Недельная глава Торы: "Берешит - В начале". Космология соглашается с первым стихом книги бытия

Недельная глава Торы: "Берешит - В начале"

בְּרֵאשִׁית – В НАЧАЛЕ?

"В начале сотворил Бог небо и землю..."

Тора и вся Библия открывается этим сообщением. Простое, на первый взгляд, предложение содержит в себе очень много скрытой информации, скрытой в языке оригинала. Эту фразу очень не легко перевести на другие языки.

Берешит бара Элохим эт hа-шамаим вэ-эт hа-арец.

Какая же тайна кроется в самом первом стихе Торы?

Самый первый стих Библии – это «Декларация о намерениях» Бога.

Декларация говорит нам о цели творения, для чего Всевышний сотворил эти небеса и эту землю во Вселенной!

בְּרֵאשִׁית сотворил Элохим эти небеса и эту землю.

Слово «БЕРЕШИТ» вовсе не означает начало во времени, как означало бы слово «тхила» или «беришона», или отправная точка ("каце"). Весь первый стих не указывает на порядок сотворения мира!

Небо и земля – НЕ первое творение Бога. Об этом свидетельствует очень важный знак – определенный артикль hа- перед словами "небеса" и "земля". Он указывает на то, что Бог начал творить не вообще всю Вселенную с нуля, а какую-то новую среду, новый "остров" в уже существующей Вселенной – эти небеса и эту землю. Вполне вероятно, что к моменту их сотворения уже были другие небеса и другие земли. Кроме того, в следующем предложении ясно говорится, что тьма, бездна, вода (воды) и дух уже существовали. Писание не открыло, когда было сотворение вод. Отсюда понятно, что сотворение вод предшествовало сотворению земли. Именно поэтому тут не рассказывается о порядке Творения, о том, что было в начале процесса, а что потом.

Самое первое слово стиха «Берешит» בְּרֵאשִׁית объясняет причину деятельности Бога, для чего, ради чего, для какой цели Творец стал созидать эту новую сферу обитания.

Слово «берешит» בְּרֵאשִׁית состоит из приставки «бе» и слова «решит».

И обозначает, по словам Раши,

"для/ради чего-то главного, для главного начатка" (решит), сотворил Элохим эти небеса и эту землю".

И вот теперь возникает вопрос: а что такое это главное "решит"? Ради какого главного «начатка» Всевышний сотворил новый мир? Раши объясняет, что «по толкованию мудрецов», словом «решит» в Писании названы:

1. "мудрость" (которая открылась через Учение Торы)
"Господь создал меня "решит" (начало) пути Своего, прежде древнейших дел Своих". Притчи 8:22
2. "Израиль" (как Божья община)
«Святыня Израиль для Господа, "решит" (начало) плодов Его...» Ирмeяhу 2:3

Тогда стих следует понимать так:

Ради мудрости Торы и ради общины Израиля, которые названы "началом", Бог сотворил эти небеса и эту землю. (Раши)

Очень неожиданный для христианского "уха" перевод. Давайте разберемся.

В Притчах 8:22 мудрость – "хохма"חָ֭כְמָה – названа "решит". Но почему "мудрость" – это Тора? Обратимся к словам Моисея во Второзаконии 4:5-6.

Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой… итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.

Притчи 2:6

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум.

В христианском понимании, мудрость – это Иешуа. Действительно, Иешуа и есть живая Тора. Он Сам о Себе сказал: "Я – Путь, Истина и Жизнь" (подробнее читай здесь). Тогда перевод первого стиха можно расширить:

Ради начала начал – Своего Сына Иешуа (воплощенной мудрости) и ради церкви первенцев, написанных на небесах, – Его Невесты (Израиля) Всевышний сотворил эти небеса и эту землю.

Именно ради брака Агнца, ради Своего Сына и Его Невесты, Отец Небесный и сотворил нашу сферу обитания!

Самый первый стих Библии сообщает нам "Декларацию о намерениях" Бога, говорит нам о цели творения и о причине, для чего Всевышний сотворил новый "островок" во Вселенной!

А если Творец объявил Свои планы, то Его намерения непременно состоятся и сбудутся.

_________
Раби Шломо Ицхаки, крупнейший средневековый комментатор Торы

Комментарий на Недельную главу от Ричарда Элофера.

Берешит

Бытие 1:1-6:8

В начале Б-г создает Вселенную, в том числе и само время, из небытия. Этот процесс творения длится шесть дней. На седьмой день Б-г покоится, создавая духовную вселенную Субботы, которая возвращается к нам каждые семь дней.

Человеческая чета Адам и Хава помещаются в Эдемском саду. Змей искушает Хаву съесть от запретного плода «древа познания добра и зла», и она, в свою очередь, дает плод Адаму. Вкусив «грех», Адам и Хава больше не могли пребывать в духовном раю Эдема, и изгоняются оттуда. Теперь смерть и тяжелый труд (как физический, так и духовный) вошли в мир вместе с болью во время родов.

Теперь вступает план спасения, задуманный Б-гом, чтобы спасти человечество от грехов: спасение придет от потомка женщины, известного впоследствии как Машиах. Это спасение будет главной темой мировой истории.

Каин и Авель, первые двое детей Адама и Хавы, приносят жертвы Б-гу. Авель отдает лучшую из своих овец, и его приношение принято, а Каин приносит дар от плодов земли, и его приношение отвергается. В результате ссоры Каин убивает Авеля и осужден скитаться по земле.

Тора прослеживает генеалогию других детей Адама и Хавы и потомков Каина до рождения Ноя.
После смерти Сифа человечество погружается в зло, а Б-г решает уничтожить его в потопе, который покроет весь мир. Тем не менее, единственный человек, Ной, обретает благодать пред глазами Б-га.

Б-г есть Творец

Раввин Йерухам Лейбовиц говорит, что как только вы начинаете изучать Тору, то с самого первого стиха осознаете, что существует Творец и Правитель Вселенной. Это первое осознание уже производит в вас серьезные изменения до конца вашей жизни. Вы понимаете, что всему существует причина. Мир имеет смысл и цель.

