Радикальный консерватизм. Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти XIX в

Спрашивает Галина
Отвечает Александра Ланц, 11.04.2010


Доброго вам времени суток, Галина!

Библия довольно часто говорит о гневе, но она явно разделяет гнев Божий и гнев человеческий.

Божий гнев всегда...

1) ...праведный (справедливый), т.е. его излитие всегда заслужено теми, на кого он излит (например, ; )

2) ...творит правду, т.е. его излитие всегда приводит к торжеству справедливости (например, ).

3) его излитие происходит только после долгого периода Божьего терпения и многих предупреждений (например, ; ), в тот момент, когда смерть и полное исчезновение от руки нечестивцев грозит Его детям, т.е. тем, кто всем сердцем предан Ему.

Стих, о котором вы спрашиваете, описывает нам гнев не человека, но Бога, при этом обратите внимание, каким чувством сопровождается выражение Его гнева:

"И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?

Но они молчали.

И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их , говорит тому человеку: протяни руку твою.

Он протянул, и стала рука его здорова, как другая" ().

Вы идите, какова ситуация? Понимаете, почему Бог гневается? Заметили ли вы, что Его гнев сопровождается скорбью о том, что человеческие сердца настолько ожесточены эгоизмом и самоправедностью, что не способны уже творить добро и понимать, что такое настоящее добро?

Гнев человека - это совсем другая история. Вот, что читаем об этом:

"гнев человека не творит правды Божией" ().

"Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю" ().

"Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков..." ()

"Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас..." ()

"А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших..." ()

"Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем" (). Многие, читая этот стих, думают, что нам позволено гневаться, но только до захода солнца, однако данная версия несостоятельна, т.к. во-первых, мы имеем все вышеприведённые стихи, где сказано, что гнев - это очень плохо, и во-вторых, мы имеем такой стих из Ветхого Завета: "Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь" (). Видите, что это один и тот же стих, только разными словами? Бог хорошо знает, что мы - несовершенные существа и потому всё же время от времени будем оказываться на пороге гнева, поэтому Он предупреждает нас о том, что мы должны внимательно следить за собой, чтобы в нашем гневе не зашло солнце правды, т.е. чтобы мы, расстроившись, не начали бы согрешать тем, что забудем своё предназначение - быть святыми и праведными детьми Божьими.

Кстати, именно потому, что гнев человека - это всегда нечто, замешанное на малом знании планов Божиих и незнании сердец человеческих, на плоти, на неспособности адекватно оценивать ситуацию, мы предупреждены:

"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" ().

И ещё я должна сказать о главном гневе, которому в Библии отводится довольно много стихов, потому что Библия желает предупредить всех людей о том, что ждёт нашу землю и всех нечестивых в конце времени. Вот предупреждение из Ветхого Завета:

"Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их]" ().

А вот предупреждение из Нового Завета:

"по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев" ().

Бог Вседержитель сделал для человечества всё, чтобы любой из нас мог избежать Его гнева и не погибнуть в огне Его святости. Что Он сделал? Во Христе Он пришёл на эту землю, Сам выпил до дна чашу гнева, умерев той смертью, которой мы все должны умереть, и воскрес, т.к. только Праведник имел право на воскресение. Теперь если вы доверите Богу Вседержителю свою жизнь, Он прикроет вас праведностью Христа так, словно вы никогда не грешили, и когда настанет время Судить наш мир, вы не испытаете Его гнева.

Да поможет вам Святой Дух избрать Иисуса Христа, распятого и воскресшего, своим Спасителем от гнева Божьего, который изольётся на сынов противления (), попирающих Правду ложью.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Гнев – это потеря душевного равновесия, желание зла обидчику; порок человека. Итак, что говорит Слово Божье о гневе?

Мы должны воздерживаться от гнева:

«Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло» (Пс. 36:8).
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31).

В этом мире нам ни чего не принадлежит. Гнев будет нас преследовать до тех пор, пока мы не будем тренировать себя. Иисус всегда поможет нам при всех обстоятельствах. Наша зависть заводит всегда в тупик. Стоит искать добра, а не зависти. Даже если вы в соре правы, то все равно, оставайтесь кроткими.

Библия так же говорит о том, что мы должны быть медленны на гнев: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.» (Иак. 1:19-20).

Если вам трудно, лучше остановитесь, выдержите паузу. Выслушайте другого, попросите время подумать, час, два, день и сделать выводы.

Во время гнева, мы должны себя контролировать, владеть собой: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города.» (Прит. 16:32)

Главное, владеть собой, и это научит нас мудрости, а так же вежливости, а после — еще больше расположит собеседника.

В гневе не стоит грешить:

«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5)
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27)

Иногда случается, что мы ночью не можем заснуть, обдумывая прошедший день. Что-то вышло иначе, не так как нам хотелось, и это не дает нам покоя. Если мы обидели кого, то нам нужно извиниться до захода солнца, так говорит Библия.

Перед сном подумайте, что сделаете хорошего завтра, какое добро можете сделать, чем новый день будет отличаться от предыдущего.

У нас есть наш Небесный Отец, мы всегда можем обратиться к Нему за помощью, советом, ведь Он любит нас! Не стоит забывать благодарить Его за день, и просить благословений на новый день. Просите и мудрости Божьей. Так же нам нужно научиться задавать себе вопрос: «а как поступил бы на моем месте Иисус?».

Советы как перестать злиться:

  • Вовремя выявляем источник злости. Это поможет вам контролировать себя и ситуацию. Легче остановиться вначале ссоры/конфликта, нежели в разгаре.
  • Осознанное дыхание. Когда чувствуете, что злость охватывает вас, остановитесь, дышите глубже. Попробуйте народный метод — считать до 10.
  • Во время злости повторяйте про себя: «я не злюсь, желаю добра, злость и ссоры мне не нужны, я спокоен и хочу жить в мире».
  • Отвлекитесь. Сделайте дома уборку, или займитесь спортом, физкультурой.
  • Сходите в душ. Вода успокоит вас.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» (Кол. 3:12-17)

С месяц назад мой десятилетний сын пришёл из школы грустный.
— Мама, я решил не дружить с одним мальчиком, — выпалил он с порога.
— Почему? — удивилась я.
Обычно мой ребёнок общителен и весьма дружелюбен.

— Он сказал, что все русские глупые.

Важное дополнение: разговор происходит в Америке, где мы живём последние четыре года.
— Это он второй раз уже сказал, — добавил сын, нахмурившись.

Сердце мое немедленно наполнилось праведным гневом. Русские глупые? И я?! И мой муж, и мой отец? Все, кто из России? Может, ещё и профессор Капица дурак, и Набоков был идиотом, и Софья Ковалевская — тупая домохозяйка?! Да я МГУ окончила, да мой муж… Да Софья Ковалевская… А про Капицу вообще молчу!
— А что за мальчик, как его зовут? — как можно спокойнее уточнила я.
— Лу. Мы с ним вместе ездим в школьном автобусе.

Ну что ж, это облегчает задачу «ответного удара». Можно научить сына выражению «маленький черножопый засранец» — и дело в шляпе. Обидчик будет обижен. Главное адекватно перевести фразу на английский язык. Правда, расизмом веет за версту, а в Штатах с этим проблем не оберёшься. Да мы и не расисты, честно говоря. Но он же первый начал!

Этот Лу невысокий, на голову ниже моего сына, худенький мальчик. Губастенький, смешливый, подвижный. Ежели в лоб дать хорошенько — свалится. Тоже, кстати, вариант. Чтоб неповадно было меня, Капицу и Набокова обзывать. В конце концов, мы взрослые люди, что за неуважение?! Правда, у Лу есть старший брат, и если этот брат, здоровый угловатый чернокожий подросток, — не убеждённый толстовец, моему ребёночку придётся туго после лёгкой драчки с младшим обидчиком всего русского народа.

Надо пойти к родителям! Постучать в дверь, и когда его толстый лысый папа в бейсболке набекрень откроет, подбоченясь, выдать: «А ваш Лу назвал всех русских дураками! Как вы его воспитываете?! И вообще — это ещё большой вопрос, кто из присутствующих дурак!» А он смерит меня холодным взглядом с ног до головы и скажет спокойно: «Мэм, мой мальчик ничего такого не говорил. И вообще, занимайтесь воспитанием своего ребёнка, а все претензии можете направить моему адвокату». И закроет дверь.

Нет, всё это, конечно, было бы забавно, если бы не было так обидно. По крайней мере, моему ребёнку — обидно. И совершенно ясно, что если мальчик сказал это два раза, то скажет и третий.

Я села за компьютер и написала заместителю директора школы короткое письмо. Обрисовала ситуацию, заметила, что дети есть дети, и иногда они не совсем отдают себе отчёт в смысле сказанного, и мы всё это понимаем, но я очень прошу сделать так, чтобы повторных инцидентов не было. «С огромным уважением». И — «мне очень жаль, что я вынуждена писать это письмо».

Утром я получила ответ с извинениями передо мной и моим сыном и заверениями, что руководство школы обязательно разберётся, потому что она — школа — абсолютно не толерантна к любым проявлениям нетолерантности. Через пару дней мне сообщили письменно, что с мальчиком Лу проведена очень серьёзная беседа и он напишет записку с извинениями. Очень серьёзную беседу проводила завуч — высокая чернокожая красавица. Да, всё очень толерантно. Думаю, что во избежание возможных встречных обвинений в расизме, беседу с афроамериканскими шалопаями проводит темнокожий работник образования.

Рискну предположить, что процентов 30, а то и больше, читающих эти строки расценили мой поступок как низость и стукачество, а ещё плюс 40 % к этим тридцати — как пример дурного воспитания ребёнка, попытку оградить любимое чадо от реального мира и культивацию инфантилизма. Надо было дать обидчику в глаз, это оправдали бы даже убеждённые пацифисты. Или, на худой конец, обозвать в ответ, учитывая, что инициатор всё ж на голову ниже, а мы наверняка позиционируем себя как людей воспитанных. В крайнем случае, можно было бы проигнорировать обидчика, но ябедничать… стучать…

Возможно, вы будете удивлены, однако так и только так решаются школьные конфликты в Америке. Ужасная страна, что и говорить.

«Главное — не бей», — учу я своего сына, когда речь заходит о возможных неприятных ситуациях в школе. Ударишь, особенно если первый, — неприятностей не оберёшься, неизбежно окажешься виноват. Одно дело словесная перепалка, другое — драка.

А как насчёт обозвать в ответ, да пообидней? Но это означает стать равным, значит — оба виноваты, и наказывать надо обоих одинаково. Идти ругаться с родителями? Можно попробовать, но их ответные действия предугадать трудно, даже если отпрыск три раза неправ. И остаётся беспроигрышный вариант — стучать.

Кстати, о терминологии. Откуда и когда пришло в русский язык это «стучать» как эквивалент предательства? Может быть, из тридцатых годов прошлого века, из тех времён, когда доносили на соседей и друзей, когда обратиться в милицию означало расписаться в собственной подлости? Если я ничего не путаю, с 1937 года прошло уже очень много лет, и наше поколение ничего такого не пережило и пережить не могло в силу возраста. Откуда же это неприятие любого человека, облечённого властью, неверие в то, что представитель системы (школьной, медицинской или любой другой, главное — государственной) — друг и может помочь?..

Вспомнилось вот тут…
В детстве я очень плохо ела. Совсем плохо. Накормить меня было настоящей проблемой, решить которую иногда удавалось бабушке.
— Если не будешь есть, тебя заберут в милицию, — помню, сообщала она мне доверительно, зачерпывая ложкой кашу.
— А как они узнают, что я не ела? — с сомнением спрашивала я и, спросив, немедленно сжимала зубы крепко-крепко.
— А у них прожектора есть специальные, — важно продолжала бабуля. — Просветят тебе живот, а там пусто. Сразу и заберут.

Детское воображение рисовало страшные картины: милиционеры-чудовища с огромными прожекторами, разрезающими животы, ловят худеньких, из вредности плохо питающихся детей и волокут их в большие тёмные машины с решётками. От страха и бессилия рот мой открывался, и туда немедленно проникала ложка с тёплой кашей. С маслом. И с сахаром. Да, бабушка кашу посыпала сахаром, что, по её мнению, должно было превратить простое блюдо в лакомство.
Однажды бабуле повезло. Сразу после обеда мы пошли в магазин. Вышли за калитку, а там — милицейская машина стоит. И двое служителей порядка — тогда они ещё не были господами — обратились к бабушке с вопросом. То ли адрес какой искали, то ли ещё чего — уже не помню, но хорошо помню сковавший меня ужас, когда молоденький милиционер направился к нам.
— Вот видишь, — прошептала бабушка, когда он ушёл. — Хорошо, что ты поела, а то бы забрали сейчас в милицию. Он же живот тебе просветил.
— Да?
— А как же. Ты просто не заметила. У них же прожектора такие. Специальные.

Надо ли объяснять, каково было моё отношение к милиционерам в детстве? Позже, через двадцать лет, когда я полтора года жила в Москве без прописки, моя милиционерофобия только укрепилась.

Соседскую девочку пугали врачами, это я знаю точно. Со мной, правда, такой номер не прошёл бы, у меня родители — врачи. Не исключено, что кто-то боялся злобных пожарных. Учитель? Чем он хуже, тоже ведь власть предержащий. Представитель системы, а как же.

А система по умолчанию враждебна, это каждый знает. И сотрудничество с ней в любом виде, будь то звонок в милицию или обращение к учителю, бесперспективно и порицаемо. Это же стукачество — сотрудничать с системой.

Я провела небольшой (около 70 респондентов) опрос на эту животрепещущую тему. Около 90% живущих в Америке русскоязычных родителей обратились бы к учителю для решения школьного конфликта детей. Из тех, кто живет в России, так поступили бы примерно процентов 20. Ответы остальных варьируются от «придумать обзывалку пообидней» до «дать в ухо сильно», но в любом случае исключают участие взрослых как постыдное и чреватое ещё более серьёзными последствиями для ребёнка.

