Рождественская проповедь евангельских баптистов читать. Проповедь иоанна златоуста о рождестве

Проповедь прот. Димитрия Смирнова на праздник Рождества Христова.
Рождество Христово — великий христианский праздник. В праздник принято всех поздравлять, а поздравление по самому смыслу этого слова есть пожелание здоровья. Но Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам здоровье или лишний повод сесть с близкими нам по духу или по крови людьми за праздничный стол. Он пришел, чтобы спасти нас от ужаса нашей жизни, которая есть грех. Грех же, по определению, это жизнь вне Бога.

В ожидании праздника сердце человека переполнено торжественной радостью, так что в нем уже нет места для обыденных земных забот. Вселенная и звезды, люди на земле и ангелы на Небе величают, воспевают сегодня Рождество Господа нашего Иисуса Христа, принесшего нам надежду на спасение. А мы? Готовы ли мы к встрече с рождающимся Христом?

Митрополит Антоний Сурожский сказал: «Бог приходит в наш мир уязвимым, беззащитным ребенком и говорит: «Я отдаюсь вам, делайте со Мною, что сами захотите». И перед каждым из нас стоит вопрос: а что же я делаю с Ним, с этой любовью Божией, которая мне дана, с Этим Младенцем, Который рождается ради того только, чтобы быть измученным на Кресте и умереть ради меня лично, а не только ради человечества в целом?»

Почти две тысячи лет назад, с рождения Богомладенца, для человечества началась новая эра. Своим пришествием Бог, приклонивый Небеса и сошедый на землю, поставил человека перед выбором: что ты, человек, выбираешь, землю или Небо? Отступивший от Бога человек забыл свою небесную родину и своего Отца — Бога, забыл так крепко, что понадобилось пришествие Сына Божия на землю, чтобы вновь напомнить об этом падшему человечеству.

Сын Божий хочет вернуть нас на Небо. И главным событием человеческой истории после создания человека из ничего является Рождество Христа, Воскресение и пребывание Его с тех пор навсегда с человеческой плотью. Каждый человек, живущий на земле, как и тогда, в древней Палестине, поставлен перед выбором: принимает ли он Иисуса Христа как Бога и каждое Его слово как истину в последней инстанции, или не принимает, или принимает выборочно, ту малую часть, которая ему удобна, и в зависимости от этого строит свою жизнь.

Человек — создание Божие. Создание разумное, и поэтому жизнь наша должна быть осмысленна. И в день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, а не хочет быть просто животным или растением, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже и что от этого главного мирового события просто так отмахнуться невозможно. Недаром святая Церковь перед Рождеством заповедует всем своим членам поститься, чтобы очистить чувства, ум, очистить совесть и постараться умом и сердцем объять эту удивительную тайну, войти в нее, решить для себя, чего они еще не сумели исправить в своей жизни в соответствии с Тем Словом, Которое с Неба пришло на землю.

Христос начал Свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Покаяться — значит переменить свои мысли, изменить свою жизнь, совершить в ней переворот, но не просто во имя каких-то абстрактных идей или учений, а именно ради жизни в вечности. И в день Рождества Христова каждому из нас это нужно вновь и вновь обдумать, и если сердце наше склонится ко Христу, то встать на этот путь и постараться быть верным Богу до конца. Тогда наша жизнь приобретет тот истинный, подлинный смысл, к которому призывает нас Господь.

Из сегодняшнего Евангелия мы знаем, что первыми родившемуся Спасителю поклонились пастухи, хотя они были простые, неученые люди. Их Сам Господь через ангелов, Своих посланников, известил о рождении Христа, и они ничтоже сумняшеся пришли. А волхвам, людям ученым, пришлось добираться очень долго, окружным путем, и на обратном пути они чуть не попали в лапы коварного Ирода. Но Господь смилостивился над ними и дал им тоже откровение — о том, что не нужно возвращаться к Ироду, а нужно идти другим путем.

Мы тоже сегодня пришли в храм, чтобы поклониться Младенцу Христу. Перед нами икона Рождества. Богомладенец лежит в яслях, над Ним склонились Пречистая Дева и Праведный Иосиф, над яслями горит звезда. Вокруг тишина, город устал от забот и погрузился в сон, а мы славим рождшегося Господа. И наш малый подвиг принесет для нас большой плод, Господь нас вознаградит: сегодня мы будем приобщаться благодати Божией через причастие Святых Христовых Таин. Господь для того и в мир пришел и призвал к Себе простых пастухов и мудрецов-волхвов, людей ученых и неученых, всех, — чтобы они поклонились Ему.

К сожалению, мы живем в конце человеческой истории, когда люди отвергаются от Бога и думают, что Рождество Христово — это значит вкусно поесть, попить и поплясать, послать друг другу полсотни открыток. Но Господь пришел не для этого, Он хочет освободить нас от греха. И свободу от греха, подлинную свободу, может нам дать только учение Христово, только Его благодать, только Его Церковь. Каждый из нас имеет некоторый опыт церковной жизни, каждый познал уже силу Божию в борьбе с грехом и знает, как его побеждать. Грех побеждается чрезвычайными усилиями человека. И когда Господь видит эти усилия, Он помогает ему в его стараниях, Он его сохраняет от падений.

Для пастухов эти усилия были небольшие: дойти до пещеры, которую они прекрасно знали. Да, человеку простому прийти к Богу проще. Человеку, имеющему много знаний, трудней, но тоже можно. И волхвы, преодолев все искушения, пришли ко Христу и поклонились Ему. А что значит поклониться Христу? А это значит - признать, что Он истинно Сын Божий, и склонить перед Ним свою главу. А дальше надо начинать другую жизнь. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия». Нельзя идти прежним путем, нельзя возвращаться к Ироду, потому что он убьет. И Господь известил об этом волхвов — помиловал их за подвиг, которые они совершили ради Христа.

Так и мы: чем больше мы потрудимся над своей душой, тем больше Господь нам будет помогать, извещать о всякой опасности Иродовой, которая на нас надвигается. Он сохранит нас и спасет, лишь бы мы были верны Ему, верны тем словам, которыми Он нас учил. Поэтому мы должны эти слова принять в свое сердце. Мы должны познать их не только умом, не только довести до своего сознания, а следовать им, полюбить их, полюбить Самого Христа, склониться перед Ним. И тогда Он войдет в наше сердце и никогда не расстанется с нами во веки. Аминь.

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/dimitrs10/Main.htm

Размышления свт. Феофана Затворника на Рождество Христово .
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав дни после Рождества святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, Церковь вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа. Эта песнь призывает нас остепенить плоть и возвысить дух, указывая нам занятия достойные этих дней: «Христос рождается - славите» и проч.

Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет небеса и войдет к Самому Богу. Представьте немного глубже то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое славословие.

Чтоб было для нас легче это представить, приведём следующие примеры. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу… Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы… не видит исполнения, но не теряет надежды, веря слову царя. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро исполнится обещанное, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель… Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!

Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его, и он обещал прийти. Больной верит, возникает надежда и он ждет обещанного… Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его… Уже под вечер кто-то подъехал… идет… отворилась дверь, и входит желанный … Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.

Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи!

Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос! Не пытаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, исцеление, мир, обладают всем этим и вкушают сладость этого. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться.

Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира». Хотелось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля - Израиль.

Начнутся у многих теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти. Любящим все это сколько ни говори: «укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши»! И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи.

Но пусть проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти», т.е.Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. .. Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня.

Но припомним 1812 год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто знает, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом Церкви.

Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.

Рождение Бога во плоти две тысячи лет тому назад навсегда изменило ход истории человечества. Бог-Отец отдал грешному миру самое дорогое, что Он имел - Своего Сына. Только в вечности человек до конца сможет осознать цену такого Подарка. Старший пастор церкви Юрий Коновалов в своей проповеди 6 января говорил о том, Кем для нас является Иисус.
«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1-е Тимофею 3:16).
В этом одном стихе послания к Тимофею содержится вся Благая Весть. Иисус - это Бог в человеческом теле, пришедший к людям, которые деградировали и ожидали Мессию. Оставив славу Небес, Он пришёл, чтобы дать свободу и новую жизнь всем, уверовавшим в Него. Иисус не понаслышке знает, как непросто жить праведнику в безумном развращённом мире, - Его предавали, ненавидели, оскорбляли, унижали, воздавали злом за добро; от Него отрекались самые близкие люди; Ему известны все искушения мира, но Он не сделал ни одного греха.
Изучая в Слове Божьем реакцию Иисуса на происходящее, мы узнаём, как Он поступал в тех или иных ситуациях. Это подсказка для нас. Когда ты не знаешь, как поступить, задай себе вопрос: как бы поступил Иисус на моём месте?
Иисус оправдал Себя в Духе - Он был движим Духом Святым и Духом побеждал плотские дела. Все Ангелы увидели Его славу, когда Он воскрес.
Благодаря последователям Иисуса Евангелие распространилось по всей Земле: нет ни одного места, где бы люди не знали о Нём. Иисус - не один из многих, Он - единственный и неповторимый Живой Бог, умерший за всё человечество, и воскресший во славе. Бог предлагает спасение каждому человеку, не навязываясь, а выбор - за человеком.
«Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога» (Римлянам 14:9,11).
Его Слово было, есть и будет актуальным и истинным всегда. Это послание людям, путеводитель для их жизни. Иисус - вечный, Слово Божье - вечно, и всё, что строится не на вечном основании, временно и обречено на разрушение.
За семьсот лет до рождения Иисуса Бог через пророка Исаию рассказал о рождении Мессии, и о том, Кем Он станет для нас.
«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6).
Божий Сын стал Сыном Человеческим, чтобы сыновья человеческие стали сыновьями Божьими. На Его плечах погоны, символизирующие высшую власть над всем человечеством.
Иисус - Чудный.
Он пришёл в мир чудесным образом: на богобоязненную деву Марию сошёл Дух Святой, и она забеременела. Бог избрал этот чистый сосуд, чтобы исполнить великую миссию на Земле. Иисус был рождён от семени Небесного Отца. Он не был потомком Адама и имел ДНК, не зараженную грехом.
Рождаясь в нашем сердце, Иисус запрещает греху властвовать над нами. Поэтому возрождённый человек может говорить греху «нет», ему становится противно от тех поступков и действий, совершённых до покаяния. Природа праведности Иисуса в нём реагирует на все мирские мерзости. Никогда бы мышление убийц, наркоманов, проституток, воров и других грешников не поменялось, если бы не произошло Божье чудо - рождение свыше.
Иисус - Советник.
«16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16,17).
Святой Дух - самый лучший советчик и подсказчик для нас. Он тихо говорит в сердце, как поступать в тех или иных ситуациях, Он даёт ответы на все вопросы и направляет на правильный путь. Он всегда рядом.
Иисус - Бог крепкий.
Наша сила и крепость в Его имени.
«26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1-е Коринфянам 1:26-29).
Богу нужен сосуд, через который Он будет действовать, который не будет приписывать себе Его славу, который Он наполнит Своей силой.
Иисус - Отец вечности .
Однажды сердце человека перестанет биться. Где он проведёт вечность? Бог хочет подарить всем людям Небеса, а дьявол, зная свой конец, хочет забрать с собой в ад как можно больше жертв. Каждый человек избирает себе господина, которому он будет служить и поклоняться.
Иисус говорит: следуй за Мной, и Я приведу тебя в обитель Небесного Отца.
«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12).
Иисус - Князь мира.
Мир - это Божий шалом в сердце. Рождение Младенца приносит человеку радость, душевный покой и свет. Это тот мир, который никогда не сможет дать этот мир.
Следующие манифестации помогут нам понять смысл рождения Иисуса. Манифестации - это провозглашения высшей власти.

1. Манифестация Божьей верности.
Бог ещё в пророках говорил о том, что люди придут к истине: придёт Второй Адам, Который исправит ошибки первого. Впервые об этом Бог сказал в Эдемском саду.
«14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:14,15).
Бог всегда остаётся верным Своему Слову: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).

2. Манифестация Божьей любви.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
Бог полюбил потомков Адама, которые не могли справиться с грехом. Первый раз Иисус пришёл в мир, чтобы спасти его. Каждый день на Земле люди получают дар вечной жизни, благодаря смерти и воскресению Иисуса.
Бог дал человечеству две тысячи лет, чтобы оно исправило свои ошибки. Второй раз Иисус придёт судить его.
3. Манифестация Божьего спасения.
«10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Луки 2:10,11).
Израиль во время рождения Иисуса находился под гнётом Рима. Многие думали, что долгожданный Спаситель избавит их от римской власти. Можно иметь внешнюю независимость, но быть в дьявольском плену.
Мы свободны от дьявольского плена, потому что Кровь Иисуса навсегда искупила нас от рабства. Он родился в нашем сердце, имевшем зловонный запах греха. В сердце годами накапливался негатив, с которым под силу разобраться только Иисусу. Твёрдый камень не может сразу превратиться в мягкую глину - это процесс, к которому нужно быть готовым. Главное - позволить сделать Иисусу с сердцем всё, что Он хочет.
4. Манифестация Божьего избавления.
«20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфея 1:20,21).
Если Сын освободит, воистину человек будет свободным. Спасение и свобода только в Нём.
Иисуса дьявол хотел уничтожить ещё в первые дни рождения. По приказу Ирода, боявшегося появления нового долгожданного царя, были уничтожены младенцы мужского пола в Вифлееме и его окрестностях. Но Иосиф уберёг Божье Дитя: он из Израиля ушёл в Египет до смерти царя Ирода.
Рождение Младенца в мир принесло избавление людям. Слово «избавлять» в словаре Т. Ефремовой означает: спасать от опасности, чего-либо тягостного, мучительного; помогать избежать чего-либо нежелательного, обременительного; освобождать.
Религиозно настроенные фарисеи возненавидели Царя-Избавителя из-за зависти - люди толпами ходили за Иисусом, получая свободу и духовный свежий хлеб.
Христиане идут по стопам Своего Учителя: мир их не понимает, отвергает, ненавидит. Но даже самый маленький лучик света сильнее тьмы, и самое маленькое пламя свечи способно зажечь множество свечей вокруг.

