Диана в древнегреческой мифологии. Кто такая богиня Диана? Из древнегреческой мифологии

Имя: Диана (Diana)

Страна: Италия

Создатель: древнеримская мифология

Деятельность: богиня охоты

Семейное положение: не замужем

Диана: история персонажа

Грациозная красавица быстрее ветра передвигается по небу, земле и даже забегает в подземный мир. Честная, открытая и принципиальная Диана успевает все: проследить за урожаем, осветить ночное небо и оказать покровительство жительницам Рима. Впрочем, подобное количество задач имеет последствия. Богиня, в отличие от других жителей Олимпа, не позволяет себе в полной мере расслабиться и насладиться негой.

История происхождения

В мифологии образ Дианы воплощает в себе сразу трех богинь, пришедших в Рим из Греции. Девушка вобрала в себя качества и обязанности , Селены и . Из трех перечисленных божеств максимальное влияние на формирование культа оказала Селена. В первую очередь римскую богиню принято почитать как покровительницу ночи и луны. Девушку отождествляют с целительницами и ведьмами.


Постепенно магический образ богини слился с более известным культом Артемиды. Теперь жительница Олимпа, отвечающая за лунный свет, стала защитницей лесов и животных. Жертвоприношения влиятельной красавице могли приносить охотники и женщины в положении.

Вскоре к многообразному функционалу Дианы римляне добавили силы и возможности Гекаты. В обязанности божеству вменили покровительство над умирающими и больными. Столь разносторонний образ получил соответствующее прозвище. Диану часто называли богиней трех дорог или богиней тройной власти, но чаще просто Тривией. Таким именем римляне подчеркивали значение Дианы – девушка имела влияние на небо, землю и загробный мир.


Несмотря на многоликость божества, особый почет Диана заслужила среди обиженных и угнетенных. Девушке поклонялись рабы и пленные. Высшее общество отнеслось к образовавшемуся культу прохладно. Наиболее почитаемым святилищем богини считается храм, воздвигнутый на холме Авентин. Кстати, день основания храма стал национальным праздником для угнетенного населения Рима.

Мифы и легенды

Быстроногая Диана – младшая сестра . Девушка родилась от союза и Латоны (Лето). Но в отличие от обаятельного брата красавица не стремится завоевать место на Олимпе или обрести влияние на людей и богов. Богине больше нравится проводить время на Земле.


Главной обязанностью и любимой забавой Дианы было путешествие на серебряной колеснице по ночному небу. Месяц, который украшает надбровную дугу девушки, освещает путь богини. После изнурительной поездки красавица переодевается в короткую тунику, берет любимый лук со стрелами и отправляется на прогулку по лесам. Богиня животных в окружении нимф и подруг часто участвует в охоте.

Диана – олицетворение луны, которая известна целомудренностью. Поэтому на протяжении веков девушка противостоит . Богиня любви, покровительствующая распутникам, вызывает у Дианы презрение и негодование. Часто достается от принципиальной девушки и . Чтобы спастись от проделок маленького божества, Диана носит при себе щит, отражающий любовные чары.


Правда, подобная защита срабатывает далеко не всегда. Во время одной из ежевечерних прогулок богиня охоты наткнулась на спящего юношу по имени Эндимион. Молодой человек, красота которого заворожила юную охотницу, проснулся от легкого поцелуя. Вскочив, Эндимион не обнаружил поблизости живого человека, только серебряная луна ярко светила над головой.

Подобные встречи и тайные поцелуи стали привычным ритуалом для Дианы. Обезумев от желания обладать прекрасным юношей, богиня погрузила Эндимиона в вечный сон и перенесла в собственный тайный грот. Теперь красавица могла любоваться мужчиной в любой время.

Впрочем, вскоре девушка нашла новый объект для воздыхания. Во время прогулки богиня растительного и животного мира встретила охотника Ориона. Общие интересы сблизили молодых людей, что не укрылось от Аполлона. Старший брат, который относился к сестре с трепетом и нежностью, не одобрил выбор Дианы. Орион был известен в Риме как ловелас и пройдоха.

Уговоры и увещевания не действовали на богиню. Тогда брат пригласил Диану к себе, чтобы посоревноваться в стрельбе из лука. Мишенью брат и сестра выбрали темный предмет, покачивающийся на волнах в океане. Стрела Дианы попала в цель. А позже девушка обнаружила, что застрелила собственного возлюбленного. Дабы искупить вину, богиня поместила Ориона и его верного пса Сириуса на небо.

Несмотря на влюбчивость, богиня не предавала собственные принципы. Девушка не допускала близости со смертными и богами. Даже посмотреть на голую Диану считалось преступлением. За подобный промах поплатился другой охотник – Актеон.

Мужчина, возвращавшийся с прогулки, наткнулся на озеро, в котором резвилась Диана с подругами. Увидев смертного, который любуется ее телом, девушка превратила охотника в оленя. Бедного юношу растерзали собственные собаки, принявшие хозяина за дичь.

Принципиальностью отличалась не только сама богиня, но и почитательницы Дианы. Нимфа Каллисто, которая привлекла Юпитера, не поддавалась на уговоры владыки Олимпа. Желая завладеть девушкой, бог принял образ собственной дочери. После тесного общения Каллисто и мнимой богини охоты нимфа забеременела. Узнав о произошедшем, разгневанная Диана навсегда изгнала нимфу из собственного окружения.


Биографию непорочной девушки омрачает несдержанная любовь к брату и матери. Если к Юпитеру Диана не испытывала дочерних чувств, то Латону девушка обожала. Среди жителей Рима ходит легенда о том, как жестоко брат и сестра отомстили дочери Тантала Ниобе. Та гордилась собственным потомством и позволила себе язвительные замечания в сторону Латоны.

За неуважение к матери Аполлон перестрелял сыновей женщины. Царица, которая горько оплакивала потерю, утешилась, что в живых остались хотя бы дочери. Но в этот миг за дело взялась Диана и убила семь красавиц. Последняя дочь Ниобы нашла собственную смерть на груди царицы.

  • Символ бесстрашной богини – полумесяц. Диану также изображают с луком в руках, в окружении собак и с пылающим факелом.
  • Наиболее известное изображение богини – скульптура «Диана Версальская». Произведение искусства установлено в Лувре.

  • Образ богини популярен в изобразительном искусстве. Картины «Диана, купающаяся с ее нимфами», «Диана и Каллисто» украшают залы известных музеев.
  • Толкования имени Диана противоположны. Исследователи считают, что «Диана» происходит от слова «dies» - дневной свет. Существует теория, что имя богини означает «сияние луны». Весьма популярен вариант, который переводит «Диана» как «небеса».
deus "бог") в римской мифологии - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Викка

Сегодня есть ветвь Викки, названная Дианической (англ. Dianic Wicca ), которая характеризуется чрезвычайным фокусом на женском аспекте Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану, как Королеву ведьм; ведьмы - мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Так же было сказано, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье "Диана (богиня)"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Диана (мифологич.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Примечания

Отрывок, характеризующий Диана (богиня)

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…

Ы, жен. Заимств.Производные: Дианка; Дина; Дия, Ана (Аня).Происхождение: (От лат. deus бог. В античной мифологии: Диана богиня, покровительница охоты.)Именины: 9 июня Словарь личных имён. ДИАНА В античной мифологии: богиня охоты, богиня Луны … Словарь личных имен

Из римской мифологии. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами. Употребляется: обычно только в поэтической… … Словарь крылатых слов и выражений

Диана: Диана (богиня) римская богиня охоты, луны, красоты и природы. Диана (имя) женское имя. Известные носители: Диана (принцесса Уэльская) Диана псевдоним певицы Ирины Нельсон, экс участницы группы «Reflex». Диана Арбенина, солистка … Википедия

Возвращение Дианы с охоты. П.П. Рубенс, 1615 Диана (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus бог) в римской мифологии Диана богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия,… … Википедия

Диана - Диа/на, ы, жен., заимств. От лат. deus бог. В античной мифологии: Диана богиня, покровительница охоты Производные: Диа/нка, Ди/на, Ди/я, А/на (А/ня) Именины: 09.06 … Словарь личных имён и отчеств

- (Diana). Римская богиня, соответствовавшая греческой Артемиде, богиня охоты, родов и луны. Она считалась преимущественно покровительницей плебеев и рабов. В Ариции находились роща и святилище Дианы, где жрецом был беглый раб, убивший в поединке… … Энциклопедия мифологии

- (Артемида) дочь Юпитера и сестра Аполлона, богиня луны, охоты и лесов, вместе с тем покровительствующая женским родам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ДИАНА (лат.). 1) у древних греков богини охоты… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

Древнеиталийская богиня света и луны (первоначально женскаяполовина бога света и солнца, Януса), почитаемая различными итальянскиминародами, Знаменитейшими святилищами ее были: священная роща у озераНеми, где рядом с ней поклонялись демону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

См … Словарь синонимов

Книги

  • , Алексеева, Диана. Перед вами глубокое путешествие в мир женских историй, которое поможет вам обрести ваш жизненный путь. Вы сможете разобраться в особенностях своей судьбы и понять, как начать жить счастливо.…
  • Женщина-Богиня. Славянские Архетипы , Алексеева Диана Евгеньевна. Перед вами глубокое путешествие в мир женских историй, которое поможет вам обрести ваш жизненный путь. Вы сможете разобраться в особенностях своей судьбы и понять, как начать жить счастливо.…

Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами.

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Развитие в себе архетипа Артемиды

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами.

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». Помогала богиня и при врачевании болезней людей и животных. В некоторых частях Греции - в Аркадии и Этолии - она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида - азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы.

Луна, в мифологии - (Luna) Трудно решить, была ли Л. чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; имя ее не упоминается в древнем календаре. ДИАНА - в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц. Диана - ы, ж. 1. В древнеримской мифологии богиня Луны, покровительница охоты и диких зверей, в образе юной девы с луком и сагайдаком за плечами символ девичьей неприступности.

Артемида, сливающаяся с природой

Диана и Бафомет, Пьер Клоссовски. Ее увлечение мифами началось еще в детстве. Древнеиталийская Диана первоначально почиталась как богиня Луны, и лишь значительно позже на нее были перенесены греческие представления об Артемиде, покровительнице животных. Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Леланд (1824-1903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана!

С эпохи Ренессанса известна в Европе как Диана (расхожее латинское обозначение богини охоты). Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Овидий пространно описывает («Мет.», 3:138-253), как юный охотник Актеон, случайно натолкнулся в лесу на грот, в котором купалась Диана и ее спутницы.

Статуэтки Дианы с серпом Луны в волосах, луком и стрелами, в сопровождении охотничьих собак украшали прежде всего скверы и сады во времена барокко. Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (И иногда сатиров) с дротиками. 1) Обнаружвший Диану Актеон стоит со своими собаками, его руки воздеты в жесте изумления.

Диана - Из римской мифологии. Диане еще сопутствовал эпитет «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме получит власть над Италией.