Островский бесприданница краткое.

Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют «для моциону», а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из чайника в стаканы с блюдечками, чтобы люди не сказали, что, дескать, «ни свет ни заря – шампанское пьют».

Появившиеся особы начинают завтракать, обсуждая последние новости. Василий Данилыч сообщает, что покупает у Сергея Сергеича Паратова его самый известный пароход «Ласточку». Также Вожеватов говорит о том, что Харита Игнатьевна Огудалова, вдова, которая одна поднимала трех дочерей, теперь выдает замуж младшую – Ларису Дмитриевну. Мужчины предполагают, что ее может постичь такая же судьба, как первых двух сестер.

Старшая дочь была выдана за кавказского князя, который не довез ее даже до Кавказа, а зарезал по дороге от ревности. А средняя вышла якобы за иностранца, но он «оказался совсем не иностранец, а шулер». И вот теперь осталась последняя дочь Лариса – красавица, играет на гитаре и поет романсы. В доме бывает много молодых людей, готовых слушать ее песни и расточать комплименты, но не готовых взять замуж Ларису Дмитриевну, потому что она бесприданница.

Мать, Харита Игнатьевна, еще молодая и интересная женщина, и сама не прочь устроить свою женскую судьбу, только ей надо выдать замуж последнюю дочь. Год назад Сергей Сергеевич Паратов, богатый судохозяин, поездил к Огудаловым, всех женихов отбил, но так и не женился, ведь, по его словам, во всем всегда ищет выгоду. Лариса его очень любила, «чуть не умерла с горя, бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». После были еще двое женихов: «старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий князя, вечно пьяный». Вот тогда-то и сказала матери Лариса, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев.

В это время к кофейне подходят Огудаловы вместе с будущим женихом Ларисы. Карандышев приглашает всех присутствующих на обед, который он дает в честь Ларисы Дмитриевны. Кнуров считает такое приглашение оскорбительным от бедного чиновника, но Харита Игнатьевна объясняет, что обед в честь дня рождения Ларисы, и просит обязательно приехать. Кнуров обещает.

Карандышев упрекает Ларису в излишней фамильярности с Василием Данилычем, говорит, что пора ей отвыкать от прежнего образа жизни, который он называет табором. В это время на пристани раздается выстрел из пушки. Лариса вспоминает, что так всегда встречали Паратова, говорит, что по-прежнему любит его, но он никогда не вернется. Это в самом деле Паратов, и его едут встречать все слуги вместе с цыганами.

Чуть позже он появляется в кофейне и представляет купцам своего нового друга, артиста Аркадия Счастливцева. Паратов прозвал его Робинзоном , так как спас с пустого острова, куда он был высажен со своим собутыльником с корабля капитаном, по требованию пассажиров. А еще Сергей Сергеич сообщает, что женится на богатой девушке, а в приданое берет золотые прииски, вот поэтому продал и баржи, и свою любимую «Ласточку». Купцы сообщают, что и Лариса тоже выходит замуж. Паратов вспоминает, что чуть не женился на ней, и собирается вечером заехать к «тетеньке», как всегда называл он Хариту Игнатьевну.

Действие II

Вожеватов дарит Ларисе на день рождения брошь, которую мать тут же перепродает Кнурову за 700 рублей. Немолодой женатый купец укоряет Хариту Игнатьевну за то, что она отдает свою последнюю дочь за небогатого чиновника. Он говорит, что Лариса Дмитриевна со своей красотой «зачахнет», потому что «создана для блеску», и предполагает, что когда-нибудь она сбежит от недостойного мужа. Вот тогда понадобится участие богатого и солидного друга, предлагая в качестве такового себя. А пока он велит матери невесты приобрести для венчания все самое лучшее и обещает оплатить.

Появляется Лариса, берет гитару и напевает романс. Она делится с матерью мечтами: как поедет с женихом в деревню, будет собирать грибы и ягоды. Но Огудалова резонно замечает, что Заболотье не Италия: как бы не разочаровалась Лариса в своем женихе. Девушка в окно зовет Илью, чтобы он настроил ей гитару, а тот сообщает, что приехал «барин». Мать с дочерью пока не догадываются, что приехал Паратов.

Появившемуся Карандышеву Лариса говорит, чтобы они скорее уехали в деревню, но Юлий Капитоныч заявляет, что собирается устроить венчание здесь, чтобы не сказали, будто бы они прячутся: ведь он, бедный чиновник, не пара красавице Ларисе. Для этой цели он и устраивает обед, где хочет поднять тост за невесту, которая отнеслась к нему не так, как все остальные. Это и будет его маленькой местью за те насмешки, которые ему пришлось сносить.

Появившийся Паратов сообщает «тетеньке», что выгодно женится, а Ларису упрекает в том, что она быстро забыла его и выходит замуж. Она невольно признается, что все еще любит Паратова. Удовлетворив свое самолюбие этим ответом, «блестящий барин» затевает ссору с Карандышевым и требует извинения, пообещав наказать. Появившиеся гости разряжают обстановку. Будущему жениху приходится пригласить и Паратова, и тот намерен «потешиться» над ним за обедом, так как не прощает обид.

Действие III

Обед у Карандышева. Дешевое вино в бутылках из-под дорогого, сигары из табака низкого сорта. Купцы, особенно Кнуров, оскорблены тем, что пригласили на званый обед, а есть нечего. Он собирается уезжать в клуб, чтобы наконец пообедать. Их возмущает, что сам хозяин уже напился. Паратов раскрывает тайну, что так и было задумано: он подговорил Робинзона напоить Карандышева, ведь сам купец такое «бургонское» точно пить не будет.

Гости сговариваются уехать с цыганами за Волгу, но понимают, что без Ларисы «прогулка будет не весела». Вожеватов даже готов одарить всех гребцов по рублю серебром. Они договариваются окончательно напоить Карандышева и уехать. Робинзона брать не хотят: он уже свою роль сыграл, а теперь будет мешать. Вожеватов обещает ему, что они с утра уедут в Париж, а сейчас ему надо выспаться и отдохнуть.

Харита Игнатьевна укоряет будущего зятя, что он так сильно напился, но тот заявляет: он у себя дома и может делать что хочет. Тогда она просит Паратова не издеваться над Юлием Капитонычем. Тот обещает примириться, выпив с ним «брудершафт». Но говорит, что будет пить только коньяк и только из стаканов. После этого Карандышев становится совсем пьяным.

