Принять обет молчания. Почему вставшие на путь дают обет молчания

Словно пытаясь утопить горечь развода с Мелани Гриффит, признанный всем миром испанский актёр с американским паспортом Антонио Бандерас начал сниматься в большом количестве фильмов. Например, только в 2016-ом году на экраны вышли три картины с его участием, а в 2017-ом уже четыре. И никто бы не был против такой статистики, если бы учитывалось одно условие: фильмы с Антонио — хорошие. Но, увы, это условие никак не выполняется, ленты не набирают большую аудиторию, не имеют высоких бюджетов и чаще всего относятся к проходному кино на одноразовый просмотр. Очень этого не хочется, но, быть может, славные года, когда Бандерас снимался у Педро Альмодовара и Роберта Родригеса, остались позади и новых вершин Антонио уже не возьмёт. Но в любом же случае желаем ему успехов и вернуться к былой популярности!

Но пока что на экраны выходят фильмы с участием Бандераса подобные «Обету молчания». Вообще складывается такое чувство, что Антонио где-то зациклился на «old school» после съёмок в третьих «Неудержимых»: «Обет молчания» — типичный представитель данного направления, который на сегодняшний день не имеет той огромной поддержки аудитории, что существовала в 80-х и 90-х годах прошлого столетия, усиленно в финансовом плане такое кино поддерживать уже мало кто хочет, вот и получается проходное кино, в котором так прочно засел в последнее время Антони Бандерас.

Подтвердить мнение, что «Обет молчания» — это низкобюджетный фильм, берущий основу из прошлого столетия, легко может сценарий. Написан он Мэттом Венном, больше специализирующимся на мокбастер-сиквелах фильмов ужасов, и вот, что Венн предлагает в «Обете молчания». Главный герой — успешный адвокат и счастливый семьянин Фрэнк Валера (Бандерас, разумеется, его играет). Однажды его жена и дочь задерживаются после концерта, Фрэнк не может найти себе места, а вскоре узнаёт, что они убиты. Разбитый горем мужчина не находит ничего лучше, чем податься во все тяжкие, в особенности он злоупотребляет алкоголем и принимает участие в подпольных боях, где постоянно его выносят с ринга. Заглушая тем самым боль, всё же Фрэнк находит в себе силы вернуться к обычной жизни и заниматься боевыми искусствами. Затем Фрэнк закрывает свой рот на замок и выходит на улицы, пытаясь найти тех, кто совершил убийства его родных.

Дальше не буду рассказывать сюжет, если вдруг кому угодно, то можно и посмотреть «Обет молчания», а знание развития фильма делает его неинтересным. Скажу лишь то, что фильм сильно напоминает по сюжету классику кино про героев-одиночек, решивших бороться с криминалом, «Жажда смерти». Там ведь тоже успешный человек, семьянин и социально адаптированный мужчина выходит на уличную тропу войны с отребьем, что появляется ночью. Сделав главного героя будто бы немым, создатели напомнили ещё один классически фильм жанра — «Слепая ярость» с Рутгером Хауэром в главной роли.

Но кроме этого есть ещё несколько заметных ошибок, которые не делают «Обет молчания» особо привлекательным кино. В ленте, кроме Антонио Бандераса есть ещё два известных исполнителя: Карл Урбан и Роберт Форстер. Оба они задействованы в воплощении второстепенных персонажей, но когда такие люди, я имею ввиду известные актёры, но участвующие к статусе приглашённых звёзд, то уже подсознательно поднимаешь, что жди здесь беды, кто-то обязательно будет втянут во всю историю и будет даже чуть ли не главным злодеем, остающимся до поры, до времени в тени. В целом, так и произойдёт в «Обете молчания», а зрителю только предстоит угадать, кто же окажется главным виновником и что им двигало. По поводу актёрской игры многого сказать не могу. Разве что отмечу, что Бандерас не растерял своих качеств, пусть и не был он мститель a la Эль Марьячи. У Урбана и Форстера не так много экранного времени, чтобы составить определённое мнение и дать оценку. Понравилась же девушка, исполнявшая роль помощницы бессловесного мстителя.

Поклонники «old school» и фанаты Антонио Бандераса могут уделить «Обету молчания» своё время, не самый худший фильм (хотя и далеко не самый лучший!). А вот все остальные могут самостоятельно решать, наверное, в зависимости от настроения и свободного времени.

