Самаряне, или евангельское учение об отношении к людям другой веры. Не знаете, какого вы духа, ч.1

Апостол Иоанн обратился к Господу: Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: «Не запрещайте; ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:49-50).

Святой Иоанн и, вероятно, другие апостолы, были так настроены, что хотели отделиться от прочих людей. Они думали, что в Христовом обществе должны быть только те, которые явно и открыто следуют за Ним. И среди нас есть люди, считающие себя достойными, избранными, а других недостойными. Есть христиане, которые хотят отделиться от людей, открыто не исповедующих свою веру.

Однако есть много таких людей, которые не против нас, христиан, не против Христа, но которые по особым, лишь им известным соображениям не идут открыто путем Божиим. По разным причинам они не ходят в церковь, но нам не должно в превозношении отлучать их, помня мудрые слова Христовы: Кто не против вас, тот за вас. Будем скромны и смиренны, не будем считать только себя обществом Христовым, а всех других чуждыми.

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим. И послал вестников пред лицем Своим; и они пошли, вошли в селение самарянское, чтобы приготовить для Него. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9:51-53). Самаряне не имели общения с иудеями, и, увидев, что это иудей, идущий в Иерусалим, не приняли Христа.

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54-56). Это относится и к нам, - мы нередко готовы просить, чтобы огонь небесный сошел на тех, кто не принимает нас и враждебен нам. Но этим мы, христиане, и показываем, что не понимаем, какого мы духа. Это не дух Христов. К этим несчастным людям мы должны относиться с состраданием и жалостью, должны плакать об их вечной погибели, должны просить Бога, чтобы вразумил и наставил их. Если так будем поступать, если сочувственно будем относиться к погибающим в неверии братьям нашим, если будем далеки от того, чтобы просить жестокой кары для них, Господь благословит и нас, что поняли, какого духа надлежит нам быть, - духа любви, кротости и милосердия.

Если мы проникнемся подлинно христианским духом, то никогда не посмеем просить у Бога наказания для тех, кто даже издевается над именем Его, предоставив суд единому праведному Судии. Будем помнить, что мы не имеем никакого права осуждать, потому что сами заслуживаем суда Божия. Зная это, будем просить у Бога прощения наших собственных грехов. Аминь.

протоиерей Олег Стеняев

Библейское учение о самарянах заслуживает особого нашего внимания. Самаряне – классическая секта, возникшая внутри иу даизма . Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «…на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания.

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны громовы» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким Духом движимы. Православная «Толковая Библия Лопухина» поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (), желавших, подобно Илии пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа» .

Господь не оставил «сынов громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью» .

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» ().

Известная притча о Добром Самарянине () есть не что иное, как притча о добром еретике и сектанте. Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта – самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно добрый самарянин оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» ().

Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример самим правоверным и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» ().

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ().

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (). Ап. Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (ап. Павел) написал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (). Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни ап. Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти… (). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ().

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (). «После первого и второго», – то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (). Предварительно предав его тело «…сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ().

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.

Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» (), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами – ), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея), известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» () заменено на «Гаризим» и т.д. – всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит. – О.С.

Толковая Библия… /Изд. преемников . Стокгольм, 1987. Т.3. С.186.

лПЗДБ МАДЙ ОЕ ЪБИПФЕМЙ РТЙОСФШ зПУРПДБ йЙУХУБ иТЙУФБ Ч УЧПА ДЕТЕЧОА, ФП БРПУФПМЩ УЛБЪБМЙ: зПУРПДЙ, РПНПМЙНУС П ФПН, ЮФПВЩ У ОЕВБ УПЫЈМ ПЗПОШ Й РПЦЈЗ ЙИ ЧУЕИ, ЪБ ФП, ЮФП ПОЙ фЕВС ОЕ РТЙОЙНБАФ. зПУРПДШ УЛБЪБМ: ЧЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, ЛБЛПЗП ЧЩ ДХИБ. б ПОЙ РЕТЕД ЬФЙН ЕЭЈ УЛБЪБМЙ: ЛБЛ йМЙС УДЕМБМ. дБ, йМЙС ЦЙМ Ч ДТХЗПЕ ЧТЕНС, Ч ДТХЗЙИ ХУМПЧЙСИ, ЕЭЈ ДП ФПЗП, ЮФП РТЙОЈУ У уПВПК иТЙУФПУ ОБ ЪЕНМА.

лБЛ ЮБУФП Й НЩ У ЧБНЙ УЕЗПДОС УМЩЫЙН УМПЧБ, РПИПЦЙЕ ОБ ЬФЙ, УМПЧБ УЕЗПДОСЫОЙИ ЧЕТХАЭЙИ. фЕРЕТШ ПЛБЪБМПУШ ЧПЪНПЦОЩН ЗПЧПТЙФШ ФП, ЮФП ЕЭЈ МЕФ РСФШ ФПНХ ОБЪБД ВЩМП ЗПЧПТЙФШ УФТБЫОП, ДБЦЕ ДХНБФШ МАДЙ ВПСМЙУШ. фЕРЕТШ ПЛБЪБМПУШ, ЮФП НПЦОП УЛБЪБФШ ЧУЈ, ЮФП ХЗПДОП, Й МАДЙ ОБЮБМЙ ЗПЧПТЙФШ ФП, П ЮЈН иТЙУФПУ ХРТЕЛОХМ, йБЛПЧБ Й йПБООБ, ЛПФПТПЗП ПО ВПМШЫЕ ЧУЕИ МАВЙМ: "ЧЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, ЛБЛПЗП ЧЩ ДХИБ..."