Паратов просит Ларису Дмитриевну спеть, но она отказывается, ведь ей стыдно за поведение своего «жениха». Пьяный Карандышев говорит, что запрещает ей петь. Это оскорбляет Ларису – она соглашается исполнить романс «Не искушай меня без нужды». Цыган Илья подыгрывает ей и подпевает вторым голосом. А Паратов сидит, запустив руки в волосы. После все восхищаются пением Ларисы и оставляют ее наедине с Сергеем Сергеичем.

Он признается, что во время ее пения проклинал себя за то, что «потерял такое сокровище». Говорит, что «еще несколько таких минут» и он бросит все расчеты – тогда никакая сила не вырвет его у Ларисы, «разве что вместе с жизнью». Паратов говорит, что они сейчас всей компанией уезжают за Волгу, и зовет ее вместе со всеми. Лариса растеряна: как же можно ей уйти с обеда будущего жениха, но потом решается. Тем более что Карандышев осуществляет свою «месть»: говорит тост, в котором заявляет, что Лариса Дмитриевна умеет ценить и выбирать людей, что она «отличает золото от мишуры», именно поэтому и выбрала в женихи его.

Паратов предлагает выпить «за счастливейшего из смертных», и, пока Карандышев ходит за очередной бутылкой вина, все покидают дом через заднюю калитку. Лариса на прощание говорит матери, что той либо радоваться за дочь, либо искать ее в Волге. Карандышев понимает, что гости над ним посмеялись, и, оскорбленный таким обманом, собирается мстить каждому. Он берет пистолет и уходит.

Действие IV

В кофейне обиженный Робинзон берет за счет Вожеватова бутылку дорого вина. Иван замечает Карандышева с пистолетом, который пристает к Робинзону с вопросом, где его друзья. Тот отвечает, что, очевидно, гуляли на Волге, поэтому брошенный жених отправляется на пристань.

Появляются цыгане, следом Кнуров и Вожеватов. Они обсуждают судьбу Ларисы Дмитриевны, которая бросила своего жениха, потому что в очередной раз поверила Паратову, а он-то уж точно не променяет ее на «миллионную невесту». Считая, что должны принять участие в дальнейшей судьбе Ларисы, почтенные купцы разыгрывают в «орлянку», кому взять ее в содержанки и поехать с ней на выставку в Париж.

Александр Островский писал свою пьесу «Бесприданница» на протяжении трех лет. Произведение стало успешным и завоевало любовь зрителей после кончины автора. Само название передает идею произведения: это история о девушке, которая не просто не имела приданого, но и будущего, не могла состояться как личность. Итак, Островский Бесприданница: краткое содержание.

Существует версия, что история, которая легла в основу «Бесприданницы», происходила на самом деле. В свое время это дело всколыхнуло весь уезд.

История создания пьесы такова. Работая судьей в Кинешемском уезде, Александр Островский имел доступ к криминальной хронике. Оттуда черпал вдохновение и сюжеты для своих произведений. В 1874 году писатель начал работу над пьесой. Параллельно писал еще несколько произведений. Через три года «Бесприданница» была готова, и все были уверены, что ее ждет успех.

Произведение без проблем прошло цензуру, автор получил уведомление о публикации в журнале «Отечественные записки». Сразу два театра начали работу над постановками, об этом много говорили и писали, но премьерные показы были провальными. Спектакль не оценили ни критики, ни зрители.

Рецензенты оценивали пьесу очень резко, осуждали идею и сюжет. Только через 10 лет на повторных показах произведение получило признание.

Проблематика

Через композицию и действующих лиц раскрываются проблемы Бесприданницы:

  • важности чести и долга в человеческой жизни;
  • верности и предательства в отношениях;
  • бездуховности общества того времени;
  • ценности человека, невозможности оценить человеческую личность;
  • отношений между родителями и детьми;
  • поиска смысла жизни, постановки и достижения целей;
  • разочарования в мечтах.

Интересно! Вокруг премьеры пьесы в 1878 году поднялась большая шумиха.

Р
аспродали все билеты, на представление пришли известные писатели, даже Федор Достоевский. Но критики вынесли вердикт: пьеса утомила даже самых непривередливых зрителей. Это был самый большой театральный провал в творческой судьбе Александра Островского.

Одним из главных мотивов является отображение положения женщин в обществе России того времени, разделение между богатыми и бедными. Главная идея произведения – «испорченность» буржуазного общества, в котором человек не имеет ценности, если у него нет материальных богатств .

Лариса – символ человеческой души, которая никому не нужна, если не имеет денег. Мужчины в произведении воспринимают ее по-разному: как приз, награду, красивый придаток к мужчине. Роль героини ограничивается только выбором жениха. Такая сюжетная линия акцентирует внимание на безысходности женского положения: все планы и будущее связаны только с выбором спутника жизни, сама по себе девушка ценности не представляет.

Персонажи

В пьесе участвуют такие главные герои:

  • помещица Огудалова, муж которой умер, мама Ларисы Дмитриевны. Это хитрая и корыстная вдова, которая мечтает о том, чтобы удачно выдать замуж свою дочь. В ее доме всегда много гостей, ведется активный поиск удачной партии. У нее есть еще две дочери, которые в браке не были счастливы;
  • Лариса Дмитриевна – девушка, у которой много поклонников, но нет приданого. Лариса очень милая, воспитанная, тихая, хорошо относится к людям, любит и уважает свою маму, очень переживает из-за своей несчастной любви;
  • Мокий Парменыч – богатый пожилой мужчина, который занимается финансовыми делами. Это великий ценитель красоты. Уверен, что за деньги можно купить все, даже человека, что он и предлагает Ларисе, делая ей предложение. Мужчина называет девушку «дорогим бриллиантом», обещает ей финансовое благополучие и материальные блага;
  • Василий Вожеватов – парень, который знает Ларису с детских лет, работает в богатой фирме, которая занимается торговлей;
  • Юлий Капитоныч – чиновник с небольшим состоянием, который ценит себя и очень любит. Ларису оценивает, как награду за свои труды, как достижение в противостоянии с Паратовым. Ощущает себя значимым и важным, хотя в роли жениха оказался совершенно случайно. Последний поступок (выстрел) свидетельствует об исключительном эгоизме и собственничестве того героя;
  • Сергей Паратов – хозяин нескольких судов, красивый, смелый и завидный жених, но очень легкомысленный, не думает о чувствах других, ценит в жизни деньги и удовольствия. Создает иллюзию богатства и успешности, но как личность совершенно ничего собой не представляет;
  • Робинзон – простой актер по имени Аркадий Счастливцев;
  • Гаврило – мужчина, который работает в буфете;
  • Иван – слуга в кофейне.

