Философия как метафизика. История становления метафизики, как центрального значения философии

С греческого языка слово "метафизика" переводится как "то, что есть после физики". Прежде всего, с данным понятием ассоциируют именно одно из философских учений о принципах бытия и о бытие в целом. Кроме этого, слово "метафизика" применялось в качестве синонима философии. Можно сказать, что она появилась вместе с философией, назвавшись её сестрой. Впервые основательно упоминалась метафизика в в трудах Аристотеля, а этот термин был введён библиотекарем I в. до н. э. Андроником Родосским, который систематизировал трактаты Аристотеля.

Метафизика в философии античности

В те времена существовало два известных философских деятеля: Платон и его ученик Аристотель. Главной особенностью метафизики у первого мыслителя было восприятие всего сущего как единого целого. Аристотель же выделил несколько наук, делающих акцент на различных вещах, а во главе стояло учение о сущном. А сущное невозможно рассматривать по его частям, не видя целостной картины. Также этот ученый выделял метафизику как смысл любого человека, постигая который можно получить высшее интеллектуальное наслаждение.

Метафизика в философии средних веков

В понимании средневековых умов, сия наука есть одна из форм рационального понимания этого мира. Понятие метафизики в всё же сводилось к постижению Бога. Считалось, что она приближена больше к духовному, чем к материальному, а следовательно, могла открыть врата к познанию всевышнего.

Метафизика в философии эпохи Возрождения

Как известно, в это время человек ставился в центр всего мироздания. Началось углубленное изучение психологических особенностей и А метафизика, с точки зрения религии, не смогла ответить на важные вопросы того времени, поэтому была сведена до уровня догматики.

Метафизика в философии Нового времени

Это понятие в то время перестало быть ограниченным теологией и снова стало средством познания природы, ведь наука начинает сильно ударять по всем аспектам жизни. Метафизика опять становится на вершину, но уже естественных наук, а в некоторых моментах даже сливается с ними. Философы той эпохи не обходились и без естественнонаучных знаний. Если в античность метафизика была наукой о бытие, в средние века, можно сказать, что наукой о боге, то в новое время она стала наукой о познании. Свойством новой метафизики стала прежде всего целостность всего сущего.

В XVIII веке учение о бытие сталкивается с кризисом. Это связано с выделением наук, имеющих более конкретную тематику, а также началась тотальная критика всего, под ударом оказалась и метафизика. Осуждённая на долгие годы, она разделилась на онтологию и натуральную теологию.

Стал работать над возрождением метафизики, а точнее, над её перерождением, изменив её форму и доказав её принципы. А Новое время для учения о бытие закончилось на который сформировал метафизику не как пустые принятые на веру положения, а как теорию для объединения всех наук, количество которых неустанно растёт.