) до нескольких десятилетий. Основная цель обета - самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм , отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий). Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет .

Мировые религии

Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира. К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? - 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм , синтоизм , индуизм . В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») - особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Секты и верования

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Обет молчания" в других словарях:

    Обет молчания: Обет молчания один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания (фильм, 1963) испанский фильм 1963 года. Обет молчания (фильм, 1999) американский телефильм 1999 года.… … Википедия

    обет - а, м. 1) Одна из форм религиозного подвижничества; обещание, обязательство, принятое из религиозных побуждений. Монашеский обет. Обет целомудрия. [Ирина:] Когда во Пскове, князь Иван Петрович, ты, окружен литовцами, сидел... я за твое спасенье и… … Популярный словарь русского языка

    ОБЕТ, а, муж. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    А; м. Высок. Торжественное обещание, обязательство, данное из религиозных побуждений. Духовный о. Монашеский о. О. молчания. О. безбрачия. Дать о. Нарушить о. // Клятва, зарок. Дал о. заботиться о сироте. Нарушили о., данный матери … Энциклопедический словарь

    обет - а; м.; высок. а) Торжественное обещание, обязательство, данное из религиозных побуждений. Духовный обе/т. Монашеский обе/т. Обе/т молчания. Обе/т безбрачия. Дать обе/т. Нарушить об … Словарь многих выражений

    - (санскр. вачам речь, яма остановка) обет молчания. Вачамъямуду (… Википедия

    Пензенские затворники устоявшееся название группы из 35 человек, называющих себя «Горним Иерусалимом», ушедших в октябре 2007 года в добровольный затвор рядом с селом Никольское Бековского района Пензенской области в ожидании конца света … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Рублёв (значения). Андрей Рублёв Страсти по Андрею … Википедия

    Павел Флоренский Имя при рождении: Павел Александрович Флоренский Дата рождения … Википедия

    - (по имени пустыни Carthusia, около Гренобля, во Франции). Монашеский орден, основанный в XIII столетии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРТЕЗИАНЕ по имени пустыни Carthiisia, около Гренобля, во… … Словарь иностранных слов русского языка

Обет молчания

Высоким подвигом, которым спасались не только монахи, но и многие подвижники, в миру, является молчание , но подвиг молчания такого рода, что делает внешнюю жизнь подвижника мало замечательною и не привлекает на него постороннего взора, оттого о молчальниках меньше сведений, чем о всех других святых.
"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 36).
Для человека, предающегося болтовне и злословию, было бы Покаянием, если бы он заставил себя помолчать какое-то время (несколько недель, месяцев…), и это настолько благотворно повлияло бы на его духовную природу, что вознаградило бы его с избытком за принесенный им ущерб.

Молчальник – человек, принявший обет молчания.
Обет молчания - один из священных обетов, распространённый во многих религиях и религиозных течениях мира. Обет молчания может различаться по продолжительности и ритуальной значимости. Обет молчания может длиться от нескольких минут (например, во время чтения молитвы или занятия йогой) до нескольких десятилетий.
Основная цель обета - самосозерцание, сближение с Богом, высший спиритизм, отречение от повседневной суеты и религиозная конфирмация (то есть подтверждение своей веры в Бога или духов с помощью реальных действий).
Обет молчания не всегда понимается в буквальном смысле, иногда он всего лишь означает, что давший его человек поклялся не затрагивать какую-либо тему или темы в своих разговорах с другими людьми, дал слово хранить некий секрет. Обет молчания является распространённой практикой при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов мира.

К примеру, русская православная подвижница Вера Молчальница (? - 6 (18) мая 1861) и затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года. Обет также широко распространён среди монахов в таких религиях как буддизм, синтоизм, индуизм. В последнем он непременно сопровождает занятия йогой. Одной из разновидностей обета молчания является исихазм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») - особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света.

Обет молчания

Хотел бы к душам прикоснуться в тишине
Чтоб ожил разум, дремлющий во мне
Чтоб догмами других не обмануться
В обитель вечную хотел бы окунуться.

От хрипов городских, от паутины быта
Уйти стремлюсь, моя мораль проста.
Средь говора людского только ложь зарыта
Что не приемлет чистого листа.

Ученье то, что дарит мне природа
Я с жадность внимаю не стыдясь
В потоках откровенья не ищу я брода
А в глубину ныряю, с бездною мирясь.

Тут души тех, кто в полной мере
Испил с источника наш бренный мир любя,
Создателю покорны в своей вере
Обет молчания избравши для себя.

Не в силах то молчание нарушить
Я ритмы мира научился слушать
Без слов я научился понимать
Что этот свет мне может рассказать.

И чтобы ложь не проникала в речь мою
То пенье душ в безмолвии заточу.
И разве, что у бездны на краю
Пусть голос мой заполнит пустоту.

Одним из символов молчания является рыба

Один отшельник хотел подвизаться в молчании, но, не доверяя себе, он терпеливо и накрепко завязал себерот. Однажды он увидел на краю утеса ребенка, но не успел снять свою сложную повязку, чтобы предупредить об опасности. Когда он развязал свой рот, ребенок уже был унесен потоком.

«Молчание - молитва Ангелов».
Молчание сохраняет огромные душевные силы, эта энергия, которая вливается в слова молитвы и сохраняет мир в душе. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения, от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел… Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом. Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори.
«Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение».
«А когда будем людям, обидевшим нас, уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за зло их воздавать, тогда диаволу не будет места. Тогда мы не будем ему уступать, но будем стоять против него и противиться ему, ибо диавол не хочет, чтобы мы делали людям добро. В этом состоит христианская победа, которая побеждает не плоть и кровь подобных себе людей, но духа злобы» (Святитель Тихон Задонский).
«Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык».
Благоразумное молчание есть матерь молитвы. «Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».
Нет более чувствительного удара для души, как наглое оскорбление порицание и клевета, но сохраняя молчание, совершаем духовный подвиг ради славы Божией и спасения, вразумления и пользы своих ближних. С благоговением вспоминая многотерпеливого Иисуса, молчавшего среди бесчисленных поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним. «Если возлюбишь молчание, то будешь любим многими» (прп. Ефрем Сирин, 30, 161).
Слово должно утешать, исполнять нетленной жизни и радости.
«Люби труд, нищету, странничество, злострадание и молчание, потому что они сделают тебя смиренным. За смирение же прощаются все грехи».
Твори в уме молитву, тогда через молчание обретешь любовь и смирение.
«Есть семь взаимно обусловленных деланий и расположении, вводящих и направляющих к богоданному смирению: молчание, смиренные мысли о себе, смиренные слова, смиренное одеяние, сокрушение, самоуничижение и желание во всем видеть себя последним. Молчание рождает смиренные мысли о себе. От смиренных мыслей о себе рождаются три вида смирения: смиренные слова, смиренные и бедные одежды и самоуничижение. Эти три вида рождают сокрушение, происходящее от попущения искушений и называемое промыслительным... Сокрушение легко заставляет душу чувствовать себя ниже всех, самой последней, превзойденной всеми. Два же эти вида приносят совершенное и богодарованное смирение, которое именуется силой и совершенством добродетелей. Оно-то и приписывает Богу добрые дела... Смирение приходит так: когда человек, предоставленный самому себе, бывает побежден и порабощен всякой страстью и помыслом, и, побеждаемый вражеским духом, не находит помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего другого и уже готов впасть в отчаяние, тогда он смиряется во всем, сокрушается, начинает считать себя хуже и ниже всех, даже хуже самих бесов, как подверженный их власти и ими побеждаемый. Вот это и есть промыслительное смирение...» (Преподобный Григорий Синаит).

Иван Молчальник
День Мировой Немоты и Тишины

16 декабря – один из самых «молчаливых» дней в природе. Народное название – Иван Молчальник .

Тихо в опустевшем зимнем лесу, только деревья от мороза потрескивают. Охотники определяют, продолжительно ли будет зимнее спокойное время, по тому, как рано бурундук начал собирать орех, высоко ли белка прячет на деревьях свой грибной запас.
В старину считалось, что в этот день следует постараться меньше говорить. Считалось, что тот, кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет. В старину примечали: "Иван молчит, добрая молва дело растит", "От одного слова, да навек ссора", "Слово - закон".

