Жалоба на решение трудовой инспекции. Обжалование предписаний трудовой инспекции. Порядок обжалования решения инспектора по труду

!

Как обжаловать решение инспектора по труду

Вадим КОВРИГИН
руководитель отдела аутсорсинга ООО «КЭНВОРК» (Москва)

Ключевые проблемы

  • Каков порядок обжалования решения инспектора по труду?
  • Как обжаловать протокол и постановление об административном нарушении?
  • Как обжаловать предписание госинспектора?
  • Куда обращаться для обжалования?
  • Как составить жалобу?

Порядок обжалования решения инспектора по труду

Представьте ситуацию: в вашей организации завершилась проверка по охране труда. Госинспектор оформил акт о проверке, в котором зафиксировал выявленные недочеты, составил протокол об административном нарушении и выдал вам предписание об их устранении. Правила, вроде бы, соблюдены, но как быть, если вы не согласны с решением инспектора и хотите его обжаловать? Разберемся по порядку.

Инспектор дела не трабало не бразил. Один из аспектов, который в литературе игнорирует влияние регулирования труда на эффективность рынка труда, - это степень эффективности законодательства, то есть его фактическое применение в повседневных трудовых отношениях. Даже более сложные эконометрические исследования оставляют этот центральный вопрос в стороне, а именно: не соблюдая закон. Учитывая эту проблему, мы стремимся ответить на следующий вопрос в этой статье: учитывая, что эффективность трудового законодательства зависит от взаимодействия между общими санкциями и вероятности того, что работодатель поймает нарушение закона, и учитывая, что эффективность закона является решающим аспектом для реального измерения стоимости рабочей силы в стране, в какой степени бразильская система инспекции труда предназначена для достижения своей цели, а именно для обеспечения соблюдения закона?

Подать жалобу можно на:

  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление о назначении административного наказания;
  • предписание госинспектора.

Чаще всего решения трудовой инспекции обжалуют по двум причинам:

  • работодатель наказан за то, чего не делал, или его законные действия оценены как незаконные;
  • нарушена процедура составления документа и привлечения к ответственности.

Такие дела работодатели нередко выигрывают.

Ключевые слова: трудовое законодательство; инспекция труда; строительная индустрия. Целью настоящей статьи является исследование деятельности первого из этих агентов, государственной власти, оценка эффективности, эффективности и эффективности финансовых мер. Вопрос, на который нужно ответить, довольно прост: поскольку эффективность трудового законодательства зависит, как мы увидим, от влияния взаимодействия между суммой санкций и вероятностью того, что работодатель окажется в обход закона; и с учетом того факта, что эффективность закона является решающей для реального измерения затрат на рабочую силу в стране; В какой степени система инспекции труда в Бразилии предназначена для достижения своей цели обеспечения соблюдения закона?

Протокол об административном правонарушении

Если госинспектор в ходе проверки в организации выявил нарушения трудового законодательства, он должен составить протокол об административном нарушении . Впоследствии работодателя с помощью этого документа можно привлечь к административной ответственности: например, к уплате штрафа.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы вначале представляем структуру возможностей, с которыми сталкиваются предприниматели в отношении альтернативы соблюдения закона или нет. Также анализируются санкции за несоблюдение. Затем мы строим краткую историю бразильской системы инспекции труда. В третьем разделе мы подробно описываем систему, показывающую структуру, ответственную за инспекцию, ее прерогативы и полномочия. В четвертом разделе рассматриваются материальные результаты функционирования системы, то есть ее эффективность, эффективность и эффективность.

Протокол об административном нарушении - это важнейший процессуальный документ, поэтому работодателю желательно внимательно следить за его оформлением. Требования к составлению протокола прописаны в статье 28.2 Кодекса об административных нарушениях. Например, инспектор может неправильно записать место нахождения работодателя, неверно указать дату составления протокола, фамилию, имя и отчество директора организации и т. д. Нарушение любого из них может привести к признанию протокола незаконным. А это значит, что наказать работодателя не получится.

В заключение мы обобщаем выводы, свидетельствующие о том, что система улучшается, но не полностью отвечает более широкой цели, которую она может иметь: сокращение незаконности трудовых отношений в стране, увеличение числа компаний и работников, включенных в мир регулируемая работа.

С строгой точки зрения ведения бизнеса соблюдение трудового законодательства или нет, это рациональное решение для индивидуального предпринимателя. Если работодатель считает, что затраты на рабочую силу слишком высоки, он может принять решение рискнуть не платить им. Это решение учитывает синдром кондиционера. Конечно, риск - это прямая функция вероятности того, что его поймают, обманывая закон и наказание, которое будет наложено на него за несоблюдение. Структура возможностей приведена в таблице ниже.

Кроме того, с указанными в протоколе нарушениями можно не согласиться. Тогда, перед тем как расписаться в документе, запишите в него свои замечания. Также свои поправки вы можете оформить в письменном виде, а в протоколе сделать пометку о том, в какой срок обязуетесь предоставить объяснения.

Инспектор обязан выдать работодателю копию протокола.

Административный порядок обжалования

В строке есть риск того, что работодатель поймает нарушение закона и будет эффективно санкционирован. В колонке относительная сумма штрафа, который будет применен к вам. Следует отметить, что в этом контексте затраты на рабочую силу принимаются в относительной сумме штрафа. Тем не менее, с точки зрения управления бизнесом, штраф высокий или низкий по сравнению с денежными расходами на соблюдение закона. Структура возможностей, описанных выше, имеет смысл только потому, что в ситуации, когда затраты на рабочую силу считаются достаточно высокими с учетом таблицы прогнозируемых затрат и прибыли компании, в ситуации рыночной конкуренции, с которой сталкиваются другие компании та же структура возможностей.

Постановление о назначении административного наказания

Этот документ оформляют на основании протокола об административном наказании. Вы можете обжаловать постановление в течение 10 дней с момента, когда вам его вручили (ст. 30.3 КоАП РФ ). Для этого нужно обратиться в суд или к руководителю инспектора, который подписал постановление.

Эта схематическая картина особенно полезна для того, чтобы показать, что доминирующей стратегией является несоблюдение законодательства. Рациональные предприниматели, столкнувшиеся с высокими затратами на оплату труда, будут склонны не принимать их, если только штрафы не превышают эту стоимость, и вероятность того, что их поймать и санкционировать, достаточно надежна. Любая другая комбинация факторов будет стимулом к ​​несоблюдению. Поэтому решающей переменной здесь является эффект взаимодействия между стоимостью несоблюдения и вероятностью попадания и наказания.

Часто решение о привлечении к ответственности признают незаконным, потому что оно составлено, когда уже прошло три месяца после совершенного нарушения.

Через 10 дней постановление, которое не было обжаловано, вступает в силу, и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст. 32.2 КоАП РФ ). Если этого не сделать, сумму взыщут судебные приставы в принудительном порядке. А это дополнительные расходы, так как приставы за свою работу потребуют оплату. Минимум, который потребуется заплатить, - 7 процентов от суммы штрафа, или 10 000 рублей для организации и 1000 рублей для предпринимателя. Если же не исполнить требование пристава добровольно, размер исполнительского сбора для организации возрастет до 15 000 рублей, а для предпринимателя - до 5000 рублей 1 .

В литературе, посвященной взаимосвязи между затратами на рабочую силу и динамикой рынков труда, пренебрегают этим центральным аспектом бизнес-стратегий, что является эффективностью закона, что является следствием структуры возможностей, когда вероятность быть пойманным за ее невыполнение является решающей.

Но сколько стоит не соблюдать закон в Бразилии? Между нами сеть правовой защиты работника состоит из разнообразных и взаимодополняющих механизмов, которые могут быть активированы в разные моменты трудового отношения. В этом случае сотрудник является «контрольным агентом», который укажет на невыполнение обязательств работодателем. Примерами такой ситуации являются двойной уплатой неучтенных каникул в течение указанного периода; двойная оплата труда в день отдыха; увеличение на 50% по сравнению с нормальным временем, при работе в интервале отдыха; 50% увеличение количества беспроцентных средств, когда они не выплачиваются на первом слушании трудового процесса; оклада штрафа в случае уплаты суммы аннулирования после указанного крайнего срока.

Обжалование предписания

Если инспектор обнаружит нарушение в охране труда, он выдаст предписание . В нем указан перечень требований, которые нужно выполнить к определенному сроку. Обжаловать предписание госинспектора можно в судебном порядке в течение 10 дней с момента, когда оно получено работодателем (ст. 357 ТК РФ ).

Эти льготы обычно требуются во время требования о труде, и работник часто уволен. Институциональный надзор со стороны Министерства труда, проанализированный ниже, имеет право давать указания, составлять уведомление о нарушении и применять штрафы к неправильным компаниям. Эта фискальная деятельность носит характер административного права и, следовательно, является публичным правом. Количество штрафов, которое устанавливается единовременно, должно умножаться на количество сотрудников в нерегулярной ситуации и увеличивается, когда происходит повторное нарушение.

Государственные инспекторы труда нередко превышают свои полномочия и берутся за разрешение споров, которыми должен заниматься исключительно суд. Также инспектор может сослаться в предписании не на ту статью или потребовать выполнения действий, которые для работодателя не обязательны. В этом случае предписание (или его часть) может быть признано судом незаконным.

Если, кроме того, вы обходите законодательство о сверхурочных, вы получите еще один штраф в размере того же количества и так далее. Если это повторится, штрафы удвоятся. Существуют также случаи, квалифицируемые как уголовные преступления, такие как преступление лжи, в отношении заявлений или мошеннических заметок в рабочей книге. В судебных и трудовых судах здравый смысл считает, что штрафы основаны на принципе разумного и достаточны для того, чтобы препятствовать проступкам, особенно на малых и средних предприятиях.

Вопрос, как уже было сказано, заключается в том, чтобы знать, насколько вероятен работодатель, если он решает нарушить закон. Разрешение на несоблюдение трудового законодательства может исходить из различных источников, не обязательно из государственной власти. Например, в новых моделях управления производством, где качество конечного продукта зависит от координации нескольких компаний в производственной цепочке, подрядные компании могут потребовать от своих подрядчиков соблюдения стандартов качества, требующих достойных условий труда и, иногда вознаграждение.

Куда обращаться для обжалования

Есть два пути обжалования решений госинспектора по труду: по подчиненности или в судебном порядке . В порядке подчиненности сначала следует обратиться к непосредственному начальнику вашего госинспектора. Если это не поможет, оформите обращение к главному государственному инспектору труда России.

Аналогичным образом, компании, работающие на международном рынке, заинтересованы в сертификации качества, что иногда оказывает положительное влияние на условия труда. Международные рыночные стандарты также являются стимулом для соблюдения закона. Правительства налагают барьеры на продукты из стран, эксплуатирующих детский или рабский труд. Они заявляют о социальном демпинге в отношении стран, которые плохо оплачивают рабочую силу. Они требуют аттестации о присоединении к трудовому законодательству для принятия компаний на публичных конкурсах.

В то же время можно подать заявление в суд, но одновременно оспаривать решение инспектора и в судебном порядке, и в порядке подчиненности нет смысла: вопрос будет рассмотрен только в суде (ч. вторая ст. 30.1 КоАП РФ ). Судья не связан доводами поступающих к нему жалоб и будет рассматривать дело в полном объеме.

Если вы выбрали судебный порядок, нужно определиться: в какой именно суд обращаться - общей юрисдикции или арбитражный. Споры о законности действий (бездействия) и решений трудовой инспекции рассматривает районный суд (ст. 254 ГПК РФ ). Туда и следует подавать жалобу. Если суд откажется ее принимать или рассматривать, можно пожаловаться в вышестоящий суд (областной или краевой).

Все больше и больше дистрибьюторов принимают справедливое торговое правило со странами третьего мира, вводя белые барьеры через преференциальные отношения со странами, которые следуют международным стандартам. В некоторых странах, таких как Бразилия, крупные компании должны, по закону, поддерживать системы охраны труда и техники безопасности, а также комиссии по предотвращению несчастных случаев. С другой стороны, профсоюзы также могут играть решающую роль в увеличении расходов, связанных с несоблюдением закона.

Государственная прокуратура, в случае совершения преступления против коллективных интересов рабочих, компетентна устанавливать административные запросы и устанавливать условия корректировки поведения, которые являются исполняемыми документами. Однако эти стимулы почти всегда обращаются к нишевым рынкам, которые трудно обобщить во всей экономике. В целом, они сосредоточены на крупных компаниях, с объединенным профсоюзным влиянием и проникновением на международный рынок продуктов или услуг. Основным агентом инспекции труда в Бразилии является Министерство труда, через региональные рабочие станции, которое мы проанализируем в следующем разделе.

Впрочем, судьи не всегда приходят к единому мнению, куда следует жаловаться на действия трудового инспектора.

Пример

Суд апелляционной инстанции признал законным постановление инспектора труда о привлечении к административной ответственности управляющего организации за несвоевременную выплату зарплаты работникам. Однако Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа своим постановлением отменил решение суда апелляционной инстанции. Федеральный арбитражный суд указал, что управляющего нельзя привлечь к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных нарушениях, поскольку несвоевременная выплата зарплаты внешним управляющим непосредственно не обусловлена нарушением законодательства о труде. Он действует в пределах специальных полномочий, определенных законодательством о банкротстве.

Система стимулов для формализации трудовых отношений почти всегда ограничивалась штрафами за девиантные дела, которые были достигнуты доносами и, как правило, «неопределенными» посещениями государственных органов, то есть прокуроры Министерства труда.

Система регулирования рынка труда не упала с Варгасом, как известно. Условия корректировки поведения действуют как транзакция, в которой государственный агент корректирует с частным агентом приостановку оценок в обмен на обязательство исправить обнаруженные нарушения в течение определенного периода времени. Если обязательство не выполнено, штрафы, предусмотренные в этом сроке, применяются в более быстром процессе, поскольку эти условия являются исполнительными. Эффективность этого пути еще предстоит оценить; пока мы работаем с тем, что инспекция всегда полагалась на штрафы как инструмент давления.

Помимо этого, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не согласился с утверждением суда апелляционной инстанции о неподведомственности дела арбитражному суду. В соответствии с третьей частью статьи 30.1 Кодекса об административных нарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном компанией или предпринимателем, обжалуется в арбитражном суде.

Главным новшеством в этой системе стала попытка провести переговоры в качестве основного средства разрешения споров, связанных с инспекцией труда. Эти советы должны возглавлять руководители или сами аудиторы, делегируя это, и аудиторы могут призывать других аудиторов составлять свои таблицы. Они могут также созывать профсоюзы вовлеченных агентов, но не обязаны это делать. Информирование Бюро взаимопонимания сообщается Региональному делегату по вопросам труда. Инструкция устанавливает предельные сроки на срок действия бюро и другие соответствующие процедуры, но дает финансовым аудиторам свободу действий при ведении этой работы при условии информирования регионального представителя рабочей группы.

Как составить заявление

Заявление обычно содержит следующую информацию:

  • название органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • название и адрес организации, которая хочет обжаловать решение госинспектора, или имя конкретного должностного лица;
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием причин, по которым заявитель считает данное решение незаконным;
  • просьбу к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе.

Работодатель или его законный представитель ставит дату и подписывает жалобу. Также к ней нужно приложить подтверждающие документы.

Ответы на ваши вопросы

Что обжаловать: акт или предписание?
После проверки в нашей организации инспектор составил акт и предписание. Какой из этих документов можно обжаловать?
Олег ГОНЧАРОВ, начальник отдела кадров (Москва)

Обжаловать можно предписание госинспектора. Акт - это документ, который составляется после проверки в любом случае, даже если нарушений не выявлено. В предписании же будут прописаны конкретные требования к работодателю. Возможно, на некоторые из предъявленных требований у инспектора не было полномочий. Это повод оспорить предписание.

Имеет ли смысл обжаловать решение инспектора, если штраф уже уплачен?
На предприятие пришел трудовой инспектор с проверкой. В итоге на директора наложили штраф, с которым он категорически не согласен. Сумма небольшая, поэтому штраф решили заплатить. Есть ли теперь смысл обжаловать решение инспектора?
Ольга МУХИНА, заместитель руководителя (Красноярск)

Если наказали не по закону, смысл обжаловать решение инспектора есть. При положительном для вас исходе дела уплаченный штраф вернут. Но это не главное. Выиграв суд, организация или ее руководитель признаются не нарушавшими закон. Это особенно важно для руководителя. Ведь за повторное нарушение такого рода его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет (ч. вторая ст. 5.27 КоАП РФ ).

Если подать жалобу на предписание ГИТ, его можно не выполнять?
В суд общей юрисдикции подано заявление об обжаловании предписания инспектора по труду. Нужно ли выполнять предписание, или его действие теперь приостановлено?
Евгения СЕМЕНОВА, директор (Москва)

Обжалование предписания не приостанавливает его исполнение, то есть выполнять требования инспектора нужно. Так как заявление подано в суд общей юрисдикции, то оно рассматривается по правилам Гражданского процессуального кодекса России. Суд вправе приостановить действие предписания до момента, когда он примет окончательное решение (ч. четвертая ст. 254 ГПК РФ ), причем он может сделать это на любом этапе: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Позиция Верховного Суда относительно того в каком порядке должны оспариваться предписания трудовой инспекции регулярно меняется, что вызывает неоднозначную судебную практику. До вступления в законную силу КАС 15.09.2015 года предписания КАС обжаловались по правилам ГПК РФ, то есть заявители руководствовались подразделом III раздела II «Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений». После принятия КАС РФ все правоприменители полагали, что теперь предписания ТИ следует обжаловать по правилам этого кодекса.

До ноября 2015 года большинство судов руководствовались именно нормами КАС РФ. Однако, затем появилось письмо ВС РФ от 05.11.2015 года №7 –ВС-7105/15 в котором судам разъяснялось, что предписания ТИ затрагивает права работников, а отсюда возникает вопрос о праве, и потому судам следует пользоваться нормами ГПК РФ. Это письмо было адресовано председателям высших судов субъектов РФ и конечно нижестоящие суды их учли и вновь стали рассматривать жалобы на предписания ГИТ по правилам ГПК РФ. Только судебная практика стала складываться по этому пути ВС РФ в своем определении от 19.12.2016 года № 75-КГ16-14 указал, что предписания ТИ должны обжаловаться по правилам КАС. Затем, уже Пленум ВС РФ принял постановление №36 от 27.09.2016 года в котором дал разъяснения судам следующего характера. По правилам КАС РФ должны рассматриваться дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому, исключение составляют дела в которых оспариваемое решение затрагивает права граждан. В последнем случае предписания ГИТ оспариваются по правилам ГПК РФ. В этом постановлении ВС привел пример в которых одна сторона - гражданин, другая - орган власти. Таковыми например являются, дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, которые рассматриваются по правилам ГПК РФ.

Предписание ГИТ является властно-распорядительным документом, требования которого компании обязаны выполнить, под страхом административной ответственности. Хотя предписания ГИТ и затрагивают права работников, последние не имеют права их обжаловать. Отсюда исключение указанное в вышеназванном постановлении ПВС РФ применять нельзя. Отсюда следует логический вывод, что предписания ГИТ надо обжаловать по правилам КАС. Этот вывод Верховный суд РФ подтвердил в определении от 19.12.2016 года № 75-КГ16-14 .

Таким образом, в течении небольшого промежутка времени ВС высказал две позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило некую неопределенность у юристов, так как порой определить затрагивает ли предписание права граждан либо нет бывает проблематично.

Многие юристы- практики в связи с отсутствием единообразного подхода к этому вопросу, стали подавать сразу два заявления, то есть одно по правилам КАС, а другое по правилам ГПК РФ, выжидая какое из них примет суд

Другие юристы подают только одно заявления, которое удовлетворяет как требованиям КАС РФ, так и требованиям ГПК РФ. То есть в заявлении фигурируют термины, которые используются в КАС и ГПК и к нему прикладывают документы которые должны быть приложены по обоим этим кодексам.

При подачи такого смешанного заявления, суд сам решает, по какой процедуре рассматривать его и у суда нет формальных оснований отказать в принятии смешанного заявления.

Проблема порядка обжалования предписаний ГИТ для заявителя заключается в том, что от порядка обжалования зависит какую госпошлину нужно оплачивать, куда нести иск, каков срок давности, срок на подачу жалобы, кто может быть представителем компании.

Если суд указывает, что иск нужно подавать по нормам ГПК РФ, а вы подали по нормам КАС РФ, то можно пропустить 10-дневый срок давности и уже на этом сновании получить отказ в удовлетворении иска. Поэтому, при подаче нового иска нужно аргументировать уважительность причин пропуска срока именно неопределенность судебной практики и тем, что иск находился в суде до того момента, когда суд вынес определение об отказе его рассмотрения, не учитывают при исчислении срока давности. Такую позицию высказал Верховный суд РФ в определении от 09.02.2015 года №5-КГ14-153 .

Другие юристы и судьи придерживаются мнения, что постановление пленума ВС РФ имеет большую юридическую силу и следует руководствоваться именно им, кроме того это постановление было принято позже, чем вышеназванное письмо ВС.