Где учился мутко. Каким бизнесом занимались близкие и друзья министра спорта виталия мутко

В разных книгах по разному описывается эпизод на Потсдамской конференции 1945 года, когда 16 июня президент США Трумен, еле сдерживая ликование, сообщил И.В.Сталину о том, что "…отныне Америка обладает оружием невероятной разрушительной силы" . Но далеко не во всех этих книгах рассказано о том, что в тот же день при разговоре с В.М.Молотовым Сталин произнес: "Надо будет поговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы" . Действительно, работы по созданию атомного оружия велись в Советском Союзе уже не один год.

25 декабря 1946 года в Москве запущен первый атомный реактор. Дело в том, что создать атомный боевой заряд из естественного урана – 238 нельзя. А для получения пригодных для этой цели урана – 235 и плутония – 239 нужен атомный реактор. И он был создан.

4 апреля 1949 года возник Северо-атлантический блок НАТО. Эта военная организация имела четко выраженную направленность против Советского Союза. И не случайно в планы ЦРУ и Пентагона входило нанесение в 1951 году трехсот атомных ударов по промышленным и административным центрам СССР. Единственное, что задерживало американцев, было то, что для изготовления такого количества бомб нужно достаточно большое время.

Но, 28 августа того же 1949 года на Семипалатинском полигоне, тогда он назывался учебным полигоном №2, был взорван первый советский атомный заряд. Американцы лишились атомной монополии и вопрос об атомном нападении на СССР отпал.

Когда прорабатывались вопросы о создании атомного оружия, было ясно, что необходимо вооружать им не только авиацию, но и Военно-Морской флот, в частности подводные лодки. Была сделана попытка создать атомный заряд для торпеды с соответствующими размерами. Однако, в 1954 году первый такой заряд при испытаниях на Семипалатинском полигоне попросту не взорвался.

12 августа 1953 года был произведен первый в Советском Союзе взрыв термоядерного или, как его обычно называли, водородного заряда с мощностью равной 400 килотоннам тротилового эквивалента. Стало очевидно, что взрывы такой и еще большей мощности производить на Семипалатинском полигоне нельзя. Нужно уходить в менее населенные районы страны. Поэтому, а также с учетом необходимости создания атомного оружия для ВМФ, было принято решение рассмотреть возможность размещения нового полигона в северном приморье. Одновременно Министерству среднего машиностроения был выдан заказ на разработку боевой части торпеды, получившей наименование "Т-5".

С предложением о размещении полигона на Кольском полуострове не согласился Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов, сказав, что "Одним испытанием не обойтись, а Кольский полуостров надо беречь" . Тогда заместитель начальника управления ВМФ полковник Е.Н.Барковский предложил рассмотреть возможность размещения полигона на островах Новая Земля. Была создана специальная комиссия для проработки вопроса и в результате 31 июля 1954 года Совет Министров СССР издал специальное постановление о создании на Новой Земле Морского научно-исследовательского полигона. Руководил строительством полковник Барковский, но уже с ноября 1954 г. и по сентябрь 1955 г. начальником полигона был знаменитый подводник Герой Советского Союза капитан 1 ранга В.Г.Стариков.

Строительство велось одновременно в трех местах. В поселке на берегу губы Белушьей создавалась основная база. В полутора десятках от нее, в Рогачеве – аэродром. А испытательная зона – на южной оконечности архипелага в губе Черной. Там на берегу вырос поселок из щитовых домиков и палаток. Был построен пирс. Велись тщательные промеры самой губы, что было необходимо, так как она мелководна, по форме напоминает бутылку горлышком наружу и т.д. То есть для плавания кораблей и тем более подводных лодок не слишком удобна.

Первым испытанием на новом полигоне планировался взрыв атомного заряда торпеды. Поскольку вписать по габаритам в торпеду заряд пока не удалось, решено подвесить испытываемый заряд под буксирным судном на глубине 12 метров. Для определения поражающих характеристик в бухте были размещены эсминцы "Гремящий", "Куйбышев" и "Реут", построены бетонный и деревянный пирсы, установлены десантные и противодесантные средства, плавучие стенды. На них на всех находились измерительные приборы. Кроме того, в прибрежной зоне созданы приборные и оптические пункты, приборные стенды для забора проб воздуха и осадков, а для забора проб воздуха на высоте и воды в губе задействованы самолеты ЛИ -2 и вертолеты, два тральщика.

