Цветы барометры в детском саду. Растения-барометры


Каждый из нас в большей или меньшей степени интересуется, а какая будет погода завтра?Для садовода данный вопрос приобретает еще большую актуальность, ведь от погоды зависят и урожай, и пышность цветения растений.
Человек не обладает способностью чутко реагировать на изменение погоды и тем более предсказывать ее, но многие растения могут помочь ему в этом.
Каждый листочек чувствует влагу воздуха, тепло солнечных лучей и направление солнечного света, реагирует на малейшие изменения внешней среды. Растения столь чувствительны к переменам погоды, что, наблюдая за ними, можно составить достоверный краткосрочный, а иногда и долгосрочный прогноз. Многие травы, кустарники и деревья ответят на вопросы пытливого наблюдателя. А будет ли дождь? Надолго ли установилась солнечная погода и какая будет зима? Человек наблюдал за поведением растений веками, фиксируя закономерности их поведения в тех или иных условиях, поэтому достоверность «растительных прогнозов» погоды очень высокая.
Самый чуткий предсказатель погоды – конский каштан. За сутки, а то и за двое до ненастья на его листьях появляются липкие капельки сока. Перед дождем дерево буквально затаивает дыхание – сильно снижается газообмен. Если на кончиках листьев канны или монстеры появляются капельки, то также жди дождя. Так эти растения реагируют на повышение влажности воздуха. Корни продолжают «качать» воду из почвы, а листья не в состоянии ее всю испарить. Вот и выступают капельки. Это явление называется гуттацией. Подобными свойствами обладают также ива, ольха, черемуха, бальзамин, белокрыльник и многие другие растения.
О приближении ненастной погоды сигнализируют и кувшинки: перед дождем они закрываются и уходят под воду. Казалось бы, зачем прятаться от дождя в воде? Оказывается, таким образом растение бережет пыльцу цветка от намокания. В плотно закрытый бутон стоячая вода не проникает. Дождевые же капли, ударяя с большой силой, могут намочить пыльники даже в закрытом цветке. К тому же во время дождя кувшинки могут пострадать и от града.
Перед дождем закрывают свои цветки календула, анютины глазки, цикорий и др. Наблюдая за ними, можно с уверенностью сказать – скоро закапает.
Кислица, или заячья капуста, – также превосходный барометр. Если ночью цветки этого растения раскрыты – на следующий день обязательно пойдет дождь. Перед дождем и листочки кислицы меняют свою форму – они как бы складываются. Это свойственно и кислице из леса, и ее садовым формам. Аналогично ведут себя листочки клевера.
У папоротника орляка кончики листьев перед дождем загибаются вверх, а после дождя при наступлении хорошей погоды расправляются и даже закручиваются книзу.
Очень точно прогнозирует погоду одуванчик. Его ярко-желтые цветки радуют нас по весне на лугу и доставляют массу неприятностей в саду. Если цветок закрылся – жди ненастья. Но иногда бывает, что вот-вот должен пойти дождь, все небо заволокло тучами, а одуванчик и не думает закрываться. В этом случае можно уверенно сказать – дождя не будет. Отцветая, одуванчик продолжает рассказывать нам о погоде, складывая перед дождем свои пушинки и расправляя их перед ясным небом.
Многие цветы перед дождем начинают сильнее пахнуть, выделяя много нектара, и насекомые прямо-таки вьются над ними. Так бывает у жимолости, смородины, флоксов, лилий, ваточников, гиацинтов и др.
Маргаритки – эти неприхотливые цветы – тоже чувствуют приближение дождя: они наклоняют «головку» к земле и закрываются.
Кто не любит колокольчики? Эти простые и в то же время грациозные цветы тоже могут многое рассказать нам о предстоящей погоде. Если растение сгибается, наклоняя свои синие головки, – жди дождя. К этому цветку люди всегда относились с уважением. В средневековой Германии даже существовало поверье, что если кто-нибудь сорвет цветок колокольчика, обязательно начнется дождь, если же 3 раза дунуть на него, то дождь прекратится.
Гуляя по лесу, мы часто обращаем внимание на невысокие травянистые кустики с вишневыми или лиловыми цветками. Это герань. Растение имеет садовые формы, а его родственник – пеларгония радует нас своим цветением в горшках. В народе герань называют журавельником – ведь как похожа коробочка с семенами этого растения на голову журавля! Оказывается, герань перед дождем как бы вытягивается, распрямляя свои стебли. Из семян этого растения можно сделать самый настоящий барометр, настолько они чувствительны к изменению влажности воздуха. При повышенной влажности они распрямляются, а в сухую погоду закручиваются. Таким образом, попав на землю, они как бы вкручиваются в нее.
Всем известна очень «настырная» сорная трава звездчатка, или мокрица. С уверенностью можно сказать, что добрая половина лета уходит на борьбу с этим незваным гостем цветников. Но и он может сообщить нам много интересного о погоде. Если белый венчик у цветка мокрицы поутру закрыт, борьбу с ней придется отложить – днем пойдет дождь. За несколько часов до ненастья у мокрицы будто бы даже увядают и блекнут листочки – так она всем своим видом сигнализирует о перемене погоды
В сентябре-октябре в лесу или на лугу сложно найти цветущее растение, в садах же в это время нас радуют безвременники. Перед ненастьем их цветки если и не закрываются полностью, то все равно выглядят как бы полузакрытыми. Эту реакцию лучше наблюдать на немахровых формах растений.
При прогнозировании непогоды по цветам следует учитывать время суток и относительно медленную реакцию растений на изменение окружающих условий. В дождливую погоду или в сильный зной каждый задается вопросом: когда же это закончится? И здесь растения могут дать нам ответ. Все знают чертополох. Это растение предсказывает конец ненастья колючками своего соцветия: перед прояснением и потеплением они растопыриваются в горизонтальной плоскости, в то время как перед дождем бывают сжаты Подобно чертополоху ведет себя и цветок лопуха.
На песчаных местах растет ястребинка волосистая – растение с мягкими вытянутыми листьями, покрытыми волосками, и цветками, похожими на цветки одуванчика. Это растение может предсказать нам жаркую погоду. Если ястребинка вывернула свои листочки наизнанку, то зной простоит еще день-другой. Вот еще одна примета для садовода: если анютины глазки к вечеру склоняют свои головки к земле – ночь будет холодной.
Долгосрочные прогнозы погоды всегда интересуют людей. И здесь растения могут рассказать нам массу интересного. Все знают такую примету: расцветает черемуха – жди возвратных заморозков, но не каждый обращал внимания, как связано цветение сирени и рябины с погодными условиями. Оказывается, сирень, как правило, цветет в жаркие дни, и после ее цветения уже вряд ли вернутся к нам холода. Если расцвела рябина – жди продолжительного тепла. В народе подметили, что «рябиновое» тепло устанавливается надолго.
Самое трудное время для природы – зима. Каждый садовод переживает за своих питомцев – как они там? При правильном прогнозировании погоды на зимний сезон можно помочь растениям пережить эту трудную пору. В народе подметили, как некоторые растения сообщают человеку о предстоящей зиме. Так, рано распустившийся безвременник говорит нам о том, что зима будет долгой и лютой.
Интересно, что безвременник не только прогнозирует суровую зиму, но и способен «оберегать» от нее. Немцы и швейцарцы из цветков безвременника готовят мазь и пользуются ею для растирания в сильную стужу, тогда руки и ноги мерзнут меньше. Жди суровой зимы, если урожай хмеля велик, – так считают в Германии. Будет много снега, если пышно цветет вереск.

В последнее время на погоду не жалуется только ленивый. Погода и сама дает для этого массу предпосылок, устраивая дождевые потопы или засухи там, где раньше их отродясь не бывало. На прогнозирование погоды брошены мощные научные силы, но даже наличие современнейших компьютеров не всегда позволяет синоптикам заблаговременно и с высокой точностью сделать необходимые прогнозы. А ведь прогнозировать погоду люди научились уже давно, и помогает им в этом сама природа. Существует масса народных примет, связанных с предсказаниями погоды. Они вырабатывались веками наблюдений и зачастую приобретали форму пословиц и поговорок, прочно укореняясь в народном сознании. Правильное предсказание погоды было жизненно важно для крестьян, для которых ошибки в прогнозах могли обернуться гибелью урожая. Люди, умеющие по состоянию растений, виду облаков, цвету зари или заката, силе и направлению ветра, поведению птиц, зверей, насекомых и даже аромату цветов предсказывать погоду, всегда окружались почетом и уважением. И таких народных синоптиков, видимо, на Руси было немало. Удивляясь смекалистости крестьян, А.С. Пушкин в стихотворении «Приметы» писал: « Старайся наблюдать различные приметы: Пастух и земледел в младенчески е леты, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И мразов ранний хлад, опасный винограду». Умение предсказывать погоду по природным явлениям и растениям не утратило значения и в наше время. Конечно, сделать долгосрочный прогноз таким способом не удастся, но с высокой вероятностью предсказать изменение погоды на ближайшее время вполне по силам любому человеку, умеющему читать «книгу живой природы». Особенно точные предсказания погоды дают растения, которые, в отличие от животных, не имеют возможности спрятаться от дождя, метели, жары или похолодания. Чтобы защитить себя и свои вызревающие семена от резких изменений погоды, растения вынужденно научились в процессе длительной эволюции чутко реагировать на все предстоящие изменения. Причем, часто такая реакция наступает за многие часы от предстоящего изменения погоды. Распознать предстоящие изменения погоды растениям помогают многие факторы: температура, влажность и наэлектризованность воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле.


П РЕДВИДЯ ДОЖДЬ, НЕКОТОРЫЕ РАСТЕНИЯ НАЧИНАЮТ ЗАКРЫВАТЬ СВОИ ЦВЕТКИ И МЕНЯТЬ ИХ ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ПРЕДОХРАНИТЬ ОТ ПОПАДАНИЯ НА НИХ ВЛАГИ, А ТАКЖЕ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ТЕПЛООТДАЧИ. Т АК ПОСТУПАЕТ ВЬЮНОК ПОЛЕВОЙ, ЗАКРЫВАЮЩИЙ ПЕРЕД ДОЖДЕМ СВОЙ ЦВЕТОК - ГРАММОФОНЧИК. Ц ВЕТКИ ВЬЮНКА ЗАКРЫВАЮТСЯ - ДОЖДЬ БЛИЗОК, РАСПУСКАЮТСЯ В ПАСМУРНУЮ ПОГОДУ - К СОЛНЕЧНЫМ ДНЯМ. Ц ВЕТЫ СИЛЬНЕЕ ПАХНУТ ПЕРЕД ДОЖДЕМ.


М ОКРИЦА (ЗВЕЗДЧАТКА СРЕДНЯЯ) ЕСЛИ НЕ РАСКРЫВАЕТ ЦВЕТКИ С УТРА - ЭТО К ДОЖДЮ, ЖДАТЬ КОТОРОГО СЛЕДУЕТ ПОСЛЕ ОБЕДА. А ЕСЛИ ЦВЕТКИ ОСТАЮТСЯ ОТКРЫТЫМИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ - К ХОРОШЕЙ ПОГОДЕ Т АКЖЕ ПОСТУПАЕТ БЕЛАЯ КУВШИНКА, КОТОРАЯ С УТРА МОЖЕТ ВООБЩЕ НЕ ПОЯВИТЬСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ ИЛИ ВЫНЫРНЕТ, НО ЦВЕТЫ НЕ РАСКРОЕТ. Ц ВЕТКИ ЧИСТЯКА ВЕСЕННЕГО ПЕРЕД ДОЖДЕМ СКЛАДЫВАЮТ ЛЕПЕСТКИ, ПРИКРЫВАЯ ИМИ ТЫЧИНКИ И ПЕСТИКИ.


Д РУГИЕ РАСТЕНИЯ НАЧИНАЮТ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ И ФОРМУ ВЕТВЕЙ, СТЕБЛЕЙ И ЛИСТЬЕВ. Т АК, КОСТЯНИКА ЗА ЧАСОВ ДО ДОЖДЯ НАЧИНАЕТ ЗАГИБАТЬ ВВЕРХ ЛИСТЬЯ. Ч ЕТКО ПОКАЗЫВАЮТ ПРИБЛИЖЕНИЕ ДОЖДЯ ВЕТКИ ЕЛИ И МОЖЖЕВЕЛЬНИКА. В СУХУЮ ПОГОДУ ОНИ ВСЕГДА ПРИПОДНЯТЫ ВВЕРХ, А В ПРЕДДВЕРИИ ДОЖДЯ НАЧИНАЮТ ОПУСКАТЬСЯ. К ЛЕВЕР ЛУГОВОЙ ПЕРЕД ДОЖДЕМ ОПУСКАЕТ ГОЛОВКИ СОЦВЕТИЙ И СКЛАДЫВАЕТ ВОКРУГ НИХ ЗОНТИКОМ ВЕРХУШЕЧНЫЕ ЛИСТЬЯ.


М НОГИЕ ЦВЕТЫ ПЕРЕД ДОЖДЕМ НАЧИНАЮТ ИЗДАВАТЬ СИЛЬНЫЙ АРОМАТ. Т АК ПОСТУПАЕТ, НАПРИМЕР, БЕЛАЯ ДРЕМА, КОТОРАЯ ЗА 9-12 ЧАСОВ ДО ДОЖДЯ РЕЗКО УСИЛИВАЕТ ЗАПАХ ЦВЕТОВ, СТАРАЯСЬ ПОБЫСТРЕЕ ЗАМАНИТЬ НАСЕКОМЫХ. П ОЭТОМУ ВЕЧЕРОМ ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ЦВЕТКИ ДРЕМЫ, ЕСЛИ НА НИХ СИДИТ МНОГО БАБОЧЕК, НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ УХУДШЕНИЯ ПОГОДЫ И ДОЖДЯ. Д РЕМА МОЖЕТ ОСТАВИТЬ ЦВЕТКИ РАСКРЫТЫМИ С НАСТУПЛЕНИЕМ УТРА, ЗНАЧИТ, ДНЕМ НЕПРЕМЕННО БУДЕТ ДОЖДЬ. У СИЛИВАЮТ ЗАПАХ БЕЛАЯ И ЖЕЛТАЯ АКАЦИИ, СИРЕНЬ НА ЦВЕТКАХ КОТОРЫХ ПЕРЕД ДОЖДЕМ СОБИРАЕТСЯ МАССА НАСЕКОМЫХ. У СИЛИВАЮЩИМСЯ АРОМАТОМ ПРИВЛЕКАЮТ НАСЕКОМЫХ ПЕРЕД ДОЖДЕМ ДОННИКИ - БЕЛЫЙ И ЛЕКАРСТВЕННЫЙ.


Н ЕКОТОРЫЕ РАСТЕНИЯ БУКВАЛЬНО « ПЛАЧУТ » ПЕРЕД ДОЖДЕМ. А ДЕРБЕННИК ИВОЛИСТНЫЙ ДАЖЕ ПОЛУЧИЛ ЗА ПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ « ПЛАКУН - ТРАВА ». Д ЕРБЕННИК, НАВЕРНОЕ, ВИДЕЛИ ВСЕ ТУРИСТЫ, БЫВАВШИЕ НА БЕРЕГУ РЕЧЕК ИЛИ ОКОЛО БОЛОТ. Е ГО ЛИСТЬЯ ПОХОЖИ НА ЛИСТЬЯ ИВЫ, ТАКИЕ ЖЕ ДЛИННЫЕ, УЗКИЕ, ЗАОСТРЕННЫЕ НА КОНЦЕ. С О ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ЛЕТА ДЕРБЕННИК СТАНОВИТСЯ МАЛИНОВЫМ, ОТ РАСЦВЕТАЮЩИХ НА НЕМ МЕЛКИХ ДУШИСТЫХ ЦВЕТКОВ, КОТОРЫЕ СПЛОШЬ ПОКРЫВАЮТ ВЫСОКИЙ РАЗВЕТВЛЕННЫЙ СТЕБЕЛЬ. Д ЕРБЕННИК НИКОГДА НЕ ОШИБАЕТСЯ, ЕСЛИ ПРИ ЯСНОМ СОЛНЦЕ НА ЕГО ЛИСТЬЯХ ЗАБЛЕСТЕЛИ КАПЕЛЬКИ ВОДЫ - ЖДИТЕ ДОЖДЯ. Т ОЛЬКО НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ ПОДОБНЫЕ КАПЛИ С РОСОЙ.


П ОДОБНЫМ ОБРАЗОМ ПОСТУПАЮТ И НЕКОТОРЫЕ ДЕРЕВЬЯ. З АЧАСТУЮ ЭТО ПРОИСХОДИТ ЗАДОЛГО ДО ИЗМЕНЕНИЯ ПОГОДЫ. З А 2-4 ДНЯ ДО НАЧАЛА ДОЖДЛИВОЙ ПОГОДЫ С ЛИСТЬЕВ КЛЕНА ПЛАТАНОЛИСТНОГО (КЛЁНА ОСТРОЛИСТНОГО) НАЧИНАЕТ КАПАТЬ ВОДА. П РИСМОТРИТЕСЬ К ОБЫЧНОЙ ИВЕ, НЕ ЗРЯ ЕЁ НАЗЫВАЮТ « ПЛАКУЧЕЙ ». О НА ТОЖЕ « ПЛАЧЕТ » ПЕРЕД ДОЖДЕМ, А ПЕРЕД СЕРЬЕЗНЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ ПОГОДЫ ПОД ИВОЙ ДАЖЕ МОЖЕТ ОТСЫРЕТЬ ЗЕМЛЯ, ТАК СТАРАТЕЛЬНО ОНА БУДЕТ « ПРОЛИВАТЬ СЛЕЗЫ ». П ОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА КОНСКИМИ КАШТАНАМИ, КОТОРЫЕ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СТАРАТЕЛЬНО ВЫСАЖИВАЮТ ВО МНОГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ. П ЕРЕД ДОЖДЕМ НА ЛИСТЬЯХ КАШТАНОВ ОБРАЗУЮТСЯ КАПЕЛЬКИ ЛИПКОГО СОКА, ОТ ЧЕГО ЛИСТЬЯ ПРИОБРЕТАЮТ БОЛЕЕ ТЕМНУЮ, СЛОВНО ЛАКИРОВАННУЮ ОКРАСКУ. М ЕНЕЕ ВЫРАЖЕНО ВЛАГА ПОЯВЛЯЕТСЯ В ПРЕДДВЕРИИ ДОЖДЕЙ НА ЛИСТЬЯХ ОСОКОРЯ (ТОПОЛЯ ЧЕРНОГО) И ЧЕРЕМУХИ. «П ЛАЧ » РАСТЕНИЙ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОЧЕНЬ ПРОСТО. П РИ ПОВЫШЕНИИ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА У РАСТЕНИЙ УМЕНЬШАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОЕ ИСПАРЕНИЕ ВЛАГИ И ОНИ ВЫНУЖДЕНЫ ОТ ЕЁ ИЗЛИШКОВ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ТАКИМ СВОЕОБРАЗНЫМ СПОСОБОМ.


Л ЮБОПЫТНО, ЧТО НА ИЗМЕНЕНИЯ ПОГОДЫ РЕАГИРУЮТ СЕМЕНА И ЗАСОХШИЕ ЧАСТИ РАСТЕНИЙ - ВЕТКИ, СТЕБЛИ, ЛИСТЬЯ. О НИ ИЗМЕНЯЮТ СВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ИЗГИБАЮТСЯ, СКРУЧИВАЮТСЯ ИЛИ ВЫПРЯМЛЯЮТСЯ. С ЕМЕНА ОДУВАНЧИКА ПЕРЕД ДОЖДЕМ НЕ УДАСТСЯ СДУТЬ С ГОЛОВКИ, ТАК КРЕПКО ОНИ ЗА НЕЁ ДЕРЖАТСЯ, ХОТЯ В ХОРОШУЮ ПОГОДУ ИХ УНОСИТ ДАЖЕ ЛЕГКИЙ ВЕТЕРОК. Л ЮБОПЫТНО ПОСТУПАЮТ СЕМЕНА АИСТНИКА ЦИКУТНОГО, КОТОРЫЕ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ВЛАЖНОСТИ НАЧИНАЮТ БУКВАЛЬНО ВВИНЧИВАТЬСЯ В ПОЧВУ. Э ТО ПРОИСХОДИТ ОТТОГО, ЧТО ХВОСТИК ДЛИННОГО СЕМЕНИ ПРИ СУХОЙ ПОГОДЕ БУКВАЛЬНО СВОРАЧИВАЕТСЯ В ПРУЖИНКУ, КОТОРАЯ С ПОВЫШЕНИЕМ ВЛАЖНОСТИ НАЧИНАЕТ РАСКРУЧИВАТЬСЯ, ВВОРАЧИВАЯ СЕМЕЧКУ В ЗЕМЛЮ. Б ЛАГОДАРЯ ЭТОМУ СВОЙСТВУ ИЗ ПЛОДОВ АИСТНИКА МОЖНО СДЕЛАТЬ СВОЕОБРАЗНЫЙ ПРИРОДНЫЙ БАРОМЕТР. Д ЛЯ ЭТОГО ПЛОДИК АИСТНИКА УТОЛЩЕННЫМ КОНЦОМ ЗАКРЕПЛЯЮТ НА КУСОЧКЕ ФАНЕРЫ ИЛИ ПЛАСТИКА. О СТАЕТСЯ ПОНАБЛЮДАТЬ, КАК БУДЕТ МЕНЯТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕ ХВОСТИКА В ЯСНУЮ И НЕНАСТНУЮ ПОГОДУ, И НАНЕСТИ НА « БАРОМЕТР » СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РИСКИ.


Н А СОРНЫХ ПУСТОШАХ, В ОВРАГАХ, НА ОБРЫВАХ, НА ПАСТБИЩАХ МОЖНО УВИДЕТЬ ЧЕРТОПОЛОХ. Э ТО РАСТЕНИЕ ВНЕ СОПЕРНИЧЕСТВА ПО СРЕДСТВАМ САМОЗАЩИТЫ, СТОЙКОСТИ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ. В НАРОДЕ ЕГО ИЗДАВНА НАЗЫВАЮТ КОЛКИМ РЕПЕЙНИКОМ, РЕПЬЕМ. У НИКАЛЬНАЯ МЕДОНОСНОСТЬ СТАВИТ ЕГО В РАЗРЯД ХОЗЯЙСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЙ. В МЕСТЕ С ТЕМ ОН - ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ПОГОДЫ. П ЕРЕД ПАСМУРНОЙ ПОГОДОЙ КОЛЮЧКИ РЕПЕЙНИКА ПЛОТНО ПРИЖИМАЮТСЯ К ГОЛОВКЕ И СОВЕРШЕННО НЕ КОЛЮТСЯ. П РИ ЖАРЕ ОНИ, НАОБОРОТ, ОТГИБАЮТСЯ В СТОРОНУ, И ТОГДА ГОЛОВКА БОЛЕЕ КОЛЮЧАЯ. Е СЛИ НЕБО ХМУРИТСЯ, А ЦВЕТКИ ЛЮТИКОВ, ОТКРЫТЫ - ДОЖДЯ НЕ БУДЕТ. А СЛУЧАЕТСЯ И ТАК: НА НЕБЕ НИ ОБЛАЧКА, И ВДРУГ СРЕДИ БЕЛА ДНЯ ЦВЕТКИ ЛЮТИКОВ ЗАКРЫВАЮТСЯ - К ДОЖДЮ. П РИ УСТОЙЧИВОЙ ПОГОДЕ ОНИ ТОЛЬКО К ВЕЧЕРУ СЖИМАЮТСЯ И НИКНУТ НА ПОДВИЖНЫХ СТЕБЕЛЬКАХ


В ЛЕСУ В ГУСТОМ ТРАВОСТОЕ, МЕЖДУ КУСТАРНИКАМИ, ВБЛИЗИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЖИЛЬЯ ПОД ЗАБОРОМ, В САДУ РАСТЕТ ВЫСОКАЯ ТРАВА С ЯРКО - ЖЕЛТЫМИ ЦВЕТКАМИ - ЧИСТОТЕЛ. С ТЕБЛИ РЕБРИСТЫЕ, ОБЛИСТВЕННЫЕ, ВЕТВИСТЫЕ. Ц ВЕТКИ ЯРКО - ЖЕЛТЫЕ, НА ДОВОЛЬНО ДЛИННЫХ ЦВЕТОНОЖКАХ, СОБРАНЫ В ПРОСТЫЕ ЗОНТИКИ И РАСПОЛОЖЕНЫ НА ВЕРХУШКАХ СТЕБЛЕЙ И ВЕТВЕЙ. Ц ВЕТЕТ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЛЕТА. П ЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ДОЖДЛИВОЙ ПОГОДЫ ЦВЕТОЧНЫЕ ВЕНЧИКИ ЧИСТОТЕЛА ЗАМЕТНО ПОНИКАЮТ.


О ДНА ИЗ НИХ ТАКАЯ: КОГДА ЗАБЛУДИВШИЕСЯ В ПУРГЕ ЛЮДИ НАЧАЛИ ТЕРЯТЬ СИЛЫ, СЖАЛИЛИСЬ НАД НИМИ СНЕЖИНКИ И, ПАДАЯ, НАЧАЛИ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БЕЛЫЕ ЦВЕТЫ. С РАЗУ ПОТЕПЛЕЛО ВОКРУГ И НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ ВСЕЛИЛАСЬ В ДУШИ ОТЧАЯВШИХСЯ ПУТНИКОВ. Т АК И ОСТАЛОСЬ ЗА ПОДСНЕЖНИКАМИ ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА НАДЕЖДЫ, ПРОБУЖДЕНИЯ ПРИРОДЫ. П ОДСНЕЖНИКИ - ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ - ВЕРНЫЕ ПРЕДСКАЗАТЕЛИ ПОГОДЫ. Ц ВЕТЕТ ПОДСНЕЖНИК ОЧЕНЬ РАНО, ПО МЕРЕ ТАЯНИЯ СНЕГА, РАДУЯ ГЛАЗ УТОНЧЕНОЙ ФОРМОЙ СНЕЖНО - БЕЛЫХ ЦВЕТКОВ - КОЛОКОЛЬЧИКОВ. З А ЗАСТЕНЧИВУЮ КРАСОТУ НАРОД СЛОЖИЛ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЛЕГЕНДЫ О НЕЖНОМ ГОНЦЕ ВЕСНЫ.


П ОСЛЕ ЗИМНЕЙ СТУЖИ ВСЕМ НАМ ХОЧЕТСЯ ТЕПЛА. В ЕРНЫЙ ПЕРВОУКАЗАТЕЛЬ ТЕПЛЫХ ДНЕЙ В КОНЦЕ МАРТА - НАЧАЛЕ АПРЕЛЯ - ПОЯВЛЕНИЕ СРЕДИ СНЕГА НА ПРОТАЛИНАХ, НА КРУЧАХ И СКЛОНАХ, НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОТКОСАХ, ГОРОДСКИХ ПУСТЫРЯХ ПЕРВЫХ ЖЕЛТЫХ ЦВЕТКОВ РАСТЕНИЯ МАТЬ - И - МАЧЕХА. С ВОЕ НАЗВАНИЕ МАТЬ - И - МАЧЕХА ПОЛУЧИЛА ИЗ - ЗА СВОИХ ЛИСТЬЕВ (ОНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПОЗЖЕ ЦВЕТКОВ; ВЕРХНЯЯ ИХ СТОРОНА ЗЕЛЕНАЯ, ГЛАДКАЯ И ХОЛОДНАЯ, КАК ЗЛАЯ МАЧЕХА В СКАЗКАХ, А НИЖНЯЯ - НЕЖНАЯ И ТЕПЛАЯ, КАК РОДНАЯ МАТЬ. М АТЬ - И - МАЧЕХА ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ РАСТЕНИЕМ, ХОТЯ И СЧИТАЕТСЯ СОРНЯКОМ. И З ВЫСУШЕННЫХ ЛИСТЬЕВ И ЦВЕТКОВ ЭТОГО РАСТЕНИЯ ИЗГОТАВЛИВАЮТ ЛЕКАРСТВО, ПОМОГАЮЩЕЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КАШЛЯ. Н АУЧНОЕ НАЗВАНИЕ У МАТЬ - И - МАЧЕХИ - " ТУССИЛАГО ФАРФАРА ", ЧТО ОЗНАЧАЕТ " ВЫВОДИТЬ КАШЕЛЬ ".


О ЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНА К ИЗМЕНЕНИЯМ ПОГОДЫ МАЛЬВА. Р АСТЕТ ОНА ОБЫЧНО В ПАЛИСАДНИКАХ, САДАХ. В ЫСОКАЯ, С ЯРКИМИ КРУПНЫМИ ЦВЕТАМИ, ОНА ВИДНА ИЗДАЛЕКА. Н АКАНУНЕ ДОЖДЯ ЕЕ ЦВЕТЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ. С КОНЦА ИЮНЯ, ВЕСЬ ИЮЛЬ И АВГУСТ ПОЛЯ КАРТОФЕЛЯ ПОКРЫВАЮТСЯ БЕЛО - ФИОЛЕТОВЫМИ ЦВЕТКАМИ. П ОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА КАРТОФЕЛЕМ. Э ТО НЕ ТОЛЬКО ЦЕННОЕ РАСТЕНИЕ, ИЗ КЛУБНЕЙ КОТОРОГО МОЖНО ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ 200 РАЗЛИЧНЫХ ПРОДУКТОВ, НО И СВОЕОБРАЗНЫЙ БАРОМЕТР. П ЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ ЦВЕТОНОЖКИ КАРТОФЕЛЯ НАКЛОНЯЮТСЯ, И ЦВЕТКИ ПОНИКАЮТ.


Р АСТЕНИЯ – БАРОМЕТРЫ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ ПОГОДУ БЕЗОШИБОЧНО. В НИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ МОЖНО И БЕЗ ПОМОЩИ СИНОПТИКОВ ЗНАТЬ ПОГОДУ НА ЗАВТРА, А ТО И НА БЛИЖАЙШИЕ ДЕНЬ – ДВА. Б ОТАНИКАМ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ИЗВЕСТНО НЕ МНОГО НЕ МАЛО, А ОКОЛО 400 ВИДОВ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ. С УЩЕСТВУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО РАСТЕНИЙ, УМЕЮЩИХ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ. Н АДЕЖНЕЙ ВСЕГО ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА РЕАКЦИЕЙ СРАЗУ НЕСКОЛЬКИХ РАСТЕНИЙ, ТОГДА ПРОГНОЗ БУДЕТ ТОЧЕН И ДОЖДЬ НЕ ЗАСТАНЕТ ВАС ВРАСПЛОХ.


П ОЗДНЯЯ ВЕСНА. О СЕНЬЮ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ НАЧИНАЮТ ЖЕЛТЕТЬ СНИЗУ. Ч ЕРЕМУХА И РЯБИНА ЗАЦВЕЛИ ПОЗЖЕ ОБЫЧНОГО. Л ЕТО КОРОТКОЕ И ТЕПЛОЕ. Ч ЕРЕМУХА, РЯБИНА, ОДУВАНЧИК ЗАЦВЕЛИ РАНЬШЕ ОБЫЧНОГО. Л ЕТО СУХОЕ И ЖАРКОЕ. Л ИСТЬЯ НА БЕРЕЗЕ ПОЯВИЛИСЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ НА ОЛЬХЕ И КЛЕНЕ, А НА ДУБЕ ПОЗЖЕ, ЧЕМ НА ЯСЕНЕ. Л ЕТО ХОЛОДНОЕ И ДОЖДЛИВОЕ. С КЛЕНА И БЕРЕЗЫ ТЕЧЕТ МНОГО СОКА. Л ИСТЬЯ НА БЕРЕЗЕ ПОЯВИЛИСЬ ПОЗЖЕ, ЧЕМ НА ОЛЬХЕ И КЛЕНЕ, А НА ДУБЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ НА ЯСЕНЕ. Т ЕПЛАЯ ОСЕНЬ. П РОДОЛЖАЮТ ЦВЕСТИ В КОНЦЕ ЛЕТА КЛЕВЕР, КРАПИВА, ЖЕЛТУШНИК, ЛЮТИКИ, ПАСТУШЬЯ СУМКА, ТЫСЯЧЕЛИСТНИК, ФИАЛКИ. Т ЕПЛАЯ И ДОЛГАЯ ОСЕНЬ. Р ЯБИНА ПОЗДНО ЗАЦВЕЛА. Р АННЯЯ ОСЕНЬ. В ПЕРВЫХ ЧИСЛАХ АВГУСТА НАЧАЛИ ЖЕЛТЕТЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ. Д ОЖДЛИВАЯ ОСЕНЬ. В ЛЕСУ НА РЯБИНЕ МНОГО ПЛОДОВ. С ОЗРЕВШИЙ ОВЕС НАЧИНАЕТ ЗЕЛЕНЕТЬ. Х ОЛОДНАЯ ЗИМА. Н ИЗКИЙ УРОЖАЙ ГРИБОВ, ШИШЕК, ЖЕЛУДЕЙ. Л ИСТОПАД НАЧАЛСЯ С ВЕРХУШКИ ДЕРЕВЬЕВ, ЛИСТЬЯ С БЕРЕЗЫ И ДУБА ОПАЛИ НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Н А ПОЛЯХ МНОГО ОСОТА ПОЛЕВОГО. З ИМА ТЕПЛАЯ, С ОТТЕПЕЛЯМИ. Л ИСТОПАД НАЧАЛСЯ С НИЖНИХ ВЕТВЕЙ ДЕРЕВЬЕВ. Л ИСТЬЯ С БЕРЕЗЫ, ДУБА И ДРУГИХ ДЕРЕВЬЕВ ОПАДАЮТ ДРУЖНО И ПОЛНОСТЬЮ. М НОГО ЖЕЛУДЕЙ НА ДУБЕ, ГРИБОВ В ЛЕСУ, ЩАВЕЛЯ. Д ОЛГАЯ ЗИМА. И ВА РАНО ПОКРЫЛАСЬ ИНЕЕМ. Многовековая народная практика показывает, что, анализируя поведение целого ряда растений, можно делать и долгосрочные прогнозы погоды.

Галина Шарафиева
Проект «Растения-барометры, предсказывающие погоду»

1. Название подпроекта : «Растения – барометры , предсказывающие погоду ».

Тузова Светлана Викторовна, дети подготовительной к школе группы

(16 детей, родители.

3. Место проведения : экологическая тропинка детского сада.

4. Тип подпроекта :

по ведущему методу : познавательно - исследовательский;

по характеру участия ребенка в проекте : как «заказчик» проекта ;

по характеру контактов : внутри одной возрастной группы ;

по количеству участников : вся группа;

по длительности : средней продолжительности (июнь - август) .

5. Цель подпроекта : сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о цветах - барометрах.

6. Задачи :

формировать представления детей о растениях – барометрах , предсказывающих погоду ;

развивать умения детей устанавливать связи : зависимость состояния растений - барометров от условий погоды ;

развивать у детей память, наблюдательность;

развивать у детей умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;

воспитывать у детей экологически правильное взаимодействие с природой ближайшего окружения, безопасное как для ребенка, так и для самой природы.

7. Проблема : узнать, как и какие растения на экологической тропинке детского сада предсказывают погоду и почему их называют барометры.

Как всегда, летом, после завтрака мы выходим на прогулку. Так было и в этот день, хоть погода и была пасмурной . Мальчики играли в мяч, девочки в свои любимые игры, а Ксюша с Варей стояли около клумбы с цветами. Искали там бабочек, но не могли их найти, так как одни цветы закрылись, другие поникли. Девчонки подбежали ко мне и стали наперебой спрашивать, а почему некоторые цветы закрылись? Тогда мы позвали всех детей и вместе с ними подошли к клумбе. Дети долго рассматривали цветы, сравнивали с цветами на другой клумбе. Оказалось, что действительно, не все цветы закрылись и поникли, некоторые были раскрыты. Ребята стояли в недоумении. Тогда я обратила внимание детей на небо, и попросила охарактеризовать состояние погоды . Ребята быстро описали, какое над нами небо. Узнала у детей, кто предсказывает погоду , какие инструменты нужны для того, чтобы узнать каким будет день. А чтобы самим узнать связь между пасмурным и солнечным небом и цветами, мы решили создать проект и назвать его «Растения – барометры , предсказывающие погоду ». Так же нами было решено, обратиться к помощи родителей и второму воспитателю, ведь наши наблюдения не должны были прерываться.

Для того чтобы родители поняли чем мы будем заниматься, мы провели с ними консультации, сводили на экскурсию к видовой точке «Цветы-барометры»

Чтобы нам легче было собирать материал по данной теме, мы разделились на группы : 1группа собирала материал непосредственно с видовой точки «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада. 2группа собирала материал о растениях – барометрах растущих на экологической тропинке детского сада.

8. Ресурсное обеспечение :

1. Материал :

картинки и фотографии растений – барометров ;

подарки для растений – барометров : ветряные вертушки в виде цветочков;

схема экологической тропинки детского сада;

сказочный герой видовой точки «Цветы – барометры» «Лесовичок» ;

компьютерные презентации : «Растения , предсказывающие погоду » ; «Какие они цветы?» ; «Растения – барометры » .

детская познавательная и художественная литература;

дидактические игры по теме подпроекта ;

фотоаппарат.

2. Методическое обеспечение :

1. Анцыперова Т. А. Экологические проекты (из опыта работы прогимназии

№ 2 г. Волгограда): методическое пособие. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2008. -96с. Приложение к журналу «Учебный год» № 87. Серия «Экологическое образование. Выпуск 7.

2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград : Перемена, 2001.-83с.

3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград : Учитель, 2009- 232с.: ил. с. 48-55.

4. Рыжова Н., Логинов Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка - пресс, 2008. -256с.

5. Рыжова Н. А. Проект «Мусор» // Дошкольное образование. – 8. – 2001. –

№ 16 (64) .

6. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» . – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА» , ТЦ «СФЕРА» , 2006. – 256с.

7. А. Н. Сергеев Живые барометры рядом с нами. -Д.: Издательство Сталкер, 2003.- 288 с : ил.

8. Черезова Л. Б., Анциперова Т. А. Проектная деятельность в экологическом образовании детей – оптимальная форма осуществления преемственности между дошкольными учреждениями и школой. / Модернизация системы в регионе : потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений. Мат. региональной научно - практ. конфер., часть 1. – Волгоград : изд-во ВГИПК РО, 2005. – С. 92-95.

9. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.

10. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА :

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель : дать детям первичную информацию о растениях – барометрах и познакомить их с разнообразием и особенностями этих растений .

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий с растениями - барометрами .

2. Подбор научных и художественных произведений.

3. Создание паспорта растений , видовой точки «Цветы – барометры» экологической тропики детского сада.

4. Подбор материала родителями для подпроекта по теме :

создание семьей Антоновых папки «Стихи о растениях - предсказателях » ;

создание семьей Тырсенко папки «Прогноз погоды от растений - барометров » ;

создание семьей Богомоловой Иры таблицы «Цветы – синоптики» ;

сочинение сказок родителями о «растениях – барометрах » .

5. Составление перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста :

п/п Время проведения Содержание деятельности с детьми

июнь Коммуникативная деятельность : беседа с детьми на тему : «Живые барометры» .

деятельность : экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада. Составление списка «Растения – барометры на экологической тропинке детского сада».

июнь Познавательно – исследовательская деятельность : экскурсия к видовой точке «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада.

июнь Коммуникативная деятельность :

беседа с детьми «Цветы – барометры» .

июнь Познавательная и коммуникативная деятельность : просмотр и обсуждение презентации : «Растения , предсказывающие погоду » .

6. июнь Познавательная и коммуникативная деятельность : просмотр и обсуждение презентаций созданных родителями.

июнь Продуктивная деятельность : написание писем детьми растениям – барометрам

июль Коммуникативная и продуктивная деятельность : придумывание и изготовление с детьми дидактических игр : «Я - синоптик» , «Дорисуй правильно картинку» .

9. июнь- август Чтение художественной литературы : чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

11. июнь- август Продуктивная деятельность : рисунки, аппликации, коллажи, лепка и т. д.

июнь- август Познавательно – исследовательская деятельность : наблюдение с детьми за цветами барометрами видовой точки «Цветы–барометры» экологической тропинки детского сада.

13. июнь- август Продуктивная деятельность : создание детьми фенологических календарей «Цветы–барометры» .

II. ОСНОВНОЙ

Цель : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях – барометрах экологической тропинки детского сада, предсказывающих погоду в летний период .

1. Беседа с детьми «Живые барометры» .

Беседуя с детьми о «живых барометрах» , мы постарались обобщить знания воспитанников об их многообразии. У детей появился интерес, желание узнать как о растениях – барометрах , так и о животных - барометрах. Когда вечером приходили родители, чтобы забрать детей домой, они просили их сходить в библиотеку и взять книжки о растениях -барометрах и животных-барометрах.

Отвечали на вопросы «Лесовичка» :

Кто предсказывает погоду ?

Где можно узнать о погоде ?

Кого называют синоптиками?

2. Экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада.

На экскурсии по экологической тропинке детского сада мы с детьми наблюдали, рассматривали цветы, кустарники, деревья. Чтобы детям было легко находить растения - барометры , наши экскурсии были как в солнечную, так и в пасмурную погоду . Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому наши наблюдения были непродолжительны.

После экскурсии мы с детьми составили список растений – барометров , растущих на экологической тропинке детского сада. Подобрали картинки к этим растениям .

2. Экскурсия к видовой точке «Цветы – барометры» экологической тропинки детского сада.

Рассматривая схему экологической тропинки детского сада, мы нашли видовую точку «Цветы-барометры» и все вместе отправились на экскурсию.

Мы рассмотрели, какие цветы растут на клумбе , подобрали картинки. Так как эта видовая точка экологической тропинки детского сада называлась «Цветы-барометры» все дети согласились, что все эти цветы предсказывают погоду . Экскурсия наша проходила как в солнечную, так и в пасмурную погоду . А сказочный герой «Лесовичок» попросил детей почаще приходить к этой грядке и тогда они смогут увидеть много интересного. Чтобы детям было понятно, что собой представляют цветы - барометры , была проведена беседа об этих цветах.

3. Беседа с детьми на тему : «Цветы – барометры» .

У детей появились представления о цветах-барометрах , они познакомились

с цветами, предсказывающими погоду .

Отвечали на вопросы «Лесовичка» :

Чем отличаются между собой цветы, кусты, деревья?

Все ли растения пахнут ?

Цветы, каких растений пахнут сильнее перед дождем?

4. Просмотр и обсуждение презентации : «Растения , предсказывающие погоду » .

После просмотра презентации мы с детьми постарались вспомнить, какие растения-барометры растут у нас на экологической тропинке. Нашли картинки этих растений и сделали журнал . Дети с удовольствием делились впечатлениями с родителями, когда их забирали домой, показывали журнал с картинками растений – барометров .

6. Просмотр и обсуждение презентаций, созданных родителями.

Дети с интересом посмотрели презентацию «Цветы. Какие они?» . Познакомились с новыми цветами, узнавали знакомые. Во время обсуждения дети отвечали на различные вопросы :

Какие цветы вы знаете?

Почему нельзя рвать и топтать цветы?

Какую пользу приносят цветы?

Чтобы закрепить знания детей о растениях – барометрах , мы посмотрели еще одну презентацию «Растения-барометры » .

7. Написание писем «живым – барометрам» , оформление и отправка писем.

Наблюдая во время прогулок за растениями – барометрами , дети обращали внимание на насекомых, вьющихся около некоторых растений . Замечали, как закрылись цветки некоторых растений в пасмурную погоду .

Чтобы узнать, почему так происходит,

нами было решено написать письма

растениям-барометрам . Дети с удовольствие

сочиняли письма, оформляли и подписывали

конверты, рисовали свои «вопросы» .

8. Придумывание и изготовление с детьми дидактических игр :

Чтобы детям легко было запоминать названия растений – барометров , мы все вместе решили придумать игры. Они помогали детям запоминать названия, причину, внешний вид, состояние погоды . Одну из игр мы решили назвать «Я - синоптик» , а другую «Дорисуй правильно картинку» . Когда игры были сделаны, дети с удовольствием играли в них.

9. Чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.

Дети с интересом слушали стихи,

рассказы, сказки. Отгадывали загадки.

Нужную литературу мы находили в

кабинете эколога или методическом кабинете.

Огромную помощь в поборе литературы

оказали родители, которые принесли как книги,

так и журналы о растениях – барометрах .

10. Игровая деятельность.

На прогулке мы с детьми играли в словесные и подвижные игры. Благодаря этим играм у детей развивалась память, речь, так как в игре был

задействован каждый ребенок. В группе дети играли в различные дидактические, пальчиковые игры.

11. Художественно – творческая деятельность детей и родителей.

Не менее эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от общения с растениями в изобразительной деятельности. Изображая, дети уточняют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познают ее. Единственное условие : дети должны так отобразить объект,

чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не столько техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные

для этого объекта признаки. В рисунке дети передают те впечатления, которые

они получают от окружающей жизни, выражают свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживают увиденное, а в результате обогащаются их знания, уточняются представления об объектах и явлениях природы, развиваются наблюдательность и память.

Родители тоже не остались в стороне, вместе со своими детьми они тоже

сделали несколько поделок и рисунков.

12. Наблюдение с детьми за растениями - барометрами экологической тропинки детского сада.

Наблюдая за растениями – барометрами дети узнали, что перед дождём закрывают свои соцветия цветки одуванчика, мальвы, календулы. От «Лесовичка» дети узнали, что о приближении дождя могут рассказать вьюнок полевой, кислица обыкновенная, клевер, чистотел большой, герань, василёк луговой, цветы картофеля. Так же «Лесовичок» рассказал детям, что перед дождем сильнее пахнут цветки акации, флоксов, сирени, выделяя нектара больше, чем обычно, и тем самым привлекая рои насекомых. Вместе с детьми сделали альбом фотонаблюдений за цветами – барометрами.

13. Создание фенологических календарей «Цветы–барометры» .

Огромное удовольствие дети получили при оформлении фенологических календарей. Каждый раз, замечая изменения у цветов – барометров, они зарисовывали их. Чтобы задействовать всех детей, они разделились на группы.

Если кто-то из детей забыл понаблюдать, то другой уже брался за карандаш и зарисовывал увиденное.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель : презентация детьми результатов подпроекта .

Мы считаем, что описанную выше работу по прогнозированию погоды проводить необходимо не ради составления прогноза погоды , хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностную ориентацию на природу.

Когда наша работа была завершена, весь материал собран, сложен в папку, радости детей не было предела . Мы решили сделать презентацию – выставку нашего подпроекта для наших родителей и старших детей детского сада. На этой презентации дети показывали свои работы, рассказывали сказки, загадывали загадки. Презентация подпроекта прошла в дружеской обстановке.

Достаточно глянуть на клевер, чтобы увидеть, что это растение чувствует приближение непогоды. Перед тем как пойдет дождь, клевер сближает шапку своего соцветия, складывает листья, ножка цветка наклоняется и соцветие поникает. Это растение очень распространено, поэтому является надежным барометром.

Так же, как клевер, или еще более чем он, распространен одуванчик. Встречается он всюду, так как неприхотлив и вынослив. Его цветки можно встретить в лесу, на бульварах, на пустырях и на лугу. Это растение тоже является барометром, и как бы ни примелькались его белые и желтые цветки, стоит к ним присматриваться с целью определить погоду. Отцветший одуванчик, белого цвета, с легкостью раскидывает свои пушинки повсюду в сухую погоду, а при возможности дождя пушинки не может сдуть даже сильный ветер. В предчувствии непогоды одуванчик складывает свое соцветие. Желтые его цветы иногда не открываются с самого утра, предчувствуя ненастье.

Еще один барометр произрастает в хвойных лесах. Листья кислицы тоже состоят из трех лопастей и похожи внешне на клевер, но вблизи видны значительные различия. Кислица может покрывать большие площади, а цветет мелкими белыми одиночными цветами, похожими на фиалки и очень недолговечными. И цветы, и листья складываются перед дождем, прижимаются к лепесткам.

В хорошую погоду цветы фиалки трехцветной полностью раскрыты. А перед дождем поникают и закрываются, так что их становится совершенно не видно. Часто, предчувствуя дождь и непогоду, закрываются соцветия мальвы и ноготков. Среди водных растений хороший барометр - водная лилия, закрывающая перед дождем свой цветок и уходящая под воду.

Перед дождем акация начинает усиленно пахнуть и выделять нектар. Так что верная примета приближающейся непогоды - множество насекомых в ее цветах. Так же реагирует на изменение давления и влажности перед дождем и жимолость, начиная пахнуть гораздо сильнее.

Листья

Листья моркови, которую выращивают во многих огородах, поникают перед дождем, чтобы ливень не сломал их. Листья костяники закручиваются в разные стороны, и к этому стоит присмотреться. Пред листочки закручиваются вниз, а если лист раскручен или загнулся вверх - это верная примета ненастья, приближение которого костяника нередко чувствует за несколько часов.

Папоротник похож в этом на костянику, и его листья-ваи также закручены книзу перед хорошей погодой, а перед ненастьем выпрямляются.

Растение, которое можно отнести к растениям барометрам – это акация . В народе есть масса примет по определению погодных условий, например, если облепляют акацию, то в лес лучше не идти, так как намечается дождь и плохая погода. Это связано с тем, что акация, перед тем как пойдет дождь, начинает выделять нектар, на который и слетаются пчелы. Таким же образом пчелы слетаются на кусты и жимолости . Также можно определить, что будет хороший и ясный день без дождя. Пчелы в этом также помогут, если они слетелись на черемуху или , то на завтра стоит ждать теплый, сухой и ясный день. Цветки этих деревьев выделяют нектар даже в сухие дни.Поэтому можно легко определить погодные условия.

К примеру, на дачных участках очень много мокрицы . По этому растению также можно ориентироваться. Выйдя утром на крыльцо домика можно понаблюдать за растением. Итак, если мокрица раскрывается утром и остается с распущенными цветками, то завтра ждать жаркий день. Определить погодные условия также в силах . Если понаблюдать, то перед дождиком одуванчики закрываются. И даже если в сухой день одуванчики в таком виде значит, приближается дождь. Но что интересно, если небо начинает хмуриться, но одуванчики радуются дню, то погода установится хорошая.

Очень хорошим приборчиком в определении погодных условий служит одуванчик, который уже отцвел. В сухую ясную погоду его пушинки разлетаются по всюду. Иначе он ведет себя в мокрые дни. Все пушинки собираются вкучку и никакой ветерок их не распушит. Узнать о приближающемся ненастья у также возможно стоить лишь посмотреть на его цветочки. Если у лютика открыты цветки, то дождя не предвидеться. Что касается роз и шиповника , то они также берегут свои бутоны и не распускают их перед дождем. Даже если на улице пасмурно ноготки не будут радовать своей красотой.

Еще одним отличным растением барометром можно назвать чертополох . Если погода ясная и сухая он свои колючки раскрывает так, что даже невозможно их сорвать. Перед наступлением мокрого дня колючки становятся не колючими и их можно спокойно сорвать, так как колючки сжимаются к основанию головки. По лопуху также можно определить приближение ненастья. Листики, которые находятся вокруг соцветий при приближающимся дождике начинают набухать, так как в воздухе повышается влажность и их колючки, поэтому становятся менее колючими.

Если у Вас есть что-то добавить, пожалуйста обязательно оставьте свой комментарий