оБН У ЧБНЙ УЕКЮБУ ОБДМЕЦЙФ ЧУЕНЙ УЙМБНЙ ЧПУУФБОПЧЙФШ Ч УЧПЙИ ДХЫБИ Й УЕТДГБИ ЙУФЙООЩК ДХИ иТЙУФПЧ, ИТЙУФЙБОУЛЙК ДХИ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧУЕИ ВЕЪ ЙУЛМАЮЕОЙС МАДЕК, ЛФП ВЩ ПОЙ ОЙ ВЩМЙ, ЮФП ВЩ ПОЙ ОЕ УДЕМБМЙ, ЛБЛЙНЙ ВЩ ПОЙ ОЙ ВЩМЙ РТПФЙЧОЙЛБНЙ вПЦЙЙНЙ. йВП зПУРПДШ Й ЪБ ОЙИ ФПЦЕ ПФДБМ уЕВС ОБ ЛТЕУФ, ЪБ ЧУЕИ МАДЕК. лПОЕЮОП, ПФ МАДЕК ФПЦЕ ВХДЕФ ЪБЧЙУЕФШ, ЛБЛ ПОЙ ВХДХФ РТЙОСФЩ Ч гБТУФЧЕ оЕВЕУОПН, ОП ДЧЕТЙ гБТУФЧБ оЕВЕУОПЗП ПФЛТЩФЩ ДМС ЧУЕИ МАДЕК, ВЕЪ ЙУЛМАЮЕОЙС. й ОЙЛПЗДБ ОЕ РПЪДОП РТЙКФЙ ЛП иТЙУФХ У РПЛБСОЙЕН. рПЛБСОЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ Ч УБНЩК РПУМЕДОЙК НПНЕОФ, ЛБЛ Х ТБЪВПКОЙЛБ ОБ ЛТЕУФЕ, ПДОЙН ФПМШЛП УМПЧПН: "рПНСОЙ НС, зПУРПДЙ, ЧП гБТУФЧЙЙ фЧПЕН." й ЧУЈ. й ЛБЦДПЗП ФБЛПЗП, ЛФП ЪОБЕФ, НПЦЕФ ВЩФШ, ТБОШЫЕ ВЩЧЫЕЗП УФТБЫОЩН ЗПОЙФЕМЕН, ЛБЛ уБЧМ, УФБЧЫЙК РПФПН БРПУФПМПН рБЧМПН, Й НОПЗЙЕ ДТХЗЙЙ - ЛФП ЪОБЕФ, ЮФП ПОЙ ПЭХЭБАФ, ЗПЧПТСФ, ЙМЙ, НПЦЕФ ВЩФШ, ДБЦЕ Й ОЕ НПЗХФ ХЦЕ ЗПЧПТЙФШ, ФПМШЛП Ч НЩУМСИ УЧПЙИ РПЧФПТСАФ УМПЧБ ТБЪВПКОЙЛБ ОБ ЛТЕУФЕ. й УМЩЫБФ: "УЕЗПДОС ВХДЕЫШ УП нОПК Ч тБА."

вТБФШС Й УЈУФТЩ, НЩ У ЧБНЙ ЧУЕ ВЩМЙ УПФЧПТЕОЩ, ЛБЛ ЬФП СУОП УЛБЪБОП Ч уЧСЭЕООПН рЙУБОЙЙ, НЩ ЧУЕ ВЩМЙ УПФЧПТЕОЩ ЧП ЕДЙОП НЗОПЧЕОЙЕ вПЗПН Ч тБА, ВЩМЙ ФБН УП бДБНПН, Й, РП УМПЧБН БРПУФПМБ рБЧМБ, ЛПЗДБ РТПЙЪПЫЈМ ФПФ УФТБЫОЩК ЗТЕИ, ФП ЧП бДБНЕ ЧУЕ УПЗТЕЫЙМЙ, ФП ЕУФШ ПЛБЪБМЙУШ ХЮБУФОЙЛБНЙ ФПЗП ЗТЕИБ, ЛПФПТЩК ФБЛ РПТБЪЙМ ОБУ Ч ОБЫЕН ЮЕМПЧЕЮЕУЛПН РЕТЧПЪДБООПН УПУФПСОЙЙ, ЮФП ПФВЙМ Х ОБУ ЧУСЛХА РБНСФШ ПВ ЬФПН, РПНТБЮЙМ ОБЫ ХН, Й НЩ ЙЪЗОБОЩ УАДБ, ОБ ЬФХ РМБОЕФХ, Й ЦЙЧЈН ЪДЕУШ Ч ВПТШВЕ, ОЕЧЕТПСФОПК ВПТШВЕ - Й ВПТШВБ ДПВТБ Й ЪМБ Ч ОБЫЙИ УЕТДГБИ Й Ч ОБЫЕН ПВЭЕУФЧЕ, Й Ч ВПТШВЕ ЪБ УЧПЈ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ, РПФПНХ ЮФП ФБЛПЧЩ ФЕРЕТШ ХУМПЧЙС РБДЫЕЗП НЙТБ. ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ Ч тБА, Ч гБТУФЧЙЙ вПЦЙЕН, ЧУЈ ВЩМП РТЕДПУФБЧМЕОП, Й ВЩМП ДТЕЧП ЦЙЪОЙ, ЛПФПТПЕ ДБЧБМП ЙУФПЛЙ Й ЙУФПЮОЙЛЙ ЧУЕНХ, ЮФП ОБН зПУРПДШ ДБЧБМ, Й ВХДЕФ ДБЧБФШ, ЛПЗДБ НЩ ЧЕТОЈНУС ОБЪБД Й УОПЧБ УФБОЕН Ч РПМОПК НЕТЕ ПВТБЪПН рТЕУЧСФПК фТПЙГЩ, ЧУЕ, УЛПМШЛП ОБУ ОЙ ЕУФШ, ФБН, Ч гБТУФЧЙЙ вПЦЙЕН. оХ Й ВПМЕЕ ФПЗП, НЩ У ЧБНЙ Й ЪДЕУШ, Ч ЬФЙИ УФЕОБИ, ЧП ЧТЕНС вПЦЕУФЧЕООПК мЙФХТЗЙЙ, УЙМПА лТЕУФБ Й чПУЛТЕУЕОЙС зПУРПДОС Й УЙМПК УЧЕФМПК фБКОПК чЕЮЕТЙ, ЛПФПТБС УЕКЮБУ ЪДЕУШ УПЧЕТЫЙМБУШ иТЙУФПН, ЛБЛ НЩ УМЩЫЙН Ч ФБКОПК НПМЙФЧЕ, ЛПФПТБС ЗПЧПТЙФУС ОБ ЛБЦДПК мЙФХТЗЙЙ: "фЩ, зПУРПДЙ, ЙЪ ОЙЮЕЗП УПЪДБМ ОБУ, Б ЛПЗДБ НЩ ПФРБМЙ, фЩ УОПЧБ ЧПУУФБОПЧЙМ ОБУ, ОБ оЕВП ЧПЪЧЈМ ОБУ, Й гБТУФЧП фЧПЈ ДБТПЧБМ ВХДХЭЕЕ," УЕКЮБУ, ЪДЕУШ. нЩ УЕКЮБУ УФПЙН Ч гБТУФЧЕ вПЦЙЕН, ЕУМЙ ФПМШЛП ИПФЙН, ПФ ОБУ ЪБЧЙУЙФ, ОЙ ПФ ЛПЗП ВПМШЫЕ. иТЙУФПУ ХЦЕ ОБН ЧУЈ ДБМ. й НЩ ЛПЗДБ ЧЩКДЕН ЙЪ ЬФПЗП ИТБНБ, ФП НЩ РПОЕУЈН ЬФХ ВМБЗПДБФШ гБТУФЧЙС вПЦЙС Ч ОБЫЙ ДПНБ. мЙФХТЗЙС РТПДПМЦЙФУС Ч ОБЫЕН ДПНЕ, ЧП ЧТЕНС РЕТЧПК ФТБРЕЪЩ. нЩ ВХДЕН ОЕУФЙ ЬФХ УЙМХ дХИБ уЧСФПЗП У ОБНЙ ЧУЕН, ЧУЕН ЧПЛТХЗ. вХДЕН РПНОЙФШ, ЮФП НЩ УЕКЮБУ - ЛБЛ Й УЧСФЩЕ БРПУФПМЩ, ОЕУЈН дХИБ вПЦЙС ЧУЕНХ НЙТХ ЧПЛТХЗ ОБУ. лБЛЙНЙ ЦЕ НЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ! лБЛЙНЙ ФЙИЙНЙ, ЛБЛЙНЙ УЛТПНОЩНЙ, ЛБЛЙНЙ ТБДПУФОЩНЙ Й УЙСАЭЙНЙ ЧП УМБЧЕ вПЦЙЕК, ЛПФПТБС ОБ ОБУ УОЙЪПЫМБ. лБЛ ЬФП ЧБЦОП, ПУПВЕООП ФЕРЕТШ, ЛПЗДБ ЧПФ ЪДЕУШ УЕКЮБУ ЧПУУФБОБЧМЙЧБЕФУС ИТБН. иТБН, ЛПФПТЩК ВЩМ УФПМШЛП ЧТЕНЕОЙ Ч ЪБРХУФЕОЙЙ, Ч ЪБВЧЕОЙЙ. иТБН ЧЕДШ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ ЧУЈ ФП УЧСФПЕ Й ЦЙЧПЕ, ЮФП Ч ОЈН ОБИПДЙМПУШ Ч ФЕЮЕОЙЙ НОПЗПЗП ЧТЕНЕОЙ ТБОШЫЕ, ДП ЕЗП ПУЛЧЕТОЕОЙС. й ФЕРЕТШ ЧПУУФБОПЧМЕО, ЧПФ ХЦЕ ЦЙЧЈФ, ЧПФ ХЦЕ ПУЧСЭБЕФ ЧУЈ ЧПЛТХЗ. хЦЕ Й ЙЛПОПУФБУ ЧПЪДЧЙЗБЕФУС. юФП ЬФП ЪОБЮЙФ? ьФП ЪОБЮЙФ, ЮФП ИТБН ЦЙЧПК, ЬФП ЛБЦДЩК ЙЪ ОБУ, Й НЩ ЧУЕ ЧНЕУФЕ СЧМСЕНУС ФЕНЙ, ЛФП ПУХЭЕУФЧМСЕФ ЧЙДЙНПЕ ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЬФПЗП ИТБНБ, Б ИТБН СЧМСЕФУС УЙНЧПМПН Й ЙЛПОПК ОБЫЕЗП У ЧБНЙ ЧПУУФБОПЧМЕОЙС, П ЛПФПТПН С ФПМШЛП ЮФП УЛБЪБМ Й П ЛПФПТПН гЕТЛПЧШ НПМЙФУС ЛБЦДЩК ДЕОШ.

рТЕУЧСФБС вПЗПТПДЙГБ СЧМСЕФУС ОБЫЕК ъБЭЙФОЙГЕК, нБФЕТША, гБТЙГЕК оЕВЕУОПК, лПФПТБС ЧЙДЙНЩН ПВТБЪПН, уЧПЙНЙ ЛБРЕМШЛБНЙ, УМЕЪЙОЛБНЙ, ТБУРТПУФТБОЙЧЫЙНЙУС РП ЧУЕНХ МЙЛХ еЈ, ЗПЧПТЙФ ОБН П ФПН, ЮФП нБФЕТШ вПЦЙС НБФЕТЙОУЛЙНЙ УМЕЪБНЙ, НПЦЕФ ВЩФШ, ОЕ ФЕЛХЭЙНЙ, Б ФПМШЛП ЛБРЕМШЛБНЙ, ЪБ УЕЗПДОСЫОЙИ ЪДЕЫОЙИ МАДЕК. еУМЙ пОБ РМБЮЕФ, ЕУМЙ пОБ уЧПА НБФЕТЙОУЛХА МАВПЧШ Й ДПВТПФХ РТПСЧМСЕФ, ФП ЛБЛ ОБН ОЕ ПФОПУЙФШУС ФБЛ ЦЕ ЛП ЧУЕН МАДСН, ПЛТХЦБАЭЙН ОБУ, Й НЩ РПОЕУЈН ЙН ФПФ НЙТ Й ФХ ТБДПУФШ, МАВПЧШ Й УЮБУФШЕ, ЛПФПТЩЕ зПУРПДШ ДБТПЧБМ ЛБЦДПНХ ЙЪ ОБУ Ч ЬФПН УЧСФПН ИТБНЕ.

с ЮХЧУФЧХА ФБЛЦЕ УЕЗПДОС У ОБНЙ УПХЮБУФЙЕ ЧУЕИ УЧСЭЕООПНХЮЕОЙЛПЧ тПУУЙКУЛЙИ, П ЛПФПТЩИ, С ЪОБА, ЧЩ ЪДЕУШ НПМЙФЕУШ Й Л ЛПФПТЩН Ч НПМЙФЧБИ РТЙВЕЗБЕФЕ, ЧУЕИ УЧСФЩИ ОБЫЕЗП ЧТЕНЕОЙ. чПФ Х ОБУ, ЪБ ЗТБОЙГЕК, ОПЧЩК УЧСФПК, П ЛПФПТПН ЧЩ ЧУРПНЙОБЕФЕ Й ЛПФПТПНХ НПМЙФЕУШ. рПЛБ ЕЭЈ НЩ ОЕ НПЦЕН ЕНХ УМХЦЙФШ НПМЕВЕО, ДП ФЕИ РПТ РПЛБ ОЕ ВХДЕФ ПЛПОЮБФЕМШОП ПУХЭЕУФЧМЕОБ ЛБОПОЙЪБГЙС ЕЗП ЪДЕУШ, ОП ЛБЦДЩК ЙЪ ОБУ НПЦЕФ РПНПМЙФШУС ЕНХ Ч ДХЫЕ УЧПЕК, Ч ФЙЫЙОЕ УЕТДГБ, Й ПО ХУМЩЫЙФ. с ЗПЧПТА П ЮЕМПЧЕЛЕ, ЛПФПТПЗП ВМЙЪЛП МЙЮОП ЪОБМ, ПЮЕОШ ВМЙЪЛП. пО ВЩМ НПК УФБТЕГ, НПК БЧЧБ, - йПБОО нБЛУЙНПЧЙЮ ыБОИБКУЛЙК Й уБО-жТБОГЙУУЛЙК. вПЗ РТЙЧЈМ НЕОС ХЦЕ РПУМЕ ЕЗП ВМБЦЕООПК ЛПОЮЙОЩ ФПЦЕ Ч уБО-жТБОГЙУЛП, ФПЦЕ ЕРЙУЛПРПН, ФБЛ ЮФП С ХОБУМЕДПЧБМ ЕНХ, Й ДТХЗПНХ ЕЭЈ УЧСФЙФЕМА фЙИПОХ уБО-жТБОГЙУУЛПНХ, ЧРПУМЕДУФЧЙЙ РБФТЙБТИХ нПУЛПЧУЛПНХ Й ЧУЕС тХУЙ. чПФ ФБЛ, ДТХЪШС НПЙ, НЩ ЧУЕ ЧУЈ ЧТЕНС ОБУМЕДХЕН ЛПНХ-ОЙВХДШ. лБЦДЩК Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ ЙНЕЕФ ЛПЗП-ФП, - НПЦЕФ ВЩФШ, УЧПЕЗП ЛБЛПЗП-ФП РТЕДЛБ, ПФГБ, НБФШ, ВТБФШЕЧ, УЕУФЈТ, - МАДЕК, ЛПФПТЩН НЩ ПВСЪБОЩ НОПЗЙН, МАДЕК, ЛПФПТЩИ НЩ, НПЦЕФ ВЩФШ, Й ОЕ ЪОБЕН, РПФПНХ ЮФП ПОЙ ВЩМЙ ДМС ОБУ ДБМЈЛЙНЙ ЖЙЪЙЮЕУЛЙ, ОП ВМЙЪЛЙНЙ ДХИПЧОП, ФБН, Ч гБТУФЧЙЙ вПЦЙЕН, Й РПДТХЦЙМЙУШ У ОБНЙ ПФФХДБ. лБЛ ЬФП ИПТПЫП, ЛБЛ ЬФП ВМЙЪЛП, ЛБЛ ЬФП УЧСФП Й ЛБЛ ХФЕЫЙФЕМШОП. иТЙУФЙБОЕ ЧУЕ ЧНЕУФЕ, Ч ЪЕНОПК Й ОЕВЕУОПК гЕТЛЧЙ, Й пОБ СЧМСЕФУС ЕДЙОПК, фЕМПН иТЙУФПЧЩН Й ЪЕНОЩН, Й ОЕВЕУОЩН.

вХДЕН ЦЕ Й НЩ У ЧБНЙ Й ЪЕНОЩНЙ, Й ОЕВЕУОЩНЙ! бНЙОШ.

уЛБЪБОБ 29 БЧЗХУФБ 1995 ЗПДБ Ч ИТБНЕ лБЪБОУЛПК ЙЛПОЩ вПЦЙЕК нБФЕТЙ.
З. фТПЙГЛ

Мы привыкли отрывок, где звучит эта фраза, читать отдельно, сам по себе. Мы вообще многое привыкли читать отдельно. Странно. Ведь все вокруг все время повторяют, что нужно читать в контексте. Однако, чем дальше, тем хуже. Мы делим непроизвольно Писание на стихи, заучивая отдельные из них, и тем самым вырывая из того самого контекста. Мы учим детей заучивать стихи из Писания, и они с самого детства запоминают их вырванными, лишенными изначального смысла. И, постепенно, вырастает поколение христиан с таким Писанием в сознании, которое крайне сложно вновь собирать воедино. Так и продолжаем читать, стих отдельно от стиха. Находя массу смыслов и большей частью рваных, додуманных. А истинный смысл теряем. Точно так и получилось с текстом, содержащим эту историю.

51 Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
(Лук.9:51-56)

Может быть кто-то и читает это как единое целое. Но все, что я до сих пор слышал, было подчинено все тому же принципу «рассыпанного пазла». Несколько последних глав мы рассматривали одну историю, где Иисус говорит ученикам «вложить себе в уши» восторги людей по поводу творимых Иисусом чудес и связать это с Его гибелью. Ученики, в свою очередь, не поняв слов Иисуса, увлеклись своими рассуждениями и пришли к совершенно противоположным выводам, решив, что «восторги», это хорошо. Такое понимание Иисус разбивает, указывая на то, что останется единственным в сложные времена – Его имя. Иоанн, вдруг, осознает ужасную ошибку, которую он с товарищами совершил, запретив одному человеку исцелять именем Иисуса. Однако Иисус не подтвердил расстройство Иоанна, а лишь указал на тот факт, что такой человек, просто в сложные дни мог бы стать поддержкой для них, а не врагом.

Казалось бы все. Вопрос исчерпан. Чего еще здесь рассматривать в этом контексте (восторги и гибель). Ан нет, в 51-м стихе апостол Лука делает нарушение хронологии. Зачем? Обратите внимание, 9-ая глава Евангелия от Луки, это еще даже не середина. Но Лука, почему-то вдруг вспоминает дни взятия Иисуса. И рассказывает нам целую историю из того времени, когда Иисуса должны были схватить. Он так и пишет: «Когда же приблизились дни взятия Его…».

У любого рассказчика есть логика в повествовании. Если Лука нарушает хронологию событий, забегая далеко вперед, значит это событие тесно связано с тем, о чем Он рассказывал до этого. На эту же связь указывает и само подчеркивание того времени: «… дни взятия Его…». Если еще не понятно, давайте посмотрим, с чего мы начали эту тему (тему восторгов и гибели).

44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
(Лук.9:44)

Всего 5 стихов выше Учитель сказал о своей Гибели. Всего 5 стихов выше Лука начал рассказ о гибели Учителя. И этот же рассказчик, Лука, в 51-м стихе говорит: «Так вот, когда же эти дни, о которых я говорил только что, произошло вот что…». Извините меня за такое самовольное «истолкование» слов Иисуса. Я это сделал лишь для лучшего понимания. Итак, 51-й стих мы так же обязаны (!) считать продолжением одной и той же мысли. То есть той мысли, какая началась с 44-го стиха. С 44-го стиха по 50-й Иисус говорит с учениками о пути, ведущем в руки человеческие, а в 51-м указывает уже на подобное событие, произошедшее уже перед самым началом исполнения этого предупреждения. Итак, 51-й стих.

51 Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим;
(Лук.9:51)

Может быть, год назад до этого события Иисус говорил ученикам, что все восторги людей от реальности власти Иисуса, в конечно счете приведут на Голгофу. И вот, когда «накал страстей» достиг точки невозврата Иисус «восхотел идти в Иерусалим». Что будет делать любой человек, который понимает, что поднял бурю негодования и заставил всех ищеек искать его всюду? Нормальный человек спрячется, затихнет, станет ниже травы, тише воды. Что делает Иисус? Он «восхотел» обратного! Он прекрасно понимает, что происходит в сердцах и умах власть имущих. И целенаправленно стремится к ним в руки. Вы еще хотите идти путем Иисуса?…

Выражение «восхотел идти» не совсем точно передает смысл текста. Если буквально, хотя так переводить нельзя, этот текст звучит так: «утвердил свое лицо». Смысл этой фразы в том, что Иисус собрался с силами, перешагнул через Себя, решился, сделал невозможное. То есть речь не о желании, а о решении, которое, вероятно, далось нелегко. И это еще не все.

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
(Лук.9:52)

Вы обратили внимание на «вестников». Вестники, это люди, которые предупреждают людей о приходе их хозяина. Таки люди идут раньше господина, всем рассказывают о его приближении и, если это в пути, готовят заранее место для отдыха. Любопытно здесь не только то, что вестники хотели сделать. А то, что они, безусловно, делали. То есть объявляли о приближении Иисуса. А теперь свяжите одно с другим. Иисус знает настроение властей, что они мечтают схватить Его. Иисус решается и, начиная свой путь, посылает перед собой людей, которые ЗАРАНЕЕ (!) оповещают этих ищеек, что Иисус вот-вот будет здесь. Вы понимаете, какой пример Он нам подает, чего Он ожидает от своих учеников!?

