Журналист сванидзе биография. В ладу с совестью

Николай Карлович Сванидзе – историк-популяризатор научных знаний, тележурналист, публицист, член Совета по развитию гражданского общества при главе государства, завкафедрой Института массмедиа РГГУ.

Он известен как создатель «Исторических хроник», выходивших на телеканале «Россия», «Реплик» на главное событие дня в эфире «России-24», ведущий «Подробностей» и глава ВГТРК, соведущий шоу «Суд времени», соавтор книги «Медведев» – ценнейшего биографического источника, основанного на личных беседах с лидером страны.

Следует отметить, что деятельность тележурналиста вызывала неоднозначные оценки общественности. Ему давались характеристики как борца за чистоту освещения и трактовки исторических событий и эпох, так и лжеца, сознательно их порочащего искаженными фактами.

Детство и семья Николая Сванидзе

Будущий профессор-историк появился на свет 2 апреля 1955 года в столице нашей Родины. Глава семейства, Карл Николаевич, был замдиректора издательства политической литературы при ЦК компартии (Политиздата), мама, Ада Анатольевна, преподавала историю вначале в средней школе, затем – в вузах (Институте всеобщей истории РАН, МГУ, Российском государственном гуманитарном университете).


Сына родные назвали в честь дедушки-революционера Николая Самсоновича, расстрелянного в период так называемого «Большого террора» или наиболее массовых сталинских репрессий в 1937 году. Бабушка, Циля Исааковна, также являлась партийным деятелем, была дружна с Анной Лурье, женой Николая Бухарина. В числе ее приятелей были также видные революционные деятели: Лев Каменев, Карл Радек, Лев Троцкий. Она якобы ненавидела «отца народов». Широко распространенную информацию о родстве его деда с первой супругой Иосифа Виссарионовича, Екатериной Семеновной Сванидзе, Николай Карлович опровергает.


Потомок революционеров-ленинцев в 1972 году окончил столичную школу №56 с английским языковым уклоном, выпускниками которой в разные годы также стали дипломат Виталий Чуркин и ведущая Татьяна Миткова , и поступил на истфак МГУ. В 1975 он вступил в ряды КПСС.

Карьера Николая Сванидзе

После получения диплома в 1977 году молодой выпускник истфака стал сотрудником престижного научного учреждения «Институт США и Канады». О журналистике и работе на ТВ историк даже не мечтал; в те годы он писал диссертацию на тему «Энергетическая политика президента Картера», которую так и не защитил.


Предложение сменить род деятельности он получил в 1990 году от своего университетского друга Евгения Киселева . Поразмыслив над перспективами, оценив предложенную главой службы информации Олегом Добродеевым величину зарплаты в 500 рублей в месяц (которая была в 4 раза выше запрлаты в институте) и посоветовавшись с супругой, он дал согласие на работу на создаваемом телевидении нового формата – без политической цензуры.

В 1991 году вышла первая программа «Вести» Всероссийской государственной телерадиокомпании, для которой он писал комментарии, озвучивал их за кадром. Со временем он уже появился в кадре, стал руководить вначале информационным блоком, а с 1997 года и всей ВГТРК.

В разное время на различных каналах он вел программы «Контрасты», «Исторический процесс», «Зеркало». Он отмечал удивительную атмосферу, царящую на его новом месте работы, где можно было встретить таких звезд как Познер или Любимов, присутствие совершенно иной жизни и энергетики, нежели в академическом институте.


С участием Сванидзе в 2001 году вышел документальный фильм «Жаркий август 91 года», посвященный расследованию происходивших в данный период политических событий. В 2002 году появились его 4 авторские серии «Футбольных войн» о выступлениях сборной РФ в финалах ЧМ. В 2005 году вышла документальная картина «Цыпленок жареный» об экстремистских организациях (по большей мере о нацболах Лимонова).

Историк был избран членом столичного Союза журналистов. В 2005 году вошел в состав Общественной палаты РФ.

В 2006 году вышел на экраны мини-сериал «Жена Сталина», где Николай Сванидзе играл Алешу, брата супруги диктатора, а также фильм «Б.Н.», в котором первый президент России Борис Ельцин и его соратники рассказывали о событиях 90-х.

Николай Сванидзе о Борисе Ельцине

В 2007 году Николая Карловича назначили руководителем кафедрой на журфаке РГГУ. В 2008 году он принял участие в создании либеральной политсилы «Правое дело».

Личная жизнь Николая Сванидзе

Политолог женат. Его спутница жизни, Марина Жукова (Сванидзе), как и он, историк, соавтор ряда его проектов, журналистка, продюсер, руководитель студии «Зеркало», друг и единомышленник Николая Карловича. В свое время она смогла поступить в Школу-студию МХАТ и могла стать артисткой, однако в последний момент передумала учиться актерскому искусству.


