Церковь марии магдалины в иерусалиме. Православный собор святой равноапостольной марии магдалины

Собор святой равноапостольной Марии Магдалины (польск. Sobór metropolitalny Świętej Równej Apostołom Marii Magdaleny ) - кафедральный собор во имя Св. равноап. Марии Магдалины Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви. Находится в городе Варшава, в районе Прага, на Аллее «Солидарности», д. 52.

История

Обстоятельства появления и проектирование

Стремительное развитие варшавского района Прага происходило в течение второй половины XIX века. Оно был связан с общим ростом значения Варшавы и привело к активному заселению этого города. Среди приезжих доминировали русские и представители других национальностей, православные по вероисповеданию. Православными были солдаты двух российских гарнизонов, находившихся в Праге. В целом среди других конфессий православные составляли несколько процентов от всего населения. Ближайшим православным храмом была церковь на левом берегу Вислы, в связи с чем православные верующие неоднократно обращались к епископу Варшавскому и Новогеоргиевскому Иоанникию (Горскому) с просьбой начать строительство нового храма. В ноябре 1865 года епископ получил согласие наместника Польского Царства Фёдора Берга на формирование комитета, который должен был наблюдать за строительством. Летом 1866 года образован строительный комитет во главе с бывшим гражданским губернатором Варшавы, генерал-лейтенантом Евгением Рожковым. Через два года назад епископ объявил начало подготовительных работ.

Членами комитета были князь Владимир Черкасский и генерал Евгений Рожнов, для которых строительство церкви в Праге было ответом на реальные потребности людей и одновременно возможностью возведения в стратегическом пункте города (напротив Виленского вокзала) очередного объекта, который свидетельствовал бы о принадлежности Варшавы в Российской империи. По словам Рожнова, храм должен был быть очередным средством утверждения здесь русского народа. По завершению строительства генерал Рожнов и управляющий делами полковник Палицын получили государственные награды.

В силу стратегического характера строения, архитектор Святейшего Синода Николай Сычёв уже в 1867 году представил готовый проект и смету. Согласно ему, планировалось возведение одноглавый церкви без колокольни, стоимостью 122000 рублей. Петербургский комитет церковного строительства внёс существенные исправления в проект, приказав уподобить храм аналогичным в Киеве, что должно было подчеркнуть подчеркивать связь православия на польских землях с Киевской православной митрополией, отрицая утверждением о его чужое происхождении и искусственном внедрении. Поручено было также возвести колокольню, что повышало стоимость работ до 140 тысяч рублей. Комитет строительства церкви, стремясь получить государственное дофинансирование, принял поправки, приказывая возвести строение, в плане близкое к греческому кресту, увенчанное пятью куполами, сгруппированными вокруг большого центрального. Площадь здания, после изменений в проекте, должна была бы составлять 766 квадратных метров, что позволяло бы принимать участие в службе 800-1000 верующих.

До Первой мировой войны

Церковь святой Марии Магдалины до конца Первой мировой войны выполняла функцию приходского храма. Несмотря на это, её строительство, а затем и содержание, российскими властями трактовалось как дело престижа, учитывая локализацию объекта. В 1870 году храм посетил император Александр II.

В 1871-1872 годы был построен двухэтажный дом причта. При церкви действовало попечительство, церковно-приходская школа, приют, приписная часовня и два молитвеных дома.

В связи с особым значением церкви уже в 1895 году был начато генеральный ремонт, о котором просил архиепископ Флавиан (Городецкий) в письме к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. Он писал, что церковь в плохом техническом состоянии и выглядит не лучшим образом по сравнению с рядом расположенным костёлом святого Михаила и святого Флориана, который был ещё на стадии строительства. Архиепископ указывал также на тот факт, что церковь часто вызывает интерес у иностранных гостей Варшавы. Ремонтом руководил Владимир Покровский, тогдашний главный архитектор епархии. Он восстановил утраченные фрагменты штукатурки, очистил стены от свечной копоти, отреставрировал позолоту куполов и иконостаса. По завершению работ, храм был заново освящён.

Межвоенный период и Вторая мировая война

В 1921 году, после утраты православными собора Александро-Невского и собора Святой Троицы церковь святой Марии Магдалины стала митрополичьим собором Польской православной церковью. Именно в этом храме состоялось объявление решения о признании автокефалии, что содержалось в томосе Константинопольского Патриарха. Это произошло 17 сентября 1925 года. Решение о возвышении церкви святой Марии Магдалины в ранг собора было связано с процессом ревиндикации в Польше. В столице Польши остались только две православные церкви. Остальные было возвращены прежним хозяевам (это касалось реквизированной в царское время римо-католической собственности), отданы другим конфессиям, или разрушены.

Существовали планы разрушения также и этого собора, окончательно отменённые местными властями в 1926 году. Для празднования этого решения в храме была помещена Ченстоховская икона Матери Божьей, образ, особенно почитаемый польскими католиками.

В 1928 году в подвале церкви устроили вторую святыню - часовню Страстей Господних, куда попала часть спасённого оснащение из разобранного собора святого Александра Невского. Ранее, в 1925 году был начат генеральный ремонт собора, который из-за нехватки средств был прерван по завершению наружных работ. Лишь в 1930 году стало возможным начать ремонтные работы в интерьере, в частности очистку фресок. Комиссия, руководившая ремонтом, во главе с епископом Саввой (Советовым), приказала также восстановить иконостас святого Иова Почаевского и отремонтировать электрическую установку.

В течение Второй мировой войны собору не был нанесён значительный ущерб. В 1939 году взрыв авиабомбы недалеко от собора привел к небольшим повреждений крыши бокового нефа. Осенью 1944 года, во время обстрела Праги немцами, один из снарядов попал в центральный купол и разрушил его. От серьезного пожара, который мог привести к полному уничтожению, собор спасла быстрая реакция жителей Праги. Временный ремонт этих повреждений провёден в 1945 году. В 1944 немцы потребовали отдать им церковные колокола с целью переплавки их и изготовление снарядов. Колокола были порезаны и по частям спущены вниз. Однако оказалось, что сплав, из которого они были сделаны, для снарядов не подходит. Порезанные колокола были оставлены перед входом в собор. Новые колокола были куплены в 1947 году на пожертвования. Неоднократное обращение священника Иоанна Коваленко в Министерство администрации публичной привело к передаче в 1951 году еще пяти колоколов из магазина в Гданьске.

Собор во времена Польской народной республики

Сразу после войны духовные лица собора планировали провести его ремонт. Это однако оказалось затруднительным, из-за нехватки ресурсов и уменьшения количества прихожан, что не давало возможности собрать достаточное количество средств. Только в 1955-1957 годы, путем дотаций 90 % стоимости работ со стороны реставрационного Общественного фонда восстановления Варшавы и Церковного фонда, было выполнено восстановление лестницы, вокруг собора устроено новое мощение и изготовлена новые въездные ворота. Из-за нехватки средств не проведены работы по восстановлению фресок, повреждённых влагой. Во время ремонтных работ приход несколько раз судился с исполнителями работ, из-за растраты закупленных ими материалов.

Инициатором очередных ремонтных работ был митрополит варшавский и всей Польши Стефан (Рудык). Выбранный в 1966 году Ремонтный комитет во главе со священником Афанасием Семенюком, обратился в следующем году с просьбой дофинансировать проект из общественных средств. Власти ПНС выделила на это дело миллион злотых. Однако из-за несвоевременной консервации, интерьер был сильно повреждён, что привело к большим затратам на реставрацию. Поэтому Комитет искал дополнительные источники финансирования, в том числе за рубежом. Из-за плохого состояния фресок Художественно - теологическая комиссия, сотрудничавшая с Комитетом, рассматривал даже возможность выполнения новых росписей. Известен один нереализованный проект. Согласно ему, из старых фресок должна была остаться только Тайная вечеря в алтарном помещении. Вблизи неё должен находиться сюжет Христос в Гефсиманском саду, а выше - фреска Оранта. На боковых стенах собора запланировано выполнить образы Трёх Святых Иерархов, святого Стефана, а также покровителей митрополитом варшавских: святых Георгия, Дионисия, Тимофея и Макария. Над входом в собор должна была находиться композиция с изображением Рождества Христова, над иконостасом - Христос Избавитель. Проект предусматривал обработки не всей поверхности стен собора, оставляя некоторые их части на усмотрение художника. Был предложен выбор из среды сцен, изображающих 12 больших православных праздников. В передсинку предложено разместить таблицы с историей храма. Ремонтный комитет устроил конкурс на реализацию проекта, но эту инициативу забпретило Управление консервации, приказывая вместо предлагаемых изменений, выполнить подробное воспроизведение вида фресок с первых лет существования собора, что и было сделано. Работами руководил Тадеуш Романовский и Рышард Белецкий. Представителем церкви, который занимался наблюдением, был игумен Савва (Грицуняк). На этом этапе ремонта изменено также электрическую инсталляцию и смонтировано аппаратуру для громкой речи.

