Основные мотивы Лирики Бунина. Лирический герой и его мировоззрение

Иногда я задумываюсь о том, что нередко прекрасное проходит мимо людей. Часто ли мы замечаем прелесть весеннего утра, окрашенные зарёю в розовый цвет облака, грустную монотонность осеннего дождя, золотом усыпанные дорожки на знакомой улице? Охваченные повседневными заботами, мы все спешим куда-то мимо… И мир, такой чудесный, не очищает наши души, тронутые тленом мелочности, жестокости, обыденности.

Видеть красоту, пробуждать «души прекрасные порывы» учит поэзия.

Спросите у молодых, часто ли они читают стихи. Немного найдется таких, кто ответит на этот вопрос утвердительно. В школе, на уроках литературы, учат «стишки» по обязанности, «анализируют» и забывают, едва получив оценку. От молодых людей на свидании или по телефону слышат о компьютерах или о модных музыкальных записях (это от самых порядочных). А вот стихи …

В школе мне всегда нравилось учить стихотворения о природе. Пробовала писать сама, но, увы, видимо, Бог обделил талантом. А вот интерес к поэтическому слову остался.

Любимый автор? Любимая книга? Стихотворение? Трудно назвать что-то одно, особенно любимое. Мне нравятся стихи многих поэтов, но ближе всех, пожалуй, произведения Ивана Алексеевича Бунина. Перелистываю знакомые страницы небольшого бунинского сборника. «Не видно птиц. Покорно чахнет лес…» – так начинается одно из стихотворений. Оно написано в 1889 году, автору было всего девятнадцать лет. Небольшое по объёму и, может быть, не самое лучшее из лирических произведений поэта, но, как и многие другие его стихотворения о природе, оно остановило моё внимание. Попробуем дать ему название. «Осень»? «Осенняя грусть»? Но стихотворение не только об осени, в нём звучат не только грустные ноты. Представлю себя художником и напишу красками картину, созданную поэтом. Гнутся под ветром верхушки чернеющих деревьев, пригибаются к земле голые кусты, покинутые листвой, шевелятся сухие былинки, выступающие из «свалявшейся» травы. Открывается глазу степной простор, но не светлый и лучезарный, как в ясный летний день, а мрачноватый, холодный. Вдали виден силуэт всадника. Это охотник, «убаюканный шагом конным», задумавшись, едет по степи.

Взгляните на созданную мною картину. Всё ли здесь? Нет, конечно. Невозможно передать красками то, что можно выразить словами: страдания леса, который «чахнет» не только от осеннего холода, но и оттого, что он «болен»; запах грибной сырости, доносящийся из оврагов (грибов уже нет, а запах остался, и овраги дышат им); «угрюмость» холодного дня, когда нет солнца, нависают тучи и всё становится тёмным.

В стихотворении перекликаются мрачное и светлое начала. Мрачное – это больной, чахнущий лес, сырость оврагов, чернеющая под кустами листва, угрюмый день, глушь, однотонность ветра. Светлое – это крепкий запах грибов, свежесть осеннего дня, «свободная» степь, «отрадная глушь», звон ветра.

Образ лирического героя тесно связан с художественным образом осенней природы. «Отрадная» грусть наполняет душу героя стихотворения. Отрадная – от слова радость. Нельзя сказать «радостная» потому, что, как мне кажется, в слове «радостный» не могут звучать грустные мотивы. Радость и грусть – понятия взаимоисключающие. А значения слов «отрадный» или «тихий» близки. Бунинская «отрадная грусть» не тревожит душу пустотой и холодом приближающейся зимы, напротив, наполняет её осенней свежестью, воспоминанием о ярких красках и тепле лета, о пережитой когда-то любви, оставившей печальный след в сердце. Душа человека сливается с душой природы.

Стихотворение «Последний шмель» написано Буниным в 1916 году, когда автору было уже тридцать пять лет. Это пора зрелости, трезвой оценки своего жизненного пути. Произведение небольшое, состоит из трёх строф, и главных действующих лиц в нём два: шмель, залетевший в «жильё человечье», и лирический герой.

