Иуда истинный апостол иисуса христа. В изложении святителя Димитрия Ростовского

Все забывают о том, что у подлецов и предателей тоже есть свой покровитель и заступник - святой Иуда Искариот . Я не шучу. Что заставляет меня причислить Иуду к лику святых?

  1. Иуда был апостолом и учеником Иисуса Христа. Исцелял и изгонял бесов, как и они все.
  2. Именно он совершил жертвоприношение - Сына Отцу - иначе непонятно кто принёс Иисуса в жертву. Это сделал он, и так тому положено было быть по пророчествам.
  3. Иисус буквально сам велит дьяволу завладеть сердцем Иуды и предать.
  4. Иуда раскаялся и, если не искупил свой грех - то оплатил его. Ценой жизни.
  5. Наконец, Иуда ещё был жив, когда воскрес Иисус, и видел его воскресение. Поэтому он есть свидетель.

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я ? но один из вас диавол.

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его...

Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана . Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

Евангелие от Матфея 27:1-8, 11. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись , возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную . Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился . Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

Какой вывод можно сделать из последней евангельской истории? Помните, что Иисус говорит раскаявшемуся разбойнику, висящему рядом на кресте?

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Раскаявшиеся попадают в рай. Надо полагать, то же самое произошло и с Иудой - орудием божиим, избранным самим Иисусом. Если он прощён (у нас нет свидетельств, увы), то лучшего заступника перед Иисусом предателям и подлецам не найти.

И есть только одно обстоятельство, которое позволило бы им просить заступничества: надо раскаяться в содеянном и отказаться от платы за предательство. Без этого ни предательство ни подлость прощены и оправданы быть не могут. Такое вот христианство.

Мы никогда не узнаем что именно вменял в вину Иисусу Иуда Искариот и за что так хотел сдать того властям - это нигде не записано. Ясно только одно, что переход от "и с того времени он искал удобного случая предать Его " к "говоря: согрешил я, предав кровь невинную " говорит о том, что Иуда внезапно не нашёл в Иисусе этой вины - и это стало для него сюрпризом и потрясением. Видимо, Иуда ожидал от Иисуса чего-то, чего весьма опасался, и, чтобы этого не случилось, готов был предать его. Чего именно: захвата власти, подъёма бунта, гордого объявления себя иудейским царём, продажи чудес? Считал ли его просто лжецом? Но Иисус этого не сделал , даже во время судилища под угрозой смерти, что для Иуды стало откровением: он ошибся! Откровением такой силы, что за совершённую ошибку он нашёл только одну цену - собственную жизнь. Иуда сполна расплатился по своим долгам. Что делают отнюдь не все заблудившиеся, ошибшиеся, подлецы и предатели.

Зная любовь Иуды к деньгам (материальным благам), можно предположить, что он ожидал чего-то подобного и от Иисуса - ибо каждый меряет других по себе. Но Иисус не стал извлекать из своей популярности никакой выгоды. Иуде пришлось понять, что он совершенно не знал своего учителя, хотя и ходил с ним рядом рука об руку достаточно долго.

Наконец, Иисус говорил ученикам "ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик". И хотя сказано было также, что горе тому, кто меня предаёт и лучше бы ему было не родиться , но меньшим из всех оказался как раз Иуда. И именно он исполнил пророчества - и тем вошёл в историю и стал своего рода велик. Тайно велик, поскольку все отворачиваются от него. Но, быть может, зря. Он - образец предателя, добровольно заплатившего цену за своё предательство, что мало кто делал с тех пор. Разве что сам Бог, заплативший цену мучений Сына за свою ошибку с Адамом.

Фигура Иуды вообще - одна из самых важных в Евангельской мистике. Именно Иуда приносит Христа в жертву (от имени дьявола!). Именно он в итоге не получает взамен ничего , кроме добровольного принятия смерти. Именно он заранее и особо выделен всезнающим Иисусом как необходимое в этой мистерии действующее лицо.

И, наконец, ещё одно немаловажное обстоятельство. Здесь недвусмысленно показано, что даже в прямых учеников христианского Бога, осенённых при том Духом Святым, может входить Дьявол. Не таковы ли многие современные священнослужители?

