О чем рассказ городок в табакерке. «Городок в табакерке» главные герои

Детская, познавательная сказка «Городок в табакерке» придумана русским писателем эпохи романтизма Владимиром Федоровичем Одоевским. Это первая научно-познавательная сказка для детей, в которой рассказывается об устройстве удивительного механизма – музыкальной шкатулки.

История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир. Позже мальчик спрашивает у отца, как же выходит, что из шкатулки играет музыка, но в ответ папенька предлагает любознательному Мише самому разобраться в устройстве механизма.

Миша долго разглядывал табакерку, как вдруг ему показалось, что из табакерки на него смотрит маленький человечек и манит за собой. Мальчик не долго думая, пошел следом и словно по волшебству уменьшился, оказавшись посреди красивого городка в табакерке.

Новый друг Миши – мальчик-колокольчик – провел его по городу, знакомя с жителями табакерки. Вокруг Миши прыгают озорные колокольчики разного размера и постоянно звенят каждый на свой лад. Миша сначала очень завидует постоянным жителям городка – мол, им весело и ладно жить в таком красивом городке, но колокольчики признаются, что это очень скучно, а потом жалуются, что их постоянно бьют по головам дядьки-молоточки. Миша решает помочь мальчикам-колокольчикам.

Поговорив с молоточками, Миша узнает, что стучать по колокольчикам им наказывает надзиратель господин Валик. Он лежит на диване, в халате с крючочками и то и тело поворачивается с боку на бок. Но и он здесь, оказывается, не главный! И вот, наконец, Миша знакомится с принцессой Пружинкой, которая толкает в бок надзирателя заставляет его вертеться. В недоумении мальчик спрашивает, зачем она это делает, на что принцесса рассказывает мальчику о взаимосвязи механизмов в табакерке. Миша решает посмотреть, что случится, если пружина перестанет толкать валик, и зажимает ее пальцем, а потом, когда волшебный городок начинает рушиться, вспоминает наказ отца – не трогать пружинку!

В этот момент мальчик просыпается. Все его путешествие ему только приснилось. Миша очень заинтересовался устройством шкатулки и уснул, разглядывая ее, но во сне мальчику пришло осознание того, как устроен нехитрый механизм.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Белый бим черное ухо Троепольского

    Интеллигентный и преданный Бим жил вместе со своим хозяином, писателем и инвалидом войны Иваном Иванычем. Шотландского сеттера Иван Иваныч спас от смерти и выкормил. Щенок стал настоящим членом семьи для одинокого писателя.

  • Краткое содержание Паустовский Сказочник
  • Краткое содержание Островский Без вины виноватые

    Начинается пьеса с того, что служанка осуждает дорогое платье Шелавиной. Госпожа Отрадина сердится, говорит, что её подруга унаследовала богатство. К сожалению собеседниц, у Отрадиной нет приданого, свадьба всё откладывается

  • Краткое содержание Железников Путешественник с багажом

    Пионер Сева Щеглов всю жизнь живет в совхозе. Поскольку совхоз считался лучшим на Алтае, Сева получает путевку в «Артек». Мальчик считает, что не достоин этой путевки, потому что он много врет окружающим и дает обидные прозвища. Но отказаться он не может

Рассказ начинается с того, что отец зовёт к себе сына Мишу. Мальчик был очень послушным, поэтому сразу же отложил свои игрушки и подошёл. Папа показал ему очень красивую музыкальную шкатулку-табакерку. Ребёнку понравилась вещичка. Он увидел настоящий городок в табакерке. Это была необычная вещь, сделана из черепахи, а на крышке были башенки, домики, ворота. Деревья, как и дома, были золотыми и сверкали серебряными листиками. Было здесь и солнышко с розовыми лучиками. Мише очень захотелось попасть в этот городок в табакерке.

Папа сказал, что табакерка маленькая, и Миша не сможет в неё попасть, но ребёнку это удалось. Он присмотрелся и увидел, как его из музыкальной шкатулки манит маленький мальчик. Миша не испугался, а пошёл на зов. Что удивительно, он будто бы уменьшался в размерах. Миша не только оказался в городке, но и смог прогуляться по нему с новым другом, преодолевая невысокие своды. Проводником был мальчик-колокольчик. Потом Миша увидел ещё несколько таких же детей, тоже мальчиков-колокольчиков. Они говорили и издавали звуки: «Динь-динь». Таковы были жители и сам городок в табакерке.