21 сентября 1955 года в 8 часов утра произведен первый в Советском Союзе подводный ядерный взрыв. Участник этих испытаний С.И.Быстров рассказывал: "Султан встал мгновенно. Столб внутри пустой, а стенки из воды. Белый белый от внутреннего свечения. Такой белизны я никогда не видел. Столб стоял долго долго. Впечатление такое, что вышел джинн из бутылки и замер. Потом столб начал разрушаться сверху, опадать." Эсминец "Реут", стоявший в трехстах метрах от эпицентра, исчез сразу же. "Куйбышев" и "Гремящий" остались на плаву, ибо были дальше, но получили ряд повреждений, особенно "Куйбышев". Бетонный пирс, находившийся на расстоянии около полутора километров, сильно поврежден. Ряжевый деревянный пирс, отстоявший около трех километров, разрушен частично, такой же на расстоянии два километра разрушен полностью. Десантные средства у берега затонули.

Итак, принципиально ядерный заряд для торпеды был создан. Предстояло доработать его конструкцию с целью уменьшения габаритов, а также завершить создание торпеды с ядерным зарядом и провести ее испытания для принятия на вооружение.

Государственные испытания торпеды Т-5 проводились в той же губе Черной в 1957 году. На акватории губы размещены эсминцы "Гремящий", "Грозный" и "Разъяренный", тральщики "Павлин Виноградов", "Ульянцев" и БТЩ-19, подводные лодки С-10, С-81, С-84, Б-9, Б-20, мелкие суда и баржи. Подводная лодка С-19 лежала на дне.

10 октября 1957 года подводная лодка 613 проекта С-144 под командованием капитана 1 ранга Г.В.Лазарева подошла к горлу губы Черной. В ее задачу входило произвести два выстрела торпедами. Первая торпеда несла обычный, даже уменьшенный по мощности, заряд и была пристрелочной. При этом выстреле подводная лодка должна была также отработать свой маневр, чтобы не пострадать при ядерном взрыве. Планировалось, что выстрелив лодка уйдет за скалы горла губы и тем укроется от ударной волны.
Находясь на перископной глубине, подводная лодка произвела первый выстрел и сманеврировала как планировалось. Торпеда прошла нормально и поразила цель, но благодаря уменьшенному заряду судно-цель осталось на плаву. В 10 часов капитан 1 ранга Лазарев вновь вывел лодку в назначенную точку. Говорят, что для подводников торпедная стрельба всегда является ответственным делом. Здесь же она была во сто крат ответственнее: мало того, что идут Государственные испытания торпеды, она еще и впервые с ядерным зарядом. Минно-торпедная часть пл С-144, которой командовал капитан-лейтенант В.Бессонов, не подвела. Выстрел был произведен нормально. Подводная лодка, как и планировалось, благополучно укрылась за скалистым мысом.

Торпеда поразила цель.

Султана, как два года назад, не было так как глубина взрыва была почти в три раза больше. Но над поверхностью акватории поднялась огромная светящаяся водяная гора. А когда она осела, оказалось, что эсминцы "Грозный" и "Разъяренный", подводные лодки С-81, Б-9 и Б-20, два тральщика, мелкие суда и баржи затонули. "Гремящий", правда, остался на плаву, но его пришлось отбуксировать на мель.

Итак, Государственные испытания торпеды Т–5 прошли успешно, торпеда была принята на вооружение Военно-Морского флота. Это был первый корабельный атомный боеприпас.

За проведенную стрельбу атомной торпедой капитан 1 ранга Лазарев награжден орденом Ленина, капитан-лейтенант Бессонов – орденом Красного знамени.

Во второй половине 1940-х годов советская ядерная программа развивалась с умопомрачительной скоростью. На нее тратились колоссальные ресурсы. Главным толчком стало наличие у потенциального противника – США – ядерной бомбы. Руководство страны осознавало, что необходимо догонять Америку, которая не только имеет такое , но уже и успешно его применила в боевых действиях (нанесение ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки).

