Пасха – глас трубы о любви. Чинопоследования на святую пасху

Песнь 1

Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную по-ющия.

Припев: Христос воскрéсе из мертвых.

Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистаю-щася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще.

Христос воскрéсе из мертвых.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, види-


Канон Св. Пасхи

мый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Богородичны*

Слава: Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево всенепорочная, и мир просветившаго.

И ныне: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы Бого-благодатная чистая: и еже радуйся пéрвее, яко всех радости вина, восприяла еси, Бо-гомати всенепорочная.

Песнь 3

Прищщте, пиво пием новое, не от камене не-плбдначудодéемое, но нетления источник, из гроба одождйвша Христа, в Немже утверждаемся.

Ныне вся испблнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нéмже утверждается.

Вчера спогреббхся Тебе, Христе, совостаю днесь воскрéсшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера; Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Слава: На нетленную жизнь прихожду днесь, благостию рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго.

* Богородичны канона (на «Слава:» и на «И ныне:») в первый день Пасхи не поются. Припев к ним:«Пресвятая Богородице, спаси нас», или «Слава: и Ныне:».


Канон Св, Пасхи

И ныне: Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже речé, воставша видевши Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай.

Ипакои, глас 4

Предварйвшия утро яже о Марии, и об-ретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповéди-те, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

На божественней стражи богоглагбливый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глагблюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Мужеский убо пол, яко развéрзый девственную утробу, явйся Христос; яко человек же, Агнец наречеся; непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха; и яко Бог истинен, совершен речéся.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистйтельная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Богоотéц убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божий святии, образов сбытиé зряще, веселимся божест-венне, яко воскресе Христос, яко всесилен. Слава: Создавый Адама, Твоего праотца,


Канон Св. Пасхи

Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения.

И ныне: Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радую-щися, Того прославляй.

Песнь 5

Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержймии зряще, к свету идяху, Христе, весéлыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко Жениху, и спразднуим любопразднственными чйнми Пасху Божию спасительную.

Слава: Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание.

И ныне: Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания, отонудуже воскресшаго Тя зрящи Мати, радовашеся.

Песнь 6

Снизшéл еси в преисподняя земли и сокрушил еси верей вечныя, содержащия связанный, Христе,


Канон Св. Пасхи

и трщщевен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредйвыи в рождестве Твоем, и отверзл еси нам рай-ския двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколéние, яко Бог, Сам Себе волею привéд Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Слава: Возведéся дрéвле держимое смер-тию и тлением, воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносугц-ней жизни, Богородице Дево.

И ныне: Снйде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, и вселивый-ся и воплотивыйся паче ума, и воздвйже с Собою Адама, воскрес от гроба.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмéртне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Икос

Еже прежде солнца Солнце, зашедшее иногда во гроб, предварйша ко утру ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о, другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившего падшаго Адама, лежа-


Канон Св. Пасхи

щую во гробе. Идем, потщимся якоже во-лсвй, и поклонимся, и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о, Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прийде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разрушй.

Воскрес Иисус от гроба, якоже проречé, даде нам живот вечный и вéлию милость.

Отроки от пещи избавивый, быв человек, страж-дет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен отцев Бог и препрославлен.

Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху, Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником бла-говестиша.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, единаго благосло-веннаго, отцев Бога и препрославленнаго.


Канон Св. Пасхи

Яко воистинну священная и всепраздн-ственная сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, в нéйже безлéтный Свет из гроба плотски всем возсия.

Слава: Умертвив Сын Твой смерть, Все-непорочная, днесь всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, един благословенный отцев Бог и препрославлен-ный.

И ныне: Всем царствуяй созданием, быв человек, вселився в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, вос-кресе боголепно, совозставив нас яко всесилен.

Песнь 8

Сей наречéнный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, в бнъже благословим Христа во веки.

Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо, приидбша к тебе, яко богосвéтлая светила, от запада и севера и моря и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки.

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, тремй соединяемое во ипостасех Естество,


Канон Св. Пасхи

Пресутцественне и Пребожéственне, в Тя крестихомся, и Тя благословим во вся веки.

Слава: Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова. Темже благословим Его во веки.

И ныне: Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий совознесé нас и обожй, темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Припев: Величит душа моя воскресшаго трвдневно от гроба Христа Жизнодавца.

Ирмос: Светйся, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Припев: Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взéмляй грехи мира.

О, Божественного, о, любезнаго, о, слад-чайшаго Твоего гласа! С нами бо нелбжно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

Припев: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвйгнувый: людие, веселитеся!