Св. Иуда, брат Иакова праведного , сын Иосифа обручника Пресвятой Девы. Некоторые причисляют сего ап. Иуду к 12 апостолам, но против сего следующие данные:

1) из Евангелия (Ин. VII, 5; Мф. XII, 46) ясно видно, что «братия Господни» во время земной жизни И. Христа не веровали в Него, а между тем 12 апостолов постоянно следовали за Спасителем и проповедовали Его учение;

2) Иуда, писатель соборного послания, называет себя братом Иакова (1 ст.) и насколько известно из книг Свящ. Писания, святоотеческих творений, даже апокрифов, этот апостол нигде не называется другими какими либо именами (как напр, брат его Иосия-Иуст); Иуда из 12 апостолов у еван. Матфея (X, 3) называется Леввеем прозванным Фаддеем; у Св. Марка (III, 19) — Фаддеем;

3) Иуда, брат Иакова в своем послании ясно себя отличает от апостолов, под коими разумеются XII («поминайте глаголы прежде реченныя от апостол Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 17);

4) в Евангелии Луки (VI, 16) ап. Иуда из 12 называется Иаковлевым; — т. е. сыном Иакова; в перечислениях 12 апостолов у св. Евангелистов (Мф. X, 3; Mк. III, 19; Деян. I, 13) — упоминаются отчества их (как-то: Иоанн Зеведеев, Иаков Алфеев); а о братьях ясно говорится, что такой-то брат того или другого лица (как то: Андрей, брат Петра, Иоанн, брат Иакова), — следовательно, Иуда, брат Иакова Праведного, был сын Иосифа Обручника и не принадлежал к числу 12 апостолов (как некоторые думают — прот. Солярский, Библ. Слов. II вып. 344 и др.) и сего Иуду не следует смешивать с ап. Иудою (иначе Леввей, Фаддей), бывшим в числе 12 апостолов, каковое смешение встречается у многих писателей.

Может быть ап. Иуда одно и то же лицо с Иудою-Варсавою, который, по свидетельству ев. Луки, был пророк и обильным словом преподавал наставление братьям (Деян. XV, 32). Этот Иуда, как и брат его Иосия, был проименован Варсавою (Иустом), то есть праведным. «Муж начальствовавший между братьями; с ними Павел и Варнава относили, по поручению апостолов, постановления Иерусалимского Собора» (Деян. XV, 22) в Антиохию. Св. ап. Иуда, брат Иакова, имел жену, по имени Мария и детей. Евсевий (Ц. Ист. III, гл. XIX , 131) говорит о внуках его (ап. Иуды). Когда Домициан (95) повелел истребить Иудеев, происходящих из рода Давидова, то некоторые из еретиков указали на потомков Иуды, а Иуда был сродник по плоти Спасителя, что они происходят от Давида и далее выписывает из Егезиппова повествования о представлении внуков св. Иуды императору Домициану. О самом св. ап. Иуде нет никаких сведений в священном Писании, а позднейшие церковные предания, смешивая его с св. Иудою из 12, приписывают ему путешествие к Авгарю, Едесскому князю, проповедь слова Божия в Армении и др. странах. Вероятнее всего, что ап. Иуда не выходил с проповедью из пределов Палестины и окончил жизнь свою мученически. Память его 19 июня. Соименность св. апостола с Иудою Искариотским была причиной, что и сему св. ап. Иуде позднейшие предания приписывали враждебные отношения к Иисусу Христу: зависть (Ин. VII, 5), недоброжелательство. Передают, что Иосиф Обручник пред своею кончиною, разделил принадлежащую ему часть земли между своими сыновьями от первой жены и хотел он уделить часть и Иисусу Христу, но Иуда, вместе с Симоном и Иocиею, не хотел принять сына Пресв. Девы Марии к себе в часть и только старший сын Иосифа Иаков принял в свою часть Спасителя, за что он и был назван «братом Господним», а Иуда, сознав свои грехи против Иисуса Христа, не осмеливался будто бы называться братом Господа, а называл себя «братом Иакова» и рабом (а не братом) Иисуса Христа (Четьи Минеи 19 июня). Сему св. ап. Иуде принадлежит Соборное послание, каковое, впрочем, западные писатели приписывают св. Иуде-Фаддею или Леввею, из 12 апостолов. Блаж. Иероним в книге «О знаменитых писателях » пишет: «Иуда, брат Иакова: праведного оставил небольшое послание, одно из 7 соборных» (Твор. Блаж. Иеронима, ч. 5, стр. 291). Климент Александрийский (Paedag. III. 8), Ориген (Comment, in Math. XIII, 56), Тертуллиан (De cult. fern. 1, 8) и др. приписывают 7 соборное послание св. ап. Иуде, брату Иакова, праведного. Послание писано к «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом (1 ст.). Сходство этого послания со 2 посланием ап. Петра (Иуда 3, 3-18) и указание на тех же лжеучителей, о которых говорит ап. Петр, показывает, что ап. Иуда писал к тем же лицам, к которым писали св. ап. Иаков и Петр, т. е. к христианам Малой Азии. Написано это послание по смерти св. Иакова (63) и до разрушения Иерусалима, (т. е. между 63-65 и до написания ап. Петром второго послания). Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей и замечательно тем, что он (Иуда) пользуется в своем послании свидетельствами апокрифических сочинений (книгою Еноха, ст. 14, и Успением или Восхождением Моисея, ст. 4), что было причиной сомнения у некоторых писателей (Евсевия, Амфилохия и др.) в принадлежности сего послания св. ап. Иуде; но это послание включено в число священных книг