Раввин Арье Каплан говорит: «Как можем мы, как верующие, определить Бога? Ответ мы находим в самом первом стихе Торы. Он говорит: "В начале сотворил Бог небо и землю". Здесь содержится определение Бога. Бог является Творцом всех вещей. Он есть Тот, Кто дал жизнь всем вещам… Некоторые люди думают, что Бог создал мир, а затем забыл об этом... что Его существование не имеет никакого отношения к их жизни. Когда Бог представил Себя в Десяти Заповедях, Он сказал: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исход 20:2). Бог говорил нам, что Он участвует в делах человека и имеет глубокий интерес к тому, что мы делаем... Для еврея вера в Бога больше, чем просто кредо или катехизис. Это основа всякого смысла жизни, поскольку если у мира нет создателя, тогда какой может быть смысл в существовании! Человек становится не более, чем комплекс физико-химических процессов, не более важным, чем муравей или песчинка. Мораль становится вопросом удобства, или "кто сильнее, тот и прав". Это вера в Бога дает жизни цель и смысл. Она также дает нам стандарт добра и зла. Если мы знаем, что Бог сотворил мир и сделал это с определенной целью, то мы также понимаем, что все, что способствует этой цели, является "добром", а все, что противоречит ей - "злом"».

Бытие 1:1

Раши задал вопрос: почему Тора начинается с рассказа о Творении? «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) «Потому что, когда народы обвиняют нас в краже Эрец Ханаан у хананеев, мы можем ответить, что Всевышний, как Творец, имеет право давать землю, кому Он считает нужным, и Он дал Эрец Ханаан нам».

Адам, творение человека

Тора говорит: «И сказал Бог: сотворим адам (человека) по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26). По словам раввина Гирша термин адам не является производным от адамá , а наоборот: адамá происходит от слова адам . Более того, человек не определяется своей «земностью», приземленностью. Притом, что его происхождение из земли говорит, что он имеет общее с другими существами, все же уникальность человека в том, что он не создан полностью из земли: именно дыхание, которое Бог вдохнул в его земную оболочку, делает его человеком. Сам факт этого великого заявления свидетельствует, что термин адам означает возвышенные цели человека. Пророк Иезекииль утверждает: «Вы - овцы Мои, овцы паствы Моей; вы – адам (человеки), а Я Бог ваш, говорит Господь Бог. (Иезекииль 34:31). Термин адам , конечно, не предполагается как просто кусок земли.

Человеческое тело

Тора говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Бытие 1:27). Эта фраза повторяется здесь несколько раз, подчеркивая, что физическая оболочка человека достойна Б-га и Его цели для человека. Таким образом, Тора учит нас признавать и ценить Божественное достоинство человеческого тела. Действительно, цель Торы - не только, чтобы святить дух, но и святить тело. Это лежит в основе всей человеческой морали: человеческое тело со всеми его потребностями и деятельностью было создано в форме, достойной Б-га, и долг человека - святить свое тело в соответствии с его божественной целью.

Вот почему Библия заинтересована в том, чтобы хранить наше тело в добром здравии, говоря о том, что хорошо и что не хорошо для употребления в пищу (Левит 11). Вот почему также рабби Шауль, Шалиах, написал верующим в греческом городе Коринфе: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19-20). Прославляя Б-га не только в нашем духе, но и в нашем теле, созданном в образу Б-га. Раввин Гирш напоминает нам: «Освящение тела и сохранение образа Божьего в человеке являются краеугольным камнем всех моральных усовершенствований и условием всякого духовного облагораживания; и чем выше стремится подняться дух, тем бóльшие требования к святости тела. Когда Всевышний заключил завет с Израилем и тем самым восстановил цели человека, Он начал с заповеди милы (обрезания), исполненной в теле, что означает, что завет является не только вопросом духовности (духа), но также включает тело и его святость как храм Руах hаКодеш.

Мужчина и женщина

Тора продолжает: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Хотя все живые существа были созданы и мужского, и женского пола, Писание упоминает об этом только при сотворении человека. Этим Тора учит нас, что оба пола были созданы непосредственно Б-гом, и в равной степени по Его образу. Это особо подчеркнуто в нашем стихе с помощью перехода от единственного числа (ото ) «его» ко множественному (отам ) «их». Созданный по образу Б-га - один, мужчина и женщина. Только оба пола вместе воплощают концепцию АДАМ в их единстве.

Еврейский термин слова «мужчина» - захар - от корня «зохер », помнить. Еврейский термин слова «женщина» - «некева », и происходит от корня «накав » - определять, предназначать. Раввин Хирш, исходя из этого, учит: «Мужчина хранит в прочности своего сердца Божественную и человеческую традицию. Он передает культуру и является цепью традиции рода человеческого. Женщина достигает своего прямого назначения, сопровождая мужчину и объединяя с ним усилия. Делая это, она обнаруживает, что сфера ее вклада - исполнение человеческой истории. Мужчина выбирает свое призвание, женщина получает свое призвание, когда присоединяется к мужу».

Использованная литература: Hirsch, Samson Raphael. 2008. The Hirsch Chumash: The Five Books of the Torah, Sefer Bereshit . Translated by D. Haberman. Third ed ed. in 6 volumes, Vol. 1. Nanuet, NY: Feldheim Publishers.

Гафтара

Исаия 42:5-43:10

Этот текст Исаии читается параллельно с текстом Берешит, чтобы напомнить народу Б-жьему, почему были созданы земля и небеса, и почему Всевышний также создал Свой народ. Все на Земле являются частью творения Б-га, все получают дыхание Б-га и Его дух.

«Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Исаия 42:5).

Его народу был дан особый завет, великая честь, но также и поручение быть светом для народов: «поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия 42:6).

Все будут петь Г-споду и прославлять Его за Его доброту: «Пойте Г-сподь новую песнь, хвалу Ему от концов земли!» (Исаия 42:10) .

Но Б-жий народ глух и слеп. Он не готов передать весть Всемогущего: «Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?» (Исаия 42:18-19).

Г-сподь простит Свой народ и снова назовет его Своим свидетелем: «Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Исаия 43:8-10).

Потому что Он искупил их и возлюбил их. «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою. Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Исаия 43:1-7).

