Урок я и мое имя. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия " Мое имя"

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

«Поляна имен» (коллективная работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

Закрепляются понятия «тезка», «отчество».

Литература.

  1. Составитель О.Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. Москва, 2008.
  2. Г. Квита, В.Миронов. Словарь имен. Москва, 1998.
  3. Б.Ю. Хигер. Как назвать ребенка. Москва, 1996

Это занятие для детей 4 класса с ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Дать детям знаним о том, что у каждого человека ест имя, отличающее его от других людей.

Имя играет большую роль в жизни человека. Без имени нельзя жить. Рассказать удивительную историю о жизни имени на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я и моё имя.

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей.

Задачи:

  1. обучить детей правильно и полно называть имена;
  2. развивать кругозор, внимание, любознательность;
  3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;
  4. коррекция всех мыслительных процессов.

Необходимые материалы: цветы, божья коровка, цветы, фломастеры, клей, картины Дюймовочки, Айболита, Снегурочки, Незнайки, Белоснежки, спокойная музыка, стулья (по числу детей 11), солнечные лучики с расшифровкой,

Ход работы. Приветствие

«Здравствуйте, ребята! Видите как хорошо нам, когда звучит наше приветствие. Приятно проводить занятие в дружном классе. Улыбнёмся друг другу и пожелаем мысленно здоровья, добра и счастья. Сегодня прекрасный солнечный день, яркое солнце заглядывает к нам в окна, у всех хорошее настроение! Детям предлагается передавать по кругу сердечко со словами: “(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!” (каждый ребенок называет имя одноклассника) . Молодцы! А сейчас устраивайтесь поудобнее, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну, так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Вот до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Тема нашего занятие «Я и моё имя». Мы должны узнать, что такое имя для чего она нам нужна.

Внимательно послушайте загадку, и догадайтесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого).

Правильно, имена помогают отличать одного человека от другого.

Игра «Расшифруй слово»

У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена).

Замечательно. Ух, какие вы догадливые! Молодцы, ребята, всё угадали У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей) Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

(Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь).

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами.. Ваши имена звучат по- разному. Например: Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Алеша, как зовут твоего папу? (Гена). Значит, твое отчество Геннадьевич – Алексей Геннадьевич. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. Ребята, а вы знаете, что означает слово «тезки»? (Ответы ребят.)

Правильно! Тезки – это люди с одинаковыми именами. Кто носит ваше имя? (Алексей Толстой, Леонид Гайдар, Владимир Путин, Егор Кончаловский, Ольга Дроздова, Любовь Орлова, Людмила Зыкина, Владислав Варсонофьевич и т.д.)

Физминутка.

1, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную).

По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим).

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево).

И на корточки присели. (Присесть на корточки).

Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться, руки вверх).

И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину).

А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте).

И похлопаем все вместе (Хлопки в ладоши).

Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка.

Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дюймовочка- очень маленькая девочка, всего рост с дюйма.

Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу: (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу?

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья . И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Вы учитесь в одной школе, в одном классе. Я расскажу вам, что приключилось в одном классе.

Упражнение "Закончи рассказ". Жила-была девочка. Имени я ее не помню. Только произошла с ней такая история. Играли девочки вместе во дворе и поссорились. Одна из них даже перешла в другую школу. Стали ей девочки и мальчики дружбу предлагать. Подойдет один - девочка говорит: "Не буду с тобой играть, ты - тощий, как велосипед!", другому сказала:" У тебя шея, как у жирафа!", девочке с голубыми глазами и светлыми волосами сказала, что она белобрысая. Ларису назвала "крысой", Олега - "очкариком", а дальше-больше. В классе появился Вовка - морковка, Олька - полька и т. д.

Всем было неприятно, когда девочка давала прозвища. У каждого есть имя, данное ему при рождении. Ребята, никогда никого не обзывайте.

Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садится на стульчик.

Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?

Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.

Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении. Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал! Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать? Ребята, давайте вспомним, как обычно зовут домовых в сказках или мультфильмах?

