Сакральные сооружения.

Фото Анны Синаревской

Facebook

Twitter

19 января отмечен в календаре как Международный день религии. Конечно, далеко не все в нашем обществе – глубоко верующие люди, однако религия, так или иначе, присутствует в жизни каждого: мы крестим детей, ставим свечки за здравие или упокой близких, вешаем крестики в салоне автомобиля и так далее по списку.

Православную веру в Донецке можно назвать монополистом: повсюду храмы и часовни, причем с каждым годом их все больше. А вот о существовании в городе знают далеко не все, хотя само здание весьма заметное – его наверняка видел каждый, кто ездил на "двойке" от ЖД-вокзала.

Vgorode.ua решил узнать: кто они, католики Донецка, и каково им быть религиозным меньшинством в православной стране?

Воскресная служба. Фото Анны Синаревской

Почему-то складывалось впечатление, что католический костел посещают в основном иностранцы, но судя по фамилиям, прозвучавшим на воскресной мессе, многие прихожане – местные жители, которых наверняка традиционно крестили в православной церкви. Очевидно, католицизм они выбрали сами уже в сознательном возрасте.

Надо отдать должное: атмосфера на службе уютная и домашняя, сам церемониал красив, музыка изумительная, интерьер костела лаконичен и прост, в зале много света - в сумме это создает на редкость умиротворяющую обстановку. Даже дети, которых было немало, чувствовали себя комфортно и свободно. Порадовало, что в процессе службы есть место живому общению, а не только церковным гимнам и молитвам – думаю, для многих это куда важнее.

На службе дети чувствуют себя свободно и раскованно. Фото Анны Синаревской

Проводил службу непосредственно настоятель собора отец Ричард. Легко заметить, что между ним и его паствой отличное взаимопонимание: он знаком с проблемами прихожан, они, в свою очередь, готовы доверять и обсуждать их с ним. Правда, уже в следующем месяце отец Ричард после 8 лет в Донецке отправится на новое место службы, и, судя по всему, провожать его будут долго и сентиментально. Да что там, уже начали.

В личной беседе католический пастор рассказал нам о том, что значит для священника призвание, почему он приехал в Донецк и что самое трудное в его служении.

О себе

Я родился в польском городе Щецин, что недалеко от Германии – до Берлина всего 120 километров. Это приморский город, он располагается на берегу Балтийского моря. Я там ходил в техникум, и лет в 16-19 мне нужно было определиться с дорогой в жизни. Был какой-то голос Божий, было желание стать священником. В католической вере я воспитывался в самого раннего детства – у нас в Польше почти 98% католики.

О Донецке

В Донецке я уже 8 лет, и, опять же, дело в призвании: у меня всегда было желание работать на Востоке, причем даже не в Украине, а, скорее, в России. У нас ведь было очень мало информации, мы не знали, что там происходит, новости до нас не доходили. Но было понятно, что вера там подавляется. Думаю, это моя дорога, судьба, и эту судьбу нужно исполнить.

Донбасса, конечно, приезжие пугаются – прежде всего, это менталитет местных жителей, которые кажутся жесткими, неприветливыми. В приходе я этого не почувствовал - там прекрасные люди, но даже сегодня можно заметить, что у многих лица огорченные, нерадостные.

О костеле

Собор был построен в 2006 году, но первый священник, отец Ярослав, приехал в Донецк еще в 90-е. Он начал создавать духовную общину – сначала через объявления искал католиков с польскими, прибалтийскими и белорусскими корнями, приезжих с западной Украины.

Строительство костела финансировали фонды из Германии, содержим мы его благодаря пожертвованиям прихожан. Люди понимают, приносят, сколько могут. У нас нет, например, такого, как у протестантов – когда обязательно нужно отдавать десятину. Каждый дает столько, сколько может дать.

Сегодня в костеле служат два священника и прислуживают две монахини. Всего в области открыто 5 приходов: костел в Донецке и часовни в Макеевке, Горловке, Енакиево и Красноармейске.