Остановим своё внимание на первом из них. Шмель — «чёрный», «бархатный», «золотое оплечье». Читаешь эти слова, и невольно представляется средневековый рыцарь, только не в доспехах, а в богатом наряде. Мягкий черный камзол, расшитый золотом, на голове- бархатный берет, украшенный красивым пером, на боку — шпага в нарядных ножнах. Шмель – заблудившийся печальный рыцарь в предчувствии своих последних дней, «заунывно гудящий певучей струной». «Заунывно» — уныло, невесело, на одной ноте – звучит струна, трогая душу, наполняя её грустью. Недолог век шмеля, скоро «в засохшей татарке, на подушечке красной», уснёт. Грустные ноты созвучны и переживаниям лирического героя, и состоянию природы. Человек тоскует, его одолевают думы о своей, жизни, о расцвете лет, который скоро сменится порою увядания.

«За окном цвет и зной, подоконники ярки, безмятежны и жарки последние дни». Я думаю, что, хотя стихотворение написано в июле, в нём говорится о конце лета или о ранней осени. Ещё царит безмятежность в природе, всё наполнено зноем и светом, на крашеных подоконниках солнечные блики; они (подоконники) теплые, потому что нагрелись за день; и так хочется прижаться к ним щекой и ощутить последнюю ласку лета. Но всё в стихотворении живёт предчувствием скорых перемен. Отлетал свой век шмель, и скоро его, «золотого, сухого», «в бурьян сдует ветер угрюмый». Наступит осеннее ненастье, заснёт шмель; лирический герой будет проводить долгие холодные вечера в одиночестве, и не оживит его жилище залетевший нечаянно гость, а «ветер угрюмый» да плач дождя будут исполнять на своих инструментах невесёлую мелодию.

Жаль, что нет в бунинском стихотворении ещё одной строфы. Будь я поэтом, написала бы о том, что придёт весна и природа вновь оживёт, засверкает яркими красками, согреет сердце, наполнит душу новыми впечатлениями, а разум — мыслями. Другой чёрный рыцарь стукнет однажды в оконное стекло, напомнив о том, засохшем, и зазвенит радостно, а не «заунывно» певучей струной. Но в этом случае стихотворение получило бы иное название, а у Бунина «Последний шмель», и слово «последний» вновь возвращает меня к грустному ожиданию осеннего ненастья, нашедшего отражение в душе лирического героя.

В стихотворении не просто три строфы. Каждая из них представляет собой отдельное предложение, и все они (эти предложения) различны по интонации. Первая строфа заканчивается вопросом, в конце второй строфы стоит точка, а третья представляет собой восклицательное предложение.

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной? –

спрашивает лирический герой. Тоска, нерешённые вопросы, видимо, мучают его душу. Во второй строфе – спокойное повествование наблюдателя о состоянии природы и судьбе последнего шмеля. Восклицательный знак в конце третьей строфы «звучит» как утверждение, отрицает вопросы и сомнения, ставит точки над «i», подводит итог: кончаются безмятежные дни, станет сухим шмель, не повеселеют «человеческие думы».

Интересна лексика стихотворения. У шмеля — «золотое оплечье». Так и представляются шитые золотом эполеты на плечах гусара (я думаю, что это не противоречит моему первому описанию – рыцаря). Слова: «бархатный», «золотой» — подчёркивают красоту одного из созданий природы. О её (природы) увядании говорят такие слова, как «последние дни», «ветер угрюмый», «в засохшей татарке». («Татарка», или татарник – это полудикое колючее растение с красноватыми соцветиями). Гудение шмеля сравнивается со звучанием струны музыкального инструмента. И это наводит на мысль о том, что музыка – это часть окружающего нас мира природы. Нужно только внимательно вслушиваться и вглядываться в неё, как это делает Бунин.

Говоря об особенностях данного произведения, можно отметить, что рифма использована перекрёстная, чередуется женская и мужская. А вот размер – анапест, — как мне кажется, придаёт стихотворным строкам неторопливость, интонацию, размышления и наблюдения.