Однако… Уважаемые мальчики и девочки, которые теперь папы и мамы, дело в том, что система — это давно мы с вами. Мы выросли, и нет уже строгих учителей, страшных милиционеров (полицейских?) с прожекторами для голодных животов и злых врачей со шприцами, полными яда. Нет этих непонятных взрослых с их непонятной логикой и непонятным миром; все эти взрослые — мы. И мы должны понимать, что состояние имаго, комфортное и, что уж греха таить — привычное, нередко предопределяющее поступки и суждения, становится обязательным условием существования системы. Выходит, дело в людях, в нас с вами…

Безусловно, практически у каждого есть негативный опыт общения с системой, будь то старая дева — доктор женской консультации — или учитель-истеричка, но нужно ли обобщать? Или вы думаете, что милиционеры, просвечивающие детские животы прожекторами, и врачи-убийцы всё-таки существуют?

Быт 27:45 ...пока утолится гнев брата твоего на тебя,..
Быт 49:7 ...проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа;..
Исх 4:14 ...И возгорелся гнев Господень на Моисея,..
Исх 15:7 ...Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому...
Исх 22:24 ...и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом,..
Исх 32:10 ...итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них,..
Исх 32:11 ...да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой,..
Исх 32:12 ...отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;..
Исх 32:22 ...Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего;..
Чис 11:1 ...и Господь услышал, и воспламенился гнев Его,..
Чис 11:10 ...и сильно воспламенился гнев Господень,..
Чис 11:33 ...как гнев Господень возгорелся на народ,..
Чис 12:9 ...И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел...
Чис 16:46 ...ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение...
Чис 22:22 ...И воспылал гнев Божий за то, что он пошел,..
Чис 22:27 ...И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою...
Чис 24:10 ...И воспламенился гнев Валака на Валаама,..
Чис 25:3 ...И воспламенился гнев Господень на Израиля...
Чис 32:10 ...и воспылал в тот день гнев Господа, и поклялся Он, говоря:..
Чис 32:13 ...И воспылал гнев Господа на Израиля,..
Втор 6:15 ...чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя,..
Втор 7:4 ...и тогда воспламенится на вас гнев Господа,..
Втор 11:17 ...и тогда воспламенится гнев Господа на вас,..
Втор 29:20 ...но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека,..
Втор 29:27 ...за то возгорелся гнев Господа на землю сию,..
Втор 31:17 ...и возгорится гнев Мой на него в тот день,..
Нав 7:1 ...и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля...
Нав 9:20 ...чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им...
Нав 22:20 ...а гнев был на все общество Израилево?..
Нав 23:16 ...то возгорится на вас гнев Господень,..
Суд 2:14 ...И воспылал гнев Господень на Израиля,..
Суд 2:20 ...И воспылал гнев Господень на Израиля,..
Суд 3:8 ...И воспылал гнев Господень на Израиля,..
Суд 9:30 ...и воспылал гнев его...
Суд 10:7 ...И воспылал гнев Господа на Израиля,..
Суд 14:19 ...И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего...
1Цар 11:6 ...и сильно воспламенился гнев его;..
2Цар 24:1 ...Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян,..
4Цар 13:3 ...И возгорелся гнев Господа на Израиля,..
4Цар 22:13 ...потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас...
4Цар 22:17 ...воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет...
4Цар 23:26 ...какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления,..
4Цар 24:20 ...Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою...
1Пар 27:24 ...И был за это гнев Божий на Израиля,..
2Пар 12:7 ...и не прольется гнев Мой на Иерусалим рукою Сусакима;..
2Пар 12:12 ...И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа...
2Пар 19:2 ...За это на тебя гнев от лица Господня...
2Пар 24:18 ...и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их...
2Пар 25:10 ...И возгорелся сильно гнев их на Иудею,..
2Пар 25:15 ...И воспылал гнев Господа на Амасию,..
2Пар 29:8 ...И был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим,..
2Пар 32:25 ...И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим...
2Пар 32:26 ...то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии...
2Пар 34:21 ...потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас...
2Пар 34:25 ...И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет...
2Пар 36:16 ...доколе не сошел гнев Господа на народ Его,..
Езд 8:22 ...могущество Его и гнев Его!..
Езд 10:14 ...доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело...
Неем 13:18 ...А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу...
Есф 2:1 ...После сего, когда утих гнев царя Артаксеркса,..
Есф 7:10 ...И гнев царя утих...
Иов 10:17 ...усиливаешь гнев Твой на меня;..
Иов 14:13 ...и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой,..
Иов 16:9 ...Гнев Его терзает и враждует против меня,..
Иов 32:2 ...тогда воспылал гнев Елиуя,..
Иов 32:2 ...воспылал гнев его на Иова...
Иов 32:3 ...а на трех друзей его воспылал гнев его...
Иов 32:5 ...тогда воспылал гнев его...
Иов 35:15 ...Но ныне, потому что гнев Его не посетил его...
Иов 36:13 ...Но лицемеры питают в сердце гнев ...
Иов 36:18 ...Да не поразит тебя гнев Божий наказанием!..
Иов 42:7 ...горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих...
Пс 2:12 ...ибо гнев Его возгорится вскоре...
Пс 29:6 ...ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его:..
Пс 73:1 ...возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?..
Пс 75:11 ...И гнев человеческий обратится во славу Тебе:..
Пс 77:21 ...и гнев подвигнулся на Израиля...
Пс 77:31 ...гнев Божий пришел на них,..
Пс 77:38 ...многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:..
Пс 78:6 ...Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя,..
Пс 84:6 ...прострешь гнев Твой от рода в род?..
Пс 105:40 ...И воспылал гнев Господа на народ Его,..
Притч 11:23 ...ожидание нечестивых – гнев ...
Притч 12:16 ...У глупого тотчас же выкажется гнев его,..
Притч 14:35 ...а гнев его – против того, кто позорит его...
Притч 15:1 ...Кроткий ответ отвращает гнев ,..
Притч 16:14 ...Царский гнев – вестник смерти;..
Притч 19:11 ...Благоразумие делает человека медленным на гнев ,..
Притч 19:12 ...Гнев царя – как рев льва,..
Притч 21:14 ...Подарок тайный тушит гнев ,..
Притч 24:18 ...и Он отвратит от него гнев Свой...
Притч 27:3 ...но гнев глупца тяжелее их обоих...
Притч 27:4 ...Жесток гнев , неукротима ярость;..
Притч 29:11 ...Глупый весь гнев свой изливает,..
Еккл 7:9 ...Не будь духом твоим поспешен на гнев ,..
Еккл 7:9 ...потому что гнев гнездится в сердце глупых...
Еккл 10:4 ...Если гнев начальника вспыхнет на тебя,..
Ис 5:25 ...За то возгорится гнев Господа на народ Его,..
Ис 5:25 ...И при всем этом гнев Его не отвратится,..
Ис 9:12 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 9:17 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 9:21 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 10:4 ...При всем этом не отвратится гнев Его,..
Ис 12:1 ...Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня...
Ис 26:20 ...укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев ;..
Ис 30:27 ...горит гнев Его,..
Ис 34:2 ...Ибо гнев Господа на все народы,..
Ис 48:9 ...Ради имени Моего отлагал гнев Мой,..
Ис 66:15 ...чтобы излить гнев Свой с яростью...
Иер 2:35 ...то верно гнев Его отвратится от меня...
Иер 4:4 ...чтобы гнев Мой не открылся, как огонь,..
Иер 7:20 ...вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие,..
Иер 7:29 ...ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его...
Иер 8:19 ...Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами,..
Иер 11:17 ...что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу...
Иер 18:20 ...чтобы отвратить от них гнев Твой...
Иер 23:20 ...Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит...
Иер 30:24 ...Пламенный гнев Господа не отвратится,..
Иер 36:7 ...ибо велик гнев и негодование,..
Иер 42:18 ...как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Иерусалима,..
Иер 44:6 ...И излилась ярость Моя и гнев Мой...
Иер 49:37 ...и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь,..
Иер 52:3 ...посему гнев Господа был над Иерусалимом и Иудою...
Плач 4:11 ...Совершил Господь гнев Свой,..
Иез 5:13 ...И совершится гнев Мой,..
Иез 6:12 ...так совершу над ними гнев Мой...
Иез 7:3 ...и пошлю на тебя гнев Мой,..
Иез 7:8 ...и совершу над тобою гнев Мой,..
Иез 7:12 ...ибо гнев над всем множеством их...
Иез 7:14 ...ибо гнев Мой над всем множеством их...
Иез 9:8 ...изливая гнев Твой на Иерусалим?..
Иез 16:42 ...И утолю над тобою гнев Мой,..
Иез 20:8 ...И Я сказал: изолью на них гнев Мой,..
Иез 20:21 ...и Я сказал: изолью на них гнев Мой,..
Иез 21:17 ...и утолю гнев Мой;..
Иез 24:8 ...Чтобы возбудить гнев для совершения мщения,..
Иез 36:18 ...И Я излил на них гнев Мой...
Иез 38:18 ...гнев Мой воспылает в ярости Моей...
Дан 9:16 ...да отвратится гнев Твой и негодование Твое...
Дан 11:36 ...и будет иметь успех, доколе не совершится гнев :..
Ос 5:10 ...изолью на них гнев Мой, как воду...
Ос 8:5 ...воспылал гнев Мой на них;..
Ос 14:5 ...ибо гнев Мой отвратился от них...
Иона 3:9 ...и отвратит от нас пылающий гнев Свой,..
Мих 7:9 ...Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним,..
Наум 1:6 ...Гнев Его разливается как огонь;..
Авв 3:8 ...Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой?..
Соф 2:2 ...доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень,..
Зах 7:12 ...за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа...
Зах 10:3 ...На пастырей воспылал гнев Мой,..

Лк 21:23 ...и гнев на народ сей:..
Ин 3:36 ...но гнев Божий пребывает на нем...
Иак 1:19 ...медлен на слова, медлен на гнев ,..
Иак 1:20 ...ибо гнев человека не творит правды Божией...
Рим 1:18 ...Ибо открывается гнев Божий с неба...
Рим 2:5 ...ты сам себе собираешь гнев ...
Рим 2:8 ...ярость и гнев ...
Рим 3:5 ...не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев ?..
Рим 4:15 ...ибо закон производит гнев ,..
Рим 9:22 ...Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое,..
Гал 5:20 ...идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев ,..
Еф 4:31 ...Всякое раздражение и ярость, и гнев , и крик,..
Еф 5:6 ...ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;..
Кол 3:6 ...за которые гнев Божий грядет на сынов противления,..
Кол 3:8 ...А теперь вы отложите все: гнев , ярость, злобу, злоречие,..
1Фес 2:16 ...но приближается на них гнев до конца...
1Фес 5:9 ...потому что Бог определил нас не на гнев ,..
Откр 11:18 ...и пришел гнев Твой и время судить мертвых...

1Мак 1:64 ...И был весьма великий гнев над Израилем...
1Мак 2:49 ...ныне время переворота и гнев ярости...
1Мак 3:8 ...и отвратил гнев от Израиля,..
2Мак 4:25 ...а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя...
2Мак 7:38 ...и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего,..
2Мак 8:5 ...когда гнев Господа преложился на милость...
2Мак 13:4 ...Но Царь царей воздвиг гнев Антиоха на преступника,..
3Мак 6:20 ...Гнев царя превратился в жалость и слезы...
Вар 1:13 ...и не отвратилась от нас ярость Господа и гнев Его до сего дня;..
Вар 2:20 ...ибо на нас Ты послал ярость Твою и гнев Твой,..
Вар 4:9 ...ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил:..
Вар 4:25 ...Дети! потерпите постигший вас от Бога гнев :..
2Езд 9:13 ...доколе не отвратится от нас гнев Божий за это дело...
3Езд 8:22 ...гнев расплавляет горы и истина пребывает во веки!..
Иудф 9:9 ...Воззри на превозношение их, пошли гнев Твой на главы их,..
Прем 5:20 ...строгий гнев Он изострит, как меч,..
Прем 16:5 ...гнев Твой не продолжился до конца...
Прем 18:20 ...и много их погибло в пустыне, но недолго продолжался этот гнев ,..
Прем 18:23 ...он, став в средине, остановил гнев и пресек ему путь к живым...
Прем 19:1 ...А над нечестивыми до конца тяготел немилостивый гнев ,..
Сир 1:22 ...Не может быть оправдан несправедливый гнев ,..
Сир 5:7 ...ибо милосердие и гнев у Него,..
Сир 5:9 ...ибо внезапно найдет гнев Господа,..
Сир 7:18 ...Помни, что гнев не замедлит,..
Сир 16:7 ...как и в народе непокорном возгорался гнев ...
Сир 16:12 ...ибо и милость и гнев – во власти Его:..
Сир 16:12 ...силен Он помиловать и излить гнев ...
Сир 23:20 ...Два качества умножают грехи, а третье навлекает гнев :..
Сир 27:33 ...Злоба и гнев – тоже мерзости, и муж грешный будет обладаем ими...
Сир 28:3 ...Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения;..
Сир 28:12 ...и какова сила человека, таков будет и гнев его,..
Сир 30:26 ...Ревность и гнев сокращают дни,..
Сир 36:7 ...воздвигни ярость, и пролей гнев ;..
Сир 39:29 ...Но и гнев Его испытывают народы,..
Сир 47:23 ...так, что навел гнев на детей твоих, –..
Сир 48:10 ...чтобы утишить гнев , прежде нежели обратится он в ярость, –

"Ябеда-корябеда!"... Вряд ли найдется человек, который ни разу в жизни не слышал бы этой дразнилки, летящей кому-нибудь вслед. "Ябедничать нехорошо!" - внушали нам мамы, бабушки, воспитатели. Но вот мы выросли и теперь сами учим этому своих малышей. Но всегда ли мы правы? Ведь, запрещая "ябедничать", мы боремся только со следствием, а не причиной.

В русском языке "ябеда", "ябедник" значило вначале "служащий, должностное лицо, судья". В этом значении слово встречалось уже в первой Новгородской летописи, в записи от 1218 года, и лишь потом, начиная с XVI века, "ябеда" значило уже и "клевета", "напраслина", "наговор". С этого времени слово закрепилось в своем негативном значении. Но вот что интересно: ни в одном из словарей "ябедничать" не объясняется через слово "жаловаться". А вот мы привыкли считать эти два слова почти синонимами.

И вот, услышав от своего трехлетнего карапуза, что "Вася ему машинку не дает", родители, не разобравшись в ситуации, начинают отучать его ябедничать. И напрасно! Чтобы понять, когда же может возникнуть эта проблема, надо совершить экскурсию в возрастную детскую психологию.

Нам пока нет трех...

"Как-то раз я сказала старшему сыну садиться за уроки, а сама ушла на кухню. Через некоторое время ко мне подошел Кирюшка (ему 2,5 годика) и сказал, что Толя смотрит мультик. Признаться, это меня смутило. Не хотелось бы, чтобы младший ябедничал на старшего...", - рассказывает Ирина, мама двух сыновей.

В этом возрасте, если вы заподозрили проявления ябедничества, просто переключите внимание ребенка: "Толя смотрит мультик? А ты что делаешь? В машинки играешь? Построй гараж, а потом мне покажешь!" А вот если вы тут же пойдете наказывать старшего, то тем самым заложите первый кирпичик истинного ябедничества.

Или типичная ситуация, когда ребенок бежит к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы.

От 3 до 5

С 3 лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На первый план выступает ее величество Игра, причем игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Наступает "социальный" период развития. Период великих "почемучек" вступает в свои права: ребенок хочет, чтобы ему объяснили "как", "что" и "почему". Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, воспитательницы и пробует их применять. И ему так важно получить объяснения от взрослого о том, "что такое хорошо и что такое плохо"!

"Моя Лера ходит в садик уже второй год, и я стала замечать вот какую странность. По дороге домой дочка мне рассказывает, как воспитательница ругала мальчишек и даже поставила их в угол. Как Борька у нее куклу отнимал, как Катя назвала ее "черепахой"... Сколько идет, столько рассказывает, что "не так" сделали другие! Мне это неприятно, не хочу, чтобы дочка выросла ябедой", - рассказывает Наталья, мама четырехлетней Лерочки.

Ябедничество ли это? Скорее всего - нет. Кажущийся парадокс в поведении ребенка, не достигшего 5 лет, заключается в том, что он может реалистично оценить только чужое поведение. Это тот самый период, когда "в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь", но именно так развивается психика. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и свои поступки, но это происходит позже, в 5-7 лет. Именно поэтому Лера рассказывает о чужих проступках. Ей важно, что думает мама по этому поводу. Именно через мнение мамы Лерочка изучает социальные нормы общения и учится оценивать также и свое поведение.

Что будет, если мама прервет дочку категоричным "не жалуйся" и "не ябедничай"? Девочка, получив несколько раз такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Она не получит ответы на волнующие ее вопросы, ее "информационный голод" не будет удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена: девочка перестанет "ябедничать", но отдаленная перспектива совсем не радужная: отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками, о которых не с кем посоветоваться.

С 3 до 5 лет продолжается период "проб и ошибок", и очень важно, чтобы рядом с ребенком были понимающие родители, готовые поговорить с малышом и помочь ему.

Старшие дошколята

Вот какую историю я услышала от Ольги, мамы 6-летнего Макса:

"Максим шел из сада понурив голову. "Что случилось?" - спросила я. "Меня воспитательница "ябедой" назвала", - с обидой сказал он. Выяснилось, что несколько мальчиков обзывали Таню, которая нравилась Максимке, а он пошел к воспитательнице, мывшей посуду, и сказал об этом. "Мне же было обидно за Таню! Я хотел, чтобы Марья Ивановна сказала им, а то меня они не слушались! - говорил Макс. - А она ответила, чтобы я не ябедничал, и стала дальше тарелки мыть!"

Сколько же таких ситуаций, когда взрослые, не разобравшись в ситуации, спешат навесить ярлык! А ведь у детей в 5-7 лет начинает формироваться самооценка, которая способна пострадать.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать этические нормы, ориентироваться на них в своем поведении. Ребенок способен представить, какую реакцию вызовет тот или иной его поступок (это называется эмоциональным предвосхищением). Пока ребенок думает, стоит ли что-то делать, перед его внутренним взором возникает рассерженное, грустное, радостное или восхищенное лицо близкого человека. И, исходя из той представленной эмоции, малыш уже действует или не действует. Поэтому если мама неизменно запрещает "ябедничать" и "жаловаться", не разбираясь в ситуации, малыш будет избегать разговоров "по душам", боясь сказать то, что вызовет мамино недовольство.

Наверное, все читатели согласятся, что судить о ситуации можно только в ней разобравшись. Что двигало тем или иным человеком в той или иной ситуации? А иначе: какой был мотив? В отношении ябедничества "мотив" - это ключевое слово.

Ябедничество - это только средство добиться "своего". Это элемент тактики, служащий достижению какой-то цели, удовлетворению потребности. Основные потребности, о которых можно говорить в ситуации с ябедничеством, это: потребность в безопасности, в сохранении своего "Я", в одобрении и уважении взрослого, желание избежать незаслуженного наказания. Эти потребности вполне обоснованы, вот только тактика (ябедничество) выбрана неверно! Поэтому очень важно показать ребенку другой, лучший путь для удовлетворения имеющейся потребности. Также к ябедничеству могут привести жесткое требование следовать социальным нормам (например, всегда говорить правду) и шантажная модель поведения в семье.

Однако надо отличать "истинное" ябедничество от того, что им вовсе не является.

Ситуация первая "Робкий Денис"

Пятилетний Денис - очень стеснительный ребенок. Даже улыбается он как-то "чуть-чуть", а уж слезы всегда рядом. В садике адаптировался очень сложно: много болел, долго плакал каждое утро. Воспитатели любят Дениса за то, что он воспитанный и никогда не дерется. И вот, каждый раз, идя с папой из садика, он начинает рассказывать, что Вовка его сегодня ударил, Петя обозвал, а Ваня (лучший друг) ушел играть с другими ребятами. Сначала папа слушал все эти рассказы, скрепя сердце, а потом запретил "ябедничать" и велел обидчиков бить, чтобы им неповадно было. Жалоб папа больше не слышал, но вскоре маму начало беспокоить то, что Денис стал плохо спать по ночам и грызть ногти...

Конечно, в данном случае, ни о каком ябедничестве и речи не идет. Денис просил у папы помощи, поддержки. Он хотел знать, как действовать в этой ситуации. Но папа, запретив "ябедничать", отказал Денису в возможности советоваться, при этом предложив ему путь (драку), неприемлемый для стеснительного, тревожного и чувствительного мальчика. Проблема не только не была решена, но еще и усугубилась невротическими проявлениями, которые потребовали специального лечения.

Поэтому, если речь идет о чувствительном, боязливом ребенке, нужно особенно прислушаться к тому, что он говорит. Им движет не желание "нажаловаться", а потребность в совете. Таким детям не хватает уверенности в своих силах, а так как в 5-7 лет начинается активное формирование самооценки, то задача родителей - эту уверенность вселить и всячески поддерживать. Отмечайте любой успех ребенка, любое смело сказанное слово или поступок. Таким детям очень трудно научиться "давать сдачи", отчего они страдают от более "боевых" товарищей. Но трудно - не значит невозможно. Поощряйте шуточные потасовки между мальчиком и папой (старшим братом, дядей, дедушкой). И пусть взрослый позволит малышу победить себя. Это отличный способ дать мальчику почувствовать уверенность в своих силах.

Ситуация вторая "Честная Ирочка"

Ирина - тоже тихий ребенок. Она часто тревожится, долго не может решиться на какое-то дело. С самых малых лет строгая мама внушала ей, что надо говорить только правду, наказывая за малейшую ложь. А когда Ирочке было 6 лет, мама узнала, что дети в саду отказываются с ней дружить, потому что она "ябеда"! Оказалось, что именно у Ирочки воспитательница выспрашивает, кто из ребят совершил провинность, и Ирочка "выдает" шалуна. "Зачем же ты так делаешь, ведь из-за этого ребята с тобой дружить не хотят?!" - спросила мама. "Но ты же сама говорила, что надо всегда говорить только правду!" - чуть не плача ответила Ирочка.

Вы представляете себе весь ужас тревожного ребенка, когда на него надвигается воспитательница и сладким голосом говорит: "Ну ты же видела, кто это сделал... Надо говорить правду!"? Ребенок начинает разрываться: с одной стороны, понятно, что, "выдав" шалуна, попадешь под гнев всех детей группы как "ябеда", а не выдав - под гнев воспитателя. Дети, слишком жестко ориентированные на "правду" и на то, что "взрослые всегда правы", выдают других. Но они не хотят это делать и очень от этого страдают!

Фактически, роль "ябеды" им навязана. Воспитатели видят детей, не умеющих говорить неправду или полуправду, и делают их орудием в своих руках. Выгода воспитателя понятна: чтобы контролировать группу, ей надо владеть информацией, а от такого ребенка ее всегда можно получить. Но каково при этом ребенку!

Если ваш малыш попал в такую ситуацию, то необходимо поговорить с воспитателем и потребовать, чтобы она не использовала слишком честного ребенка в своих целях. А ребенку очень мягко объяснить, что правда - это здорово, но если речь идет о сломанной игрушке или разбитой чашке, то вполне допустимо отговориться тем, что "я не видел, кто это сделал", тем самым не навлекая на себя гнев ни воспитателя, ни ребят.

Ситуация третья "Предупреждение об опасности"

Знакомые мамы шестилетних сыновей болтали, пока их дети катались с горки. Вдруг прибежал Славик. Он встревоженно начал объяснять, что Ваня с Егором сильно дерутся. На что мамы Вани и Егора махнули рукой и сказали: "Пусть"!" и продолжили разговор. Маме Славика ничего не оставалось делать, как сказать сыну, чтобы шел играть дальше. В самом деле, не разнимать же детей, чьи мамы согласны на драку. Когда Славик отошел, мама Вани сказала: "А сын-то у тебя ябедой растет!" "Нет, он не ябеда, - удивилась мама Славы, - думаю, он решил, что Ване и Егору грозила опасность друг от друга, и пришел к вам за помощью". Позже, поговорив со Славиком, мама выяснила, что именно так оно и было, за что сына похвалила.

В самом деле, ребенок 5-7 лет уже может предположить, что какая-то ситуация грозит жизни и здоровью его или других детей. И он идет к взрослому (к родителям, воспитателям, учителям) за помощью. Конечно, это не ябедничество.

Сколько таких ситуаций происходит каждый день в городе? Мальчики планируют кататься сверху на кабине лифта, прыгать с крыши гаражей или купаться в неизвестном пруду. И именно такие "ябеды" способны спасти им жизнь, вовремя рассказав взрослым. И, конечно, если ребенком движет именно забота о себе и окружающих, то его надо за это хвалить, а не ругать. Значит, он способен реалистично оценить ситуацию и вовремя попросить помощи, если не может справиться сам.

Ситуация четвертая "Накажу всех!"

Марии Степановне некогда разбираться с шалунами, ведь у нее еще столько дел! Вот кто-то опять разбил чашку... "Кто это сделал? Не скажете, будет наказана вся группа!" - строго говорит она, взирая на притихших шалунов. "Это Петя, я видел! Да-да, это Петя!" - уже подхватывает вся группа. Петя отправляется "отбывать наказание", а остальные, облегченно вздохнув, - играть.

Вот так развивается "ябедничество", растущее из нежелания понести несправедливое наказание. И такая ситуация возможна не только в детских садах, но и в семьях, где растут несколько детей. Воспитателям или родителям, которым недосуг разбираться, кто же набедокурил, легче наказать всех. Чувства ребенка понятны: он не сделал ничего плохого, почему же он должен быть наказан?

Над этой ситуацией надо задуматься родителям и воспитателям: почему дети сами боятся признаться в проступке? Не слишком ли суровое наказание их останавливает? Если ребенок, разбивший чашку, знает, что ему будет вручен веник и совок для уборки, он вряд ли будет скрывать то, что он сделал. Убрался - пошел гулять. Но если он будет знать, что мама или воспитательница сначала накричат на него, потом не разрешат играть целый час, да еще пожалуются "третьим лицам", тут уж ребенок точно постарается скрыть происшествие. Поэтому постарайтесь не наказывать детей слишком сурово, тогда они сами будут признаваться в содеянном и никто на них не будет "ябедничать".

Ситуация пятая "Правильная Даша"

Даша в саду - "помощник воспитателя". Она очень активная девочка, но не озорная. Всю свою активность Даша направляет на то, чтобы следить, правильно ли ведут себя другие дети. Надо сказать, что поведение самой Даши действительно близко к идеалу, ведь у нее просто не остается времени на собственное озорство. Она почти не играет, зато смотрит, как играют другие. "А Маша Кате куклу не дает! А Миша Ваню обозвал!" - сообщает она воспитателю. Воспитатель - в смятении: с одной стороны, Даша помогает следить за порядком в группе, а с другой, понятно, что сама Даша не имеет друзей. Она "дружит" с воспитательницей, выдавая ей всякую провинность других. Эта позиция наиболее близка к истинному ябедничеству. Ребенок получает удовлетворение, сообщая о шалостях других детей, зачастую безобидных. Однако дети-"правдоборцы" зачастую говорят именно правду, они не добавляют что-то "от себя", не выдумывают того, чего не было. Эти дети слишком жестко (почти болезненно!) ориентированы на исполнение усвоенных социальных норм. У них отсутствует гибкость, вариативность поведения.

Родителям таких детей стоит обратить внимание на существующую в семье систему наказаний и поощрений. Не слишком ли жестко наказывается ребенок? Не слишком ли много "нельзя" существует в его жизни? Возможно, любая, даже самая невинная шалость находит неодобрение близких? Или он редко слышит похвалу от родителей и поэтому старается компенсировать это "дружбой" с воспитателем, основанной на доносительстве на других детей? Если вы ответили "да", то пора менять структуру отношений в семье: почаще хвалить ребенка за его достижения, играть с ним, уча правилам совместной игры, поощрять общение с другими детьми и разрешить шалости в умеренном количестве.

