За что каин убил авеля. Загадочный «знак Каина»

История первого среди людей братоубийства известна всем - даже неверующим и не читавшим Библию. Однако до сих пор ведутся споры, за что Каин убил Авеля. В большинстве своем люди сходятся во мнении, что движущей силой была зависть; на втором - что Каин возревновал. Но, как и все библейские истории, эта имеет более широкой толкование.

Прежде, чем разбираться, за что Каин убил Авеля, вспомним саму историю. Было два брата: Авель - скотовод и Каин - земледелец. Оба принесли Богу жертву: Авель - первое потомство от своих стад, Каин - плоды своих земель. Принят был только дар Авеля, который вознесся в пламени к небу, а земледельческий дар отвергнут. Каин «сильно огорчился» и убил брата. Мало того, когда Бог спросил его об Авеле, он ему соврал, сказав, что не знает, что с ним произошло. Более подробно эту и другие библейские притчи можно изучить в статье .

Христианское толкование

Прежде всего, конечно, бросается в глаза отвержение Богом дара земледельца, за что вроде бы Каин и убил Авеля - позавидовал его успеху. И ревность, без сомнения, тоже здесь присутствует. Однако преподобный Сирин считает, что дело не столько в ревности и в зависти, а в том, почему Господь не принял дара. Сирин говорит, что у Каина были стада и другое добро, но он в своем жертвоприношении ограничился менее ценным. Бог это понял, потому и не принял. Так что вина Каина глубже и началась раньше, чем он позавидовал и убил брата.

Иудаистское толкование

Есть более широкое мнение по поводу причин, за что Каин убил Авеля: Аггада (сборник притч и легенд в иудаизме) указывает, что между братьями была драка. Авель победил, но простил и отпустил Каина; тот же счел себя оскорбленным проигрышем и подло убил брата.

Символическое значение образа Каина

За что бы Каин ни убил Авеля, он остался в мировой культуре образом подлеца, лжеца и первого грешника - до истории братьев в Библии слово «грех» не упоминалось. Каинова печать - знак, оставленный Богом на лбу братоубийцы - до сих пор обозначает в отношении человека «печать преступника», причем не обязательно убийцы. Именно потому, что убийство - не единственный грех (или преступление), совершенный Каином.

Авель и Каин - история жесткого братоубийства, о которой слышали многие. Но она имеет тенденцию повторяться вновь и вновь. В переносном смысле и в нашей стране шел брат на брата, а зачастую - и в прямом, когда шла гражданская война после революции.

Библейская история

Первые дети Адама и Евы, когда их изгнали из Рая, были Каин и Авель. Библия в четвертой главе книги Бытия скупо рассказывается о двух братьях. Первым родился Каин. Его имя, возможно, происходит от еврейского глагола «кана» (производить на свет). Ева тогда сказала: «Я произвела человека». А может, это имя ассоциируется со словом «каин», что означает "кузнец", или «кана» - "ревнивый". Имя Авель может восходить к слову «хевель» - "дыхание". Авель был младшим братом.

Оба они, как полагается, вели жизнь на земле. Каину она давала растительную пищу, Авель пас стада. Пришло время принести жертву Богу. Авель и Каин, история об этом рассказывает, принесли те дары, которые имели. Но Авель сделал это от души. Он принес, как говорит Писание, самых отборных овец, и Господь с благодарностью принял его жертву: дым от нее столбом пошел вверх.

Каин мог, но не захотел, считают богословы, принести в жертву зверей и птиц, недостатка в которых у него не было. Однако же он из небрежения принес только плоды земли, причем первые, которые ему попались. Жертва Каина несла только признаки внешней обрядности, высокомерия, тщеславия и гордости. Господь видел его внутренние побуждения. Она была отвергнута: дым от нее стлался по земле. Каин такого не ожидал и очень огорчился.

Преступление

Что было дальше? Авель и Каин, история которых продолжится трагически, не смогли из-за коварства и злобы старшего брата жить, как жили прежде. Поникло лицо Каина. Злое он замыслил, совесть его была нечиста, и взор он опустил. Он не собрал свои силы, чтобы отразить от себя греховный соблазн. Каин убил брата.

За что Каин убил Авеля? За то, что чистая жертва того была угодна Богу. Еще за что Каин убил Авеля? Причиной послужила зависть. Тут впервые в Библии появляется слово «грех» и рассматривается тема моральной ответственности за свои поступки. Перед кем же Каин держит ответ? Перед Творцом, конечно.

Когда Бог, все уже зная и желая подвести грешника к покаянию, а затем - к прощению, спросил его о том, где брат, то Каин со страхом соврал, что не знает, потому что он не сторож брату своему. Но Богу все ведомо: Авель и Каин, история которых продолжится, в тысячелетиях будут жить в памяти людей. Один как невинная жертва зависти, третьего смертного греха, другой - как мстительный, завистливый, злобный убийца.

Печать на лице

После убийства Создатель проклял старшего брата, изгнал Каина в землю Нод, где тот должен был вечно скитаться. Но всякому, кто убьет его, отмстится в семь раз больше. Чтобы все, даже звери, узнавали убийцу, Бог наложил на его лоб печать. Она состояла из одной буквы имени Бога. «Каинова печать» - это и есть «печать преступления». Так это закрепилось в современном языке.

Откуда пошло слово «окаянный»

Корень в этом слове идет от имени Каина. Древнерусский глагол «окаяти» имел значение «проклясть». Это просторечное слово означает «проклятый», преисполненный греха. Так называли русского князя Святополка.

Святополк Окаянный

Его и загубленных им братьев Бориса и Глеба сравнивали с библейскими персонажами. Святополк - это убийца Каин.Авель, жертва невинная, становится под рукой летописца полудетьми, подростками Борисом и Глебом, которые изведали страшную кровавую смерть от руки брата, который не пожалел их в междоусобной борьбе. В летописи напрямую Святополка называют поистине вторым Каином.

В голове князя Ярослава растет желание покарать Святополка за кровь братьев. В этой же летописи упоминается еще один убийца, поднявший руку на братьев - Глеб Рязанский. Так что и на Руси хорошо помнили, кто были такие Каин и Авель. Легенда библейская нашла вполне земное отражение в истории домонгольской Руси. Но и позже родственники при монголах так ненавидели друг друга, что князь тверской убил князя московского прямо в ханской ставке. Между ними шла борьба за Великое княжение во Владимире.

В далекой Индии

Там не слышали и не знали, кто были такие Авель и Каин. История о них была индусам не знакома. Зато они хорошо знали, что брата надо бояться. Он - предатель, и ждать ничего доброго от него не приходится. Их старинную легенду о «Глазах извечного брата» пересказал, а может быть, выдумал и стилизовал С. Цвейг. В ней брат, ночью, во тьме битвы, убивает родного брата, перешедшего в стан врагов. После этого убийства его налаженная, благополучная и уважаемая жизнь постепенно рушится и он умирает в одиночестве, и только собаки воют над его могилой.

Тяжкое преступление по меркам людей должно быть наказано со всей строгостью. Но когда люди не могут сделать этого сами, то они призывают на помощь Бога.

Он избирает кару, которая точно соответствует греху. Так от Каина он отвернул свое лицо (перестал помогать) и сделал его изгнанником и скитальцем. Каин желал, чтобы его убили, но Творец решил, чтобы его вечно мучила совесть. Теперь Каин всегда видел обагренные кровью брата свои руки. Это и было самое жестокое наказание.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика Штайнзальц Адин

Чем Каин убил Авеля?

В Библии много говорится о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании; об оружии - мало и безо всякого интереса.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

- Камень, которым Каин убил Авеля, - первое оружие, упомянутое в Библии?

Откуда вы взяли, что Каин убил Авеля камнем?

- А разве так не написано?

Давайте посмотрим. Вот, пожалуйста: «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». И только. Просто констатация факта убийства.

- Ну и как же Каин убил Авеля? Если не камнем, то чем?

Надо полагать, у него были определенные проблемы. Он же был первым убийцей, дело было новым, и никакой технологии еще не существовало. Должно быть, прежде чем преуспеть, он экспериментировал с разными предметами и технологиями и действовал методом проб и ошибок.

- Если так, то естественно предположить, что Каин задействовал и нематериальные средства. Может быть, он убил своего брата словом?

Наверняка пытался и словом. Это очень эффективное оружие.

- Или взглядом?

Почему бы нет? Чем взгляд хуже камня? Но взглядом убивают обычно женщины. Им это очень хорошо удается. Во всяком случае специализированных орудий убийства тогда еще не существовало. Первое оружие - дело рук потомка Каина, сына Лемеха - Тувалкаина.

- Погодите, но ведь в упоминании о нем вообще нет ни слова об оружии. Получается что-то вроде камня Каина. В тексте просто сказано, что Тувалкаин изготавливал орудия из меди и из железа. Может быть, речь здесь идет только о сельскохозяйственных орудиях?

Речь здесь идет о принципиально новых, сложных и дорогостоящих, материалах и технологиях. Очевидным образом, в древности, как и в наши дни, они использовались, в первую очередь, в военных целях. Обратите внимание, у Тувалкаина не случайное имя: «каин» - его составная часть. Кстати, на иврите есть слово, однокоренное со словом «тувал», и оно означает «приправу». То есть первый оружейник был своего рода приправой к Каину.

- Стало быть, оружие упоминается впервые только в связи с этим умельцем?

Вывод, кажущийся очевидным, однако неверный (так бывает довольно часто). Оружие появляется в Библии много раньше изобретательного Тувалкаина. Когда Адам и Ева покинули рай, у его ворот возникает ангел с огненным мечом. Этот меч - первое оружие, упомянутое в Библии. И что важно: он не орудие убийства.

- В синодальном переводе меч этого охранного ангела назван «обращающимся». Что это значит?

Просто вращающийся, крутящийся - чтобы пройти было невозможно.

- Как в восточных единоборствах?

Типа того.

- А вы не могли бы как-то прокомментировать исключительную сдержанность, даже сухость Библии в описании оружия. Какой контраст с «Илиадой»: описание щита Ахилла - поэма! Между тем в Библии - ничего подобного.

Объяснить это довольно просто. Вот, к примеру, вышли люди из ресторана. Один скажет: «вкусно» или «невкусно», или вообще пожмет плечами. Другой же споет песнь об обеде или произнесет негодующую речь, или с удовольствием расскажет, как его кормили неделю назад. Спросите мужчину, как выглядит такая-то женщина, и он расскажет о ее глазах, волосах, улыбке, голосе.

- Вы забыли о фигуре.

Просто не успел - вы очень живо реагируете. А если спросить, как она одета? Скорей всего, ответ мужчины будет скуп - ведь он обращал внимание совсем на иное. Между тем женщина расскажет вам об этом во всех деталях. Моя мама была портниха, и я с детства слышал разговоры об одежде. Это были подробные и в высшей степени заинтересованные разговоры. В древности евреи много воевали и делали это весьма успешно, репутация евреев-воинов была достаточно высока. И все-таки, несмотря на это, евреи воевать не любили - они относились к войне, как к необходимости.

В Библии подробно говорится о многом: о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании, об устройстве святилища, об одеждах священников, о справедливом (и несправедливом) суде - оружие явным образом не относится к сфере интересного. Исключение - относительно подробное описание вооружения Голиафа. Говорится о составе вооружения, о его размерах, весе, материале, о броне сказано: «чешуйчатая». Видно, что и сам гигант, и его вооружение поразили воображение евреев. Кстати, рост Голиафа далеко выходит за пределы нормы. Обычно это связано с гормональными нарушениями, и несмотря на внушительное впечатление, которое производят такие люди (а Голиаф производил просто устрашающее впечатление), они, как правило, не очень сильны и не слишком хорошо координированы. Вряд ли камень Давида убил Голиафа - скорей всего, тот просто потерял сознание. Филистимляне любили оружие - недаром они принадлежали к общему с греками культурному кругу. И вооружены филистимляне были куда лучше евреев.

- Пророк Исайя предрекает время, когда мечи перекуют на орала. Мне сейчас пришло в голову, что Петр Первый, повелев перелить колокола на пушки, своеобразно откликнулся на призыв Исайи.

Или пророка Иоиля, который, явно имея в виду формулу своего великого предшественника, призвал перековать орала на мечи.

- В разных языках эротика и вражда, война, насилие словесно сближены. Можно привести много примеров. Скажем, «трахнуть». Или вот на иврите: «нешек» (оружие) и «нешика» (поцелуй).

Что ж, поцелуй - древнее и испытанное оружие. Ничего удивительного: отношения полов - это часто отношения противостояния, борьбы. Речь идет не об эротическом образе оружия, но о милитаристском образе эротики, об универсальном соотнесении Эроса и Танатоса.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Кого убил Моше в Египте? Кого убил Моше в Египте?Моше в Египте, т.е. находясь в своих еще эгоистических желаниях, убил египтянина, эгоиста, который находился в нем. Человек состоит из свойств всего мира. И в себе именно, а не в окружающих, он должен исправить весь мир. А

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 5 ИСПЫТАНИЕ КАИНА И АВЕЛЯ Эта глава основана на Книге Бытие 4:1-15 Сыновья Адама Каин и Авель сильно отличались друг от друга. Авель был верен Богу, он видел справедливое и милосердное отношение Творца к падшему роду и с благодарностью принял надежду искупления. Но в

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что Геракл убил Ифита? В греческой мифологии Ифит – старший сын эхалийского царя Эврита, брат Иолы, участник похода аргонавтов. Когда Геракл, выиграв состязания по стрельбе из лука, вместо обещанной Эвритом за эту победу руки Иолы получил оскорбительный отказ, Ифит был

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

За что Ахилл убил Терсита? На стороне троянцев сражалась царица амазонок Пенфесилея, убившая многих греков. Ахилл поразил Пенфесилею, после чего влюбился в ее мертвое тело. Терсит, самый уродливый из всех греков, сражавшихся под Троей, выколол у умершей глаза копьем и

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Почему Каин убил Авеля? Ветхозаветная книга Бытия рассказывает следующую историю этого первого в истории человечества убийства. Каин, старший сын Адама и Евы, был земледельцем, а его младший брат Авель пас овец. Оба брата принесли в одно время жертвы Богу: Каин – плоды

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Почему Иоав убил царевича Авессалома? Перед решающим сражением Давид приказал Иоаву и двум другим командующим, Авессе и Еффею, не убивать его непутевого сына, сберечь ему жизнь – и «все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе». Сражение

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

Убийство Каином Авеля (Быт., гл. 4) Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Жертвоприношения Каина и Авеля. Бытие 4:2, 6-7 И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и

Из книги автора

2. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец "Авель" - имя второго, известного из Бибилии, сына Адама, толкуют и переводят различно: "дыхание, ничтожество, суета" или, как думает Иосиф Флавий - "плач". Подобно предыдущему имени и оно, по всей

Из книги автора

4. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его "И призрел Господь на Авеля... а на Каина и на Дар его не призрел..." Различные по своему

Из книги автора

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого

Из книги автора

25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин "И познал Адам еще жену свою... и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф..." На место двух старших детей Адама и

Из книги автора

Могила Авеля Проснулся рано - петухи разбудили. Вторые или первые? Долго лежал без сна, пока не рассвело и пока не обозначилась на стене икона «Сошествие во ад». Воскресший Христос протягивает руку Адаму, выводя его из ада. А вот эти века, тысячелетия со времени

Из книги автора

Человек, который убил дьявола Есть много способов отгонять злых духов и защищаться от них – в это верят таоисты.Когда таоист идет по лесу, он либо поет, либо свистит, потому что верит, что его музыка помешает злым лесным духам приблизиться к нему, поскольку те не любят

Кто такие Каин и Авель? Какой смысл в притче о двух братьях, один из которых – братоубийца? Чему она нас учит? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку –
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

Древний шумерский миф повествовал о том, как небесная богиня Инанна предпочла из двух юношей, добивавшихся ее руки, пастуха, отвергнув земледельца. Именно пастух вступил в счастливый и божественный брак, приобщился, в понятии жителей Древней Месопотамии, божественной жизни, божественному бессмертию.

Но такого рода «божественный брак» был нарушением верности Богу Израилеву.

«Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:2;13).

Рассказ, находящийся в одной из начальных глав книги Бытия, тоже повествует о пастухе и земледельце. Но они соревнуются не за богиню Инанну (как столетиями поступали сродники Аврааама, не ушедшие из Ура) – они приносят жертву Богу Живому, который потом откроется Аврааму. История земледельца Каина, старшего брата, и пастуха Авеля, брата младшего – это предварение и истории призвания Авраама, и истории Исхода, и – прообразованного ими – Великого Исхода Христа, Его Пасхи…

…Они приносят жертву – и в жертве происходит их разделение перед лицом Божиим. Собственно, вся история рода человеческого, по Бытию – история разделения, для того, чтобы отделенный святой народ смог начать свой нелегкий путь к слышанию Бога Живого, до той поры, когда Он Сам станет посреди народа Своего на «месте равне» (Лк.6:17) и разделит Своим явлением тех, кто узнал в Нём Мессию, и тех, кто не узнал.

«…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:3-5).

Об Авеле и его таинственной праведности сказано мало. Он принят Богом вопреки всему – вопреки тому, что он – не первенец, вопреки тому, что в самом его имени мать его, столь окрыленная рождением первенца-Каина, выразила все постигшее ее разочарование. Как Каин – не обетованное семя жены, так и брат его младший тем более, тщета и пар, и уж на него нельзя надеяться. Если Каин, «человек от Господа» (Быт.4:1), потерпел неудачу, и не вернул весь человеческий род силой своего разума и хитрости в Эдем, не исхитрился угодить Богу, то куда уж Авелю с его овцами!

Но Бог судил иначе, и потрясению Каина не было предела. Рассказ Книги Бытия таинственен и сложен для истолкования, но ясно, что он словно концентрируется на личности Каина – старшего брата. Словно в начинающемся помешательстве, слышит Каин слова Бога – издалека, из дальней прохлады рая, слова, которыми Бог пытается защитить его.

«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7)

Один из переводов этого места звучит так: «Он [грех] тебя вожделеет, ты будешь владыкой его» (Быт. 4:7)

…Человека очень сложно защитить. Для этого Богу надо умереть. Но время еще не пришло…

Каин слышит слова Божии, но его ум, привыкший уже видеть не любящего Бога, а созданного по своим представлениям идола, дарующего власть, понимает их страшно и разрушительно для обоих братьев.

«Ты господствуй над ним» – слышит Каин, и говорит Авелю странные слова.

Может быть, Каин чувствовал некий восторг и воспринимал его, как божественное откровение. Все дано Каину для господства – даже праведность Авеля! В самом деле, для чего еще нужен младший, неказистый брат, как не для великого дела брата старшего, который, быть может, именно так исполнит надежду матери, станет освободителем и долгожданным «семенем жены», возвращающим в потерянный рай?! Его жертва мала – значит, Богу угодно усилить ее, отдав самого Авеля, угодного Богу с его жертвами! Какой блестящий и страшный парадокс! Переступить через человеческую, через братскую кровь может только человек великий, незаурядный, спаситель всего человечества! Им и хотел стать Каин. И он заколол Авеля.

И сказал Господь:

«Что ты сделал?»(Быт.4:10)

Каин осознает, что он сделал. Но он не накладывает на себя рук – его долгая будущая жизнь в страхе и душевном смятении закончится тем, что он, как говорили некоторые древние толкователи, будет убит своим потомком Ламехом – тот примет несчастного скрывающегося в чащобе человека за лесного зверя…

Кажется, что спасение человечества утрачено навсегда. Если кто и мог спасти его, так это неотмирный Авель или кто-то от семени его. Но у Авеля не осталось семени. Сиф, родившийся вместо Авеля у первозданной четы, слишком крепко стоял на земле в своем благочестии не выходя из разумных рамок – он не стремился уже спасать мир, он был благоразумен. Адам и Ева с тоской понимали, что такого, как Авель, больше на земле не будет. И даже вознесенный Енох не был страдальцем-жертвой, целиком отдавшей себя – нет, не жестокости брата, а таинственному зову Бога, который стремился сойти на землю, чтобы разделить его смерть, и – пока не мог.

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51).

Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» – соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком.

Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев…

И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.

Секиру – к корню! Родит ли
пустыня манну и мед?
Сын Авраамов молитвы
и жертвы за грех принесет.

Но что-то под солнцем стало
не так, как века назад:
руку положит на рало
неузнанный младший Брат,

землю вывернет плугом,
кровью агнчей польёт,
морем, севером, югом
брата ища, пройдет.

Смирны полны и нарда
ризы Его и глава.
Исполнит всякую правду,
иcполнятся жен слова.

Расступятся скалы. Крины
в песках зацветут навек.
Единственный Сын Марии,
От Господа – Человек.

После того, как Адам и Ева были изгнаны из Эдема, у них родились сыновья – Каин и Авель.

Братья честно трудились, Каин занимался земледелием, а Авель скотоводством.

История братьев

История братьев известна, наверное, всем, она повествует о жизни первых людей, детей Адама и Евы вне рая, а также о первом убийстве, предательстве и обмане. Согласно библии Каин стал первым убийцей на земле, а его брат – Авель, первой убитой жертвой.