Первый советский атомный заряд был испытан в 1949 году. И здесь встал вопрос, как доставить атомный заряд на территорию США. Изготовленные советскими военными несколько десятков бомб, которым разработчики дали название «Татьяна» (вероятно из-за того что индекс изделия начинался с «Т») на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4. Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 был легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных островов или на льдине у Северного полюса. При этом экипажа бомбардировщика имел билет в один конец. У них был единственный выход после завершения операции – попытаться долететь до мексиканской границы и выброситься с парашютом.


Естественно, такое положение дел не удовлетворяло ни руководителей страны, ни военных. Поэтому началась проработка вопроса использования атомных бомб и в интересах различных родов Вооруженных Сил СССР. Руководство страны отдавало предпочтение ракетной технике и бомбардировочной авиации. Однако и Военно-морской флот хотел получить в свои руки ядерное вооружение.

В то время самым многочисленным классом кораблей в советском флоте были подводные лодки. ВМФ СССР еще перед войной был лидером среди мировых государств по количеству подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны была подтверждена их эффективность действий на коммуникациях противника. Подводные лодки, находящиеся под толщей воды, в условиях ядерной войны имели явное преимущество перед надводными судами. Они могли достаточно близко подобраться к берегам противника и нанести удар. Поэтому командование ВМФ в первую очередь хотело иметь атомное оружие именно на подлодках. Однако здесь сразу возникали другие технические трудности и проблемы: максимальный диаметр торпедных аппаратов советских подводных лодок составлял 533 мм, а диаметр «носимой» атомной бомбы, испытанной в 1951 г., – 1500 мм. Что же делать в данной ситуации? Моряками предлагалось уменьшить заряд до необходимых габаритов, а атомщики требовали увеличить габариты торпеды. Именно поэтому появилось два проекта торпедного оружия с ядерным боеприпасом.

Т-15 – «Царь-Торпеда»

Инициатором проекта Т-15 был Алферов В.И., деятельность которого была связана в разное время с ВМФ, Наркоматом судостроительной промышленности и Министерством среднего машиностроения. Капитан первого ранга Алферов В.И. в КБ-11 принимал активное участие в создании атомной бомбы, разрабатывал схему и приборы системы для подрыва ядерного заряда. Алферов В.И., пользуясь своим авторитетом в промышленности, сразу после испытания первой советской водородной бомбы организовал разработку сверхбольшой торпеды под водородный заряд получившей обозначение Т-15.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Дмитриевич Сахаров, который предложил использовать в качестве «средства доставки» мощного ядерного заряда (100 мегатонн!) разрабатываемые АПЛ проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье (хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков). В результате взрыва такой бомбы образовывалась гигантская волна – цунами уничтожающая все на побережье и даже далеко от береговой линии.

По соображениям секретности, а также с учетом личностных отношений (в ВМФ к Алферову относились крайне негативно, поскольку его письмо Берии и Булганину, о якобы незаконной передаче американцам документации на авиаторпеду 45-36АВ-А во время войны, стало поводом для несправедливого суда над адмиралами Кузнецовым, Галлером, Алафузовым и Степановым) разработка торпеды Т-15 была начата без привлечения Военно-Морского Флота. 6-й отдел ВМФ о данной торпеде узнал только через проект первой атомной подводной лодки – «проект 627» – главным конструктором которой являлся В.Н. Перегудов

Предполагаемое вооружение атомной лодки флоту стало известно только в декабре 1953 г., после утверждения тактико-технических характеристик эскизного проекта 627. Моряков оно сильно удивило. В первом отсеке подлодки размещался один громадный торпедный аппарат, который практически полностью вытеснял традиционное торпедное вооружение. Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22 процента от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой торпеды, предусматривалась установка двух носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных торпед не предусматривалось.

Такая необычная компоновка подводной лодки объясняется габаритами разработанной в НИИ-400 под руководством главного конструктора Шамарина Н.Н. торпеды Т-15. Длина торпеды составляла около 23 метров, масса торпеды – 40 тонн, масса боевой части – 3,5-4 тыс. кг. Основная весовая нагрузка приходилась на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла 30 километров. Предположительно в торпеде Т-15 предлагалось использовать термоядерный заряд. Боевая часть торпеды разрабатывалась в КБ-11 Минсредмаша СССР, под руководством главного конструктора Харитона Ю.Б. Подрыв термоядерного заряда должен был производиться ударным или дистанционным (часовым) взрывателем. Управление стрельбой торпеды Т-15 обеспечивалось с ПУТС (пост управления торпедной стрельбой) «Тантал».