Настоящие ябеды

Так кто же такие настоящие ябеды? Это дети, получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребенка. Мотив их действий - личная выгода или чувство удовлетворения.

Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества, - неудавшиеся лидеры. Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но как сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они еще не знают. Им кажется, что таким образом они могут заставить других детей "уважать" себя и считаться с их мнением. Если это физически сильные дети, то их тихо ненавидят, предпочитая "не связываться". Если физически слабые, то их могут бить и обижать, вызывая новый поток ябедничества.

Если ваш ребенок стремится к лидерству, но выбрал неверный путь, помогите ему проявить себя. Покажите его сильные стороны, за которые он может уважать себя и получить уважение других (например, у него может быть богатая фантазия, и он способен придумать интересную игру). Такому ребенку надо сказать, что ябедничать плохо, что таким образом он потеряет всех друзей и уважение к себе.

Также дети могут ябедничать из чувства мести или обиды по отношению к другим. Например, если вовремя не погасить конфликт между детьми, он может перерасти в противостояние, где обиженная сторона постарается восстановить "статус-кво" через ябедничество, рассказывая, а иногда выдумывая про обидчика то, за что он будет наказан. Не надо путать эту ситуацию с просьбой о помощи к взрослому. Когда ребенок просит помощи, он не настаивает на наказании обидчика, а хочет понять, как ему действовать самому. В случае с ябедничеством из мести он направляет карающую руку взрослого на противника и с удовлетворением наблюдает за его наказанием. Иного пути, как помочь детям решить их конфликт, в этой ситуации не существует.

Также ябедничество может спровоцировать чувство зависти. Ребенок, не имеющий хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это все есть, и через ябедничество пытаться восстановить некую понятную только ему "справедливость". Это может происходить в семьях, где одному ребенку уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребенок как бы подчеркивает: "Посмотрите, он плохо себя ведет! Почему вы любите его больше меня?" В этом случае ябедничество - только симптом более глубокой проблемы - ревности.

Чтобы ребенок не стал ябедой

  • Сколько бы ни было лет ребенку, прислушивайтесь к его мнению, уважайте его. Хвалите чаще, чем ругаете. Помните, что часто ябедами становятся дети, которые получают недостаточно ласки и внимания. Ябедничеством они стараются компенсировать недостаток внимания и ощутить собственную значимость.
  • Если ребенку нет еще 3 лет, то вы не должны быть озабочены проблемой ябедничества, т.к. малыш пока не может предсказать последствия своих поступков.
  • Если вашему малышу от 3 до 5 лет, то он не ябедничает, а делится информацией и хочет, чтобы взрослый оценил ситуацию, т.к. самому ему это пока трудно сделать. В этом возрасте ребенок может реалистично оценить только поведение других детей, но не самого себя, поэтому вы часто будете слышать о проказах других.
  • Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, научитесь отделять "настоящее" ябедничество (из мести, зависти, обиды) от "ненастоящего", когда ребенок просит помощи взрослого, сообщает об опасности, хочет избежать незаслуженного наказания или исполняет навязанную роль "ябеды". Промежуточным звеном от "ненастоящих" к "настоящим" ябедам служат дети, слишком жестко ориентированные на исполнение социальных норм.
  • Сколько бы лет ни было ребенку, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение: "не ябедничай" и "не жалуйся", хотя именно на этот способ родители возлагают самые большие надежды. Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребенком и взрослым. Внешне проблема кажется решенной: вы перестаете слышать от ребенка жалобы. Но на самом деле ситуация усугубляется тем, что теперь ребенку еще и не с кем посоветоваться.
  • Доверительная беседа, совместная игра, в которой вы вместе проигрываете "скользкие" ситуации ябедничества и помогаете ребенку найти новые модели поведения, - вот ваши главные средства в борьбе с этой проблемой. И не забывайте отмечать успехи ребенка!

Обсуждение

Януш Корчак писал примерно так, простите за неточную цитату: "Интересно, это плохие дети научились у плохих воспитателей, что жаловаться нельзя, или наоборот? Кто мог придумать, что слабый ребенок должен остаться безо всякой защиты?"

Мне сейчас 25. У нас в детском саду воспитательница придумала такую "должность" - дежурного в сончас. Это было почетно для нас. Пока все засыпают, один ребенок сидит и смотрит, кто не спит. А потом рассказывает воспитателю. И того, естественно, наказывают (в вечернюю прогулку эти дети сидят на веранде). Чаще всего этим надсмоторщиком была я. (Кто первый съест обет, тот может попросится быть дежурным. И все старались побыстрее всё умять).Но это не потому, что мне нравилось жаловаться на других, а просто я сама не любила спать в сончас.

Ещё история связанная с этим.
Однажды на прогулке мы катались на лыжах. Одна девочка упала, и попросила меня подождать. Но я не остановилась. (хотелось прийти первой к финишу). В этот день, как назло, именно эта девочка стала дежурной по сончасу. Вечером она рассказала воспитателю, что я не спала. (Хотя это была НЕПРАВДА!) И меня наказали. Всю прогулку после сончаса просидела на веранде. Нам было, наверное, лет 6. Я впервые столкнулась с таким коварством. Вот это истиное ЯБЕДНИЧЕСТВО И ПОДЛОСТЬ. Я думаю эти понятия взаимосвязаны. А то, что дети жалуются, то они только хотят помощи от нас взрослых. Ведь даже у взрослых разные жизненные взгляды: мама разрешает ходить по лужам, бабушка нет; бабушка разрешает съесть конфетку, мама нет. Когда ребенок сталкивается с различным мнением, он учится формировать свой взгляд на вещи. Я думаю. И позиция взрослого перестает быть "ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЙ". И значит, он не будет смотреть на разбившуюся кружку товарища глазами "правильной" воспитательницы, а сам сможет сделать вывод, что ничего ужаного не произошло, и встанет на сторону друга. ИМХО.

11.12.2006 13:15:16, Жанна из Челябинска

Полезная статья, много интересного, практического

11.12.2006 09:50:58, Алина

Комментировать статью "Ябеда-корябеда"

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

Обсуждение

Здравствуйте, знаю прошел год как вы написали здесь о своей проблеме, как все же вы решили все? Мой сын учится в первом классе, перевела его в другую школу в ноябре и через месяц начался весь ужас,что вы пишете здесь!! В основном с учителями и директором школы,я незнаю как помочь сыну!!! Мест нет в другой школе, с одноклассниками частью, девочками в основном ладит, но с задирами психует страшно! И угрозы и оскорбления директора, дома плачу не могу, вижу как доводят его...с младшим сыном 5,5 прекрасные отношения, дома психов нет...но там...и к невропатологу ходили, и педиатр...и садике был все говорят нормальный ребенок.... Как решить ситуацию, а меня оскорбляют что я бездействую...

05.04.2018 14:51:45, Kris66ty

Ли, сил Вам и терпения! Советов дать никаких не могу ввиду отсутствия такого опыта, но поддержать Вас добрыми пожеланиями хочется. Здоровья и мудрости в Новом году!