Симон «Зилот»

I век; праздник Симона в Восточных церквях 1 июля, традиционный день их смерти; у Иуды на Востоке свой собственный праздник 19 июня; в наши дни он может быть связан с днём переноса их останков в собор Святого Петра в Риме в VII-VIII вв.

Согласно Мф. 10:4 и Мк. 3:18, Симон родился в Кане, месте первого чуда, сотворённого Иисусом, или даже может быть тем самым женихом, к которому оно было обращено. Это было просто маленькое чудо превращения воды в вино, помощь молодожёнам, но оно важно, поскольку произошло по просьбе Его Матери. Некоторые считают, что причиной тому было обращение Симона в последователи Иисуса.

Лука также говорит нам о том, что Симон был «Зилотом» (Лк. 6:15 и Деян. 1:13), что означает, что он был сторонником иудейских патриотов, поднявших впоследствии восстание против римлян, захвативших Израиль, хотя это могло отражать и его рвение, с которым он проповедовал иудейский закон до его призвания Иисусом. Современные исследователи полагают, что Симон скорее всего был галилеянином, и что «кананеянин» и «Зилот» имеют значение «усердный».

Святого Иуду (Лк. 6:16 и Деян. 1:13), или Фаддея (Матфей, Марк), или Левия (Ин. 14:22; Мф. 10:3) в Новом Завете называют родственником (adelphos) Иисуса (Мф. 13:55 и Мк. 6:3), а также братом Иакова Меньшего (Послание Иуды). Также может быть автором самой короткой книги Нового Завета, письма Иуды (хотя стих 17 этого письма позволяет нам считать, что апостолы Иисуса к тому времени уже умерли «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.» Ид. 1:17).

Письмо Иуды написано человеком, сильно обеспокоенным как чистотой христианской веры, так и доброй репутацией христианского народа. Автор, как он говорит нам, планировал написать другое письмо, но, узнав о ложных воззрениях некоторых учителей христианского сообщества, срочно предупреждает Церковь остерегаться их.

В Западной традиции, основанной на апокрифических Страстях Симона и Иуды, считается, что после проповеди в Египте Симон присоединился к Иуде, и они оба с миссией отправились в Персию. Начиная с VI века легенды гласят о мученичестве, принятом Симоном и Иудой в Персии в Суфиане (Sufian, Siani), в Восточной же традиции считается, что Симон мирно почил в Эдессе. Иуду, именуемого святым Фаддеем, путают с святым Аддеем (Addai) из Месопотамии. Считается, что Симона и Иуду убили пилой или коротким мечом (falchion) (Attwater, Bentley, Delaney, Farmer, Walsh, White).

В искусстве святой Симон — человек средних лет с пилой и книгой, или лодкой. Иногда он держит весло или рыбу (Roeder). Или же его изображают распиленным наполовину (по Золотой легенде таким образом его убили языческие жрецы). В Реймсе и Тулузе, Франция, считают, что там находятся почитаемые останки этих святых. (Encyclopedia, White).

Иуда Фаддей обычно держит дубину — орудие своей смерти. (Его часто путают с Иаковом Меньшим, изображение которого обычно напоминает нашего Господа, тогда как Иуды — не напоминает.) Иногда Иуду показывают (1) держащим топор или алебарду (часто путают с Матфием); (2) держащим пилу; (3) держащим книгу (на которой может быть написано «Иуда»); (4) со свитком, своим посланием, с Carnis resurrectionem; (5) держащим плотницкую линейку (из-за чего его можно спутать с Фомой Близнецом); или (6) держащим корабль, и Симоном, держащим рыбу (поскольку оба были рыбаками). Обычно он в виде молодого человека или средних лет. К святому Иуде прибегают в безнадёжных ситуациях (Roeder).

