Подвижные игры для средней группы. Игра «куда спрятался жучок? Подвижная игра «Воевода»

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Цель. Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.

Оборудование. Игрушка мишка.

Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание – спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).

Куда девался мяч (кукольный театр)

Цель. Та же, следить за передвижением предмета в пространстве; учить понимать несложный сюжет, продолжать развивать эмоциональное отношение к игре с игрушками.

Оборудование. Игрушечная кошка, мяч, две корзинки.

Ход игры. Детей рассаживают полукругом около стола педагога. По обеим сторонам стола на пол ставят две корзины. Педагог достает мяч, кладет его на стол. Затем достает кошку, она как бы прыгает на стол снизу," смотрит на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Затем нечаянно сталкивает мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит детей помочь. Воспитатель предлагает кому-либо найти мяч.

Игра «Выбери картинку»

Цель: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.

Игровой материал: картинки, известные ребенку.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.

Игра «Где спрятался звук»

Цель: научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить психические процессы

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Перед началом ребенку нужно объяснить, что слово можно делить на 3 части: начало, середину и конец, и звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком.

После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.

Методические указания:

Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развитие ФС.

Задачи: Продолжать знакомить со звуком [ж].

Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].

Дети: [ж].

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.

Воспитатель:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

Дети: Живот

Воспитатель:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын... (жираф).

Дети: Жираф

Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.

Дети: Жираф, живот.

Воспитатель: На какой звук начинаются эти слова?

Дети: На звук [ж].

Воспитатель: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Звук [ж] твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?

Дети: Звук [ж] - звонкий

Воспитатель: Молодцы.

Игра «Доскажи звук»

Цель:

Задачи: Познакомить детей со звуком [Р,].

Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,]

Ход игры:

Вначале воспитатель вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Воспитатель произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом.

ФОНА...[Рь]
СНЕГИ...[Рь]
ЯНТА...[Рь]
БУКВА...[Рь]
СЛОВА...[Рь]
ГЛАВА...[Рь]

ЯКО...[Рь]
УГО...[Рь]
РЫЦА...[Рь]
ЛОДЫ...[Рь]
КОЗЫ...[Рь]
ЛАГЕ...[Рь]

ХО...[Рь]
КО...[Рь]
ХВО...[Рь]
ЦА...[Рь]
ЛА...[Рь]
ЗВЕ...[Рь]

Игра «Доскажи звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.

Учить определять позицию звука в словах.

Закрепить навыки деления слова на слоги.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].

Ход игры:

Воспитатель: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал:

ЗА...

СТУ...

СТО...

ПЕНА...

ЩЕГО...

ВОКЗА...

ЗАСНУ...

ЗАБЫ...

ПЕЛ...

Повторение с детьми характеристики звука [л]. Звук [л] - согласный, твердый, звонкий.

Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Познакомить детей со звуком [ч].

Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.

Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч].

Давайте вспомним, какой звук [ч] - гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).

Ребята, запомните все, что звук [ч] - всегда мягкий. У него нет старшего брата.

Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному).

В Р А Г - В Р А Ч

Т К А Н Ь - Т К А Ч

Г Р А М М - Г Р А Ч

М Е Л - М Е Ч

М А С Т Ь - Ч А С Т Ь

К Л Ю В - К Л Ю Ч

К У Л И К - К У Л И Ч

К А Ш А - Ч А Ш А

Г А Й К А - Ч А Й К А

Х У Д О - Ч У Д О

Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).

Лексическое значение слов:

Грамм - мера веса веществ.

Кулик - птица.

Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.

Игра «Замени первый звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].

Следить за четким произношением звука [л ’].

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?

Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].

Ход игры:

Воспитатель: Мёд.

Дети: Лёд.

Воспитатель: Рейка.

Дети: Лейка.

воспитатель: Пень.

Дети: Лень.

Воспитатель: Вес.

Дети: Лес.

Воспитатель: Зев.

Дети: Лев.

Воспитатель: Пекарь.

Дети: Лекарь.

Воспитатель: Репка.

Дети: Лепка.

Воспитатель: Печенье.

Дети: Леченье.

Воспитатель: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах?

Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.

Игра «Замени звук»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?

Дети: Да.

Воспитатель: Кит, а получится?

Дети: Щит.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?

Дети: Щучка.

Воспитатель: Тетка.

Дети: Щетка.

Воспитатель: Река.

Дети: Щека.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?

Дети: Со звуком [щ].

Игра «Измени слово»

Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].

Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.

Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото).

Ход занятия:

Дети с воспитателем рассматривают картинки.

Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке.

А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].

Например: я буду говорить - «окно», а вы ласково «оконце».