Мы должны ясно осознавать, что при увеличении чудес через наши руки, начнется усиление противостояния. И если мы хотим больше Его славы, то нам нужно будет идти «след в след» за Учителем!

Итак, Лука только что рассказал нам, что в такие дни всякий, кто примет кого-угодно, хоть малое дите, во имя Иисуса, тот примет и Самого Иисуса и вместе с Ним и Отца Небесного. И вот наступают эти дни. Иисуса ищут и стараются схватить. Весь Израиль гудит. Учитель же, вместо того, чтобы прятаться идет в самое пекло, да и еще громко объявляя о Своем приближении. И вот, когда Он проходит через небольшое село в Самарии, Его не принимают. Что в этом видят апостолы? Они видят предательство. Они видят трусость людей. Они исполнены гнева. А что же на самом деле?

А на самом деле никто в этом захудалом селе и не подозревает, кто такой этот Иисус. Они реагируют лишь на его вид. А по виду он похож на паломника в Иерусалим. И так, как Самаряне с Иудеями не сообщаются, то и Иисусу они отказывают в ночлеге. Не потому, что боятся властей или агрессивны к Сыну Божьему, а, всего лишь, потому, что выглядит он как «недруг». Для Самарян, всякий, кто поклоняется Богу в Иерусалиме – враг.

Но апостолы уже на нервах. Они тоже прекрасно к тому времени ощущают накал страстей. Вспомним, хотя бы, как отреагировали апостолы на предложение Иисуса пойти воскресить Лазаря.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями , и Ты опять идешь туда?
9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним .
(Иоан.11:7-16)

Смотрите, Иисус собирается идти в Иудею. Ученики удивлены такой безрассудности. Они видят серьезную опасность в этой идее. Иисус поясняет, что в данный момент времени вообще нет никакой опасности, так как для Него все ясно, как белый день. И вот Фома соглашается идти. Но как? Он соглашается погибнуть вместе с Лазарем, если Учитель желает. А ведь это еще далеко не то время, когда Иисус должен быть взят. Вы можете себе представить настроение учеников к тому времени!?

И вот ученики видят нежелание сельчан дать кров их Учителю. Апостолы исполняются гнева. Современная молодежь, скорее всего что-нибудь высказала бы им. Апостолы же, обратились к Учителю и чисто по-еврейски выразили свои чувства.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
(Лук.9:54)

Они не стали оскорблять Самарян бранными словами и плевать им в лицо. Они не достали мечи и не пошли в драку. Они решили, что тот же гнев чувствует и Наставник, по этому решили сбросить ответственность с себя на плечи Учителя. Они не сказали, позволь, мы сделаем то-то и то-то. Они лукаво спросили: «Хочешь ли?». И по твоему желанию мы огонь сведем, прямо как пророк Илия и пожжем все село. Пусть все знают, какой Царь идет.

Понимаете? Они идут с помпой! Они трубят перед собой! Но не как люди. Люди трубят перед собой, чтобы защититься. Когда им ничего не угрожает. А когда страшно, они молчат и прячутся. Иисус, когда ничего не угрожает, просит никому ничего не говорить. А когда страшно кричит на всех углах о своем приближении. Вот, что значит, Дух Господа! Дух Власти! Дух настоящего Царя!

И вот, ученики уже вошли в этот Царственный пафос и сами чувствуют себя слугами Царя. При этом, если Иисус идет целенаправленно на смерть, то апостолы ожидают Его «воцарения» в Иерусалиме. Иисус идет навстречу Голгофе, а апостолы навстречу славе! И здесь им уже ничего не страшно. Они думают, что еще немного и их Наставник воссядет на троне. Они решили, что Учитель вопреки всем угрозам и страхам знает секрет и уж точно останется живым. Перед нами процессия из Идущего на заклание и Его слуг уже почувствовавших себя первыми людьми в государстве. И вот ответ Иисуса.

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
(Лук.9:55,56)

Я вынужден разочаровать многих христиан, которые на этих двух стихах делают целую теорию. Дело в том, что эти два стиха претерпели за 2000 лет сильное изменение. Благодаря разного рода допискам и пояснениям на полях, мы получили то, что имеем. Но изначально, все же, было сильно меньше слов. Вот весь текст этих двух стихов:

55. Повернувшийся же Он запретил им.
56. И они пошли в другое село.

Никаких слов про «знание духа», ни пояснения про спасение и пагубу душ человеческих здесь нет. Христиане очень сильно старались помочь другим понять то, что поняли они, по этому нашли в себе наглость добавить комментарии. Позже, при переписывании, эти комментарии перешли в сам текст. Давайте не будем основывать свою веру на комментариях, а лишь на Священном Писании. Так что, все, что у нас есть, это 11 слов в обоих стихах.

Чего ожидают ученики? Они ожидают излияния скорби от предательства людей, которых Иисус исцелял. Они ожидают гнева. А Учитель просто запретил ученикам и пошел в другое село. Почему? Где же драма? А нету! Иисус идет на заклание! Это самое главное. А все остальное Его не интересует! Да какая разница, где его впустили или где не впустили! Ему осталось жить всего ничего. А тут апостолы со своим праведным гневом! Кроме того, когда Иисус сказал, что принявший младенца принимает Иисуса, Учитель сказал о принимающих, а не об отказавших. Тот, кто не принял, тот просто ничего не приобрел. Он остался чужим. Тот, кто принял, стал другом. Причем тут гнев?

Ниже прилагается конспект проповеди.

Если бы мы знали, какого мы сами духа, знали точно (как это Бог нас видит), то мы понимали бы и какого духа другие люди.

Чем я живу, что я испытываю, каковы мои мысли, каковы мои намерения, мотивы и побуждения, – вот там есть самое главное. Это – определяющее мою вечную участь. Если я не разбираюсь в мотивах, которые мною движут, сатана мною может крутить и вертеть, как только ему заблагорассудится, если я там не разбираюсь – в своём внутреннем духе.

Есть верующие, которые считают, что какая бы мысль не пришла в наши головы, – «это нам сказал Бог». Приснилось что-то – «это от Бога», поняли что-то – «это от Бога»…

На земле не один миллиард верующих христиан разных конфессий. Каждой конфессии присущи определённые заблуждения, где прямо отвергается Писание, которое берётся в руки, или с которого читается с молитвою проповедь. Там чёрным по белому написано одно, но говорится совершенно другое. И кто говорит, – он считает, что «это Бог открыл». Те, которые слушают, – понимают, что «нам Бог через нашего брата-пастыря это открыл». Поэтому мы держимся, отстаиваем, упираемся, препираемся, и на смерть пойдём за это. Но, читая Писание, вы видите, что Библия говорит совершенно не о том, о чём иногда нам в церкви из-за кафедры говорят. «Иногда» – это мягко сказано… Иногда не иногда, но почти всегда… Нам не говорят то, что нужно, не говорят так, как надо, извращается Писание. И «это – Бог нам так сказал, мы так верим…»

Но я хотел бы поговорить не столько о церквах, и не столько об ихних заблуждениях. Мы –верующие, и мы зачастую так и говорим (общаясь), пишем, утверждаем: «мне Бог это открыл», «мне Бог это дал» или «сказал»… А вот кто нам на самом деле открыл, дал или сказал, – Бог ли небесный, или бог ли века сего, – вот это вопрос.

Евангелие от Луки 9:51-56: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим, и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него» (трудно сказать, тут прямо не пишется – может быть место, чтоб было, где переночевать, может быть и людей чтобы подготовить… – не это сейчас главное. Так вот – вестники пошли, заходят в селение Самарянское), «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (т.е. вид обыкновенного путника…Что он там толкового может сказать – обыкновенный путник?). Ученики же идут за Христом и считают его мессией, царём, а они себя считают, что «мы же вообще сядем по левую и по правую сторону – кто ближе, а кто дальше, но в любом случае в кабинет министров мы все войдём»… «Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (т.е. Христос говорит: пойдём дальше, зачем их трогать? ну не понимают они сегодня…). Но слова Христа его ученикам, которые впоследствии входили в число т.н. столпов первой христианской церкви, – «не знаете, какого вы духа»… Вы думаете Иаков и Иоанн думали, что они плохого духа? Они любят Иисуса, они хотят Его воцарения, они алчут и жаждут Царства Божьего на земле, и ревность по Господу снедает их, они ревностные служители Христа, служители Бога, ревностно желающие Царства Божьего в Израиле. Так они думали. Они считали, что это благо они сделают, если бы они уничтожили это селение Самарянское… Христос говорит: «Не знаете какого вы духа» (Вы думаете, что вы ревнуете обо Мне, желаете Мне моего Царства, а на самом деле вы гордые, вас задело то, что вас не приняли вместе со Мной, вы просто обиделись, вы просто раздражились на них, и по великой нелюбви с видом благочестия хотите, чтобы огонь с неба сошёл на землю и истребил их. Вот кто вы на самом деле в данный момент: никакие вы не министры, никакие вы не служители Господа, вы просто ещё обыкновенные люди, корыстные, своенравные, гордые, с притензиями, и вы просто не возлюбили людей, которые по какой-то причине, может быть неосознанно, не приняли Меня и не приняли вас. Не знаете, какого вы духа).

1 Иоанна 4:1-6 «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Не подумайте, что лжепророки – это вот официально ходят, называют себя пророками, и что-то от имени Бога говорят. В число этих лжепророков может входить каждый из нас, любой верующий, утверждающий что-либо, что «так говорит Господь», «так говорит Библия». Мы можем тоже заблуждаться. Одну вещь хочу сказать: когда мы ругаемся, не важно где, – в церкви, в собрании, на дому, у себя в семье (заметьте, мы — верующие! Мы молимся, мы просим благословения, читаем Библию… Но ругаемся)… И когда ругаемся, кого ни спроси, каждая из сторон, которая принимает участие в этих спорах и ругательствах, считает себя правой и настаивает на собственной правоте. Но может быть так, что кто-то на самом деле ложь пророчествует, ложь прорекает, а может и не одна из сторон, а может обе стороны виноваты, и никто друг другу не уступает… Так вот (обратите внимание) слова Иоанна (это уже этого Иоанна, о котором мы читали): «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они». Испытывайте, проверяйте. Почему? Потому что много лжепророков появилось в мире. У нас так – слово «духу» – это Дух Святой, дух сатаны… это что-то такое незримое глазами, не слышимое ушами. Лжепророк – он устами говорит какие-то слова, использует быть может даже тексты Библии… При помощи слов выражается какая-то мысль; слова, будем говорить, материальными устами как бы материально, звучно для ушей издаются. Слова устами проговариваются, но за словами есть мысль, и эта мысль называется в данном тексте «духом». Все, кто что-либо говорит, пытаются какой-то дух, какую-то мысль нам либо открыть, либо навязать. Поэтому, слушая кого-то, слушая слова, слушая проповедь, включая и мою, не торопитесь сразу соглашаться. Не всякому духу верьте. Не всякая мысль, которая появляется у нас в результате чьей-то проповеди, чьих-то слов, может быть правильной. Испытывайте эти мысли, которые к вам пришли через чьи-то слова, от Бога ли они…

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога…». Вот было б так написано: «Всякий человек, который исповедует языком Иисуса Христа, пришедшего во плоти (т.е. говорит, что я верю, что Иисус во плоти был на нашей земле) уже есть от Бога», а дальше – уже не важно, что он говорит… Раз он признаёт – значит всё… Иногда мы, верующие, простые как пять копеек. Вот мы так и объясняем эти стихи – «кто исповедует (имеется ввиду – устами), что Иисус Христос пришёл во плоти, тот и от Бога»… Получается, что и католики, и православные, и пятидесятники, харизматы, и адвентисты, и баптисты, меннониты, кальвиниты, лютеране… – все от Бога… Но все по-разному говорят…

Всякий дух – вот те мысли, которые в каком-то человеке. Он, внутри себя, исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти? Он сам внутренне таков, как Иисус Христос, когда Он пришёл на нашу землю в человеческой плоти? Или не таков? Мы должны разбираться во внутреннем мире человека: внутри, в мыслях – он таков?

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы…, имеющие вид благочестия, а силы же его (а в духе же его) отрекшиеся» (внутренность нечистая). «Пою в хоре, выхожу за кафедру, красиво молюсь»… Как говорят: «если бы мы не кушали мяса, мы бы были все спокойными»… Человек не кушает мяса (вегетарианец), но при этом он, как говорят, может без соли съесть…

«но это дух антихриста (внутри мы раздражаемся, внутри мы не любим человека, внутри мы завистливы и т.д. и т.п.), о котором вы слышали, что он придёт и теперь уже есть в мире. Дети! вы от Бога, и победили их (Вы победили тех, в чьём духе нет Христа. Вы победили); ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире». А почему больше? Потому что Тот, кто в вас, победил внутри вас грехи и пороки на уровне помышлений и намерений сердечных, а тот, кто в мире (это князь века сего) – меньше, слабее. А почему? Потому, что тот сам человекоубийца от начала и лжец, и он не может сам освободиться от этих пороков, и тех, кто с ним, освободить не может…

Верующие ходят в церковь, и не понимают, какого они духа. Они горды, но открыто об этом не говорят, они просто говорят: «Благодарю, что я не таков, как этот баптист, благодарю, что я адвентист, благодарю, что я католик, что я говорю на иных языках, а эти не говорят»… Они от мира. Они горды и превозносятся. Они от мира, потому что хочется удовлетворять свои похоти и хочется по благодати спастись. Поэтому они говорят, что Закон отменён, он распят на кресте, Христос его исполнил, а мы не можем. «Они от мира, потому и говорят по-мирски (потому и обижаются, потому и гордятся, потому и унижают людей), и мир слушает их»…

«Мы от Бога». Кто «мы от Бога»: кто победил этих людей, которые имеют дух антихриста, кто победил сам в себе дух антихриста, в своём духе, в своём сознании, в своём сердце… Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. «Знающий Бога» – это может быть даже мирской человек, разумный, непохотливый, может быть верующий, который тоже разумный и рассудительный. «Знающий Бога, слушает нас» и соглашается с нами, понимает, что так правильно, по-другому и быть не может.

Кто не от Бога: кто протестует против чистоты и святости, кто говорит, что Закон отменён и что грех непобедим. Тот не от Бога. «Кто не от Бога, тот не слушает нас». По такому признаку узнаём в каждом человеке духа истины и духа заблуждения.

Когда я узнаю, какого я духа, когда я это признаю, когда я в этом раскаюсь, когда я от этого избавлюсь, только тогда я начну понимать Писания правильно, только тогда я начну разбираться в людях, и не просто по словам определять, кто они – от Бога или не от Бога, – я буду понимать, что движет этими людьми на самом деле, и не окажусь разменной монетой в их играх.

2 Кор 13:5: «Испытывайте самих себя…» (испытывайте свой дух, проверяйте)… «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте», т.е. – если Дух Божий в вас внутри, мысли чистые, нет зла, духа антихриста нет, – то в вере. Если есть раздражение, есть недовольство, есть обида, есть сварливость, есть самомнение, то не хвалитесь и не лгите на истину, – вы не в вере. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» Если вы будете исследовать, вы будете знать, а если вы не будете исследовать, вы не будете знать самих себя, в вас Христос или нет, т.е. не будете знать на самом деле, вы будете себе внушать, что Христос точно во мне… А нужно знать точно. Если вы не знаете на самом деле, Иисус в вас или не в вас, не знаете самих себя, то только по той причине (Павел говорит) «разве только вы не то, чем должны быть», т.е. если вы не являетесь теми, какими должны быть по Божьему слову, то поэтому вы не знаете самих себя, и вы точно не знаете, Иисус в вас или нет. Вы можете себе только внушать…

Гипноз, аутотренинг, самовнушение – это, будем говорить, по полной программе практически в любой христианской церкви, независимо от того, как она называется, и не только в христианской, но и в остальных нехристианских деноминациях.

«Великая борьба», глава 27 «Пробуждение наших дней»

«Везде, где Слово Божье проповедовалось во всей его истине (подчёркиваю: не так как – обкоцанное, обрезанное… повыхватывали, пообрезали… что осталось – благодать и всё), оно приносило плоды, свидетельствовавшие о его Божественном происхождении». Обратите внимание: если слово, которое мы слышим, оно приносит плоды, заставляет думать и меняет меня (я не говорю о деталях, я в общем говорю), то это свидетельство, это доказательство, что это слово от Бога происходит, это не дух заблуждения, это не человеческие умозаключения. Если оно не меняет, то это не от Бога. Хотя, кто-то из вас может сказать: «ну вот оно того же не поменяло!», а я говорю: сам Бог, когда Он разговаривает с человеком, если человек не верит, не соглашается и протестует, имеет дух антихриста, то тоже не поможет это слово этому человеку, и тут не Бог и не Его слово виноваты, а вот человек с таким настроением, причина в нём. Если это слово одного меняет, а другого не меняет, то это не говорит о том, что это слово не от Бога, что кого-то оно не поменяло. Вот если бы оно никого никогда нигде не меняло, даже искреннего человека, ну тогда – да, возможно это заблуждение, но если кого-то меняет, а кого-то нет, тогда это уже слово Божье и почему оно кому-то не помогло, то потому, что человек стал в позу проти Бога.

«Дух Божий сопровождал работу слуг Господних», они проповедовали, а Дух Божий присутствовал в этих людях, с этими людьми был и сопровождал работу, они сеяли, а Он поливал, и слово их было со властью. Не так: «может это вот так», а «это может вот так», одни думают так, другие так…, т.е. если это истина, то это было со властью сказано. Не с категоричностью, не с гордынею, а со властью («Христос говорил, как власть имеющий». Почему? То, о чём Он говорил, – Он сам так жил, поэтому Он и говорил – вот так прямо: «так говорит Господь»)

«Грешники пробуждались. «Свет… который просвещает всякого человека, приходящего в мир», озарял самые сокровенные уголки души, и «всё тайное становилось для них явным». Глубокое раскаяние овладевало их умом и сердцем. В их жизнь входили понятия греха, праведности и грядущего суда. Они начинали осознавать праведность Иеговы. (Как осознавать? Глубоко, глубинно начали понимать на уровне своего внутреннего мира) и ужасались от одной только мысли, что предстанут в своей виновности и нечистоте перед читающим сердца. И в душевных муках они вопрошали: «Кто избавит меня от сего тела смерти?». По мере того, как перед ними открывалось всё величие Голгофы с безграничной жертвой, принесённой за грехи людей (перед ними открывалось – это внутренняя работа, они думали, они вникали…), они начинали понимать: ничто, кроме заслуг Христа, не может изгладить их беззакония и примирить человека с Богом».

«С верой и смирением они приняли Агнца Божьего, который взял на себя грехи мира, и через кровь Иисуса Христа, через Его пример получили (не прощение, как нам хотелось бы, чтобы Е.Уайт так написала), а получили «оставление тех грехов, которые перед ними открывались» (они их побеждали, они их оставляли, но чем ближе подходили к зеркалу, т.е. ко Христу, и на фоне Христа, как в зеркале, всё более и более отчётливо видели даже самые маленькие изъяны на своём лице, они видели, что ещё опять есть то, с чем необходимо заниматься, и они продолжали – опять вникали и верою побеждали…) «Эти души сотворили достойный плод покаяния, они уверовали в Христа как в врача, который может исцелить не только тело, но и душу. И только после этого были крещены и восстали для новой жизни… Они восстали для новой жизни как новое творение во Христе Иисусе, чтобы никогда больше не поступать по прежним похотям, но с верою в Сына Божьего идти по Его стопам (невозможно – да?) след в след (!), отражая Его характер, стремясь достичь такой же Божественной чистоты…Теперь они возлюбили то, что раньше ненавидели (возлюбили – это внутри, это внутренний мир), строптивые и самоуверенные превратились в кротких и смиренных, тщеславные и надменные – в серьёзных и скромных, безнравственные – в благочестивых… Вся земная суета была оставлена (заботы века сего, что есть, что пить, во что одеться… Здесь не сказано, что они перестали работать и стали все верующими лентяями, не об этом речь; они делали, они работали, семьи содержали…, но они не жили этим, мысли сердца не были заняты этим, в сознании, в духе был поиск истины, пути освящения…)»

«Римлянам: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божьих, потому что тварь недобровольно покорилась суете (т.е. греху и сатане), ждёт откровения сынов Божьих, чтобы им открылось, как освободиться от греха, чтобы и самим прийти в свободу детей Божьих от греха». Но все церкви почему-то говорят: «думать не надо, надо верить», т.е. нужно быть такими ограниченными и зомбированными верующими, а потом им можно из того же Писания, из которого они читают, уже не видят и не понимают, говорить, что Закон отменён, хотя Христос говорит: «Небо и земля преидут, но закон и заповеди эти малейшие не преидут, доколе земля существует».

«Результаты этого пробуждения были видны в душах, готовых (внутри) к самопожертвованию, считавших за счастье переносить поношение и испытания во имя Христа». Это надо быть или очень осознанным христианином или фанатиком (фанатизм тут не подходит). «Все видели разительные перемены, которые произошли в жизни тех, кто исповедывал Иисуса Христа». Сегодня все видят – никаких перемен не происходит в жизни тех, кто исповедывал языком Иисуса Христа и пошёл в христианскую церковь. «Эти люди оказывали на общество благотворное влияние». Никто их не просил оказывать влияние, они просто следовали за Христом, они просто жили, они просто освящались, и сами того не понимая (их никто не спрашивал) оказывали на общество благотворное влияние. Вот она – самая лучшая проповедь! Без денег, без рекламных буклетов, без хоровых пений, — они собирали со Христом своей преображённой жизнью. И сеяли в духе этих людей, в духе людей, которые ещё не приняли Христа, сеяли семена истины (своей жизнью), заставляя людей думать. «Чтобы пожать плоды жизни вечной».

О нашем времени (о своём, в которое она жила, и о нашем, в котором мы живём). «Но многие подобные движения пробуждения наших дней резко отличаются от тех проявлений Божественной благодати, которые в прошлом сопровождали труды рабов Божьих». Вопрос возникает: так сегодня рабы Божьи делают пробуждение? Нет! Сегодня проявляется благодать Божья? Нет! Перемены есть? Нет! Ну если кто-то перестал пить, пришёл в церковь, перестал блудить, – ну слава Богу! Но разве это настоящее пробуждение? «Свет же должен проникнуть во все самые сокровенные, во все дальние уголки нашей души, нашего сердца», – об этом же никто не ведёт разговора даже!

«Для каждой истинно обратившейся души отношения с Богом и вечностью составляют главное в этой жизни». «Перед тем, как суды Божьи посетят нашу землю, среди народа Божьего (это не среди церкви АСД) рассеянного среди всех конфессий, и не только конфессий, а даже среди т.н. неверующих (потому что никуда не ходят и нигде не числятся, они никуда не ходят и не числятся, потому что говорят: «Господи! Спаси и помилуй меня грешного, чтобы я туда попал и тому всему научился»). Бог удерживает людей, чтобы они туда не пришли, в эту церковь, и чтобы потом не разочаровались, и потом чтобы их никогда невозможно было к Себе обратить. Бог их удерживает, а мы бегаем с евангельскими кампаниями. Удерживает, чтобы когда появится истинный народ Божий, чтобы эти люди туда пришли.

Е.Уайт даже такие вещи пишет, что «многие из мира придут, и на них изольётся Дух Святой и они будут в числе 144 тясяч», потому что находясь в мире, они такие, как тот сотник римский, на которого и на дом которого Дух Святой сошёл (они и не евреи…), помогал в синагоге, как считал там нужным, но был благочестивым. А мы – набожные, в смысле – ходим в церковь, молимся, причастия принимаем, но не набожны по жизни мы… Вот и делайте вывод, кто дети Божьи! «Среди народа Божьего произойдёт такое возрождение благочестия и святости, какого ещё не бывало со времён апостолов». Мы говорили, кто такие 144000 – Откровение 14 глава; адвентисты проповедуют трёхангельскую весть, начиная с 6-го стиха, а первые 5 стихов говорят о том, кто эту трёхангельскую весть будет нести. Это 144000, стоят с Агнцем, Агнец посреди них на горе Сионе, поют как бы новую песнь. Почему новую как бы? Потому что песнь любви, песнь святости уже не поётся церквами, и адвентисты эти стихи не читают, потому что если прочитают, скажут, что это относится к трёхангельской вести, – то там 144 тысячи – они непорочны перед престолом Божьим; как же мы тогда объясним людям, что соблюдать закон Божий мы должны, а исполнить не можем? Это называется – «строили, строили и наконец достроились». 144000 – вот оно пробуждение последних дней. Пробуждение – не к пророчествам, не к обрядам, не к троицам, не к двоицам, ни к субботам, ни к свининам, ни к десятинам… А к благочестию и святости. Они непорочны пред престолом Божьим. Они не осквернились с жёнами – доктринами, обрядами, иными языками и ещё непонятно чем. Лучшие из лучших.

«На детей Божьих будет излит Его Дух и сила. Тогда многие оставят церкви, в которых любовь к миру вытеснила любовь к Богу и Его Слову. Многие служители и простой народ с радостью примут те великие истины, которые по воле Божьей будут возвещать в то время, чтобы приготовить народ ко Второму пришествию Господа. Но враг человеческой души всеми силами попытается помешать этой работе; он попытается не допустить возникновения этого движения, подменяя его своей фальшивкой. В тех церквах, которые ему удастся обольстить (и в тех церквах, в которых об этом даже не догадаются), он создаст впечатление, будто уже излились особенные благословения Божьи (харизматические движения, благословения, падения, изгнания бесов, говорения на иных языках…); и будет казаться, что происходит великое религиозное пробуждение. Множество людей будет радоваться чудесному воздействию на них Бога (так они будут понимать), в то время, как это будет совершать совсем другой дух (церкви не поймут какого они духа). Прикрываясь маской религиозности, сатана попытается распространить своё влияние на весь христианский мир (Вот потому сегодня эти евангельские кампании, комбайны Божьи – вот эти стадионы, вот эти всё падают, качаются, происходит говорение на иных языках, бесов выгоняют… Все начинайте говорить на иных языках… Уже и православные такие есть и католики, баптисты принимают духа…)

Во многих религиозных движениях, происходивших за последние полвека, в большей или меньшей степени видно действие той самой силы, которая проявит себя в более широких движениях будущего. Мы видим, что люди испытывают эмоциональный подъем, истина смешивается с ложью, что многих вводит в заблуждение. Но обмана можно избежать. В свете Слова Божьего не так уж трудно определить природу этих движений. Мы можем с уверенностью сказать, что нет благословения Божьего там, где люди пренебрегают свидетельством Библии, отворачиваются от тех ясных и испытывающих душу истин, которые требуют самоотречения и отказа от мирских удовольствий. Если применить правило, данное Самим Христом: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16), становится ясно, что эти движения – не от Духа Божьего».

Мы должны знать какого мы духа, мы должны знать какого духа церковь, какого духа мир. Если мы не будем знать какого мы духа, мы будем думать, что нами управляет Бог, что мы ходим в истинную церковь, что мы служим Богу, что мы – Христовы…