О, Пасха вéлия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего.

8 Молитвослов 225


Канон Св. Пасхи

Ексапостиларий

Плбтию уснув яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвигл от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

Стихиры Пасхи

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова, святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха, всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестни-цы, и Сиону рцыте: приимй от нас радости благовещения воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха, проис-ходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены утру глубоку пред-ставша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповéдите учеником Его.


Канон Св. Пасхи

Стих: Сей день, егбже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радос-тию друг друга обьшем! О, Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповéдите апостолом.

Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обы-мем, рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопи-йм: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.


Во всю Светлую седмицу богослужебный устав утренних и вечерних молитв особенный. Обычные в течение года павечерница и полунощница заменяются чинопоследованиями на Святую Пасху. Сайт «Русская вера» публикует устав молитвы на Светлой седмице: пасхальная павечерница, полунощница, пасхальные часы, канон и стихеры Пасхе, при этом некоторые молитвы даны с переводом на русский язык.

Устав павечерницы и полунощницы во всю светлую седмицу

Семипоклонный начал (вместо « Достойно есть » « Светися, светися »).

З А ми́нь.

Перекрестившись, глаголи:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA (трижды, пением, на глас 5) .

В оскrніе хrт0во ви1дэвше, поклони1мсz с™0му гDу ї у є3ди1ному без8грёшному (поклон ) . кrтY твоемY поклонsемсz хrтE (поклон ) , и3 с™0е воскrніе твоE поeмъ и3 слaвимъ. тh бо є3си2 бGъ нaшъ, рaзвэ бо тебE и3н0гw незнaемъ, и4мz твоE нарицaемъ. пріиди1те вси2 вёрніи поклони1мсz с™0му хrт0ву воскrнію (поклон ) , сe бо пріи1де кrтA рaди рaдость всемY ми1ру, всегдA бlгослови1мъ гDа, и3 поeмъ воскrніе є3гw2, распsтіе бо претерпЁ, и3 смeртію смeрть разруши (трижды ) .2

(Перевод: Увидев воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Исусу единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение поем и славим, потому что Ты Бог наш; кроме Тебя иного не знаем, Имя Твое называем. Придите все верные, поклонимся Святому Христову воскресению: ибо вот пришла через крест радость всему миру; всегда благословим Господа и поем воскресение Его, ибо Он претерпел распятие и смертью разрушил смерть).

П редвари1ша ќтро ћже с8 мaріею, и3 њбрэт0ша кaмень tвалeнъ, слhшаху t ѓнг7ла, и4же в0свэтэ присносyщнэмъ сyщаго, с8мeртвыми не и3щи1те ћкw чlка. ви1дите гр0бныz пелены2, тецhте и3 ми1ру проповёдите, ћкw востA гDь, ўмертви1въ смeрть. ћкw т0й є4сть сн7ъ б9іи, спасazи р0дъ чlческіи.

(Перевод: Прибывшие жены-мироносицы с Мариею до рассвета, нашедши камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Зачем вы Живущего во свете вечном (незаходимом) ищете, как человека среди мертвых. Посмотрите на погребальные пелены. Пойдите скорее и возвестите миру, что восстал Господь, уничтоживший смерть, потому что Он есть Сын Божий, спасающий человеческий род»).

Ѓ ще и3 в0гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В 0гробэ с8 пл0тію, во ѓдэ же съ дш7eю ћкw бGъ, в8 раи1 же с8 разб0йникомъ. и3 на пrт0лэ бёzше хrтE со nц7eмъ и3 д¦омъ, всS и3сполнsz нењпи1санныи.

(Перевод: Христе, во гробе Ты был плотию (телесно), во аде с душою, как Бог, в раю с разбойником и на престоле со Отцем и Духом все наполняя, Неописуемый).

Слава. Ћ кw живон0сецъ, ћкw раS ѕелw2 краснёйши вои1стину, и3 всsкогw черт0га цrка, kви1сz свэтлёйши хrтE гр0бъ тв0й, и3ст0чникъ нaшему воскrнію.

(Перевод: Гроб Твой, Христе, по живописности благотворнее рая и поистине светлее всякого царского чертога. Он — источник нашего (будущего) воскресения).

И ныне. В hшнzгw њсщ7eнно б9іе вселeніе рaдуисz. тоб0ю бо дадeсz рaдость бцdе вопію1щимъ ти. бlгословeна ты2 в8женaхъ пренепор0чнаz вLчце.