Тактико-технические элементы подводной лодки утвердили 21.12.1953. В июле следующего года СКБ-143 завершило технический проект атомной подводной лодки. Минсудпром и Минсредмаш 18.10.1954 представили техпроект в Президиум ЦК КПСС. После этого Минобороны было предложено рассмотреть проект и направить свое заключение в Совет министров. Глава Минобороны Булганин Н.А. поручил разобраться с этим вопросом адмиралу Котову П.Г., помощнику министра по военно-морским вопросам. Тогда же решили вопрос о допуске к проекту специалистов и руководителей военно-морского флота. В 1954 году была образована экспертная комиссия во главе с вице-адмиралом Орлом А.Е., начальником Управления Главного штаба военно-морского флота. ВМФ главным образом возражал по составу вооружения атомной подводной лодки. По мнению специалистов военно-морского флота, подлодка имеющая подобное вооружение флоту не нужна. Кроме того, возникли серьезные сомнения по поводу того, что подлодка сможет подойти на расстояние пуска торпеды Т-15 (40 километров), а сама торпеда сработает, как нужно.

На фоне этого по результатам экспертизы военно-морского флота было решено откорректировать технический проект 627 атомной подлодки. Постановлением Совета Министров СССР № 588-364 от 26.03.1955 техпроект подлодки был утвержден только с 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, а работы по Т-15 прекращены.

Однако советских ядерных торпед на этом не заканчивается.

Ядерная торпеда Т-5

Как уже отмечалось, моряки выступали против увеличения габаритов торпед и хотели получить ядерный заряд приемлемых габаритов (калибра 533 мм). Именно по этой причине 6-й отдел ВМФ в конце 1953 года выдал через 6-е Управление Министерства обороны промышленности тактико-техническое задание на атомное БЗО (боевое зарядное отделение) корабельной 533-миллиметровой торпеды.

Разработкой этого изделия, получившего в процессе создания обозначение Т-5, занималось НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор"). Коллектив разработчиков возглавил Борушко А.М. Ядерный заряд для торпеды - РДС-9 - разрабатывали в КБ Министерства среднего машиностроения СССР под руководством академика Харитона Ю.Б. За всю боевую часть, в том числе и автоматику, отвечал генерал-лейтенант Духов Н.Л., член-корреспондент Академии наук СССР, главный конструктор московского филиала КБ-11. Конструкция торпеды не имела каких-то «революционных» нововведений - обычная 533-миллиметровая парогазовая прямоидущая торпеда с дальностью хода 10 километров при скорости 40 узлов. Торпеда имела инерциальную систему управления и тепловой кислородно-спиртоводяной парогазовый поршневой двигатель.

Разработчики практически сразу столкнулись с техническими трудностями. Так, например, длительное время не могли добиться устойчивости торпеды по глубине хода. Во время ходовых испытаний торпеды Т-5 в инертном снаряжении из пятнадцати выполненных выстрелов во время четырёх она после прохождения приблизительно середины пути делала «мешок» и происходило преждевременное срабатывание гидростатического замыкателя, что равноценно выдаче команды на подрыв боевой части, поскольку к этому времени снимались все ступени ее предохранения. Другой проблемой стало обеспечение теплового режима ядерной боевой части, поскольку для ее нормального функционирования требовалась температура +5...+25 Со, что было трудно обеспечить в необогреваемом торпедном аппарате подводной лодки, особенно если она базируется на Севере.

Пока конструкторы решали эти и другие проблемы, 21 сентября 1955 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на полигоне Новая земля были проведены испытания атомного БЗО (боевое зарядное отделение) торпеды Т-5. БЗО было опущено с тральщика проекта 253Л и подорвано на глубине 12 метров, усредненная мощность составила 3 килотонны.

В 1957 году были проведены государственные испытания торпеды Т-5. Согласно программе, испытания должны были провести два пристрелочных выстрела торпед без специальной боевой части, один – в контрольной комплектации (со специальной боевой частью, без делящихся материалов в ней), один боевой выстрел. Первоначально планировалось произвести подрыв заряда на глубине 25 метров, однако позднее данный параметр изменили на 35 метров. Один из выстрелов первоначальных этапов государственных испытаний закончился неудачей. В связи с этим адмирал Головко А.Г., первый заместитель Главкома военно-морского флота, посчитал, что испытания необходимо прекратить. Председатель комиссии адмирал Басистый Н.Е., после совещания со специалистами и доклада Главнокомандующему ВМФ решил проводить боевую стрельбу с атомным боевым зарядным отделением. Условия испытания были следующими: подводная лодка проекта 613 С-144 (73 отдельный дивизион подлодок Северного флота) под командованием капитана первого ранга Лазарева Г.В. находилась «на перископной глубине, скорость хода торпеды 40 узлов, глубина взрыва – 35 метров...». Стрельба состоялась 10 октября 1957 года в 10 часов при температуре воздуха -6 град и видимости 20 км. Отклонение торпеды во время хода (10 км) составило 130 метров.

В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. В июне 1960 год на Тихом океане были проведены их контрольные испытания в инертном снаряжении. Причин прекращения производства торпед Т-5 было несколько. Во-первых, сжатые сроки разработки довольно сильно сказались на ходовых качествах и надежности торпеды, поэтому она по многим параметрам уступала уже состоявшим на вооружении торпедам. Во-вторых, и это, наверное, главное, в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР. Именно принятие на вооружение АСБЗО послужило концом для специальных ядерных торпед.

Основные характеристики торпед Т-15 / Т-5:
Калибр – 1550 мм / 533 мм;
Масса торпеды – 40000 кг / 2200 кг;
Длина торпеды – 2355 см / 792 см;
Тип энергетики – электрическая / парогазовая;
Ядерный заряд – термоядерный / атомный;
Носитель торпеды – АПЛ проекта 627 / ПЛ всех проектов;

Подготовлено по материалам:
http://raigap.livejournal.com/181946.html
http://www.iss-atom.ru
http://vpk-news.ru
http://militaryrussia.ru
http://www.atrinaflot.narod.ru

Исполинский, светящийся изнутри пароводяной купол взлетел в небо над бухтой губы Черная, на несколько секунд застыл и с грохотом осел в море, утянув за собой в пучину небольшой военный флот.

Исполнилось ровно 60 лет со дня испытаний первой советской ядерной торпеды Т-5. Выпущенный с подводной лодки С-144 боеприпас прошел десять километров и сдетонировал на 35-метровой глубине, уничтожив два эсминца, две субмарины и два тральщика. Мощность взрыва достигла десяти килотонн. О самых засекреченных отечественных ядерных торпедах и перспективах развития этого грозного оружия, - в материале РИА Новости.

Побережье под снос

Созданием ядерной торпеды в СССР озадачились почти сразу после испытаний первой атомной бомбы в 1949-м. Как основные средства доставки мощного ядерного боезаряда на территорию США в те годы рассматривались дальние бомбардировщики и ракеты, но первые были уязвимы для ПВО, а вторые находились на зачаточном уровне развития и надежностью не отличались.

Подлодки - другое дело. Они отлично проявили себя во Второй мировой войне, могли скрытно подобраться к вражеским берегам и нанести мощный опустошительный удар по инфраструктуре и портам. Многие советские подводники на тот момент имели отличный опыт войны на море и идеально подходили для решения таких стратегических задач.

Пожалуй, самым амбициозным проектом в истории отечественного ВМФ стала гигантская торпеда Т-15 с атомным боевым отделением, которой занялись в начале 1950-х. Суперторпедой калибра 1550 мм, массой 40 тонн и длиной более 20 метров планировалось вооружить атомные субмарины проекта 627, спроектированные специально для нее. Удары предполагалось наносить по стратегическим береговым объектам США, таким как морские порты, базы и крупные прибрежные города.

Работы по торпеде велись параллельно с испытаниями первой в мире водородной бомбы РДС-6, которую взорвали в августе 1952-го. Через два года утвердили технический проект атомной торпеды и ее носителя, впервые допустив к секретной информации моряков. Флот на всю эту историю отреагировал безрадостно - гигантский торпедный аппарат занимал пятую часть всей лодки и фактически превращал ее в "оружие одного выстрела". Кроме того, появились обоснованные вопросы к дальнобойности и скорости торпеды, которые оставляли желать лучшего.

