Икона флора и лавра в чем помогает. И иллирийские

18 / 31 августа Православная Церковь празднует день памяти святых мучеников Флора и Лавра (II).

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия).

По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и Богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились.

Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа.

Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан.

Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, после чего в городе прекратился падеж скота.

В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

Флор (Фрол) и Лавр – покровители лошадей. На конюшнях часто можно увидеть икону этих святых.

Флор и Лавр с Власием и Спиридоном. Новгород

На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми. Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.

Согласно другому поверью на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник.


Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре. Сибирь

Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.

Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.

В селах Вологодской губернии на молебны приводили до 300400 лошадей местной породы, в основном, рыжей масти, часто с хохлатой шерстью, низеньких и неказистых, но очень выносливых, работоспособных и неприхотливых в пище.

На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях, существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название «скакалки».

В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили, как правило, во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.

В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флора и Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди тоже старались в этот день обильно есть и пить. Пекли специальное печенье с изображением конского копыта, которое жертвовалось священнику за молебен, а также раздавалось лошадям.

С этим днем по народному календарю связано много примет:

  • «Фрол-Лавр до рабочей лошади добр».
  • «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра».
  • В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
  • «На Фрола и Лавра досевки» последний срок посева озимых.
  • Кончается посев ржи после этого дня он считается запоздалым.
  • Коли на Фрола не отсеешься фролы (то есть сорняки) и родятся.
  • После Флора родятся фролы.
  • Начинаются вечерние «засидки» женские работы в избах при свете свечей: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
  • Начинаются осенние утренники.

Тропарь мучеников Флора и Лавра, глас 4

П реудо́бренную и богому́друю дво́ицу пресве́тлую/ восхва́лим, ве́рнии, по достоя́нию,/ Фло́ра преблаже́ннаго и Ла́вра всечестна́го./ И́же усе́рдно Тро́ицу Несозда́нную я́сно пропове́дасте всем,/ те́мже пострада́вше до кро́ве,/ и венцы́ пресве́тлыми увязо́стеся,// моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак мучеников Флора и Лавра, глас 8

Я́ ко благоче́стия му́ченики и страда́льцы Христо́вы богому́дрены,/ вселе́нная пресла́вно почита́ет Фло́ра и Ла́вра днесь,/ я́ко да улучи́м благода́ть и ми́лость моли́твами их// и изба́вимся бед и напа́стей, гне́ва же и ско́рби в День Су́дный.

Молитва святым мученикам Флору и Лавру

П рехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Изображение воспроизводится по изданию: Новгородская икона XII–XVII веков. Л.: Аврора, 1983.


с. 160 ¦ 110. Чудо о Флоре и Лавре 1 .

1 Сцена «Чуда о Флоре и Лавре» называется также, на основе сохранившихся надписей на некоторых иконах на эту тему, «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». В композиции Флор и Лавр изображаются стоящими по сторонам архангела, который держит за длинные поводья двух оседланных коней. Ниже изображаются три всадника-коневода и табун лошадей около водоема. Имена коневодов - Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, что в переводе с греческого означает «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем».

В канонической греческой, югославянской и русской литературе Флор и Лавр известны как христианские мученики - братья, по ремеслу каменщики. Культ Флора и Лавра как святых покровителей коней возник на Балканах (Иллирия), где сменил античный культ всадников - братьев Диоскуров. С Балкан этот культ перешел на Русь и здесь получил особенно широкое распространение. Создание иконной композиции «Чуда о Флоре и Лавре» - вероятнее всего является чисто русским самобытным творчеством. Тип Флора и Лавра, описанный в иконописных подлинниках, устанавливается в XV в. По иконописному подлиннику Флор изображается «подобием рус, власы с ушей кратки, брада невелика... в двух ризах (одеждах): верхняя вохра с киноварью, исподняя (нижняя) лазоревая, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги»; Лавр «подобием млад, без брады, власы просты смяты и аки подстрижены; риза киноварная, исподняя вохра с белилом, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги» («Сводный иконописный подлинник XVIII века». По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 423, под 18 августа).

Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп по легенде были сначала язычниками, конюхами богини Немезиды, затем стали христианскими мучениками. По иконописному подлиннику они изображаются так: «вси млади, аки трие пещные отроки кудреваты, на главах колпаки; на первом риза лазорь, испод бакан, на главе колпак киноварь, на другом риза киноварь, испод празелень, на главе колпак лазорь; на третьем риза бакан с белилом, испод вохра, на главе колпак бел, все препоясаны ширинками и в сапогах. Сии святии три обеда ястие (ели)... и кони изводяще на всякий скверный отеческий их праздник Немеседиосу, потом веровавши во Христа и мучение прияша» (указ. выше сводный иконописный подлинник, стр. 251, под 16 января).

