Игра гуси лебеди правила игры цель. Plan_4.doc - Подвижная игра «Гуси-лебеди

Эта игра годится даже для дошкольников уже лет с пяти. Играть можно от шести до двадцати человек; впрочем, можно и больше - до тридцати, но тут гусям не так интересно будет.
«Гуси-лебеди» - игра летняя, и играть в нее приятнее всего на свежем воздухе - во дворе, на лужайке или другом ровном месте, где можно побегать. И желательно, чтобы была трава, на которой всегда гуси пасутся.

Величина этого «поля» в длину шагов сорок, а в ширину не меньше двадцати. Но если вам исполнилось уже лет по десять или когда очень много игроков соберется, то место для игры выбирайте побольше - шагов пятьдесят в длину и шагов двадцать пять в ширину.

Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живет хозяйка со своими гусями. Это место отделите от поля чертой, проведенной на земле. Затем шагах в двадцати пяти от дома, то есть чуть дальше середины поля, на его краю под воображаемой «горой» обозначьте «логовище», где будет сидеть волк. А дальше, шагах в десяти от логовища и до конца поля, будет пастбище для гусей. Его, очевидно, можно не очерчивать, а просто положить по краям поля по камню или воткнуть по палке. Часть поля за ними и будет пастбищем.

Все поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски. Впрочем, можете сделать и проще: отшагать сколько надо, обозначив тремя любыми предметами дом, логово и пастбище, и сразу же играть.

Теперь приступим к самой игре.
Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц - волка и хозяйку. Если для игры вас соберется больше десяти человек, то для экономии времени пусть первый вышедший будет волком, а второй - хозяйкой (или хозяином) гусей. Все, кто остался, и будут «гуси-лебеди».

Хозяйка ведет гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в свое логовище и сидит там до поры до времени.
Дальше начинаются разговоры.

Хозяйка спрашивает:
- Гуси, гуси?
Гуси дружно отвечают:
- Га-га-га.
- Есть хотите?
Вот тут уже гуси переходят на человеческий язык и начинают говорить:
- Да-да-да!
- Ну, летите… -
разрешает хозяйка и, помахивая хворостинкой, гонит гусей в поле.

Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище. А хозяйка возвращается домой.
Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою: «Га-га? Га-га-га?» - и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка.

Спустя примерно минуту хозяйка кличет их:
- Гуси-лебеди, домой!
Гуси останавливаются и отвечают:
- Мы боимся!
- Почему?
- Серый волк под горой!
- Что он делает?
- Гусей щиплет.
- Каких?
- Сереньких да беленьких.

Тут хозяйка начинает сердиться на боязливых гусей и строго приказывает:
- Гуси-лебеди, домой!

Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкины слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват - ловить гусей.

Обычно больше одного гуся ему схватить не удается, а остальные благополучно прибегают домой.

Волк уводит добычу в свое логово и остается там. А хозяйка снова начинает разговор с гусями, отправляет их пастись, потом зовет домой. Так раз за разом волк ловит гусей и утаскивает их к себе.
До каких пор продолжается игра и чем она заканчивается?

Тут все зависит от того, сколько ребят участвуют в игре. Если вас всего семь-восемь человек, то волк должен изловить всех гусей. А когда играющих много, то следует заранее договориться, сколько гусей будет ловить волк, - например, пять или семь. Ребята постарше, конечно, в силах изловить и больше, но тогда первым пойманным гусям скучно будет долго сидеть в логове волка, не принимая участия в игре. Поэтому аппетит волка надо ограничить.

Младшие ребята обычно ловят только трех гусей.
Как я уже говорил, волк выбирается по считалке, и может оказаться, что волком станет не очень проворный или даже самый маленький из вас. Но все равно пусть он играет. Только если он, выбежав ловить три раза, не поймает никого, то для продолжения игры ему следует поменяться местами с хозяйкой. Ну а когда волк сильный, пусть сначала погоняется за ребятами постарше, а не отлавливает одних малышей.
Игра заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей.
Если вы еще не наигрались и захотите повторить игру, то первый пойманный гусь становится волком, а бывший волк - хозяйкой, чтобы он смог отдохнуть. Хозяйка же пусть станет гусем и побегает.

Правила

Первое. Пока хозяйка не произнесет слово «домой», гуси не должны выходить с пастбища, а тем более начинать бежать к дому. Можно только встать на краю пастбища и приготовиться. Волк тоже не имеет права преждевременно выбегать из логова.

Второе. После слова «домой» всем гусям надо незамедлительно бежать к дому, потому что волк может ловить гусей даже на пастбище.

Третье. Когда гуси прибегут домой, то есть пересекут черту дома, ловить их уже нельзя. Но так как никаких боковых линий здесь не обозначается, то и гуси и волк могут убегать немного и вправо, и влево. Но вообще-то бегать туда незачем.

Четвертое. Кого волк ухватил, не должен вырываться; да и одежда целей будет, не порвется.

Пятое. Как бы хозяйка ни «болела» за своих гусей, выходить из дома во время волчьей охоты ей не разрешается. Пусть волк без помех гоняется за добычей.

Шестое. Волком может быть каждый только один раз за игру. То есть если бывший волк, став гусем, снова попадется первым, то волком становится второй пойманный гусь.

Впрочем, я немного слукавил, когда написал, что хитростей нет. Общих для всех нет. Но для какого-то одного гуся одна маленькая была. Перед тем как бежать домой, гуси обычно скапливаются на границе пастбища подальше от волка. А один из них потихоньку занимает позицию у того края, где сидит волк. Зачем? А вот зачем: когда гуси побегут домой, то волк ринется наперерез к другому краю поля, чтобы ловить в самой их гуще. А этот хитроумный гусь пробежит к дому мимо опустевшего волчьего логовища безо всяких хлопот.

Ну а теперь расскажу вам еще немного о старине.
Раньше волку играть было труднее, он всегда должен был изловить всех гусей. Но в Олонецкой губернии (это лесной край, где Онежское озеро и река Онега) на этом игра еще не заканчивалась. У тамошних ребят был такой милый и симпатичный конец игры, что мне очень хочется привести его здесь дословно: «Когда переловит всех, тогда хозяин топит волку баню, принося для этого щепки, камни и тому подобное. Потом просит волка в баню. Волк идет и в бане показывает вид, что он умеет и париться, и мыться, и прочее. По выходе из бани хозяин берет камень или палку и, показывая их волку, говорит: «Волкушко! Я тебе коровушку брошу!» - бросает камень или палку, волк бежит за брошенным, а гуси-лебеди в это время убегают к хозяину».

План­конспект занятия по ОФП
Тема: «Подвижная игра «Гуси­лебеди»
ДатаКласс: 1
Цель: воспитание всесторонне развитой личности; повышение интереса к
физической культуре.
Задачи:
1. Усилить познавательную активность учащихся, через подвижные игры.
2. Укрепление здоровья, повышение двигательной активности.
3. Воспитывать толерантность, взаимопомощь;
Оборудование: свисток, мяч волейбольный.
Продолжительность: 35 мин
Ход занятия:
1. Построение.
2. Игровое упражнение со стихотворным сопровождением.
Учитель объясняет детям, что темп бывает разный. И проводит разминку
от медленного до быстрого темпа.
Мы пойдем сначала вправо –
Раз, два, три.
(Ходьба на месте с поворотом направо)
А теперь пойдем налево –
Раз, два, три.
(Ходьба на месте с поворотом налево)
А теперь мы все присядем –
Раз, два, три.
(Упор присев)
Дружно и тихонько встанем –
Раз, два, три.
(Встать, руки вверх)
А теперь мы все станцуем –
Раз, два, три.
(Пружинистые полуприседания с поворотами туловища направо­налево и
скрестными движениями рук впереди)
А теперь еще станцуем –
Раз, два, три.
1

Раз, два, три.
(Шаг вправо, шаг влево, полуприсед)
3. Беседа “Режим дня – основа жизни человека”.
Учитель. Ребята, я вам расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте и
ответьте мне на вопросы.
Жил­был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя.
Они его любили­обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось.
Спал до полудня. Просыпался… Зевал, широко разинув рот. И тетя Липа тотчас
же вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался
развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой­
нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек,
красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы
прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от
скуки – он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал
прохожих.
– Что вы можете сказать об этом мальчике?
– Нравится или не нравится вам Алеша Иванов? Если не нравится, то почему?
– Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
– Почему Алеше скучно и дома и в школе?
– Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? (Ответы учащихся.)
Учитель. Но вот хорошо воспитанному человеку и скучать­то некогда. Ведь он
живет по строгому распорядку и делает все самостоятельно.
– А как же называется такой строгий распорядок, которому мы следуем в
течение дня? (Ответы учащихся.)
Учитель. Правильно, это режим дня.
Учитель. Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее
целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной
гигиены и т. д. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Режим дня».
Учащиеся встают в круг, изображающий циферблат часов. И вместе с учителем
говорят время и что в это время надо делать (подъем, зарядка, завтрак и т.д.).
4.Подвижная игра «Гуси­лебеди».
Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой ­
поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
2

­ Гуси, гуси!
­ Га­га­га!
­ Есть хотите?
­ Да, да, да!
­ Ну летите же домой!
­ Серый волк под горой, не пускает нас домой.
­ Что он делает?
­ Зубы точит, нас съесть хочет.
­ Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Затем хозяин говорит ему: «Волкушко, я тебе коровушку брошу», ­ и бросает
мяч.
«Волк» бежит за мячом, а «гуси» в это время убегают к хозяину.
5.Построение. Упражнения на внимание и расслабление.
Упражнение «Класс, делай так…»
6.Уход из спортивного зала под стихотворение.
Мы пойдем сначала вправо –
Раз, два, три.
А теперь пойдем налево –
Раз, два, три.
А теперь мы все присядем –
Раз, два, три.
Дружно и тихонько встанем –
Раз, два, три.
А теперь мы все станцуем –
Раз, два, три.
А теперь еще станцуем –
Раз, два, три.
Раз, два, три.
3