О новоиспеченных католиках

Слово "католический" означает "всеобщий". В католическую церковь могут ходить все. Взрослый человек может сам сделать выбор. Бывает, человек крещен в православной церкви, но на этом вера заканчивается. Такие люди спрашивают: "Могу ли я войти в ваш храм?".

Мы проводим концерты органной музыки для того, чтобы люди не боялись переступить порог костела. Ну, а стать католиком – это стать верующим, стать прихожанином. Повторного крещения не нужно, если это уже сделано в православной церкви. Сперва человек осваивается, привыкает, а потом мы предлагаем ему пройти катехизис. Катехизис – это обучение христианской вере, такая воскресная школа, где можно приобрести религиозные знания. Ну, а потом проходит какое-то время, прежде чем человек примет таинство исповеди и первого причастия.

Воспитанники воскресной школы, которые готовятся к первому причастию. Фото Анны Синаревской

Абсолютно тот же путь проходят и дети, которые ходят в воскресную школу – они готовятся к первому причастию почти год.

О православии

Христиане должны жить в мире и единстве. Мы тесно общаемся и контактируем с греко-католической церковью, считаем православную церковь очень важной. Я бы очень хотел, чтобы люди здесь ходили в православные храмы, а не подавались в сектанты.

В наше время человек живет в большом городе, но при этом он очень одинок. Секта дает ощущение общины, там людей слушают, с ними разговаривают, окружают вниманием. Православная церковь должна быть как можно ближе к людям, она многое может дать и дает.

О самом трудном и самом прекрасном в служении

Самое важное и трогательное – это когда в тебе приходят люди и говорят: "Отец Ричард, вы так много в меня вложили!". Или приходят со слезами прощаться: "Спасибо вам за сына, для которого вы стали отцом, давая ему наставления".

Священник должен быть пастырем, а пастырь должен заботиться о каждой овце, и, что самое важное, он должен знать своих овец. Знать их проблемы, жить этими проблемами. Священник – это человек от Бога для людей, поэтому для него самая большая радость – когда прихожанин открывает свое сердце Богу, когда его жизнь меняется.

Отец Ришард обращается к пастве. Фото Анны Синаревской

Если говорить о самом трудном, то это, конечно, при любых обстоятельствах оставаться верным своему служению и всегда ставить его превыше всего.

Об африканских студентах

Мы проводим службы на русском и английском языках, на вторые обычно приходят студенты из Африки. Для них церковь – дом родной. Им здесь очень трудно, мы даже не представляем, как. Священник для них как отец, они приходят за советом, показывают свои оценки, рассказывают об экзаменах. Быть с ними и поддерживать их – это тоже мое призвание.

Напоследок

Людям верующим и не очень я бы пожелал жить по совести. Совесть – это внутренний голос, здесь человек прибывает наедине с Богом. Часто мы этот голос заглушаем или игнорируем, уходим в виртуальный мир. 21 век – это время зависимостей, поэтому очень важно находить время для того, чтобы услышать свой внутренний голос.

От автора : дорогие читатели, в этой статье изложены исключительно личные впечатления и наблюдения, с которыми вы можете быть не согласны. Выводом и эпилогом могут послужить строки из всем известного стихотворения Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя…

Несмотря на то, что многие храмы в охваченных войной районах Донбасса разрушены, верующие не оставляют молитву и продолжают литургическую жизнь на руинах своих святынь.

На праздник Рождества Пресвятой Богородицы, община храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кировском собралась на первую после августовского обстрела Божественную литургию. Служба прошла под открытым небом — рядом с руинами церкви, которая не подлежит восстановлению, соообщает сайт Горловской и Славянской епархии .

23 августа в ходе артиллерийского обстрела города снаряд пробил крышу в центре храма во время вечернего богослужения и обрушил перекрытие на молившихся горожан. Тогда три человека погибло, ещё несколько человек получили тяжёлые травмы. В числе раненых — второй священник храма протоиерей Сергий Пивень. При этом же обстреле снаряд попал и в больницу, где погибло двое людей, многие получили ранения.

Обстрелы города продолжаются и сейчас. По словам настоятеля храма протоиерея Георгия Цыганова, даже в эти дни перемирия война не прекращается. Почти каждый день продолжают гибнуть мирные жители, страдают их дома. Сейчас, с наступлением холодов, несмотря на обстрелы, многие семьи возвращаются в город.

Богослужения рядом с разрушенным храмом решили возобновить, потому что приход праведного Иоанна Кронштадтского в городе остаётся единственным. А многие верующие жители Кировского не представляют своей жизни без Литургии. Божественная литургия теперь совершается каждое воскресенье. В тёплую погоду — на церковном дворе перед храмом, в ненастье — в помещении летней кухни рядом с ним.

Несмотря на отсутствие материальных средств, прихожане общины не унывают и продолжают помогать оставшимся в городе людям. На территории прихода находится центр сбора гуманитарной помощи — сюда со всего города приносят вещи и тёплую одежду для погорельцев и нуждающихся семей.

До недавнего времени приход бесплатно помогал вывозить семьи из-под обстрелов в города Украины и до границы с Российской Федерацией. Возвращаясь из очередной такой поездки к границе с Россией, погиб приходской водитель — помощник старосты храма Вячеслав Гусаковский. Впоследствии украинские СМИ обвинили убитого водителя в перевозке оружия и взрывчатки.

Вячеслав Гусаковский на своём микроавтобусе помог вывезти из обстреливаемого города и близлежащих сёл десятки детей. У погибшего остались жена и четверо малышей, младшему ребёнку исполнилось всего два года. После смерти водителя вывозить из города людей, у которых нет собственного транспорта, практически некому.

Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского восстановить уже нельзя. Под церковь в будущем решили приспособить здание воскресной школы, строить которое начали в прошлом году. Правда, средств на то, чтобы закончить строительство, у жителей Кировского пока нет.

Все, кто хочет помочь общине города Кировское обустроить храм, могут перечислить любую посильную сумму на счёт прихода:

Приход во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Кировское Шахтёрского района Донецкой области
филиал Донецкого управления АО Ощадбанк
счёт № 26005300164168
код ИНН 21955401
МФО 335106.

Гвоздь программы посещения Енакиево - конечно же костел Марии Терезы Калькутской, который осенью 2010 года отметил юбилей - 110-ю годовщину со дня основания. Старейшее здание Енакиево, как ни странно, не имеет охранного статуса - так что в довольно хорошем состоянии костел дошел до наших дней практически чудом. Тем более, что стоит он практически у забора металлургического завода - отчего, кстати, за более чем столетие покрылся толстым слоем копоти. Тем не менее, здание великолепно, и уже несколько лет в нем проводятся службы. Нам повезло - как раз в то время, как мы разноцветной группой туристов с фотоаппаратами, из костела выходили прихожане. Они любезно отрыли нам храм и провели экскурсию.

Детальную информацию о костеле я нашел на сайте Римо-католической Харьковско-Запорожской диедезии - приведу выдержки из статьи прихожанина храма В. Опольского "Религиозная терпимость как фактор стабильности социально-экономической жизни Донбасса"

Бурное освоение природных багатств бескрайних диких степей, строительство рудников во II полонине XIXст. требовало притока рабочих рук, квалифицированных специалистов из Западной Европы, внутренних губерний царской России. Религиозная терпимость Синода на нынешней территории Донбасса позволяла представителям свыше ста народностей разных конфессий отправлять свои религиозные потребности. В 50-60гг. XIXст. свыше 20 тыс. поляков и членов их семей, участников национально-освободительного движения Польши, были переселены в Донбасс.

Под началом управляющего железоделательного завода штабс-капитана Мевиуса и инженера-полковника Летуновского в 1866г. начинается строительство доменных печей на р. Садки в пределах нынешнего города Енакиево. В 1866г. впервые в царской России на этом опытном заводе был получен качественный чугун на минеральном топливе, что дало толчок развитию всей коксовой металлургии. Весной 1895г. Кабинет Министров утвердил устав Русско-Бельгийского общества, разрешил титулярному советнику Ф. Енакиеву, надворному советнику Б. Яловецкому и бельгийским подданным Окталу Неф-Орбану и Оскару Биз приступить к строительству металлургического завода. Названный в честь Петра I - Петровский завод задул первую доменную печь 27 ноября 1897 года.

В этом же, 1897 году началось также строительство римско-католического храма, финасируемое прихожанами польской общины, и при активной поддержке директора завода Юлия Потье в 1900 году оно было закончено. Енакиевский приход во имя Воздвижения св. Креста относился к Тираспольской римско-католической епархии (Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии). Первым священником костела был о. Габриил Гварамадзе (грузин), сменил его литовец о. Варфоломей Николаюгис. Бельгиец Эммануэль Симо, француз Мишель Фо, поляк Станислав Вольский - неполный список (около 10 священников), среди которых были немцы, голландцы и представители других национальностей. Интересно, что в 1919 году приход насчитывал 2094 прихожан, больше, чем в Юзовке (Донецке).

Указом Советского правительства 25 декабря 1922 года Церковь отделялась от государства. В помещении костела открылся клуб закрытого типа для политработников, проводились занятия активистов местной партийной н комсомольской ячейки. Торжественно отмечались государственные праздники. Тем не менее, о. Станислав Вольский вплоть до 1935 года договаривался с руководством металлургического завода и арендовал помещение бывшего храма для проведения Богослужений. С 1971 года в здании костела до конца 90-х гг. работал спортивный клуб.

Рядом - бельгийский черный от копоти домик с дышащими на ладан трубами, в прямом смысле дышащими паром

Еще один выброс тепла

Костел сзади

В 2002г. председатель Общества культуры Донбасса Ричарл Зелинский обратил внимание в прессе на положение нацменьшинств в регионе и возвращение в пользование для религиозных потребностей национализированных храмов. Заручившись поддержкой н благословением епископа Харьковско-Запорожского Станислава Падевского, о. Ярослав Вишневский обратился в Донецкую обладминистрацию, к президенту АТ "Данко" С.В. Мамоту, директору ОАО ЕМЗ Л. Литвинову с просьбой о благоприятствии и поддержке в передаче костела прихожанам. Неоценимую помощь в возвращении храма оказал также мер города С. Рухадзе. 19 декабря 2003 года приказом №862 генеральный директор Л. Литвинов безвозмездно передал здание костела верующим, а 21 декабря в торжественной обстановке при стечении многочисленных гостей и прихожан передал документы на безвозмездное владение зданием костела. После выступления Генерального консула республики Польша Ярослава Ксенжека, городских властей, представителей завода, епископ Станислав Падевский торжественно провел Богослужение, освятил храм, который одним из первых в мире стал носить имя Терезы Калькутской.

Внутри только-только начинается реконструкция. Но лавки, столь любимые мной в сравнении с православными храмами, уже есть.

Лестница на хоры

Конструкции крыши

Вид из окна на карниз

Лестница на башню

Енакиевский храм является самым старым и исторически значимым сооружением города, но не имеет статуса согласно закону Украины про охрану исторического и культурного наследия, памятников истории и архитектуры. Храм нуждается в основательной, капитальной реставрации, а также моральной, материальной, юридической поддержке со стороны местных властей, всех неравнодушных к истории города патриотов.

Лестница на хоры еще

И еще лестница

Снаружи костел великолепен!

Свято-Покровскую церковь благодарил... Сталин

В один из главных праздников православных христиан - Светлое Рождество Христово - верующие радуются и поздравляют друг друга. Люди стремятся встретиться с Господом в храмах, стены которых пропитаны молитвами, вознесёнными ещё нашими предками. В одной из старинных церквей региона побывала корреспондент "Донбасса".

Строили на яичных белках

Свято-Покровский храм в селе Старомихайловка Марьинского района знают далеко за пределами области. Он один из немногих, не подвергшихся разрушениям или перестройке. Сюда приезжают прихожане со всего региона, которые ищут прощения, исцеления или просто хотят помолиться.