Воспитатель: Дерево.

Дети: Деревце.

Воспитатель: Блюдо.

Дети: Блюдце.

Воспитатель: Зеркало.

Дети: Зеркальце

Воспитатель: Болото.

Дети: Болотце.

Воспитатель хвалит детей и предлагает им повторить все слова.

Воспитатель: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах.

Дети: Звук [ц].

Воспитатель: Молодцы ребята!

Игра «Какое настроение?»

Цель: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подходящим словом и объяснить причину того или иного настроения.

Игра «Кто так говорит?»

Цель: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.

Игровой материал: мяч.

Ход игры:

В игре может участвовать 4 — 5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.

2 вариант: Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Как услышишь, хлопни»

Цель: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д.

Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, и т. д.

Игра «Какой звук первый?»

Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен

быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове.

Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.

Игра «Лото»

Цель: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке.

Игровой материал: детское лото.

Ход игры:

Игру лучше проводить с группой детей из 4 - 5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

Игра «Назови последний звук»

Цель: научить ребенка выделить последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.

Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д.

Игра «Не зевай, слова скорее называй»

Цель: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка.

Игровой материал: Картинки с предметами, названия которых начинается на согласный или ударный гласный звук.(можно использовать из игры «Пустышка»)

Ход игры:

Лучше играть с ребенком после того, как он научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.

Игра «Найди звук»

Цель: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение.

Игровой материал: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Ход игры:

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих словах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изображены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и придумать несколько своих примеров с этим звуком.

Игра «Отгадай, на чем играют»

Цель: развить фонематический слух, обратить внимание, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты.

Ход игры:

В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки

они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в

данный момент.

Игра «Придумай слово»

Цель: Развитие фонематического слуха.

Задачи: Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].

Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .

Дети: [р], [л].

Воспитатель: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.

Воспитатель: Пуд.

Дети: Пруд.

Воспитатель: Кот.

Дети: Крот.

Воспитатель: Бак.

Дети: Брак.

Воспитатель: Бык.

Дети: Брык.

Воспитатель: Кошка.

Дети: Крошка.

Воспитатель: Тон.

Дети: Трон.

Воспитатель: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].

Воспитатель: Газ.

Дети: Глаз.

Воспитатель: Бок.

Дети: Блок.

Воспитатель: Пан.

Дети: План.

Воспитатель: Сон.

Дети: Слон.

Воспитатель: Пот.

Дети: Плот.

Воспитатель: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.

Воспитатель: Сон.

Дети: Слон.

Воспитатель: Пот.

Дети: Плот.

Воспитатель: Тон.

Дети: Трон.

Воспитатель: Газ.

Дети: Глаз.

Воспитатель: Кот.

Дети: Крот.

Воспитатель: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?

Дети: [р], [л].

Воспитатель: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].

Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.

Игра «Повтори»

Цель: развить слуховое внимание, фонематический слух, память.

Игровой материал: бубен или барабан.

Ход игры:

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.

Игра «Подбери картинку»

Цель: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный запас.

Игровой материал: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Ход игры:

Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясняет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д.)

Игра «Помоги закончить слово»

Цель: научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков.

Игровой материал: предметные картинки.

Ход игры:

Перед ребенком выложить картинки, а затем произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть и догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Правила можно усложнить заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью.

Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), или же слогом ка — бан(ка),

Игра «Пароход»

Цель: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Игровой материал: рисунок парохода.

Ход игры:

В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем рядом. Дети повторяют.

Игра «Послушай и назови»

Цель: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух.

Игровой материал: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи.

Ход игры:

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода».

Игра «Разложи картинки»

Цель: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Игровой материал: Предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько кучек, объединяя их по первому звуку.

Например:

[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.;

[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.;

[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.;

[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;

[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.;

[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.;

[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.

Игра «Слушай внимательно»

Цель: развить фонематический слух, остроту слуха.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.

Игра «Слушай внимательно»

Цель: развить у ребенка остроту слуха.

Игровой материал: не требуется.

Ход игры:

В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.

Методические указания:

Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Цель: научить ребенка выполнять просьбы и задания.

Игровой материал: игрушки и предметы, знакомые ребенку.

Ход игры:

Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка или детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.

Марина Тимерьянова
Подвижные игры для средней группы

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Описание игры: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Подвижная игра «Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Подвижная игра «Найди где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.

Описание игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора!». Дети начинают искать предмет.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Подвижная игра «Зайцы и Волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Описание игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу.

Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова:

Рано-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры:

играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Подвижная игра «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка – в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут

Подвижная игра «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 – 100 см проводятся две прямые – это «ров». На расстоянии одного – двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.