Эта всем известная русская народная подвижная игра для детей вот уже который век остается хитом. Лучше всего играть на улице, но, если деток не очень много и площадь комнаты позволяет, то можно и дома. Возраст игроков в этой игре 4-9 лет. Перед игрой чертятся две линии на противоположных концах площадки. Это «домики» гусей. Здесь они в безопасности, волк не может их ловить.Если вы играете в помещении, то можно просто оговорить, где начинается «домик», или отметить его шнурами, лентами, гимнастическим обручем. Пространство между домиками «поле» или «лужок». Выбирается «волк» и «хозяин». «Хозяина» выбирать не обязательно – им может быть взрослый. Все «гуси» отправляются в один «домик», а «волк» остается караулить в поле.

«Хозяин» ведет с «гусями» диалог, хорошо известный всем взрослым, а дети его моментально разучивают:

«Хозяин»: Гуси, гуси!

«Гуси»: Га-га-га!

«Хозяин»: Есть хотите?

«Гуси»: Да-да-да!

«Хозяин»: Так летите! -

«Гуси»: Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

Сразу после этих слов, «гуси» бегут через «лужок» и стараются укрыться от «волка» в «домике». Тот кого «волк» смог поймать, меняет его и сам становится «волком». Можно выбирать водящего каждый раз считалкой, если детки, стремясь превратиться в «волка», начнут играть не в догонялки, а в поддавки.

Есть малоизвестный вариант игры «Гуси-гуси». Это распространенная в московской губернии .

Джамиля Курбанова
Конспект проведения подвижной игры «Гуси-лебеди» с детьми старшей группы

Задачи : Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями.

Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции.

Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.

1. Подготовка : Подготовить иллюстрации по сказкам.

Подобрать считалку, для выбора волка.

Приготовить маску волка.

Активизировать в речи детей слова : пастух, логово.

2. Инвентарь и оборудование : Иллюстрации по сказкам, маска волка.

3. Место проведения : спортивный зал.

4. Знакомство с правилами :

Гуси «прилетают» домой, не попавшись волку, волк ловит гусей. Пойманным считается тот, до кого дотронулся волк. Достаточно дотронуться, не надо хватать руками.

5. Начало игры : Можно рассадить детей на скамейке (так они не будут отвлекаться) .

6. Ход игры : Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Ответы детей) .

А могли бы вы узнать сказку по иллюстрации? (показываю иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди » ). Кто помнит, как называется эта сказка? (Дети называют) . А кто помнит, что же случилось, в этой сказке? (Ответы детей) . Кто Ваню – украл? (Дети отвечают) . Как вы думаете, почему это произошло? (Ответы детей) . Правильно, сестрица Аленушка не следила. А скажите, может, ли с гусями, такая история приключиться? Кто их может, украсть? (Ответы детей) . А хотите, мы с вами сочиним свою сказку? (Ответы детей) . Давайте представим, что мы с вами гуси , вот здесь (одна сторона зала) наш дом, а здесь (в другом конце зала) стоит, пастух. Пастух – это человек, который следит за гусями, сторожит их. Например – это будет Данила. А вот здесь, будет логово, волка. Логово – это дом волка. Волком будет – Рома.

Пастух – завет, домой гусей. Говоря слова : Гуси , гуси !

Гуси отвечают – га , га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси . Да, да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси . Нам нельзя,

Серый вол под горой

Не пускает нас домой…

Пастух. Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси , вытянув руки в стороны, летят домой, а волк выбегает и старается поймать (осалить) гусей.

После двух раз игры , выбирается новые волк и пастух, считалкой.

7. Руководство ходом игры :

Указания : Бегать руки в стороны (гуси летают ) .

Волк, может, только осалить, а не хватать руками.

8. Что делать с выбывающими игроками : Я одних присоединяю к пастуху (они повторяют вместе с ним его слова, других к волку (если «волк» – слабый ребенок, но хотел быть волком).

9. Окончание игры : спокойная ходьба.

10. Подведение итогов .

Ребята, вам понравилась история, которую мы придумали и проиграли?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вас не поймал волк. (Ответы детей) .

Скажите, кто из волков, был самым быстрым и ловким, и поймал больше всех гусей? (Ответы детей) .

Можно в эту игру поиграть на прогулке?

Вывод педагога : Ребята, мне очень понравилось ваше участие в игре.

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.

Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.

Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.



Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»

Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».

Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Описание: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга- ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.

Варианты: Выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Цель: Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.

Оборудование: мяч.

Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети - «зайцы».

Ход игры.

Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).



На слова воспитателя:

Зайчик прыг-скок. прыг-скок

В зеленый лесок

«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».

Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.