Приглашение на пасху в храм христа спасителя. Храм Христа Спасителя: мифы и реальность

Так повелось, что человек идет к врачу только в самых крайних случаях, предпочитая лечить немудреные болячки дома. Особенно это актуально для ОРЗ, которым когда-либо болел абсолютно каждый.

Частота вспышки этого заболевания привела к тому, что люди быстро освоили основные методы борьбы с ним, поэтому лечение ОРЗ в домашних условиях – нормальная практика. Но некоторые врачи относятся к этому весьма скептически, и считают, что если уж человек решил лечиться сам, то пусть хотя бы делает это правильно.

Не путать с гриппом

Перед тем, как начать лечить ОРЗ, надо понять, что это действительно оно. Его симптомы схожи с гриппом, поэтому, чтобы не путаться, рассмотрим, как определить ОРЗ:

  1. Повышение температуры происходит постепенно. Грипп вызывает резкое увеличение до 39 градусов.
  2. Интоксикация проявляется слабо: головная боль, слабость, ломота в костях. При гриппе это сильный озноб, лихорадка, боли в висках.
  3. ОРЗ обычно протекает с кашлем, проявляющимся в первый день. Он сухой и легко успокаивается леденцами. Для гриппа характерен мучительный кашель с мокротой, начинающийся на второй-третий день.
  4. Если есть обильный насморк и боль в горле – это точно ОРЗ. Для гриппа эти симптомы не характерны.

Оба заболевания протекают с температурой и похожими симптомами, но отличить одно от другого все-таки можно. Если вы точно поняли, что у вас ОРЗ, либо диагноз поставил вам врач, то можно приступать к лечению.

Этапы лечения

Чтобы вылечить острое респираторное заболевание, нужно действовать комплексно. Все лечение будет складываться из трех этапов:

  1. Восстановление дренажной способности бронхов. Сюда относятся ингаляции (оральные и через носовые пазухи), позволяющие вернуть дыхательным путям функцию защитного барьера.
  2. Борьба с инфекцией. Организм сам в силах изгнать простуду, но для этого ему требуются силы. По этой причине больным показан покой и отсутствие активности.
  3. Корректировка иммунитета. Ослабленный после болезни иммунитет человека не всегда быстро восстанавливается. Для этого ему необходимо помочь, принимая витамины.

Понятно, что быстро вылечить ОРЗ не получится. В этом случае шутка из народа оправдывает себя полностью: если лечить простуду, она пройдет за 7 дней, а если не лечить – за неделю. Но пару дней выиграть вполне можно. А если подойти к вопросу осознанно, то ОРЗ пройдет с наименьшими потерями: в данном случае это сохранение сил и исключение скорого рецидива.

Возможности народной медицины

Антибиотики при лечении ОРЗ обычно не требуются. А вот травы, настои и отвары – самое то. Лечение ОРЗ народными средствами завоевало популярность не только среди самих пациентов. Даже врачи считают, что грамотно подобранные и приготовленные компоненты могут поставить человека на ноги за короткие сроки и ускорить процесс реабилитации . К тому же для организма в целом от трав в любом случае больше пользы, нежели от медикаментов.

Малина

Поистине волшебная ягода, которая способна оказывать противовоспалительное и жаропонижающее действия. Кроме этого малина отлично восстанавливает иммунитет. Употреблять ее можно в любом виде: свежую, замороженную, консервированную.

Достаточно добавить в горячий чай пару ложек малинового варенья, выпить его и как следует пропотеть под теплым одеялом. Вместе с потом из организма выходит вся хворь, т.е. токсины и вредные вещества.

Молоко

Теплое молоко – лучшее средство при сухом кашле. Бесконечно сосать леденцы вредно, да и не очень эффективно. А вот стакан подогретого молочка с медом – это вкусно, полезно и благоприятно для слизистой горла. Такой питательный состав добавляет сил и помогает справиться с общим недомоганием.

Лук и чеснок

Такие горькие, но такие полезные. Фитонциды и флавоноиды (пахучие летучие вещества), содержащиеся в луке и чесноке, способны излечить любую простуду и даже справиться с вирусом. Можно приготовить такое лекарство: измельчить зубчик чеснока, добавить 5 капель лукового сока и перемешать с 3 ст.л.меда. Принимать по 1 ч.л. до 5 раз в день, запивая стаканом теплой воды (во избежание ожога слизистой и желудка).

Для лечения ОРЗ у детей, которые не очень жалуют ни лук, ни чеснок, можно приготовить простой ингалятор. В пластмассовом цилиндре из Киндер-сюрприза сделать иглой несколько дырочек, мелко нарезать туда чеснок и повесить малышу на шею на веревочке. Запах будет не очень резкий, но достаточный для того, чтобы прочистить носовые пазухи и уничтожить инфекцию.

Фитотерапия

Это самый большой и, пожалуй, основной раздел народной медицины. Сюда относится лечение травами. При ОРЗ их обычно заваривают или настаивают на спирту и принимают внутрь. Перечислим несколько самых простых и эффективных рецептов.

  1. Сбиваем температуру. 2 ст.л. смородинового листа завариваем в термосе (1 л воды) 10 минут. Теплый отвар следует выпить в течение дня.
  2. Повышаем иммунитет. Цветки бузины (1 ч.л.) завариваем в 1 стакане кипятка. Выпиваем перед сном.
  3. Ингаляции для носа. Положить в кастрюльку любые из перечисленных трав: эвкалипт, чабрец, шалфей, мята, сосновые и березовые почки. Всего должно получиться 3 ст.л. Доводим их до кипения в 0,5 л воды. Слегка остужаем и дышим над паром.
  4. Для полоскания горла. Травы: череда, чабрец, ромашка, шалфей, тысячелистник, аир, багульник, душица, календула. Смесь из любых трав в количестве 4 ст.л. заливаем 0,5 л воды, кипятим 10 минут, остужаем и полощем горло.

Многие народные средства подразумевают прием внутрь большого количества жидкости. А это и есть самое просто и эффективное лечение ОРЗ. Вода контролирует температуру тела, быстрее выводит из организма токсины и разжижает сухой кашель.

Если заболел грудничок

У младенцев все заболевания протекают довольно тяжело, потому что неокрепшему иммунитету сложно справиться с возникшей болезнью. Лечить грудничков от ОРЗ в домашних условиях дозволительно только с разрешения педиатра . Также важно соблюдать все рекомендации врача и не допускать вольностей, потому что неправильное лечение ОРЗ у грудничка может привести к осложнениям, таким как отит, менингит, ангина и т.п.

Из способов, которые можно применять в домашних условиях в качестве дополнительного лечения, рассматриваются следующие:

  • в кроватку грудничка положить салфетку с каплей эвкалиптового масла. Это позволит носику легче дышать;
  • если отсасывание слизи происходит затруднительно, можно закапать в ноздри малыша по капле сока каланхоэ. Это вызовет чихание и прочищение носовых пазух;
  • при отсутствии аллергии можно приготовить витаминный отвар: 3 ч.л. шиповника, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. крапивы засыпать в термос, залить кипятком на 4 часа. Поить ребенка по мере возникновения у него жажды;
  • при кашле: накалить на сковороде крупную соль и засыпать ее в тряпичный мешочек. Приложить его на грудь малышу (предварительно надев на ребенка нательную рубашечку), плотно привязать шарфом, сверху накрыть малыша одеялом. Через два часа компресс можно снять.

Лечение ОРЗ у кормящей мамы

Способы лечения ОРЗ при грудном вскармливании тоже отличны от вышеперечисленных. Например, кормящим мамам противопоказан мед, т.к. он может стать причиной аллергии. Также не всем женщинам можно есть малину, а лук и чеснок могут ухудшить вкус грудного молока.

При грудном вскармливании женщинам обычно показаны:

  • обильное питье (обычная вода либо с добавлением лимона, морсы, натуральные соки);
  • покой (чтобы организм восстановился как можно скорее);
  • применение местных отхаркивающих средств (спрей для горла);
  • средства на основе трав (ингаляции, ароматные ванны с эфирными маслами, прием отваров внутрь).