(Перевод: Освященное Божественное жилище (селение), радуйся. Тобой дается радость, Богородице, зовущим Тебе: благословенна Ты в женах, всенепорочная Владычица).

Также, Г осподи помилуй (40). Слава, и ныне. Ч естнейшую херувим… И менем Господним благослови, отче.

З а моли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас (поклон). А ми́нь.

Х ристос воскресе.. (полностью, трижды).

И отпу́ст: В оскресы́и из ме́ртвых, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою честна́го и Животворя́щаго Креста́, и святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец, ами́нь.

Не крестясь, поклонись до земли и читай прощение: О слаби, остави, отпусти, Боже…

Поднявшись, читай: Н енавидящих и обидящих нас, прости, Господи…

Г осподи помилуй (трижды), и обычные исходные поклоны.

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

От недели Фомины до отдания Пасхи вместо «Царю небесныи » читаем «Христос воскресе » (трижды).

В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и «За молитв… » — «Христос воскресе » (трижды). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради » (трижды) . Далее, как обычно.

Канон Пасхе

По обычнем начале глаголем : З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуи нас. А минь.
Головщик возглашает на 5-й глас : Х ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова (трижды); мы же на последнем возгласе : и гробным живот дарова.
Таже : Х ристос воскресе (поем трижды, по крылосам).
Посем глаголет стихи:
Д а воскреснет Бог и разыдутся врази Его.
Я
Т
С еи день, иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веком, аминь.
Мы же ко всякому стиху поем: Х ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова (единожды).
Вместо Аллилуия поет: Х
Таже: Слава, и ныне, седален, глас 4 . П редвариша утро, яже с Мариею и обретоша камень отвален от гроба, слышаху от Ангела, Иже во свете присносущнем Сущаго с мертвыми не ищите, яко человека; видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите: яко воста Господь, умертвивыи смерть; яко Той есть Сын Божии, спасаяи род человеческии.
Г осподи помилуй (12). Слава, и ныне.
Таже: канон Пасце со ирмосом на 6. А в среду и пяток Светлыя седмицы поем канон Пасце на 8, с богородичны того же канона.

Канон, глас 1.

Песнь 1, ирмос.
В оскресения день просветимся людие, Пасха Господня, Пасха; от смерти убо к жизни и от земли на небо, Христос Бог нас превел есть, победную поюща(дважды) .
Запев: Х ристос воскресе из мертвых (поклон).
О чистим чувствия и узрим, неприступным светом Воскресения Христова, блистающеся и радуитеся рекуще, ясно да услышим, победную поюще (дважды).
Слава. И ныне. Н ебеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мiр, видимыи же весь и невидимыи; Христос Бог востал есть, веселие вечное (дважды).
Катавасия. В
оскресения день…

Песнь 3, ирмос.
П риидите, пиво пием ново, не от камене неплодна чудодеемо, но нетления источника, из гроба одождивша Христа; о Нем же утвержаемся (дважды) .
Запев. Н ыне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, о Нем же утвержаемся (дважды) .
Слава. И ныне. В чера сраспинахтися Христе, вчера спогребохтися, и совостаю днесь совоскресшу Ти, Сам мя прослави Спасе, во царствии Своем (дважды) .
Катавасия. П риидите, пиво пием…

Слава, и ныне, седален, глас 4. Предвариша утро.

Песнь 4, ирмос. Н а Божии стражи, богоглаголивыи Аввакум да станет с нами, и явит светоносна Ангела, велегласно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен (дважды) .
Запев. М ужескии убо пол, яко разверзе девственную утробу, бысть Христос, яко человек же; Агнец наречеся, непорочен же, яко не вкуси скверны; наша убо Пасха, яко Бог истинен и совершен явися (дважды) .
Слава. Я ко единолетен Агнец, благословеныи нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха очистилище, и абие из гроба красно праведное нам возсия Солнце.
И ныне. Б огоотец убо Давыд, пред сенным ковчегом скакаше играя; людие же Божии святии, образом сбытие зряще, веселимся Божественне: яко воскресе Христос, яко всесилен.
Катавасия. Н а Божии стражи…