Дети: Кузя, Нафаня и т.д.

Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе твое имя?

Кузя: Очень, нравится. Спасибо вам, ребята!

Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя "Кузя". Что же оно обозначает? Давайте к каждой букве имени подберём слова, обозначающий признаки.

Дети:

К - культурный, красивый

У - умный, уважаемый

З - заботливый, знающий

Я - яркий, ясный.

Вот видишь, Кузенька, сколько замечательных слов мы подобрали в твой адрес. А ещё Кузя я хочу тебе сказать, что твоё имя Кузя, Кузьма – греческое имя, и в переводе на русский язык означает «украшение».

Кузя: Вот это да! Я теперь всем расскажу про своё имя! Оно такое замечательное!

А ведь ваши имена тоже что-то означают. Сейчас вы представите свое имя. По - одному будете искать лучик от солнышка, на котором написано ваше имя, называть, что оно означает и прикреплять к солнышку. А Кузя будет наблюдать, как вы будете работать.

Алексей – помощник, защитник, Егор – земледелец, Ольга – святая, Артемий – здоровый; Владимир – владеющий миром; Даниил– мой бог, Люда- людям мила, Владислав- владеющий славой, Никита – победитель , Леонид- Любовь-

Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши имена в нашей группе.

Оглянитесь вокруг, на нашей чудесной поляне чего не хватает? Правильно, цветов. Предлагаю вам сейчас наклеить ромашки с вашими именами. Напишите, своё имя по-разному. Какое имя вам больше всех нравится, посадите божью коровку.

Посмотрите, расцвела наша земля от ваших ласковых имен, от радости встреч с вами. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимаю всех) А давайте сплетём веночек! (обнимаю детей, стоящих рядом, за талию, дети делают тоже самое). Вот какой веночек получился. Нравится вам? А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми.

Вывод: Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что такое имя? Что означает твое имя? Как будем обращаться друг к другу? (по имени, никаких кличек).


Развивающее занятие для старших дошкольников "Знакомство. Я и моё имя"

Автор : Болдарева Светлана Александровна, педагог-психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтёрск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам-психологам дошкольных учреждений. Развивающее занятие содержит разнообразные упражнения и игры. Основная цель: создать положительный эмоциональный климат в группе, сплочение детского коллектива; развивать позитивный образ «Я», познавательный интерес.
Тема . «Знакомство. Я и моё имя».
Цель :
- создать положительный эмоциональный климат в группе, сплочение детского коллектива;
- развивать позитивный образ «Я», внимание, мышление, речь;
- воспитывать отзывчивость, чувство единства.
Оборудование : мяч, стул, листы бумаги, фломастеры, карандаши, шаблоны: звёздочки, цветочки, лучики.
Ход занятия
Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель : создать комфортную атмосферу для каждого ребёнка, знакомство с детьми.

Упражнение проводится в кругу. Каждый ребёнок называет своё имя (по желанию рассказывает о себе).

Игра «Волшебный стул»
Цель : формировать самосознание, повысить саомоценку.
Педагог-психолог бросает мяч одному из детей, кто поймает садится на «волшебный стул» и говорит о себе хорошие, ласковые или приятные слова. Игра продолжается, пока все дети не побывают на «волшебном стуле».

Этюд «Солнышко»
Цель : тренировка творческого воображения, создание позитивного настроения.
От ласковых имён стало тепло, как от солнышка. Давайте мы все попробуем превратиться в солнышко и согреем друг друга.
Каждый день всходит Сонце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошёл отдыхать и по пути постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось.
А Солнышко сладко спит.
Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать.
Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки.
Но время не ждёт. Надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати.
Умыло глазки, ротик, щёчки.
Взяло расчёчку и расчесало свои золотые волосы-лучики. Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко расправило своё платице и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Творческое задание «Таких, как я - больше нет!»
Цель: развивать мелкую моторику, осознание личности.
Педагог-психолог предлагает украсить свое «Я» (ладошку): звёздочками, цветочками, лучами.

Упражнение «Прощание»
Цель : объединить детей, создать доброжелательную атмосферу.
Дети передают улыбку по кругу и говорят «До новых встреч».

анна теренина
«Я и мое имя». Конспект игрового занятия в средней группе

Цель :

Формировать понятие о передачи информации о человеке через его имя, рассказать о том, что означают те или иные имена; упражнять в счете в пределах 5, уметь ориентироваться в пространстве; прививать любовь и гордость к своему имени.

Предварительная работа :

Беседа : ” Зачем человеку имя?”

Материал к занятию :

1. детская энциклопедия

2. муляжи и игрушки с изображением пресмыкающихся.

3. значки с надписями имен.

4. спортивный инвентарь для прохождения препятствия : ”воротики”, ” лесенка”, кубы.

5. карта, со схематическим изображением игровой комнаты с маршрутом” пути” от игровой комнаты до спальни .

6. игрушка Баба Яга

Ход занятия:

Утром воспитатель с ребятами приводят в порядок игрушки на полках и как бы случайно обнаруживают шкатулку. Привлекаем внимание остальных детей.

Воспитатель :

Ребята, вы не знаете что это за шкатулочка?

Дети предлагают открыть ее и посмотреть, что там внутри. Открываем видим записку и карту. В записке нам предлагают пойти по указанному маршруту, чтобы узнать много интересного, нового и сказочного. По карте отсчитывают шаги, педагог помогает правильно ориентироваться в комнате. По пути нам попадаются пауки и змеи (резиновые игрушки) . Преодолеваем ”препятствие” из модулей (проползаем в ” воротики ” или под аркой) ”. В это время звучит тревожная музыка. Затем по карте нам надо преодолеть последнее препятствие, а именно открыть ”волшебную” дверь. В этот момент дверь сама открывается и появляется Баба Яга.

Баба Яга :

Ха-ха-ха! Заблудились детишки! Знаете кто я?

Дети :

Да. Ты, Баба Яга.

Баба Яга :

Испугались?

Дети :

Нет. Мы тебя не боимся!

Баба Яга :

Вот и правильно! Вы меня не бойтесь! Я давно ни с кем не общалась. Скучно мне тут одной в лесу. Я рада буду с вами поговорить и рассказать, что это ваши имена вам смелости и храбрости придают.

Дети :

Имена? Как это?

Баба Яга :

-Имена у вас особенные : Ирина, Александр, Андрей, Никита, Дарья. Кого такими именами назвали, тот растет смелым, решительным и самостоятельным.

Воспитатель :

А если бы их другими именами назвали, то они бы другими выросли?

Баба Яга :

Конечно другими. А как же иначе?

Воспитатель :

А что ты еще о наших именах знаешь? Расскажи.

Баба Яга :

Расскажу, только вы мне сначала ответьте, зачем человеку имя?

(Дети пытаются ответить) .

Почему вас такими именами назвали?

Если вас назвали в честь дедушки или бабушки, то это проявление истинного уважения к этому человеку. Вы знаете, что означают ваши имена? А я знаю. К примеру, Александр означает мужественный, защитник людей. Андрей - храбрый, Никита- победитель, Дарья - тоже побеждающая. Ирина - значит мир, покой. Поэтому у нее характер добрый, спокойный.

Дети :

Откуда ты, Баба Яга, все про наши имена знаешь?

Баба Яга :

Как не знать! Ведь я в лесной глуши живу уже много лет. Знаю разные тайны, знаю разные колдовские заклинания. Много книг изучила.

Воспитатель :

Спасибо, тебе Баба Яга за интересный рассказ. Но нам пора домой. Помоги, верни нас из сказки в группу

Баба Яга :

Помогу, только у меня подарки для вас есть. (Дает детям значки с их именами) .

Носите их и гордитесь своим именем! А теперь закройте глаза, посчитайте до 5-ти.

(Дети закрывают глаза и считают до 5) . Баба Яга уходит (прячется) в спальню.

Воспитатель :

Вот мы и снова в группе . Сегодня вы узнали много нового о своем имени, и, надеюсь, будете гордиться им.

Цели:

  • развивать познавательные способности детей,
  • познакомить с начальными сведениями об именах, структуре имён;
  • учить объяснять их происхождение и значение,
  • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу.

Тип урока:

  • комбинированный,
  • нетрадиционная форма – заочное путешествие в исторический музей.

Оборудование:

  • указатели с названиями залов,
  • карточки с именами,
  • таблицы с женскими и мужскими именами детей класса,
  • викторина и кроссворд об именах,
  • лепестки цветка у каждого ребёнка,
  • табличка с пословицей об имени и с фразеологизмами об именах.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Как называется третья тема в нашем учебнике?

Что такое родословная?

Что такое род?

Кто такие предки?

А что значит семья?

Как называется наука, изучающая родословную человека?

Молодцы!

У. Есть такая поговорка: “Иван, не помнящий своего родства”. Каков смысл этой поговорки?

(Человек, который не помнит своих предков, это неблагодарный человек. Предками своими нужно гордиться. Это дань памяти, благодарности.)

У. Как вы думаете, ребята, как относятся к таким людям окружающие? (с осуждением)

II. Сообщение темы урока.

У. Прежде чем перейти к новой теме, я попрошу вас отгадать загадку:

Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми, чем вами?

Да, действительно, это имя.

У. Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая и определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в исторический музей, название которого зашифровано в буквах и знаках. (открывается табличка на доске).

Каквасзовут=?

Целеполагание:

У. Как вы думаете, о чём мы с вами узнаем в этом музее, судя по его названию?

Главным экскурсоводом буду я, и в каждом зале у меня будут помощники.

Надеюсь, ребята, что вы будете не просто молчаливыми слушателями и зрителями, а активными посетителями нашего музея.

III. Формирование новых знаний.

У. Итак, начинаем наше путешествие. И мы входим в первый зал нашего музея.

Прочитайте его название. (открывается табличка на доске).

Почему нас так зовут?”

У. Как вы думаете, кто может задать такой вопрос? (герои литературных произведений)

У. Авторы литературных произведений дают своим персонажам очень выразительные имена, которые не нужно разгадывать, что они означают. Здесь всё понятно. И вы, я думаю, их без труда сейчас назовёте. А попутно назовите автора и название произведения.

(загадки загадывают ребята – помощники экскурсовода)

1-й ученик:

“В чашечке тюльпана, на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали….”

2-й ученик: “Девочка беленькая, как снежок, кругленькая, как комок, говорит старикам: “Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…)

3-й ученик:

“Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых?”

“Как зовут малышей – коротышек из романа – сказки “Приключения Незнайки и его друзей”?

Молодцы!

У. То же самое мы можем наблюдать и у людей, но для этого перейдём в следующий зал. (открывается табличка)

“Так было”.

У. Ребята, как вы думаете, сколько всего в мире имён? (предположения детей).

У. 4 миллиарда. И это не так уж удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Ученик: Наши предки – жители Древней Руси носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Ученица: Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын – первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой.

Ученик: Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач.

Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Ученица: Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребёнка от злых духов. Эти имена не значили, что ребёнок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

Некрас, Ненаш, Немил, Дурак.

Ученик: После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов.

Коль ты родился в день Ефима,
Так назван именем таким.

Если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка.

У. Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря.

Переходим в следующий зал. (открывается табличка)

Ты и твоё имя”

Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный

Имя своё от родителей в сладостный дар получает.

У. – Дать имя новорождённому очень трудно. Каждый член семьи предлагает своё имя. Удача в выборе имени малышу не всегда приходит сразу. Случаются споры и расхождения, мучительные раздумья и поиски. В связи с этим складываются иногда комические ситуации. Одна из таких ситуаций описана в стихотворении Юрия Благова “Выбор имени”.

(чтение стихотворения учеником).

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий, Моций, Овен, Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовём посовременней:
Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь поспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

У. Какое же имя выбрали для малыша? Почему?

А вы знаете, почему вас так назвали?

(рассказы детей)

У. Давайте поиграем с вашими именами.

Игра “Не ошибись”

У. Я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя.

У. А чем интересно имя Женя?

Назовите ещё имена, которыми называют и мальчиков, и девочек.

А есть ли такие имена в нашем классе?

Прочитайте вот это имя на карточке. (Фёдор).

У. – Кого так зовут?

Образуйте от него женское имя. (Федора).

Где оно вам встречалось?

Конкурс “Тёзки”

У. Назовите как можно больше своих известных тёзок.

Имя, ребята, у вас у каждого одно. Но вас по-разному называют мамы, бабушки, папы, подруги и друзья. У каждого имени есть несколько ласковых форм.

Напишите на лепестках цветка ваши ласковые имена.

Прочитайте, как вас называют ваши родные.

Вам нравится, когда вас называют ласково? Что вы при этом чувствуете?

Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому.

Имя человека может о многом нам поведать. Об этом мы узнаем в следующем зале. (открывается табличка).

“Что значит твоё имя?”

У. - Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков. Кто-то из вас уже знает значение своего имени, а для кого-то это будет сюрприз и маленькое открытие.

Ребята, расскажите, что значит ваше имя, из какого языка оно пришло. (рассказы детей)

Давайте обратимся к табличкам на доске. На них ваши имена и их значения.

Мужские имена:

Александр – (греч.) – защитник людей

Роман (греч.) – крепкий, сильный

Валерий (лат.) – бодрый, крепкий

Евгений (греч.) – благородный

Женские имена:

Кристина (греч.) – посвящённая Христу

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная

Яна (евр.) – “Милость Божья”

Дарья (перс.) – сильная, побеждающая

Ульяна (римс.) – заводная, жизнелюбивая

Анастасия (греч.) – воскресение

Таисия (егип.) – “посвящённая Изиде”

Александра (греч.) – защитница людей

Ольга (сканд.) – священная

Анна (евр.) – благодать

Ксения (греч.) – гостья

У. Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу: (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

У. Как вы понимаете эту пословицу?

Переходим в следующий зал. (открывается табличка на доске).

“Имена-смешинки”

У. Среди множества имён есть забавные и смешные. Есть напоминающие по звучанию голоса и звуки природы, различные предметы.

Чтение стихотворений учащимися.

У. Понравились ли вам стихи? Чем они вас заинтересовали? Попробуйте и вы придумать к именам своих подружек и друзей определения, подобные этим.

IV. Обобщение.

У. Наше путешествие по историческому музею заканчивается. Что интересного вы сегодня узнали? Чем запомнится вам это путешествие?

Что же такое имя?

Запись в тетрадях: Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении.

Роль личного имени в жизни человека велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности. Отсюда и появились выражения:

У него доброе имя.

Не позорь моего имени.

У. Что при этом имеют в виду?

Об именах можно говорить бесконечно. Чтобы побольше узнать интересного о них, я предлагаю вам викторину и кроссворд. (см. “Тетрадь творческих заданий” 3 класс, с. 19, авторы Е.В Саплина, А.И. Саплин). Решать его и отвечать на вопросы вы будете в течение недели к следующему уроку. А ещё поищите или вспомните фольклорные дразнилки с именами. Это будет вашим домашним заданием.

V. Итог урока.

У. Среди букв, записанных на доске, есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их попарно, а из оставшихся букв сложите слово. Вы получите свою оценку за урок.

Хо в т ж х в л з и ж о о ч з н (отлично)

Спасибо за урок!

Викторина.

  1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими людьми?
  2. Назовите самые короткие имена.
  3. Назовите самые длинные имена.
  4. Когда мальчика называют ласковым женским именем?
  5. Какие имена читаются одинаково слева направо и справа налево?
  6. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имён?
  7. Назовите имя девочки, которое состоит из двух имён – мальчика и девочки.
  8. Как зовут мэра нашего города?
  9. Кто первым полетел в космос?
  10. Назовите имя первой женщины – космонавта.
  11. Что получится, если написать тридцать я?