Разумеется, на время болезни от кормления грудью стоит отказаться и возобновить его можно только после разрешения врача. Чтобы не было застойных явлений, молоко следует регулярно сцеживать. Также это поможет избежать проблем с образованием молока при возвращении к кормлению.

Меры профилактики

Теперь вы знаете, как лечить ОРЗ в домашних условиях. Но лучше будет, если болезнь будет обходить вас стороной. Для этого в периоды вспышки заболевания нужно усилить потребление витамина С, в рацион добавлять лук и чеснок, перед выходом в общественные места смазывать вход в ноздри оксолиновой мазью (детям тоже мазать этим носик). Также в летнее время не следует перебарщивать с кондиционером, а зимой теплее одеваться и кутать ноги. Такая простая профилактика позволит радоваться каждому дню, а не тратить время на утомительное лечение ОРЗ.

Праздничная ночная пасхальная служба стартовала в главном православном соборе России - храме Христа Спасителя. Торжественное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В храме присутствуют президент России Владимир Путин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, мэр столицы Сергей Собянин и другие общественные и политические деятели. Присутствие руководителей страны на праздничных богослужениях стало традицией с 2001 года, когда в восстановленном храме Христа Спасителя проходило первое Пасхальное богослужение.

"Желаю каждому из вас почувствовать особую радость от соприкосновения с Христом воскресшим в эту ночь", - сказал предстоятель РПЦ перед началом богослужения. Патриарх отметил, что люди, посещающие храм в эту ночь, "знают, что на сердце особое состояние". По его словам, дело не в парадности службы или проникновенности пения хора: "Мы знаем, что даже в самых простых храмах, где нет такого торжества, как в кафедральных соборах, люди получают особую радость в сердце и живут с этой радостью" (цитата по "Интерфаксу").

Патриарх призвал верующих в трудные минуты жизни вспоминать о пасхальной радости, о благодати воскресения Христа. "Пусть его благодать, его сила, Христа победившего смерть, укрепляет нас в нашей вере и помогает идти по жизненному пути", - заявил первоиерарх.

В храме Христа Спасителя собрались несколько тысяч верующих. По словам очевидцев, в этом году среди собравшихся особенно много молодежи.

В Москву доставили благодатный огонь из Иерусалима

В субботу в международном аэропорту Внуково приземлился самолет с делегацией Фонда Андрея Первозванного, которая доставила в Москву благодатный огонь из Иерусалима. Святыня из иерусалимского храма Гроба Господня была привезена спецрейсам, сообщает РИА "Новости" .

Огонь доставили в особых лампадах, похожих на те, что использовались для транспортировки Олимпийского огня.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил апостол Петр. Огонь загорается ежегодно в храме Гроба Господня в канун Пасхи по молитвам патриарха Иерусалимского и других представителей православного духовенства и десятков тысяч паломников.

В Москве делегацию Фонда Андрея Первозванного встретили сотни верующих, которые смогут получить частицы Благодатного огня, чтобы принести святыню в свои дома и храмы.

Примерно в полночь в главном соборе России, а также во всех православных храмах страны и зарубежья совершается крестный ход: под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, славя Господа, выходят из храма, как бы навстречу Спасителю. Обойдя храм, они останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Под пение тропаря "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" - двери открываются, молящиеся входят в храм и начинается пение пасхального канона.

С этого момента и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на сороковой день после Пасхи, верующие приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!".

Хотя Пасху празднуют в течение 40 дней, самой торжественной является первая неделя праздника, Светлая седмица. На протяжение этой недели совершаются необыкновенные по красоте богослужения, которые точно повторяют службу пасхальной ночи с крестным ходом, а двери алтарей всех церковных престолов распахнуты как символ открытых райских врат. Кроме того, каждый может позвонить в колокола, чтобы выразить радость праздника - такая возможность предусмотрена почти во всех храмах. Но посещать кладбища, вопреки сложившейся в советское время традиции, на Пасху не принято - это можно будет сделать на Радоницу 21 апреля. Этот день иногда называют пасхой умерших.

История праздника

Празднование Пасхи - победы Иисуса Христа над смертью, его "восстания из мертвых" - было установлено еще в апостольское время. В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14-го нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник.

Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в городе Никея (современный Изник, Турция) в 325 году. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой.

Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед.

Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и все присутствующие стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.

Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).

Пасха в храме Христа Спасителя - ровно такая же, как и в любом другом. Это самое удивительное - ничего особенного там нет. Примерно с середины Страстной седмицы храм стал каким-то очень домашним. Стоишь внутри, и ощущение - что ты на самом обычном приходе.

Вечером накануне Великого Четверга нижний, Преображенский храм, был заполнен. У входа даже образовалась небольшая очередь. Подходя к храму, я думала, что стоят к святыням - Ризе и Кресту Господним, но нет: святыни эти - в верхнем храме, а люди пришли именно на богослужение.

После службы (как и в другие дни Страстной) один из священников раздал желающим приглашения на Пасху.

Вечером Страстной Пятницы Патриарх Кирилл совершил в храме Христа Спасителя вечерню с выносом Плащаницы. Когда Святейший читал или произносил возгласы, было ощущение, что мы стоим не в кафедральном соборе, а в самом обычном храме, просто намного более вместительном, чем остальные. И что в храме, наконец, служит настоятель. Бывает ведь, что настоятель куда-то уехал, или у него послушания такие, что часто приходится уезжать - а тут он вернулся, чтобы быть со своими чадами до самой пасхальной ночи.

И вот, наконец, долгожданный пасхальный вечер.

На «Кропоткинской» - группы полицейский в серых пальто, возле храма - тоже полиция и охрана. Храм оцеплен, но ни одного резкого слова от охраняющих не слышно. У всех приходящих несколько раз проверяют пропуска сотрудников или приглашения, проводят через специальную рамку - и вот ты уже в соборе. Пускают через нижний, Преображенский храм. Вместе с мирянами проходят священнослужители.

Внутри, у наклонных столиков, за которыми пишут записки, стоят люди, у церковных лавок выстроились небольшие очереди. Перед входом в музей храма Христа Спасителя встречаю иерея Александра Тимофеева, который сегодня ночью будет читать Евангелие от Иоанна на еврейском языке. Мы немного говорим, и по своей доброте батюшка прочитывает мне «свой» евангельский отрывок прямо здесь, в коридоре. Звучит потрясающе!

До полунощницы остается совсем немного времени.

Храм заполнен до отказа. Если на Рождество у стен оставалось свободное место, сегодня люди стоят очень плотно, буквально от стены до стены. Дети рассматривают храм, взрослые переговариваются, а главное - все ждут. Немного позже, уже во время службы, те, кто бывал тут на Пасху раньше, скажут, что такого количества молящихся в пасхальную ночь в московском кафедральном соборе еще не было.

Перед крестным ходом подъезжает машина, и епископ Воскресенский Савва и председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин вносят в храм небольшие лампадки, зажженные от Благодатного огня в Иерусалиме.

В храме огонь быстро раздают молящимся: кому - в лампадку, кому - на свечу. С двумя белыми свечами благословить собравшихся выходит из Царских врат Патриарх Кирилл.

- Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника ― Воскресения Христова , - проповедь Патриарха предваряет крестный ход, который в прямом эфире будут транслировать на всю страну.

Организация этого крестного хода вызывает вопросы. Некоторое время назад мне посчастливилось о пасхальном шествии ключаря храма Христа Спасителя протоиерея Михаила Рязанцева:

- Когда смотришь трансляцию пасхального богослужения по телевизору, видно, что на крестный ход выходят только священнослужители и высокопоставленные гости. А остальные люди? Вы их не выпускаете?

- Да. Опять же, из соображений безопасности. Ведь можно представить, что случится, когда эта пятитысячная толпа начнет выходить в одни двери! К сожалению, без жертв подобные мероприятия у нас не обходятся. Любим потолкаться, кого-то придавить, потеснить - будь то во время елеопомазания, в очереди за артосом или за святой водой… Поэтому мы стараемся не выпускать народ. Зато, когда Святейший Патриарх входит в храм, он в первую очередь христосуется с теми, кто оставался в храме.