Вот ещё одно из запомнившихся стихотворений – «Вечер». Оно написано раньше, чем «Последний шмель», в 1909 году. Бунину – 29 лет. За эти годы многое можно пережить, перечувствовать, потерять надежду на лучшее. Но стихотворение потому и привлекло моё внимание, что в нём говорится о счастье. «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне», — хочется повторить мне вслед за поэтом. «О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду». Поэт видит его (счастье) в красоте осеннего сада, в чистом воздухе, который льётся в окно, в бездонном небе, где «лёгким белым краем витает, сияет облако».

Отрываю глаза от знакомых строчек, подхожу к окну. Вот оно – счастье! Малыш держит пушистый одуванчик и пытается дуть на него, чтобы лёгкие белые парашютики разлетелись по всему двору; стволы берез нежно белеют сквозь зелёную крону; вдали тёмно-зелёной полосой протянулся лес; лёгкий ветерок подгоняет кораблики облаков. Счастье – видеть это и чувствовать радость от мысли, что всё это — твоё и отнять этого никто не в силах. Но «счастье только знающим дано», по словам поэта. И мне приятно сознавать себя «знающей», любящей этот огромный мир, который принадлежит всем живущим и мне тоже.

«Окно открыто». Лирический герой «усталый взгляд» отводит от книг, чтобы взглянуть на птичку, севшую на подоконник, которая «пискнула» своё приветствие человеку. Мне кажется, слово «усталый» нисколько не изменяет общего мажорного настроения стихотворения. Приятна усталость, когда хорошо поработаешь, когда чувствуешь, что сделал что-то полезное.

«День вечереет, небо опустело». Немного странным кажется слово – «опустело». Наверное, поэт хотел сказать, что наступает сумрак, исчезли облака, голубое бездонное небо становится вечерним, синим. Но оно не может быть пустым, это огромное небо. Скоро на нём поселятся звёзды и тонкий месяц заглянет в окно.

«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне», — ещё раз возвращаюсь к этим словам. Они завершают стихотворение. Я бы поставила в конце данной строки многоточие, потому что оно подразумевает незаконченность, продолжение мысли, чтобы читатель задумался о том, может ли он сказать словами поэта о себе самом, счастлив ли он.

И мне хочется, чтоб каждый из нас, живущих, смог повторить эти слова и научился любить окружающий нас мир. Ведь если человек любит природу и умеет быть сопричастным ей, значит у него душа живая. Обращаюсь к своим сверстникам: читайте стихи, учитесь с помощью них понимать мир, чувствовать его красоту, любить и беречь его. Я хочу завершить своё повествование о стихотворениях Ивана Бунина словами ещё одного замечательного русского поэта – Сергея Есенина:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.

    Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». И это неудивительно. В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX - начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой...

    В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека...

    Звезда, воспламеняющая твердь. Внезапно, на единое мгновенье, Звезда летит, в свою не веря смерть, В свое последнее паденье. И. А. Бунин Тонкий лирик и психолог - Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» как будто отступает от законов...

  1. Новое!

    В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла...

  2. Новое!

    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» был написан И. А. Буниным в 1915 году, в разгар мировой войны, в которой особенно отчетливо проявилась преступная и бесчеловечная сущность буржуазного мира. Это, наверно, единственный рассказ Бунина, в котором достаточно...

1.Пейзажная лирика

Характерна для поэзии И.Бунина на рубеже веков и является преобладающей на всем творчестве И.Бунина.

Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глуши ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности2. Описывать природу И.Бунин предпочитает в «пограничное» время суток – вечер, туманное утро.

Более всего отличие Бунина от поэзии символистов ощутимо в пейзажной лирике. Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощренность бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется зрительностью и обилием цветовых эффектов, а так же потрясающей наполненностью звуковыми эффектами.

2.Тема России.

Ярко выражена на протяжении всего творчества.

Ностальгия и философия Бунина отразилась в этой теме. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, придания, притчи – народная мудрость становятся стихами.