Апостольские Писания

Евреям 1:1-4

Когда я читаю первый стих Послания к Евреям, он заставляет меня задуматься о первой странице Библии, Берешит. Потому что это послание обращается к Танаху от начала до конца. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» (Евр. 1:1). «Издревле» - это именно то, что мы могли бы сказать о Берешит или Бытие. «Издревле» Б-г решил создать мир и человечество.

Кульминацией Его творения были Адам и Ева, наши прародители. Однако, несмотря на то, что они согрешили (Быт. 3) Б-г продолжает любить их Своей вечной любовью, так же, как Он любит Израиль вечной любовью, и любит Свою кеhилу (церковь) вечной любовью. Сама природа Б-га - ЛЮБОВЬ.

Из-за, или благодаря, Его любви после грехопадения Он ждал подходящего момента, чтобы начать посылать письма любви к этому народу. Первое такое письмо было отправлено устно (через Адама, Сифа, Еноха, Мафусаила, Ноя, Сима, Эвера, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, 12 сыновей Израилевых). И когда был изобретен алфавит, Он не мог удержаться, чтобы не использовать современные открытия, и отправил письмо любви через пророков и впервые - через Моисея, который был автором Книги Бытие. На самом деле в книге Бытие Б-г, несомненно, рассказал Моисею, как был создан мир и что произошло на протяжении истории. Но кроме этого Моисей написал услышанное о длинном родословии патриархов от
Адама до сынов Израилевых. Некоторые из этих устных традиций были записаны в Библии, а некоторые из них были преподаны в первом колледже Старейшин в пустыне, передавались из поколения в поколение народом Израиля.

Последним проявлением любви Б-га было то, что Он послал Машиаха: «В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евреям 1:2) Кто такой Машиах? Тот, «чрез Которого и веки сотворил». Еврейская традиция говорит, что мир был создан десятью речениями Б-га. Брит Хадаша учит нас, что Слово Б-га - Машиах, который есть:

Сияние славы Божией,

Точный отпечаток Его природы,

Он поддерживает вселенную словом силы Своей,

Он совершил очищение грехов наших,

Воссел одесную престола величия на высоте,

Он превосходнее ангелов,

Он унаследовал имя, славнейшее, чем у них (Евр. 1:3-4).

В этом году мы снова начинаем изучение этого письма любви - Библии, чтобы больше узнать о великом Иешуа Машиахе.

На основании комментариев р. Ш.-Р. Гирша.

В начале сотворил Бог...

Берешит бара Элохим...

Слово «бара» уникально. Уникальность глагола "бара" всегда являлась предметом восхищения многих раввинов. Глагол бара «сотворил» употребляется только лишь со словом «БОГ». Человек и никакое другое существо не обладают подобной способностью. Вопрос творения всегда являлся предметом острейшей дискуссии между иудеями и эллинистами. В эллинистической философии являвшейся апогеем развития языческого менталитета отсутствует всякая концепция творения. Так, в частности, Аристотель свормулировал концепцию предсуществующей материи, которая превалирует в науке и философии и по сей день. Иными словами Аристотель придал философские формы древней языческой концепции о том, что ничто не может произойти само по себе.

Мидраш Берешит Раба содержит очень интересную Агаду о споре между раввином и философом, где философ задает вопрос: «из чего же Бог евреев все это сотворил»? Раввин отвечает: единственными материалами, которыми Всевышний воспользовался при творении были тоhу и воhу. (буквально с иврита – ничто и пустота – в русском синодальном переводе – «земля была пуста...»). Иными словами ранние мудрецы имели очень конкретное понимание того, что Всевышний сотворил этот мир из ничего и что этот факт не поддается философскому осмыслению. Подобный факт, что процесс творения не поддается человеческому осмыслению является фундаментальнейшей библейской концепцией. Так в книге Иова Бог задает ему целый ряд вопросов, который начинается с фразы «где был ты...». Не на один из нескольких десятков вопросов, непосредственно связанных с пониманием природы тех или иных вещей Иов не был в состоянии ответить. Что интересно, что современная наука также не в состоянии достоверно ответить на многие из этих вопросов, располагая по большей части гипотезами.

К сожалению в 7-8 веке некоторые еврейские мыслители начали отходить от принципов, заложенных в раввинистическом иудаизме. В течение многих столетий в средневековом Иудаизме стала популярной мистические размышления на тему «Маасе Берешит». Эти мистические упражнения основывались на принципах неоплатонической философии. Если в эпоху создания Талмуда, а также в эпоху гаонов занятие подобной мистикой считалось чрезвычайно вредным делом, так как заимствования из греческой философии явным образом угадывались во всей этой мистике, то в средние века под влиянием католической мистики подобные кабалистические философствования стали модными. Результатом этого увлечения мистикой стало появление книги «Сефер Йецира», изображающая процесс творения Вселенной в виде набора гебраизированных философских категории, сефирот.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

История творения как камертон Библии

В ТАНАХЕ присутствуют четыре великих деяния Божьих по отношению к Его народу. Эти деяния так или иначе затрагивают все человечество. Вот эти деяния:

Творение
- Потоп
- Исход
- Вавилонский плен.

Одним из ключевых моментов в толковании Торы и ТАНАХА является понимание «языка прошлого». Библия написана так, что каждое последующее деяние Бога описано словами и предложениями, содержащими аллюзии и ссылки на предыдущее деяние. Язык прошлого помогает читателю понять заложенную автором идею, а также разъясняет духовный смысл сказанного. Так или иначе, во всех перечисленных четырех деяниях Бога описываются:

Грех
- Проклятие
- Благословение
- Выход из создавшегося положения
- Благословение.

История творения является своеобразным камертоном, задающим общий тон Писания.

Яков Чернин

метки: Недельная глава, Гафтарот, Тора, комментарии к недельным главам Торы, Брейшит, Берейшит, Берейшис, Творение.

«В начале сотворил Бог небо и землю» Быт. 1:1.

На древнееврейском языке, языке оригинала, на котором была написана книга Бытие, этот стих звучит приблизительно так: «Берешит бара Элох им эт х а-шамаим ве-эт х а-Арец» .

