Философия зоологии. «Потомство будет восхищаться Вами!»

Полное название книги: «Философия зоологии или изложение мыслей, относящихся к естественной истории животных; к разнообразию организации этих живых тел и их способностей; к физическим причинам жизни и органическому движению; к причинам чувств и разума».

В книге «…он осмелился без туманных намёков прямо объявить о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян вроде шимпанзе под влиянием окружающей природы».

Ларичев В.Е., Сад Эдема, М., «Политиздат», 1980 г., с. 13.

Главное историческое и научное значение этой книги – изложение новых эволюционных идей

А вот что Ж.-Б. Ламарк написал в книге о нервной системе:

«Я не ограничился в этом труде рассмотрением условий, необходимых для существования жизни в телах простейшей организации, и указанием причин, обусловивших постепенное усложнение организации, начиная с самых несовершенных животных и кончая наиболее совершенными из них. Считая возможным открыть физические причины способности чувствовать - этой способности, присущей столь многим животным, я, не колеблясь, занялся и этим вопросом. В самом деле, будучи убежден, что материя, какова бы она ни была, не может обладать способностью чувствовать, и, понимая, что чувство является не чем иным, как продуктом определенной системы органов, способной его произвести, я стремился найти тот органический механизм, который мог обусловить это удивительное явление, и мне кажется, что я нашёл его.

Собрав наиболее достоверные наблюдения в данной области, я имел возможность убедиться, что для того, чтобы животные могли обладать способностью чувствовать, требуется уже весьма значительная сложность нервной системы, и ещё большая - для того, чтобы обусловить у них акты мышления.

Эти же наблюдения убедили меня в том, что нервная система в той её наиболее несовершенной форме, в какой она представлена у тех из низших животных, у которых она впервые появляется, способна только возбуждать мышечные движения, но не может ещё произвести явление чувствования. В этом состоянии она представляет лишь ряд нервных узелков с отходящими от них волокнами и не образует не узловатого продольного, ни спинного, ни головного мозга. На более высокой ступени своего развития нервная система состоит из головной мозговой массы удлиненной формы, представленной либо узловатым продольным, либо спинным мозгом, передний конец которого образует головной мозг, являющийся очагом ощущений и исходной точкой для нервов специальных органов ощущений, по крайней мере некоторых из них. Животные, имеющие такую нервную систему, обладают способностью чувствовать.

Далее я пытался выяснить механизм, при посредстве которого осуществляется ощущение, и показал, что у индивидуума, лишённого органа ума, ощущение производит только восприятие, но не может вызвать у него никаких представлений, и что даже там, где существует упомянутый специальный орган, ощущение производит опять-таки только восприятие во всех случаях, когда оно остаётся незамеченным.

Правда, я не сделал определённого вывода относительно того, осуществляется ли ощущение в этом механизме благодаря истечению нервного флюида из подвергшейся воздействию точки или же путём простои передачи движения в самой этой флюиде. Однако соответствие между длительностью известных ощущений и длительностью воздействий, которыми они были вызваны, заставляет меня склониться в пользу последнего допущения.

Мои наблюдения не внесли бы никакой ясности в затронутые вопросы, если бы мне не удалось установить и доказать, что способность чувствовать и раздражимость - весьма различные явления органической природы и что они отнюдь не проистекают из общего источника, как это принято было думать; наконец, что первое из этих явлений представляет собой способность, присущую лишь некоторым животным и требующую специальной системы органов, тогда как второе не нуждается для своего проявления в какой-либо особой системе органов, будучи свойством, присущим любой животной организации».

Ламарк, Философия зоологии, цитируется по: Жизнь науки. Антология вступлений к классике естествознания / Сост.: С.П. Капица, М., «Наука», 1973 г., с. 285-286.

Философия зоологии (Philosophie zoologique) - один из основополагающих трудов по зоологии, написанный Жаном Батистом Ламарком и опубликованный им в 1809 году. Работа также рассматривается как первое выражение эволюционной теории, вошедшее в историю как ламаркизм.