«Родине» - стихотворение, представляющее одну из ведущих тем в поэзии Бунина – тему России. Оно, несмотря на то, что написал его сравнительно молодой поэт (21 год), чрезвычайно характерно для всего последующего творчества лирика. Три эпитета о Родине – «усталой, робкой и печальной» - это характеристика России во многих его стихотворениях. Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все ее проблемы и акцентирует внимание на них в своих лирический произведениях. И в отдельных стихотворениях он резко говорит о родной стране – нищей, голодной, но любимой. Раскрытие метафоры «Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно-больному ребенку – один из самых щемящих и пронзительных образов.

Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос – истинно русская природа на взгляд автора.


3. Философская лирика

Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. В своих стихотворениях Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Земная жизнь, существование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося на просторах Вселенной. Вечное (это природа и красота) в изображении Бунина не враждебно временному, оно сплетено из нитей временного. Бунин поет не небо, а вечное стремление земли к небу. Вечность, единая гармония, красота, Бог – неизменные ценности для Бунина. Чувство меры помогло ему слить в гармоническое целое мечту о вечном и интерес к временному, стремление к небу и любовь к земле.

Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает свое одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени.

Одним из направлений философской лирики И.Бунина стали стихотворения, посвященные Богу6. Бог явлен как Любовь – тепло, свежесть, свет. Атмосфера тишины – возможность слышать Бога. Среди всеобщей темноты единственный носитель света – божественное. Поэзия характеризуется использованием библейских мотивов7.

Используются мотивы: смерти, скорби, одиночества, тишины, тяжести пути к истине, библейские мотивы и др.; нередко использование пафоса инвективы.

4. Линия поэта и поэзии.

Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить предназначение себя, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Автор не противопоставляет поэта толпе, призывает не потерять дара слова, причем этот дар по Бунину – алмаз, данный человеку Богом. Муза Бунина – природа. Потому он больше пишет именно о ней, и тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.

5. Любовная лирика.

Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз

Интимная лирика И.Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира. И вновь в любовной лирике встречается мотив одиночества, так свойственный для всей поэтике Бунина. Концепция любви Бунина воплощается и в его стихотворениях. Лирический герой расстается со своей возлюбленной, испытывая трагичное чувство и продолжая любить. Тема любви в поэзии Бунина не получила достаточно широкого воплощения, и автор продолжил ее в прозе.

СПЕЦИФИКА ПОЭТИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ А.И.БУНИНА

Поэтика зрелого Бунина-стихотворца – это последовательная и упорная борьба с символизмом. Почерк Бунина-поэта – чеканный, четкий, рисунок – сжатый и сосредоточенный, манера – сдержанная, почти холодная. Его темы, язык, способы рифмовки лишены примет их резкого обновления, предпринятого символистами. «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В стихах Бунин поет красоту и покой, отсюда ориентация на классическую поэтику.

В поэзии Бунина четко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Ранняя лирика носила подражательный характер. Бунин, как и Пушкин, видит в жизни разные тенденции, вступающие между собой в противоборство, и пытается вскрыть эти противоречия. Как и Пушкин, он эмоционально сближается с природой, считает, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и темных сил. У Фета же Бунин перенял направленность на изображение неуловимых, загадочных и не вполне ясных ощущений, навеваемых природой, созерцанием прекрасного.

Одна из основных стилистических тенденций творчества Бунина: нанизывание слов, подбор синонимов, синонимических оборотов для почти физиологического заострения впечатлений читателя (решение в пользу задач натурализма). Его стихотворения – это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Характеристика поэтической детали И.Бунина: четкая зрительность, видимость, отчетливая картинка. Поэзия Бунина в целом строга и эмоционально сдержана. В ней крайне редко встречается лирический герой, лирическое «я». Непосредственное чувство передоверяется персонажу.

В общем, поэтика Бунина-стихотворца характеризуется:

1. сохранением традиций поэзии мастеров 19 века

2. четкость и «меткость» подбора эпитетов

3. простота и естественность поэтического языка

4. приемы(звукопись, живопись (цветная), оксюморон, «три эпитета» - прием подбора трех последовательных эпитетов, достаточно характеризующих образ, олицетворение, метафора, высокая лексика библейских цитат (для философской лирики)

5.экзистенциальные мотивы

Тема природы – одна из главных тем в раннем творчестве И.А. Бунина. В пейзажной лирике поэт запечатлел особенности природы горячо любимого Орловского края. Многие стихотворения, посвященные природе, навевают воспоминания о красочных картинах И.Левитана («Бушует полая вода…», «Весенняя сказка», «Русская весна»). Бунин создал множество великолепных картин неяркой русской природы, наполненных любовью и восхищением. Осень, зима, весна, лето – в этом бесконечном круговороте времени, в радостном обновлении природы черпает Бунин впечатления и краски для своих стихов. Его пейзажи отличаются удивительной конкретностью и точностью описаний:

В сизых ржах васильки зацветают, Бирюзовый виднеется лен, Серебрится ячмень колосистый, Зеленеют привольно овсы....

Для пейзажной лирики И.А. Бунина характерно одухотворение природных явлений: А весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая,

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля .

Олицетворение явлений природы дополняется написанием с заглавной буквы: И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой .

И неподвижно Ночь сидит Над тихим морем: на колено Облокотилася, – глядит

На валуны, где тает пена .

Почти все стихотворения молодого поэта – это неустанный гимн красоте и гармонии природной жизни. Одним из лейтмотивов ранних поэтических сборников Бунина является мотив единения лирического героя с миром природы. Стихотворения, написанные в начале творческого пути, полны радостного принятия жизни, единения с природой:

Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоею! .

Единство поэта с миром природы звучит и в его стихотворении "Оттепель": И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю, – всё живое в мире Живёт в одной любви со мной.

Красота природы для Бунина – вечная ценность, поэтому мотив красоты также является лейтмотивным в пейзажной лирике:

А мир везде исполнен красоты.

Мне все теперь в нем дорого и близко: И блеск весны за синими морями,

И северные скудные поля... .

Человек в стихах Бунина предстает не зрителем природы, а, как говорил Тютчев, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия .

Гармония природной жизни всегда рождает в душе лирического героя ощущение счастья: Вон радуга... Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить: С открытой бродить головой, Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой...

Иного нет счастья на свете .

Мотив счастья во многих ранних стихотворениях Бунина трансформируется в идею счастья. Так, лирический герой стихотворения «Вечер», размышляя, пытается понять, что же такое счастье. Оказывается, люди не замечают счастья, они или мечтают о нем, или ищут его в воспоминаниях. Но лирический герой делает открытие, что «счастье – всюду»: в красоте осеннего сада, в бездонном небе с сияющим белым облаком, в пении птиц. Ощущение красоты и гармонии окружающей природы приводит лирического героя к осознанию того, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано», что счастье – в душе человека: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» .

«Характерной чертой многих стихотворений пантеистической лирики Бунина является мотив восхищения Божественной красотой и гармонией природы» , , поэтому строки стихотворений Бунина порой звучат, подобно песнопениям, как, например, завершающая часть стихотворения «В костеле», в которой звучит обращение к Богу:

Дивен мир твой! Расцветает Он, тобой согрет,

В небесах твоих сияет Солнца вечный свет,

Гимн природы животворный

Льется к небесам...

В ней твой храм нерукотворный, Твой великий храм! .

Чувство тоски по счастью, гармонии и единству с природой – характерный мотив пейзажной лирики Бунина, развивающийся и в лирике 1900-х годов. Так, лирический герой стихотворения «Детство» испытывает счастье от воспоминания о детской открытости природе. Он глубоко привязан к природе, наполняющей его счастьем. Стихотворение в мельчайших деталях передает красоту природы. Она вся пронизана мощью и величием. Лирический герой Бунина трепетно относиться к каждому проявления природы. Он все замечает, все запоминает, все сохраняет в сердце. Каждый, даже мимолетный ее образ полон для него непреходящего смысл. Стихотворение пронизано мотивами тепла, света, радости, ощущения родства с прекрасной природой. Солнечный свет словно смешался со смоляным ароматом и приобрел его запах:

…И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света .