Сначала Миша позавидовал новым друзьям, ведь им не нужно было учить уроки, делать домашние задания. На это дети возразили, сказав, что лучше бы они трудились, ведь без этого им так скучно. К тому же колокольчикам очень досаждают злые дядьки, которые периодически стучат им по голове. Это молоточки.

Молоточки, валик, пружина — вот что из себя представлял городок в табакерке.

Миша спросил дяденек, зачем они так обращаются с колокольчиками? Молоточки ответили, что им так велит делать надзиратель – господин Валик. Смелый мальчик отправился к нему. Валик лежал на диване и ничего не делал, лишь переворачивался с боку на бок. На халате у него было прикреплено много крючочков и шпилек. Как только Валику попадался молоток, он его поддевает крючком, опускал и молоточек стучал по колокольчику. В то время за детьми в школе тоже присматривали надзиратели. Миша сравнил их с Валиком и подумал, что настоящие надзиратели гораздо добрее. Мальчик пошёл дальше и увидел красивый золотой шатер. Под ним лежала царевна Пружинка. Она то разворачивалась, то сворачивалась и толкала в бок надзирателя.

В 1834 вышел в свет рассказ Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке». Краткое содержание произведения, которое читатель найдет в данной статье, поможет быстро ознакомиться с интересной историей. Хоть свой рассказ Одоевский писал для детей, но он будет интересен и взрослым.

Папа и Миша

Рассказ начинается с того, что отец зовёт к себе сына Мишу. Мальчик был очень послушным, поэтому сразу же отложил свои игрушки и подошёл. Папа показал ему очень красивую музыкальную шкатулку-табакерку. Ребёнку понравилась вещичка. Он увидел настоящий городок в табакерке. Краткое содержание произведения можно продолжить описанием необычной вещи, которая была сделана из черепахи, а на крышке имелись башенки, домики, ворота. Деревья, как и дома, были золотыми и сверкали серебряными листиками. Было здесь и солнышко с розовыми лучиками. Мише очень захотелось попасть в этот городок в табакерке. Краткое повествование плавно подходит к самому интересному - тому, как окажется мальчик в этом удивительном городе.

Мальчики-колокольчики

Папа сказал, что табакерка маленькая, и Миша не сможет в неё попасть, но ребёнку это удалось. Он присмотрелся и увидел, как его из манит маленький мальчик. Миша не испугался, а пошёл на зов. Что удивительно, он будто бы уменьшался в размерах. Миша не только оказался в городке, но и смог прогуляться по нему с новым другом, преодолевая невысокие своды. Проводником был мальчик-колокольчик. Потом Миша увидел ещё несколько таких же детей, тоже мальчиков-колокольчиков. Они говорили и издавали звуки: «Динь-динь».

Таковы были жители и сам городок в табакерке. Краткое содержание переходит к несколько печальному моменту. Сначала Миша позавидовал новым друзьям, ведь им не нужно было учить уроки, делать домашние задания. На это дети возразили, сказав, что лучше бы они трудились, ведь без этого им так скучно. К тому же колокольчикам очень досаждают злые дядьки, которые периодически стучат им по голове. Это молоточки.

Молоточки, валик, пружина

Вот что из себя представлял городок в табакерке. Краткое содержание познакомит читателя и с другими

Миша спросил дяденек, зачем они так обращаются с колокольчиками? Молоточки ответили, что им так велит делать надзиратель - господин Валик. Смелый мальчик отправился к нему. Валик лежал на диване и ничего не делал, лишь переворачивался с боку на бок. На халате у него было прикреплено много крючочков и шпилек. Как только Валику попадался молоток, он его поддевает крючком, опускал и молоточек стучал по колокольчику. В то время за детьми в школе тоже присматривали надзиратели. Миша сравнил их с Валиком и подумал, что настоящие надзиратели гораздо добрее.

Вот таких героев придумал Владимир Одоевский. «Городок в табакерке» помогает детям понять принцип действия музыкальных шкатулок. Оказалось, что всё это Мише лишь приснилось. Об этом ему сказал отец и похвалил мальчика за любознательность, обрадовав, что ещё лучше тот будет разбираться в механизмах, когда начнет проходить механику.

Удивительную сказку о приключениях обитателей маленького городка, расположенного в миниатюрной коробочке для хранения табака, придумал известный литератор и общественный деятель XIX столетия В. Ф. Одоевский. В вымышленном мире царят свои законы и порядки. Маленький мальчик, случайно попавший туда, пытается разобраться в удивительных хитросплетениях игрушечного механизма, и в то же время не навредить уникальным жителям.

Впервые это произведение было издано в 1834 году, однако до сих пор будоражит воображение малышей, а его сюжет вызывает неподдельный интерес. Автор сделал все, чтобы повествование понравилось детям, и ему это удалось. По своему необычному сюжету рассказ напоминает произведения немецкого сказочника Т.А. Гофмана.

Краткий пересказ сказки «Городок в табакерке» часто задают в школе.

Пересказ сказки «Городок в табакерке»: краткое изложение

Главным героем произведения выступает не вымышленный персонаж, а вполне обыкновенный маленький мальчуган по имени Миша. Отец вручает ему необычный и очень интересный подарок – табакерку, которая при поднятии крышки начинает играть различные мелодии. Волшебная коробочка затейливо украшена снаружи; не менее занимательные вещи таятся и внутри нее.

Познакомиться поближе с устройством механизмом и принципами его работы Миша смог во сне. Проснувшись, он был рад, что главная пружина осталась целой, а его шалость (когда мальчик нечаянно уронил шкатулку) не стала причиной несчастий обитателей маленького мира.

Ниже приведен приблизительный план пересказа сказки «Городок в табакерке» , по которому будет легко ориентироваться школьникам при выполнении домашнего задания.

В чем смысл произведения?

Из каждого произведения, даже фантастического, ребенок сможет вынести для себя нечто полезное и ценное. Это верно подметил в свое время Одоевский, когда начал сочинять произведения для детей. Малыши любят не только побегать, попрыгать и поиграть. Они могут также:

  • размышлять (порой поражая взрослых глубиной мысли);
  • открывать что-то новое для себя;
  • быть чуткими и отзывчивыми, сопереживать сказочным героям;
  • рассуждать, делая интересные и неожиданные выводы.

Вот почему в школе часто задают как домашнее задание пересказ сказки «Городок в табакерке» 4 класс.

Примерный план краткого пересказа сказки «Городок в табакерке» выглядит так:

  1. О чем мечтал главный герой?
  2. Описание волшебного подарка – шкатулки.
  3. Приключения Миши во сне:
  • встреча с мальчиком-колокольчиком;
  • кто такие дядьки-молоточки, их роль;
  • функции надзирателя;
  • описание Царевны Пружинки;
  • что влечет за собой сбой в работе механизма (если его сломать)?
  1. Пробуждение Миши и его выводы.

Смысл произведения заключается в том, чтобы сохранить в целости и сохранности любимые вещи, которыми ребенок хочет пользоваться и дальше. Прежде чем что-либо сделать, подумай, не навредишь ли ты! Все в нашем мире взаимосвязано: достаточно сломать одну деталь, и в негодность придет целый механизм. А ведь от этого могут зависеть и чьи-то судьбы!

«Городок в табакерке» мультфильм: смотреть онлайн

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Произведение "Городок в табакерке" принадлежит перу Владимира Федоровича Одоевского. Это один из первых русских писателей, которого можно причислить к основоположникам отечественной

Владимир Федорович Одоевский

Князь, сенатор, русский писатель, мыслитель и философ, переводчик, искусствовед, общественный деятель - это далеко не полный перечень титулов, званий, профессиональных навыков, которыми обладал Владимир Федорович.

Для литературного творчества Одоевского характерны новаторские идеи и изыскания. Это сразу было замечено современниками писателя и высоко оценено его потомками.
заставляют размышлять, они позволяют взглянуть по-иному на привычные явления жизни, продвигая читателя в своем развитии вперед. Все сказанное в полной мере относится и к тому, что было создано писателем специально для детей. Непревзойденным сочинением писателя принято считать сказку "Городок в табакерке". Автор ее до наших дней находится в ряду лучших детских писателей в мировой литературе.

Произведения для детей

В 1833 году вышли в свет первые сочинения Одоевского для детей. Сборник носил название "Пестрые сказки". В 1834 году отдельным изданием был напечатан "Городок в табакерке". Жанр этого произведения тоже был определен как сказка.