Интересный факт! Успех к пьесе пришел только в 1896 году. Постановкой спектакля занималась труппа Александринского театра.

В новой постановке Лариса Огудалова в исполнении актрисы Веры Комиссаржевской очень понравилось зрителям, хотя ее мастерство не было оценено критиками. Акценты в этой постановке сместились: главная героиня была не «под» женихами, как предмет, а «над» ними, как нечто высшее.

Полезное видео: краткое содержание пьесы

Основные события

О чем эта пьеса. Предлагаем краткое содержание по действиям или по явлениям.

Действие первое

События начинаются перед кофейней на берегу Волги из разговора Кнурова и Вожеватова, которые обсуждают возвращение судовладельца Паратова, который год назад внезапно покинул город, не попрощавшись с Огудаловой Ларисой.

Интересный факт! Островский использовал в пьесе «говорящие фамилии», которые даны персонажам не просто так.

Харита Игнатьевна носит фамилию «Огудалова» из-за своей хитрости: «огудать» означает «обвести вокруг пальца». Мужчины говорят о том, что у Ларисы есть большая проблема – отсутствие приданого, не позволяющая найти подходящего жениха. После того, как Парадов уехал, девушку окружают вниманием несколько мужчин: больной подагрой старик, пьяница и арестованный мошенник. Лариса повздорила с матерью и пообещала выйти замуж за первого встречного, которым оказался бедный чиновник Карандышев.

Во время разговора мужчин на сцене появляются обсуждаемые женщины в сопровождении новоиспеченного жениха, который ревнует свою невесту, допрашивая о Паратове. Лариса утверждает, что Сергей для нее – идеал мужчины.

На берегу слышится выстрел пушки, который возвещает о приезде барина. Карандышев с Ларисой уходят. Через некоторое время хозяин кофейни встречает гостей — купцов Сергея Сергеевича и Робинзона. Они разговаривают о свадьбе Ларисы, но Паратов говорит, что собирается жениться на дочери богатого чиновника, чувствует некоторую вину перед девушкой, но не ощущает себя ничем ей обязанным.

Второе явление

Действие переносится в дом Огудаловых. В гости к ним заходит Мокий Парменыч, который начинает убеждать Хариту Игнатьевну в том, что Карандышев не походит Ларисе в мужья.

Он убежден, что девушка должна выйти замуж за богатого и влиятельного мужчину, который сможет ей обеспечить богатый свадебный наряд, уверяет, что возьмет все расходы на себя, и уходит.

Лариса начинает разговор с матерью о своем отъезде после свадьбы: будущий муж будет баллотироваться в судьи, но Карандышев не разделяет такой поспешности. Все бурно обсуждают послесвадебные планы.

В гости к Огудаловым заходит Паратов. Сначала Сергей общается с матерью Ларисы, потом остается наедине с девушкой. Происходит серьезный разговор, во время которого Лариса говорит барину, что до сих пор его любит.

Появляется Карандышев, его знакомство с Паратовым начинается с конфликта о поговорке. Начинается ссора, которую усмиряет Харита Игнатьевна, предлагая всем выпить шампанского. Паратов понимает, что будет еще много поводов посмеяться над новым женихом Ларисы.

Третье действие

В поместье Карандышева разворачивается пышный званый обед, на который приглашена и Лариса. Девушка понимает, что застолье не удалось, видит, что гости не притрагиваются к еде, ей стыдно.

Паратов и Карандышев имитируют приятельские отношения, выпивают на брудершафт. Лариса начинает петь романс о любви, и Карандышев понимает, что совершил ошибку. Пока никто не слышит, Сергей признается девушке в том, что его терзают сомнения по поводу решения расстаться, затем приглашает поехать к Волге. Лариса спешит попрощаться с матерью, когда Юлий Капитонович отошел за шампанским. Вернувшись, жених увидел, что в доме стало пусто: невеста с гостем уехали. Это разозлило Карандышева настолько, что он, схватив пистолет, бросился на поиски пропажи.

Четвертое действие

Кнуров и Вожеватов после прогулки по Волге обсуждают Ларису. Говорят о том, что Паратов никогда не сможет жениться на Ларисе из-за ее бедности и выберет богатую невесту.

Недалеко девушка гуляет с Паратовым, между ними происходит сложный разговор. Сергей говорит, что обручен. Лариса сильно удивлена.

Через некоторое время героиня-бесприданница сидит за столиком у кофейни и видит Кнурова, который приглашает ее в столицу, гарантируя полное содержание, финансовую поддержку и исполнение всех желаний. В это время к ним подходит Карандышев, который пытается убедить девушку в том, что намерения этих молодых людей плохие, что они видят в ней только красивый предмет, украшение для дома.

Расстроенная Лариса внимательно слушает жениха, после чего принимает решение: Карандышев ей не подходит, так как Юлий Капитоныч слишком простой и мелкий для нее, и она будет искать что-то получше. Тогда Карандышев разозлился, достал пистолет и выстрелил в девушку со словами «Так не доставайся же ты никому!»

Полезное видео: «Бесприданница» – за 29 минут!

Вывод

Такое печальное завершение имеет пьеса «Бесприданница». Читать онлайн эту пьесу можно на специальном сайте, где собраны все книги школьной программы. В сети также можно найти аудиокнигу для прослушивания.

Александр Николаевич Островский - талантливейший русский драматург. Его творчество надолго определило основы национального репертуара русского театра, до сих пор его спектакли ставят все известнейшие российские театры.

Перед вами краткое содержание психологической драмы «Бесприданница», созданной в 1878.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГЕРОИ.

  • Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.
  • Лариса Дмитриевна – ее дочь, девица; одета богато, но скромно.
  • Мокий Парменыч Кнуров – один из крупных дельцов послед­него времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов – очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по ко­стюму европеец.
  • Юлий Капитоныч Карандышев – молодой человек, небо­гатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов – блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.
  • Робинзон — провинциальный актер Аркадий Счастлив­цев
  • Гаврило – клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
  • Иван — слуга в кофейной.
  • Ефросинья Потаповна – тетка Карандышева.

БЕСПРИДАННИЦА – краткое содержание по действиям.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге. Утро. Безлюдный городской бульвар на высоком берегу. Буфетчик Гаврило стоит в дверях кофейной, его слуга Иван приводит в порядок мебель на площадке. На прогулку выходит Мокий Парменыч Кнуров. Совершив моцион, он садится в кофейной. Из-за горы появляется Васи­лий Данилыч Вожеватов. Раскланивается с Кнуровым. Идет Вожеватов с пристани, где встречал, но не встретил судовладельца Сергея Сергеича Па­ратова. Паратов продает ему свой пароход «Лас­точку».

Таврило замечает на Волге пароход и узнает в нем предмет разговора. Паратов, скорее всего, решил сам приехать на «Ласточке». В этом можно легко убедиться: когда Паратов причаливает или отплывает, палит пушка с его баржи. Да и коляска к пристани поехала с четырьмя иноходцами и с цы­ганом в парадном казакине.

Неторопливая беседа Кнурова и Вожеватова сопровождается шампанским. Говорят о выставке в Париже, куда поедут на днях. Вожеватов сообща­ет новость: Лариса Дмитриевна Огудалова выходит замуж за Карандышева. Огудалова - беспридан­ница и не может найти подходящей партии. Мать ее, Харита Игнатьевна, уже двух дочерей замуж выдала: одну - за кавказца, другую - за иност­ранца, оказавшегося шулером.

Ездят к приятной барышне многие, но никто не сватается. Лариса неглупа, но простовата, хитрос­ти нет. В прошлом году Паратов к ней ездил, отбил всех женихов и исчез. Лариса Горевала, пыталась его догнать, мать вернула ее со второй станции. Позже были в женихах старик с подагрой, пьющий управляющий и проворовавшийся кассир, которого у Огудаловых и арестовали. После этого Лариса сказала, что не станет срамиться и вый­дет за первого, кто посватается. Тут и воспользовался ситуацией небогатый чиновник Карандышев, ожидавший этого момента три года.

Кнуров высказывает мнение, что Лариса Огудалова предназначена для роскоши, а не нищеты. В нищенской обстановке она может опошлиться и погибнуть. Он не прочь сам заняться шлифовкой этого бриллианта. Вожеватов думает, что Лариса бросит мужа, как только поглядит на него попри­стальнее.

В кофейную входят Огудаловы и Юлий Капитоныч Карандышев. Вожеватов кланяется, Кну­ров достает газету. Лариса садится на скамейку и смотрит за Волгу в бинокль. Харита Игнатьевна и Карандышев подходят к столу. Вожеватов пода­ет обоим руку, Кнуров подает руку Огудаловой и слегка кивает Карандышеву. Садятся, пьют чай. Карандышев садится поодаль. Приказывает Ивану сегодня служить ему за обедом и приглашает всех на обед в честь Ларисы. Приглашение, подкреплен­ное просьбой Хариты Игнатьевны, принимается. Карандышев не участвует в общем разговоре, на него не обращают внимания или отмахиваются.

После того как мужчины уходят смотреть под­ходящую «Ласточку», Лариса просит увезти ее в деревню, а Карандышев недовольно спрашивает, о чем ей тихо говорил Вожеватов и почему она фамильярно называет его Васей. Раздражитель­но говорит, что ей надо бросить старые привычки и нельзя терпеть этот «цыганский табор», что был у них дома. Лариса просит не упрекать ее и поддер­жать, она признается, что очень чутка и впечатли­тельна, а в «таборе» были и хорошие, благородные люди. В том числе и Паратов. Карандышев кипя­тится: чем он хуже Паратова? Для Ларисы Сергей Сергеич - идеал мужчины, поэтому ее жених не идет ни в какое сравнение с ним. Она признается, что одного взгляда Паратова достаточно, чтобы она пошла за ним, но, скорее всего, они никогда не встретятся. Раздается пушечный залп. Лариса пу­гается, она с Карандышевым уходят.

Кнуров, Вожеватов, Паратов и его друг Робин­зон (провинциальный актер Аркадий Счастлив­цев) приходят в кофейную. Паратов рассказывает, что женится на богатой девушке и берет в прида­ное золотые прииски, приехал проститься со своей свободой, веселее провести последние свободные дни. Он узнает о предстоящем замужестве Лари­сы и думает, что может прийти к Огудаловым в дом, не напоминая о прошлом.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Комната в доме Огудаловой, там готовятся к прие­му. Вожеватов присылает подарок для Ларисы. Приходит Кнуров, он с Харитой Игнатьевной раз­говаривает про Карандышева. Кнуров намекает, что не прочь принять участие в судьбе Ларисы с выгодой для себя, готов оплатить ей свадебный гардероб.

Лариса рассказывает матери, что Юлий Kaпитоныч намерен баллотироваться в мировые судьи в Заболотье. Она хочет, как можно быстрее уехать из дома, говорит, что всякий уголок после той жизни, что она испытала, покажется раем. Зовет Илью, чтобы он настроил гитару, и говорит, что будет в деревне со скуки играть и петь романсы. Карандышев же не хочет так быстро уезжать, ему нужно покрасоваться с невестой в городе. Са­молюбие его требует убедить посторонних, что выбор Ларисы был свободным, а не от безысходности. Поэтому он и собирает обед. Лариса хочет, чтобы свадьба была как можно скромнее, а Карандышев хочет взять реванш за три года насмешек других женихов над ним. Он хочет похвалиться тем, что Лариса его оценила.

Карандышев первым говорит Ларисе о приезде Паратова: «Приехал промотавшийся кутила, раз­вратный человек» . Лариса пугается и просит увез­ти ее, боится не за себя, а за жениха. Юлий Капитоныч возражает ей и говорит, что в обиду не дастся. Докладывают о приходе Паратова. Лариса с женихом уходит в комнату, просит мать отделаться от визитов Сергея Сергеича.

Паратов говорит Харите Игнатьевне, что на­рочно приехал в Бряхимов и сразу пришел к ним. Объясняет, что уехал тогда в спешке, так как на­до было спасать свое имущество. Сейчас его дела неважно идут, поэтому он намерен выгодно же­ниться, взяв за невестой в приданое пол миллиона. Спрашивает, можно ли увидеть Ларису.

Лариса выходит к нему, в разговоре с ней Сер­гей Сергеич пытается выяснить, какие чувства к нему она сейчас испытывает. Лариса рассказы­вает, что ждала его долго и давно перестала. Па­ратов вызывает ее на откровенность и узнает, что Лариса любит его. «Уступить вас я могу, но усту­пить вашу любовь мне было бы тяжело ». Паратов обещает сохранить прежние воспоминания, расстаться лучшими друзьями. Говорит, что брак для него - дело священное, и спрашивает, какими до­стоинствами обладает жених Ларисы. Она отве­чает, что только одним: любит ее.

Паратова знакомят с Карандышевым, Карандышев затевает с ним мелочный спор, поставив Огудаловых в неловкое положение. Лариса приказывает ему извиниться. Харита Игнатьевна вынуждает Карандышева в знак примирения пригласить Па­ратова на обед. Карандышев приглашает, но Пара­тов, хотя и соглашается, все равно хочет проучить спорщика.

Приходят Вожеватов и Робинзон. Вожеватов говорит, что научил актера трем английским сло­вам, Робинзон в беседе отвечает только этими сло­вами. Паратов говорит Карандышеву, чтобы он пригласил на обед его друга Робинзона. Гости рас­ходятся по очереди. В комнате остаются Паратов и Вожеватов. На вопрос Вожеватова, понравился ли ему жених Ларисы, Сергей Сергеич отвечает: «Кому он может понравиться, петушиться взду­мал». Говорит, что еще над ним потешится. Гости уходят от Огудаловых.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Действие происходит в кабинете Карандышева, меблированном с претензиями, но без вкуса. Над диваном прибит ковер, на нем развешано оружие. Иван просит у тетки Карандышева лимоны к чаю, та предлагает вместо этого клюквенный морс в ста­реньком графинчике.

Лариса разговаривает с матерью. Ей стыдно за поведение Карандышева, а он ничего не замечает. Мать отвечает ей:

«Он никогда не видел, как по­рядочные люди обедают. Думает, что всех удивил своей роскошью, а его нарочно подпаивают… хо­тят позабавиться… Терзаешься, а что дальше будет?»

Но Лариса отвечает, что исправить уже ни­чего нельзя.

Входит Ефросинья Потаповна, жалуясь на то, сколько продуктов извели для стола и как долго сидят гости, ведь в дом не привезли ни пуховых перин, ни соболей в качестве приданого тратить­ся не из чего.

В кабинете Кнуров, Вожеватов и Паратов. Кну­ров собирается в клуб обедать, за столом он ниче­го не ел. Хозяин глуп и сам напился. Паратов гово­рит ему, что это он решил напоить хозяина при помощи Робинзона, который от рюмки никогда не откажется, но без хозяина пить не соглашается. Паратов просит Кнурова подождать. Лариса Дмит­риевна должна спеть.

Робинзон жалуется Паратову на плохое вино. Карандышев предлагает всем сигары такого же низкого качества. Хвалится своим турецким ору­жием.

Огудалова пытается открыть глаза будущему зятю и просит прекратить издеваться над ним. Паратов предлагает Карандышеву выпить с ним на брудершафт. Робинзон: «Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит».

Приходит цыган Илья, говорит, что все цыгане собрались. Паратов просит принести гитару, что­бы Лариса спела, потом все хотят поехать за Вол­гу. Решают взять с собой Ларису и избавиться от Робинзона. Вожеватов предлагает ему ехать в Па­риж вместо Волги, отправляет к себе отоспаться и подождать его.

Паратов говорит Ларисе, что с Карандышевым они друзья навек, и просит спеть. Карандышев за­прещает петь невесте, она в пику ему соглашает­ся. Поет «Не искушай меня без нужды ». Паратов сидит, запустив руки в волосы. Все восхищаются, пением Ларисы. Карандышев приказывает при­нести шампанское, никто не несет, и он отправля­ется за ним сам, Харита Игнатьевна идет за ним.

Паратов обольщает Ларису и уговаривает ехать за Волгу. Услышав о том, что завтра Сергей Сергеич уезжает, Лариса соглашается провести последний день с ним.

Карандышев приходит с шампанским и произ­носит тост за выбор Ларисы Дмитриевны. Пара­тов предлагает принести еще вина и выпить за «счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева ». Карандышев уходит за вином, все уезжают, не дожидаясь его. Вожеватов увозит Робинзона к себе домой. Лариса говорит матери: «Или тебе радоваться, или ищи меня в Волге. Вид­но, от своей судьбы не уйдешь ». Карандышев воз­вращается и узнает, что все уехали. Горячится, плачет и решает отомстить всем. Хватает со стола заряженный пистолет и убегает.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Светлая летняя ночь. Кофейная. Робинзон иг­рает на деньги с Иваном, слуга отказывается иг­рать в кредит. Робинзон от огорчения, что его не взяли, решает задолжать в буфете, чтобы за него потом расплачивались. Появляется Карандышев, Иван говорит Робинзону, что вчера Карандышев с пистолетом ушел из дома. Робинзон путается, пытается спрятаться за бутылку. Карандышев под­ходит к нему и спрашивает, где его товарищи. Ак­тер отправляет его на пристань, а сам скрывается в кофейной и просит Ивана говорить Карандышеву, что его нет. Выходит буфетчик Таврило и спра­шивает, не приехала ли компания обратно. Иван говорит, что приехала, цыган слышно. Цыгане при­ходят к кофейной. Появляются Кнуров и Вожеватов, разговаривают. Кнуров полагает, что драма уже начинается. Вожеватов уже видел слезы на глазах Ларисы, но считает, что ее жених посер­дится и «опять тот же будет ». Кнуров:

«Чтоб бро­сить жениха чуть не накануне свадьбы, надо иметь основание. Вы подумайте: Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него же­ниха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»

Вожеватов спрашивает: «Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее? » Кнуров отвечает, что иначе бы Лариса не по верила человеку, уже обманувшему ее однажды. Но невесту с большим приданным, по его мнению, на Ларису Паратов не променяет.