Но пейзаж, который показывает нам Бунин – это еще и картина его души. Тесное общение с природой, понимание ее жизни делает человека молодым и счастливым.

В пейзажной лирике Бунин стремился запечатлеть красочное природное бытие во всем его полноте и многообразии. Отсюда в поэзии Бунина обилие эпитетов, олицетворений, метафор, максимальная насыщенность образной детали.

Список литературы

1. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1.– М.: Художественная литература, 1987.

2. Ковалева Т.Н. Моделирующая функция начала романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (опыт семиотического исследования художественного времени-пространства) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2002. №1. – С.54-55.

3. Ковалева Т.Н. «Все Тобой сотворено…»: пантеистическая лирика И.А. Бунина // Университетские чтения – 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: ПГЛУ, 2016. – с. 35- 39.

4. Ковалева Т.Н. Типы художественного времени и их роль в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы исторической поэтики. Вып. 14. 2016. – с. 354-376.

5. Пространство океана (моря) и его знаковый потенциал в рассказе И.А. Бунина «Сны Чанга» //Пер спект ивы р аз ви ти я со в р ем енных г ум ан итар ны х н а ук Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-18.

Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали рус-скую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, по-иски новой техники стихосложения.

Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основ-ном это стихи о природе. Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать «Деревенский нищий», в центре которого — образ бездомного старика, замученного нуждой. Редки и гражданские мотивы («Джордано Бруно», «Поэт», «Над моги-лой С. Я. Надсона»).

Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана. Яркий пример словесного пейзажа — стихотворение «Русская весна». Наблюдательностью, верностью в передаче света, запа-ха, цвета примечательно стихотворение «Высоко полный месяц стоит…». Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях рус-ской классики («Осень», «Осенний пейзаж», «В степи»).

Ранние стихи Бунина полны ощущения радости бытия, сво-ей соединенности, слитности с природой. В стихотворении «От-тепель» передана гармония поэта и мира:

И, упиваясь красотой, Лишь в ней дыша полней и шире, Я знаю, — все живое в мире Живет в одной любви со мной.

Внешнее описание у Бунина не отличается яркими красками, но насыщено внутренним содержанием. Человек является не на-блюдателем, созерцателем природы, а, говоря словами Тютчева, «мыслящим тростником», частью природы:

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

Бунина привлекает не статичность, Застылость пейзажа, а вечное изменение состояния. Он умеет уловить красоту отдель-ного мгновения, само состояние перехода. Причем в этом от-дельном мгновении поэт прозревает вечность и неуничтожимость природы («Зарницы лик, как сновиденье…», поэма «Листопад»),

Любовь к природе нераздельно связана с любовью к родине. Это не открытый, Декларативный патриотизм, а лирически ок-рашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувст-во («Родина», «Родине», «В степи», цикл «Русь»).

В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта:

… в радости моей — всегда тоска, в тоске всегда — таинственная сладость.

Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окру-жающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней сляко-ти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых — разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб («И снилось мне…», «Мир опустел… Земля остыла…»). Материал с сайта

Не только природа, но и древние легенды, мифы, религиоз-ные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит мудрость веков, находит первоосновы всей духовной жизни че-ловечества («Храм Солнца», «Сатурн»),

В поэзии Бунина сильны философские мотивы. Любая карти-на — бытовая, природная, психологическая — всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивле-ния перед вечным миром и пониманием неизбежности собст-венной смерти («Одиночество», «Ритм»).

Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниа-тюры. Его поэзия сдержанна, как будто «холодна», но это об-манчивая «холодность». Скорее, это отсутствие патетики, позы, которые внешне выражают «пафос души».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • основные мотивы оирики бунина
  • сочинение лирика бунина рассказ о вечном и преходящем
  • тема лирика Бунин
  • иван алексеевич бунин мотивы лирики
  • основные мотивы,проблематика бунина