Слову «Берешит» в русской Библии соответствует выражение – «В начале» . Но, среди еврейского народа, само слово «Берешит» имеет гораздо больший смысл и более глубокое истолкование. У евреев, например, существует около 70 толкований только первой буквы слова: «Б» (бет ). И если мы станем глубоко заниматься истолкованием одного только этого слова, то сможем потратить на это целый год, оставаясь при этом лишь на первой букве, так и не продвинувшись далее. Древнееврейский – это очень удивительный язык, поэтому и Священное Писание имеет чудесную глубину откровения. Но мы не будем заниматься буквами, а попробуем уделить внимание некоторым целым словам, вникнув в их пророческий смысл.

Первое слово, которое мы уже упомянули, это – «Берешит» . Это слово говорит о творении времени, о появлении времени. Следовательно, первое, что сотворил Бог, вовсе не было небом и землей . Библия говорит: «В начале » . А это значит, что первым Божьим творением было начало . Слова начало и конец являются характеристиками времени. Поэтому, первое, что творит Бог было ни материя, ни пространство, ни вселенная. Господь творит время. Таким образом появляется время, оно начинает течь, начинает двигаться вперед. И только потом Бог творит материю внутри уже созданного, движущегося вперед времени.

Обратите внимание, у нас есть небо и земля, которые являются материей, но они были сотворены уже где? «В начале» , как говорит Священное Писание. Итак, первое, что творит Бог – это время . Небо, земля, другая материя, весь этот физический мир был сотворен уже после того, как было сотворено начало и пошел отсчет времени. До этого момента времени не существовало. Не было ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Время появилось лишь тогда, когда его сотворил Бог. Важно отметить, что Сам Бог живет вне времени. Для Него нет прошлого, настоящего, будущего. Он сотворил время для человека.

Писание говорит о том, что наступит такой момент, когда исчезнет вся материя: «Придет же день Господень, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» 2 Пет. 3:10 . «И небо скрылось, свившись как свиток» Откр. 6:14 . Бог сотворил материю, вызвав ее к существованию, и она появилась внутри отрезка времени, сотворенного прежде и отмеренного Господом. Поэтому Библия говорит, что когда-то все материальное исчезнет, то есть, вся материя перестанет существовать.

Наступит такой момент, когда и время, сотворенное Богом, тоже исчезнет: «и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» Откр. 10:6 .

Итак, Бог сотворил время и появилось начало, некая точка отсчета. Далее, там в начале (во времени), Бог творит небо и землю. С появлением времени появились и дни Божьего творения, как написано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» Быт. 1:5 . Был первый день творения, затем день второй. Потекло время, поэтому и стало возможным исчислять дни. На этом отрезке времени мы можем увидеть, что когда-то жил царь Давид, далее наступил момент, когда пришел Иисус Христос, затем настал час Его распятия.

Однажды, пришло время и настал момент нашего рождения. Поэтому мы говорим, что родились такого-то числа, такого-то месяца, такого-то года, в такое-то время. И время идет вперед, не останавливаясь, а внутри этого времени происходят различные события. Вы только что прочли эти строки и это событие тут же осталось в прошлом. У нас есть лишь миг настоящего, одно мгновение, и с каждым таким мгновением мы перемещаемся в неизбежное будущее, которое сокрыто от нас. Мы сотворены внутри времени, поэтому каждое мгновение мы перемещаемся во времени в будущее, которое становится настоящим, а затем и прошлым.

Мы можем взять какой-то отрезок времени и составить на листке хронологию событий, произошедших за этот временной период. Мы будем видеть начало периода и конец. Поделим этот отрезок на две части и отметим точкой середину этого периода. Нашу точку условно примем за настоящее. Теперь мы можем видеть все события на шкале времени, произошедшие от начала (условное прошлое), и те события, которые произойдут позже (условное будущее). Мы будем видеть весь отрезок времени в целом и каждое событие по отдельности, потому что будем смотреть на это со стороны, то есть, находясь как бы вне этого времени. Но если бы мы находились внутри этого времени, то для нас это было бы невозможно. Если мы находимся внутри времени, то наше будущее нам не известно, а со стороны мы видим всю хронологию от начала и до конца.

Многих людей мучают такие вопросы: «Откуда Бог знает все?» ; «А как это Бог все видит, и как это возможно?» ; «Как Бог может одновременно быть везде?» . Бог находится вне сотворенного Им времени и смотрит на все наши события со стороны. Тем самым, Он видит наше прошлое, настоящее и будущее. Поэтому такой вопрос, как: «Откуда появился Бог?» , является некорректным. Появиться что-либо может только внутри времени, а Бог уже был и существует вне времени.

Все, что было создано в начале, во времени имеет свое начало и конец, как и само отмеренное Богом время. Разум человека также имеет свои границы, поэтому ограничен в понимании запредельного времени. Следует усвоить лишь то, что Бог находится вне этого начала, так как Сам это начало и сотворил. Состояние, где не существует времени, или атмосфера в которой живет Бог, и которую так нелегко понять человеческому разуму, определяется древнегреческим словом «кайрос» . А время, которое создал Бог, и в котором живем мы определяется древнегреческим словом «хронос» . Отсюда – хронометр, часы. Мы живем внутри «хроноса» и наши часы тикают, отсчитывая секунды.

Можем ли мы сейчас заглянуть в будущее или в прошлое. Мы уже отметили, что будущее нам не доступно. А прошлое? Прошлое тоже не доступно. Сегодня люди продолжают исследовать вселенную, материю, которую создал Бог. Человеку понятно, что эта вселенная гигантская. Люди не могут найти границ у космоса, хотя, на самом деле, эти границы существуют.

Говоря о прошлом, рассмотрим небольшой пример. Полярная звезда находится от земли на расстоянии примерно 434 световых года. А самая большая скорость, известная человеку, это скорость света, которая равно приблизительно 300.000 километров в секунду. Что это значит? Необходимо 434 года для того, чтобы свет от полярной звезды долетел до земли, и мы смогли бы увидеть одну из ближайших к земле звезд, не считая солнца. От солнца свет долетает за 8 минут.

Если сегодня вечером вы поднимете голову к небу и увидите на нем полярную звезду, то это значит, что так она выглядела 434 световых года назад. То есть, в этот момент времени вы увидите то, что случилось в прошлом, 434 световых года обратно. Глядя на небо, человек видит прошлое, то, что произошло много времени назад. Поэтому если сейчас на этой звезде что-либо происходит, например, она потухла, то никакой информации об этом у нас не будет еще 434 световых года. Там уже все свершилось, а мы об этом знать не будем. Почему? Потому что Бог создал нас внутри времени. А для Бога, Который существует вне времени, и наше рождение, и день творения, и конец времени, все это происходит в одно время.

Еще один пример. Жил был на земле один человек, который в чем-то согрешил, сделал что-то нехорошее. Прошел день, два, десять лет. Человек уже давно и забыл об этом. Но его грех, как и свет, отражаемый звездами, продолжает двигаться в этой вселенной, только его скорость намного медленнее скорости света. Прошло какое-то время и, давно совершенный человеком грех, прямо сейчас, начинает на что-то оказывать свое негативное влияние. Это случилось где-то в прошлом, где про это давно уже забыли, но проявилось уже здесь и произвело свою работу.

Человек согрешил и, подождав несколько дней, подумал, что ничего страшного не случилось, что все обошлось. Но это продолжает влиять на что-то, хотя сразу и не проявилось. Написано: « дела их идут вслед за ними» Откр. 14:13 . Поэтому Бог и говорит, что за каждое слово человек даст отчет. Ты что-то совершил далеко в прошлом, а Бог говорит: «Все это продолжает идти за тобой, оно продолжает влиять на твою жизнь» Почему? Потому что мы находимся внутри времени «хронос» . То, что мы делаем, как поступаем, все имеет свою ценность. Мы все еще пытаемся понять слово «начало» .

Итак, Бог, существующий вне времени, сотворил отрезок времени «хронос» , определив для него начало и конец. С этого момента пошел отсчет времени, появилось начало, внутри которого Бог сотворил небо и землю, а также всю остальную материю, которая окружает нас. При этом Сам Бог продолжает оставаться вне времени, следовательно, для Него наше прошлое, настоящее и будущее живет и происходит одновременно. Бог видит все одновременно, все знает, все проницает, для Него ничего не сокрыто.

Постепенно вперед со временем двигалась и наука. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн с научной точки зрения пытался объяснить взаимосвязь времени и пространства. Работая над своей теорией, он начал понимать тот факт, что время является величиной относительной. То, о чем мы говорили ранее, а именно, все, происходящее на звезде здесь и сейчас, на самом деле уже произошло много лет тому назад, но в то же время, для нас это происходит сейчас. Эйнштейн начал в это дело вникать, и делая свои выводы, он изрек следующее: «Итак, как пространство, так и время, неотделимы от материи » .

Небо и земля, как и весь материальный мир, были сотворены уже внутри времени. То есть, материя соединена со временем. Без времени материя существовать не может. Но и время без материи теряет всякий смысл. Поэтому, там, где есть время, там существует и материя, а где существует материя, там есть и время. Это необходимо усвоить для того, чтобы понять природу и сущность Бога. Итак, время связно с материей. А Бог может быть связан с материей, если Он находится вне времени? Нет. Он вне этого.

Существуя вне времени, Бог все проницает, находясь везде одновременно. Нам это не дано. Но, когда мы смотрим со стороны на составленную нами хронологическую таблицу, как образ, мы можем коснуться ее рукой по всей ее линии времени одновременно. Таким образом, Бог может одновременно все контролировать, трогать, видеть, действовать и проницать. Он наполняет Собой жизнь каждого человека одновременно.

Люди, созданы Богом в материальном мире и имеют пять органов чувств для того, чтобы иметь возможность познавать и исследовать этот материальный мир. Иногда, живя здесь во времени, они сталкиваются с такими вещами, которые не понимают, не могут вместить в свою голову. Тогда они начинают задавать вопросы, на которые не могут получить ответа. А когда не могут получить ответа, начинают отрицать: «Бога нет, потому что я Его не вижу!» Но наши глаза созданы для того, чтобы мы могли видеть материю, а Бог – не материя, Он ее создатель. То есть, благодаря своим органам чувств, человек может исследовать лишь материальный, сотворенный «в начале» мир.

Итак, мы рассмотрели первое слово: «в начале» , которое на языке оригинала произносится, как «Берешит» . Следующее слово, записанное в русской Библии – «сотворил» . На иврите это слово произносится, как: «бара» .

Русское слово «сотворил» , очень удачно подходит для перевода оригинала. Хотя, в русском языке существуют и другие синонимы к слову «сотворил» , например, «сделал, произвел, создал». Но на иврите все эти синонимы имеют совершенно разные значения. К примеру, для перевода слова «сделать» на иврите используется слово «асес» , которое означает совершенно другое действие, нежели слово «сотворил» . А слово «создать» на иврите звучит, как «яцар» и это слово имеет другое значение.

Для нас между словом «сотворил» и синонимами к этому слову, почти нет никакой разницы, как будто все одно, и то же. Но на самом деле это не так. И на иврите это совершенно разные слова. Если хорошо вдуматься, то даже в русском языке можно уловить смысловое отличие, мы его просто не замечаем.

Человек способен своими руками сделать какую-либо вещь. Для этого ему необходимо взять исходный материал и инструменты, которыми он будет воздействовать на материал, меняя его форму. Допустим, человек сделал из дерева табурет. Но будет ли целесообразно, в данном случае, употребить слово: «сотворил» . В нашем случае, это, как-то не вяжется. А вот слово: «сделал» сюда очень хорошо подходит. Так как слово «сделал» подразумевает, что человек что-то взял и из этого сделал вещь. В оригинале слово «бара» , переведенное на русский язык, как «сотворил» , имеет свой определенный смысл в Библии. Оно ясно указывает на то, что это было сделано из ничего.

Таким образом слово «бара» используется в Библии, только в отношении к Богу, Который творит из ничего. То есть, Он не взял что-либо и изменил это, произведя какие-то манипуляции, в этом случае было бы употреблено слово «сделал» . Но у Бога ничего не было, и Он сотворил, и начало быть. Не было времени. Бог сотворил. Не было материи. Бог сотворил ее из ничего, и она вдруг начала существовать внутри времени.

Теперь соединим несколько первых слов: «В начале » – а именно, когда появилось время и пошел отсчет, из ничего: « сотворил Бог небо и землю» , то есть, материю. Из ничего! Вот это действие Бога, описано словом «бара» . То есть, небо, земля, вселенная – материя, были сотворены Богом внутри времени из ничего. Так все появилось и именно об этом говорит нам Библия. Слово «бара» , так же открывает тот факт, что Бог сотворил этот мир на ограниченное время . Это еще одно значение данного еврейского слова. Мир, сотворенный Богом из ничего, будет существовать лишь некоторое время. После чего, время и вся материя, сотворенная в нем, перестанут существовать.

Рожденные внутри этого времени, материальные люди, представляющие из себя плоть, не могут вместить в себя это событие: «Как что-либо может появиться из ничего?» Поэтому, пытаются объяснить появление мира с научной точки зрения, постепенно изучая законы природы, которые, как и органы чувств человека, могут объяснить только сотворенный Богом «в начале» материальный мир. Все сводится к взрыву, который выделил колоссальное количество энергии, породившей материю. Правда в этой теории вопросов куда больше, чем в первой строке Библии.

Поэтому слово «бара» относится не к человеку, так как человеку это невозможно, но к Богу, для Которого нет ничего невозможного. С этого начинается вера человека в Бога. Если человек в состоянии поверить тому, что написано в Быт. 1:1 , то он становится верующим и все остальное принять ему уже будет нетрудно. Если же человек отвергает это, то все остальное бесполезно. Итак, мы коснулись слова: «сотворил» , в оригинале: «бара» .

Следующее слово по порядку – это слово: «Бог» . В Библии, на языке оригинала мы находим слово: «Элохим» . И это потрясающее, удивительно интересное слово. Слово «Элохим» в оригинале указывает на множественное число. В единственном числе это слово звучит, как «Элах» . Отсюда произошло имя, которое призывают в исламе, как «Аллах». Но поскольку в Библии написано: «Элохим» , то корректнее, наверное, было бы перевести это выражение так: «В начале сотворил Боги небо и землю» . Боги . В подлиннике, однозначно, указано множественное число. Почему?

Здесь сокрыта тайна, через которую Бог открывается нам, как Триединый Бог. Бог – един, но проявляет Себя через три Личности. Каждая Личность со Своей волей, но при этом, это не три Бога, а один, единый Бог. В Ветхом Завете, да и в Новом Завете, и Сам Христос, и пророки чрез откровение утверждали, что Он – ЕДИНЫЙ БОГ . Он – один и нет другого Бога. Эта тайна глубже приоткрывается нам уже в Новом Завете, где Сам Иисус учит крестить людей: « во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Мф. 28:19 .

В слове «Боги» Господь открывает Свою тайну, которая по мере Его откровения о Себе, посланного человеку в веках, была записана в Священное Писание. Через это люди своим ограниченным разумом могли начать понимать какие-то вещи относительно сущности и природы Того Бога, Который все это сотворил. Бог желал от начала, чтобы человек Его понимал. В книге Бытие написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» Быт. 1:26 . Здесь также использовано слово во множественном числе – «Элохим» . Бог говорит здесь о Себе: «подобию Нашему» . Тем самым Бог открывает человеку, что в деле творения этого мира, времени, пространства, вселенной и Ангелов участвовала полнота Божества, а именно: и Отец, и Сын, и Дух Святой – как единый Бог.

Итак, Бог един. Обратите внимание на эти слова Библии: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» Втор. 6:4 . То есть, Сам Бог, говоря о Себе: «Мы», уже на первой странице Библии, четко, как заповедь говорит людям, что: «Тот, Который говорит о Себе: «Мы», Он есть Бог един» . Это – тайна Триединства Бога, и мы ее немного коснемся.

Уже на первой странице Библии Бог бескомпромиссно и смело заявляет о Себе, как: «Мы, Который есть один» . Бог не прячет ничего, чтобы потом это не было сюрпризом. Он не боится от людей какого-то недопонимания, критики, потому что Он таков, Каков есть. Библия говорит: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» Мк. 12:29 . Первая заповедь: «Господь Бог наш есть Господь единый» . То есть, в этом не следует сомневаться. Бог един и других Богов не существует. Иисус говорил о Себе: «Я и Отец одно» Ин. 10:30 . «Видевший Меня видел Отца» Ин. 14:9 . Он практически повторяет слова книги Второзаконие, которые мы прочли выше, где Бог ясно, бескомпромиссно утверждает о Своем единстве. Это для того, чтобы у людей не возникало мысли о политеизме или многобожии. Что мы можем сегодня наблюдать в язычестве, где существуют различные « Нептуны» , « Зевсы» , « Аполлоны» и т.д. У людей сегодня тысячи и тысячи Богов, и они всем им поклоняются. Это полное безумие.

В Ветхом Завете о Триединстве Бога практически нет намеков, кроме этих мест, где Бог сразу говорит: «Мы» , а затем: «Я один. Я единый Бог» . Почему? Потому что до прихода Иисуса Христа людям вообще невозможно было понять природу Триединства Бога. Бог по-настоящему открыл Себя лишь в Новом Завете. Это произошло с приходом Иисуса Христа и того момента, когда Дух Святой стал наполнять людей. Только в этот момент в Новом Завете открывается тайна Триединства.

Написано: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Лук. 3:21-22 . В чем здесь суть? Вот Отец – голос неба, Дух Святой – в виде голубя и Иисус. Во время крещения все соединяются, как бы в одно. Отец, Сын и Дух Святой полностью все соединяются во Христе. Вот оно Триединство Бога.

Возлюбленные, понять до конца и вместить в себя Триединство Бога – это непросто. Он настолько велик, что мы по определению, вообще неспособны понять Его своим ограниченным разумом. Он говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» Ис. 55:8 . Но, почему для нас важно посещать собрания церкви, посещать семинары, вникать в учение? Потому что, видя наше усердие, Бог посылает жаждущим, алчущим, нуждающимся откровения о Себе. И через различные образы Он начинает формировать понимание внутри нас.