Вот уже 25 лет в старомихайловском храме служит старший настоятель протоиерей Вадим Васильев. Для него Свято-Покровская церковь - любимый дом, в который его ещё четырёхлетним мальчиком впервые привела мама.

Храм начал строиться в 1903 году, - рассказывает отец Вадим. - Одна бабушка из Старомихайловки поведала, что её дед был старостой нашей церкви. Есть и фотосвидетельство. Он на подводе ездил, собирал яйца. Белок вливали в строительный раствор, служивший цементом, а желток употребляли в пищу. И когда в 1986 году храм реставрировали, усиливали фундамент, несколько стен так и не поддались свёрлам, которые... лопались. Вот как строили церковь, на совесть!

По словам батюшки, если бы не шахты им. Абакумова и Челюскинцев, находящиеся поблизости, святилище ещё не нуждалось бы в реставрации. Из-за выработок пласты земли под строением истощились, а стены храма покрылись сетью трещин. Батюшка понимал, что в любой момент они могут рухнуть, ведь с одной стороны земля осела на 10 сантиметров. Эксперты из Волгодонска предложили выход, правда, дорогостоящий. Вместе с другими служителями церкви отец Вадим попытался собрать на работы нужную сумму. Средств было явно недостаточно. Но всё-таки нашлись специалисты, предложившие хороший проект за меньшую цену. Многие добровольно помогали строительству: кто транспортом, кто приложением собственных сил. Восемь лет длилась работа, и сейчас культовому сооружению ничего не угрожает.

Во времена войны разрушения не коснулись Свято-Покровской церкви. Заставшие то время старомихайловцы рассказывают, что храм собрал огромные средства на постройку военного самолёта. И Сталин прислал благодарственную телеграмму, которая, правда, до сегодняшних дней не сохранилась. Но благодаря ей, в 60-е годы, когда закрывались многие церкви, Свято-Покровский храм миновал этой участи.

Древняя икона помогает прихожанам

Это архитектурное сооружение возводилось в форме яйца: с полукруглыми куполами и овальным фундаментом - чтобы крепче было! Когда строение реставрировали, на месте бывшего фундамента образовался нижний этаж, где создали храм Благоверной княгини Елизаветы. Прихожане из Красноармейска подарили церкви сделанную своими руками икону княгини с настоящими крестом и чётками. Первую службу в нижнем храме совершили в праздник Святителя Спиридона. С тех пор это стало особо почитаемой традицией.

В верхнем зале находится мраморный иконостас, который был привезён из Италии больше ста лет назад и в царское время стоил 70 тысяч золотых, утверждают старожилы. Он достаточно хорошо сохранился, а состарившие его трещинки убрали во время реставрации.

Есть в нашем храме старинная Казанская икона Божьей матери, - говорит батюшка. - Мы раньше думали, что это литография. А когда начали восстанавливать, выяснилось, что образ - 1680 года. Он имеет особый дар - исцеления.

Отец Вадим рассказал, как в храм приходила женщина, которая семь лет мечтала о детях. Врачи не понимали, в чём дело, ведь она была совершенно здорова. Отслужили молебен перед образом. Спустя два года батюшка снова встретился с прихожанкой, которая низко поклонилась ему, поведав, что через девять месяцев после службы стала мамой.

Молитвы помогли и другой её землячке, которая тщетно ждала ребёнка 13 лет! Медицина бессильна, говорили врачи. Но вера и надежда сделали своё дело: вопреки их диагнозу, женщина родила мальчика.

Многие знают о чудесной, как говорят верующие, "намоленной" иконе и приезжают издалека, чтобы отстоять перед ней молебен. Ведь этот образ слышал тысячи искренних молитв, его создавали с верой и любовью.

В старину не было любителей просто коллекционировать иконы. И их не ставили в святом уголке для успокоения совести, - замечает батюшка. - Старинные иконы до сих пор обладают большой силой.

Казанская икона Божьей Матери сотворила много чудес, помогла нуждающимся. Прихожане приносят ей подарки, в специальной книжечке оставляют благодарности и рассказывают свои чудесные истории. Почитав её, на глаза наворачиваются слёзы, столько тёплых искренних слов и поразительных историй!

У Бога милостей много, - с улыбкой утверждает старший настоятель.

Осеняя крестным знамением

Православный люд, проходя мимо храма, осеняет себя крестным знамением. Может быть, потому и притягивают к себе людей старинные храмы, что верующие приходили в них много-много лет.

Свято-Вознесенский храм в селе Новотроицкое

До нынешнего времени храм сохранился в своём первозданном виде. Это единственная деревянная церковь в Красноармейском районе.

В справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год сказано, что "Вознесенская церковь Селидовской волости села Новотроицкое деревянная, устроена в 1893 году". А в 1913-м её посещали около двух тысяч прихожан. Главной святыней однопрестольного храма была икона праздника Вознесения Господнего.

В годы безбожия церковь не раз пытались осквернить, но она выстояла, закрывшись лишь в годы войны. Огромный вклад в возрождение духовности внёс игумен Давид, служивший настоятелем в храме с 1976 по 1992 годы. Он многим помогал молитвой, исцелением, духовной поддержкой. Сейчас справа от входа в святилище стоит его скромная могилка с деревянным крестом и короткой надписью: "Игумен Давид Нелюбов. 1902-1992 гг.".

Свято-Вознесенский храм в горловском посёлке Байрак

В справочной книге написано, что храм в честь Вознесения Господня был воздвигнут в 1824 году. Строили его украинцы, россияне, молдаване - всё православное население посёлка.

В 30-е годы храм закрыли, а деревянную колокольню и купол разрушили. Тогда же исчез уникальный бронзовый колокол, звон которого разносился на всю округу. Но каменные стены толщиной два с половиной метра выстояли. До сих пор входы охраняют массивные двери. На стенах - росписи XIX века. Сохранилось Евангелие 1894 года, привезенное из Киево-Печерской лавры, и плащаница.

Незадолго до 1936 года в селе Байрак появился босой монах. Ходил он по селу и пел псалмы. К нему присоединились монахини София и Екатерина. От них и узнали, что то был юродивый монах Святогорской обители Иоанн.

Он жил при храме, где был чтецом, и прозвали его Иваном Босым. Спал в тёсаном гробу внутри маленькой часовенки. Сердобольные старушки приносили монаху домотканые тапочки из полотна, но он не брал, так и ходил без обуви. Однажды Иоанна забрали за религиозную пропаганду, больше он не вернулся. Старожилы Байрака говорят, что тогда в храме заплакали иконы. А когда святилище хотели снести в 1956 году, дорогу бульдозерам преградила церковная староста Ольга Голубцова.

Храм Свято-Владимирской иконы Божьей Матери в енакиевском посёлке Ильинка

Храм построили внучки основателя посёлка, капитана лейб-гвардии Ильи Дебальцева - Мария и Марфа. Из справочника Бахмут-ского уезда известно, что службы начали совершать в 1874 году. Рядом со строением находится могила основателя Ильинки.

В 1929 году церковь закрыли, более 50 лет она простояла без крестов и служила складом. Но даже сильный пожар не смог уничтожить её. В открытых нишах, пробитых в военное время для пулемётов, все эти годы стояла вода, но ни одна капля не просочилась внутрь пустующей святыни. И в 1990 году власти разрешили вновь открыть храм.

Свято-Николаевская церковь в Артёмовске

Деревянная Свято-Николаевская церковь и каменный престол Иоанна Предтечи - памятник архитектуры XVIII столетия и самый старинный действующий храм города.

Согласно имеющимся архивным данным, 24 января 1796 года бахмутчане обратились к митрополиту Екатеринославскому Гавриилу с просьбой начать строительство новой церкви взамен той, которую солевары перевезли в село Покровское. И уже в мае того же года протоиерей Стефан Ревуцкий освятил место под церковь на берегу реки Бахмут. А через год была освящена уже построенная церковь, приход которой на то время составлял 715 душ.

Алёна Дудникова, http://donbass.ua