Юродивая исидора.

Сегодня память: апостола Симона Зилота. Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана (Кирина), Онисима, Еразма и иных (III). Мч. Исихия Антиохийского и прп. Исидоры юродивой, Тавенской (IV). Блж. Таисии Египетской (V). Свт. Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского (XIII). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI).

Прославляется икона Божией Матери «Киево-Братская».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с житиями двух святых женщин, пример которых особенно обличает такой распространенный грех, как осуждение.

Преподобная Исидора, Христа ради юродивая, подвизалась в Тавенском монастыре в Египте в IV веке. Девица Исидора приняла на себя подвиг юродства, вела себя как безумная и не вкушала пищи вместе с сестрами обители. Многие из насельниц относились к ней с презрением и осуждением, но Исидора переносила это с великим терпением и кротостью, благодаря Бога за все. Она трудилась в трапезной и исполняла по монастырю самые грязные и трудные работы, очищая обитель от всякой нечистоты. Преподобная Исидора покрывала голову простой тряпкой, а вместо вареной пищи питалась водой, в которой мыла котлы и посуду. Никогда не гневалась, никого не оскорбляла словом, не роптала на Бога и сестер и была молчалива.

Однажды монах-пустынник, преподобный Питирим, имел видение. Ему явился Ангел Божий и сказал: «Иди в Тавенский монастырь. Там увидишь сестру, носящую на голове тряпку. Она служит всем с любовью и переносит безропотно от них презрение. Сердце же ее и мысли всегда пребывают с Богом. А ты сидишь в уединении, но мыслью обходишь всю вселенную».

Старец отправился в Тавенский монастырь, но среди собравшихся сестер не нашел указанной ему в видении. Тогда привели к нему Исидору, почитаемую за бесноватую. Исидора упала к ногам старца, прося его благословения. Но преподобный Питирим сам поклонился ей до земли и сказал: «Сперва ты благослови меня, честная мать!» На удивленные вопросы сестер старец отвечал: «Исидора выше всех нас перед Богом!» Тогда сестры стали каяться, исповедуя все оскорбления, нанесенные ими Исидоре, и просили у нее прощения. Святая же, тяготясь нежданной для нее славой, тайно скрылась из обители, и дальнейшая судьба ее осталась неизвестной. Предполагают, что она скончалась не позднее 365 года.

В этом житии мы видим, сколько напрасного осуждения было в сестрах Тавенского монастыря, хотя осуждали они святую подвижницу. А теперь перейдем ко второй поминаемой сегодня святой.

Святая Таисия жила в Египте веком позже, в V веке. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, она сначала вела благочестивую жизнь, посвящая себя благотворительности и помощи больным. Нередко в ее доме останавливались иноки, приходившие из пустыни в город для продажи своих корзин. Таисия пользовалась всеобщей любовью и уважением.

После нескольких лет усердной благотворительной деятельности имение Таисии истощилось, и она стала нуждаться. Тогда она познакомилась с некоторыми неблагочестивыми людьми и подпала под дурное влияние. Ее жизнь становилась все более и более беспорядочной. Конечно, многие осуждали ее за такое падение.

Иноки пустынного скита, посещавшие раньше Таисию, узнав о такой перемене, произошедшей с нею, опечалились. Призвав своего авву, Иоанна Колова, они попросили его посетить ее. Авва Иоанн пришел к Таисии, сел возле нее, взглянув ей пристально в глаза, приклонил потом голову и начал горько плакать. Таисия смутилась и спросила старца: «Авва, что ты плачешь?» Он ответил: «Вижу, что сатана играет на лице твоем, и как мне не плакать? Чем не понравился тебе Иисус, что ты обратилась на противные Ему дела?» Она, услышав это, затрепетала и воскликнула: «Отец! Есть ли для меня покаяние?» Он ответил: «Есть!». «Тогда веди меня куда знаешь», - сказала она ему и, встав, вся в слезах пошла вслед за ним.

Авва Иоанн удивился только, что перед уходом Таисия не распорядилась, что делать с ее имуществом и вещами, и даже ни с кем не попрощалась. Когда они достигли пустыни, уже смеркалось. Авва Иоанн сделал для Таисии возглавие из песка и в некотором расстоянии такое же другое для себя. Оградив ее возглавие крестным знамением, сказал: «Здесь усни», а сам, исполнив свои молитвы, тоже прилег.