«Эволюционная» теория

  • Ламарк называет свой труд философией, поскольку он излагает «общую сводку правил и принципов». Сам Ламарк не использует слово эволюция, однако он допускает, что природа создавала тела последовательно - начиная от простейших форм и заканчивая наиболее сложными. Наиболее оспариваемым тезисом эволюционизма Ламарка является именно эта концепция «прогрессивного совершенствования». К подобному эволюционизму (отрицанию неизменности видов) его подтолкнуло обнаружение промежуточных форм живых существ, например, утконоса и ехидны.
  • Ламарк выступает решительным противником катастрофизма, признавая природе постепенность развития. Он также признает «самопроизвольные зарождения» наиболее примитивных форм (инфузорий), которые развиваются посредством «упражнения органов», закрепляемых последующимим поколениями (эта идея впоследствии была заимствована Дарвином: см. 5 главу «Происхождения видов »). Ламарк признает возможность происхождения одних видов существ от других более примитивных. Так он полагает, что рептилии произошли от рыб.
  • Движущими силами эволюции являются изменения окружающей среды, которые влияют на потребности.
  • Ламарк не отрицает существования Бога, трактуя его в духе деизма.

Зоология

Из чисто биологических заслуг Ламарка следует выделить особый интерес к простейшим формам жизни. Так он впервые делит всех животных на позвоночных и беспозвоночных (ранее базовым критерием различия животных было наличие или отсутствие крови), а также выделяет паукообразных из насекомых. Определяя животных Ламарк настаивает на такой их существенной черте как раздражимость , считая способность к передвижению не существенной, поскольку устрицы и полипы неподвижны. Всего Ламарк выделяет 14 классов животных от инфузорий до млекопитающих. Любопытно, что он еще не выделяет земноводных в отдельный класс, а амфибиями называет ластоногих.

14 классов животных

  1. Инфузории
  1. Лучистые (Морские звёзды)
  1. Насекомые
  1. Ракообразные
  1. Усоногие
  1. Птицы

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКЦИИ К КУРСУ ЗООЛОГИИ

ФИЛОСОФИЯ ЗООЛОГИИ (1800)
Первая часть
Глава первая. Об искусственных приемах в применении к созданиям природы
Глава вторая. Значение изучения отношений
Глава третья. О виде среди живых тел и о понятии, которое мы должны вкладывать в это слово
Глава четвертая. Общие соображения, касающиеся животных.... 244 Глава пятая О современном состоянии распределения и классификации животных
Глава шестая. О деградации и упрощении организации от одного конца цепи животных до другого, при переходе от самого сложного к самому простому
Глава седьмая. О влиянии обстоятельств на действия и привычки животных и о влиянии действий и привычек этих живых тел как причин, изменяющих их организацию и их части
Глава восьмая. О естественном порядке животных и о том расположении, какое следует давать их общему распределению, чтобы сделать последнее согласным с порядком самой природы
Дополнения к седьмой и восьмой главам первой части
Вторая часть
Глава первая. Сравнение неорганических тел с живыми телами, с последующим сопоставлением животных и растений
Глава вторая. О жизни, о том, что ее составляет, и об условиях, необходимых для ее существования в теле
Глава третья. О причине, являющейся возбудителем органических движений
Глава четвертая. Об оргазме и раздражимости
Глава пятая. О клеточной ткани как среде, в которой образовалась организация всех живых тел
Глава шестая. О непосредственных, или самопроизвольных, зарождениях
Глава седьмая. О непосредственных результатах существования жизни в теле
Глава восьмая, О способностях, присущих всем живым телам.... 553 Глава девятая. О способностях, присущих лишь некоторым живым телам
Третья часть
Глава первая. О нервной системе, ее образовании и о различных функциях, которые ока может выполнять
Глава вторая. О нервном флюиде
Глава третья. О физической чувствительности и о механизме оглушений
Глава четвертая. О внутреннем чувстве, его эмоциях и о приобретаемой им благодаря этим эмоциям способности производить действия
Глава пятая. О силе, обусловливающей действия животных, и о некоторых особых фактах, вытекающих из пользования этой силой
Глава шестая. О воле
Глава седьмая. Об уме, его происхождении и о происхождении представлений
Глава восьмая. О главных умственных актах, или актах первого порядка, от которых происходят все остальные

ДОПОЛНЕНИЯ
Вид (Species) (1786)
Классы растений (Classes plantarum) (1786)
Письмо м-ру Пилу Ламарка и Жоффруа Сент-Илера (1796)
Об ископаемых (1801)
Гидрогеология, отрывки из третьей главы (1802)
Естественное и методическое распределение растений, отрывки из второго тома «Естественной истории растений» (1803)

ПРИЛОЖЕНИЯ
И. М. Поляков. Примечания к « Вступительным лекциям к курсу зоологии»
И. М. Поляков. Примечания к «Философии зоологии» (часть первая)
И. М. Поляков. Примечания к «Философии зоологии» (часть вторая)
С. Г. Геллерштейн. Примечания к «Философии зоологии» (часть третья
Л. М. Поляков. Примечания к «Дополнениям» (статьям Ламарка и отрывкам из его произведений)