СЫну очень понравилась Ябеда - Корябеда, её проделки и каверзы. Энциклопедия Чевостика у нас на Ура пошла (но мой любит познавательные книги)...

Обсуждение

Я за библиотеки, отвести и пусть выбирает. Или в книжный вместе ходим.
То что мне нравится часто мне и приходится вслух читать, чтобы заинтересовать. Сложно уговорить, даже предложить уже не всегда катит. Хотя читает много, свои вкусы уже.

У меня дочка 1 класс закончила.
Есть три направления:
- список книг на лето от школы (почти все уже я ей читала)
- то, что я ей читаю (по выбору деточки) - список по ссылке, но там все подряд))
- то, что она сама читает, сама и по своему выбору. Это рассказы Осеевой и книжка "Скажи мне, что?".
Но моя предпочитает мое чтение слушать, тоже не рвется сама почитать ((

(Автор неизвестен) Дочь моя врывается в комнату. - Настасья, тебя стучать учили? - Так я и пришла настучать... Там Антошка (младший брат) полез в шкаф, куда ему нельзя... О здоровье мам и малышей позаботятся специалисты: [ссылка-1] А ваш ребенок прячется в шкафу?) 1. Да 2. Нет 3. Мы еще малыши 4. Другой вариант Дорогие наши, поделитесь с нами интересными высказываниями ваших деток. А мы с удовольствием их опубликуем! Понравилось? Нажимайте "+1" #устамимладенца #ребенок #ябеда #брат #шкаф...

Крюкова Тамара Шамильевна Озорные истории Крюкова Тамара Шамильевна Ябеда - Корябеда и ее проделки Семенов Александр Иванович Клад под старым дубом Прокофьева Софья...

1. Сколько бы ни было лет ребенку, прислушивайтесь к его мнению, уважайте его. Хвалите чаще, чем ругаете. Помните, что часто ябедами становятся дети, которые получают недостаточно ласки и внимания. Ябедничеством они стараются компенсировать внимание и ощутить собственную значимость. 2. Если ребенку нет еще 3 лет, то Вы не должны быть озабочены проблемой ябедничества, т.к. ребенок пока не может предсказать последствия своих поступков. 3. Если Вашему малышу от 3 до 5 лет, то он не ябедничает, а...

В советские времена ярлык «ябеды» всегда был клеймом для того, кто доносил на одноклассников и друзей. Быть ябедой означало, что тебя заклеймят социальным стыдом твои же сверстники, потому что ты сдал «своего» учителю. Но времена изменились до неузнаваемости и сегодня быть ябедой даже почетно и дети готовы дополнять свидетельства того, кто доносит на одноклассника. В статье по ссылке ниже мы узнаем, почему для родителей современных детей ябеда никогда не был в почете для людей с нашей...

Вы учили ребенка не лгать и говорить только правду? Ни кто из родителей не ответит отрицательно. И это факт. Но вот ситуация: ваше чадо вернулось из школы со слезами. В чем дело? И все из-за того, что он сказал преподавателю кто разбил стекло в классе, все одноклассники не хотят с ним общаться. Ситуация не из легких, но не безвыходная. Сколько уже на эту тему написано книг и снято фильмов. Извечная диалектика: «говори только правду» против «ябедничать не хорошо». А ведь «ябеда» – это слово из...

В разделе подкастов опубликован подкаст «Как научить ребенка общаться со сверстниками?». Подкаст адресован родителям дошкольников, начинающим осваивать навыки общения с другими детьми. Как не дать разгореться конфликту из-за машинки? Как быть, если малыша в детском саду называют ябедой? Полезные рекомендации – в новом подкасте!

Это, конечно, спорный список, ведь, кому что нравится, но попробовать-то можно:) Читать самой ребенку тоже можно, вплоть до того момента, как он женится или сам уже не станет слушать, и ни разу не зазорно... но! я бы давала сначала ему самому почитать, а потом уже сама ему читала.. как впрочем и делала.. но читали мы разные книжки - я старалась читать ему те, которые по моему разумение он не будет сам читать:) Сейчас уже не читаю, не хватает времени. Мой сын читает на ночь и у него всего минут 30-40 есть.. А дальше спать гоню:) Если книга особо интересная, то может и днем почитать, но не часто, а вот вечером - это святое!:) Когда куда-то едем в транспорте - читает:) Про зрение - каждый решает сам:) Зрение можно посадить и просто делая уроки, если есть предрасположенность или сидя за компом/телевизором или от физических нагрузок или.. куча вариантов, книги - не самый худший:)

Ябеда - корябеда. Навеяно прочтением "Детства Темы". Там один мальчик делает бяку (с членовредительством учителя), и Тема под давлением директора его выдает.

Обсуждение

Это тема про своих и чужих. Тема тонкая. Важно понимать контекст. В условиях гимназии для ученика свои - соученики, а учителя (возможно за каким-то редким исключением) - чужие. Своих чужим не выдают. Довольно примитивная мораль. Круговая порука. С одной стороны, ИМХО, необходимо отдавать себе отчет в том, что детские коллективы проходят все этапы развития человеческого общества и для них нормально руководствоваться такими принципами, это отражено во множестве литературных произведений, испытание "на ябедничество", а значит на право быть причисленным к группе - очень частый мотив многих американских фильмов о подростках, умение не выдавать обидчика (нарушителя порядка) начальству преподносится как сильная сторона личности в большинстве художественных произведений. С другой стороны, ИМХО, полезно ребенку указывать на такой культурный выверт как на рудимент общества, в котором люди делились на своих и чужих по каким-то формальным признакам. Напоминать, что учитель может быть более своим, чем одноклассник...

Но, ИМХО, бесчестно по отношению к ребенку требовать от него игнорирования всего этого и противостояния всему этому. Во-первых, иногда такое противостояние небезопасно и требует большого мужества. Во-вторых, иногда оно довольно мерзко:((;-) Честнее позволить ребенку самому научиться распознавать контексты и поступать всякий раз в соответствии с тем, как он сам видит конкретную ситуацию. Ведь тому, кто внутри ситуации всегда виднее.

А, вот еще, относительно "А вот если человек не осознал, более того - гордится своим хулиганством, рассказать про него - это уже не ябеда." - зачем? С какой целью?

Как вам такой вариант:

раньше люди жили более обособлено, и личное превалировало над общественным. От зла можно было просто отстраниться. А теперь люди живут теснее, и человек в большей степени становится членом общества. Поэтому акцент все больше смещается на осознанную общественную позицию, а не на собственный незапятнанный образ.
???????????????????????????????????????????????

12 агентов ябеды Корябеды. Вот взяла сегодня второй раз в библиотеке. Семенов " Ябеда-корябеда и ее проделки", но это немного другое. Есть в инете 12 агентов по ссылке.

Агентов зовут Жадина-Говядина, Соленый, Барабан, Тыр и Пыр, Петр Петрович,Эники, Бэники, Дора-1, Дора-2, Помидора, Коготь, Локоть и Кулак.

И недавно переиздавали новую книгу с Мурзилкой и Ябедой-Корябедой, осовременную.