Таким образом, в иконографии Чуда о Флоре и Лавре, сложившейся в древнерусском искусстве, была использована житийная легенда о всадниках-коневодах Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе (А. И. Кирпичников , Икона Флора и Лавра Румянцевского музея. - В кн.: «Древности», «Труды Московского археологического общества...», т. XX, М., 1904. Протоколы, стр. 18–19; П. Гусев , Иконография св. Флора и Лавра в Новгородском искусстве. - «Вестник археологии и истории», вып. XXI, Спб., 1911, стр. 71–104; Н. В. Малицкий , Древнерусские культы сельскохозяйственных святых в памятниках искусства. - «Известия Гос. Академии истории материальной культуры», т. XI, вып. 10, 1932, стр. 21–24; Д. Шестаков , Исследование в области греческих народных сказаний о святых, Варшава, 1910, стр. 130; В. Н. Лазарев , Искусство Новгорода, М.–Л., 1947, стр. 106–109).

Последняя четверть XV века. Новгородская школа.

На фоне горок фигуры людей и лошадей расположены строго симметрично. В центре архангел Михаил с двумя оседланными конями. По сторонам его Флор и Лавр. Ниже, в центре, слитая воедино группа из трех всадников-коневодов. Их имена в надписях искажены: «Колесип, Ельоусип, Нелосип». Лошади, которых погоняют всадники, стоят в реке, изображенной в виде широкой горизонтальной полосы с крупными завитками волн. Вохрение красноватой охрой по оливковому санкирю с четкими немногочисленными движками. Красочная гамма яркая, звучная. Горки зеленовато-желтые, река голубая, одежды зеленые и киноварные, лошади черные, белые, серые и светло-коричневые. Фон и поля золотые. На полях киноварная опушь. На верхнем поле фрагмент надписи: «Арх Миха... пор...».

Доска липовая, шпонки врезные, встречные. Паволока, левкас, яичная темпера. 67 × 52.

Собр. А. В. Морозова.

Поступила из ГИМ в 1930 году. с. 160
¦

Флор и Лавр - искусные каменщики из первых христиан - пострадали за веру, освятив языческий храм, как христианский. На Руси же народное почитание этих святых положило начало одного из "экзотичных" для современного человека праздников - конского. Почему же вдруг "Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр"?

О жизни Флора и Лавра нам известно немного. Мы не знаем, кто были их родители, к какой они принадлежали вере. В «Житии» святых братьев можно найти только имена их учителей - благочестивых мужей Прокла и Максима. Как и почему Флор и Лавр поступили в обучение к этим каменщикам, не ясно. Известно, что они научили юношей не только ремеслу, но и христианской вере.

Ведя благочестивую жизнь, братья стремились перенять у своих наставников все тонкости ремесла, так что вскоре стали самыми искусными каменщиками в округе. Неудивительно, что, когда правитель некой соседней страны попросил начальника Иллирии прислать ему каменщиков для работы, выбор Ликиона пал на Флора и Лавра.

Быть нанятыми самим государем - большая честь, вот только строить братьям предстояло храм для языческих богов. Конечно, это занятие не соответствовало их христианским убеждениям, но они решили, насколько возможно, использовать время своей работы на благо христианства.

Прибыв в чужую страну, Флор и Лавр не только строили храм, но и проповедовали. За работой, на отдыхе, во время короткого перерыва на еду, думается, братья не упускали ни одной возможности, чтобы рассказать своим соработникам, новым знакомым и просто прохожим, которые наблюдали за стройкой, о том, что в мире свершилось великое чудо - родился Сын Божий, Который взял на себя грехи человеческого рода.

Флор и Лавр не только проповедовали, но и помогали нуждающимся. За работу они получали плату. Купив себе немного еды (братья были постниками), все остальное они раздавали бедным и голодным. Ночью же молились.

Слушая рассказы о Христе и видя, как братья помогают окружающим, с каким добром и любовью обращаются со всяким человеком, многие становились христианами.

Однажды на стройку пришел языческий жрец со своим сыном. Юноша засмотрелся на скорую работу братьев, которые тесали камни. И тут от одного из камней отскочил осколок и попал сыну жреца в глаз. Тот вскрикнул от боли и ужаса, ведь он должен был остаться слепым на один глаз!

Жрец стал укорять братьев, которые сделали его сына калекой, за братьев стали заступаться другие строители. Чтобы не началась драка, Флор и Лавр успокоили жреца, сказав, что исцелят его сына.

Они забрали юношу к себе домой на ночь и стали рассказывать ему о Христе.

Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.

Если глаз мой станет таким же, как был прежде, - ответил юноша, - то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения, больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

Успокоившись, молодой человек рассказал такой случай:

Среди наших жрецов есть один, по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса. У нас есть обряд, который состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается все хуже.

После этого Флор и Лавр со слезами на глазах стали молить Бога, чтобы он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. Обрадовавшись, отец-жрец и сын уверовали во Христа.

Когда постройка языческого храма была закончена, братья собрали окрестных христиан, в восточной части здания поставили крест и освятили храм. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием.

Потом верующие (а их было около 300 человек) отправились к тому месту, где находились приготовленные для храма идолы языческих богов, и разбили их.

Узнав об освящении храма, правитель области был разгневан. Он отослал братьев к правителю их родины, Ликиону. Узнав, что Флор и Лавр и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землей.