Песнь 5, ирмос. У тренюем утренюю глубоку, и вместо мира, песнь принесем Владыце, и Христа узрим праведное Солнце, всем жизнь восияюща (дважды) .
Запев. Б езчисленое Твое милосердие, иже адовыми узами содержими зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами; Пасху хваляще вечную (дважды) .
Слава. И ныне. П риступим светоноснии, исходящу Христу из гроба, яко Жениху; и спразднуем праздно любезными чинми, Пасху Божию спасительную (дважды) .
Катавасия. У тренюем утренюю глубоку…

Песнь 6, ирмос. С ниде в преисподняя страны земли, и сокруши вереи вечныя преисподняя связанныя Христе, и тридневно, яко от кита Иона, воскресе от гроба (дважды)
Запев. С охранив цела знамения Христе, воскрес от гроба, Иже ключа Девыя не вредивыи в рожестве Своем, и отверзл еси нам раиския двери (дважды) .
Слава. И ныне. С пасе мой живо, а не мертвенное заколение, яко Бог, Сам Себе волею приведе ко Отцу, совоскреси же всеродна Адама, воскресе от гроба (дважды) .
Катавасия. С ниде в преисподняя…
Г осподи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Кондак, глас 8. А щ е и во гроб сниде Безсмертне, но адову разрушив силу и воскресе, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам радость провещав, и Своим апостолом мир дарова, Иже падшим подая воскресение..
Икос. И же прежде солнца, Солнцу зашедшу иногда во гроб; предвариша ко утру взыскающе, яко во дни мироносицы девы, и други к друзей вопияху: 0! другиня, приидите вонями помажем Тело живоносное и погребеное, плоть воскресивша падшаго Адама, лежаща во гробе; идем и потщимся, яко же волсви, и поклонимся и принесем мvро, яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и с плачем возопием: 0! Владыко, востани, Иже падшим подая воскресение.

Песнь 7, ирмос. О троки от пещи избавив, быв убо Человек, страждет яко смертен, и страстию мертвеною в нетление облачит благолепие; един благословен отцем Бог и препрославлен (дважды) .
Запев. Ж ены с миром богомудрыя, во след Тебе течаху; Его же яко мертва со слезами искаху, поклонишася и радующеся живому Богу, и пасху тайную Твоим Христе, учеником благовестиша (дважды) .
Слава. Я ко воистину священная и всепраздньственная, сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне, востанию сущи провозвестница; в ней же безлетныи Свет, из гроба плотски всем восия.
И ныне. С мерти празднуем умерщвение, адово разрушение, иного живота вечнаго начало; и играюще поем Виновнаго, единаго благословена отцем Бога и препрославлена.
Катавасия. О троки от пещи избавив…

Песнь 8, ирмос. С ей убо нареченныи святыи день, един суботам Царь и Господь, праздник праздником и торжество есть торжеством, вонь же благословим Христа во веки (дважды) .
3апев. П риидите, новаго винограда чада, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога во веки (дважды) .
Слава. В озведи окрест очи твои Сионе, и виждь, се убо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера и моря и востока чада твоя, в тебе благословяще Христа во веки.
(Троичен: П ресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.)
И ныне. О тче Вседержителю и Слове и Душе, треми соединяемое в составех естество, пресущественыи и пребожественыи, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.
Катавасия. С ей убо нареченныи…

Песнь 9, ирмос. С ветися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на Тебе восия; ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же Чистая красуися Богородице, о востании Рожества Твоего (дважды) .
Запев (поклон). 0 ! божественаго, 0! любезнаго, 0! сладкаго Ти гласа, с нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе; Его же вернии державу и надежду имуще радуемся (дважды) .
Слава. И ныне. 0 ! Пасха велика и священная, Христе; 0! Мудросте, Слове Божии и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего (дважды) .
Катавасия. С ветися, светися…

Задостойник: С ветися, светися (поклон земной).
Х ристос воскресе (полностью, трижды); седален: П редвариша утро. Слава, и ныне, кондак: А ще и во гроб.
Г осподи помилуй (40). Слава, и ныне. Х ристос воскресе (полностью, трижды) .
Головщик: Х
ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи; а мы: и гробным живот дарова.
Отпуст: В оскресыи из мертвых, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою честнаго и животворящаго Креста, и святых славных и всехвальных апостол, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.
Настоятель возглашает: Х ристос воскресе! (трижды), молящиеся отвечают: В оистину воскресе! (трижды), осеняя себя крестным знамением, без поклонов.