Молчание полезно для души,
В молчании проблемы можно всякие решить,
В своей душе немного разобраться,
Покаяться в грехах с молитвой постараться.

Все схимники живут в молчанье,
Но то не значит,что они в печали,
В молчании душа вся радости полна,
В покое и в смиренье,очищается она.

И молча Православные у икон стоят,
Молитву Православную,душой своей творят,
Господь все слышит,и молча помогает,
Всех страждущих от хворей исцеляет,
И если искренна молитва,Господь грехи прощает.

© Copyright: Инесса Белобородько, 2011

В народе говорили: «Кто на Иоанна Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет». Молчание - возможность побыть наедине с самим собой, с собственными мыслями, почувствовать своё Единство с Божим Миром.

На Ивана Молчальника и писали мало. Считалось, что в этот день лучше лишних слов не говорить, а побыть наедине с собой и сосредоточиться, припасая красноречие для будущего года. Но всё-таки этот день кое-что оставил в истории русской словесности. 16 декабря 1869 года увидело свет первое издание романа «Война и мир» Льва Толстого, а два стиха, появившиеся на Ивана Молчальника – два голоса с вечных полюсов российского общества: лирических мечтаний одних и предчувствия бури других.

Преподобный Иоанн Молчальник

Православные 16-го декабря чтят память Преподобного Иоанна Молчальника.
Преподобный Иоанн Молчальник родился около 454 года в городе Никополе Армянском. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. После смерти богатых родителей Иоанн часть своего богатства раздал бедным, часть - употребил на постройку храмов и удалился в монастырь. С 18 лет Иоанн жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский назначил 28-летнего Иоанна епископом Колонийской Церкви.
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник. Новый правитель стал вмешиваться в духовные и церковные дела. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Иоанн прибыл в Лавру преподобного Саввы. Скрывший свое епископское достоинство, он был принят в число братии простым послушником и выполнял самые тяжелые работы. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счёл его достойным рукоположения во пресвитера. По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве.

Желая ещё большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провёл более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника - свирепого льва, при виде которого враги, не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве Иоанна во время его жизни в пустыне.

Святой игумен Савва уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн - епископ.

Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. По его молитве совершались многие чудеса, тайные мысли людей были для святителя явными, он исцелял больных, из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.

Наши предки верили, что молчание в этот день не только избавит от несчастий, но и привлечет удачу.
В день Ивана Молчальника не пели и не кричали. Потому что боялись: как бы нечистая сила не утащила голос. И даже семейный обед проходил в полной тишине.


Икона "Иоанн Богослов в молчании". Палехские письма, нач. XX в.

В этот день верующие молча стояли перед иконой Иоанна Безмолвного или перед иконой «Иоанн Богослов в молчании».
Молитвы к нему исцеляют душевнобольных.


Молчаливый колокол
Собор Иоанна, Варшава, Польша

«Умеющий молчать слышит много признаний; ибо кто же откроется болтуну и сплетнику?» (Бэкон).
«Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен» (Сенека).
«Молчи или говори что-нибудь получше молчания» (Пифагор). (Оглавление)

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Инструкция

Определитесь, почему вы собираете принять обет - любой, например, безбрачия. Возможно, на это есть свои причины - религиозные убеждения или вы хотите что-то доказать себе, или собираетесь сосредоточить свою энергию в другом направлении. Возможно, давая, например, обет безбрачия, вы просто желаете избежать венерических заболеваний или появления внеплановых детей. Независимо от истинной причины, обозначьте для себя суть своих убеждений, прежде чем взять на себя добровольное отречение.

Будьте искренни в своей аргументации и не принимайте опрометчивых решений. Вы должны тщательно подойти к своему решению, поскольку это может повлиять на вашу жизнь в значительной степени.

Расскажите окружающим о вашем обете. Несмотря на то, что вы можете попытаться сохранять свое решение в тайне, в некоторых случаях соблюдать данный обет получится более эффективно, если близкие будут поддерживаться вас в вашей клятве. Если у вас есть семья, безусловно, важно поставить ее в известность о своем решении.

Избегайте соблазна. Если вы допускаете ситуации, когда сможете нарушить свой обет, то будете находиться в состоянии постоянной борьбы с собой, чтобы сохранить взятые на себя обязательства.