ТОМ 2

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ. ВВЕДЕНИЕ (1815)
Первая часть. О существенных признаках животных и о сравнении этих признаков с признаками других тел нашей планеты
Вторая часть. О существовании постепенного усложнения организации животных, об увеличении числа и возрастании совершенства их способностей, обусловленном этим усложнением
Третья часть. О средствах, которыми природа пользуется для установления жизни в теле животного, для последующего постепенного усложнения организации различных животных и для образования у них разных специальных органов, которые наделяют их способностями в соответствии с этими органами
Четвертая часть. О наблюдаемых у животных способностях, рассматриваемых как явления исключительно органические
Пятая часть. О склонностях животных, обладающих способностью чувствовать, и склонностях самого человека, рассматриваемых под углом зрения их происхождения и как явления, обусловленные организацией этих существ
Шестая часть. О природе, или действенном начале, в некотором роде механическом, обусловившем существование животных и сделавшем их по необходимости такими, какими мы их видим
Седьмая часть. Об общем распределении животных, о его подразделениях и о принципах, которые должны быть положены в их основу
Дополнение к общему распределению животных («Введение», стр. 258), в котором рассматривается действительный порядок образования этих существ

СТАТЬИ ИЗ "НОВОГО СЛОВАРЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ" ДЕТЕРВИЛЛЯ (1817)
Вид
Способность
Привычка

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕКИ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ (1820)
Первая часть. О предметах внешнего мира, познаваемых человеком при помощи наблюдения
Первый раздел. О предметах, бесспорно сотворенных
Второй раздел. О предметах, несомненно созданных [природой]
Вторая часть. О человеке и о некоторых наблюдаемых у него системах органов, обусловливающих выполнение его действий
Первый раздел. Об ощущении
Второй раздел. О внутреннем чувстве и о важнейших обусловленных им явлениях
Третий раздел. Об уме, его средствах и тех явлениях, которые он обусловливает

ДОПОЛНЕНИЯ
[впервые публикуемые работы Ламарка]
Вступительная лекция к курсу [зоологии]. (1816)
Аналитический обзор человеческих знаний, с подразделениями и рассуждениями, направленными на выявление степени их достоверности, их источника, их главных ветвей (1810—1814)
Аналитическое подразделение человеческих знаний
Аналитическое деление человеческих знаний [варианты плана труда]

ПРИЛОЖЕНИЯ
И. М. Поляков. Эволюционное учение Ламарка, его философские и общебиологические предпосылки
С. Г. Геллерштейн. Ламарк как психофизиолог
И. М. Поляков. Примечания к «Введению» в «Естественную историю беспозвоночных животных»
И. М. Поляков. Примечания к статьям из «Нового словаря естественной истории» Детервилля
И. М. Поляков. Примечания к «Аналитической системе» (часть первая)
С. Г. Геллерштейн. Примечания к «Аналитической системе» (часть вторая)
И. М. Поляков. Примечания к «Дополнениям» (впервые публикуемым работам Ламарка)
И.М. Поляков. Важнейшие даты жизни и творчества Жана-Батиста Ламарка
Библиография работ Жана-Батиста Ламарка (составила А. В. Юдина)
Указатель имен

Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet, Chevalier de Lamarck; 1 августа 1744 — 18 декабря 1829) — французский учёный-естествоиспытатель.

Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира (Теория Ламарка).

Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии» (1809 год).

По мнению Ламарка развитие растений и животных зависит от двух главных причин. Первая причина заключается в том, что весь органиче-ский мир стремится непрерывно изменяться и улучшаться, - это его неотъемлемое внутреннее свойство, которое Ламарк назвал стремлением к прогрессу.

Вторая причина, от которой зависит, согласно учению Ламарка, эволюция органического мира, - это воздействие на организмы той обстановки, в которой они живут. Эта обстановка, или жизненная среда, слагается из воздействия на животных и на растения пищи, света, тепла, влаги, воздуха, почвы и т. д. Среда эта весьма разнообразна и изменчива, поэтому она воздействует на организмы различным образом. Кроме того, Ламарк считал, что признаки, которые приобретают организмы под влиянием среды, могут передаваться по наследству.

С точки зрения современной биологии, в теории Ламарка многое устарело. Современная наука отрицает, что в органическом мире существует какое-то таинственное и необъяснимое стремление к совершенствованию. Дарвин иначе объяснил относительно целесообразное строение тела животных и растений и то, как они приспособляются к среде. Главной причиной эволюции он считал естественный отбор. Влияние же условий окружающей среды на организмы, которое занимает большое место в учении Ламарка, признается и современной биологией.