Стихеры Пасхе

Три поклона с молитвою мытаря Б оже, милостив…
З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.
Х ристос воскресе… (полностью, трижды) .
Стих: Д а воскреснет Бог, и разыдутся врази Его (на глас 5).
П асха священная нам днесь показася, Пасха ново святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христа Избавителя, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верным, Пасха двери раиския нам отверзающи, Пасха всех освящающая верных.
Стих: Я ко исчезает дым, да исчезнут.
П риидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения, воскресения Христова, красуися и ликуй и радуися Иеросалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха исходяща.
Стих: Т ако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы возвеселятся.
М ироносицы жены, зело рано предсташа гробу Живодавца, и обретоша Ангела на камени седяща, и тои провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? что плачите Нетленнаго во тли? шедше проповедите учеником Его.
Стих: С ей день иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
П асха красна. Пасха Господня, Пасха. Пасха всечестная нам восия. Пасха, радостию друг друга приимем. 0! Пасха, избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, восия Христос; жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
В оскресения день, просветимся торжеством, и друг друга приимем, и рцем братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова.
Х ристос воскресе… (полностью, трижды, пением). Посем отпуст, как молебну.
И три поклона с молитвою мытаря Б оже, милостив…

Сергей Есенин писал о себе: «Я – дудка Божия» О преподобном Серафиме Саровском можно сказать, что он – Труба архангельская. Через поэта в мир входит гармония. Через святого – глас Божий. И этот глас был:

– Радость, моя!

Это слова самого Господа, излетевшие от уст «убогого Серафима». Этими словами Небесный Отец приветствует каждого человека. Но сам человек, как всегда, имеет иное мнение.

«Калу смесихся», «окаляхся», « яко свинья…» «дерзнувший», «раб неключимый», «Яко вран на нырище и яко птица особящася на зде», «Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй».

Предположим, это правда. Тогда зачем Богу такой человек в Царстве Небесном. Мало того, что «раб неключимый», да еще и плакса. Предположим, это неправда, тогда зачем этот фарс?

Нередко на исповеди можно услышать от опытной прихожанки:

– Грешна во всем.

– Убивала?

– Гуляла?

Что значит «виновата во всем»? Это значит только усвоение «хорошего тона» в лубочном православии.

Покаяние – незаменимая часть духовного роста. Но зацикленность на болезни – тоже болезнь. Более того – это навязывание Богу своей точки зрения. Ведь Бог тоже имеет право на Свое мнение о человеке. Но Его мнение в наших молитвах и духовной культуре учитывается редко. Наверное, потому что не интересно. Поищем его.

Вот, например, о Богородице свидетельствуют ангелы: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»

Господь в Евангелии называет Своих учеников уже не рабами, а друзьями:

– Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам…. но Я назвал вас друзьями.

Христос сказал это далеко не идеальным на тот момент людям. Он знал, что один из них предаст, другой – отречется, а остальные бросят Его в трудную минуту и разбегутся. Нет сомнения, что точно так же Отец Небесный относится и к нам. Мы для Него и драхма, и овны, и дети и друзья – все те, кто имеет ценность превыше любой ценности мира. Мы – самое дорогое, что есть в этом мире.

В мире есть также те, кого Христос называет волками, гробами покрашенными и козлищами.

Разница только в том, где душа и сердце человека. Как на Голгофе. Два одинаковых разбойника. Один душой устремился к Богу и был принят в объятия. Другой исполнился ненависти. Так и в миру. Дети и друзья – те, кто любит Его. Те, кто, даже находясь в узах греха, все-таки лучшую часть сердца, самую глубинную часть души сберег для Бога.

Еще одна Труба Божия – Иоанн Златоуст. Его шедевр – Огласительное Слово на Пасху. Уникальность этого Слова в том, что в нем почти нет самого Иоанна. Он выдавил самого себя из него и все пространство речи отдал Богу. Он не учит Бога тому, кто есть человек и что Богу надо делать: Судить, казнить грешного человека или простить из-под нахмуренных бровей.

Что мы узнаем о себе из этого Манифеста любви Бога к человеку?

В нем Господь разбирает степени отношения человека к Богу. Эти степени выбирает не сам Творец, а мы сами. Например, хочу быть рабом. Это значит, что служу Богу из страха. Любовь от Него прячу или оставляю себе про запас. Не открываюсь Ему вполне и что-то темню. Ладно. Бог не гордый, и такой Ему по нраву:

Кто раб благоразумный, - тот пусть, радуясь, войдёт в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, - тот пусть возьмёт ныне динарий.

Кто пришёл после третьего часа, - пусть с благодарностью празднует .

Менее прилежному человеку иная награда:

– Кто успел придти после шестого часа, - пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится.