Плутониевые "рыбки"

По этим и другим причинам в "железе" подводное оружие возмездия так и не сделали, переключившись на более скромную парогазовую 533-миллиметровую торпеду Т-5 с тактическим ядерным боезарядом РДС-9. Такой калибр для ВМФ был более привычен и позволял заряжать Т-5 в штатные аппараты субмарин.

В сентябре 1955-го на Новой Земле провели испытания боевого зарядного отделения Т-5. СССР впервые осуществил подводный ядерный взрыв. Заряд для торпеды опустили в воду с тральщика и подорвали на глубине 12 метров, при этом мощность составила около трех килотонн в тротиловом эквиваленте.

Спустя два года, 10 октября 1957-го, снаряженной торпедой из кормового аппарата выстрелила подводная лодка проекта 613 С-144 под командованием капитана 1-го ранга Лазарева. Взрывом потопило четыре надводных корабля-мишени и две списанные подлодки. Испытания нового оружия признали успешными, и в 1958-м его передали в ВМФ.

Т-5 стояла на вооружении до появления автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО), позволяющих при необходимости "упаковать" 20-килотонную термоядерную начинку в обычные серийные изделия. Первые стандартные 533-миллиметровые торпеды с АСБЗО начали поступать на флот уже в 1960 году.

Идея на 100 килотонн

Примечательно, что спустя несколько лет, после испытаний на Новой Земле знаменитой "Царь-бомбы" мощностью более 50 мегатонн в октябре 1961-го, идею создания сверхмощной термоядерной торпеды высказал академик Андрей Сахаров.

"После испытания "большого" изделия меня беспокоило, что для него не существует хорошего носителя (бомбардировщики не в счет, их легко сбить), то есть в военном смысле мы работали впустую, - позже писал Сахаров в своих воспоминаниях. - Я решил, что таким носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника".

Академик предлагал создать сверхторпеду мощностью 100 мегатонн в прочном корпусе, способную прорываться сквозь минные поля и сети прибрежных заграждений.

Статусная утечка

Тема сверхмощных ядерных торпед всколыхнула мировую общественность в конце 2015 года, когда на совещании в сочинской резиденции президента России Владимира Путина в объективы телекамер попал слайд с информацией о новом секретном оружии - комплексе "Статус-6". Скриншот с описанием этой системы был мгновенно растиражирован в десятках российских и зарубежных СМИ.

На слайде угадывались силуэты атомных подлодок специального назначения "Белгород" и "Хабаровск", оборудованных стыковочными узлами на днище и способных нести глубоководные аппараты. В центре схемы была размещена огромная торпеда с невероятными характеристиками: дальность 10 тысяч километров, глубина погружения 1000 метров, максимальная скорость - до 100 узлов.

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Исполинский, светящийся изнутри пароводяной купол взлетел в небо над бухтой губы Черная, на несколько секунд застыл и с грохотом осел в море, утянув за собой в пучину небольшой военный флот.

Во вторник исполнилось ровно 60 лет со дня испытаний первой советской ядерной торпеды Т-5. Выпущенный с подводной лодки С-144 боеприпас прошел десять километров и сдетонировал на 35-метровой глубине, уничтожив два эсминца, две субмарины и два тральщика. Мощность взрыва достигла десяти килотонн. О самых засекреченных отечественных ядерных торпедах и перспективах развития этого грозного оружия, — в материале РИА Новости.

Побережье под снос

Созданием ядерной торпеды в СССР озадачились почти сразу после испытаний первой атомной бомбы в 1949-м. Как основные средства доставки мощного ядерного боезаряда на территорию США в те годы рассматривались дальние бомбардировщики и ракеты, но первые были уязвимы для ПВО, а вторые находились на зачаточном уровне развития и надежностью не отличались.

Подлодки — другое дело. Они отлично проявили себя во Второй мировой войне, могли скрытно подобраться к вражеским берегам и нанести мощный опустошительный удар по инфраструктуре и портам. Многие советские подводники на тот момент имели отличный опыт войны на море и идеально подходили для решения таких стратегических задач.

© AP Photo / Karel Prinsloo

© AP Photo / Karel Prinsloo

Пожалуй, самым амбициозным проектом в истории отечественного ВМФ стала гигантская торпеда Т-15 с атомным боевым отделением, которой занялись в начале 1950-х. Суперторпедой калибра 1550 мм, массой 40 тонн и длиной более 20 метров планировалось вооружить атомные субмарины проекта 627, спроектированные специально для нее. Удары предполагалось наносить по стратегическим береговым объектам США, таким как морские порты, базы и крупные прибрежные города.

Работы по торпеде велись параллельно с испытаниями первой в мире водородной бомбы РДС-6, которую взорвали в августе 1952-го. Через два года утвердили технический проект атомной торпеды и ее носителя, впервые допустив к секретной информации моряков. Флот на всю эту историю отреагировал безрадостно — гигантский торпедный аппарат занимал пятую часть всей лодки и фактически превращал ее в "оружие одного выстрела". Кроме того, появились обоснованные вопросы к дальнобойности и скорости торпеды, которые оставляли желать лучшего.

Плутониевые "рыбки"

По этим и другим причинам в "железе" подводное оружие возмездия так и не сделали, переключившись на более скромную парогазовую 533-миллиметровую торпеду Т-5 с тактическим ядерным боезарядом РДС-9. Такой калибр для ВМФ был более привычен и позволял заряжать Т-5 в штатные аппараты субмарин.
В сентябре 1955-го на Новой Земле провели испытания боевого зарядного отделения Т-5. СССР впервые осуществил подводный ядерный взрыв. Заряд для торпеды опустили в воду с тральщика и подорвали на глубине 12 метров, при этом мощность составила около трех килотонн в тротиловом эквиваленте.

Спустя два года, 10 октября 1957-го, снаряженной торпедой из кормового аппарата выстрелила подводная лодка проекта 613 С-144 под командованием капитана 1-го ранга Лазарева. Взрывом потопило четыре надводных корабля-мишени и две списанные подлодки. Испытания нового оружия признали успешными, и в 1958-м его передали в ВМФ.

Т-5 стояла на вооружении до появления автономных специальных боевых зарядных отделений (АСБЗО), позволяющих при необходимости "упаковать" 20-килотонную термоядерную начинку в обычные серийные изделия. Первые стандартные 533-миллиметровые торпеды с АСБЗО начали поступать на флот уже в 1960 году.

Идея на 100 килотонн

Примечательно, что спустя несколько лет, после испытаний на Новой Земле знаменитой "Царь-бомбы" мощностью более 50 мегатонн в октябре 1961-го, идею создания сверхмощной термоядерной торпеды высказал академик Андрей Сахаров.

"После испытания "большого" изделия меня беспокоило, что для него не существует хорошего носителя (бомбардировщики не в счет, их легко сбить), то есть в военном смысле мы работали впустую, — позже писал Сахаров в своих воспоминаниях. — Я решил, что таким носителем может явиться большая торпеда, запускаемая с подводной лодки. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водопаровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника".

Академик предлагал создать сверхторпеду мощностью 100 мегатонн в прочном корпусе, способную прорываться сквозь минные поля и сети прибрежных заграждений.

Статусная утечка

Тема сверхмощных ядерных торпед всколыхнула мировую общественность в конце 2015 года, когда на совещании в сочинской резиденции президента России Владимира Путина в объективы телекамер попал слайд с информацией о новом секретном оружии — комплексе "Статус-6". Скриншот с описанием этой системы был мгновенно растиражирован в десятках российских и зарубежных СМИ.

На слайде угадывались силуэты атомных подлодок специального назначения "Белгород" и "Хабаровск", оборудованных стыковочными узлами на днище и способных нести глубоководные аппараты. В центре схемы была размещена огромная торпеда с невероятными характеристиками: дальность 10 тысяч километров, глубина погружения 1000 метров, максимальная скорость — до 100 узлов.

Из описания проекта следовало, что система предназначена для нанесения гарантированно неприемлемого ущерба противнику путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения на побережье, непригодных для жизнедеятельности человека в течение длительного времени. СМИ выдвигали предположения, что таких тотальных последствий можно добиться только одним способом — "грязным" взрывом так называемой кобальтовой бомбы.

В конце 2016 года издание Popular Mechanics со ссылкой на источники в Пентагоне