Базаров и «накипь нигилизма. Накипь нигилизма - сочинение

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей. Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям. Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить. Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека. У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен. Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков. Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.

Отцы и дети: В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА БАЗАРОВА

Обновлен дизайн сайта.

Добавлен раздел «Афоризмов9raquo;

Сочинения по литературе / Биографии писателей

Накипь нигилизма

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров - нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. В романе есть персонажи, разделяющие взгляды Базарова. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “последователями”. Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее.

«Ситников – «ученик» Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с «тревожным тупым напряжением в «маленьких чертах его прилизанного лица». На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной – «эмансипированной» женщине, по словам Ситникова, «необычайно интересной натуре». И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами. В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни».

В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Им нигилистические «прынципы» приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика – человека, разбогатевшего на продажах крестьянам «дурмана в кабаке». У Кукшиной – сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в «грязных перчатках», разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что «не должно признавать авторитетов» богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от «своего благоверного». Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего – духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? «Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! – восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров «ничего не нашелся ответить». Минутой позже она гордо произносит: «Рiеrrе Сапожников. вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников. он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает». «Но сам Маколей…», «…Прочтите лучше книгу Мишле…». Все это Евдоксия произносит, «томно уронив руку на смятую подушку дивана», утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, «как у Ситникова, вечно скребло на душе» от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. «Невольно хотелось спросить у ней: «Чего ты пружишься?» Рядом с такими «единомышленниками» самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».

Кирсанов Аркадий Николаевич – молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Кроме того, А.К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т.д. Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову.

7246 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева "Отцы и деты")

Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Накипь нигилизма

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Главным героем романа Тургенева «Отцы и дети» является демократ и разночинец Евгений Базаров, представитель той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии в романе.
Тургенев наделил его материалогическими взглядами, любовью к труду и к точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Базаров был ненавистник всякой фразы и позы, косности и рутины. Он считал, что не может быть отношений между мужчиной и женщиной и что все это романтизм, чепуха, гниль и художество.
Плебей и демократ Базаров
был, одержим страстным желанием бороться против невежества и народных суеверий, за подлинную науку, построенную на эксперименте.
Базаров – враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла, которые мог бы усвоить народ. Он труженик науки и неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, считает, что природа не храм, а мастерская и человек в ней работник.
Евгений Базаров – целеустремлен, независим, индивидуален, у него твердая точка зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. С одной стороны он отрицающий нигилист, с другой – скрытый романтик.
В диалоге раскрываются убеждения и характер Базарова.
Также Базаров был нигилистом, то есть человеком, ничего не признающим, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на вере, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.
Но с течением времени его взгляды меняются. Он сталкивается с силой, которую он не может в себе побороть. И эта сила – любовь.
Автор приводит героя к тому, что он лишается веры в народ, в будущее России, то есть Базаров делается не похожим на подлинных революционных демократов. Взаимоотношения его с Одинцовой были проверкой героя к любви, в отношении женщины. Тургенев привел его к состоянию мрачного пессимизма, скептическому отношению к мужикам.
В финал романа грешному и бунтующему сердцу Базарова, Тургенев противопоставляет великое спокойствие, вечное примирение и жизнь бесконечную.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными достоинствами. В этом произведении Тургеневу удалось поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-начала 60-х годов XIX века.
Образ Евгения Базарова - главного героя романа - потряс воображение всей читающий публики. В русской литературе был впервые изображен разночинец-демократ - человек огромной силы воли и твердых убеждений. К. А. Тимирязев, выдающийся естествоиспытатель, сравнивал его по общественной значимости с исторической личностью Петра Первого: “Тот и другой были прежде всего воплощением "вечного работника", все равно "на троне" или в мастерской науки... Оба созидали, разрушая”. Основной конфликт между героем-демократом и либералами сформулирован в словах Базарова, обращенных к Аркадию Кирсанову: “В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. Каковы же взгляды этого героя, который так ополчается против “благородного смирения” дворян и призывает своих будущих единомышленников “драться”? Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, науке, искусству. Только выяснив это своеобразие, можно понять все поступки героя, его противоречивость, его взаимоотношения с другими персонажами романа.
Базаров - нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем. Почему же Тургенев увидел героя своего времени именно в Базарове? Работать над романом он начал в ту пору, когда еще не произошла отмена крепостного права, когда все еще нарастали революционные настроения и прежде всего бросались в глаза именно идеи отрицания и разрушения по отношению к старому порядку, старым авторитетам и принципам. Надо отметить, что базаровский нигилизм не носит абсолютного характера. Базаров не отрицает того, что проверено опытом и жизненной практикой. Так, он твердо убежден, что труд - основа жизни и призвание человека, что химия - полезная наука, что главное в мировоззрении человека - естественнонаучный подход ко всему. Базаров говорит, что готовит себя к тому, чтобы совершить “много дел”, правда, какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, - остается неясным. “В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем”, - говорит он. Базаров - выразитель идей передового демократического движения, которое складывалось и развивалось под знаком отрицания всего, исторически связанного с дворянско-крепостническим обществом, с дворянской культурой, со старым миром. В те годы в кружках передовой студенческой молодежи речь шла прежде всего о разрушении старого, то есть всего того, что составляло основу жизни дореформенной России. Герцен писал: “Мы не строим, мы ломаем, мы не возвращаем нового откровения, а устраняем старую ложь”. Об этом же заявляет и Базаров.
Каким же образом нигилистические взгляды героя отражаются на его взаимоотношениях с другими персонажами романа?
Когда Аркадий сообщил дяде и отцу о том, что Базаров - нигилист, они постарались дать свое определение этого слова. Николай Петрович сказал: “Нигилист... это от латинского nihil, ничего, насколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который нечего не признает?” Павел Петрович тут же подхватил: “Скажи: который ничего не уважает”. Аркадий объяснил им: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Однако Павел Петрович остался при своем мнении: нигилист - это человек, “который ничего не уважает”. Он сперва не придал серьезного значения убеждениям Базарова, посчитав его пустым критиканом. Однако вскоре он потерял свое спокойствие и самоуверенность. Базаров оказался не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, поскольку он отрицал как раз все то, что было близко и дорого Павлу Петровичу и что составляло суть его существования, и этот нигилист, судя по его заявлениям, “собирался действовать”. Базаров же проникался все большими презрением и иронией по отношению к либеральному “аристократишке”. В этом тщательно прослеженном идейно-психологическом процессе накопления и нарастания сначала глубокой неприязни и антипатии, а потом прямой вражды нашла отражение сама действительность того времени. Если в отношениях демократов и либералов в конце 1840-х годов преобладали неприязнь, ирония, полемические стычки, то к концу 1850-х годов эти отношения стали непримиримо враждебными. Их встречи в одной среде немедленно рождали споры и конфликты. По свидетельству очевидцев, такие споры возникали между самим Тургеневым и критиками-демократами. Тургенева выводил из себя один вид всегда спокойного и уверенного Добролюбова, и он старался спровоцировать спор с ним, не признавая его принципов. Добролюбов же, в свою очередь, говорил о том, что ему с Тургеневым скучно, и отвергал его взгляды на жизнь. Психологию этих споров, их суть и форму, может быть в несколько утрированном виде, Тургенев и перенес на страницы своего романа.
Таким образом, поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев во многом ему не симпатизировал. Он наделил своего героя нигилистическим отношением к искусству и ясно дал почувствовать, что не разделяет его взглядов. При этом писатель не стал выяснять причин отрицательного отношения Базарова к искусству. Однако нетрудно догадаться, что это за причины. Базаров и его единомышленники (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских, политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Людям, стремящимся поставить искусство выше социально-политических проблем, они возражали даже в том случае, когда речь шла о произведениях таких гениев, как Рафаэль или Шекспир. Так поступает Базаров, заявляя: “Рафаэль гроша медного не стоит”; “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” и т. д. Он не желает любоваться красотой природы: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Конечно, Тургенев не может здесь поддерживать своего героя. Ведь в истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, который бы так искренне, самозабвенно и нежно любил природу и так полно, разносторонне отразил ее красоту в своем творчестве.
Видимо, проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Однако появление такого направления должно было свидетельствовать о том, что в общественном строе России назрел кризис, и увлечение нигилистическими взглядами для многих стало отчаянной попыткой найти выход из него. Может быть, Тургенев несколько сгустил краски, передавая суть данного направления, но благодаря этому проблема нигилизма получила еще большую остроту. Писатель показал всю несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой. Базаров во многом противоречил своим убеждениям: в романтической любови к Одинцовой, в дуэли с Павлом Петровичем и т. д. Душевные метания главного героя должны были натолкнуть читателя на раздумья: пополнить ли ему ряды нигилистов или попытаться найти какой-то иной выход из создавшегося положения.

Накипь нигилизма

Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров - нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. В романе есть персонажи, разделяющие взгляды Базарова. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “последователями”. Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее.

«Ситников – «ученик» Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с «тревожным тупым напряжением в «маленьких чертах его прилизанного лица». На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной – «эмансипированной» женщине, по словам Ситникова, «необычайно интересной натуре». И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами. В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни».

В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Им нигилистические «прынципы» приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика – человека, разбогатевшего на продажах крестьянам «дурмана в кабаке». У Кукшиной – сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в «грязных перчатках», разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что «не должно признавать авторитетов» богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от «своего благоверного». Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего – духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? «Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! – восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров «ничего не нашелся ответить». Минутой позже она гордо произносит: «Рiеrrе Сапожников.., вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников.., он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает». «Но сам Маколей…», «…Прочтите лучше книгу Мишле…». Все это Евдоксия произносит, «томно уронив руку на смятую подушку дивана», утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, «как у Ситникова, вечно скребло на душе» от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. «Невольно хотелось спросить у ней: «Чего ты пружишься?» Рядом с такими «единомышленниками» самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весьсуществующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. В романе есть персонажи, разделяющие взгляды Базарова. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «последователями». Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее. «Ситников — «ученик» Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с «тревожным тупым напряжением в «маленьких чертах его прилизанного лица». На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной — «эмансипированной» женщине, по словам Ситникова, «необычайно интересной натуре». И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами. В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни». В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Им нигилистические «прынципы» приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика — человека, разбогатевшего на продажах крестьянам «дурмана в кабаке». У Кукшиной — сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в «грязных перчатках», разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что «не должно признавать авторитетов» богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от «своего благоверного». Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего — духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? «Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! — восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров «ничего не нашелся ответить». Минутой позже она гордо произносит: «Рiеrrе Сапожников., вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников., он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает». «Но сам Маколей…», «…Прочтите лучше книгу Мишле…». Все это Евдоксия произносит, «томно уронив руку на смятую подушку дивана», утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, «как у Ситникова, вечно скребло на душе» от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. «Невольно хотелось спросить у ней: «Чего ты пружишься?» Рядом с такими «единомышленниками» самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои». Кирсанов Аркадий Николаевич — молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А.К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Кроме того, А.К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т. д. Вначале, во многом под влиянием Базарова, А.К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру — Базарову.