Когда Симона и Иуду изображают вместе, один держит пилу, а второй — короткий меч, но их часто путают. Рыба, корабли и вёсла могут быть добавлены к изображениям каждого святого единственно из-за того, что оба были двоюродными братьями сынов Зеведеевых, которые были рыбаками (Appleton).

Молитва святому Иуде

Наиправеднейший апостол, святой Иуда, верный слуга и друг Иисуса, Церковь почитает тебя и обращается к тебе всюду, как к покровителю в безнадёжных, самых отчаянных случаях. Молись за меня, я так беззащитен и одинок. Умоляю, особенным правом, данным тебе, сделай видимой и быстрой помощь там, где она особенно нужна. Стань помощником в этой великой нужде, чтобы я смог получить утешение и помощь небес во всех моих потребностях, несчастьях и страданиях, особенно в (здесь изложите свою просьбу) и чтобы я мог восхвалять Бога с тобой и всеми избранными вечно. Обещаю, о блаженный святой Иуда, помнить об этом великом благоволении, всегда почитать тебя как своего особенного и могущественного покровителя, и с благодарностью быть преданным тебе. Аминь.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Апостол Иуда принадлежит к числу 12-ти учеников Господа. Он происходил из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия 1 , - дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого пророка и предтечи Господня Иоанна. Сей Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля иерусалимской церкви 2 . Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова 3 . Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием. Что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: "Ибо и братья Его не веровали в Него" (Иоан. 7:5).

Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт 4 разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:

Поношение доставляли Ему - т. е. Христу - и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? - От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.

Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.

Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия. Когда Иосиф, по возвращении из Египта, стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, - тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын - святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим. Сознавая эти свои прежние грехи - маловерие и небратолюбие - Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: "Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова" (Иуд.1). Кроме название Иуда Иаковлев, Апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем. Название эти даны Апостолу Иуде не без причины, а именно: слово "Леввей" значит: "сердечен". По отношению к Апостолу Иуде, это название будет означать, что он - Иуда, после соделанных им по неведению, прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия - Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим. Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит: "хвалящий", ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

О жизни и деятельности святого Апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствование Домициана 5 два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.

Апостол Иуда, подобно другим "братьям Господа" по плоти, понес многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Апостол Иуда, как и все вообще Апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора 6 , "божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма иерусалимского, проповедывал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю 7 , где еще раньше его проповедывал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Здесь Апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем" 8 .

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедывал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание. Побуждением или поводом к написанию сего послание послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это, краткое послание, заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной - плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, - советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома (Иуд.7).

Кроме того в своем послании святой Апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на страшный суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства (Иуд.6). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию (Иуд.5). Так, Апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.

Много различных стран посетил святой Апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим Апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и, после различных мучений, повесили на кресте и пронзили стрелами. Так окончил подвиг и жизнь свою святой Апостол Иуда и отошел ко Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяние на небе 9 .

Тропарь, глас 1:

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще, и мученика тверда, священно восхваляем, прелесть поправша, и веру соблюдша: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:

Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Ин кондак, глас 2:

Твердым умом избран ученик ты явился еси, и столп необоримь церкве Христовы: языком проповедал еси слово Христово, веровати, глаголя, во едино божество: от негоже прославився, приял еси дар исцелений, целити недуги притекающым к тебе, Апостоле Иудо всехвальне.

______________________________________________________

1 От сей Саломии следует отличать еще старицу Саломию - жительницу Вифлеема (нареченную бабку Господа); эта Саломия была родственницей Пресв. Девы Марии и прав. Иосифа; см. о ней в сказании о Рождестве Христове, - месяц декабрь, 25-го число, и в житии св. Иосифа Обручника, - 26 декабря.

2 Святой Апостол Иаков, брат Господень по плоти, по преданию сопутствовал отцу своему Иосифу, Приснодеве Марии и Младенцу Иисусу, во время бегства их в Египет. По вознесении Спасителя, он был поставлен епископом церкви иерусалимской; он первый составил Божественную литургию. Скончался, будучи свержен иудеями с крыла церковного, в 61 или 62 году по Р. Хр.; ему принадлежит соборное послание, носящее его имя. Память сего св. Апостола - 23 октября.

3 Впрочем некоторые отличают от Иуды, брата Господня, Иуду Иаковлева (упоминаемого в Евангелии от Луки гл. 6, ст. 16 и в кн. Деян. Апост. гл. 1, ст. 13) и к сему Апостолу относят следующее, сообщаемое в Евангелии обстоятельство. Во время последней Своей прощальной беседы с учениками, Господь, возвестив им о Своем отшествии к Богу Отцу, в утешение им сказал: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин.14:18- 21); тогда Иуда сказал Господу: "Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?" (Иоан. 14:22). Из этого вопроса видно, что Апостол Иуда еще не расстался с любимою мыслию иудеев о Мессии, как о земном царе, и понимал обещанное явление Господа в смысле видимого, чувственного явления, во славе земного царя и завоевателя. Господь ответом Своим дал ему понять, что Он - не земной царь, и явление Его в Царстве Своем не есть явление видимое, внешнее, телесное, но внутреннее, духовное, - таинственное общение Его с верующими (Ин.14:23).

4 Блаженный Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г.

5 Император римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

6 Никифор Каллист - греческий историк 14 века, оставивший нам "Историю Церкви".

7 Сему Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса - город в Месопотамии.

9 Св. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. - По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армянскому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Вареоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, - ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня).


Вот уже много лет все меньше простых мексиканцев приходят в католическую церковь помолиться Иисусу Христу и Богоматери. Теперь у них новые покровители - Святой Иуда и Святая Смерть и новые обряды. Вот только чаяния всё те же.






Мало кто знает, что Мексика – вторая страна в мире по количеству верующих католиков. И многие из них молятся Святому Иуде. Наряду с Девой Марией Гваделупской и Санта Муэрте это самый популярный католический святой. Народная любовь к нему столь велика, что сейчас Святой Иуда - единственный в мире канонизированный святой, в честь которого отмечают ежемесячный праздник. И неудивительно, ведь он считается покровителем обездоленных, безработных, заключенных и последней надеждой отчаявшихся людей. Для современной Мексики с ее разгулом преступности и безработицы – это то, что нужно.





Помимо ежемесячных торжеств, каждый год 28 октября десятки тысяч мексиканцев собираются возле старой церкви в Мехико. Здесь находится главная в стране статуя Иуды Фаддея (не Искариота). Жители пригородов, одетые в белое и зеленое, цвета Святого, везут сюда свои домашние статуи, в ожидании его помощи и новых чудес. Люди в костюмах индейцев выплясывают дикие танцы на площади перед церковью. В толпе шатаются подростки, которые нюхают клей и курят марихуану. Как ни странно, но Святой Иуда, который изображен с пламенем Святого Духа на его лбу, заслужил хорошую репутацию, исцеляя наркоманов.



Кроме Святого Иуды, многие мексиканцы ищут помощи и защиты у Санта Муэрте («Святой Смерти»). Конечно, этого божества нет в официальной религии, это результат индейского прошлого мексиканцев, наложившегося на католицизм. Санта Муэрте помогает тем, кто постоянно рискует своей жизнью: бандитам, наркоторговцам, полицейским, проституткам, таксистам. Ее просят о выздоровлении, освобождении из тюрьмы, о наведении порчи или смерти обидчику.

Почитатели Санта Муэрте считают, что она сильнее, чем Иисус Христос, ведь даже он, в конце концов, умер. Смерть одинакова для всех: и для богатых, и для бедных. Она беспристрастна и равна ко всем, поэтому выслушает молитвы и наркобарона, и бедного воришку. Ей делают и соответствующие подношения: кто-то яблоко и цветы, а кто-то – деньги и косяк травы. Эти подношения оставляют у небольших алтарей, установленных прямо на улицах города. Обычно это украшенные статуи Санта Муэрте с живыми цветами и, собственно, подарками.

Святая Смерть помогает там, где бессильны другие Святые. «Католическая церковь зачастую не помогает», - говорят мексиканцы. «Она может только наказывать за грехи. Она поучает, но не помогает». А Святая Смерть спасает наркоторговцев и убийц от полиции, помогает заключенным выживать в жутких мексиканских тюрьмах.





Традиционно Санта Муэрте изображают в виде женского скелета, одетого в однотонный балахон. Его цвет показывает, о чем верующий просит Святую: если помощи в любви – то накидка красная, если денег – то золотая, а для решения проблем с законом – зеленая. В правой руке Санта Муэрте сжимает косу, а в левой – земной шар или весы. Они показывают, что Смерти подвластны все люди планеты, и что все они равны.

В последние годы культ Святой Смерти распространился и за пределы Мексики. И теперь время от времени общественность Латинской Америки и юга США волнуется после очередных случаев убийств – жертвоприношений Санта Муэрте, которые совершают ее адепты.

Странные религиозные обычаи встречаются не только в Мексике. Во Франции, Китае и Японии распространена традиция посмертного брака. Здесь можно вполне легально .