механизмы, которые ограничивают политическую конкуренцию или даже полностью ее пресекают. Это муниципальный фильтр и традиционное использование «административного ресурса»: законной и незаконной помощи при проведении и финансировании избирательной кампании, которую локальные власти оказывают кандидатам от «партии власти».

Кадровые решения, касающиеся губернаторов, принимает лично глава государства, а критерии выбора зачастую выглядят непрозрачно, поскольку свою роль играют здесь рекомендации управления по внутренней политике администрации президента, давление околокремлевских групп влияния, а также личные предпочтения Путина. Он назначает исполняющих обязанности губернаторов, а те формально легитимизируют свою позицию благодаря выборам, которые проходят на фоне фальсификаций и отсутствия конкуренции. Полученный таким образом общественный мандат не гарантирует, что они смогут сохранить пост: президент РФ имеет право отправлять их в отставку и назначать исполняющих обязанности глав регионов.

Его решения могут противоречить настроениям избирателей, о чем свидетельствует тот факт, что губернаторы, не пользующиеся общественной поддержкой, могут продолжать работать годами, если им удается обеспечить «Единой России» необходимые результаты на выборах. Законные полномочия главы государства дополняются неофициальными механизмами функционирования российской модели управления, в том числе неограниченными возможностями использования спецслужб в политических целях. Обычно формальной причиной отставок становится «желание» губернатора (в таком случае он может сохранить место внутри властной системы) или «утрата доверия президента» (например, если отставка связана с громким коррупционным скандалом).


Логика кадровых решений в 2017 году

В России установлен так называемый единый день голосования (ежегодно назначаемый на сентябрь), в который граждане выбирают представителей региональных и локальных властей разного уровня. В связи с этим отставки губернаторов проходят обычно весной или осенью. В свою очередь, исполняющие обязанности глав регионов получают достаточно времени, чтобы подготовить кампанию к выборам, на которых они смогут получить формальный мандат.

Две волны отставок 2017 года (февраль-апрель и сентябрь-октябрь) были беспрецедентно масштабными: поста лишились 19 губернаторов. При Путине подобный размах отставки приобретали только в 2010 году (тоже 19) и в 2012 (20). Февральские перестановки затронули губернаторов, срок полномочий которых в любом случае подходил к концу в 2017 году, так что решение в их отношении подсказывал избирательный календарь. В свою очередь, главы регионов, отправленные в отставку осенью, могли оставаться на своих постах еще несколько лет. На этом фоне выделяются две апрельские отставки: руководители Удмуртии и республики Мари-Эл не только лишились постов, но и услышали обвинения в коррупции.

Перестановки не имели планового характера, а скорее, служили свидетельством того, что администрация президента накануне президентских выборов занялась поиском новой формы обновления кадрового состава. Если в логике отставок прослеживается несколько четких критериев, но в новых назначениях единый тренд не просматривается. Внимания при этом заслуживает стремление Кремля оставить уволенных губернаторов (за редкими исключениями) в системе власти, найдя им место в структурах региональных или федеральных руководящих органов.

Главным критерием в ротации выступала сложная ситуация в регионах, которая могла стать проблемой для Кремля в контексте президентских выборов. Хотя их исход заранее известен, президент пользуется сильной общественной поддержкой, а весь административный аппарат будет приведен в состояние полной мобилизации, стиль победы остается для Путина вопросом первостепенной важности. В таких обстоятельствах конфликты внутри локальных элит, протестные настроения в обществе или коррупционные скандалы могут не только снизить эффективность избирательного механизма, но и опосредованным образом бросить тень на имидж главы государства.

В рейтингах, которые составляются для администрации президента, отправленные в отставку губернаторы получали низкие оценки в основном из-за неумения предотвращать коррупционные скандалы в региональном руководстве и конфликты в местных элитах (уровень консолидации элит на региональном уровне — это один из ключевых факторов для стабилизации ситуации в контексте президентских выборов), а также управлять общественными настроениями (как в Новосибирской области, где позиция губернатора пошатнулась в результате спровоцированного им конфликта на почве повышения тарифов на коммунальные услуги). В свою очередь, экономическая ситуация того или иного региона, влияла на кадровые решения незначительным образом.

Логика выбора новых глав регионов выглядит менее прозрачной. Свою роль играли здесь управленческие качества кандидата, специфика региона, расклад сил в локальных элитах, а также воздействие различных групп влияния, среди которых управление внутренней политики администрации президента выступает лишь одним из игроков (остальные — это федеральные министерства, региональное руководство, финансово-промышленные группы и спецслужбы). Кроме того, огромное значение имело личное отношение Путина к конкретным кандидатам.

В логике назначений прослеживаются три основные тенденции. Во-первых, большинство новых кандидатов не являются уроженцами тех регионов, которыми им предложили управлять (в осенней волне таких людей было 8 из 11). Мы видим здесь продолжение тренда, наметившегося во время третьего президентского срока Путина: доля «чужаков» возросла до 64%, тогда как при Медведеве она составляла 48%. Это свидетельствует о снижении уровня доверия к локальным группам влияния и, с одной стороны, вызывает у них недовольство, а с другой — создает надежду на то, что власть сможет улучшить свой имидж в глазах населения, отмежевавшись от скомпрометировавших себя локальных кланов. На этом фоне в особенности выделяется новый глава Дагестана: им впервые стал человек, не связанный с основными этническими группами, населяющими республику (у Владимира Васильева русско-казахские корни).

Во-вторых, благодаря перестановкам губернаторский корпус стал моложе. Средний возраст новых губернаторов снизился с 55 (2013 год) до 46 лет. Однако в России такое уже бывало: в 2011 году этот показатель составлял 40,9 лет. В-третьих, многие новые назначенцы относятся к «технократам» — это бывшие чиновники высшего или среднего звена, работавшие в структурах федеральной и региональной власти или на крупных предприятиях (заместители министра национального развития, заместитель министра промышленности, генеральный директор компании «Росморпорт», руководитель департамента в московском правительстве).

Эти тенденции свидетельствуют о лишении глав регионов политической роли и окончательном падении их статуса. Губернаторы новой волны фактически становятся делегированными из центра менеджерами среднего звена, представителями номенклатуры, которые полностью подчинены центральным властями. В эту схему вписываются даже назначения «политических» персон: спикера Законодательного собрания Красноярского края, градоначальников из Самары и Вологды, главы фракции «Единой России» в Думе или высокопоставленных представителей парламентской оппозиции — КПРФ и «Справедливой России».

Возможные последствия перестановок

Ротация кадров преследует в первую очередь имиджевые цели: ее задача состоит не в том, чтобы сделать работу регионального руководства в социально-экономической сфере более эффективной, а в том, чтобы хотя бы на короткое время повысить уровень доверия общества к власти и президенту Путина перед мартовскими выборами. Преемники «проблемных» губернаторов автоматически получают от избирателей, надеющихся на перемены, кредит доверия.

Рассчитывать, что какие-то из ключевых региональных проблем (обнищание населения, сокращение налоговой базы, урезание финансирования социальной сферы, в том числе здравоохранения) будут решены, не приходится. Все эти проблемы связаны не со спецификой регионов или с неверными кадровыми решениями, которые можно исправить перестановками на руководящих постах, а с неработоспособностью бюрократизированной и коррумпированной российской государственной системы. Следовательно, политические риски станутся прежними: из-за нарастания проблем в 2017 году в регионах усилилось общественное недовольство социальной, транспортной и жилищной политикой.

Самое большее, что могут принести кадровые перестановки, — временное повышение эффективности управления в регионах, связанное с налаживанием бюрократических механизмов. Это одна из немногочисленных сфер, в которой главы регионов до сих пор обладают реальным влиянием. Между тем трения между федеральным центром и регионами, возникающие на почве финансов, сохранятся. В 2017 году споры о принципах перераспределения средств между регионами в ситуации снижения поступлений в федеральный бюджет, вызванного падением цен на нефть, обострились.

Мэр Москвы, президент Татарстана, губернатор Калужской области, а также депутаты из Хакассии, Новосибирской и Сахалинской области заявили о том, что средства, поступающие от налогов, следует распределять более справедливо. Последним удалось при поддержке назначенного в 2015 году губернатора добиться от Кремля уступок. Некоторые регионы прибегают к прямым угрозам, заявляя, что они не смогут финансировать проекты, играющие важную роль в предвыборный период («майские декреты» Путина или ремонт дорог). Положение осложняют действия федеральных органов, противоречащие логике стабилизации ситуации накануне выборов, например, обострение отношений с Татарстаном или республикой Коми на почве языкового вопроса.

В этом контексте встает вопрос о том, удастся ли нормализовать обстановку в «проблемных» частях страны и даже слаженно провести выборы. В особенности это касается тех губернаторов, которые оказались в новых для себя регионах и плохо знают как местные проблемы, так и механизмы регионального управления (часть новых назначенцев — это относительно молодые чиновники федерального уровня). Им будет сложно управлять локальными группами влияния, в которых сосредоточены опытные закаленные в политической борьбе игроки.

Положение губернаторов осложнит то, что мера их ответственности за стабилизацию региональной социально-экономической ситуации несоразмерна тому количеству инструментов, которыми они обладают, а из-за отсутствия мощных политических тылов в регионе, они могут подвергнуться давлению силовых структур в рамках «борьбы с коррупцией». Удастся ли новым региональным руководителям взять под свой контроль ситуацию в период выборов, зависит от их личных качеств и умелого использования методов давления и убеждения. В итоге по крайней мере некоторые из них могут оказаться переходными фигурами, которые Кремль уберет во время следующих выборов осенью 2018 года.

Подпишитесь на нас