5. Манифестация возвращения Бога к людям.
«Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Матфея 1:23).
Теперь нет стен, разделяющих сердце человека и Бога. Завеса по смерти Иисуса разорвалась сверху донизу - это Бог был инициатором восстановления отношений. И Он с нами всегда, Великий и Всемогущий.
Иисус нам даровал всё потребное для жизни и благочестия, всё, что люди потеряли в первом Адаме. Получая от Бога, не забудь поблагодарить Его и задать Ему вопрос: Господи, что я могу сделать для Тебя?
Открыта тайна Рождества: Иисус - Спаситель и Бог, открывший наши духовные глаза. Это Утренняя Звезда, взошедшая в наших сердцах, ведущая в Небесное Царство.

Прочитаем отрывок из Евангелия от Луки, глава 2, стихи 8-14: "В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"

Слова из четырнадцатого стиха послужили текстом для христианских гимнов во всем мире, а в дни Рождества они обретают совершенно особенное звучание, если не сказать обаяние. И в самом деде, каким покоем и добром дышат эти строки: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"

Это звучит настолько хорошо, что кажется по-детски сказочным.

"И на земле мир".

Однако где и когда исполнились эти слова, отметившие рождение Христа? Не ошиблись ли поющие от радости ангелы? И не допустил ли ошибку евангелист Лука, опрометчиво записавший их песнопение? А может, все, что поэтично, заведомо неправда, нереально, лишь красивые мечты, слова для песни и не более?

"На земле мир, в человеках благоволение".

Ежедневно мировая пресса уведомляет нас о происходящем на нашей планете. На ней царят ненависть и насилие, вражда и нетерпимость, терроризм и фанатизм. А в результате повсюду и в каждом случае обильно льется невинная людская кровь.

Ноябрь 1995 года. При огромном стечении народа сравнительно недалеко от того места, где пели однажды ангелы, иудей-фундаменталист расстреливает в упор иудея-миротворца. (Речь идет об убийстве политического лидера Израиля Ицхака Раббина.) Кажется, наступает предел, опровергающий светлый идеал, воспетый в древней песне о мире.

И на земле мир? В человеках благоволение?

Нет, не о Ближнем Востоке пели ангелы и, уж конечно, не о России, Америке или Африке. Увы, не мир и благоволение, а борьба и противостояние присутствует вокруг нас.

К тому же христианский мир порой стеснительно игнорирует трагический факт, связанный с Рождеством. Спустя лишь небольшое время после ангельского пения о мире и благоволении на земле царь Ирод, охваченный манией преследования и страхом, учиняет в Вифлееме фантастическую по своей жестокости расправу. Рождество Младенца Иисуса изначально было отмечено массовым убийством многих других младенцев, имена которых теперь известны только Богу...

Словом, Рождество - это счастливый и радостный и вместе с тем очень "трудный" праздник. Но почему же ангелы пели о мире, которого нет? Впрочем, поставим вопрос иначе. Что случилось с нашей Библией? Отчего в ней песнопение с такими словами?

Оказывается, дело в следующем. В 1516 году Эразм Роттердамский издает первый в истории печатный текст Нового Завета на греческом языке. В спешке он воспользовался лишь несколькими поздними манускриптами, имевшимися в Базеле, которые и привели его к ошибке. Впоследствии она была обнаружена, но поздно. Русский перевод Библии, как и переводы на другие европейские языки, просто скопировали эту ошибку. В итоге несоответствие во всего лишь одной букве привело к изменению смысла важного библейского текста.

В действительности в Евангелии Лукой было записано не "в человеках благоволение", а "в человеках благоволения". А это совершенно изменяет суть дела. Теперь давайте прочитаем этот текст не так, как по досадной ошибке воспроизвел его Эразм, а как услышал и записал благовестник Лука.

"Слава в вышних Богу, и на земле мир в человеках благоволения", то есть "на земле мир в людях доброй воли" (Лк. 2:14).

Это значит, что Рождество не принесло с собой обещание мира всем людям. Оно не имело намерения принести мир всем людям, минуя их волеизъявление по отношению к родившемуся в мир Христу. Мир даруется только людям доброй воли, благой воли, Божьей воли, то есть "человекам благоволения".

Как же стать и оставаться человеком благой воли, в жизни которого рождественское обещание мира имеет благодатную власть?

Для этого необходимо исполниться доброй волей, Божьей волей. Человеком, вся жизнь которого незримо пылает духом благодарности, Божественным желанием добра, стремлением последовать заповеди Христовой. Это и делает нас обладателями мира, дарованного Рождеством. Мира, которого многие желают, но обретают его лишь люди Божьей воли.

Священное Писание богато жизнеописаниями людей доброй воли. Вот одно из них. Пророка Аввакума постигло множество напастей. В переводе на сегодняшний язык мы могли бы сказать о его судьбе, пожалуй, так: "Изба прохудилась, сарай покосился, яблони не плодоносят, пенсию не принесли, дети в беду попали, да еще и захворал". И посреди всей этой жизненной разрухи Аввакум восклицает: "Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:18). Он - человек Божьей воли.

А вот римский сотник на пыльной палестинской дороге встречает Иисуса из Назарета. Обращаясь ко Христу, он просит об исцелении своего слуги. Господь соглашается идти в его дом. Но сотник возражает: "Учитель, не трудись. Я римский командир. Я говорю своему подчиненному: "Делай", и он делает; "Не делай", и он не делает. Учитель, я верю в добрую силу Твоей воли. Скажи слово, и выздоровеет слуга мой".

Иисус, удивляясь, произносит: "В Израиле не нашел Я такой веры... И выздоровел слуга его в тот час" (Мф. 8:10, 13).