Не думайте, что метафизика относится к области истории философии, и её изучение не актуально для нас. Метафизика родилась вместе с философией и её нельзя победить, как бы кто ни старался. Может и нужно, но невозможно. Философия требует свободы мышления и свободы высказывания. А метафизика - не нечто случайное для философии, а её часть, больная часть и большая часть. Позитивизм в борьбе с метафизикой дошел до абсурда - вся философия была отождествлена с метафизикой и отброшена за ненадобностью. Конечно, такой фокус не прошел. Уже потому, что сам позитивизм был философским течением, хотя и выродился в своеобразную методологию науки, а философия не способна к самоубийству, так как не заключена в трудах отдельных людей. Пока люди склонны рассуждать - философия будет жить, пока люди будут рассуждать, исходя из ложных посылок и ошибочным способом - не исчезнет и метафизика. Кстати, как вы увидите из дальнейшего, многие борцы с метафизикой сами ей же и занимались. Если нельзя уничтожить метафизику - это не значит, что ей не следует противостоять и мешать. Для начала, можно изолировать себя от метафизики, осуществить своеобразную дезинфекцию сознания. Что же такое метафизика и чем она опасна?
Определения метафизики в словарях и энциклопедиях вам мало помогут. А.Л. Доброхотов в "Философском энциклопедическом словаре" 1983 года определял метафизику как "науку о сверхчувственных принципах и началах бытия". Странно. Такому определению больше соответствуют физика и химия, но никак не метафизика. Метафизика не только не наука, но метод, враждебный науке и научным знаниям. Слово "сверхчувственные" весьма двусмысленно. Мы не чувствуем ультразвук и инфракрасный свет. Есть ли у бытия "начала" и обязательно ли метафизика говорит о них? Сомнительно. Хотите понять метафизику - придется читать метафизиков. Только погружение в стихию метафизики может помочь нам понять, что это такое. Любой философ - потенциальный метафизик, каких бы взглядов он ни придерживался. Но есть философы, умеющие останавливаться, у которых метафизика отсутствует или хотя бы не поглощает всё их творчество. Образцов метафизики много, из наиболее известных - сочинения Платона, Фомы Аквинского, Спинозы, Канта, Гегеля. Кант боролся с метафизикой, но и сам, безусловно, остался метафизиком. Более того, метафизиком можно с полным на то основанием считать и Маркса, который сам считал свою философию антиметафизикой. Что же общего можно найти в сочинениях метафизиков (точнее, предполагаемых метафизиков)? Оторванность от реальности. Рассуждения строятся на базовых понятиях, которые не имеют точного определения и не указывают на реальные феномены, и на другие рассуждениях. Круг замыкается - метафизик постоянно вращается в сфере им же созданных фантомов и не заботится, как соотносятся его постоения с реальностью. Метафизика враждебна эмпиризму. Метафизики склонны оперировать абстракциями и предельными обобщениями.
О "началах бытия" рассуждают наука и философия, на основе изучения явлений бытия. Метафизика выдумывает начала бытия, не выглядывая в окно. Фантазия, упакованная в стереотипы - основное орудие метафизики. Кирпичи метафизики, сформованные пару тысяч лет назад, до сих пор в ходу. Длительное время метафизика находилась в зависимости от религии, превратилась в придаток схоластики. Но это не было насильственное подчинение - метафизика с самого начала тяготела к религии. Не случайно ранние христианские богословы считали Платона "своим". Неоплатонизм ещё ближе смыкался с богословием. Так же близки к религии были стоики. Само представление о боге носит чисто метафизический характер. Не только религия влияла на метафизику, но и метафизика проникла в религию. Благодаря этому метафизика на долгое время превратилась в филиал теологии. Каким бы умным человеком ни был метафизик, то, что он сочиняет - бесполезно. Вся проблема в ошибочном методе. Философ помимо обобщений оперирует абстакциями, что уже опасно. Абстракции не имеют аналогов в реальности, это умственные СЛУЖЕБНЫЕ конструкты. Служебные, но важные. Это инструменты философа. Метафизика - перенесение служебных конструктов в модель реальности, бесконтрольное умножение абстракций, и последующее объяснение действительности исходя из абстрактной схемы . Вместо реальности метафизик рассуждает в плоскости абстракции. Маркс, вроде бы, опирается на науку. Это поверхностный взгляд. Принятие гегелевской диалектики свидетельствует, что Маркс - метафизик. Изучение его трудов это подтверждает. Материя, идеальное, классы, классовая борьба - метафизические абстрактные категории, не соответствующие реальности. Маркса я упомянул намеренно, чтобы показать, что влияние метафизики шире, чем обычно думают.
Метафизика боится обращения к реальности, то есть эмпиризма. Метафизика боится здравого смысла. Метафизика боится скепсиса. Метафизика боится критики. Именно поэтому метафизическая философия элитарна и догматична. "Простецы", по мнению метафизиков, не могут выносить философских суждений, они некомпетентны. На самом деле, любой человек может высказать глубокую, содержательную мысль. Философия - не профессия. Здесь зачастую важнее свобода мышления и жизненный опыт, чем образованность и начитанность. Само собой, что метафизическая философия тяготеет к кабинетам и университетам, предрасположена к превращению в учебную дисциплину. Метафизика догматична изначально, поэтому нередко используется в качестве ядра идеологии. Сам каркас метафизики очень мал и скуден. Что же дает возможность создавать огромные метафизические трактаты, превосходящие по объёму научные исследования? Риторика. Риторика есть орудие метафизики, отсюда распространенность и популярность метафизики. Многие читали Канта и все слышали о нем. А многие ли его понимают? Это для метафизики и не важно. Пользуйся штампом, а о содержании не думай - внушает метафизика. Проникновение метафизических штампов в язык философии очень сильно отравляет философское творчество. Мало не стать метафизиком - нужно чистить свой лексикон от метафизических понятий.
Наиболее опасный прием метафизики - гипостазирование, то есть придание понятию недолжного онтологического статуса, объявление несуществующего существующим. Абстрактное понятие выставляется основополагающей сущностью, которая в свою очередь порождает другие и влияет на них. Если от метафизика требуют объяснения действительности - он проделывает это ещё более ловко, чем астролог, ведь у него в распоряжении целый мешок абстрактных сущностей. Можно что угодно объяснять "волей бога" или "судьбой" или "исторической закономерностью". Воля у Шопенгауэра - метафизическая сущность, к примеру. Для оздоровления философии необходимо минимизировать количество абстракций, отделить их от обобщений, четко определить их статус. Абстракции необходимы, без них не обойтись, тем более глупо отказываться от философии вообще. Но рассуждающий должен понимать, что все без исключения абстракции служебны, порой обозначают целый комплекс понятий, которые в свою очередь являются обобщениями. Наиболее яркий пример - время. В реальности времени нет. Вообще. Но есть процессы, которые нам удобно изучать и описывать, понимать и интерпретировать, пользуясь абстрактным понятием "время". Ввел время в картину мира - получай метафизику. Опасность метафизики говорит нам, что философ должен быть предельно осторожным. Ну и, конечно, дает понять, что философия во все времена должна исходить из опыта и достоверного знания, а не домыслов, догадок, непроверенных чужих утверждений. Надеюсь, моя заметка помогла вам осмыслить, что такое метафизика и почему от неё нужно держаться подальше. Тема метафизики выводит на темы философского реализма/номинализма и тему позитивизма. Но об этом потом.

Фотограф Andrea Effulge

Первые исследования и размышления мыслителей прошлого, которые можно отнести к метафизике, насчитывают тысячи лет и ими занимались как в Европе, так и в Азии. И не смотря на то, что философия процветала у многих народов, но в полном отрыве от религии, она проявила себя в Европе. Именно в Европе само понятие метафизика было введено Андроником Родосским – систематизатором и исследователем трудов Аристотеля. Метафизикой он назвал категорию, куда сгруппировал произведения Аристотеля, стоящие вне естественно-научной области; другое, развёрнутое, это название категории «трактаты о бытии самом по себе». Так же видным мыслителем в области метафизики являлся Платон, который сформулировал «первую философию», которая в своём познании действительности восходила от эмпирического (чуственно-опытного исследования) к рефлексивному методу исследования имматериального, то есть идейного. Так Платон создал систематизацию наук, где метафизика занималась исследованием первичного, имматериального и идейного бытия, первопричин и истоков сущего.

Изменение представлений о метафизике в схоластике мы рассматривать не будем как заведомо антинаучные, и сразу перейдём к философии Нового времени, когда наука в целом и метафизика в частности вышли из-под влияния спекулятивной и мифической теологии. Закономерно с развитием наук, их знаний и методов, метафизика разделилась в своей целостности по предметам и методам изучения, например, метафизика познания или метафизика рационализма.

Германская классическая философия окончательно устранила из науки метафизики умозрительные методы прошлого, приведя её к диалектике мышления, которую рассматривали и как помеху познанию разума, и как мотивирующий фактор. Но диалектика предмет другой статьи. Позже метафизика как наука вообще попала в опалу мыслителей и исследователей, в ходе критического отношения к ней были сформулированы волюнтаризм, философия жизни и антиметафизические иррационализм, антропологизм и неопозитивизм.