Кто замедлил до девятого часа, - пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь.

Кто успел придти только в одиннадцатый час, - пусть и тот не страшится за своё промедление.

Мы видим степени благодарности Бога по нисходящей:

– Празднующая благодарность – пусть не беспокоится – не сомневается – не страшится.

Вдумаемся в эти слова полные терпения любящей Личности.

Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит.

Остановимся на секунду и прочтем еще раз:

– И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и предложение хвалит.

Если наше сердце не дрогнуло при словах благодарности Господа, собирающего капли нашей любви из пыли. Сколько любовной нежности, смирения и радости Господа в этих затерянных жемчужинах нашей любви к Богу.

Как хорошо, что Христос не такой православный как мы!

Однажды в 80-х годах мы с товарищем пошли на пасхальную службу. И он там впервые услышал эти пламенные слова. А он был в разводе, а со второй женой жил гражданским браком. Он услышал и принял эти слова близко к сердцу. Слезы показались в его глазах, и он устремился к священнику на исповедь. Священник отказал Ему в том, что предлагал Господь в пасхальной безусловной трапезе.

В те же года мы с супругой поехали на Пасху в Ярославскую область, под Борисоглебск. Уже не помню названия этого села: то ли Жемчужниково, толи Серебрянниково. Там священник попросту не допустил нас к причастию, без объявления причин. Зато долго выговаривал Евангелие на французском, английском, немецком, латинском, греческом и иудейском языках. И это в глухой ярославской деревне.

Эти происшествия говорят об узурпации нами милости Божией, присвоении себе Его наследства, а также о том, что мы не поняли сути отношений Бога и человека:

Тем же убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите.

Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержници и ленивии, день почтите.

Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее царство.

Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.

Воздержанные и ленивые – день почтите.

Постившиеся и не постившиеся – веселитеся днесь

Никто не рыдает убожества.

Господь прямо запрещает марать Свой чин и облик в сравнениях со свиньей. Мы можем ругать свои поступки, но не можем глумиться делом рук Господа – нашим естеством и теми дарами, которое вложены в нас. Нельзя глумиться над ядром личности, которая пусть и в пыльном стекле, но отражает образ Бога. Богу не угодно, чтобы мы были непохожими на Него. Мы призваны быть такими, как Он: умными, добрыми и светлыми. Мы должны осознанно стремиться к этому идеалу. Валяясь в грязи, этому не научишься.

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Проблема в том, что мы сами не хотим таких прав от Бога, за которыми следует ответственность. Нам проще заплатить Богу «налог» и уйти в себя, прикинувшись юродивым, с которого нет спроса.

Хотим мы того или не хотим, но Адам похитил мощнейший дар – познания добра и зла. А также всеял в нашу природу отчетливое чувство первенства в тварном мире. Это не замажешь зеленкой, не прижжешь квасцами. Бог принял решение не тянуть человека назад, а, наоборот, помочь ему взлететь вперед.

Когда человечество было в младенчестве, то Господь разговаривал с ним на простом языке: курились горы, ходил по земле огненный столб, расступалось Чермное море, и земля на поле Авирона поглощала наглых людей. Сыпался огонь на Содом и Гоммору, земля покрывалась водой потопа.

Теперь мы выросли. Христос открыл нам все тайны, которые мы только смогли вместить. Мы научились летать, двигаться под водой и убивать миллионы людей.

Всякий родитель взрослых детей знает, что учить ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки. Взрослых детей учить бесполезно. С ними надо молчать, делать подарки и стараться умягчить сердца.

Так последние две тысячи лет и поступает Бог. Он ожидает, когда, мы устанем от подарков и милости, и в нас проснется совесть и сострадание.

А мы делаем вид, что до сих пор никаких даров не получали и, как малое дитя, пытаемся обратить на себя внимание придуманными болезнями и грехами. Пытаемся выставить дело спасения уделом единиц людей. Подразумеваем, что никто не спасается, кроме титанов духа, и тем самым выталкиваем Бога из своей жизни. Раз я не спасусь, так и Тебе нечего делать в моей душе. Это устроение отсекает миллионы людей от надежды.

Но Огласительное Слово Иоанна Златоуста свидетельствует о том, что у Бога на нас другие планы. В Его планы входит наша святость для всех. Мы встречаем людей почти святых, наполовину святых, немного святых и изредка святых. И видим, что Бог ценит и песчинку нашей святости.