А вот женщина-самаритянка украдкой выходит из деревни, где многие питали к ней неприязнь. Полдень, зной, наконец, долгожданная прохлада колодца. И здесь она сталкивается с сидящим у колодца Христом, внимает Его словам и находит смысл своего, прежде серого, существования. Бросив постылые кувшины, она не идет, а летит в дотоле ненавистную деревню, где спешит рассказать всем о Том, Кого она повстречала.

Вот такие они, люди Божьей воли. Именно им Христос говорит: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам..." (Ин. 14:27).

Мир тебе, добрый старец Аввакум, тебе, римский сотник, тебе, женщина-самаритянка, и тебе, и тебе, и тебе... и всем вам, людям Божьей воли.

Вот евангельские слова, несущие истинно радостную весть, с которой приходит к нам Рождество Христово: "Слава в вышних Богу, и на земле мир в людях доброй воли" (Лк. 2:14).

Имеется в виду Эразм Роттердамский (Дезидерий) - псевдоним Герхарда Преэта (1469-1536), ученого-гуманиста эпохи Возрождения, филолога, писателя и теолога. Экзегетическая идея этой проповеди была заимствована у Эдвина Ямаучи, бывшего редактора журнала "Christianity Today".

Наш Андрей

Блажен, в чьем сердце мир глубокий,

Кто верит в Бога и людей,

Кто никогда, от зла далекий,

Не лгал пред совестью своей.

Он не один под небесами;

На каждый дружеский привет

С любовью шлет ему привет.

Но Божьих звезд любовный взор,

Улыбка неба голубого

Для сердца темного и злого -

Живой мучительный укор.

Д.С. Мережковский (1866-1941)

Какие картины возникают в вашем воображении при слове "Рождество"? Наверное, многим представляется заснеженная ночь с ярко-желтой Луной на небе, замерзшие окна домов и тепло домашнего очага. Огни рождественских елок создают неповторимую атмосферу праздника. Эти зимние дни наполняются ожиданием исполнения самых светлых надежд.

Но не будем забывать и том, что у всякого дня рождения есть свой "виновник торжества". И нынешние праздники тому не исключение.

Евангелист Лука так рассказывает об этом славном дне рождения: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2:1, 3-7).

Есть немало удивительных рассказов о том, как приходят в этот мир дети. Бывали случаи, когда нетерпеливый малыш заявлял о своем рождении в мчащемся по шоссе автомобиле или в летящем над облаками самолете. Однако прочитанный нами библейский рассказ остается ни с чем не сравнимой историей. И не только потому, что младенец родился в маленьком палестинском хлеву для скота. В мир пришел не просто еще один мальчик по имени Иисус. Той давней ночью на землю явился "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". Именно так описывает это событие пророк Исайя (9:6). Для многих это звучит невероятно. Возможно ли вообще говорить о рождении Бога? Но Священное Писание устами апостола Павла утверждает: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..." (1 Тим. 3:16).

В этом и состоит дивное чудо и слава Рождества Христова! Впрочем, остается и некоторая печаль. Ведь Иосифу, Марии и входящему в мир Христу так и не нашлось места в гостинице, где удобно расположилось множество людей.

Молодому педагогу и его подопечным однажды поручили подготовить и провести рождественский спектакль. Мальчишки и девчонки с энтузиазмом взялись за подготовку столь ответственного дела. Надо сказать, что предстоящий спектакль должен был стать испытанием и для молодого классного руководителя. Предстоял своего рода творческий отчет о его работе, исканиях и педагогических успехах. На спектакле ожидалось присутствие всех преподавателей школы, директора и, конечно, многих родителей.

Вскоре был готов сценарий, и весь класс приступил к репетициям. Подготовка костюмов и декораций давалась нелегко. Но самым трудным делом оказалось распределение ролей. Некоторым родителям очень хотелось, чтобы их дети были на виду и выгодно отличались от своих одноклассников. Все это прибавляло немало головной боли учителю, который старался распределить все роли в соответствии со способностями ребят. Был в классе мальчик, Андрей, не очень способный, с посредственной памятью, однако мирный и добрый. И вот ему-то как раз не находилось подходящей роли. Долго пытались его куда-нибудь определить, но неудачно. Все роли требовали запоминания множества реплик, а затем их безошибочного произнесения. Какую бы роль не давали Андрею, он обязательно сбивался и что-нибудь путал.

Наконец нашлось дело и для него. Учитель решил дать мальчику роль хозяина гостиницы, в двери которой должны были постучаться Иосиф и Мария. Мама Андрея с облегчением вздохнула: выход найден. В роли недружелюбного хозяина от Андрея требовалось совсем немного: открыть дверь в ответ на стук, угрюмо посмотреть на пришельцев, сказать: "В гостинице нет мест", и захлопнуть дверь, оставив на улице незваных гостей. Всего четыре слова, которые трудно перепутать.

Настал долгожданный день премьеры. В переполненном зале все замерли в ожидании представления. Мама Андрея заняла место на последнем ряду, ожидая выхода на сцену своего сына. Учитель то появлялся в зале, то снова уходил за сцену к ребятам, отдавая последние распоряжения. Начало спектакля прошло гладко.

И вот на сцене появляется уставший Иосиф и сидящая на ослике дева Мария. Они останавливаются напротив двери в гостиницу, Мария сходит с ослика, Иосиф протягивает руку, и в напряженной тишине зала слышится стук. Дверь распахнулась, и на пороге показался хозяин гостиницы, наш Андрей.

Мария умоляюще посмотрела на него, а Иосиф нараспев проговорил:

Не найдется ли нам место для ночлега? Жена моя вскоре должна родить. А мы пришли издалека и очень-очень устали.

Очень устали?.. - задумчиво переспросил хозяин, и возникла пауза. В этот момент мама Андрея болезненно прищурилась, а учитель изо всех сил прикусил нижнюю губу. Хозяин гостиницы еще раз взглянул на утомленного Иосифа, перевел взгляд на печальную Марию и, отступая в сторону, произнес:

Входите...

Учитель обеими руками схватился за голову, мама Андрея вскочила с места и почти на весь зал воскликнула:

В гостинице нет мест!!!

А я отдам свое место, - громко и твердо ответил владелец гостиницы, не глядя в зрительный зал.

Что же вы стоите? Проходите. Я все знаю. У вас скоро родится Христос!

Учитель бросился вон из зала, мама незадачливого актера, закрыв лицо руками, опустилась на стул, директор школы покачала головой...

Спектакль был сорван. Но чудо, которое неизменно сопровождает Рождество, произошло и на этот раз, хотя и осталось многими незамеченным. Случилось именно то, чего не бывало, пожалуй, за всю христианскую эру.

Доброе детское сердце не согласилось со сценарием, который две тысячи лет назад в реальной жизни разыграли черствые взрослые люди. Мальчишка попытался изменить историю Рождества. Он отдал Христу свое место...

Рождество - это тот день, когда в наше сердце вновь постучится Христос. Найдите для Него место. Не бойтесь осуждающего мнения зрителей вокруг вас. Ведь не отпереть заветную дверь - значит выбрать очень неудачный сценарий для своей жизни.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос...

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

"Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!"

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей!.."

Саша Черный (1880-1932)

Сюжетную идею этой проповеди подсказал Том Тэйвз, бывший преподаватель английского языка в Заокской духовной академии.

Тревоги и радости

В эти январские дни в целом ряде стран, которые традиционно относят к христианству восточному, особенно часто упоминается имя Иисуса Христа. Во второй половине декабря нечто подобное происходило в странах Западной Европы и американского континента. Как известно, даты рождества Христова, которые чтут христиане различных конфессий, не могут считаться точными. И все же хорошо, что хотя бы раз в году многие люди вспоминают рождение в мир Спасителя. Рождественские праздники всегда исполнены надежды. Христиане ныне вправе утверждать, что с рождением Иисуса в мир зримо явилась Надежда. А с ней Вера, а также Любовь. Небо склонилось над землей, как мать над младенцем. Все лучшее стало земным и доступным. Рождение Этого Младенца торжественно утвердило радостную весть: с нами Бог.

Вместе с тем, вчитываясь в евангельскую историю, вдруг замечаешь, как неодинаково было воспринято известие о рождении Иисуса.

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф. 2:1-12).

А теперь давайте представим себе такую, скажем, в некотором смысле аналогичную ситуацию. Вечер, уютная кухня вашей квартиры, и вы после трудного рабочего дня, после теплой ванны пьете горячий чай, наслаждаясь покоем. Вдруг слышится настойчивый стук в дверь. Вы неспешно отворяете. На пороге трое мужчин. Они вежливо спрашивают:

Можем ли мы увидеть хозяина этой квартиры?

Он перед вами, - отвечаете вы, слизывая с губ варенье.

Нет, нет. Нам хотелось бы видеть нового хозяина этой квартиры.

Что за чепуха? Я - хозяин этой квартиры, - повторяете вы и занимаете положение поустойчивей.

Видите ли, по нашим расчетам совсем недавно в городе появился новый хозяин этой квартиры, и нам хотелось бы видеть его.

Вздор! Вы ошиблись адресом, - вас начинает раздражать вежливость незваных визитеров.

Да нет. Не вздор. У этой квартиры теперь другой хозяин. Мы вчера видели его звезду на небе.

Я не верю в астрологию, - нервно шутите вы.

А вот и зря...

Возмущенные такой настойчивостью, вы захлопываете дверь и, кипя от негодования, возвращаетесь в кухню. Чай остыл, настроение испорчено, спать уже не хочется. Вы уверены, что все произошедшее - нелепость и недоразумение. Однако в душу вселяется подспудная тревога: "новый хозяин" - только этого мне и не хватало...

А теперь вернемся к евангельской истории.

Оказывается, у великого злодея Ирода Великого терпения хватило на большее.

Не сообщите ли вы мне потом адресок нового царя, если, конечно, вам удастся его разыскать? - с деланным интересом, вторя вежливости гостей, просит Ирод.

Ну конечно! С радостью, - отвечают благодарные за понимание мудрецы и уходят.

""Новый царь", только этого мне и не хватало, - думает Ирод, - что ж, поклонимся..."

Но мудрецы не оправдали ожиданий Ирода. Они решили не возвращаться к "любопытному" царю.

Проходит время. Вдруг слуги сообщают Ироду: есть вести о тех самых мудрецах. Обрадованный Царь от возбуждения, его охватившего, даже не расслышал сказанного. Не вести от мудрецов вернулись во дворец, а вести о мудрецах. Но Ирод не замечает этого. Предвкушая услышать заветный адрес, он злорадно улыбается.

И что же слышит царь? Оказывается, мудрецы исчезли! Их нигде нет!

Застывшая улыбка еще несколько мгновений не сходит с превратившегося в маску лица Ирода. Наконец, нервный спазм передергивает все его тело. Как же он мог довериться? Ведь он никогда и никому не доверял! Ирод приходит в себя. Апофеоз ярости...

Эта нехитрая аналогия помогает лучше понять, отчего встревожилась царственная особа и весь Иерусалим вместе с ней. Сам вопрос о новорожденном Царе Иудейском подразумевал грядущую перемену власти. В мир, в страну, в город пришел новый царь. В старой квартире сменился хозяин. Двум хозяйкам на кухне не ужиться. Двум царям не престоле не усидеть. Надо что-то предпринимать. Тревога Ирода понятна. Чего же тогда испугался народ? А дело в том, что перемена власти всегда порождает множество вопросов. Мы станем беднее или богаче? Мы будем рабами или свободными? Кто тот, который придет управлять нами? Кому и чему нам придется теперь поклоняться?

Пройдет три десятка лет, и всем станет ясно, что новый Царь пришел в мир не для того, чтобы смещать правителей и их наместников. В 23-й главе Евангелия от Луки мы читаем о том, как потомок Ирода Великого, тоже Ирод, встречается с Иисусом за несколько часов до Его распятия. "Ирод... очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его" (Лк. 23:8). Никакой тревоги. Ее сменила радость. Радость, кроме всего прочего, еще и оттого, что выяснилось: Иисус вовсе не царь! Он не домогается трона. Как хорошо! Какое облегчение!

Новый Царь явился в мир не для того, чтобы манипулировать толпой. В 6-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о том, как толпа ищет Иисуса, намереваясь сделать Его царем. А Он скрывается от ее назойливого внимания.

Новый Царь явился в мир не для того, чтобы требовать поклонения Себе. В разговоре с безымянной женщиной Он вдруг говорит, что Его "Отец ищет Себе поклонников". Ищет! Никого не понуждая.

Новый Царь пришел для того, чтобы обогатить нас ведением истины. Тем самым освободить, спасти нас от грехов наших. Он пришел наделить нас радостным, личным, свободным желанием поклоняться. Поклоняться Тому, от Кого исходит наша жизнь. И в поклонении Христу - наше достоинство. Прекрасны связанные с этим бунинские строки: Ты сокрушил мои колени, Голгофский Крест, смиренный взор...

Христос пришел, чтобы убедить нас в нашей принадлежности Царству Всемогущего и Любящего Бога...

Но тогда в тот день Ирод-старший "встревожился, и весь Иерусалим с ним". Почему? Ведь появление нового Царя не могло произойти абсолютно неожиданно и непредсказуемо. Многие в те дни имели некоторые сведения о грядущем Царе. Они располагали информацией о месте, времени, обстоятельствах Его рождения. Но они практически ничего не знали о характере Царя и духе Его Царства. Они пренебрегли вдумчивым отношением к Слову Божию. Причина их тревоги крылась не в недостатке информации об истине. Ее истоком был недостаток личного отношения к истине. В них не было любви к истине. И потому последняя не обрадовала, но встревожила, даже испугала многих.