Хорошую трактовку определения метафизики, кратко приводящую её от старых взглядов к новым дал Бэкон: «Метафизика, как и физика, анализирует природные процессы. Различие между ними – в степени познания». В любом случае метафизика рассматривается и как отдельная наука, так и как отрасль философии.

Понятие метафизики

Выяснив взгляды мыслителей на то, что такое наука метафизика, кратко в исторической перспективе её создания и совершенствования рассмотрим само её определение, то есть понятие метафизика. Метафизика это наука, изучающая явления и процессы – сущности, имеющие имматериальную природу, но находящиеся в тесной связи с физическими явлениями и материальной природой, а также оказывающими друг на друга взаимное влияние (от греч. meti ta physika – то, что за физическим).

Так как в истории философии существует ряд спорных взглядов о первичности и роли тех или иных явлений и процессов, то их необходимо рассмотреть отдельно. Так, например, античная философия относит первичную роль в влиянии на сущее и существование метафизике, а волюнтаризм, напротив, воле разума, в то время как рационализм вручает власть над существованием человека его интеллекту и разуму. И это только некоторые из примеров. Однако, приведенное выше определение понятия метафизики удовлетворяет в большей или достаточной степени большинству из этих философских концепций.

Основы метафизики

В основе метафизики лежит системное объяснение попыток разума понять устройство мира, его истоков, то есть возникновения, его причин и следствий, а также, что логично, его структуру. Из этого понятно, что к основам метафизики относится:

  • Идеалистическое нечто, то, что допускает существование чего бы то ни было имматериального;
  • Гносеологический характер науки, который предполагает допущение исследования эмпирического, рационального и иррационального (например, доопытного);
  • Подчёркнутые проблемы в эмпирическом познании основ и истоков мира как лежащих вне материальной природы;
  • Признание существования чистого знания – нечто доопытное, изначально известное и непреложное;
  • Ключевая проблема взаимовлияния бытия и разума, заключающаяся в вопросах: «Бытие порождает сознание?» и «Разум определяет бытие?». Этой проблемой метафизике оппонирует рационализм;
  • И другие.

Лем пишет: «Перевод метафизических моделей на язык кибернетики возможен, но практически ничего не дает. Как бы эмпирически неразрешима ни была проблема существования денотатов веры, не подлежит сомнению ценность веры как средства приспособления, как источника универсальной информации. Ценность информации как средства приспособления не всегда зависит от ее истинности или ложности».

Таким образом, каким бы нападкам не подвергались основы метафизики как трудно подтверждаемые опытным (эмпирическим) путём, но стройное рациональное объяснение мира и его основ в целом на теоретическом уровне будет необходимо до тех пор, пока естественные науки не смогут объяснить все явления. Но последнего не может быть никогда, так как имматериальное принципиально непознаваемо для физического опыта, так как природы исследуемого различны. Однако, существенный вклад в современную метафизику вносит психология, а точнее эмпирическая философия, в которой, несмотря на невозможность изучать имматериальные процессы психики, можно исследовать их продукты. Эти самые продукты имматериального мира и изучаются метафизикой.

Сама наука метафизика даже в однополярном взгляде на неё с точки зрения какой-либо одной концепции очень велика и её проблематично объяснить кратко, даже самые основы метафизики, лежащие на поверхности восприятия. Поэтому эта статья не претендует на полноту изложения ни в коей мере, а ставит своей целью познакомить читателя с этими самыми основами метафизики кратко, с её понятием и историей исследования, чтобы читатель мог для себя ответить, что метафизика это…

В своей жизни каждый из нас сталкивается с вещами, которые сложно объяснить с научной точки зрения, несмотря на то, что наука сделала огромные шаги в своём развитии за последнее время и способна объяснить множество моментов. И всё же, остаётся то, перед чем учёные бессильны, хотя они и пытаются с помощью различных методов раскрыть все тайны мироздания, но часто их теории рушатся со временем, как карточные домики.