Каин и Авель приносили Богу дары, плоды своих трудов. Авель уважал Бога и любил его, поэтому приносил дары от чистого сердца. А Каин не любил Бога, поэтому его дары не были благодатными, он давал их, потому что так нужно было. Тогда Господь отверг жертву Каина, понимая, что она не от чистого сердца дарована.

Каин озлобился на брата, ведь Господь его любит больше, так он подумал. Тогда он убил брата камнем. Убийца пытался скрыть свой грех, тем самым только усугубив ситуацию. Бог надеялся, что Каин покается, осознает свой грех, тогда он будет прощен, но этого не случилось.

Из-за убийства старший брат был проклят и изгнан в землю Нод. Бог лишил его силы, а чтобы он честно нес свое наказание, сделал знамение, в котором говорилось, что любой, кто лишит Каина жизни и мучений, будет жестоко отомщен.

Эта история дошла до нас в различных 24 интерпретациях, она подробно описана в Книге Бытия, в 4 главе. Самая старая версия пересказа истории о жизни и смерти Каина и Авеля датируется первым веком до нашей эры. Она зафиксирована в Курманских рукописях.

Некоторые ученые связывают эту историю с древними шумерскими сказаниями, где повествуется о ссорах между земледельцами, которые из года в год ухаживали и облагораживали землю, и скотоводах, которые кочевали по плодородным землям, чтобы прокормить свой скот.

Родители Каина и Авеля

Согласно библии, братья являются детьми первых грешников, изгнанных из рая – Адама и Евы.

Но это не единственная версия, так в каббале Каин считается сыном Евы и Самаэля, который был ангелом. В гностицизме матерью Каина также называется Ева, а вот отцом его признан сам сатана.

На ком женились Каин и Авель

Если кроме Адама и Евы, и их детей не было людей, то на ком женились братья, как из одной семьи появились народы и нации? По одной версии женой Каина была его родная сестра Аван, а по другой супругой ему стала рожденная вместе с ним Сава, так же сестра его.

Известно, что у Каина был сын – Енох, в его честь отец назвал ранее основанный город. Семья Каина просуществовала в 7 поколениях, род прервал потом, который они не пережили.

На основе рукописей Еноха, существует мнение, что дух Авеля преследовал род своего брата. Авель, лишенный жизни своим братом, стал мучеником и жаловался на Каина и весь его род, пока тот не вымер.

Как умер Каин

Существует несколько версий обстоятельств, из-за которых Каин лишился жизни. По первой, он лишился жизни в собственном доме, был погребен под камнями, когда его дом разрушился. Был убит тем, чем убил младшего брата.

По закону справедливости, то зло, которое мы совершаем ближнему, вернется к нам в несколько раз сильнее. Когда он умер, по некоторым сказаниям, ему было 860 лет.

По другой версии ему не удалось спастись от потопа. В писаниях говорится, что каждый год Бог посылал ему испытания, в наказание за его грех, и много раз спасал его от воды и потопа. Но во время всемирного потопа Бог смиловистился и позволил Каину умереть, чтобы он наконец обрел покой.

Третья версия связана с его потомками. Существует легенда, что Каин был убит своим родственником Ламехом, он был слепой, но очень любил охотиться. На охоту он брал с собой сына, который направлял его руки в сторону добычи. У Каина на голову были рога, поэтому издалека между двух холмов, мальчик принял его за животное и направил оружие отца в его сторону.

Стрела достигла цели, когда они подошли, мальчик сказал, что ошибся и по описанию Ламех узнал своего предка. Тогда он убил и мальчика своими сцепленными в замок руками.

Значение имени Каин

Существует 2 значения этого имени. От древнееврейского корень «кана» означает произвести на свет. По библии именно эта значение и имелось, ведь Ева сказал, что она произвела человека.

По второй версии берется корень «кина», который переводится как зависть. Сейчас можно услышать, что предавших людей называют каином, именем, которое в подобных случаях стало нарицательным.

Земля, где нашел приют Каин

После того, как Бог проклял Каина, он ушел в землю Нод, что была на востоке от Эдема. Некоторые толкователи, которые пытались связать Нод с известными нам землями, предполагают, что это могла быть Индия.

Существует одна легенда, которая рассказывает о том, что Бог послал Каина на луну, чтобы он мог наблюдать оттуда все радости земной жизни, но не мог к ним прикоснуться и почувствовать. В полнолуние, если посмотреть внимательно на луну, можно различить силуэт Каина, убивавшего Авеля.