Робинзон выходит на крыльцо кофейной, он ждет, что Вожеватов повезет его в Париж. Вожеватов шутит над ним, вместо столицы Франции он пред­лагает ехать в трактир «Париж». Кнуров опять заводит разговор о Ларисе, считает, что теперь он и Вожеватов обязаны принять участие в ее судь­бе. Кнурову представляется случай взять Ларису с собой в Париж, по он не хочет соперничества с Вожеватовым. Василий Данилыч говорит, что от­ступного не возьмет, Ларису разыгрывают в ор­лянку. Выигрывает Кнуров.

Приходят Паратов и Лариса. Паратов благо­дарит ее за счастье, которое она доставила всей компаний своим присутствием. Лариса просит не говорить «фраз», ждет ответа на вопрос: «Жена я ваша или нет?» Паратов уходит от ответа, откла­дывает разговор на завтра. Лариса не хочет ехать домой, но Паратов говорит, что кутить с ними ночь в трактире - это повод для сплетен. Лариса счи­тает: если Паратов ее увез, он должен и привезти, сплетни ее не пугают. Она считает, что должна приехать с Паратовым или не являться домой сов­сем. Непонимающему Паратову она объясняет, что намерена свести счеты с жизнью в случае его отказа. Сергей Сергеич считает, что Карандышев будет только рад, если Лариса вернется; а от него, Паратова, она многого требовать не может. Лариса говорит о том, как она его ждала и страдала, но Па­ратов объясняет, что увлекся, однако скован цепя­ми помолвки. «Подите от меня! Довольно! Я уж са­ма о себе подумаю », - восклицает Лариса.

На крыльцо кофейной выходят Кнуров, Воже­ватов и Робинзон. Паратов велит Робинзону отвезти Ларису Дмитриевну домой. Робинзон боится Карандышева, но Паратову подчиняется.

Лариса подходит к Вожеватову и говорит, что погибает, просит помочь ей, пожалеть. Но тот ссы­лается па свои цепи - честное купеческое слово. Кнуров подходит к Ларисе и предлагает ей поезд­ку в Париж и полное обеспечение на всю жизнь. Лариса молчит, поворачивает голову в другую сто­рону. Кнуров говорит, что хотел бы предложить ей руку, по не может - женат. Говорит, что не то­ропит с ответом, почтительно кланяется и уходит в кофейную. Лариса остается одна. Хочет бро­ситься с обрыва, по ей страшно. Подпирает голову рукой и сидит в забытьи. Приходят Робинзон и Карандышев. Робинзон сказал Карандышеву, что Паратов оскорбил Ларису и велел ему отвезти ее домой. Карандышев говорит, что она сама винова­та, но только он имеет право ее судить, он обязан заступиться за нее и наказать оскорбителей. Про­сит Робинзона оставить их, подходит к столу и са­дится напротив Ларисы. Она говорит ему, как он противен, и прогоняет. На слова Карандышев о мести за оскорбление Лариса отвечает, что самое тяжкое оскорбление для нее - его покровитель­ство. Карандышев рассказывает, что ее разыгра­ли в орлянку, смотрят на нее как на вещь. Ларису оскорбляет слово «вещь»:

«Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала се­бя… я вещь! Наконец-то слово для меня найдено… Уходите!… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину».

Карандышев говорит, что он ее хозяин, но Лариса возражает:

«Каждой вещи своя цена есть… Ха, ха, ха…я слишком, слишком дорога для вас… Подите пошлите ко мне Кнурова».

Юлий Капитоныч просит уехать с ним из города, проща­ет ее. Но Лариса сама себя не прощает, а уезжать, по ее мнению, уже поздно: перед глазами заблес­тело золото, засверкали бриллианты. Карандышев слишком мелок и ничтожен для нее. Он приз­нается Ларисе в любви, она говорит, что это ложь, никто не постарался заглянуть ей в душу: «Я не нашла любви, так буду искать золота. Подите, я вашей быть не могу». Эти слова задевают Карандышева. Он встает и говорит, что Лариса должна быть его. «Чьей ни быть, но не вашей! Никогда! » - слышит он в ответ. В запале Карандышев достает пистолет и стреляет: «Так не доставайся ж ты ни­кому !» После выстрела роняет пистолет, понимая, что наделал. Лариса благодарит его за «благодея­ние», поднимает пистолет и кладет на стол. Из ко­фейной выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Таврило и Иван, все спрашивают, что случилось. «Это я сама! Никто не виноват…» - отвечает Лариса. Цыгане в кофейной запевают песню, Паратов кричит:

«Велите замолчать!» Ла­риса постепенно слабеющим голосом говорит: «Нет, нет, зачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на ко­го не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Лариса посылает всем поцелуй. Громко поют цыгане.

Надеюсь, данное краткое содержание пьесы «Бесприданница» Островского помогло вам подготовится к уроку русской литературы.

Большой вымышленный город на Волге - Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец), заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скандала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огудаловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посватается, а Карандышев - давний и неудачливый поклонник - «и тут как тут». Вожеватов сообщает, что ждёт Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызывает радостное оживление владельца кофейни. К пристани поскакала лучшая в городе четверня с хозяином на козлах и цыганами в парадной одежде.

Появляются Огудаловы с Карандышевым. Огудалову угощают чаем, Карандышев важничает и, как равный, обращается к Кнурову с приглашением на обед. Огудалова поясняет, что обед в честь Ларисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев выговаривает Ларисе за фамильярность с Вожеватовым, несколько раз осудительно упоминает дом Огудаловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Паратове, к которому Карандышев относится с завистливым недоброжелательством, а Лариса - с восторгом. Она возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич - идеал мужчины». Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Карандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба - в честь приезда Паратова. Лариса с женихом уходят.