Ещё не так давно многие изучали в школе теорию эволюции Дарвина, считали, что люди произошли из обезьян и что нашей цивилизации чуть больше 50 000лет. Однако учёные доказали, что мы здесь были и раньше, что человек существует несколько миллионов лет. Открытия археологов поражают нас своими масштабами. Они не только доказали существование человека в течение нескольких миллионов лет на этой планете, но и нашли скелеты людей, рост которых составляет более 10 метров.

Атомная бомба была создана в 20 веке, но учёные обнаружили продукты ядерного распада на поле Курукшетра на территории современной Индии, которым около 5000 лет. Они готовы принять за реальность события, которые описаны в произведении "Махабхарата", которое раньше считалось эпическим, а герои вымышленными.

Спор о том, кем является человек на самом деле и каким образом появилась Вселенная и жизнь на ней, до сих пор не окончен. Учёные выдвигают свои теории, но во всех них есть слабые места, которые легко можно опровергнуть. Та же теория происхождения Вселенной вследствие взрыва лишена всяческой логики, ибо во время взрыва можно наблюдать продукты разрушения, а наша Вселенная показывает нам, насколько же здесь всё продуманно и логично. Видно, что за всем этим стоит Вселенский разум. Также это противоречит и первому закону термодинамики, который говорит о том, что для того, чтобы что-то было создано, нужен источник. Что-то из ничего возникнуть не может.

А сколько необъяснимого происходит в жизни каждого из нас, сколько удивительных и невероятных событий происходит в нашей жизни и лишено научного объяснения! Это может быть чудесное спасение человека во время бедствия, или же неожиданное исцеление от какой-то болезни. Ещё больше могут рассказать участники боевых действий, которые обрели веру в Бога. Бог, мироздание, человек, душа — всё это находится за пределами понимания учёных, невозможно объяснить никакими законами физики. И всё это лежит в области вопросов, которыми задаётся метафизика, что дословно означает "после физики".

Впервые это понятие было введено Андроником Родосским, который написал свои размышления на эту тему и разместил их в сборнике Аристотеля после трактатов по физике. Затем этот термин был отнесён к философии, к работам о высших принципах познания (онтология), ко всем учениям, связанным с Богом, познанием первопричин мира, существованием души, свободы воли и т.п.

Понятие метафизики сложно описать одним определением, так как за 2,5 тысячи лет своего существования, оно постоянно менялось, дополнялось. Поэтому, говоря о метафизике, перечисляют те вопросы, которыми она занимается:

  • Что является причиной всех причин?
  • Что является главным источником всего сущего?
  • Кто задаёт вопросы вообще и почему они существуют?
  • Где находится начало всего?

Различают 3 периода развития данного направления:

  1. Древняя античная метафизика.
  2. Классическая метафизика эпохи Нового времени.
  3. Современная метафизика.

За всё время существования метафизика несколько раз признавалась то ложной, то возвеличивалась до уровня высшего достижения человеческого разума.

В качестве основного метода познания в ней используются умозрительные заключения, за что она подвергалась критике Кантом, потому что ограничивала сферы познания исследуемых вопросов. Он считал, что она должна существовать, как систематическое знание. Кант провёл различие между метафизикой и естествознанием, показав различие этих направлений.

Шопенгауэр утверждал, что физика всегда упирается в метафизику, а у человека существует естественная потребность обращения к вопросам метафизики. И на самом деле, чем дальше продвигается физика в своих открытиях, тем чаще человек задаётся вопросами о смыслах бытия, своём предназначении, о всём том, что выходит за пределы физики и находится в поле внимания метафизики.

За всю свою историю существования метафизика осталась "царицей наук", собрав в себе многовековую мудрость, дав объяснение многим необъяснимым вещам. Обращение к ней помогает человеку лучше понять себя и свою природу, природу своих поступков и происходящих в мире явлений. Она помогает восстановить связь человека со Вселенной, с источником всего сущего.