Для того чтобы вообще что-либо понять, люди, иногда, жизни свои посвящают этому. Ученые в чем-то начинают разбираться, потому что ни час, ни два этим занимаются. Они работают, исследуют и эти исследования приносят плоды. Десятилетия проходят для того, чтобы чего-то добиться и понять. А позже приходит и воздаяние. А сколько времени мы посвящаем тому, чтобы понять Бога? Люди не желают посвящать Ему ни свое время, ни свои жизни. Они по умолчанию считают себя умными и мудрыми, хотя отлично понимают, что вообще-то, для того чтобы хоть в чем-то разобраться, необходимо посвятить себя этому. Но не посвящая ничего, пытаются что-то понять. А Бог выше наших законов, шире наших пределов, потому что Сам все это для нас и сотворил из ничего.

Но Бог говорит, что: «Я касаюсь тех, которые ищут» . Поэтому Он всем ищущим и жаждущим посылает Свое откровение. Что это значит? Когда человеку, живущему в ограниченном временем пространстве, невозможно понять, невозможно осознать, невозможно исследовать из-за ограниченного разума, ограниченного понимания, то Бог, видя его стремления, из Своего вневременного состояния входит в это время и касается человека, конкретно тебя и меня. Когда Сам Бог приходит и касается нас, то мы начинаем что-то понимать. Касаясь нас, Господь передает нам Свои откровения, которые своим светом озаряют, ранее темные места нашего понимания в отношении Бога, Его плана и Вечности.

Бог обитает вне времени, вне пространства. Он есть Дух. Но почему люди задают вопросы о том, как Бог выглядит, какой Он формы? Потому что, создав материю, Бог дал форму этой материи. И люди, будучи частью творения, имеющие форму, которую создал Бог, думают, что Бог тоже должен как-то выглядеть. А если не могут представить, как, то отвергают вообще. Бог, Который не имеет формы, тем не менее, говорит: «Я простру руку Мою на обитателей сей земли » Иер. 6:12 . И люди думают: «О! у Бога есть рука» . Читают: «Ты бросил все грехи мои за хребет Свой» Ис. 38:17 . «Значит, у Него есть позвоночник» . Или, например, в Библии говорится, что: « ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» Ис. 59:1 . Человек в своем воображении сразу рисует Бога с ушами. Слово говорит: «Он взглянул на меня » Иов. 31:14 . Значит, есть глаза. Люди пытаются Бога « очеловечить» , подгоняя Его под свой формат.

Но Бог есть Дух. Поэтому для того, чтобы Бога ощущать, чувствовать, слышать, видеть Бог создал нам душу. А глаза, уши, язык, руки это для того, чтобы мы могли разбираться в этом материальном мире. Мы воспринимаем Бога душой и духом. Но в момент грехопадения плоть стала господствовать над душой, а до этого момента господствовал дух. Во время грехопадения написано: «дух умер» . Плоть стала господствовать и управлять. Из-за этого, этот мир стал реальным для человека, потому что пять органов чувств не умерли, но продолжают работать.

А орган, который Бог дал человеку для того, чтобы видеть Бога, ощущать, говорить с Ним, вошел в состояние смерти. И Бог его животворит. Вот это и есть откровение, когда Бог входит и начинает животворить. Когда человек начинает нуждаться, просить, Господь начинает говорить внутри него. Вот этот Триединый Бог становится реальностью для тебя, через откровение. Поэтому Бытие 1:1 – это основа. Веришь написанному, или нет? Бог познается только верой. Уверовал, далее Бог начинает говорить с тобой. Бытие 1:1 – это база, основа веры.

Бог открывается через откровение, через веру. Поэтому вера драгоценнее золота, гибнущего. Самое дорогое, что у людей есть – это золото. А вера – драгоценнее: «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» 1 Пет. 1:7 . Драгоценности больше, чем вера не существует, потому что, ею люди живут, ею люди соединяются с Богом. Бог – Элохим становится понятным. Поэтому если принимаешь Бытие 1:1 , то ты, действительно, верующий человек.

Мы живем в этом ограниченном мире, созданном на короткое время. А Бог неограничен. Он безграничен в знаниях всей вселенной. Он ее создал, поэтому Он говорит, что: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» Кол. 1:17 , а также движется и существует. Все законы, в нашем отрезке времени создал Бог. Поэтому все знания у Него. Он не ограничен также в Своей силе. Не ограничен во времени. Мы ограничены, мы живем короткое время в теле. В теле мы ограничены во времени. А затем, когда тело умирает, мы выходим из него. Наша вечная душа соединяется с Богом, и мы переходим в Вечность. И именно потому, что мы живем в этом сотворенном мире, мы не в состоянии выйти за пределы Его творения. Поэтому человеку тяжело понять слово «Вечность» , где нет времени, и где существует Сам Бог.

Бог существует Сам по Себе. Человеку тоже это понять невозможно. Нам кажется, что мы сами по себе, но это не так. Мы без Бога существовать не можем, мы Им живем. Для того чтобы существовать, нам постоянно нужна энергия жизни. Мы не можем не есть, не можем не пить, нам все время нужна энергия извне для нашей жизнедеятельности. А самодостаточность Бога абсолютна. Он не зависим ни от чего. Мы же зависим от всего. Бог Сам создал весь этот материальный мир из ничего, на короткое время, и со стороны наблюдает за всем, поддерживая все законы.

Во семинара: «В начале» мы продолжим наше глубокое исследование первого стиха Библии.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Берешит

»Берешит бара Элоким эт, а-шамаим ве-эт, а-арец ». Вначале Б-г сотворил из «ничего» всю вселенную со всеми её параметрами и атрибутами, включая время. Процесс Творения продолжался шесть дней. В седьмой день Б-г «отдыхал», создав духовную сферу под названием »Шабат », которая возвращается к нам раз в неделю. В канун первого Шабата на свет появились первые люди — Адам и Хава. Б-г поместил их в сад Эден.

По наущению Змея и вопреки категоричному запрету Творца Хава отведала запретный плод от «Древа познания Добра и Зла» и дала попробовать этот плод Адаму. Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена. Б-г изгоняет их из «райского сада» и меняет человеческую природу. В мир приходят смерть и тяжкий труд (физический и духовный), родовые муки. Начинается извечная борьба за исправление греха Адама и Хавы, ставшая главным стержнем развития мировой истории.