В 1965 году собор внесён в реестр памятников. Во время ремонтных работ в соборе не проводились службы. Верующие молились в нижней часовне, или в часовне святого Михаила - частной часовне варшавского митрополита.

В рамках мелких работ в интерьере кафедры Адам Сталоне-Добжанский выполнил новый витраж с сюжетом встречи Христа с Марией Магдалиной, а в 1980 году вновь заменено покрытие крыши. Вероятно в тот же период с фасада окончательно устранены живописное декорирования, о существовании которого вспоминают отчёты о ремонте 1968 года.

Третья Речь Посполитая

В 1996 году новый настоятель Иоанн Сезонов провёл основательное восстановление нижней часовни. Следующие ремонтные работы начал очередной варшавский митрополит Савва (Грыцуняк) после вступления в должность Митрополита Варшавского. После 1998 года заменён пол и деревянные окна, заменены электрическая инсталляция и входная лестница. В 1999 году заново сделана гидроизоляция. В 2000-е годы проведено очередное обновления фресок, которые оказались в худшем состоянии чем предполагалось. В связи с этим некоторые элементы, например слова молитвы Отче наш, написанные на барабане главного купола, пришлось зарисовать. Восстановлена позолота киотов и крестов на куполах.

Сейчас собор является святыней двух приходов - св. Марии Магдалины и прихода святого Николая. С 1990-х годов службы в последнем происходят перед алтарём святого Иова Почаевского.

Описание

Роспись храма

  • Акад. Виноградов Р. Ф.
  • Акад. Васильев В. В.
  • Акад. Корсалин К. И.

Святыни

  • Частица мощей Св. Марии Магдалины, подаренная протоиереем Антонием Девятовским.
  • Образ Почаевской Богоматери. Утрачен в 1915 г. при эвакуации.

Источники архивные

  • РГИА, ф. 173, оп. 1, д. 552.
  • РГИА, ф. 797, оп. 37 (4 отд., 5 стол), д. 40.
  • РГИА, ф. 797, оп. 25, д. 10.

В небольшом городке Магдала, который расположен недалеко от Иерусалима, жила женщина. Она была одинока: ни родителей, ни мужа, ни детей. Звали ее Мария Магдалина. Работала на рыбном рынке. Мужчины пользовались ее одиночеством и слабоумием, предаваясь с ней любовным утехам. Местные жители не любили Марию, кидали в нее камни и тухлые овощи. Защитить ее было некому, сама она была не в силах этого сделать. Жизнь девушки изменилась, когда в город пришел Иисус со своими апостолами.

Мария - последовательница Христа

Учитель изгнал из нее семь бесов, мысли Магдалины стали светлыми, и она последовала за ним, всей душой полюбив. В Новом Завете пишется, что Иисус тоже любил Марию, их любовь была высокой, духовной. Мария Магдалина стала первой и единственной ученицей Христа, она несла людям его учение после его смерти и воскрешения.

Мария присутствовала на казни своего учителя, держала его за руку, когда Иисус умирал, истекая кровью на кресте. Она омыла его тело и намазала ноги эфирным маслом. Пережить его смерть Мария смогла только глубоко веря, что Христос воскреснет. Она первой пришла в назначенный день к его гробнице и, заметив, что гроб пуст, расплакалась. Услышав вопрос: "Почему ты плачешь?" - Мария ответила, что ее любимого погребли, а где, она не знает. Увидев сквозь слезы, что разговаривает она с Иисусом, обрадовалась и понесла благую весть апостолам, народу и правителю.

Гефсиманский женский монастырь

Одно из мест, где возвышается церковь Святой Марии Магдалины, - Гефсимания. Эта русская православная святыня является Вифанской общины Христова Воскрешения. Сам Александр Третий, российский император, принимал участие в его строительстве. Церковь Марии Магдалины в Иерусалиме построена в восемнадцатом веке в честь памяти матери Александра - Марии Александровны. Она была немкой, но стала русской императрицей и приняла православие. Небесной покровительницей царицы была Мария Магдалина, поэтому церковь освятили этим именем.

Главная церковь Марии Магдалины

Мария являлась последовательницей Иисуса Христа и была его ученицей. Поэтому главная церковь Марии Магдалины находится в Иерусалиме, хоть и построена в честь русской царицы. На одном из самых больших холстов изображена Мария, пришедшая к Тиберею с проповедью. В приданиях рассказывается, что к имератору нельзя было попасть без даров. Магдалина была нищей, поэтому принесла Тиберею лишь куриное яйцо. Она рассказала, что Иисус воскрес. На что правитель рассмеялся, сказав, что невозможно вернуться из мертвых, как нельзя белому яйцу покраснеть. В тот же момент яйцо в руках царя стало ярко-красного цвета.

Строительство храма

Александр недаром выбрал именно это место для храма. Земля, где сейчас стоит церковь Святой Марии Магдалины, Гефсимания, или Гефсиманский сад, является святой. Купить его посоветовал архимадрид Антонин Капустин. Давид Гримм - русский архитектор, спроектировал церковь. Для строительства использовали камни Иерусалима, а металл и дерево привезли из России. Иконы и роспись всех зданий храма делали российские мастера и художники. Все затраты взяла на себя царская семья. Церковь Марии Магдалины освятили в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. Женский монастырь здесь появился гораздо позже. Его основали православные англичанки в 1934 году, первыми сыскав здешний покой и умиротворение.

Последнее пристанище императрицы

Елизавета Федоровна, впервые войдя в церковь, поразилась ее красоте так, что завещала похоронить себя здесь, на этой земле. Так и поступили, но не сразу. Елизавета вместе с другими царскими особами была вывезена большевиками в Алапаевск, где ей и суждено было умереть, будучи сброшенной в шахту. Произошло это в 1918 году. Лишь через два года, в 1921-м, Святые мощи императрицы перевезли в церковь Марии Магдалины.

Достопримечательности монастыря и его земли

Церковь Марии Магдалины издалека притягивает взоры своими белыми стенами и золотыми куполами. Находится обитель у подножия и окружена гефсиманским садом. Неподалеку расположена Попасть на территорию храма можно через большие ворота золотого цвета, находящиеся к югу от горы. Зайдя внутрь, увидите лестницу. Эта лесенка ведет в Гефсиманский Грот, где во время моления Христа уснули апостолы Иаков, Петр и Иоанн. Именно на этом месте Иисус произнес всем известные слова: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение. Дух бодр, плоть немощна". Здание церкви Марии очень красиво и богато убрано, но в то же время покоряет своей простотой. Вокруг витает душевное спокойствие, возвышенность и гармония. Здесь поддерживается чистота. Сад ухожен, в нем находится множество деревьев и цветов. Внутри все довольно просто и скромно, без лишнего лоска. Над алтарем - изображение Магдалины, держащей в руках яйцо, принесенное правителю Тиберею. С этой истории, когда император выронил покрасневшее яйцо из рук со словами "Воистину воскрес!", и началась традиция красить яйца на Пасху.

Где еще есть церковь Марии Магдалины?

По всему миру христиане воздвигали церкви в честь Святой Марии Магдалины. Строились огромные храмы и маленькие часовни. Люди, нуждающиеся в помощи Святой, готовы часами молиться ее лику. Есть церковь Марии Магдалины в Париже, это действительно прекрасное место, тысячи поломников ежегодно стремятся побывать там, наравне с Особенно много церквей Магдалины расположены в России: Пермь, Москва, Санкт-Петербург.

Храм Марии Магдалины в Санкт-Петербурге

Где находится церковь Марии Магдалины в Петербурге? Рядом с Павловским парком. Здесь проходит основное паломничество горожан.

Церковь Равноапостольной Марии Магдалины в культурной столице нашей страны воздвигали много раз на одном и том же месте. Это сооружение является первым зданием в городе, сделанным из камня. В 1871 году на этом месте находился госпиталь, поэтому церковь решено было строить именно здесь. Архитектор Кваренги начал строительство в присутствии князя Павла Петровича - сына основателя Санкт Петербурга Петра. Достраивал и освящал храм Гавриил - митрополит Петров. Иконы писал римский живописец Кадес, а настенной живописью занимался русский художник Федор Данилов. Сама императрица Мария Федоровна пеклась о том, чтобы внутреннее убранство отличалось благолепием и простотой.

Снаружи церковь осталась строга и неприступна. Рядом хоронили солдат, погибших в госпитале после боев с французскими войсками, под самим храмом расположили склеп для иностранных послов и министров.

После революции госпиталь стал обувной фабрикой, а храм закрыли в 1931 году. Церковное убранство и иконы разворовали, реликвии, прежде священные, осквернили, многое сожгли. Самый большой урон внутренним росписям церкви нанесла фабрика игрушек, которая разместилась в здании храма после Великой Отечественной войны. Химические жидкости, вибрация швейных станков, используемых при производстве, поставили жирную точку на изначальной красоте, пережившей практически два века. Впоследствии помещение, бывшее когда-то красивейшей церковью, долго пустовало. Община добилась его возвращения себе только в тысяча девятьсот девяносто пятом году. На тот момент от здания практически ничего не осталось: пол отсутствовал вовсе, стены были испещрены сквозными трещинами. Так как в России в девяностые годы была ужасная финансовая обстановка, о финансировании для восстановления храма не шло и речи. Вплоть до 1998 года церковь Марии Магдалины продолжала разрушаться. Окончательно сгнили все деревянные перегородки, а внутри на местах росписей появились модные граффити.

Лишь к двухтысячному году полностью восстановили само сооружение, возобновили служения. Также нашлись части древних фресок и росписей на стенах, к сегодняшнему времени они практически восстановлены. В церковь Марии Магдалины стали возвращаться и принадлежащие ей реликвии и иконы, которые находились во всех странах мира у коллекционеров и в музеях. Сейчас церковь имеет позолоченный крест и новые купола главной звонницы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Празднуем Пасху в Варшаве - Польша (Православная церковь в Варшаве)

Субтитры

История

Обстоятельства появления и проектирование

Стремительное развитие варшавского района Прага происходило в течение второй половины XIX века. Оно был связан с общим ростом значения Варшавы и привело к активному заселению этого города. Среди приезжих доминировали русские и представители других национальностей, православные по вероисповеданию. Православными были солдаты двух российских гарнизонов, находившихся в Праге. В целом среди других конфессий православные составляли несколько процентов от всего населения. Ближайшим православным храмом была церковь на левом берегу Вислы , в связи с чем православные верующие неоднократно обращались к епископу Варшавскому и Новогеоргиевскому Иоанникию (Горскому) с просьбой начать строительство нового храма. В ноябре 1865 года епископ получил согласие наместника Польского Царства Фёдора Берга на формирование комитета, который должен был наблюдать за строительством. Летом 1866 года образован строительный комитет во главе с бывшим гражданским губернатором Варшавы, генерал-лейтенантом Евгением Рожковым. Через два года назад епископ объявил начало подготовительных работ.

Членами комитета были князь Владимир Черкасский и генерал Евгений Рожнов , для которых строительство церкви в Праге было ответом на реальные потребности людей и одновременно возможностью возведения в стратегическом пункте города (напротив Виленского вокзала) очередного объекта, который свидетельствовал бы о принадлежности Варшавы в Российской империи. По словам Рожнова, храм должен был быть очередным средством утверждения здесь русского народа. По завершению строительства генерал Рожнов и управляющий делами полковник Палицын получили государственные награды.

В силу стратегического характера строения, архитектор Святейшего Синода Николай Сычёв уже в 1867 году представил готовый проект и смету. Согласно ему, планировалось возведение одноглавый церкви без колокольни, стоимостью 122000 рублей. Петербургский комитет церковного строительства внёс существенные исправления в проект, приказав уподобить храм аналогичным в Киеве, что должно было подчеркнуть подчеркивать связь православия на польских землях с Киевской православной митрополией , отрицая утверждением о его чужое происхождении и искусственном внедрении. Поручено было также возвести колокольню, что повышало стоимость работ до 140 тысяч рублей. Комитет строительства церкви, стремясь получить государственное дофинансирование, принял поправки, приказывая возвести строение, в плане близкое к греческому кресту, увенчанное пятью куполами, сгруппированными вокруг большого центрального. Площадь здания, после изменений в проекте, должна была бы составлять 766 квадратных метров, что позволяло бы принимать участие в службе 800-1000 верующих.

Строительство

Место для церкви выбрано на углу Александровской и Торговой улиц у Петербургского (ныне Виленского) вокзала.

14 июня 1867 состоялось торжественное заложение первого камня, однако сначала нужно было провести работы по стабилизации влажной почвы. Несмотря на то, что изначально строительство отставало от графика, здание была завершена уже к концу 1868 года, а работы над интерьером продолжались шесть месяцев. Работами руководил инженер полковник Палицын.

Таким образом в Варшаве появилась первая архитектурно вполне самобытная православная святыня. Остальные храмы, такие как церковь святой Троицы на Пидвалли, или церковь Иконы Божьей Владимирской на свободе находились в бывших римо-католических зданиях и, кроме того, были частями больших архитектурных комплексов, что создавало ограничения для их создателей (например Церковь святого Александра Невского на Варшавской цитадели). При строительстве церкви работали исключительно российские художники.

29 июня 1869 года, в день освящения церкви, состоялась торжественное шествие варшавского православного клира, который отправился под звуки колоколов в девять часов утра из собора Святой Троицы, что на улице Долгой. Процессию торжественно встречал епископ Иоанникий, который около десяти начал торжественность, а затем отправил службу в знак благодарности.

До Первой мировой войны

Церковь святой Марии Магдалины до конца Первой мировой войны выполняла функцию приходского храма . Несмотря на это, её строительство, а затем и содержание, российскими властями трактовалось как дело престижа, учитывая локализацию объекта. В 1870 году храм посетил император Александр II .

В 1871-1872 годы был построен двухэтажный дом причта. При церкви действовало попечительство, церковно-приходская школа , приют, приписная часовня и два молитвеных дома.

В связи с особым значением церкви уже в 1895 году был начат генеральный ремонт, о котором просил архиепископ Флавиан (Городецкий) в письме к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву . Он писал, что церковь в плохом техническом состоянии и выглядит не лучшим образом по сравнению с рядом расположенным костёлом святого Михаила и святого Флориана, который был ещё на стадии строительства. Архиепископ указывал также на тот факт, что церковь часто вызывает интерес у иностранных гостей Варшавы. Ремонтом руководил Владимир Покровский, тогдашний главный архитектор епархии. Он восстановил утраченные фрагменты штукатурки, очистил стены от свечной копоти, отреставрировал позолоту куполов и иконостаса. По завершению работ, храм был заново освящён.

Межвоенный период и Вторая мировая война

В 1921 году, после утраты православными Александро-Невского собора и собора Святой Троицы церковь святой Марии Магдалины стала митрополичьим собором Польской православной церковью . Именно в этом храме состоялось объявление решения о признании автокефалии, что содержалось в томосе Константинопольского Патриарха. Это произошло 17 сентября 1925 года. Решение о возвышении церкви святой Марии Магдалины в ранг собора было связано с процессом ревиндикации в Польше. В столице Польши остались только две православные церкви. Остальные было возвращены прежним хозяевам (это касалось реквизированной в царское время римо-католической собственности), отданы другим конфессиям, или разрушены.

Существовали планы разрушения также и этого собора, окончательно отменённые местными властями в 1926 году. Для празднования этого решения в храме была помещена Ченстоховская икона Матери Божьей , образ, особенно почитаемый польскими католиками.

В 1928 году в подвале церкви устроили вторую святыню - часовню Страстей Господних, куда попала часть спасённого оснащение из разобранного собора святого Александра Невского. Ранее, в 1925 году был начат генеральный ремонт собора, который из-за нехватки средств был прерван по завершению наружных работ. Лишь в 1930 году стало возможным начать ремонтные работы в интерьере, в частности очистку фресок. Комиссия, руководившая ремонтом, во главе с епископом Саввой (Советовым) , приказала также восстановить иконостас святого Иова Почаевского и отремонтировать электрическую установку.

В рамках мелких работ в интерьере кафедры Адам Сталоне-Добжанский выполнил новый витраж с сюжетом встречи Христа с Марией Магдалиной, а в 1980 году вновь заменено покрытие крыши. Вероятно в тот же период с фасада окончательно устранены живописное декорирования, о существовании которого вспоминают отчёты о ремонте 1968 года.

Третья Речь Посполитая

В 1996 году новый настоятель Иоанн Сезонов провёл основательное восстановление нижней часовни. Следующие ремонтные работы начал очередной варшавский митрополит Савва (Грыцуняк) после вступления в должность Митрополита Варшавского. После 1998 года заменён пол и деревянные окна, заменены электрическая инсталляция и входная лестница. В 1999 году заново сделана гидроизоляция. В 2000-е годы проведено очередное обновления фресок, которые оказались в худшем состоянии чем предполагалось. В связи с этим некоторые элементы, например слова молитвы Отче наш , написанные на барабане главного купола, пришлось зарисовать. Восстановлена позолота киотов и крестов на куполах.

Сейчас собор является святыней двух приходов - св. Марии Магдалины и прихода святого Николая. С 1990-х годов службы в последнем происходят перед алтарём святого

Пожалуй отовсюду, откуда в Иерусалиме, открывается чудесный вид на Масличную гору, бросаются в глаза золотые купола храма Святой равноапостольной Марии Магдалины

Строительство храма было предложено архимандритом Антонином (Капустиным) в память императрицы Марии Александровны. Он же показал участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы. Земля была куплена к осени 1882 года.

Храм был заложен 21 января (2 февраля) 1885 года. Проект храма составил Д. А. Гримм. Руководил строительством архимандрит Антонин.
На сооружение храма император внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата - по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна - 5 тысяч рублей.
Освящение храма Патриархом состоялось 1 (13) октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Через пять лет после кончины императрицы Марии Александровны император Александр III с братьями начали строительство храма в память о своей матери.

Дорога к храму начинается от Гефсиманского сада.

Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен через три года после начала строительства, в 1888 году. На освящении храма присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, тогда еще не принявшей православие. Увидев этот храм, она сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

Гефсиманская обитель находится напротив того места, где раньше были Золотые (Милосердия) ворота, через которые Иисус въехал в Иерусалим. Те были разрушены, а на их руинах в средние века и были построены ворота, которые мы видим сейчас.
Вид от храма на кедронскую долину

Золотые (см. выше) ворота Иерусалима, и Куббат-ас-Сахра, по-русски - Купол над Скалой.

Мария Магдалина - персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица…,

… которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии.

Жены-мироносицы - женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.

Женщины, идя ко гробу, рассуждают «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну она говорит «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).
После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника.
Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию,

и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).
В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц - день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4286.htm
Есть сказание, что Мария Магдалина проповедуя в Риме, пришла во дворец к императору Тиверию. На аудиенции у императора она рассказала ему о Господе Иисусе Христе, о Его учении и воскресении из мертвых. Император усомнился в чуде воскресения и попросил доказательства у Марии. Тогда она взяла лежавшее на столе вареное яйцо, и, подавая императору, сказала: "Христос воскресе! " При этих словах белое яйцо стало в руках императора ярко красным. Тиберий удивленно произнес: "Воистину воскрес!".
В день ее памяти в Гефсиманском саду после литургии богомольцам предлагали красные пасхальные яйца, говоря: "Христос Воскресе!"

Чудотворная икона Божьей Матери Смоленской «Одигитрия», то есть «Путеводительница».
У нее тоже есть своя интересная история.
Эта икона осталась невредимой после большого пожара в ливанском селении Рихания. Когда эти места настигла эпидемия чумы, священники начали обходить с этой иконой зараженные поселения и эпидемия там прекращалась.
Позже прихожане подарили икону митрополиту Ливанскому Илии, который дорожил иконой, как самым ценным сокровищем.
Однажды Илие приснился сон, в котором святые великомученницы Елизавета и Варвара просили его передать эту икону игуменье Марии в Палестине. Илия отогнал эти видения, так как не знал такую игуменью. Но сон повторился. Тогда он разыскал Марию, ею оказалась настоятельница монастыря Святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Когда Илия вручал "Одигитрию" игуменье Марии, икона была почерневшей от времени, на ней нельзя было рассмотреть ни изображения, ни цветов. Икону привезли в Иерусалим, и наутро сестры, к своему удивлению, обнаружили, что икона "просветлилась" и на ней видны все краски, такой она остается и сегодня.

Иконы, росписи на стенах и куполах церкви Св. Марии Магдалины принадлежат кисти известных российских живописцев Василия Верещагина, Сергея Иванова, А. Корзухина, А. Соколова, Е. Сорокина.

Через пять лет после кончины императрицы Марии Александровны император Александр III с братьями начали строительство храма в память о своей матери. Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен через три года после начала строительства, в 1888 году. На освящении храма присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, тогда еще не принявшей православие. Увидев этот храм, она сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».
Воля великой княгини Елисаветы осуществилась после ее мученической кончины в шахте под Алапаевском. В 1921 году ее святые мощи, а также мощи инокини Варвары, добровольно разделившей с ней страдания, были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании; а после их прославления в лике святых в 1981 году торжественно перенесены в храм, где и покоятся по сей день.
(О Елизавете Фёдоровне)
Погребение совершал Иерусалимский Патриарх Дамиан.
Мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары


Появление в Гефсимании русского монастыря стало возможно благодаря деятельности архимандрита Антонина (Капустина),

руководившего Русской духовной Миссией 1865–1894 гг. Преодолевая многочисленные трудности, архимандрит Антонин приобрел на Святой Земле в общей сложности тринадцать участков общей площадью 425 тыс. кв. метров, ставших впоследствии пристанищами для русских паломников.

Вход в пещерную часовню во имя Страстей Господних (Освящена в 1998 г.), расположенная в гроте, где, по преданию, уснули апостолы Пётр, Иаков и Иоанн в момент моления Иисуса о чаше. Надпись у входа: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение"

Это место связано с...
Через три дня после кончины Богородицы в Иерусалим прибыл апостол Фома, который был чрезвычайно огорчен тем, что не застал Пресвятую Деву в живых и не смог проститься с Ней. Апостол Фома направился ко гробу, где получил величайшее утешение в своей скорби: он сподобился лицезреть Богородицу, уносимую ангелами на небо. Пресвятая Дева сняла с себя пояс и бросила к ногам апостола Фомы. След от упавшего пояса отпечатался на этом камне.

По случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины в 1988 году Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря.
Территория монастыря очень ухожена и красива. Всё в цвету … женские руки, что вы хотите….

На территории монастыря археологами была обнаружена часть лестницы библейских времен, по которой Иисус восходил в Иерусалим. В память об этих событиях здесь построена маленькая часовня. Сестры очень чтут это святое место: ежегодно к Вербному Воскресенью часовню украшают пальмовыми ветвями, на ступенях всегда цветы.

Ступени древней лестницы-дороги, ведущей с вершины Елеона к Золотым Воротам Старого Города.
По этой дороге совершил Господь свой торжественный вход в Иерусалим в Вербное Воскресенье.

Православный собор Марии Магдалины (полное название – Православный собор во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви) расположен в Варшаве, на Аллее Солидарности. Главной святыней храма являются мощи Святой Марии Магдалины.

Предпосылки возникновения православной церкви в столице Польши

В XIX веке район Прага стал железнодорожным узлом и средоточием промышленных предприятий. Большое количество работающих и проживающих в Варшаве русских рабочих было лишено возможности совершать православные обряды. В обществе часто начинались дебаты о нехватке в городе православной церкви, и в 1865 году епископ Варшавы получил разрешение на возведение храма.

В комитет, созданный для строительства, вошли варшавский гражданский губернатор Е. П. Рожнов и князь Владимир Черкасский. Архитектором Н. А. Сычевым был создан проект, согласно которому будущая церковь должна была вмещать 1000 человек. Предполагаемая стоимость работ составляла 122000 рублей, стиль постройки определялся как русско-византийский.

Строительство и освящение церкви

1867 год считается началом возведения церкви – 14 июня первый камень был торжественно заложен в фундамент. Строительные работы шли быстро и закончились уже через два года. Предметы внутреннего убранства изготовили в Германии и России, настенные росписи выполнили русские живописцы Р. Ф. Виноградов и В. В. Васильев.

В 1869 году 29 июня Православный собор Святой Марии Магдалины в Варшаве был освящен. Церемонию предваряли звон колоколов и торжественное шествие рабочих. В 1892 году освятили придел, построенный в честь преподобного Иова Почаевского, после чего церковь стала вмещать еще больше прихожан.

Потери храма в период воин

В приходской церкви св. Марии Магдалины перед наступлением Первой мировой войны располагались школа, молельные дома и приют для бездомных. В 1916 году статус церкви изменился ‒ она стала митрополичьим собором Варшавы.

Перед наступлением гитлеровцев большую часть находившихся в варшавском храме икон и реликвий вывезли, стараясь тем самым их сохранить. К сожалению, после войны ценности возвратить не удалось, потерян оказался и Образ Почаевской Богоматери, который был одной из святынь собора.

Вторая мировая война не принесла зданию церкви больших разрушений, хотя порой оно находилось очень близко к очагам боевых действий. Наружная роспись полностью погибла, а в 1944 году была повреждена снарядом и частично обрушилась кровля придела.

Ремонтные и реставрационные работы в соборе проводились несколько раз ‒ в 1945 и 1952‒1953 годах, а самые масштабные в 1968‒1970 годы. Храм был полностью восстановлен после войны в 1953 году, и тогда же зазвонил новый колокол, поднятый на колокольню. В июле 1965 года Православный собор Святой Марии Магдалины пополнил реестр памятников архитектуры Польши.