Было время, когда кочубей и мазепа были друзьями.

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол - престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба - смерть, без соли смех».

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай - символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

Традиция встречать новобрачных хлебом-солью уходит корнями в глубокое прошлое. При этом и в настоящее время большинство семей не пренебрегают данным обрядом и с удовольствием готовят вкусный каравай и ставят на него солонку с рассыпчатой специей, готовясь к бракосочетанию сына.

О традиции хлебом-солью

Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием - тот кормилец в доме.

Хлеб-соль

С давних времен на Руси особым почтением пользовались оба эти продукта. Хлеб всегда был пищей, входящей в ежедневный рацион практически каждого человека и пользовался особым уважением и почтением. Соль считалась дефицитным, дорогостоящим продуктом. Им даже предписывались особые магические свойства. Так, соль, по поверьям, способна защитить от всякой нечисти, а хлеб способствует установлению мира и дружбы между людьми.

Предложение отведать хлеб с солью говорит о дружелюбии и гостеприимстве хозяев. Отказ же от предложенного угощения расценивался как серьезное оскорбление.

«А.С.Пушкин Зимнее утро» - Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок). Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела -. Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;

«Образ Петербурга в «Медном всаднике»» - Связь между «кумиром» и бедствием столицы. Стихия и роковая воля самовластия. Образ Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». В финале «Вступления»звучит тревога. Тема Петербурга. К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. Отношения автора к героям. Поэма «Медный всадник». Поэт начинает с рассказа о Петербурге белых ночей.

«Руслан и Людмила» - Мини-текст. Пушкин родился в 1799 году. Подари же мне девицу. Работа в парах. Произведение. Представления о личности А.С.Пушкина. Закончите предложения. Звёзды. Впечатления. Зеркальце. Текст. Лукоморье. Сказки Пушкина. Удивительное произведение. Руслан и Людмила.

«Песнь о вещем Олеге» - Именно в верности человеческой памяти и есть залог бессмертия: Уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Но примешь ты смерть от коня своего. «Песнь о вещем Олеге». Прощай, утешайся - да помни меня… Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. События следуют за чувствами человека.

«Поэма «Полтава»» - Перенос (переброс) (франц. Идет. "Полтаве" предпослано необыкновенно поэтическое, полное глубокого чувства посвящение. И грянул бой, Полтавский бой! О славный вид! Почуя роковой огонь, Дрожит. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Историческая основа произведения. Погода стояла отвратительная.

«Санкт-Петербург в «Медном всаднике»» - Медный всадник. Антихрист. Город на костях. Преславный град. Гимн. Расщепление. Образ Петербурга. Наводнение. Образы Петербурга. Образы Петербурга и его создателя. Восторг. Люблю. Русский композитор. Слово «люблю».

Всего результатов: 6. Показано с 1 по 6.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ. Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из Свящ. Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он раз водил (Быт 4:3). Патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносить жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт 8:20). Точно также патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт 12:7, 13:4, 26:25 и др.). До времен Моисея побуждением и основною мыслию жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния. В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов 1:5) и за его трех друзей (42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея Фараону о жертвах в пустыне (Исх 10:25). Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений Израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительно го. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис 15:5, 6, 28:11). Затем - птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев 1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев 22:27-29) - из мелкого скота он должен быть одно летним (Исх 12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т.п. (Лев 22:20-24). Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев 2:14), высушенными на огне и рас толченными, и пшеничною мукою (Лев 2:1), с воз литым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев 2:2 и др.) и пшеничною мукою, приготовленною в горшке с елеем (Лев 2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев 2:13, Мк 9:49) и не могла быть кислою: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев 2:11). Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета. С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т.е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев 1:3, 4:4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев 1:4-11, 3:2-8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника все сожжении (Исх 29:12, Лев 4:7, 18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев 1:6, 8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем. При принесении в жертву голубей, священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотою и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их и наконец сжигал на жертвеннике (Лев 1:15 и след.). С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев 2:2, 3:16, 6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если: приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарения и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев 7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.Из жертв, приносимых Богу Евреями, отметим следующие:Жертва всесожжения (Быт 7:20, 22:2, Исх 29:42 и др.). Это была жертва среди Евреев самая обыкновенная и всеобщая. О ней в первый раз упоминается в Свящ. Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт 8:20). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Подробности принесения жертвы, а также относительно животных и качеств их означены выше. Она означала собою, что приносящий сию жертву приносит в жертву все, всего себя, и душу и тело свое, и была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр 2:9-14 и др.).Жертва греха. Принадлежа к разряду жертв умилостивительных, обе эти жертвы были тесно соединены между собою, хотя и составили два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так например предписывался для жертвы телец - при посвящении священников и левитов (Исх 29:10, Чис 8:7-12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев 16:36, 14:18-19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев 4:3-12), или когда согрешило все общество (Лев 4:13,21); козел - в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис 28:22, 30), при освящении Скинии и храма (Чис 7:16-22, 1Езд 6:17); коза или агнца - за прегрешения кого либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев 4:27-32); однолетний агнец и овца однолетняя - при разрешении обета назореев (Чис 6:14, 16, 19) и при очищении прокаженного (Лев 14:10-19); горлица или молодой голубь - при очищении родильницы (Лев 12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев 15:29 и др.), и в замен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев 5:7); пшеничная мука - десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговою против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжении (Лев 4:25-30 и след.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев 4:8,10,19,29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Св. Святых, вместе с кожею, головою, ногами, внутренностями и нечистотою сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев 4:20,21). При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев 6:26-29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице, Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы, священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев 5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев 5:11-19).Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые хотя не были достойны смерти, требовали однако удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большею частью по оценке священника (Лев 5:15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка (Лев 5:1-19, Чис 6:12). По заклании животного на северной стороне жертвенника, кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев 7:1-7 и др.).Жертва спасения или мира (Лев 3:1) - тройная: жертва хвалы или благодарственная (Лев 7:12), жертва обета и наконец жертва вольная (Лев 7:16). Для этой жертвы можно было употреблять всякий рогатый скот беспорочный, крупный и мелкий и обоего пола (Лев 3:16, 9:4). В мирных жертвах голуби нигде не упоминаются. Обрядовые действия над этою жертвою до кропления кровью сходны с действиями жертвы всесожжения (Лев 3:2, 8:13). Затем из жертвенного животного отделялись жирные внутренности, те же что и при жертве за грех, и сжигались на жертвеннике, положенные поверх всесожжения (Лев 3:3-5,9-11, 14-16, 9:18). Далее отделялись грудь и правое плечо; последнее оставлялось служащему священнику, а первая приносилась Иегове через обряд потрясения (см. Возношение и потрясение пред Господом ). Остальные части животного отдавались принесшему жертву, и из них устроялся жертвенный пир, в котором могли принимать участие все члены их семейств, по предварительном левитском очищении (Лев 7:15-18, 22-30). Мясо жертвы хвалы или благодарения должно было снедать в самый день жертвоприношения (Лев 7:15-18, 22:30). При жертве же обета и вольной жертве, оставшееся от первого дня должно было съедать утром следующего дня, а не съеденное в означенные сроки, должно было сжигать, но не на жертвеннике (Лев 7:16-18). Под угрозою истребления запрещалось есть мясо мирной жертвы лицам, находящимся в нечистоте или осквернившимся какою либо нечистотою (Лев 7:20-21). В мирных жертвах вместе с пресным хлебом и лепешками с елеем можно было приносить в жертву и квасной хлеб (Лев 7:12-13).Жертва бескровная, дар бескровный. Веществом для оных служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сжигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев 2:2, 6:14-16, Числ28:5).Жертва очищения. см. День очищения. Жертва ревнования. см. Ревнование. Жертва возлияния. см. Возлияние жертвенное.

ЛОТОВА

ЛОТОВА ЖЕНА (Лк 17:31,32). "Вспоминайте жену Лотову," сказал Господь в одной из бесед о разрушении Иерусалима и конце мира. Обращение ее в соляной столп, несомненно, было особенным наказанием Божиим за ее преступление. Преступление же ее, как замечает М. Филарет, было не столько воззрение на Содом, сколько преслушание Божией заповеди и пристрастие к жилищу разврата. Самое обращение ее в соляной столп, по объяснению означенного церковного витии, произошло таким образом: "Страх и жалость могли привести малодушную женщину в исступление и бесчувствие; истечения от пожара лютого серою и солью (Вт 29:23) могли совершенно умертвить, а потом земля и воздух, также серою и солью напитанные - довершить окаменение." Соляной столп, в который обратилась жена Лотова, существовал весьма долгое время после этого печального события, как грозный памятник Бож. гнева, за преслушание человеком воли Божией. О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой 10:7, и из позднейших писателей: И. Флавий (Древ. I, II, 4) и даже Климент еп. Римский (посл. к Кор. гл. 11).

±АРАНЧА

САРАНЧА (Наум. 3:15, Мф 3:4, От 9:3-7 и др.) - насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих, прямокрылых и травоядных; распложается в бесчисленном множестве и отличается своею прожорливостью и потому считается одним из самых ужасных бичей Божиих на Востоке. Восьмая казнь, посланная Богом на Фараона, царя Египетского, была в виде саранчи (Исх 10:4-15, Пс 77:46). саранчи нет царя, говорит Премудрый, но выступает вся она стройно" (Прит 30:27), а в Откровении она уподобляется коням, уготовленным на войну (9:7). В Свящ. Писании часто указывается на саранчу, как на особенное орудие Божественного гнева (Вт 28:38-42, 3Цар 8:37, 2Пар 6:28). Даже самые язычники смотрели на саранчу, как на страшное наказание Божие. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. Своею бесчисленностью, говорит он, саранча затемняет солнце, и народы всегда смотрели на нее с беспокойным волнением и страшным ожиданием; сила ее неутомима, так что она переплывает океаны и всюду наполняет собою громадные поля и рощи. Она покрывает ужасными тучами жатву и окончательно пожирает оную. Самое прикосновение ее к плодам земным действует разрушительно и гибельно на них. Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным, как насекомое имеющее голени выше ног (Лев 11:21) и могло быть употребляемо в пищу. Некоторые виды саранчи доселе употребляются в пищу на Востоке и даже считаются лакомым кушаньем, особенно, если хорошо приготовлены. Бедуины сушат ее и толкут с солью большими кусками, которые носят в кожаных мешках, употребляя в пищу по мере надобности; впрочем в общем вкус ее противен и питательность незначительна. Саранчою питался и Иоанн Креститель в пустыне (Мф 3:4, Мк 1:6). Что древние ценили саранчу, как вкусное, лакомое кушанье, это показывают резные изображения на стенах развалин дворца Сеннахерима в Куюнджуке, где между разными служителями, принесшими к царскому столу всякого рода плоды, цветы, и проч., находятся и несущие высушенную саранчу, укрепив ее на жезлах.

±ОЛИ ЗАВЕТ

СОЛИ ЗАВЕТ (Чис 18:19, 2Пар 13:5). Так как соль предохраняет от гниения и разложения, то было в обычае при утверждении торжественных договоров подавать сосуд с солью , из которого бывшие при сем лица ели и брали по несколько зерен оной. Посему-то твердый и нерасторжимый союз называется заветом соли. Есть соль вместе считается доселе у Арабов доказательством и гарантией постоянной дружбы.

±ОЛЬ

СОЛЬ (Лев 2:13) - минеральное вещество, находимое в обилии в Палестине. Из вод Мертвого моря добывается превосходная столовая соль. Употребление соли, как приправы к кушаньям, хорошо известно всем. Большая часть растительной и животной пищи без соли делается безвкусною (Иов 11:6). Слово соль нередко употреблялось для означения содержания тех лиц, которые находились в услужении у других. Так в 1Езд 4:14 употреблено выражение: есть соль от дворца царского, т.е. получать содержание от царя. И даже в настоящее время, у Персов и восточных Индийцев выражение: есть чью-либо соль значит: состоять у кого на службе. Соль употреблялась при жертвоприношениях (Лев 2:13, Мк 9:49). Новорожденные дети у Евреев посыпались солью (Иез 15:4). Ни одно растение не может расти на почве, покрытой солью . По сему выражение в Библии: соляная земля служит эмблемою земли бесплодной и необитаемой. Слово соль употребляется также в Свящ. Писании и прямо как очевидный символ бесплодия. Когда Авимелех взял Сихем, то разрушил город и засеял его солью (Суд 9:45). Равным образом поступил импер. Фридрих (Барбаросса), когда разрушил город Милан в 1642 году. С другой стороны, так как соль сообщает приятный вкус пище, то под словом соль разумеется чистая и святая жизнь и деятельность (Мк 9:50, Кол 4:6). "Вы соль земли," сказал Спаситель Своим ученикам (Мф 5:13). Здесь соль означает нравственные качества души. Как соль предохраняет пищу от порчи, делает ее здоровою и приятною, так и Христиане, и в особенности апостолы, призваны к тому. чтобы своими духовными совершенствами, своим просвещенным умом, своим добрым поведением и примером, своею жизнью и делами предохранить мир от нравственной порчи, от заразы греховной, пороков и растления, развивая, питая и укрепляя вокруг себя во всех добрые расположения, здравые начала нравственной жизни, здравые мысли, понятия и чувствования (сн. Кол 4:6). "Если же соль, произносит Господь, потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою. Она ни к чему не годна, как только разве, выбросить ее вон на попрание людям" (Мф 5:13). Господь дает Своим ученикам образно видеть, какое зло произошло бы, если бы и они, ученики Его и учители вселенной, потеряли нравственную силу и влияние на мир, тогда не стало бы в мире нравственной живительной и укрепляющей силы для предотвращения его от дальнейшей порчи и общего растления, и всем угрожала бы общая гибель. Наконец выражение: "всякий огнем осолится" (Мк 9:49) означает вечность мучений грешников в геенне огненной.

±ОЛЯНАЯ ДОЛИНА

СОЛЯНАЯ ДОЛИНА (2Цар8:13, 2Пар 18:12). На юго-восточной оконечности Мертвого моря тянется большая и длинная долина, почва которой совершенно насыщена солью и не имеет ни малейших признаков растительности. В ней по средине находится гора, всецело состоящая из горной твердой массы соли, покрытой местами слоями мергеля и известняка.