Утром старец начал будить Таисию, но тут он обнаружил, что она уже мертва. Старец сильно опечалился, думая, что душа Таисии погибла, так как она не успела покаяться, причаститься и стать инокиней. Тогда услышал он голос: «Один час ее покаяния принят более долговременного покаяния других, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения». Так Господь открыл авве Иоанну, что Бог простил Таисию за искренность и решительность ее раскаяния.

Братья и сестры, и вот мы видим во втором житии, что святая Таисия действительно была достойна осуждения за свое падение и нечестивую жизнь, но ее покаяние перед кончиной изгладило все прегрешения. А значит и любое осуждение ее, когда она еще была во грехе, тоже было напрасным. Итак, перед нами два примера. Преподобная подвижница - осуждаемая напрасно и падшая грешница, достойная осуждения, но очистившаяся кратким, но усердным покаянием. Те, кто осуждали святую Исидору, - грешили осуждением настоящей святой, те, кто осуждали святую Таисию, - грешили осуждением будущей святой. Так какой вывод напрашивается нам? Любое осуждение - грех. Ведь кого бы мы ни осуждали, мы не знаем ни внутренней жизни человека, ни будущего его покаяния. Кто знает, может быть, тот, кого мы осуждаем сегодня, через годы будет возносить перед Престолом Божиим молитвы за нас грешных? Это для нас урок.

Преподобные матери Исидоре и Таисие, молите Бога о нас!

Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!

Диакон Михаил Кудрявцев

4 апреля - День святого Исидора, которого Ватикан официально объявил покровителем Интернета и компьютеров. В последние годы именины этого святого отмечают компьютерщики не только католических стран: многим исследователям Интернета других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Католический cвятой Исидор, епископ Севильский (560-636), получил известность благодаря любви к наукам. Происходил он из семьи знатного римлянина и дочери вестготского короля, в юности получил блестящее риторическое образование. В 30 лет, после смерти старшего брата Леандра, наследовал епископскую кафедру в испанском городе Севилье.

Епископ Исидор был одним из самых плодовитых писателей раннего Средневековья. Ему принадлежит несколько десятков сочинений, среди которых исторические произведения "История королей готов, вандалов и свевов", "О рождении и смерти отцов", "О сиятельных мужах"; трактаты естественнонаучного характера "О порядке творений", "О природе вещей"; назидательные сборники "Сентенции", "Синонимы", "Некоторые аллегории Священного писания", "Книга чисел", церковные и монастырские правила, обширная переписка с современниками.

Особое место не только в наследии епископа Севильского, но и в средневековой культуре вообще занимают его "Этимологии" в 20 книгах - первая всеобъемлющая энциклопедия Средневековья, содержащая сведения, которые должен был знать каждый образованный человек. Это грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина, право и другие науки. В течение многих веков эта энциклопедия была для Европы сводом программных знаний, поэтому святой Исидор издавна считается покровителем учеников и студентов.

В 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета. Епископ был выдвинут в качестве соискателя на эту должность наряду со святой Теклой и святым Педро Регаладо, также выходцем из Испании.

Святой Педро Регаладо, живший в XV столетии, прославился тем, что якобы сумел появиться в одно и то же время в двух разных монастырях, удаленных друг от друга на 77 километров. Суть этого чуда во многом схожа с тем, как сейчас один человек может практически мгновенно "появиться" в любой точке мира с помощью Интернета.

Сторонники избрания покровителем Интернета каталонки святой Теклы считают, что молитвы о разрешении всех компьютерных проблем, ниспосланные именно ей, чрезвычайно действенны. Она особо милостива к приносящим покаяние злостным спамерам и любителям ворованного софта.

Однако защитником виртуальной реальности был избран Исидор Сивильский. Теперь его именины отмечают не только компьютерщики католических стран: многим исследователям Интернета и знатокам компьютеров других религиозных конфессий приятно иметь своего покровителя.

Ватикан впервые приобщился к Интернету в 1996 году, тогда был создан сайт vatican.va. Веб-серверы этого сайта работают на трех компьютерах, названных в честь архангелов Рафаила, Михаила и Гавриила.

Помимо официального заступника, католики имеют также и специальную "Молитву перед выходом в Интернет". Не так давно на католическом ресурсе www.catholic.org появился ее текст:

Всемогущий и вечный Боже,

Кто создал нас по Своему подобию

И повелел нам искать всего, что есть благого, истинного и прекрасного,

Наипаче в божественном образе

Твоего Единородного Сына, Господа нашего, Иисуса Христа,

Позволь нам молить Тебя

Через заступничество Святого Исидора, епископа и доктора,

Чтобы в наших странствиях по Интернету

Мы устремляли бы наши руки и глаза

Лишь к тому, что угодно Тебе,

И проявляли бы доброжелательность и терпение

Ко всем душам, кого ни встретим.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, аминь.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Находившемся в Фиваиде, среди прочих сестер подвизалась и одна девица, по имени Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя как глупая и помешанная, почему и была в столь великом презрении у прочих сестер, что ни одна из них никогда не вкушала пищи вместе с нею. Она была всеми унижаема и оскорбляема, но свой подвиг Исидора выдерживала с великим терпением, всегда благодаря и хваля Бога.

Исидора постоянно трудилась в поварне монастырской, служа всем сестрам и исполняла все монастырские работы, не гнушаясь самыми трудными и грязными. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистоты. Так трудилась преподобная постоянно, от утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая плоть свою.

Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить пред окружавшими ее сестрами свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: «если кто думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» ()

Всех сестер в монастыре том было сорок, и все они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь; Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она когда-либо ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту самую воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда преподобная не оскорбляла никого словом, никогда не гневалась ни на кого, никогда не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании; никогда она не вела ни с кем ни длинной, ни короткой беседы и вообще ни с кем не разговаривала, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.

После того, как преподобная Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, было о ней откровение Питириму, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне, мужу весьма добродетельному. Ему явился ангел Господень и сказал: «Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную, угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Если желаешь видеть такую женщину, то иди в Тавеннисийский женский монастырь; здесь встретишь ты одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку; эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это, никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города».

Питирим тотчас же отправился в Тавеннисийский женский монастырь Дойдя до мужского монастыря, находившегося в Тавеннисах, Питирим попросил настоятеля этого монастыря дать ему проводников, которые могли бы довести его до монастыря женского. Так как Питирим был известен здесь своими подвигами, то ради его подвижнического жития, а также и ради его старости, настоятель дал ему проводников из братии, которые с осторожностью и любовью перевезли его через реку, разделявшую два монастыря – мужской и женский, и привели его к женскому монастырю.

Придя в монастырь, преподобный отправился прежде всего в храм монастырский. Сотворив здесь обычную молитву, Питирим попросил всех сестер собраться к нему так, чтобы он мог всех их видеть. Все сестры собрались, кроме Исидоры. Не видя той самой сестры, о которой ему было извещение от ангела и ради которой он пришел сюда, старец сказал:

– Приведите ко мне всех сестер, потому что, думается мне, здесь нет одной.

Сестры же отвечали ему:

– Вот мы все здесь предстоим честному лицу твоему.

Но старец сказал:

– Здесь нет одной, о которой мне было откровение от ангела Божия.

Тогда сестры сказали:

– Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата.

Старец же сказал.

– Приведите и эту сестру ко мне, чтобы я мог видеть ее, так как ради ее я и пришел сюда.

Сестры отправились за ней и сказали ей, что ее зовет старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом о откровении, бывшем от ангела старцу.

Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою, сказав:

– Честный отец Питирим зовет тебя.

Когда Исидора была приведена к старцу, то сей последний, увидав ее и поняв, что это была именно та сестра, о которой ему поведал ангел, пал к ногам ее со словами:

– Благослови меня, честная мать!

Но Исидора сама упала к ногам его и сказала:

– Ты меня благослови, честный отец!

Увидя все это, сестры весьма удивились и сказали старцу:

– Да не будет тебе такого бесчестия, честный отец! Ведь эта сестра – помешанная.

Блаженный же Питирим сказал им:

– Может быть вы все помешанные; но эта сестра более меня и вас всех угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в День Судный.

Услыхав это, все сестры пали пред старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили ей ежедневно. При этом одна из сестер говорила:

– Я всегда ее бранила.

– Я выливала на нее помои.

– Я била ее рукой.

Четвертая:

– Я палкою ударяла ее.

И прочие сестры поведали старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.

Честный же старец Питирим вместе с преподобною Исидорою вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Затем Питирим достаточное время поучал сестер и беседовал с ними ради душевной пользы их, и, наконец, возвратился на место подвигов своих, хваля и славя Бога, сподобившего его видеть укрываемую от всех рабу Свою.

Преподобная же Исидора, не желая принимать почтения от сестер, вскоре после того, как ушел старец, вышла тайно от всех из монастыря того и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины.

Такова была жизнь утаенной от всех угодницы Божией, которая служила Господу тайно от всех под покровом своего юродства. За это она воспримет награду от Господа на небесах явно, пред очами всех ее небесных сограждан; водворившись с ними, она прославляет Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице .

В Верхней Фиваиде египетским подвижником, святым Пахомием Великим (память 15/28 мая ), был основан женский Тавеннский монастырь. Поводом к основанию этого монастыря было желание сестры Пахомия подвизаться отшельнической жизнью. Избранное для обители место называлось Мен и находилось на берегу Нила, тогда как мужской монастырь Пахомия Великого был расположен на острове, посреди Нила. Святой Пахомий дал отшельницам строгий, почти одинаковый со своим монастырем, устав.

В этой обители среди прочих сестер подвизалась и одна девица, по имени Исидора, принявшая на себя подвиг юродства. Она вела себя, как глупая и помешанная, и потому была в великом презрении у прочих сестер. Исидора была всеми унижаема и оскорбляема, но свой подвиг выдерживала с великим терпением, всегда благодаря и хваля Бога.

Блаженная постоянно трудилась в поварне, служа всем сестрам, и исполняла все монастырские работы, не гнушаясь самыми трудными и грязными. Она своими руками очищала монастырь от всякой грязи и нечистоты. Так трудилась преподобная постоянно, от утра до ночи, не предаваясь покою даже и на час, всегда измождая плоть свою. Иногда Исидора притворялась как бы бесноватой, дабы утаить пред окружавшими ее сестрами свои добродетели. Таким образом на ней исполнялось апостольское слово: если кто думает быть мудрым в веке этом, тот будь безумным, чтоб быть мудрым (1 Кор. 3:18).

Сестер в монастыре том было 40, и все они, согласно правилам монастырской жизни, носили на головах своих куколь. Исидора же покрывала голову свою простой тряпкой. Никто никогда не видал, чтобы она когда-либо ела кусок хлеба или сидела за столом и вкушала вареную пищу, потому что она собирала крошки, падавшие со стола, и питалась ими; вместо вареной пищи Исидора вкушала ту самую воду, которой мыла горшки и котлы. Никогда преподобная не оскорбляла никого словом, не гневалась ни на кого, не роптала на Бога, но всегда пребывала в молчании; никогда ни с кем не разговаривала, несмотря на то, что другие сестры ее часто и били, и злословили.

После того, как преподобная Исидора провела достаточное число лет в таких подвигах, было о ней откровение Питириму, подвизавшемуся в близлежащей Порфиритской пустыне, мужу весьма добродетельному. Ему явился Ангел Господень и сказал: “Для чего ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным, пребывая в этом пустынном месте? Желаешь видеть женщину, более тебя добродетельную и угодившую Богу своими подвигами более, нежели ты? Иди же в Тавеннский женский монастырь; здесь встретишь одну сестру, носящую на голове своей вместо куколя тряпку. Эта сестра угодила Богу своими подвигами более тебя, так как, живя всегда среди других сестер и служа всегда всем с любовью, она находится в презрении у всех; но несмотря на это, никогда она своим сердцем не отлучается от Бога, равно как и ум ее всегда погружен в мысль о Боге. А ты, пребывая здесь в уединении и никогда не уходя отсюда, умом своим обходишь все города”.

Питирим тотчас же отправился в путь. Дойдя до мужского монастыря, находившегося в Тавеннисах, Питирим попросил настоятеля этого монастыря дать ему проводников, которые могли бы довести его до монастыря женского. Так как Питирим был известен здесь своими подвигами, то ради его подвижнического жития, а также и ради его старости, настоятель дал ему проводников из братии, которые с осторожностью и любовью перевезли его через реку, разделявшую два монастыря, мужской и женский, и привели его к женскому Тавеннскому монастырю.

Придя в обитель, преподобный отправился прежде всего в храм монастырский. Сотворив здесь обычную молитву, Питирим попросил всех сестер собраться к нему так, чтобы он мог всех их видеть. Все сестры собрались, кроме Исидоры. Не видя сестры, о которой ему было извещение от Ангела и ради которой он пришел сюда, старец сказал: “Приведите ко мне всех сестер, потому что, думается мне, здесь нет одной”. Сестры же отвечали ему: “Вот мы все здесь предстоим честному лицу твоему”. Но старец сказал: “Здесь нет одной, о которой мне было откровение от Ангела Божия”. Тогда сестры сказали: “Мы все здесь, честный отец; здесь нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупая и бесноватая”. Старец же сказал: “Приведите и эту сестру ко мне, чтобы я мог видеть ее, так как ради нее я и пришел сюда”.

Сестры отправились за Исидорой и сказали ей, что ее зовет старец. Но она не хотела идти, так как разумела духом об откровении, бывшем от Ангела старцу. Тогда сестры, схватив ее, силою повлекли за собою.

Когда Исидора была приведена к старцу, то он, поняв, что это была именно та сестра, о которой ему поведал Ангел, пал к ногам ее со словами: “Благослови меня, честная мать!” Но Исидора сама упала к ногам его и сказала: “Ты меня благослови, честный отец!”

Увидя все это, сестры весьма удивились и сказали старцу: “Да не будет тебе такого бесчестия, честный отец! Ведь эта сестра - помешанная”.

Блаженный же Питирим сказал им: “Может быть, вы все помешанные; но эта сестра более меня и вас всех угодила Богу; она всем нам мать, и я буду молить Господа, дабы сподобил Он меня одной участи с нею в день судный”.

Услыхав это, все сестры пали пред старцем и со слезами поведали ему о всех оскорблениях, которые они наносили ей ежедневно. При этом одна из сестер говорила: “Я всегда ее бранила”; другая: “Я выливала на нее помои”; третья: “Я колотила ее рукой”; четвертая: “Я палкой била ее”. И прочие сестры поведали старцу о многих других оскорблениях, которые они наносили преподобной. Падая ниц пред Исидорой, все они просили у нее прощения.

Честный же старец Питирим вместе с преподобной Исидорой вознес к Богу усердную молитву о сестрах, дабы простились грехи их. Затем Питирим достаточное время поучал сестер и беседовал с ними ради душевной пользы их, и, наконец, возвратился на место подвигов своих, хваля и славя Бога, сподобившего его видеть укрываемую от всех рабу Свою.

Преподобная же Исидора, не желая принимать почтения от сестер, вскоре после того, как ушел старец, вышла тайно от всех из монастыря того и подвизалась в никому неведомых местах до самого дня своей кончины. Такова была жизнь угодницы Божией, которая служила Господу тайно от всех под покровом своего юродства. За это она воспримет награду от Господа на небесах явно, пред очами всех ее небесных сограждан; водворившись с ними, она прославляет Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого Бога в Троице. Кончина же святой Исидоры последовала в конце IV века.

Исидора была монахиней в Тавеннийском монастыре в Египте . Она покрывала свою голову старым тряпьём и вела себя таким образом, что долгое время считалась душевнобольной среди других обитательниц монастыря. Вследствие этого, святая терпела насмешки и унижения.

Однажды отшельнику Питириму было видение ангела, который повелел ему «найти избранный сосуд Божьей благодати» по «венцу, сияющему над её головой». Придя в Тавеннийский монастырь, Питирим увидел венец над головой Исидоры и признал её избранность и святость. После этого все обитатели монастыря со слезами на глазах и на коленях принялись каяться перед Питиримом в неподобающе пренебрежительном отношении к Исидоре, которая кротко переносила все унижения и испытания.

Через несколько дней святая Исидора тайно покинула монастырь, чтобы избежать извинений и почитания со стороны других монахинь. Последующий период её жизни остался в неизвестности .

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святая Исидора" в других словарях:

    Тавеннийская (или Исидора Тавенская) христианская монахиня и святая, одна из первых юродивых, жила в IV веке. Почитается в лике преподобных, память в Православной церкви 10 мая (по юлианскому календарю). Исидора была монахиней в… … Википедия

    - (также Исидора Тавенская или Исидора Египетская) христианская монахиня и святая, одна из первых юродивых, жила в IV веке. Почитается в лике преподобных, память в Православной церкви 10 мая (по юлианскому календарю). Исидора была монахиней в … Википедия

    ИСИДОРА - [греч. ᾿Ισιδώρα] (IV в.), прп. (пам. 10 мая; пам. греч. 1 мая). Рассказ о ней содержится в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского (Palladius. Lausiac. § 41 42). В греч. тексте святая не названа по имени, имя Исидора появилось в лат. переводе и в … Православная энциклопедия

    - «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία … Википедия

    Кафедральный собор Толедо, центр современной практики мосарабского обряда. Капелла справа с восьмиугольным куполом специально устроена для служения по мосарабскому чину Мосарабский обряд, испанский обряд, вестготский об … Википедия

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    ГРИГОРИЙ СИНАИТ - [греч. Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης] (ок. 1275, сел. Кукул, близ Клазомен, М. Азия 27.11.1346 (?), Парория, в сев. части совр. хребта Странджа (Истранджа)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в.,… … Православная энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Святая София» перенаправляется сюда; о православной святой существует отдельная статья см. Вера, Надежда, Любовь и их мать София. У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор … Википедия