Христос пророчествовал о том, что в канун Его Второго пришествия всеобщая тревога мира перерастет в страх, разлагающий душу. И это удушающее чувство станет уделом погибающего в неверии мира.

В образе же волхвов-мудрецов нам представлено совершенно иное душевное состояние. "Увидев же звезду, (Мф. 2:10).

Не случайно апостол Павел позже скажет: "Ибо Царствие Божие... (есть) праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).

А Христос указывал: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21).

Они видят звезду, которую никто не видит. Они радуются радостью, которая другим неведома. Здесь нет места тревогам. Здесь царят ясность и определенность. Мудрецы радуются. И радость обитает в их сердцах. В них поселилось Царство Божие.

Они, как и жители Иерусалима, читали то же самое слово Священного Писания. Но как разительно отличаются их настроения, их отношение к грядущему Царю, а значит, и к Его Царству. Они полюбили прочитанное. Любовь к узнанной истине сделала их духовно просвещенными людьми. Духовные знания открыли им глаза. Они увидели в небе то, чего другие не заметили. Они были готовы идти сколь угодно далеко и долго вслед за этой звездой. Ими овладела жажда узреть Царя, поклониться Ему.

"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Мф. 2:10).

И как эта радость себя выражает? В поклонении! Вот в чем выражается первозданная, подлинная радость Рождества.

Во дни современных рождественских праздников выплескивается много бурной, но на самом деле фальшивой радости. Рождественские дискотеки, рождественские шоу, рождественские скидки и распродажи... Как много радости! Но при чем тут Христос?! Почему древний Иерусалим встревожился, а наши современники так странно "захлебываются" от радости? Не оттого ли, что сегодня люди твердо знают, что власть не переменится и все останется как прежде! Рождество нас не встревожит. Напротив, оно обрадует нас бодренькими дискотеками, всевозможными красочными театральными и телевизионными шоу; реклама запестрит ярчайшими звездами шоу-бизнеса, снижением цен на "тряпки", любимыми кинокомедиями и так далее, и так далее, итак далее...

Где же и в чем та первозданная подлинная радость Рождества? Осталось ли от нее хоть какая-либо малая частица?

В прочитанном нами отрывке Евангелия от Матфея 2:1-12 трижды упоминается слово "поклонение". И это не случайно. И Ирод, и мудрецы высказывают желание поклониться. Но поступили так только последние. Желание Ирода оказалось ложным. Однако притворство Ирода выглядело так праведно, что мудрецы поверили в искренность его желания служить новому Царю. Бог сохранил их от повторной встречи. Господь замечает то, что скрыто от людских глаз.

Итак, мудрецы не только желали поклонения, но и искренно совершили его. Тем самым стала явна и их радость. Встревоженный Рождеством, Ирод так и не нашел ни радости, ни покоя. Подлинная радость обретается только в поклонении Господу Иисусу Христу. А многим жителям Иерусалима и по сей день незнакомо это светлое чувство. Спасибо туристам, которые хоть как-то поднимают настроение...

"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Мф. 2:10).

Именно таким оказалось состояние души тех, кто нашел родившегося в мир Царя Иисуса. Истинная радость существует только в поклонении и через поклонение Царю царей и Господу господствующих.

Тревога и радость. Перед нами проявление двух отношений. Какое из них наше? Родившийся царь всегда вызывает два отношения, две реакции. Так будет и до скончания века сего. Об этом свидетельствуют библейские пророчества. Одни люди в ужасе обратятся к камням с просьбой скрыть их от лица грядущего в мир Христа: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле..." (Откр. 6:16). Другие - воскликнут, обращаясь к Богу: "Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!" (Ис. 25:9)

Дни рождественских праздников - хороший предлог спросить себя: каков мой дух?

Вы знаете, тревога жителей Иерусалима может, увы, оказаться до боли знакомой и нам. Каким образом? Ясно, что сегодня в двери к нам не постучат. И родившийся Царь не угрожает нам выселением из наших "дворцов". Христос стучит в двери наших сердец. И в нашей душе порой от этого поселяется тревога. Тревога, вызванная неожиданным осознанием того, что в двери стучится не попрошайка с колядками, которого можно легко выставить. В двери стучится Сам Царь! Если я открою Ему дверь, Он не удовлетворится мелкой подачкой. Он займет все место в моей жизни. Все без исключения! Подчиниться Богу, поклониться Ему - вот что так часто удерживает нас от того, чтобы распахнуть перед Ним двери.

Впрочем, можно дверь и не открывать. А просто отсидеться в своем темном чулане, притвориться, будто дома никого нет, или заголосить во все горло: "Я - хозяин, прочь отсюда". Но это будет означать либо возврат к тревоге неверия, к страху, к безнадежности, либо - к болезненно наигранной, фальшивой радости.

Христос говорит: "Я семь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6). И еще Сын Божий сказал, что Он есть наше воскресение и наша жизнь (см. Ин. 11:25).

Пусть и Рождество, и славный крестный подвиг Спасителя, и Светлое Христово Воскресение будут нашей путеводной звездой. И пусть никто из нас не возвратится к тревоге отвержения Царя царей. Но да обретем мы радость в поклонении Господу господствующих!

Непостижима благодать, непостижима!

Ее лучи сквозь мрак и смерть вовеки живы,

Ее тепло сквозь снег и боль дойдет, согреет,

И верность светлая ее преодолеет

Неодолимость всех преград на белом свете,

Ей недоступных уголков, поверьте, нету...

И лишь один, и лишь один фатален случай -

Когда бессильна благодать исправить участь -

Она не в силах одолеть лишь сердца двери,

Что ты закрыл однажды сам ключом неверья.

Сейчас мы празднуем Рождество. По сути, мы всю жизнь его празднуем и благодарим Бога за то, что некогда в городе Давидовом родился нам Спаситель, Христос Господь. Эти дни с особой силой говорят нам о важности славословия Иисуса Христа и поклонения Ему. Почему? Потому что поклонение и славословие были особенно высоки в те древние Рождественские дни. Ангелы славили, волхвы поклонялись , пастухи поклонялись . Все радовались, что на землю пришёл Спаситель-Господь, Христос. Сам Бог-Творец неба и земли сошел в эту юдоль земную, стал человеком, жил на этой земле для того, чтобы своей жизнью принести нам благодать, спасение, искупление и вечную жизнь! Настоящее поклонение, настоящая хвала всегда на устах, но она рождается в сердце. Имя Христово должно быть высоко поднято в нашей жизни и всегда оставаться на этой высоте. Нам просто это делать, когда нам легко. Но бывают моменты, когда не знаешь, как дальше идти, что-то кажется несправедливым, когда, может быть, хочется сказать: «Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших. И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце моё» (Пс.142:3-4). Многие из нас сказали бы: конец! Но псалмопевец сказал другое: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих...» (ст.5).

И в это время имя Божие высоко. И для нас это важно. Рождество очень о многом говорит нам, говорит о величии имени Божия, явленном в Иисусе Христе, о высоком Имени Иисуса Христа, которое, по сути, является началом нашей духовной жизни, основанием её, продолжением и завершением. Как написано об Иисусе Христе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8).

Хочу обратиться к слову Господню и прочитать место, которое вы все хорошо знаете: «И внезапно явилось с Ангелом, многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:13-14). Вот такая песнь была спета не людьми, не царями, ни вообще проспали Рождение Иисуса Христа! И когда позже пришли волхвы, Ирод выяснил, что он даже представления не имеет, что на земле родился Царь Иудейский. Это был голос Божьей благодати, это был голос с неба, это пели Ангелы. Но они пели для того, чтобы в нас рождалась вера и правильное отношение к Тому, Кто тогда явился на этой земле крошечным младенцем, а сегодня мы знаем Его, как Спасителя, совершившего подвиг души Своей, искупившего нас кровью Своей, запечатлевшего нас Духом Своим Святым, являющегося нашим первосвященником на небесах и ведущего нас по этой жизни в небо.

Слава Богу! Я хотел бы, чтобы мы на это обращали внимание, и обратили внимание ещё на что-то. Слова этого гимна очень простые, и вы все их знаете, но жизнь веры то не как у афинян: что-то новое. Жизнь веры то в обновлении духа смотреть на Иисуса Христа, и тогда то, что кажется старым, давно знакомым, становится силой, обновляющей нашу жизнь, обновляющейся постоянно. Написано, что милость Господня обновляется каждое утро. Слава Богу нашему! Ангелы пели: лава в вышних Богу! то же особенного в этой песне? Богу-то всегда в вышних слава была. Когда не было её Тому, Кто живёт в неприступном свете и Кого не вмещают небеса небес? Он всегда пребывает во славе Своей и никогда не был и не будет неславен. В этой песне было нечто особенно е. Слава, которая принадлежит Богу, святому Израиля, Который живёт среди славословий Израиля, в ту ночь воздавалась с земли как никогда. Земля в тот момент, как никогда со времени грехопадения, принесла славу Богу. И дело не в том, что Он мог что-то сделать. Он был ещё слабым младенцем, как все младенцы беспомощным. Но с земли возносилась слава. Лютер написал однажды такие слова:

«Не в золоте постель Твоя,
Лишь стены здесь вокруг Тебя,
Но Ты, Небесный Царь, на нём,
Во всём величии Твоём »

Это величие Божьей любви, святости, правды, явленной в Иисусе Христе. Это величие Его Духа, потому что на земле, с того момента, когда все согрешили, появился Кто-то, в Ком дьявол не имел никакой части, и это было местом славы Божьей. На земле, недалеко от Вифлеема, тогда появился Некто, в чьём Духе не было греха, лукавства, зла. На Его устах играла не просто улыбка, напоминающая любовь, на его устах играла улыбка, говорящая о любви неба. Это действительно была слава Бога. И если мы будем глазами веры смотреть на Него, поймём, что наша жизнь, наше служение начинается с обновления нашего духа, с Того, Кем для нас является Иисус Христос. Он принёс на землю любовь, милосердие, то Его качества. Он хочет, чтобы мы приняли это верой и поняли, что Он сделал это для нас, чтобы мы, признавая Его Господом, смотрели на Него, чтили Его, слушались Его. Чтобы в наших сердцах звучали слова: Дорогой мой Господь, я Тебе принадлежу, веди меня, как хочешь, делай со мной, что хочешь. Я знаю, что только тогда, когда я в Тебе, да будет Тебе слава! Только тогда я что-то могу, когда я стараюсь подражать Тебе, как чадо возлюбленное.

Он ещё лежал крохотным Младенцем, Он ничего ещё вроде бы не сделал, но уже тогда на этой земле произошло то, о чем заранее сказал о Нём пророк Исаия: «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис.9:6-7). Мы видим, сегодня действует то, что было положено в этом Младенце, в этом новом Адаме, родоначальнике нового человечества. Это действует во мне и в тебе, чтобы мы в этом жили, чтобы понимали, что умножению владычества Его нет предела. Мы это пережили, не правда ли? Когда нас гнали, когда нам было трудно, мы видели это каждый раз, чем дальше мы шли за ним.

Действительно, богатство его благодати, сила Его любви и слово наставления Его, Оно заполняет нас всё больше и больше, оно распространено по всему миру. Умножению владычества Его и Мира Его нет предела. Слава Богу за эту жизнь! Слава Господу за Его милосердие! Очень важно, чтобы имя Иисуса всегда было высоко в наших глазах. Когда мы здесь еще жили, то как раз в эти дни, 7 января, на Рождество у нас умер сын. Это было очень тяжёлое испытание для нас с Надей. Это была кошмарная, тяжёлая ночь, была милиция, скорая помощь. Потом я вернулся домой, мне казалось, что пол уходит из-под моих ног, а свет светит в моём доме. Я поднял к нему глаза и сказал: ты видишь, как мне тяжело, у меня может быть десять детей, но этого ребенка мне никто не заменит, но он в руках Твоих, и я спокоен. Слава Богу! Мы можем быть спокойны, потому что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе. Слава Господу! Это дано нам.

Написано: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение». Иисус принёс мир земле. Веруя в Него, мы получили прощение в Иисусе Христе. Ни в ком другом. В Нём наш мир с Богом.

Тебе трудно, тяжело, хочется что-то изменить. Может быть, трудно в церкви или что-то непонятно. Такие вещи тоже бывают. Мир сердцу дает Христос. Найди Его на правильном месте. Там, где Имя Иисуса высоко, там будет мир. Он даёт этот мир. Этот мир не сам собой приходит в нашу жизнь, как какое-то волшебство. Он приходит в наше сердце тогда, когда мы восходим на Голгофу и не забываем, что там произошло. Там Бог меня простил и дал мне великое сокровище: на жертвенник моего сердца легла кровь не агнцев, не тельцов, не козлов, но Сына Божьего. Это великое сокровище, святыня, которую мы должны совершать в страхе Божьем и пронести по своей жизни. Если ты правильно встал перед крестом, то в сердце пришёл мир, пришло смирение. Смирение это не то, как мы иногда понимаем: стиснув зубы идти за Христом, стараясь делать всё, что надо.

Настоящее смирение рождается тогда, когда я падаю к ногам Христа, распятого на Кресте, понимая сколько Он для меня сделал. Остальное уже не имеет решающего значения, и потому во всех трудностях моей жизни я могу сказать: не очень тяжело, а могло быть хуже. Ты меня спас. Тогда благодарное сердце умеет смиряться, умеет бороться, умеет плакать, умеет находить мир и нести его другим людям.

Сегодня многие спрашивают, где тот, кто благословит нас в том, в чём мы нуждаемся? Он там лежал в яслях а сене, соломе, в величии неба. Слава Господу! Он на кресте Голгофском явил свою любовь и силу, победив ненависть любовью, злобу терпением, высокомерные насмешки смирением. И сегодня это принадлежит мне и тебе, хотя не всегда бывает легко и просто. Это не так, что я помолился, и все скорби ушли. Но я в Твоих руках, поэтому я спокоен. Ты меня не оставишь, Ты мне поможешь, Ты меня научишь. Пока у меня есть Ты, мне ничего не страшно. Во Христе Божие благоволение к нам. Бог прощает нас. Бог любит нас. Он крестит нас Духом Святым. К Нему можно прийти, ибо он Пастырь добрый и Первосвященник по чину Мелхиседека. И не где-то Его надо искать: Он в святилище у Отца на небе. Идя за Ним мы получаем благословение, получаем Духа Святого, получаем свободу для Духа.

Если мы Его ученики, то познаем истину, и она сделает нас свободными. Какая свобода у духовного человека? Не делать же, что я хочу? Но пребыть в Господе и любить как Он любит. Он сделает нас свободными. Когда мы смотрим на Него, Дух Святой начинает обретать свободу в нашей жизни, потому что Христос сказал: «От Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин.16:14).

Христос дал Свободу Духу Святому прославить Его, наставить нас на всякую истину, в скорби утешить нас тем утешением, которым мы сможем других утешать. В Нем благоволение к каждому из нас.

Когда-то, в 1982 году, приехал сюда Виктор Иванович, собрал нас, молодых служителей, тогда я был еще дьяконом, рассказывал нам какие-то вещи, а потом он встал, протянул руку и сказал: молодые служители, посмотрите на свои церкви. В них есть сёстры, которые отдали жизнь свою Богу, поэтому они остались без семей. Сегодня они уже не молодые, и им трудно. У них много искушений, они знают, что такое одиночество. Им кажется, что их жизнь не принесла того плода, который надо. Они думают, что они негодные для Бога. Пойдите, и скажите им: блажен человек, который переносит искушение. Эти слова меня очень сильно коснулись, и я помню их уже двадцать лет. В Иисусе Бог благоволит к нам, если мы уповаем на Его милость, ходим в страхе Господнем, если мы верим в Иисуса Христа. Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение! Слава Господу! Жизнь всегда будет трудной, если мы идём за Господом, но Тот Кто однажды перед вечерей Своей сказал ученикам: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк.22:28-29). Однажды, придя на эту землю, Он скажет тем, которые с Ним страдали: войдите в радость Господина Своего (см. Мф.25:21). Когда-то, когда мы только пришли в церковь, к нам приехал сосуд. Пророчество было многим людям. Он подошёл к одной старенькой сестре, взял её за руку и сказал: прекрасная ты Моя, так говорит тебе Господь. В Иисусе Христе к нам есть благоволение. Эта сестричка не была особо заметной, не была активной, но я знаю, что, когда мы придем в небеса, в короне Небесного Царя будет сиять красота каждого, кто с Ним терпел и в Него верил, кто был запечатлён Его Духом и устремлён к Нему в ожидании Грядущего с небес. Стоит трудиться, стоит бороться, стоит за это жизнь всю отдать! Пусть Бог благословит всех нас. Я счастлив, что Бог нашёл нас на этой земле, омыл нас кровью Своей, поставил на Свой узкий путь и вложил в наши сердца великую истину, что Иисус Господь наш, Иисус спаситель наш. В Нём утешение наших сердец, в Нём сила для нашей жизни. В Его любви смысл нашей жизни. В Нём благоволение Божие к нам, мир с Богом и будущность.

Ричард Циммерман ,

епископ, Германия

Мир и благодать вам святые и возлюбленные братья и сёстры во Христе!

Поздравляю вас радостным праздником Рождества Христова.

Святой апостол Павел явление Господа в мир, определяет как «Благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога » Тит. 3:4.

Святой апостол Иоанн, подобным же образом восторженно констатирует: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». 1Иоан.1:2.

Я поздравляю вас, драгоценные служители Бога живого с явлением жизни в рождённом Младенце Иисусе Христе.

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ». 1Тим.3:16.

Я поздравляю вас, благословенные проповедники Евангелия, с даром благодати и человеколюбия Бога, явившегося в наш погибающий от жестокости мир в лице Иисуса Христа.

Я поздравляю вас, матери и отцы, с восхитительным, невероятным, непостижимым по своей силе явлением Бога в рождённом Иисусе Христе. Исполнилось древнейшее пророчество. Подвиг материнства освящён рождением Святого Младенца.

Я поздравляю вас, страдальцы за веру, гонимые, отверженные и униженные, с манифестом мира, прощения, любви и благодати дарованной нам в явлении Иисуса Христа. Ваш путь как других, не украшен цветами,..Но ваш труд не тщетен пред Господом. И велика ваша награда на небесах! Так пусть ваши слёзы зажигаются звёздами в судьбах спасённых. Пусть мир свыше и благоволение Бога Отца возрождает новые и новые сердца.

«И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение »! Лук.2:13,14.

Я поздравляю вас, дети, огорчённые своими отцами, и отцов, не исполнивших свой святой родительский долг, ибо Христос соединяет собою разрушенные семьи, даруя прощения всем грешникам, и даруя любовь самым ожесточённым сердцам. Он есть мир наш! Так пусть забудутся обиды. Пусть матери прижмут к груди своих детей. Пусть не будет сирот. Да исполнится пророческое слово о Господе нашем Иисусе Христе.

« И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием ». Мал.4:5,6.

Я поздравляю вас, утомлённые грехом, узники страстей плоти, ибо с рождением Младенца Иисуса Христа, есть у вас сила, способная разорвать самые страшные оковы, и отпустить измученных на свободу.

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» . Гал.4:4,5.

Здоровья вам, благополучия, сил духовных, радости и мира в сердца ваши.

Пусть Его благодать сделает вас счастливыми, и духовно богатыми.

«В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» . Кол.2:9,10.

С братской любовью Ю. Сипко раб ничего не стоящий.