Автомобильный транспорт причины вызывающие аварию. Аварии на транспорте

Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движения.

Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки, управляя машиной до последней возможности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор,

кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, или перевести встречный удар в скользящий, боковой. Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы,

упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок.

Если рядом ребенок, крепко прижать накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет находиться там запрещают без специального устройства. Как правило, после удара двери заклинивает

и выходить приходится через окно. Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву, выбираться из нее также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь пострадавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь принять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно.

Обязательно принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГАИ и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение. Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения. Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок - накройте его собой.

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением - покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % ране­ных погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни празд­ников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зи­мой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся при­чиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

При неизбежности столкновения (схема 47) сохраняйте самооб­ладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сде­лайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превыша­ет 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь гру­дью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиде­нье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подруч­ным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как мож­но дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль (схема 48) может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при от­крывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно провен­тилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стек­ло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись ру­ками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили - свой и пострадавшего водителя (если вы виновник ава­рии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не остав­ляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «02» или передайте информацию на ближайший пост ГИБДД через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работни­ков ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия.

Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Вклю­чите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.

В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:

водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, а в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать води­теля от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрут­ные транспортные средства на посадочных площадках.

Авария на транспорте — это повреждение транспортного средства. Например, потерпеть аварию могут автомобиль, железнодорожный состав, самолет, корабль. При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Защита при автомобильных авариях (катастрофах)

Автомобильная авария — одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени.

В большинстве случаев автомобильные аварии возникают из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75 % всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Существует несколько рекомендаций, как обезопасить себя во время аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте в случае, если вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряжены. Самое главное — препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого в случае, если вы сидите на водительском месте, вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо; если вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то вам следует упереться в «лицевую панель»; а если сзади — то в переднее сиденье. В случае, если вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира — вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из него.

Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транспортного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, используя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

Если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.

При возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь его металлических частей.

В любом случае главное — сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте, так как паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подальше — возможен взрыв.

В случае, если с вами ничего серьезного не произошло, помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к ликвидации последствий аварии. При необходимости вызовите «Скорую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.

Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте

Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте в основном связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

При крушении или экстренном торможении состава самое главное — закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, точка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь, прикрыв голову, во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т. п. После того, как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом, если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. В случае обрыва проводов контактной сети, отойдите от вагонов на 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Конечно, обеспечение безопасного движения поездов зависит в основном от машинистов и диспетчеров, но и вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

  • при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;
  • незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;
  • громоздкие веши, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;
  • на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет также пожар в вагоне. Это связано с сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути прежде всего проинформируйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систему аварийного торможения, и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.) При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов — малминит, выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания.

При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте

Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы при пользовании авиационным транспортом должны соблюдать определенные правила безопасности.

Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по микрофону, на световом табло или бортпроводницами.

Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете, является декомпрессия — снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляются звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, информирует стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, гак как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа.

При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя для этого одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть одна-две минуты). При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Главное — сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь панике, так как от этого зависит не только ваше спасение, но и спасение других пассажиров (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70 % людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых). Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние.

Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи (медицинские аптечки, теплые вещи в зимнее время) и продумайте, как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте

Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны Расписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникновении аварийной ситуации. Кроме того, у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения.

Поэтому, прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Существует три сигнала судовых тревог:

  • «Общесудовая тревога» — один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает «Покинуть судно».
  • Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.
  • «Шлюпочная тревога» — семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выведут вас к месту посадки в коллективные спасательные средства.

Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно увлечь с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами и практическая отработка по использованию спасательных средств.

При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильном их использовании, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются женщинам, детям, людям пожилого возраста и раненым.

При эвакуации с судна необходимо надеть теплую одежду, а сверху — защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства надо погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, запасы питьевой воды и пищи. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой крепко держаться за спасательный жилет.

Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути.

При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них — и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует прежде всего держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, иначе это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их гос­питализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений :

От прямого удара транспортным средством,

От общего сотрясения тела человека вследствие удара,

От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;

От трения различных поверхностей тела че­ловека о части автомобиля или покрытие дороги.

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончив­шиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП зна­чительно отличается.

Среди пострадавших, у которых исходом травм было выздоровление, у 57% имелись ушибы, ссадины и кровоподтеки различных локализаций, у половины - пе­реломы различной локализации.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, зна­чительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Сравнение видов повреждений указывает на то, что почти все пострадавшие, погибшие в ДТП, имеют ушибы, ссадины, кровоподтеки различных локализаций, большинство (87%) - переломы различной локализации, а более 42% - разрывы внутренних органов и раны.

Характеристика жертв при транспортных катастрофах

Приведенные в таблице средние показатели можно использовать как ориентировочные с обязательной поправкой на конкретные условия - масштаб катастрофы, место, время года, суток и т.д.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье , постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через

окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "Впрок"), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло подручным тяжелым предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

правила безопасного поведения участников дорожного движения:

    водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

    пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

    пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

Аварии и катастрофы воздушного транспорта могут возникнуть в момент:

Запуска двигателя;

При разборе на взлётно-посадочной полосе;

На взлёте;

Во время полёта;

Пр. посадке.

В таких ситуациях могут быть:

Разрушения отдельных конструкций самолёта;

Отказ работы двигателей;

Недостаток топлива;

Перебои с жизнеобеспечением экипажа и пассажиров;

Нарушение работы систем управления, электропередачи, связи, пилотирования;

Взрывы и пожары на борту самолёта.

Авиационная катастрофа в воздухе может стать причиной жертв и больших потерь имущества не только на борту, но и на земле пр. падении на производственные сооружениях и жилые дома. К большой опасности могут привести падения самолётов и вертолётов на АЭС и объекты химической промышленности, что может привести к радиоактивному и химическому заражению окружающей среды.

На дорогах Украины ежегодно происходит около тысячи автомобильных аварий. Так в 2005г., случилось 34 тыс. ДТП, погибло 5269, травмировано 37 тыс. человек.

Причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть:

Нарушение правил дорожного движения;

Превышение скорости движения;

Недостаточная подготовка водителей их слабая реакция;

Технические неисправности автомобилей;

Невьшолнение правил перевозки опасных грузов и невьшолнение правил безопасности;

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

Неудовлетворительное состояние дорог (вскрытые люки, не огороженые и не освещенные участки ремонтних работы);

Отсутствие знаков о предупреждении опасности;

Неисправная сигнализация при проезде железнодорожных переездов;

Нарушение правил движения пешеходами.

Коммунально-єнергетичекие обьекты (сети)

Ежегодно происходят аварии на объектах коммунального хозяйства. Основными причинами аварий, которые происходят в зданиях и сооружениях являются:

Низкое качество проектов и строительных работ;

Нарушение технологической дисциплины;

Износ основних строительных фондов;

Наличие на рынках строительных услуг, малоквалифицированных исследовательских, проектних, строительных структур;

Несовершенство нормативной базы;

Привлечение в хозяйственную деятельность значительных территорий со сложенными инженерно-геологическими условиями;

Недостаточный контроль соответствующими органами;

Отсутствие нормативной базы й т.д.

Довольно критическое состояние в стране сложилось в коммунальном хозяйстве . Современное состояние водопроводно-канализационного хозяйства характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием сооружений, оснащение, несовершенством структуры управления областью и нормативно-правовой базы для обеспечения его надежного и нормативно-правовой базы для обеспечения его надежного й эффективного функционирования.



Уровень обеспеченности населения Украины централизованным водоснабжением и канализацией состоянием на 1 января 1998 года определяется в таблице.

Уровень обеспеченности населення Украины

Четвертая часть водопроводных очистительных сооружений и сетей (в стоимостном выражении) фактически отработала срок эксплуатации, 22 % сетей находится в аварийном состоянии. Закончился срок зксплуатации каждой пятой насосной станции. Фактически закончился срок зксплуатации половины насосных агрегатов, из которых 40 % требует замены. Планово-предупредительный ремонт выполняется на 73 %. Количество аварий на водопроводных сетях Украины значительно превышает соответствующий уровень в странах Европы. В системах канализации амортизированные 26 % мереж й 7 % насосных станций, а также 48 % насосных агрегатов, 46 % из которых требуют замены. Планово-предепредительный ремонт выполняется лишь на половину.

Сегодня в водоемы сбрасывается без предшествующего очищення почти 250 м 3 сточных вод. Свыше 1250 сельских населенных пунктов обеспечивается привозной питьевой водой. Почти половина подземной воды попадается коммунальными водопроводами с отклонением от стандарта: имеет повышенную общую жесткость, повышенное содержимое сухого остатка железа, марганца, фтора, нитратов и аммиачных соединений и т.п.

Поступление в водные обьекты значительного количества опасных и ядовитых веществ, сбрасывание городских и промышленных сточных вод, ливневых стоков из застроенных территорий, промышленных объектов и сельскохозяйственных угодий, повреждение на водопроводных и канализационных сетях ухудшают экологическое состояние источников водоснабжения. Ограниченные технические возможности в очищении питьевой воды и обеспечении ею в достаточном количестве населения Автономной Республики Крым, Днепропетровской, Донецкой, Ивано-Франковской, Луганской, Николаевской, Одесской, Херсонской й ряда других областей, города Севастополя приводят к опасности возникновения й распространение инфекционных заболеваний.

Днепропетровскому водоканалу 135 лет. Ежегодно на каждом из 1767 км водопровода случается не менее 3-х порывов! - 4904 аварий в 2005г.

Реальные потери воды достигают 40 - 45 %. На территорий области более 600 предприятий которые загрязняют воздух это 5 % количества всех предприятий загрязнителей на Украине.

Объем выброса загрязняющих веществ в атмосферу составляет около 22 % от общих объемов на Украине. В поверхностные воды области ежегодно попадает 2 млар. м 3 хозяйственно-бытовых стоков, что оставляет 25 % от общего количества сточных вод на Украине. Подземные воды наиболее загрязнены в местах концентрации горнодобывающей, угольной, химической, металлургической промышленности - в городах Днепропетровск, Кривой Рог, Никополь, Днепродзержинск, Павлоград, Одженикидзе, Желтые Воды, Вольногорск й др.

Ныне 344 870 объектов коммунального хозяйства подлежит обследованию для определения их технического состояния. Непригодными для дальнейшей зксплуатации определено 900 объектов, из них 250 объектов

й 4370 км инженерных сетей находится в крайне угрожающем техническом состоянии. На предприятиях Госнефтегазпрома есть свыше 15 300 объектов, которые подлежат обследованию для определения их технического состояния. Из этого количества признаны непригодными, а также такими, что находятся в критическом состоянии - 7 объектов. На предприятиях Минуглепрома есть больше 49 850 объектов, которые также подлежат обследованию. В процессе обследования выявлено 380 объектов, дальнейшая эксплуатация которых невозможна. В системе Министерства образования виявлено 22 обьекта, которые также невозможно зксплуатировать (учебные корпусы университетов, институтов, ПТУ).

Граждане Украины, которые проживают в «хрущевках» построенных в конце 50-х годов - в начале 70-х годов рискуют в ближайшее время стать бомжами. Здания, построенные с запасом прочности на 40 - 50 лет, сегодня практически устарели й могут стать братской могилой для своих жильцов. Тем, кто избежал «счастья» проживать в «хрущевке», тоже не следует радоваться. Мы живем в стране где в базових отраслях промышленности эксплуатируется 35 млн. тонн несущих механических и более 250 млн. м железобетонных конструкций. Их значительная часть уже исчерпала свой проектний ресурс. Завершается срок безопасной эксплуатации корпусов рэакторов АТС. 77,2 тис. км водопроводных сетей находятся в аварийном состоянии.

В Днепропетровской области находится 533 здания й сооружения в аварийном состоянии.

Сегодня в Украине свыше 17000 мостов . Почти все они не имеют соответствующего надзора, их состояние не контролируется. На путях общего пользования 34 % мостов построенных до 1961 года, хотя расчетный рок службы не превышает 30-40 лет. 147 % железнодорожных мостов находится в неудовлетворительном состоянии.

В Днепропетровской области техническое состояние 17 (железнодорожных) мостов находится в аварийном состоянии 15 мостов - в состоянии близком к аварийному.

Более, чем 80 %є на теплових электрических станциях Украины уже отработали свой расчетннй ресурс, а 48 % - превысили предельный ресурс, 40 - 50 тис. км электросетей введенные в эксплуатацию до 1970 года й практически отработали свой ресурс.

В Украине эксплуатируются в основных областях промышленности свыше 35 млн. тонн несущих металлических конструкций й свыше 259 млн. м железобетонных конструкций. Они сконцентрированы, прежде всего, на объектах базовых областей: чёрной металлургии, угледобывающей, энергетической, химической, нефтегазовой, машиностроительной, судостроительной промышленностей. Конструкции имеют значительный физический износ.

Такое состояние со зданиями и сооружениями, которые введены в эксплуатацию не только 50 - 70 лет тому назад, но и за последние 10-20 лет свидетельствует, что в их удерживании нет надлежащего порядка, соответствующей системы, которое бы обеспечивало квалифицированную

эксплуатацию, инженерную диагностику их состояния, своевременного ремонта, и предупреждала бы аварии, обеспечивая тем самым сохранение народного достояния, безопасность, нежелательные нарушения экологического состояния окружающей естественной среды.

Каке показывают результаты расследований аварий, основными причинами, которые приводят к авариям на зданиях и сооружениях в стране есть: низкое качество проектов и выполнение работ, нарушение технологической дисциплины, а также снос основных строительных фондов, привлечение в хозяйственное использование значительных территорий с сложными инженерно-геологическими условиями, наличие на рынке строительных услуг малоквалифицированных исследовательских, проектных, строительных структур, несовершенство нормативной базы, отсутствие необходимых законов, недостаточного контроля со стороны соответствующих органов и прочее.

Гидротехнические объекты

Гидродинамические аварии возникают при разрушении различных гидросооружений - речных плотин, морских и речных дамб и пр.

Прорыв плотин может быть спровоцирован геологическими либо метеорологическими стихийными бедствиями, вызван чрезмерным напором воды из-за катастрофического паводка, обветшанием конструкций, в результате злого умысла.

При прорыве плотины может образоваться разрушительной силы волна, опасная для жителей населенных пунктов, расположенных ниже по течению. Ее величина и скорость распространения зависят от объема сдерживаемой плотиной воды, высота ее уровня над местностью и скорости разрушения плотины. Скорость волны может достигать в равнинных районах 25 км/час, а в горной местности - 100 км/час! Сила удара во многом зависит от топографии места. На равнине, где у волны есть возможность растечься по сторонам, удар волны менее значителен й быстро ослабевает. В горной местности, в ущельях, где воде некуда деваться, и особенно при сильных перепадах высот, способствующих разгону, ударная сила волны может достигать катастрофических масштабов й ослабевает не раньше, чем выйдет на «оперативний простор». Кроме того, прорвавшаяся через плотину вода может, увлекая за собой камни й подмывая берега, превратится в солевой поток.

Параметри водохранилищ Днепровского каскада ГЭС и зон возможного

катастрофического затопления

Наименование Киевская ГЭС Каневская ГЭС Кременчужская ГЭС Днепропетровская ГЭС Днепровсквая ГЭС Каховская ГЭС
ПЛОТИНА И ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Расстояние между осями плотины км -
Объём водохранилища км 3 3,7 2,6 13,9 2,4 3,3 18,2
Площадь зеркала км2
Длина водохранилища км -
Глубина максимальная м 14,5 21,0 20,0 16,0 53,0 22,0
Протяжённость плотин км 40,9 - 10,7 8,1 - 3,2
Ширина гребня, плотины м - -
ЗОНЫ ЗАТОПЛЕНИЯ
Площадь затопления км 2 150,0 335,0 2250,0 840,0 342,0 640,0
Вего затопляется населённых пунктов
Полпадает в зону затопления тыс. человек 590,8 73,0 540,0 366,0 195,0 101,0
Попадает в зону возможного затопления объектов хозяйствования которые продолжают работать -

Гидротехническими авариями, которые имеют место в Украине могут быть: прорывы плотин (дамб, шлюзов) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений или с образованием прорывного паводка: аварийные срабатывания водохранилищ ГЭС в связи с угрозой прорыва гидросооружения.

Переоборудование берегов больших водохранилищ чрезвычайно интенсивно происходило в первые годы после заполнения. Наибольших масштабов достигла переработка берегов на Каневской (373 км, что равняется 42 % всей длины береговой линии), Кременчугской (25 % длины береговой линии), Днепровской (195 км, 35 % длины береговой линии) и на Днепродзержинской (115 км, 32 % береговой линии) водохранилищах.

Значительная часть береговой линии защищенная инженерными сооружениями (по Днепровскому каскаду 611 км или 17 % всей береговой линии).

В Украине по данным Госкомгеологии затоплено близко 800 тыс. га земель, которая равняется 15 % территории (в том числе 200 тыс. га в зонах орошения). В зону подтопления попадают 240 городов и поселков городского типа, 138 тыс. частных домов. Развитие этого отрицательного процесса на городских территориях характеризуются большим разнообразием причин и факторов: потери воды из водонесущих коммуникаций, неорганизованный поверхностный сток, ликвидация или ухудшение фильтрационных свойств почв естественных дренажних систем (балок, русел небольших речек и п.т.), уменьшение выпаривания в связи с асфальтированием, баражный эффект фундаментов, трассе коллекторов, туннелей.

Одной из важнейших причин подтопления земель есть гидротехническое строительство, которое привело к перераспределению речного стока и перекрытия естественных путей дренирования ґрунтовых вод. Так, система больших водохранилищ Днепровского каскада обусловила поднятие уровня водя в Днепре от 12 до 12 га, вследствие чего состоялось подтопление огромных площадей Приднепровья. Отмечается катастрофическая степень пораженности этим процессом (50%) в зоне влияния Кременчугского водохранилища. Основной причиной подтопления сельскохозяйственных угодий стало строительство оросительных сетей при несвоевременном введений дренажних сооружений: в том числе в зоне влияния Северо-Крымского канала 96 тыс. га затоплено, Каховской оросительной системи - 5,1 тис. га, Каланчацкой - 9,1 тыс. га. Как известно, подтопление значительных территорий есть результатом бесхозяйственного отношения к освоенню, недостаточному изучению инженерно-геологических условий, отсутствие необходимого виймання к проектированию, строительство и эксплуатации объектов в сложных инженерно-геологических условиях.

Все это приводит к крайне отрицательным следствиям - загрязнение подземных вод, повышение влажности и ухудшение санитарного состояния территории, засол и заболачивание грунтов, вымокание зеленых насаждений, снижение урожайности сельхозугодий, деформация зданий, возникновение таких процессов, как сдвиги, просадки, карсты, обвали.

Создание Днепровского каскада гидроэлектростанций с большими водохранилищами хотя уменьшает опасность затопления территории во время наводнений, тем не менее, создает опасность катастрофического затопления при прорыве дамб этих водохранилищ.

Возникновение катастрофических затоплений на территории стран возможно в результате разрушения плотин, дамб, водопропускных сооружений на 12 гидроузлах й 16 водохранилищах речек Днепр, Днестр, Южный Буг, Северский Донец. Их общая площадь может достичь 8294 км 2 , к которой попадают 536 населенннх пунктов й 470 промышленных объектов разнообразного назначения.

В Украине построено близко 1 тис. водохранилищ объемом большее 1 млн. м 3 и площадью водного зеркала около 1 млн. га и 24 тис. прудов. Большинство плотин земляные (из местных материалов или намывные).

Характерным для катастрофического затопления при разрушении гидросооружений есть значительная скорость распространения (3 - 25 км/ч), высота (10 - 20 м) и ударная сила (5-ю т/м 2) волны прорыва, а также скорость затопления всей территории.

Катастрофическое затопление может возникнуть вследствие разрушения значительных гидротехнических сооружений. Наиболее опасными в этом отношении есть Днепровской, Днестровский и Южно-Бугские каскады гидросооружений. Например, в случае разрушения плотин на всех гидросооружениях Днепровского каскада территория катастрофического затопления составляет около 7020 тыс. га с населением почти 1,5 млн. человек. Может быть выведен из строя порядка 270 промышленных предприятий, 14 электростанций, 200 км линий электропередач, многочисленные сети и сооружения газового и водного снабжения, многие мосты.

Существенная активизация гравитационных процессов (сдвиги, обвалы и т.п.) происходит в связи с эксплуатацией Днепровского каскада гидроэлектростанций. Активизация абразии и эрозии грунтов отмечается в районах гидротехнических сооружений на побережьях чёрного и Азовского морей, при проведении работ из изменения русел речек и т.п.

Заключение

Предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мире, на Украине и в Днепропетровской области является основною задачей государства и каждого гражданина

Тема 2 . Причины возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций на Украине и Днепропетровской области.

Введение

1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социально-политического и военного характера.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера на Украине и Днепропетровской области.

Стихийные бедствия литосферного (геологического) характера (землетрясения, оползни, обвалы, осыпи, карст).

Стихийные бедствия гидросферного характера (наводнення, подтопления).

Стихийные бедствия атмосферного (метеорологического) характера.

Инфекционные заболевания людей и животных. Болезни растений.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабам последствий и отраслевым признакам.

Чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы) техногенного характера на Украине и Днепропетровской области.

На радиационно-опасных объектах.

На хмимчески опасных объектах.

На пожаро-взрывоопасных объектах.

На транспортних объектах (средствах).

На коммунально- энергетических объектах (сетях).

На гидротехнических объектах.

Заключение

Литература

1. МЛ. Стеблюк, Цивільна оборона, підручник, Київ, Знання, 1994, стр. 13-66, 2004. стр. 30-114.

2. О.П. Депутат, І.В. Коваленко, 1.С. Мужик Цивільна оборона, навчальний посібник, Львів, Афіша, 2000, стр. 51-92

3. М.С. Николаев, Гражданская оборона на объектах агропромышленного комплекса, ученик, Москва, 1990, стр. 17-24.

4. П.А. Акимов, В. Г. Ильин, Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства, учебник, Агропром, 1984, стр.

5. В.В. Сергеев, Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, учебное пособие для вузов, - Москва, 2003. – 432с.