Пересмотрите свой обет спустя несколько месяцев, затем снова - через год. Если вы все еще чувствуете потребность соблюдать принятый обед, продолжайте такой образ жизни, который вам угоден. Если возникли мысли об отказе от обета, тщательно осмыслите свое решение: насколько целесообразно продолжать следовать своему обету.

Видео по теме

Обет безбрачия (целибат) дается, в основном, из религиозных соображений. Официально он возможен лишь в том случае, если человек принимает монашеский чин. Путь мирянина, который принес обет безбрачия, к целибату не относится. Это персональный выбор каждого человека, узкая тропинка между двумя большими дорогами.

Обет безбрачия – это отказ человека от семейно-брачных и сексуальных отношений в силу религиозных или субъективных побуждений. Истинный обет безбрачия предполагает отсутствие полового партнера и половой жизни на протяжении всей жизни или ее длительного отрезка. Хотя многие употребляют это слово в более мягком смысле, особенно когда речь идет о добровольной форме обета безбрачия.

Формы обета безбрачия

Обет безбрачия может быть добровольным, обязательным или принудительным. Добровольный обет безбрачия имеет место в том случае, если человек отказывается от вступления в брак по сугубо личным мотивам. К числу наиболее распространенных причин добровольного обета безбрачия относятся нежелание нести ответственность за семью, неустойчивое материальное положение или желание сохранить верность человеку.

В некоторых религиях обет безбрачия является обязательным для монахов, в – лишь для монахов и епископов, а в католицизме – для всего духовенства. Целибат католических священников стал обязательным в эпоху папы Григория Великого (590-604 гг.), но утвердился только в XI веке. Обязательный обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого расценивается как святотатство.

Принудительное безбрачие может выступать в форме наказания супругов за прелюбодеяние. По праву Русской Православной Церкви, при расторжении брака из-за прелюбодеяния виновный супруг обязан принять обет безбрачия. Аналогичная норма была закреплена в римском и восточно-римском праве. В России долгое время существовал запрет на брак после 80 лет и на четвертый брак.

Обет безбрачия в различных религиях и немонашеских братствах

В Древнем Риме обет безбрачия приносили служительницы культа богини Весты. За нарушение обета женщин живьем закапывали в землю. В буддизме обет безбрачия приносят только монахи высших посвящений, гелонги и гецулы, во имя самопознания и духовного роста. В индуизме обет безбрачия может иметь форму пожизненного или временного отказа от сексуальных удовольствий ради получения трансцендентного знания и самопознания. В иудаизме к обету безбрачия относятся отрицательно, прежде всего, из-за прямого библейского предписания плодиться и размножаться.

Здесь безбрачие считается помехой для личного совершенствования и достижения святости. В христианстве обет безбрачия приносят лишь монахи, а лица белого духовенства, которым запрещено вступать в брак до тех пор, пока они состоят в иерейском или дьяконском сане, приносят обет безбрачия только в случае смерти их жен. В средние века обет безбрачия был обязательным условием при вступлении в рыцарский орден, а первоначально и к кандидатам в члены Ганзейского союза. Обет безбрачия также давался запорожскими казаками.

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.

Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

Источники:

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.


Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).


С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.


Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.


Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.


Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме

Что такое одиночество? Это – тишина. У каждого она своя. Одни, оказавшись в определенных обстоятельствах, скажут: «Наступило гробовое молчание».
Но молчание это все-таки иное, нежели тишина. Я могу молчать, но внутри меня плачут и смеются мои чувства. Обет молчания брали на себя многие монахи ради искупления грехов и часто, содеянных другими людьми. Преподобный Андрей Рублев (14 век) молчал 15 лет.
Обет этот практикуется при посвящении в монашеский или другой религиозный сан среди многих религий и народов. Вера Молчальница (19 век) – затворница Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, хранила обет молчания 23 года.
Обет может продолжаться от нескольких минут (во время молитвы) до нескольких десятилетий. Основная цель его – самосозерцание, сближение с Богом, отречение от повседневной суеты и как подтверждение своей веры в Создателя.
Но что же такое тишина?
Она бывает благоговейной…
Такая, она может быть спасительной. Она может быть единственным и самым верным выходом для того, кто заблудился в лабиринтах бытия.
Задумайся, погрузись в тишину своих размышлений!
Есть люди, которые не знают, что такое тишина. Пробуждаясь, они тут же включают радио. Целый вечер они сидят перед телевизором, а музыка у них часто гремит по всему дому. Привыкшие к шуму, они чувствуют себя в тишине неуютно. Такие люди не в состоянии услышать пения природы, не способны расслышать тихий глас Божий.
Ораторы знают, чтобы заострить внимание на основной своей мысли, следует понизить звучание речи на той самой фразе.
Самое же пагубное, что вернее всего отвлекает от Создателя – это мощные децибелы. Ими оглушаются посетители (чаще всего молодежь!) ночных клубов, зрители на стадионах, куда их собирают рок и поп кумиры. Вслушайтесь в звучание и смысл одних только этих: рок и поп…
Юные существа, отгородившись от мира наушниками, большую часть жизни проводят в безбожном шуме, который им преподнесли как образцы современной музыкальной культуры.
«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила… (Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Песнь, 3).
Да, Христос наш спасает нас и от этой пагубы. Он властен погрузить нас в целительную тишину мира сего. С его помощью мы научаемся входить в нее, как в храм Божий, где царит молитва, окутывающая исцеляющая наши страждущие души.
Псалом 45 подчеркивает благословенность тихих пауз в мире шума. Псалмопевец обрел уверенность в Божией защите от противостоящих нам сил. Он говорит о землетрясениях, извержениях вулканов, он описывает спокойные речные потоки, которые орошают поля живительной влагой. И снова изображает мир наш, полный насилия и противоречий, яростно ополчившийся против Бога...
Но Давид вещает и о великом торжестве Господа, Который говорит: «Остановитесь и познайте, что Я Бог». Весь псалом – это призыв к тишине, к осознанию того, как Бог трудится среди шума и бедствий этого беспокойного мира.
Мы можем услышать глас Божий в тишине природы и в утешающих обетованиях Слова Его. Он желает, чтобы мы знали, что Он с нами и что Он всесилен. Но для осознания этого нам самим следует отрешиться от шума.
Только так мы сможем услышать тихий глас Божий. Он всегда доходит к тем, кто готов слушать Его.
Быть одиноким страшно, если в тишине отсутствует вечный глас Божий!
Самое трудное, что доводилось мне пережить – это одиночество. Оно, как правило, приходит следом за обманом и предательством.
Обманутый, оболганный, утратив веру в дружбу и любовь, ты впадаешь в самый тяжелый грех – уныние. Но и из него есть выход. Спасение от уныния – это одиночество.
Когда кто-то нам изменяет и предает нас, надо знать, всегда найдется тот, кто явится, чтобы помочь и спасти. Так помогает Господь тем, кто растерян, боится остаться в одиночестве, кто малодушно возвращается к навязчивой мысли о бесперспективности своего дальнейшего существования.
Состояние такой паники свойственно всем нам без исключения. В обычной, как мы ее называем, благополучной жизни, мы так или иначе постоянно размышляем над смыслом жизни и говорим себе и другим, что жизнь это промысел Божий и прожить ее надо в трудах и добрых помыслах: построить дом, посадить дерево, продлить свой род… И часто на всех этих этапах мы сталкиваемся с проблемами, которые нам бывает очень трудно преодолеть. Все от тебя отказались, ты без средств к существованию…
Искать виноватых в том, что случилось – путь в тупик. Поиск причины случившегося – путь к спасению. И всегда, если ты верно разобрался в себе, тебе будет дан путеводитель.
Идя с его помощью, помни, Кто тебе его послал, благодари руку дающую, проси прощения для «ненавидящих и обидящих» тебя, моли за тех, кто любит тебя, но которых ты «вольно или невольно» обидел.
Благодари Бога за все, что он дал тебе во испытание и кайся, что роптал о трудностях и печалях своих. Желай всею душою понять промысел Его! И чем искреннее будет твое сожаление о содеянном, чем горячее будет твоя мольба о прощении, тем скорее и легче станет на сердце твоем!
Дай Господи, словом твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоей силы!
Не попусти на меня Владыко, Господи, искушение!
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешного.
Валерий Митрохин
Крым
11.08.11