Высокую оценку литературным сказкам для детей, вышедших из-под пера Одоевского, дал Н. В. Гоголь. Он считал, что образность языка, тональность и его напевность не имеют себе равных не только в русской, но и мировой детской литературе. Пожалуй, в сравнении могут быть лишь произведения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.
В течение последующих лет работы над сочинительством произведений, предназначенных для детского круга чтения, Одоевский старался выдерживать заданную им планку. Большой интерес к творчеству писателя проявил истинный знаток литературы В. Даль, который считал язык его произведений эталоном русской словесности.

В 1838 году выпущены из печати "Сказки и повести для детей дедушки Иринея". Многие произведения из сборника сразу вошли в перечень хрестоматийных и остаются таковыми спустя 177 лет. Именно этот факт является показателем литературного таланта В. Ф. Одоевского.

Маску дяди Иринея (а позднее дедушки) Одоевский с успехом использовал на протяжении всего периода, когда он занимался детской литературой. Благодаря удачно подобранному образу, полюбившемуся детям, автор мог о сложных явлениях жизни говорить с ребятами понятным для них языком.

"Городок в табакерке". Жанр произведения

Цикл под общим названием "Сказки дедушки Иринея" включает в себя несколько произведений для детей. Входит сюда и "Городок в табакерке". Жанр сочинения определен как познавательная сказка.

Читая произведение, ребенок не только знакомится со сказочными обитателями музыкальной табакерки, но и узнает о механизме ее работы. Процесс описан совершенно точно без искажения фактов, произведение содержит большое количество познавательного материала. Занимательная форма описания, которую использует Одоевский, позволяет причислить произведение к жанру сказки.

Сочетание в одном произведении научных энциклопедических сведений и волшебства, вымысла, присущего только сказкам, было необычно для литературы первой половины XIX века. В. Ф. Одоевскому удалось соединить это вместе. Прием оказался очень удачным, он по достоинству был оценен не только маленькими читателями и их родителями, но и литературными критиками.

Главные герои произведения

Главным действующим лицом сказки является мальчик Миша, которому отец подарил музыкальную табакерку. В начале повествования отец мальчика рассказывает о том, как нужно пользоваться шкатулкой. Миша узнает, что вещь очень сложно устроена и требует к себе бережного отношения.

Как и любой другой мальчик в его возрасте, Миша хочет постичь тайны, которые скрываются внутри табакерки. Вот с этого момента и начинаются чудеса. Благодаря им мальчик знакомится с необычными жителями волшебной страны, которую автор называет Городок в табакерке.

Сказка, ее волшебство захватывает не только Мишу, но и каждого читателя. Героев произведения становится все больше - это жители сказочной страны. У каждого из них есть свои обязанности, которые им необходимо строго выполнять, иначе уклад жизни городка будет разрушен.

Идея сказки

Владимир Федорович Одоевский, понимая, какую важную роль играет литература в жизни людей, стремился посредством своих произведений, написанных для детей, развить самые лучшие черты характера маленьких читателей. В полной мере этой задаче отвечает "Городок в табакерке".

Жанр познавательной сказки как нельзя лучше развивает любознательность ребенка, дает возможность приобрести новые для него знания. Например, Миша, путешествуя по городу, узнает некоторые законы изобразительного искусства и перспективы. Он понимает, как работает шкатулка, где рождается музыка.

Кроме того, на протяжении всего произведения автор указывает на важные качества характера Миши. Мальчик настойчив, любознателен, послушен, вежлив. Одоевский ценит это в ребенке. Также автор обращает внимание на то, что в жизни все взаимосвязано. Лишь при слаженной работе и полном взаимопонимании можно добиться определенных успехов в жизни.

Современное издание произведения

Пожалуй, ни одна из сказок Одоевского не имела такого большого количества изданий, как "Городок в табакерке".

Мультфильм, диафильмы, созданные по мотивам сказки, иллюстрированные издания книги и сегодня пользуются огромной популярностью у детей. Именно поэтому сказка помещена во многие литературные сборники, издается она и отдельной книгой.

Некоторые авторы современных учебников по литературе включили сказку В. Ф. Одоевского "Городок в табакерке" в перечень произведений, предназначенных для обязательного изучения на уроках в школе. При совместной работе над сказкой дети познают окружающий мир, учатся понимать красоту родного языка, выражать свое отношение к прочитанному.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • В.Ф. Одоевский, "Бедный Гнедко": краткое содержание. "Бедный Гнедко": главные герои