Каин и Эвель, первые дети Адама и Хавы, принесли дары Б-гу: Каин — «из плодов земли», Эвель — «из первенцев своих овец и из тех, что получше». Всевышний принимает дар Эвеля и отвергает приношение Каина. Раздосадованный Каин убивает Эвеля в ходе семейного спора и за это приговаривается Б-гом к вечным скитаниям.

Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и потомства Адама и Хавы по линии их третьего сына Шета — до рождения Ноаха. После смерти Шета человечество нравственно деградирует. Б-г «сожалеет», что создал людей и решает уничтожть их потопом, сохранив единственного праведника в том поколении — Ноаха.

Тьму не разгоняют палкой

В грандиозной картине Сотворения мира, описанной в сегодняшнем разделе, много загадочных, мистических деталей. «…Тьма покрывала бездну… Сказал Б-г: „Да будет свет!“ и возник свет»(1:2,3).

Хафец Хаим (выдающийся лидер религиозного еврейства конца XIX — начала XX века) писал, что рассеять «бездну» тьмы можно даже небольшим количеством света. Войдя в темный дом, вы не станете размахивать топором, чтобы разогнать мрак: никакие самые грозные и эффективные орудия труда и войны не помогут в этом. Единственный способ избавиться от тьмы — включить свет, хотя бы карманный фонарик, хотя бы зажечь спичку.

Ибо, в отличие от света, всегда имеющего физический источник, тьма неосязаема, нематериальна — это всего лишь вакуум. Поэтому с ней надо не бороться, а просто заполнить пустоту светом, который является противоположностью тьмы, специально созданной Б-гом для этой цели — чтобы вытеснять мрак.

Здесь напрашивается прямая аналогия с Торой. Тора — это тоже свет, только не физический, а духовный, которому противостоит «тьма», силы зла. Подобно физической тьме, силы зла неосязаемы и с ними невозможно бороться конвенциональным оружием. Они представляют собой духовный вакуум, который можно лишь заполнить светом Торы, созданной специально для освещения и возвышения нашего мира, как сказано в талмудическом трактате Кидушин : «Я создал йецер, а-ра (побуждение к злу, мировое зло), — сказал Б-г, — и Я же создал Тору как противоядие от него».

В практическом смысле это значит, что если человек хочет одолеть свои низменные страсти, тягу к пороку, избавиться от плохих черт характера, ему нет смысла объявлять войну самому себе, искать лобового столкновения со своим йецер, а-ра . Здесь требуется иная, гораздо более эффективная стратегия: ему следует заняться изучением Торы. Чем больше он занимается Торой, чем больше стремится выполнять её законы, тем больше духовного света он излучает и тем больше тьмы вытесняет из своей души.

Побороть проклятье

Все участники первого греха получили от Б-га индивидуальные проклятия на вечные времена. Змею-искусителю Он сказал: «Проклят ты более всякого скота и всякого дикого зверя! На брюхе своем ты будешь ползать (прежде змей имел ноги и был прямоходящим животным), и прах будешь есть все дни твоей жизни. И вражду положу между тобою и женщиной, и между потомством твоим и её потомством: они будут разбивать вам голову, а вы будете язвить им пятку» (3:14,15).

Хаве Б-г обещал: «Умножу страдание твое… в муках будешь рожать детей, но к мужу твоему страсть твоя, а он — будет властвовать тобою» (3:16), а Адама Он обрек на тяжкий, порой каторжный труд и бесславную смерть: «В поте лица своего ты будешь есть хлеб — пока не вернешься в землю, ибо прах ты (слово адам , человек — производное от адама , земля), и в прах ты вернешься» (3:19).

Рассказывают такую историю. У одной богатой женщины украли кредитную карточку, записанную на имя её мужа. Вор начал активно пользоваться карточкой, покупая товары на большие суммы и с удивлением убеждаясь, что кредитная компания не спешит отменять её. Шли месяцы, вор богател, пока однажды его не поймали на другом преступлении.

Во время обыска у него нашли краденую карточку и передали её в кредитную компанию. Дирекция компании, в свою очередь, связалась с владельцем карточки и спросила его: «Почему вы не сообщили о краже нам или в полицию?»

Владелец ответил: «Я решил не сообщать о краже, когда убедился, что вор тратит по моей кредитной карточке гораздо меньше денег, чем тратила моя жена».

В Талмуде (трактат Бава мециа 59а) сказано: если муж почитает свою жену, это хорошо сказывается на его финансовом состоянии — он богатеет.

Но какая здесь связь? По логике вещей должно быть наоборот. Если ты «почитаешь» жену с помощью своей кредитной карточки, стремишься удовлетворить её материальные капризы, денежные накопления на твоем банковском счету вряд ли от этого возрастут.

Но у Б-га своя логика. Он вознаграждает и карает нас по строгому, но справедливому принципу «мера за меру». Почитая жену, оказывая ей знаки внимания, стремясь удовлетворять её запросы, ставя её интересы выше своих, мужчина смягчает проклятие, которое жена получила после греха Адама и Хавы: «Он будет властвовать тобою».

С позиции Торы власть мужчины над женщиной — это проклятие, которое следует всячески преуменьшать, несмотря на то, что оно провозглашено Самим Б-гом. Ведь никто не ходит босиком по лесу, где водятся змеи, чтобы помочь змее выполнить сказанное — «язвить им (т.е. нам) пятку». Так и муж должен по возможности не допускать ситуаций, при которых он реализует проклятие о своем «всевластии» над женой, переданное ей по наследству от Хавы.

Поэтому, когда муж облегчает бремя женского проклятия, отказываясь от роли семейного деспота, Б-г в ответ уменьшает его наказание: «В поте лица своего ты будешь есть хлеб». Такому мужчине не придется гнуть спину, тяжко трудиться, проливать много пота для добычи пропитания. Деньги будут сами «липнуть» к его рукам. И расходы по кредитной карточке, которой пользуется его жена, не доставят ему беспокойства.

Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами »

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте