Какие звуки сонорные. Что такое сонорные звуки: определение и примеры

Фонетика - это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика - это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м"], [н] - [н"], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук - [лук] и лючок - [л"ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш"], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш"] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека - [ш"ика], чаща - [чаш"а], ванна - [вана], касса - [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д"], [з], [з"] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т"], [с], [с"] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [г] - [к], [г"] - [к"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.

    г) Звуки [й], [л], [л"], [м], |м"], [н], [н"], [р], [р"] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х"].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н"], тоже смягчается, и мы получаем звук [з"]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз"н"]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка - ло[т]ка, притча - ска[с]ка, воз - во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба - ко[з"]ба, просьба - про[з"]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность - [пол"за], лось - [лос"] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья - лис[т"йа], бе-лье - бе[л"йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л"эс], мёд - [м"от], лил - [л"ил], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик - [в"ин"т"ик], слива - [с"л"ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, предоставляют - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех - [м"эх], нёс - [н"ос], лючок - [л"ук], мял - [м"ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш"] - глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш"] - всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле - зем-л
    з[з"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[и] - гласный, безударный
    м[м] - согласный, жесткий, гулкий
    л[л"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ----------
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют - чер-н -ют
    ч[ч] - согласный, мягенький, глухой
    е[и] - гласный, безударный
    р[р] - согласный, жесткий, гулкий
    н[н"] - согласный, мягенький, гулкий
    е[э] - гласный, ударный
    ю[й] - согласный, мягенький, гулкий
    [у] - гласный, безударный
    т[т] - согласный, жесткий, глухой.
    -----------
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
  • Мало кто в обычной жизни задумывается о классификации звуков, которые люди используют в речи. Кое-кто из школьного курса русского языка помнит, что есть причем последние еще бывают парными и делятся на звонкие и глухие, а еще есть шипящие. Но это далеко не полный перечень. Разве ответит обычный школьник на вопрос, что такое сонорный звук? Вряд ли.

    Классификация речевых звуков

    Те, кто интересуется филологией и получают профильное образование, в процессе обучения выясняют, что звуки также подразделяются по способу извлечения, локализации и другим характерным чертам. Лучше всего их знают специалисты - логопеды-дефектологи, а также языковеды, специализирующиеся на фонетике.

    Существует несколько классификаций по различным критериям как в акустическом, так и физиологическом смысле. Это главное разделение, используемое фонетистами. Именно к физиологии звукоизвлечения относится разделение звуков на гласные, согласные и дальнейшее их дробление на подкатегории. Классификация же с точки зрения акустики известна не всем. Именно поэтому рассмотреть ее будет крайне интересно.

    Акустическая классификация

    Прежде всего, различают вокальные и невокальные звуки. При произнесении первых задействуется голос, так что все гласные и некоторые согласные являются вокальными. Далее различают консонантные и неконсонантные звуки. К первым относятся все согласные, а к остальным - гласные. Еще есть категория резких, в нее попадают те, что отличаются неоднородностью звукового спектра, например, [ц] или [р]. Остальные относят к нерезким. Еще со школы знакомо разделение на звонкие и глухие, однако с точки зрения акустики к звонким относятся также гласные и согласные, которые не являются парными. Существует еще несколько критериев, но они большей частью зависят от голосового аппарата конкретного человека и используемых ним интонаций.

    Одними из первых в речи и, пожалуй, наиболее простыми в образовании являются сонорные звуки. Они бывают только согласными, относятся к вокальным. При произнесении таких звуков практически нет препятствий для выдыхаемого воздуха. Чем же они так интересны?

    Сонорные

    Название этой категории происходит из латыни, где sonorus означает "звонкий". И их действительно не назовешь глухими. Согласно теории, сонорный звук при его произнесении не создает турбулентного воздушного потока в речевом тракте, то есть в гортани, глотке, ротовой полости и носу. На деле же голос просто преобладает над шумом, то есть движения губ, языка, щек минимальны. В русском языке к таким звукам относят [м], [н], [л], [р] и [j]. Все они, кроме последнего, образуют мягкую пару - [м"], [н"], [л"] и [р"].

    Особенности сонорных звуков таковы, что, несмотря на принадлежность к согласным, по структуре они очень близки к гласным. Кроме того, на слух они звучат более приятно, певуче. Эта особенность используется поэтами и писателями в таком приеме, как звукопись. Именно сонанты, как их еще называют, становятся первыми произносимыми детьми. И это связано именно с легкостью в их артикуляции и образовании. Кстати, именно сонорные чаще всего являются "ядром" слога, его самой звучной и заметной частью.

    Сонанты в других языках

    Естественно, не только в русской речи используются сонорные звуки. Примеры можно встретить во многих других языках, особенно их много в итальянском и испанском, из-за чего они звучат плавно и красиво. В английском есть два сонанта, аналогов которых в русском нет. Речь идет о [ŋ] и [w]. Сонорный звук [ŋ] относится к звонким носовым и произносится совсем иначе, чем обычная [н], а [w] очень напоминает гласный и произносится губами так, что получается что-то вроде краткого [уэ]. В немецком языке сонант мало, там преобладают щипящие, свистящие звуки и аффрикаты, поэтому многим кажется, что он такой грубый на слух. В неевропейских языках также существует такая категория, как "сонорный звук", и разнообразие входящих туда фонем поражает.

    Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

    Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

    В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].

    Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

    Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

    1. аппроксиманты;
    2. носовые фонемы;
    3. дрожащие;
    4. одноударные.

    Как отличить сонанты:

    • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
    • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
    • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
    • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

    Характеристика сонорных согласных

    Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

    По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

    По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

    По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

    Упражнения на артикуляцию

    Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

    Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

    Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

    Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

    Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

    Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

    Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

    Трудности в русском языке

    Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

    Обратите внимание!

    1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
    2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

    В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

    Видео

    Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

    Классификация согласных

    Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

    • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
    • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
    • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
    • Глоточные ;
    • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

    По степени звучности согласные делят на:

    • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
    • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
    • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
    • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

    Что такое сонорный звук в русском языке?

    Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

    • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
    • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
    • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
    • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
    • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
    • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

    Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

    Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

    1. Сказать слово вслух.
    2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
    3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
    4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
    5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
    6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
    7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

    В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

    Сонорные звуки в логопедии

    Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

    Основные причины такого явления:

    • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
    • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
    • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
    • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
    • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

    Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

    Как научиться произносить звучные согласные?

    Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

    Основными его этапами являются:

    1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
    2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
    3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
    4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
    5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
    6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

    Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

    Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

    Видео: как звучат сонорные звуки