Дарвин под конец своей жизни признал, что он не обратил достаточного внимания на изменение организмов под влиянием окружающей их среды. Современная биология придает влиянию среды большое значение.

Однако главная заслуга Ламарка не в объяснении причин эволюции, а в том, что он первый, за полвека до Дарвина, предложил теорию о естественном возникновении и развитии органического мира.

Ламарк впервые (1794) разграничил животный мир на две основные группы - позвоночных и беспозвоночных; ему принадлежит и термин «беспозвоночные». В пределах беспозвоночных он выделил 10 классов, распределив их в порядке введённого им принципа совершенствования - градации - между четырьмя последовательно усложняющимися ступенями организации. Вначале Ламарк понимал градации как прямолинейный ряд живых существ от простейших до самых совершенных, затем он пришёл к схеме родословного древа. Ламарк ввёл термин «биология» (1802) одновременно с немецким учёным Г.Р.Тревиранусом и независимо от него. В трактовке жизненных явлений был деистом. Согласно Ламарку, материя, лежащая в основе всех природных тел и явлений, абсолютно инертна. Для её «оживления» необходимо внесение в неё движения извне. Отсюда обращение Ламарка к «верховному творцу» как источнику «первого толчка», пустившего в ход «мировую машину». Живое, по Ламарк, возникло из неживого и далее развивалось на основе строгих объективных причинных зависимостей, в которых нет места случайности (механистический детерминизм). Наиболее простые организмы появились и ныне возникают из «неорганизованной» материи (самозарождение) под влиянием проникающих в неё флюидов (например, теплорода, электричества). Ламарк описал много форм ископаемых беспозвоночных, связав их с системой ныне живущих. Положил начало зоопсихологии.

Положения об упражнении и неупражнении органов и о наследовании приобретенных признаков были возведены Ламарком в ранг основных законов эволюции. Их несостоятельность была доказана в начале 20 в. благодаря открытиям генетики. Согласно этой науке, все признаки организма детерминируются особыми структурами - генами, и любому изменению признака в ходе эволюции должно предшествовать изменение (мутация) хотя бы в одном гене. При этом изменения, произошедшие в соматических клетках, не влияют на половые хромосомы, иначе говоря, приобретенные признаки не могут передаваться по наследству.

Помимо вопросов эволюции, Ламарк занимался классификацией животных и растений. Еще в 1794 он разделил всех животных на группы - позвоночных и беспозвоночных, а последних, в свою очередь, - на 10 классов (в отличие от К.Линнея, предложившего два класса). Эти классы он распределил в порядке увеличения присущего им «стремления к совершенству», отвечающего уровню их организации. Само же «живое», по Ламарку, возникло из неживого по воле Творца и далее развивалось на основе строгих причинных зависимостей.

1959 год -- знаминательная дата в истории эволюционной теории -- учения об историческом развитии органического мира. 150 лет назад, 1809 г., в Париже был издан известный труд великого французского натуралиста Ламарка "Философия зоологии". 100 лет назад в Лондоне вышел бессмертный труд Чарльза Дарвина "Происхождение видов". Если Ламарк был первым ученым, сформулировавшим целостное учение о развитии органического мира, то полная победа эволюционной теории пришла уже в форме дарвинизма. Важнейшие принципиальные положения сближают корифеев науки Ламарка и Дарвина.


Редакционная колегия серии "Классики науки" и редакция настоящего издания приурочивают выход в свет II тома избранных сочинений Ламарка к этой знаминательной дате.
Во второй том мы включили "Введение" к "Естественной истории беспозвоночных животных" (1815), три статьи из "Нового словоря естественной истории" Детервилля (1817) и последний труд Ламарка, носящий итоговый, синтетический характер, -- "Аналитическая система положительных знаний человека" (1820). Все эти труды Ламарка имеют огромное значение для понимания его эволюционного учения, а также его философских, общебиологических и психофизиологических концепций. "Введение" и статья "Привычка" впервые издаются на русском языке.
Во второй том включены две нигде и никогда ранее не издававшиеся работы Ламарка, которые впервые увидят свет на русском языке: "Аналитический обзор", относящийся, по-видимому, к 1810 -- 1814 гг., и "Вступительная лекция к курсу зоологии 1816 г. "
К тому приложены сопроводительные материалы -- статьи, комментарии, библиография и указатель имен.


.

Ламарк Философия зоологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 1. — 965 с.

(фр. Philosophie zoologique) — одна из основных работ по зоологии, написанная Жаном Батистом Ламарком и опубликована им в 1809 году. Работа также рассматривается как первое выражение эволюционной теории, вошло в историю как ламаркизм.

«Эволюционная» теория

  • Ламарк называет свой труд философией, поскольку он излагает «общее свод правил и принципов». Сам Ламарк не использует слово эволюция, однако он допускает, что природа создавала тела последовательно — начиная от простых форм и заканчивая наиболее сложными. Наиболее оспариваемой тезисом эволюционизма Ламарка является именно эта концепция «прогрессивного совершенствования». К подобному эволюционизма (отрицанию неизменности видов) его подтолкнуло выявления промежуточных форм живых существ, например, утконоса и ехидны.
  • Ламарк выступает решительным противником катастрофизма, признавая природе постепенность развития. Он также признает «непроизвольные зарождения» наиболее примитивных форм (инфузорий), которые развиваются с помощью «упражнения органов», которые закрепляются последующими поколениями. Ламарк признает возможность происхождения одних видов существ от других примитивных. Так он считает, что рептилии ушли от рыб.
  • Движущими силами эволюции являются изменения окружающей среды, которые влияют на потребности.
  • Ламарк не отрицает существования Бога, трактуя его в духе деизма.

Зоология

С чисто биологических заслуг Ламарка следует выделить особый интерес к простым формам жизни. Так он впервые делит всех животных на позвоночных и беспозвоночных (ранее базовым критерием отличия животных было наличие или отсутствие крови), а также выделяет паукообразных из насекомых. Определяя животных, Ламарк настаивает на такой их существенной черте как раздражительность, считая способность к передвижения в существенной, поскольку устрицы и полипы неподвижны. Всего Ламарк выделяет 14 классов животных от инфузорий до млекопитающих. Интересно, что он еще не выделяет земноводных в отдельный класс, а амфибиями называет ластоногих.

14 классов животных

  1. Инфузории
  2. Полипы
  3. Лучистые (Морские звезды)
  4. Черви
  5. Насекомые
  6. Паукообразные
  7. Ракообразные
  8. Пиявки
  9. Усоногие
  10. Моллюски — «высшие животные из беспозвоночных»
  11. Рептилии
  12. Птицы
  13. Млекопитающие

И опубликованный им в 1809 году . Работа также рассматривается как первое выражение эволюционной теории , вошедшее в историю как ламаркизм .

«Эволюционная» теория

  • Ламарк называет свой труд философией , поскольку он излагает «общую сводку правил и принципов». Сам Ламарк не использует слово эволюция , однако он допускает, что природа создавала тела последовательно - начиная от простейших форм и заканчивая наиболее сложными. Наиболее оспариваемым тезисом эволюционизма Ламарка является именно эта концепция «прогрессивного совершенствования». К подобному эволюционизму (отрицанию неизменности видов) его подтолкнуло обнаружение промежуточных форм живых существ, например, утконоса и ехидны .
  • Ламарк выступает решительным противником катастрофизма , признавая природе постепенность развития. Он также признает «самопроизвольные зарождения » наиболее примитивных форм (инфузорий), которые развиваются посредством «упражнения органов», закрепляемых последующими поколениями (эта идея впоследствии была заимствована Дарвином : см. 5 главу «Происхождения видов »). Ламарк признает возможность происхождения одних видов существ от других более примитивных. Так он полагает, что рептилии произошли от рыб .
  • Движущими силами эволюции являются изменения окружающей среды , которые влияют на потребности .
  • Ламарк не отрицает существования Бога , трактуя его в духе деизма .

Зоология

Из чисто биологических заслуг Ламарка следует выделить особый интерес к простейшим формам жизни. Так он впервые делит всех животных на позвоночных и беспозвоночных (ранее базовым критерием различия животных было наличие или отсутствие крови), а также выделяет паукообразных из насекомых . Определяя животных, Ламарк настаивает на такой их существенной черте как раздражимость , считая способность к передвижению не существенной, поскольку устрицы и полипы неподвижны. Всего Ламарк выделяет 14 классов животных от инфузорий до млекопитающих. Любопытно, что он еще не выделяет земноводных в отдельный класс, а амфибиями называет ластоногих .

14 классов животных

  1. Лучистые (Морские звёзды)
  2. Кольчецы (пиявки)
  3. Моллюски - «высшие животные из беспозвоночных»

Напишите отзыв о статье "Философия зоологии"

Литература

  • Ламарк. Философия зоологии / пер с фр. С. В. Сапожникова. - М.: Наука, 1911.
  • Жан Батист Ламарк , АН СССР, 1955 965 с.

Отрывок, характеризующий Философия зоологии

Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
– Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
– Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?