Появляется Паратов в сопровождении провинциального актёра Аркадия Счастливцева, которого Паратов зовёт Робинзоном, поскольку снял его с необитаемого острова, куда Робинзона высадили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отвечает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сообщает, что женится на невесте с золотыми приисками, приехал проститься с холостяцкой волей. Паратов приглашает на мужской пикник за Волгу, делает ресторатору богатый заказ и зовёт пока к себе отобедать. Кнуров и Вожеватов с сожалением отказываются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие происходит в доме Огудаловых, главная примета гостиной - рояль с гитарой на нем. Приезжает Кнуров и упрекает Огудалову, что она отдаёт Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой полумещанской жизни и, вероятно, вернётся к матери. Тогда им потребуется солидный и богатый «друг» и предлагает себя в такие «друзья». После этого он просит Огудалову, не скупясь, заказать Ларисе приданое и подвенечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появляется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огудалова рисует деревенскую жизнь в мрачных красках. Лариса наигрывает на гитаре и напевает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содержателя хора цыгана Илью, она зовёт его наладить гитару. Илья рассказывает, что барин приезжает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сообщивших о приезде долгожданного клиента. Огудалова беспокоится: не поторопились ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «повеличаться» (выражение Огудаловой) Ларисой, удовлетворить своё самолюбие, которое так долго страдало от пренебрежения им, Карандышевым. Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев бранит город за внимание к развратному, промотавшемуся кутиле, приезд которого всех свёл с ума: рестораторов и половых, извозчиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздражённо бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огудаловым. Испуганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огудалова ласково и фамильярно принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полумиллионным приданым. Огудалова зовёт Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено. Огудалова знакомит его с Карандышевым, между ними происходит ссора, поскольку Паратов стремится задеть и унизить жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. Появляется Вожеватов в сопровождении Робинзона, выдаваемого за англичанина, и знакомит его с присутствующими, в том числе и с Паратовым, который сам недавно уступил ему Робинзона. Вожеватов и Паратов сговариваются повеселиться на обеде у Карандышева.

Третье действие - в кабинете Карандышева, убранном бедно и безвкусно, но с большими претензиями. На сцене тётка Карандышева, смешно жалующаяся на убытки от обеда. Появляется Лариса с матерью. Они обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым своего положения. Огудалова говорит, что гости нарочно подпаивают Карандышева и смеются над ним. После ухода женщин появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Карандышева. Появляется Карандышев, который важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берётся её уговорить. Появившуюся Ларису просят спеть, но Карандышев пытается ей запретить, тогда Лариса поёт «Не искушай». Гости в восторге, Карандышев, собираясь сказать давно заготовленный тост, уходит за шампанским, остальные оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что ещё несколько таких мгновений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса соглашается поехать на пикник в надежде вернуть Паратова. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышева посылают ещё за вином. Вернувшись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, понимает, наконец, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвёртое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Карандышева с пистолетом. Тот появляется и расспрашивает Робинзона, где его товарищи. Робинзон отделывается от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Карандышев уходит. Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов, полагающие, что «драма начинается». Оба понимают, что Паратов дал Ларисе серьёзные обещания, которые не намерен выполнять, а потому она скомпрометирована и положение её безвыходное. Теперь может осуществиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпадает Кнурову, и Вожеватов даёт слово устраниться.

Появляется Лариса с Паратовым. Паратов благодарит Ларису за удовольствие, но она хочет услышать, что теперь стала его женой. Паратов отвечает, что не может порвать с богатой невестой из-за страстного увлечения Ларисой, и поручает Робинзону отвезти её домой. Лариса отказывается. Появляются Вожеватов и Кнуров, Лариса бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот решительно уклоняется, оставляя её с Кнуровым, который предлагает Ларисе совместную поездку в Париж и содержание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её подумать. В отчаянии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не решается покончить с собой и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появляется Карандышев, Лариса пытается прогнать его, говорит о своём презрении. Он упрекает её, рассказывает, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали её в орлянку, как вещь. Лариса потрясена и, подхватывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Карандышев пытается её остановить, кричит, что прощает её и увезёт из города, но Лариса отвергает это предложение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбешённый и униженный Карандышев стреляет в неё. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладёт револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение. Паратов кричит: «Велите замолчать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыганский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Действие проис-ходит в большом вымыш-ленном городе на Волге — Бряхи-мове. Открытая площадка возле кофейни на приволж-ском буль-варе. Кнуров («из крупных дельцов послед-него времени, пожилой человек с огромным состо-я-нием», как сказано о нем в ремарке) и Воже-ватов («очень молодой человек, один из пред-ста-ви-телей богатой торговой фирмы, по костюму евро-пеец), заказав шампан-ское в чайном приборе, начи-нают обсуж-дать новость: известная в обще-стве краса-вица беспри-дан-ница Лариса Огуда-лова выходит замуж за бедного чинов-ника Каран-ды-шева. Воже-ватов объяс-няет скромный брак жела-нием Ларисы, пере-жившей силь-нейшее увле-чение «блестящим барином» Пара-товым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скан-дала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огуда-ловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посва-та-ется, а Каран-дышев — давний и неудач-ливый поклонник — «и тут как тут». Воже-ватов сооб-щает, что ждет Пара-това, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызы-вает радостное ожив-ление владельца кофейни. К пристани поска-кала лучшая в городе четверня с хозя-ином на козлах и цыга-нами в парадной одежде.

Появ-ля-ются Огуда-ловы с Каран-ды-шевым. Огуда-лову угощают чаем, Каран-дышев важни-чает и, как равный, обра-ща-ется к Кнурову с пригла-ше-нием на обед. Огуда-лова пояс-няет, что обед в честь Ларисы, и она присо-еди-ня-ется к пригла-шению. Каран-дышев выго-ва-ри-вает Ларисе за фами-льяр-ность с Воже-ва-товым, несколько раз осуди-тельно упоми-нает дом Огуда-ловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Пара-тове, к кото-рому Каран-дышев отно-сится с завист-ливым недоб-ро-же-ла-тель-ством, а Лариса — с восторгом. Она возму-щена попыт-ками жениха срав-нить себя с Пара-товым, заяв-ляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разго-вора разда-ются пушечные выстрелы, Лариса пуга-ется, но Каран-дышев объяс-няет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разго-вора Воже-ва-това и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Пара-това. Лариса с женихом уходят.