Почему мы так любим Пасху? Потому что она – свидетельство того, что нас с Богом связывает любовь, лежащая в основании мира. Понимание вселенского значения любви объясняет слова Христа о том, что всякий грех простится, а хула на Духа Святого – нет. Потому что с хулой на Духа отвергается любовь, как мирообразующее начало. Эта хула клевещет на отношения лиц Троицы и на отношения Бога и человека. Такие нападки – как мина под здание Вселенной, созданной Богом. Это действительно очень важное и неприкасаемое основание мира.

Поэтому Христос, уходя на небо, обещал дать Святого Духа – Утешителя. И дал с печатью миропомазания. А взяли ли мы? Не отвергли ли Его, и нет ли в этом хулы?

Но слово Иоанна Златоуста необыкновенно волнует душу неспроста. Мы видим, что это правда. Мы припоминаем, что мы об этом знали, но почему-то забыли. И радость этого открытия больше любой другой радости.

Итак, все - все войдите в радость Господа своего! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

22 апреля в Новгородской областной филармонии имени А. С. Аренского прошёл Фестивальный Гала-концерт IV открытого Хорового фестиваля «Пасхальный глас».

В концерте приняли участие десять коллективов: Хор Софийского кафедрального собора, Образцовый коллектив хор девочек МБУДО «Новгородская детская музыкальная школа № 1 им. С. В. Рахманинова», Образцовый коллектив хор мальчиков Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Новгородская детская музыкальная школа № 1 им. С. В. Рахманинова», Образцовый коллектив Старший концертный хор Детской хоровой капеллы Великого Новгорода (МАУДО «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова»), Народный самодеятельный коллектив «Хор ветеранов» МАУК «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД», Мужской вокальный ансамбль «Откровение» Покровского собора, Хор Покровского Собора, Академический хор МАУК «Городской центр культуры и досуга им. Н. Г. Васильева, ансамбль народной песни «Сорока», детский образцовый коллектив ансамбль народной песни «Волховяночка».

Мероприятие началось очень пунктуально, в 16:00. Место проведения выбрано не случайно - у данного зала потрясающая акустика, способствующая лучшему восприятию композиций и песен. Мероприятие началось с тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых» в исполнении Хора Софийского кафедрального собора. После обращения ведущих, с большого экрана филармонии присутствующих поприветствовал сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он призвал присутствующих взять в руки Евангелие и проявить заботу к ближним во время великих православных праздников. После напутственной речи патриарха к зрителям обратился епископ Юрьевский, викарий Новгородской епархии Арсений (Перевалов) с ободряющей речью о гармонии с собой, Христом и миром. Приветственное слово сказала и заместитель министра культуры по Новгородской области Светлана Николаевна Ильина.

Концертная программа начинается композицией «Задостойник Пасхи» муз. Марии Шмельковой в исполнении Хора Софийского кафедрального собора. Переливы голосов сплетаются в хвалебные гимны Отцу, Сыну и Святому духу. Жесты рук регента опускают и поднимают тональности голосов. В одежде женщин преобладают белые и голубые цвета, мужчины в серых костюмах. Коллектив заканчивает выступление, приветствует зал словами «Христос Воскресе», люди в зале отвечают «Воистину Воскресе». Образцовый коллектив хор девочек МБУДО «Новгородской детской музыкальной школы № 1 им. С. В. Рахманинова» выходит на сцену в черных нарядных платьях с красными цветами, приколотыми сбоку. Руководитель проводит «настройку» голосов по пианино. Девочки поют сосредоточено, чисто и с сопереживанием. В конце выступления коллектива звучит Пасхальное приветствие. В рамках концерта каждый коллектив будет поздравлять зал с Воскресением Господним.

Образцовый коллектив хор все той же МБУДО «Новгородской детской музыкальной школы № 1 им. С. В. Рахманинова» выходит следом за девочками. «С чего начинается Родина?» вопрошают не мальчики, но будущие мужи. «Я не хочу играть в войну» заканчивает почти шепотом «страшное слово - война». И слушатель верит детям... Следующим выступает Образцовый коллектив Старший концертный хор Детской хоровой капеллы Великого Новгорода. На экране - чистое голубое небо с логотипом «Пасхального гласа». Фон очень подходит к завершающей песне «Улица мира». Мира, с таким же прекрасным небом, и ей не видно конца.

После столь серьезных и вдумчивых песен на сцене произошла неожиданная перемена. На нее выходят вместе ансамбль народной песни «Сорока» и детский образцовый коллектив ансамбль народной песни «Волховяночка». Песни, которые представили коллективы - смесь эстрадной и народной музыки. Яркие народные костюмы и украшения дополнили слова песен, такие как «Мать Земля моя» и «Край Родной». Весенний воздух наполнил зал, а на экране за коллективами менялись фоны пасхальных открыток, с изображениями куличей, курочек и деревенских домиков. Зал задорно хлопал в ладоши в такт звучным и добрым песням.

После артистов народного творчества ведущий - актёр, заслуженный артист РФ Анатолий Устинов прочитал стихотворение Ивана Бунина «Христос Воскресе». Четкие слова, яркая, торжественная интонация - и чтец снимает аплодисменты зала. Стихотворение вносит определенное разнообразие в вереницу песен. Ведущего на сцене сменяет Народный самодеятельный коллектив «Хор ветеранов» МАУК «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД». В нарядных белый платьях, по аккомпанемент пианино, женщины исполняют композиции «Откровение» и «Бессмертный полк». Далее «Хор ветеранов» уступает место Мужскому вокальному ансамблю «Откровение» Покровского собора. Участников в данном коллективе всего пятеро. В черных элегантных костюмах они показывают высокие исполнительские навыки. На душе тепло и легко от приятной мелодии голосов. Некоторые люди в зале блаженно закрывают глаза, наполняясь гармонией. Оборачиваюсь и замечаю, что людей в зале стало значительно больше. Видимо, часть зрителей подошла уже после начала концерта. На сцену вышли новые исполнители, вместе с которыми остались и уже знакомые мужчины. Видимо, они входят так же и в Хор Покровского Собора. Элегантных мужчин дополнили не менее элегантные женщины в алых платьях до пола. «Часы Пасхи» под музыку архимандрита Феофана согревают душу, переливы голосов заставляют о многом задуматься...

Последним выступил Академический хор МАУК «Городской центр культуры и досуга им. Н. Г. Васильева. В руках исполнителей красные папки, что - бы не держать в памяти сложные вокальные партии. «Слава в вышних Богу» А. Кастальский запомнилась больше всего. Жаль, что во время композиции у кого - то в зале предательски зазвонил телефон. «Аллилуйя» Ромульда Твардовского заканчивает концертный вечер. Хвалебное слово Богу звучит на разные голоса, возвышаясь, падая, словно море. Фон на заднем плане сменяет картина звездного неба. Люди рукоплещут, некоторые вытирают благодарные слезы.

В завершении мероприятия руководителей коллективов поздравил цветами и памятными подарками Настоятель Покровского собора Благочинный Новгородского округа протоиерей Игорь Беловенцев. Он отметил профессионализм и опыт исполнителей, а так же преемственность поколений. Так же настоятель Покровского собора добавил, что концерт прошел в День памяти святых жен-мироносиц. Хоровой фестиваль окончился на Апостольском приветствии «Христос Воскресе!»

После концерта удалось задать пару вопросов Настоятелю Покровского собора Благочинному Новгородского округа протоиерею Игорю Беловенцеву.

- Кто выступал учредителем и организатором сегодняшнего мероприятия?

Конечно, инициатива была Новгородской епархии, при участии и поддержке Администрации Новгородской области и города, и конечно, Дворца детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова.

- Что для Новгородской Епархии ознаменовал прошедший концерт?

Название «Пасхальный глас» зародилось во время работы оргкомитета еще в канун первого фестиваля. Мы понимаем, что повсеместно ежегодно проходят торжества, концерты, фестивали, посвященные Светлому Христову Воскресению, и мы, новгородцы, не должны оставаться в стороне. Именно наш «Пасхальный глас» - это общее прославление Воскресшего Христа по всей Вселенной, скажем так, наше участие и наше единение. И конечно, нам очень важно привлечение как можно большего количества творческих коллективов и участие в нашем мероприятии, что бы люди приобщались к православному творчеству, становились непосредственно участниками этих событий. Это объединяет, дарит радость и поддержку друг другу.

- А как вы считаете, подобные мероприятия благотворно влияют на культурную жизнь нашего города?

Безусловно! Они конечно не столь многочисленны, каждый год весной есть определенные особенности. Но, тем не менее, в храмах мы видим множество людей в Пасху, и продолжение этих пасхальных торжеств выливается за пределы храмов, в том числе и в этом концертном зале.

Фото: Светлана Разумовская, Надежда Васильева (Дом творческой фотографии «МЫ»).