Их знакомство произошло в 1983 году, когда он подрабатывал спасателем на водах в Хорошевском лесопарке в излучине Москвы-реки. Познакомились они через общих друзей – как-то раз приятель Николая пришел в компании своей девушки, которая в свою очередь привела с собой подругу – Марину.

Для него этот брак – первый и единственный. Для Марины – второй. В первом браке у нее родился сын Андрей. Общих с Николаем детей у них нет.

Семейная пара любит отдых в литовской Паланге. Их привлекает климат Прибалтики. Часто к ним присоединяется и сын со своей женой.

Среди литературных предпочтений журналист упоминал произведение о доисторическом прошлом Жозефа Рони-старшего «Борьба и огонь», роман «Дети капитана Гранта» Жюль Верна, который он в свое время прочел не менее 12-ти раз, «Трех мушкетеров» Дюма-отца, «Белый клык» Джека Лондона. Он обожает перечитывать пилатовский сюжет в «Мастере и Маргарите» Булгакова, считает гениальной повесть Пушкина «Капитанская дочка», а величайшей книгой – «Тихий Дон» Шолохова.

Николай Сванидзе сегодня

В 2010 году Николай Карлович отрицательно оценил учебник профессоров-историков из МГУ Вдовина и Барсенкова «История России. 1917-2009». По его убеждению, приведенные в нем авторами подсчеты представителей нерусской национальности в составе руководства государства не отвечают принципу толерантности, но способствуют разжигу межнациональной вражды.

Николай Сванидзе в программе «Поединок»

В 2010 году был выпущен фильм Николая и его супруги «13 месяцев Егора Гайдара » о периоде пребывания во власти известного экономиста. В 2015 году тележурналист предложил на суд зрителей свою очередную работу в области документалистики о феномене нацизма – «Душ», съемки которого проводились в бывших концлагерях, включая Освенцим, Бухенвальд и Дахау.

В 2016 году свет увидел документальный фильм «ХХ съезд. Годовщина», представив воспоминания известных людей о знаменитом съезде (где прозвучал доклад Хрущева о культе личности Сталина), об отношении различных слоев общества к происходящему в стране после ухода тирана.

«Исторические хроники» с Николаем Сванидзе. Академик Павлов

Тележурналист – лауреат ТЭФИ, он удостоен Орденов Почета и «За личное мужество», имеет Медаль Уполномоченного по правам человека РФ.

Николай Сванидзе родился 2 апреля 1955 года в городе Москва. Его отец - Карл Николаевич, был заместителем главного редактора Издательства политической литературы ЦК КПСС. Мать - Аделаида Анатольевна, историк-медиевист, специалист по Скандинавии, преподавала в МГУ и РГГУ. Николай - внук Николая Самсоновича Сванидзе, дальнего родственника первой жены Иосифа Сталина - Екатерины Семеновны Сванидзе, назван в его честь.

Выпускник 56 московской специализированной школы с углубленным изучением английского языка. В 1977 году окончил исторический факультет МГУ имени Ломоносова по специальности «Историк, преподаватель истории со знанием иностранного языка». Во время учебы, в 1975 году вступил в КПСС, а в 1991 году покинул партию и углубился в журналистику. До 1990 года работал в Институте США и Канады РАН. В 1990-1991 годах читал курс лекций по Новой истории стран Западной Европы в Российском гуманитарном государственном университете.

В 1991 году Николай Карлович пришел на российское телевидение, получив приглашение стать комментатором программы «Вести», при этом он не появляется в кадре, а только пишет закадровые комментарии и озвучивает их. Вскоре Сванидзе выходит в эфир в качестве ведущего некоторых программ - «Контрасты», «Подробности», «Зеркало», «Исторический процесс» и «Суд времени». В разное время вел циклы исторических телевизионных программ и телефильмов. В 1995 году ему присуждают премию ТЭФИ, как лучшему ведущему новостных программ.

C 1996 года Николай Сванидзе - заместитель председателя, а с февраля 1997 года по май 1998 года - председатель ВГТРК. Член бюро Союза журналистов Москвы. Параллельно с апреля 1996 по ноябрь 2007 года был автором и ведущим аналитической программы «Зеркало» на телеканале РТР. На канале РТР он ведет различные аналитические программы, записывает несколько передач для радио России в рамках цикла «Особое мнение с Николаем Сванидзе», а также создает ряд документальных фильмов, которые идут на ведущих каналах - «Жаркий август 91 года», «Б. Н.», «Футбольные войны», «13 месяцев Егора Гайдара», «Цыпленок жареный», и другие.

В 2003-2013 годах - автор и ведущий цикла документальных передач об истории России «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» на канале «Россия». В 2006 году снялся в кино, сыграв роль своего дальнего родственника, Алеши Сванидзе, брата первой жены Сталина в телесериале «Жена Сталина». В паре с Марией Ситтель в прямом эфире «Первого канала» и «России» 25 апреля 2007 года комментировал церемонию прощания с первым президентом РФ Борисом Ельциным.

С 2005 года по 2014 год Николай Карлович является членом Общественной палаты России. Занимал пост председателя комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести. Был членом межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты, членом комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы с правом совещательного голоса.

С 2007 года он возглавляет кафедру журналистики факультета журналистики Российского государственного гуманитарного университета, а также преподает в Московском Институте Телевидения и Радиовещания «Останкино». Со временем становится директором Института Массмедиа РГГУ, где заведует кафедрой журналистики и читает курсы лекций «Информационно-аналитическая журналистика», «Журналистика глазами журналиста».

В 2008 году выступил одним из создателей партии «Правое дело», а в настоящее время является членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Николай Сванидзе награжден орденом «За личное мужество», орденом Почета, и медалью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Спешите делать добро».

На вопросы главного редактора онлайн-журнала "ИсраГео" и редактора еженедельника "Секрет" Владимира ПЛЕТИНСКОГО отвечает известный российский журналист Николай СВАНИДЗЕ

Фото: Андрей Романенко (Wikipedia)

— Николай Карлович, известие о том, что вы собираетесь в Израиль, порадовало. Как, по-вашему, на творческие встречи, которые вы проведете с Нателлой Болтянской, явятся только ваши единомышленники?

— Я, честно говоря, понятия не имею, об этом даже не думал. Работая уже долгие годы журналистом, всегда готов к встрече как с единомышленниками, так и с оппонентами. Конечно, встреча с единомышленниками приятнее, встреча с оппонентами больше способствует выделению адреналина. Поэтому я готов ко всему. Считаю, что будет интереснее, если придут те и другие.

— Первый вопрос отнюдь не случаен: многие пожилые граждане Израиля советского происхождения поменяли только место жительства, но так и остались душой в почившем в бозе СССР. Иногда даже раздаются телефонные звонки и приходят письма в редакцию, и наши читатели обвиняют меня в… антисоветской пропаганде. Цитирую одного из звонивших: "Вас, гражданин хороший, следует к стенке поставить!" У вас есть объяснение этому феномену?

— В самом вопросе содержится уже ответ, на мой взгляд, правильный. Людям в возрасте, прожившим значительную часть жизни в Советском Союзе, уже сложно изменить свою психологию, свое отношение к жизни и представления о хорошем и плохом. Они уехали из Советского Союза, потому что их угнетало то, как решался в этой стране национальный вопрос. В СССР существовал государственный антисемитизм (при Сталине агрессивный, смертельно опасный, а после Сталина — дискриминационный). А в остальном некоторые считали, что все в порядке. К тому же многие из них воевали. Людям приятно вспоминать свою молодость. У многих ценности сформировались при советской власти. Этим людям, конечно, трудно измениться, и жесткая критика в отношении тех или иных сторон жизни Советского Союза для них неприемлема. Я считаю, что это нормально.

— Догадываюсь, что среди дорогих россиян ностальгирующих по "совку" еще больше, чем среди покинувших страну… Крепко вас достают?

— Повторяю, что я с 1991 года в журналистике. Представляете, сколько за это время было событий в России, имевших начало еще в Советском Союзе? Когда я пришел в журналистику, разумеется, было не счесть писем и с бранью, и с угрозами. Этого было много и остается много. Я к этому настолько уже привык, что считаю частью своей жизни, своей работы и, откровенно говоря, если бы это исчезло, спросил бы себя, не снизил ли я уровень своей профессиональной деятельности.

— А сами никогда не жалели, что Советский Союз канул в Лету?

— Нет, никогда не жалел. Я никогда не был поклонником советского режима. Понимаю людей, которые ностальгируют по нему, но сам к их числу не отношусь.

— По данным Википедии, ваш дед, в честь которого вы получили имя, Николай Самсонович, был родственником первой жены Иосифа Сталина, Екатерины Семеновны Сванидзе, соответственно, вы сами приходитесь дальним родственником Якову Джугашвили и его потомкам. Это как-то отразилось на вашей личной судьбе, на мировоззрении? Общаетесь ли с потомками Якова Иосифовича?

— У вас неверная информация. Я не родственник Сталина. Мой дед Николай Самсонович не был родственником Екатерины Семеновны, они однофамильцы. Может быть, существует какая-то очень дальняя родственная связь, но она мне неизвестна. Сванидзе — фамилия в Грузии в достаточной мере распространенная. И вовсе не все носители этой фамилии родственники между собой. Поэтому никаких родственные чувства, никакие родственные связи меня с потомками Сталина не связывают.

Другой вопрос, что мне довелось однажды в художественном фильме "Жена Сталина" сыграть Алешу Сванидзе, родственника Сталина, и режиссер Мира Григорьевна Тодоровская, которая меня приглашала на эту роль, уверяла, что мы похожи с ним. Но психологическое сходство, ментальное сходство, характерное сходство вовсе не является признаком кровного родства.

У моего деда была та же судьба, что и у родственников Сталина. Он тоже был довольно крупным партийным руководителем и был убит в ходе сталинских репрессий.

— Удивились, когда вам предложили роль Алёши Сванидзе?

— Нет, я не удивился. Скорее развеселился. Я решил, что это связано именно с тем, что меня считают родственником. Но Мира Тодоровская сказала, что ее как раз фактор родства очень мало интересует. По ее мнению, мне психологически будет довольно просто его сыграть. Мне это было интересно. Это был первый случай в моей практике, может быть, и последний. Мне было очень интересно. Тем более что жену играла совершенно очаровательная женщина и потрясающая певица Тамара Гвердцители, так что мне было вдвойне приятно играть эту роль.

— По вашим словам, ваша бабушка по отцовской линии Циля Исааковна, старая большевичка, ненавидела Сталина. Антипатия к "вождю народов" передалась вам по наследству? Или вы самостоятельно пришли к пониманию его истинной роли в истории?

— Тут сложно сказать, откуда что взялось, но это не только от бабушки, это скорее от отца. Потому что с бабушкой мы о политике мало разговаривали, хотя и это было. Но с отцом-то много. И отец ненавидел Сталина, который убил его отца. Странно было бы, если бы он его любил. Хотя есть и такие люди, кстати. Но отец к их числу не относился. Он прошел фронт. Поэтому упрекать его в отсутствии патриотизма и любви к родине было бы странно — человек всю войну прошел. Но он просто всегда отделял страну от руководства этой страны. Сталина не любил отдельно. Ненавидел его и ненавидел режим, который он создал в стране. Я думаю, что это началось, конечно, из-за деда, но потом уже обрело и другие причины. Отец, помимо всего прочего, был историком по образованию, и у него были серьезные, не только личные основания для ненависти к Сталину. Он мне, конечно, это чувство передал.

Не могу сказать, что я ненавижу Сталина. Потому что странно ненавидеть человека, который умер до моего рождения. В этом была бы некоторая патология. Поэтому здесь идет речь не о Сталине, речь идет о его методах, которые он во многом оставил в наследство. Взгляды сталинские, принципы сталинские, методы сталинские — вот что у меня вызывает ненависть. А сам по себе Сталин — это давно мертвый человек.

— Считаете ли вы, что Владимир Путин — модернизированное воплощение Иосифа Сталина?

— Разумеется, нет. У меня, честно говоря, вызывают усмешку люди, которые вполне серьезно это утверждают.

— Помнится выпад "гаранта нации" против Бориса Акунина, мол, нечего грузинам учить Россию (если не ошибаюсь, это был ответ на сравнение Путина с императором Калигулой). В ваших жилах, как и у Григория Шалвовича, перемешались грузинская и еврейская кровь, так что такое заявление ВВП вполне могло задеть за живое и вас…

— Вы знаете, я подобного рода выпады и тезисы пропускаю мимо ушей. Считаю, что они имеют чисто эмоциональную природу. Конечно, они странны в устах лидера крупного государственного масштаба. Но считаю, что как-то серьезно на это реагировать было бы просто смешно. Россия — многонациональная страна, и рассуждать о том, представители какой национальности кого-то могут, а кого-то не могут чему-то учить — это просто детский сад.

— Общаетесь ли вы с Акуниным? Читаете ли его книги?

— Книги его читаю. Мы с ним знакомы, время от времени можем созвониться или обменяться смс-сками, но это происходит редко. Сказать, что мы общаемся, не могу. Хотя я к нему отношусь с огромным уважением и симпатией, и у меня такое впечатление, что он ко мне аллергии тоже не испытывает.

— Вы, несомненно, человек русской культуры и, как я догадываюсь, космополит. А нет ли у вас особенного отношения к двум другим странам — Грузии и Израилю?

— Конечно, есть. Я не уверен, голос ли это крови. Может, да, а может быть и нет. Это сложно подвергнуть анализу. Я, действительно, человек русской культуры, потому что считаю, что культура определяется языком, как и воспитанием. А у меня родной язык — русский. Я воспитывался на русской литературе и на русской истории. Но, конечно, Грузия и Израиль, грузинская и еврейская культуры у меня находят огромный отклик в сердце.

— В своё время вы были главным телевизионщиком России. Предположим, что нынешние руководители страны предложили бы вам вернуться на этот пост. Согласились бы?

— Я думаю, что сейчас это было бы невозможно. Во-первых, это чисто гипотетическое предположение, как если бы мне предложили стать премьер-министром. Это сейчас абсолютно невозможная ситуация. И не предложат, и я бы не согласился. Я не представляю, что бы я делал у руля большой телевизионной компании в сегодняшнем варианте телевизионного пространства России.

— В 1994 году вы получили орден "За личное мужество", как поясняется "за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении профессионального долга в условиях, сопряженных с риском для жизни". Что это за история?

— Это связано с обстоятельствами путча октября 93-го года в Москве. Тогда несколько журналистов российского телевидения получили орден "За личное мужество". Ситуация была достаточно грозная, но мы сделали свой личный выбор, понимая, к каким последствиям это может привести. Хотя, конечно, люди, которые рискуют жизнью в горячих точках, в большей степени соответствуют этой награде, чем любой журналист, какой бы личный выбор он ни сделал.

— А не мужество ли — быть инакомыслящим в современной России?

— Я бы сказал, что мужество — не совсем то слово. Это требует определенной взрослости и чувства собственного достоинства. Большого мужества это сейчас не требует. Никто, как в середине прошлого века, не будет тебя преследовать физически, если только ты не делаешь слишком резких и грубых шагов, противопоставляющих тебя режиму и власти. Конечно, можешь потерять работу. Но по сравнению с тем, что мы знаем из истории, это мелочи.

— Готовы ли вы при определенных политических обстоятельствах стать эмигрантом?

— Не могу зарекаться от таких вещей. Есть старая русская пословица: "В России от сумы и от тюрьмы не зарекайся". Я думаю, что в наших условиях нельзя зарекаться от эмиграции. Все зависит от того, как сложится ситуация. Россия — это моя родина, моя страна, моя культура. Думаю, что ни в одной стране мира я не буду так востребован, как в России. Но если ситуация сложится так, что этого потребуют жизненные интересы моей семьи, тогда мне придется делать этот выбор.

— Как вы оцениваете сегодняшние события в Украине?

— Как очень драматичные. Украина — одна из тех стран постсоветского пространства, которая оказалась перед выбором — в какую сторону идти, в сторону Москвы или в сторону Запада. Если бы в России была другая ситуация, может быть, этот вопрос так бы не стоял. Это внешний выбор. Внутренний выбор (а эти два выбора связаны) — это то, каким путем развиваться. Идти ли в сторону либеральных демократических ценностей, или же в сторону жесткого авторитаризма и коррупции. К тому же, в Украине есть очень большая специфика, связанная с тем, что страна во многом ментально разделена на две части: Восток и Запад. Поэтому я просто с огромным интересом и волнением наблюдаю за событиями в Украине. Считаю, что их результат в значительной степени скажется и на ситуации в России.

— Несомненно, вы в курсе ближневосточных проблем. Как, по-вашему, чем чревато продолжение политики уступок исламистам и террористам?

— Понимаете, в вашем вопросе уже определенный элемент давления на меня, на того человека, которому вы задаете вопрос, потому что вы политику и тактику компромисса сразу же определяете словами, которые имеют негативную коннотацию. У меня к этому более сложное отношение. Во-первых, я не готов ничего советовать и ничего навязывать. Во-вторых, я считаю, что в разных ситуациях возможна разная тактика. Есть время собирать камни и время разбрасывать камни. Есть время обнимать и время уклоняться от объятий, как сказано в Священном Писании. Точно так же есть время воевать и есть время договариваться. И определять, когда какое время для чего, что сейчас лучше и эффективнее делать — это дело политиков, причем политиков в данном случае израильских. Поэтому я не готов давать советы, что делать — занимать жесткую позицию или вступать в диалог. Я думаю, что и та, и другая позиции обязательны, но они должны чередоваться.

— Возможен ли мир между Израилем и арабским миром без риска для существования еврейского государства?

— Стремиться к этому необходимо, потому что невозможно всегда существовать в состоянии войны и горячей, и даже холодной, которая в любой момент превращается в горячую и даже носит определенные элементы горячей. То есть, вроде войны нет, а стреляют. Вроде войны нет, а взрывают. Израиль привык жить в такой ситуации, но, тем не менее это нездоровая ситуация. Поэтому стремиться к договоренности, стремиться к компромиссу нужно, но дело в том, что это проблема, решение которой зависит от двух сторон, не только от Израиля, но и от арабского мира. Поэтому здесь трудно сказать, я не исключаю, что Израилю еще, хотя это нездорово и неестественно, долго предстоит жить в ситуации такого хрупкого мира, полувоенного, потому что я не могу сказать, когда изменится ментальность большинства народов арабских стран, которые окружают Израиль.

— Вам не внушает опасение агрессивная исламизация Европы и то, что "новые европейцы" не приемлют ценности стран, в которые переселяются?

— Да, это очень серьезная проблема. И пока я не вижу быстрых вариантов ее решения. Ситуация, которая в шахматах имеет название цугцванг, когда любой ход представляется плохим. На протяжении веков была людская экспансия Европы, Европа мигрировала на другие континенты, европейцы несли свою культуру. Сейчас они получают ответ. Сейчас люди другой культуры эмигрируют в Европу, неся свои ценности, свою религию, свое отношение к жизни и мне кажется, что Европа должна пройти и перемолоть это. Я надеюсь, что ей это удастся, хотя варианта такого близкого успеха я не вижу. Предстоит долгое и трудное решение этих серьезных проблем.

— Есть ли ваши телепрограммы или публикации, о создании которых вы пожалели?

— Нет, я не могу вспомнить какие-то свои программы, документальные фильмы и репортажи, о создании которых я бы пожалел. Может быть, это покажется странным и даже нескромным, но были более удачные, были менее удачные, но те, о которых бы я пожалел, которые пошли во вред — нет, таких я не помню.

— Во время встреч с израильскими поклонниками вы намерены импровизировать или у вас есть какой-то сценарий?

— Сейчас у меня сценария нет. Я думаю, какой-то черновой сценарий, общий скелет будет, потому что невозможно всю встречу составить исключительно из импровизации. Но в основном это будет импровизация, потому что я не могу спланировать, я не знаю какая будет аудитория, я не знаю, какие будут вопросы. Поэтому примерно представляю, что я буду делать, но никакого точного плана, прописанного к каждой встрече, у меня не будет.

— О чем бы вы хотели рассказать со сцены, чего не можете поведать с телеэкрана или на страницах СМИ?

— С телеэкрана у меня сейчас нет возможности детально излагать свои мысли, даже общо. У меня сейчас нет программы такого формата, которая позволяла бы это делать. Да сейчас, наверное, это вряд ли и возможно по целому ряду причин. А что касается книги — каждый день по отдельной книге не напишешь, что-то все время меняется, а прекратить думать человек не может себя заставить, поэтому какие-то мысли все время появляются. Поэтому израильские зрители будут первыми, кто услышат те новые материалы, которые накопились у меня за это время.

— Бывали ли вы раньше в Израиле? Если да, то каковы впечатления и ожидания от новой поездки.

— В Израиле я был много раз. Я люблю эту страну. У меня там есть друзья. И всякий раз, когда я собираюсь приехать, ожидание встречи повышает мне настроение.

— Несмотря на плотный график творческих встреч, их организаторы, надеюсь, предложат вам поездки по Израилю. Есть ли какой-то план? Где мечтаете побывать?

— У гастролей будет достаточно широкая география. Обычно, когда я приезжаю в Израиль, бываю либо в Тель-Авиве и в Иерусалиме. В этот раз у меня не будет возможности еще отдельно путешествовать. Программа очень насыщенная.

— Желаю вам успеха во время пребывания в нашей стране — и не только. Да не коснутся вас беды!

Николай Карлович Сванидзе - один из часто появляющихся на экране «говорящих голов», яростно поливающий грязью историю своей Родины. Не случайно и премию имени Геббельса вручили именно ему. Почему его часто приглашают на радио и ТВ? Именно поэтому. Потому, что даст в эфир залп антирусских и антигосударственных штампов и мифов. Тем и ценен.

Но недавно в эфире совестливого телеканала с сомнительным иностранным финансированием под названием «Лождь» он сказал слова, на которые мне хотелось бы обратить особое внимание.

В очередной программе этого ТВ канала, куда приличному человеку после кощунственного опроса о блокаде и ходить-то невозможно, Николай Сванидзе сказал:

«И все упомянутое мною: аннексия стран Балтии, Финская война, вторжение в Польшу в качестве союзника Германии гитлеровской, это часть ».

В последнее время либералы стали особенно часто использовать один прием: называть СССР союзником Германии. Это не случайность, это не тенденция. Это прием. Это первая стадия «Окон Овертона» - технологии расчеловечивания. Ее смысл в последовательном и систематическом внедрении определенных образов и понятий в общественное сознание, с целью сделать некоторые невозможные ранее вещи обыденными и само собой разумеющимися.

Правительство СССР и Правительство Германии

Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

Статья I

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья II

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья III

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья IV

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

Статья V

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Статья VI

Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.

Статья VII

Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

В договоре ни слова о союзе.

Какие еще договоры имели СССР и Германия до 22 июня 1941 года, которые Гитлер своим нападением расторг наравне с договором от 23.08. 1939?

Торговые договоры и кредитные тексты (Германия дала кредит Советскому Союзу на покупку у нее оборудования, новейшей военной техники и др.) оставим в стороне. Страны торгуют, и ничего особенного тут нет. Никакого союза. На эмоциональный посыл Сванидзе «что с Гитлером де торговали», ответим, что СССР равно торговал и с Великобританией и Францией до ее разгрома. От торговли не отказывался, торговал сов семи странами, оставаясь В СТОРОНЕ ОТ МИРОВОЙ ВОЙНЫ! Отчего Сванидзе не называет союзником Германии США? Ведь Штаты торговали с Гитлером вплоть до того, как он в декабре 1941 года объявил им войну после .

Почему Сванидзе не клеймит позором Ирландию? Ведь 2 сентября 1939 года ирландцы официально объявили о своем нейтралитете! В итоге практически всю Вторую мировую войну в какой-то сотне миль от британского берега, в Дублине работали дипломатические миссии Германии, Италии, Японии. Наряду с разведками этих стран.

Отчего не требует Сванидзе покаяния и наказания для Швеции? Вот уж кто точно, согласно логике Сванидзе, является союзником Гитлера. Ведь Швеция всю Вторую мировую снабжала его железной рудой. И часто была ЕДИНСТВЕННЫМ источником ее получения. Не продавали бы шведы руду, вся махина Вермахта встала бы еще в 1939-м. Где вы, Николай Карлович?

Но не клеймит Сванидзе никого, кроме СССР, потому что должен демонизироваться СССР и , а США, Швеция и Ирландия не должны. Вот и все.

Нас интересуют только те документы, что хоть как-то можно притянуть «за уши» и назвать «союзом».

После августа 1939 года СССР заключил с Германией…

ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.

Правительство СССР и Германское Правительство после распада бывшего Польского государства рассматривают исключительно как свою задачу восстановить мир и порядок на этой территории и обеспечить народам, живущим там, мирное существование, соответствующее их национальным особенностям. С этой целью они пришли к соглашению в следующем:

1. Правительство СССР и Германское Правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.

2. Обе Стороны признают установленную в статье 1 границу, обоюдных государственных интересов окончательной, и устраняют всякое вмешательство третьих держав в это решение.

3. Необходимое государственное переустройство на территории западнее указанной в статье линии производит Германское Правительство, на территории восточнее этой линии - Правительство СССР.

4. Правительство СССР и Германское Правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.

5. Этот договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами должен произойти возможно скорее в . Договор вступает в силу с момента его подписания. Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках.

Господин Сванидзе, прошу показать статью, в которой написано о СОЮЗЕ между двумя странами?

Перед нами явное желание осуществить подлог – выдать договор о ненападении или о границе за СОЮЗНЫЙ договор. Чтобы очернить Советский Союз, лично Сталина и запустить процесс изменения общественного сознания по принципу « ».

На самом деле те мифы и ложь, что пытается «втиснуть» с общественное сознание Сванидзе и ему подобные, не являются чем-то новым. В 1947 году США начали первую информационную войну против СССР с использованием именно этих терминов. А самая первая атака была … в 1940 году.

И разбил мифы и ложь, распространяемые сегодня Сванидзе – В. М. Молотов, нарком иностранных дел. Разбил еще в феврале 1940 года.

21 февраля 1940 года нарком иностранных дел Молотов отправляет послу СССР в Англии Майскому указание. Его текст написан предельно ясно. Читая его, ловишь себя на мысли, что писали его не только для английских дипломатов, но и для современных «независимых» журналистов и «честных» историков. Ведь для создания нужного общественного мнения внутри Великобритании и Франции, Советский Союз в « » упорно называют и представляют союзником Берлина.

«1). Мы считаем смешным и оскорбительным для нас не только утверждение, но даже просто предположение, что СССР будто бы вступил в военный союз с Германией;

2) хозяйственный договор с Германией есть всего лишь договор о товарообороте, по которому вывоз из СССР в Германию достигает всего 500 млн. марок, причем договор экономически выгоден СССР, так как СССР получает от Германии большое количество станков и оборудования, равно как изрядное количество вооружения, в продаже которого, как известно, отказывали нам как в Англии, так и во Франции;

3) как был СССР нейтральным, так он и останется нейтральным, если, конечно, Англия и не нападут на СССР и не заставят взяться за оружие.

Упорно распространяемые слухи о военном союзе СССР с Германией подогреваются не только некоторыми элементами в самой Германии, чтобы замирить Англию и Францию, но и некоторыми агентами самой Англии и Франции, желающими использовать воображаемый «переход СССР в лагерь Германии» для своих особых целей в области внутренней политики». /

Имя: Николай Сванидзе

Дата рождения: 02.04.1955

Возраст: 63 года

Место рождения: город Москва, Россия

Рост: 1,83 м

Деятельность: историк, тележурналист, общественный деятель, писатель

Семейное положение: женат

Николай Сванидзе – известный политический деятель, журналист, историк, чья национальность и биография интересует многих. Его неоднозначная репутация и критический взгляд на остросоциальные проблемы делают его труды популярными среди общества. Больше о его жизни можно узнать в этой статье.


Детские годы и начало карьеры

Николай Карлович Сванидзе появился на свет 2 апреля, в 1955 году. Имя Николай ему дали в честь дедушки, который приходился родственником Екатерине Сванидзе – она была первой женой Иосифа Сталина. Родители Николая Сванидзе были заняты в исторической сфере науки. Мать Николая Карловича, Аделаида Сванидзе, работала историком-медиевистом, писала стихотворения и научные труды по урбанистике. Отец его, Карл, также окончил исторический факультет Московского государственного университета. Работал экскурсоводом в Политическом музее.

На вопрос о национальности Сванидзе Николай Карлович отвечает, что он является евреем по материнской линии, и грузином по отцовской.

Николай Сванидзе: фото

Учился Николай в 56 московской школе с углубленным изучением английского языка, что пригодилось ему в будущем. Вместе с ним учился Евгений Киселев – будущий журналист и телеведущий, дружба с которым оказала большое влияние на биографию Сванидзе. После окончания школы, Николай, как и многие представители своей национальности, решил стать историком, как и его родители. Он поступает в МГУ на исторический факультет, а на 3 курсе вступает в ряды КПСС.

Учиться ему было легко – история была его любимой наукой, которую он впитал еще в детстве с молоком матери. Окончив МГУ, Николай пошел преподавать историю в институт Северной Америки при Академии наук СССР. После этого, Сванидзе выступал с лекциями на кафедрах Гуманитарного института городе Москва. В 1980 годах Николай посещает другие государства, часто бывает в США. Там он начал писать свою диссертационную работу, в которой затрагивал суть экономических реформ во время президентского срока Картера.

Некоторое время Николай Карлович проживал в США

Во время распада СССР Николай Карлович уезжает из США и приезжает в Россию в самый разгар политического кризиса. В это время он выходит из КПСС и готовится к новой жизни в новом государстве.

Его старый школьный друг Евгений Киселев предлагает ему завидную должность в те года – комментатор на телепрограмме «Вести». Разумеется, Николай соглашается на такое предложение, ведь комментатору и платили больше, и не ограничивали цензурой, как было во время его преподавательской деятельности.

Работа на телевидении

В 1991 году Сванидзе приступает к своей новой работе. Он комментировал происходящее в стране и мире закадровым голосом, но зрителям хватило и этого, чтобы успеть оценить по достоинству критическое мышление Николая Карловича, его необычный взгляд на вещи.

Вскоре Сванидзе начинает создавать собственные телепередачи, основанные на исторических темах и проблемах. Самой известной стала программа «Суд времени», выходящая на телеканале «Пятый канал». В ней Николай Карлович, вместе с приглашенными историками и политическими деятелями, выносил на «суд времени» исторических личностей и их деятельность, рассуждал над причинами их поступков и последствиями принятых ими решений. Также он является автором, и одновременно ведущим, таких телепередач, как «Исторический процесс», «Подробности» и «Контрасты».

Николай Сванидзе на телевидении

Однако Николай Карлович не перестает вести свою комментаторскую деятельность. В 2007 году он на Первом канале, совместно с Марией Ситтель, комментировал церемониальное прощание с Борисом Ельциным – первым президентом РФ.

На канале «Россия» с 1996 по 2007 Николай вел аналитическую передачу «Зеркало», высоко оцененную критиками. Сванидзе — крайне активный гражданский деятель, состоит в бюро Журналистов Москвы.

С 1997 по 1998 Николай Карлович был председателем Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

В 2003 году он создал целый цикл передач, повествующих об истории родной страны, которых назвал «Исторические хроники». Выходила программа на телеканале «Россия», а спустя 10 лет он закрыл ее.

В 2005 году Николай Сванидзе становится членом Общественной палаты России. Он вошел в состав Комиссии по информационной политической проблеме, свободе слова и ограничений цензуры в СМИ. В 2014 году он прекращает свою деятельность в палате.

Николай Карлович на радио

В 2006 году Николай решил поменять свой привычный род деятельности – он снимается в известном сериале «Жена Сталина», в котором он перевоплотился в Алексея Сванидзе, брата Екатерины Сванидзе, своей известной родственницы.

В 2007 году Николай преподает на кафедре журналистики университета РГГУ, читает лекции по информационной и аналитической журналистики. Спустя год Сванидзе принялся за помощь в создании правоцентристской партии под названием «Правое дело».

В роли ведущего программы «Особое мнение»

В 2016 году он выпустил фильм под названием «20 съезд. Годовщина». В нем говорится о переломном моменте в истории России после смерти Сталина, когда на XX съезде КПСС прозвучал доклад Хрущева о разоблачении культа личности советского вождя.

Общественная оценка

Юрий Дроздов негативно относится к деятельности Николая Карловича. Он отмечает умалчивание Сванидзе о спорных исторических фактах в передаче «Суд времени», его выборочное отношение к истории России.

Программа «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе

Многие профессиональные историки разоблачают множество утверждений журналиста о проблемах истории. Ярким примером служит статья Сванидзе «7 мифов о Великой Отечественной войне», в которой много исторических неточностей и фактологических ошибок.

Личная жизнь

Николай Карлович Сванидзе женат был только раз в жизни, и до сих пор живет с любимой женщиной. Его супругой является Марина Жукова. Она также окончила исторический факультет, на данный момент работает продюсером, руководит телепроектом «Зеркало». Они познакомились 1983 году.

С женой Мариной Жуковой

Изначально Марина неважно относилась к Николаю Сванидзе из-за его национальности, однако потом отказалась от своих предубеждений. У Марины есть сын Андрей, от первого брака. Николай с ее сыном имеют хорошие дружеские отношения, часто отдыхают втроем в Прибалтике.