Появ-ля-ется Паратов в сопро-вож-дении провин-ци-аль-ного актера Аркадия Счаст-лив-цева, кото-рого Паратов зовет Робин-зоном, поскольку снял его с необи-та-е-мого острова, куда Робин-зона выса-дили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отве-чает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. <...> найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сооб-щает, что женится на невесте с золо-тыми приис-ками, приехал проститься с холо-стяцкой волей. Паратов пригла-шает на мужской пикник за Волгу, делает ресто-ра-тору богатый заказ и зовет пока к себе отобе-дать. Кнуров и Воже-ватов с сожа-ле-нием отка-зы-ва-ются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие проис-ходит в доме Огуда-ловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем. Приез-жает Кнуров и упре-кает Огуда-лову, что она отдает Ларису за бедного чело-века, пред-ре-кает, что Лариса не вынесет жалкой полу-ме-щан-ской жизни и, веро-ятно, вернется к матери. Тогда им потре-бу-ется солидный и богатый «друг» и пред-ла-гает себя в такие «друзья». После этого он просит Огуда-лову, не скупясь, зака-зать Ларисе приданое и подве-нечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появ-ля-ется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огуда-лова рисует дере-вен-скую жизнь в мрачных красках. Лариса наиг-ры-вает на гитаре и напе-вает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содер-жа-теля хора цыгана Илью, она зовет его нала-дить гитару. Илья расска-зы-вает, что барин приез-жает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сооб-щивших о приезде долго-ждан-ного клиента. Огуда-лова беспо-ко-ится: не пото-ро-пи-лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появ-ля-ется Каран-дышев, кото-рого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «пове-ли-чаться» (выра-жение Огуда-ловой) Ларисой, удовле-тво-рить свое само-любие, которое так долго стра-дало от прене-бре-жения им, Каран-ды-шевым. Лариса упре-кает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только наде-ется полю-бить. Каран-дышев бранит город за внимание к разврат-ному, промо-тав-ше-муся кутиле, приезд кото-рого всех свел с ума: ресто-ра-торов и половых, извоз-чиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздра-женно бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огуда-ловым. Испу-ганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огуда-лова ласково и фами-льярно прини-мает Пара-това, спра-ши-вает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полу-мил-ли-онным приданым. Огуда-лова зовет Ларису, между ней и Пара-товым проис-ходит объяс-нение наедине. Паратов упре-кает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса призна-ется, что продол-жает любить его и выходит замуж, чтобы изба-виться от унижений перед «невоз-мож-ными жени-хами». Само-любие Пара-това удовле-тво-рено. Огуда-лова знакомит его с Каран-ды-шевым, между ними проис-ходит ссора, поскольку Паратов стре-мится задеть и унизить жениха Ларисы. Огуда-лова улажи-вает скандал и застав-ляет Каран-ды-шева пригла-сить на обед и Пара-това. Появ-ля-ется Воже-ватов в сопро-вож-дении Робин-зона, выда-ва-е-мого за англи-ча-нина, и знакомит его с присут-ству-ю-щими, в том числе и с Пара-товым, который сам недавно уступил ему Робин-зона. Воже-ватов и Паратов сгова-ри-ва-ются пове-се-литься на обеде у Каран-ды-шева.

Третье действие — в каби-нете Каран-ды-шева, убранном бедно и безвкусно, но с боль-шими претен-зиями. На сцене тетка Каран-ды-шева, смешно жалу-ю-щаяся на убытки от обеда. Появ-ля-ется Лариса с матерью. Они обсуж-дают ужасный обед, унизи-тельное непо-ни-мание Каран-ды-шевым своего поло-жения. Огуда-лова говорит, что гости нарочно подпа-и-вают Каран-ды-шева и смеются над ним. После ухода женщин появ-ля-ются Кнуров, Паратов и Воже-ватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Каран-ды-шева. Появ-ля-ется Каран-дышев, который важни-чает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посы-лают за коньяком. В это время цыган Илья сооб-щает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берется её угово-рить. Появив-шуюся Ларису просят спеть, но Каран-дышев пыта-ется ей запре-тить, тогда Лариса поет «Не искушай». Гости в восторге, Каран-дышев, соби-раясь сказать давно заго-тов-ленный тост, уходит за шампан-ским, остальные остав-ляют Пара-това наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что еще несколько таких мгно-вений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса согла-ша-ется поехать на пикник в надежде вернуть Пара-това. Появив-шийся Каран-дышев произ-носит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разби-рать людей» и потому выбрала его. Каран-ды-шева посы-лают еще за вином. Вернув-шись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, пони-мает, наконец, что над ним посме-я-лись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Каран-ды-шева с писто-летом. Тот появ-ля-ется и расспра-ши-вает Робин-зона, где его това-рищи. Робинзон отде-лы-ва-ется от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Каран-дышев уходит. Появ-ля-ются вернув-шиеся с пикника Кнуров и Воже-ватов, пола-га-ющие, что «драма начи-на-ется». Оба пони-мают, что Паратов дал Ларисе серьезные обещания, которые не намерен выпол-нять, а потому она ском-про-ме-ти-ро-вана и поло-жение её безвы-ходное. Теперь может осуще-ствиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпа-дает Кнурову, и Воже-ватов дает слово устра-ниться.

Появ-ля-ется Лариса с Пара-товым. Паратов благо-дарит Ларису за удоволь-ствие, но она хочет услы-шать, что теперь стала его женой. Паратов отве-чает, что не может порвать с богатой неве-стой из-за страст-ного увле-чения Ларисой, и пору-чает Робин-зону отвезти её домой. Лариса отка-зы-ва-ется. Появ-ля-ются Воже-ватов и Кнуров, Лариса броса-ется к Воже-ва-тову с просьбой о сочув-ствии и совете, но тот реши-тельно укло-ня-ется, оставляя её с Кнуровым, который пред-ла-гает Ларисе совместную поездку в Париж и содер-жание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её поду-мать. В отча-янии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не реша-ется покон-чить с собой и воскли-цает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появ-ля-ется Каран-дышев, Лариса пыта-ется прогнать его, говорит о своем презрении. Он упре-кает её, расска-зы-вает, что Кнуров и Воже-ватов разыг-ры-вали её в орлянку, как вещь. Лариса потря-сена и, подхва-тывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Каран-дышев пыта-ется её оста-но-вить, кричит, что прощает её и увезет из города, но Лариса отвер-гает это пред-ло-жение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбе-шенный и униженный Каран-дышев стре-ляет в нее. Умира-ющая Лариса с благо-дар-но-стью прини-мает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежав-шимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыган-ское пение. Паратов кричит: «Велите замол-чать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыган-ский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».