Мощи святых были обретены спустя много лет и с честью перенесены в Константинополь.

На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитали как покровителей домашнего скота

Устное предание, сохранившееся в Новгородской земле, сообщает, что, когда были открыты мощи Флора и Лавра, в окрестностях прекратился падеж скота. Говорят, что тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. На Русь оно, вероятно, пришло с Балкан - родины святых братьев.

Там же возникло предание о том, что искусству управлять лошадьми Флора и Лавра обучил Архангел Михаил.

В Древней Руси иконописцам приписывалось изображать святых Флора и Лавра верхом на конях.

Что на Русской земле, что на Балканах множество людей занималось земледелием. Так что лошадь была далеко не последним животным в хозяйстве. Неудивительно, что в разных странах крестьяне особо почитали святых Флора и Лавра. Молясь братьям о помощи, народ по-своему осмыслял текст «Жития», так что на его основе возникали новые предания.

Согласно одному из них, Флор и Лавр зарабатывали на хлеб, роя по деревням колодцы. Однажды во время работы земля вырытого колодца обвалилась и засыпала обоих братьев. Вода, которая стала вытекать из-под обвала, оказалась чудодейственной: хилая лошадь одного крестьянина «начала добреть», выпив ее.

Другие крестьяне напоили водой своих лошадей, и результат был тот же. Тогда мужики разрыли колодезь на этом месте и обнаружили на его дне Флора и Лавра, целых и невредимых, с железными лопатами в руках. Так рассказывают в Орловской области.

Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры. Здесь видоизменен сюжет об исцелении жреческого сына: там осколок камня попадает в глаз сыну князя.

Фото:s pbcity .info

Почитание Флора и Лавра как покровителей домашнего скота породило множество обычаев

Например, в черноземных губерниях образ Флора и Лавра висел в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место, а день Флора и Лавра стал самым настоящим конским праздником. О его происхождении тоже есть легенда.

Рассказывают, что накануне дня Флора и Лавра один мужик пахал поле, чтобы посадить озимую рожь, а лошадь его не слушалась. Мужик кричал на нее, хлестал кнутом и бил палкой, так что она упала на колени и заржала от боли и усталости.

Вдруг появились два странника с посохами и встали на защиту лошади со словами: «Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним».

С тех пор в день Флора и Лавра лошадей не использовали даже для самой необходимой работы, и даже на скачках, которые проводились в этот день, седлать лошадей было не принято. Любая работа, производимая лошадьми в конский праздник, по представлениям крестьян, могла повлечь за собой их падеж.

До дня Флора и Лавра не разрешалось выжигать тавра (клейма) на молодых лошадях.

В сам праздник лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам, другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение. Обычно купали лошадей мужчины, реже - женщины. Хозяева надевали нарядную одежду, украшали лошадей и на поводке вели в пруд, а сами шли по берегу.

После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебен. После обедни и молебна чествуемым святым, покровителям коней Флору и Лавру, совершалась «конная мольба». Заключалась она в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. По народным верованиям, это должно было «охранять коней от всякого лиха»: «Умолил Фрола и Лавра, жди и лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр».

В некоторых губерниях в этот день устраивались скачки, как уже говорилось, на неоседланных лошадях. После скачек устраивалось праздничное угощение, приготовлялось пиво. А так как мужчины и парни участвовали в скачках, то они по большей части старались воздержаться от выпивки, так что гуляли «на фролах» главным образом женщины.

Для табунщиков и конепасов изготовлялся специальный пирог, а для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта. Этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику; лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине - от коня до поросенка.

К святым Флору и Лавру и за помощью в уходе за скотом обращались не только в праздник. В Буйском уезде Костромской губернии только что родившегося теленка приносили в избу и ударяли об угол голбца (погреба) три раза, прося Флора и Лавра, чтобы «пустил скотину вдоль всего двора», т. е. чтобы «обеспечить прок, сделать так, чтобы скот пришелся ко двору».

Ко дню Флора и Лавра приурочивали начало бабьих «засидок», когда женщины собирались вместе в одну избу, чаще всего к какой-нибудь вдове с прядением, вязанием и другим рукоделием. «С Фролова дня засиживают (т. е. работают при огне) ретивые, а с Семена - ленивые».

В степных губерниях день Флора и Лавра обозначал начало «помочей» - помощи всего «мира» в хозяйственных работах вдовам, сиротам, одиноким старикам. «Помочь» вознаграждалась угощением.

День святых Флора и Лавра заканчивал сезон полевых сельскохозяйственных работ. Считалось, что, кто будет сеять после этого дня, тот не жди и урожая: «Сей озимь от Преображения до Флора»; «Коли до Фрола не отсеешься, фролы (флоры; цветы; один куколь; сорняки) и родятся»; «Кто сеет на Фрола, у того фролки и будут». Окончание сева отмечали праздничной трапезой и гуляньем.

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца , что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр , отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей. Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец. В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей.

Молитва свв.Флору и Лавру
Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услышьте всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов.
Вонмите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.

Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем.