Что значит милосердие. Нужно ли милосердие в наше время? Что значит - быть милосердным

способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям, прощать их. Обычно проявляется по отношению к сироте, инвалиду, тяжелобольному, немощному, престарелому человеку, а также к человеку, попавшему в беду.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИЛОСЕРДИЕ

сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. М. - инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство

→ Что такое милосердие?

В первую очередь милосердие - это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Умение проявлять милосердие к другим людям дано не каждому человеку. Кто-то, увидев на улице ребенка просящего кусок хлеба, пройдет мимо, а другой остановится и проявит милосердие. Разве это сложно? Милосердие можно проявлять по-разному.

Милосердие - одно из важнейших черт человеческого характера. Люди, обладающие этим качеством, редко встречаются в настоящее время, в нынешний век раздоров и эгоизма. Человек, который способен проявить милосердие, очень важен для общества. Именно благодаря этим людям сейчас все еще существуют благотворительные организации, приюты для бездомных животных, многие другие вещи, на которые люди часто не обращают внимание, потому что они заняты домом, семьёй и работой. Им некогда уделить своё внимание людям, которые нуждаются в их помощи, в основном не в материальной, а в духовной. Ведь духовные качества зачастую являются главенствующими в человеке. У милосердных людей очень развиты эти духовные чувства. И таким образом, помогая другим людям, они делятся этим светлым чувством. Они сострадают другим людям, поддерживают и разделяют с ними их радость, горе, любовь.

Милосердные люди очень сильны духом, ведь не каждый человек способен выдержать свалившиеся на него проблемы, как своих близких людей, так и чужих. Проблем, как и материальных, так и духовных... Поэтому таких людей очень часто можно встретить в разных духовных учреждениях, будь то церковь, мечеть, синагога и всевозможные дома, в которых воспевают разные имена бога. Или их можно встретить в качестве паломников по святым местам Мира. Именно в таких учреждениях и святых местах милосердные люди обретают твердость характера и силу духа. Одухотворяясь энергией святых мест и изображениями бога, святыми писаниями и изображениями других святых людей. Побывав в этих местах, милосердные люди начинают ещё больше делиться собственным ощущением счастья с другими людьми, таким образом, развивая в них великое чувство милосердия, а также сострадания. Благодаря всему этому в мире появляются новые благотворительные организации, детские дома, дома творчества, больницы и фонды помощи людям, которые борются с тяжелыми заболеваниями. Милосердные люди очень счастливые, так как они смотрят на мир другими глазами и с чистой душой. Для них не важны многие привычные для обычных людей материальные блага. Они обрели духовное равновесие и душевное спокойствие. И для них важно поддерживать свой собственный вкус счастья. И поэтому они не обращают внимания на материальные ценности, чтобы не испортить этого собственного вкуса счастья. А их стабильность в обществе укрепилась с помощью тех людей, которым они помогли когда-то. Укрепилась с помощью веры и любви к ним. Таким образом, нужно стараться быть милосердным и развивать в себе это качество, ведь тогда не только люди нуждающиеся в понимании когда-то станут счастливее, но и вы сами сможете стать лучше и счастливее, добрее к окружающему миру. Это поможет вам открыть некогда недоступные вам цели и желания, сделать шаг в новую счастливую жизнь!

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В европейской христианской культуре понятие М. восходит к Пятикнижию, где словс «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». Так в иудаизме выражался принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношении друг к другу: доверительность и верность. В греческом тексте Нового Завета М. передается главным образом словом ауале - специфически христианским термином, означающим деятельную одаряющую любовь к ближнему. В христианской этике милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех богословских добродетелей. С этической точки зрения М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви (Лук. 10:27). М. достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов другого, но и на стремление к совершенству. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек является милосердным не столько потому, что стремится к самосовершенствованию, а скорее потому, что милосердное поведение является выражением его совершенствования.

М. соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. Заповедь любви как будто следует в этом за золотым правилом нравственности: собственные предпочтения и ожидания выставляются в качестве основания для отношения у другим людям. Но именно в рамках такого понимания М. стали возможными предположения, высказывавшиеся разными мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? В разные эпохи такого рода вызовы христианской этике как доминирующей идеологии могли определяться различными мотивами. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку, но в целом в них игнорируется собственно содержание заповеди любви: она и исходит из того, что если человек уже любит самого себя, то надо хотя бы так же возлюбить других.

В новозаветных текстах М. казалось универсальным требованием, содержащим в себе смысл Моисеевых заповедей. Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже ап. Павел проводит различие между законом Моисея и заповедью любви. Это различие помимо чисто теологических причин основывалось и на этическом содержании, а именно на том, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли, которая перенесла эту проблему в социально-философский контекст. Так, Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал ее тем самым как стандарт справедливых отношений людей в обществе. Такое соотнесение справедливости и М. оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли. Анализ традиции разделения справедливости и М. в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя М. представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества М. является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость - непреложным; б) М. вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Вместе с тем, этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором принимается справедливость как непосредственный долг человека, но предполагается, что М. в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

Как личная нравственная задача М. нелегко. Трудность М. связана с тем, что: а) М. может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нрав-ственное достоинство, в этом случае М. может привести к неравенству; б) М. творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) М. совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Отсюда следует, что М. опосредствовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане М. непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Литература:

Аристотель. Риторика/Античные риторики. М., 1978. С. 76-90;

Гоббс Т. О человеке/Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 258- 259;

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы;

Зарин С.М Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996. С. 356-544;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1991. С. 152-169;

Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 328-329.

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосер дия восходит к Пятикнижию, где “hesed” обозначало “доброту”, “любящую доброту”. В добиблейской греческой литературе слово обозначает , которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля - чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание . В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином . В христианской этике милосердная приобретает особое как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет человека: в нем человек призван осуществить нравственный , на что указывает . Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие - ие только в процессе самосовершенствования, но и его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно , что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Дека/юг). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс , Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как - непреложным; б) милосердие вменяется человеку в , однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой , в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, чтомилосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

В той мере, в какой социальная воспроизводит , обособленность и интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное ; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра. - Соч. в 2т., т. 1. M., 1988, с. 152-69; Зарин С. M. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996, с. 356-544; Гоббс Т. О человеке (XIÎI, 9). - Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 258-59; Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МИЛОСЕРДИЕ" в других словарях:

    Милосердие - Милосердие ♦ Charité Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без… … Философский словарь Спонвиля

    Божье милосердие.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милосердие сострадание, сердобольность, сострадательность, жалость, сердоболие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    милосердие - (милосердие) незаслуженные доброта и сострадание А. Человеческое милосердие 1. Заповедь быть милосердным милосерден Господь: Лк 6:36 призыв к милосердию: Рим 12:8; Иуд 22 милосердие важнее, чем жертва: Ос 6:6; Мих 6:6–8; Мф 9:13 2. Выражение… … Библия: Тематический словарь

    - (христианство) христианская добродетель Милосердие см. Благотворительность Caritas Romana («милосердие по римски») … Википедия

    МИЛОСЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    МИЛОСЕРДИЕ, готовность помочь кому нибудь, проявить снисхождение к кому нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому нибудь, вызванная этими чувствами … Современная энциклопедия

    Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосер дия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля - чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе. В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие - ие только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Дека/юг). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость - непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, что милосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.