Увидеть и сфотографировать самый знаменитый в Русской Церкви пасхальный крестный ход мне удалось с соборной колокольни.








Все время, пока крестный ход идет вокруг храма, звонят колокола. После хода - непродолжительная пауза. И новый звон. Христос воскресе!

Звон в храме Христа Спасителя, по традиции, - первый в Москве, он как бы возвестил Пасху нашему городу, и сразу после того, как соборные колокола замолчали, стали звонить в нескольких соседних храмах, как будто бы в ночной темноте то тут, то там стали загораться пасхальные огоньки.

После того, как крестный ход обошел собор, началась Литургия Иоанна Златоуста. В середине несколько священников прочли отрывки из Евангелия от Иоанна на разных языках, а самым первым Евангелие читал Предстоятель Русской Церкви, сперва на греческом языке, а затем на латыни.

Пасхальная Литургия шла своим чередом.

Причащать вышли несколько священнослужителей, так что у всех, кто готовился, была возможность подойти к Чаше. Никакой давки не было. Патриарх причастил несколько человек и ушел в алтарь, на его место с Чашей встал епископ Солнечногорский Сергий. К одной из Чаш у алтаря подвозили инвалидов-колясочников, вперед пропускали маленьких детей и взрослых с младенцами на руках. Кто-то встречал в очередях причастников своих знакомых, люди радостно здоровались и поздравляли с наступившей Пасхой.

После Литургии многие расходились по домам с зажженными от Благодатного огня лампадками. На улице люди христосовались, отдыхали на скамейках и рассматривали огонь, который светился в красных лампадках.

Это была очень мирная, спокойная и, если можно так говорить, уютная Пасха.

На трапезу я пришла в храм святой мученицы Татианы при МГУ. Настоятель, протоиерей Максим Козлов, с радостью рассказывал, что причастников по сравнению с прошлым годом в Татианинском храме было намного больше - и на богослужениях Страстной седмицы, и в пасхальную ночь. После утренней Литургии выяснилось, что в совокупности на Пасху причастились 745 человек.

То, что человек приходит не просто на крестный ход, но молится на службе, готовится к принятию Святых Христовых Таин, говорит о многом. И то, что все больше людей стремятся прийти в Церковь ради самого главного - общения со Христом, - один из самых больших подарков и одно из самых светлых утешений для священнослужителей и, наверное, всех христиан.

- Вот и сегодня, идя в Божий храм, давайте оставим за своей спиной все то, что нас так беспокоило в течение последнего времени и в течение всего года, который прошел с прошлой Пасхи. Оставим эти переживания ― трагические, а иногда трагикомические, оставим злобу и ненависть, оставим чувство вражды, все то, что надрывает нашу душу, постараемся примириться с нашими ближними и дальними, в самих себе преодолеть те конфликты, которые так будоражили наше сознание, так омрачали нашу жизнь, оставим все за спиной и войдем в храм со спокойным и мирным сердцем и пред лицом Божиим помолимся, - сказал Патриарх на Пасху в храме Христа Спасителя.

- Обратившись ко Господу, мы сможем выбраться из духовной пустоты и царствующего в мире эгоизма, увидеть свет Воскресения, воспринять его как путеводный ориентир в шествовании к Небесному Граду , -написал Святейший в Пасхальном послании. - Источником сил в этом движении к вечности да станет для нас приобщение к единой Евхаристической чаше. Да укрепит нас благодать Всесвятого Духа, даруя нашим душам неотъемлемый мир, стойкость в вере, преуспеяние в добродетелях.

Христос воскресе!

Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

Обряды, проводимые до Пасхи

Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

Время начала пасхальной службы

В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

  1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
  2. Крестный ход вокруг храма.
  3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
  4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
  5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

Первые этапы пасхальной службы

Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

  • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
  • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
  • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
  • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

Пасхальная заутреня

Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

  • пение канона и стихиры;
  • торжественное чтение евангелия;
  • чтение заамвонной молитвы.

Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

Еще несколько важных моментов церковного богослужения

Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .