Найти материал о сергее радонежском. Преподобный сергий радонежский

Радонежский Сергий (май 1314 или 1322 – 25.09.1392) – русский иеромонах, основатель нескольких монастырей, в том числе крупнейшего в России –Троице-Сергиевой Лавры.

Известен как духовный наставник русского народа, основоположник его духовной культуры. Отнесен к лику святых.

Ранние годы

Сергий не оставил письменного наследия, основные сведения о нем изложены в житии Епифания – ученика Радонежского. Епифаний Премудрый ответственно подошел к написанию жития, использовал разные источники, в том числе рассказы брата Сергия. Для писания характерны упоминания о чудесах. В то же время в нем отсутствуют сведения о годе рождения Сергия, вместо даты указана витиеватая формулировка, из-за которой возникло много споров среди исследователей.

При рождении Радонежский был назван Варфоломеем, появился на свет он в деревне Варницы под Ростовом. В семье было трое сыновей, Варфоломей – средний. В детстве посещал школу, хотя в те времена это было редкостью. Предполагается, что изучил там греческий язык. Учеба давалась мальчику с трудом, поначалу, однако позже он стал преуспевающим учеником. С юных лет соблюдал пост, много молился.

Испытывая материальные трудности, его семья перебралась в Радонеж. Похоронив родителей, Варфоломей передал свое наследство младшему брату и отправился к старшему Стефану в Хотьково. Братья покинули деревню и стали искать пустынное место, где поставили келью, позже построили маленькую церковь. Вскоре Стефан устал от изолированной жизни и отправился в московский монастырь, где за свои благодетели получил сан священника, позже стал игуменом.


Первое сохранившееся изображение Радонежского, 1420-е годы

Основные вехи жизни

Варфоломей в возрасте 20 (23) лет принял постриг, получил имя Сергий и продолжил жизнь в одиночестве. Постепенно вокруг него стали селиться ученики. В 1342 году был основан Троицкий монастырь, в котором Радонежский стал игуменом. Условия существования монахов были тяжелыми, они часто голодали. Сергий на своем примере показывал, что нужно жить своим трудом, запрещал инокам просить милостыню. После того, как монастырь перешел в удел князя Владимира, который регулярно оказывал поддержку, жизнь в нем изменилась к лучшему.

После введения в обители нового устройства – общежития – Сергий во избежание конфликта ушел из монастыря и создал на берегу реки Киржач новую обитель, ставшую впоследствии Благовещенским монастырем. Позже основал еще несколько монастырей: под Коломной, на Клязьме, в Серпухове. Везде настоятелями оставил своих учеников.

Радонежский был духовным наставником большого числа учеников, которые открыли в общей сложности около сорока монастырей, а их последователи в свою очередь – около пятидесяти. Сергий пользовался глубоким уважением митрополита Алексея и имел возможность стать его преемником, но не захотел.

Преподобный обладал удивительной способностью к примирению враждующих, убедил многих князей подчиниться московскому князю, укрепив тем самым русские земли. Повлиял на отказ заключения торгового соглашения Московского княжества с Мамаем, а затем благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Сергий скончался глубоким стариком, передав игуменство одному из ближайших своих учеников Никону. Перед смертью дал братии последнее наставление. Погребен был в церкви.

С жизнью преподобного Сергия связывают много чудес, которые упоминаются в повествовании Епифания, работе церковного историка Е. Голубинского.

  • Будучи в материнской утробе, он трижды закричал во время службы в церкви.
  • В детстве Варфоломей встретил старца, который угостил мальчика просфорой. После этого Варфоломей стал лучшим учеником в школе.
  • Однажды, после молитвы Радонежского над ручьем близ обители, открылся большой источник.
  • Исцелил страдающего продолжительной бессонницей больного, а также бесноватого богача. Молитвой воскресил умершего от болезни мальчика.
  • Наказал обидчика одного бедного человека, отобравшего у того свинью. Лихоимец не смог воспользоваться присвоенным мясом, оно испортилось и было поедено червями, несмотря на зимний период.
  • Один греческий священник отказывался верить в чудеса преподобного. При встрече с Сергием он внезапно ослеп, Радонежский после исповеди вернул священнику способность видеть.
  • Сергию было два чудесных видения: ему являлась Богородица с апостолами, а также голос, сопровождаемый стаей красивейших птиц, предрек ему большое количество учеников.

Почитание преподобного Сергия

Радонежский оказал значительное благотворное воздействие на многие поколения вперед. Целью его жизни и деятельности было нравственное воспитание людей. Известный историк Ключевский считает чудом его влияние на народ. Описанию жизни преподобного посвящали себя его ученики, исследователи, историки во все времена.

По свидетельству Пахомия Логофета, спустя тридцать лет после смерти преподобного его мощи остались нетленными. В 1919 году советские власти подвергли мощи вскрытию и передали их в музей, располагавшийся в Троице-Сергиевой Лавре. Во время войны музейный фонд был эвакуирован в Соликамск. В 1946 году мощи были переданы церкви, теперь покоятся в Троицком соборе.

Причисление Сергия к лику святых относят к 1452 году. Радонежский также почитается как святой в католицизме. Ему посвящено более семисот храмов в мире. До появления русской живописи преподобный изображался на иконах. Позже его образ вдохновил многих художников: М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха и др. Также есть и скульптуры с образом Радонежского. Святому установлены памятники во многих российских городах, о нем написано не одно художественное произведение, снят документальный фильм.

Благодаря истовой и чистой вере в бога , несмотря на лишения, которые пришлось испытать ему.

Историки не могут определить точной даты рождения Сергия Радонежского, но сходятся на 3 – ем мая 1314 или 1319 гг., датах, которые упоминались его биографом Епифанием в своих трудах и других источниках. Русская церковь литературно и традиционно считает, что день его рождения 3-е мая 1314 г. Родился он в семье Кирилла и Марии, знатных бояр на службе у князя, в селе Варницы под Ростовом. Ребенок был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

При крещении ребенок получил имя Варфоломей и с первых дней жизни удивлял окружающих, стал постником – не пил молоко матери по средам и пятницам, не ел мяса на продолжении всей жизни. В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания. Окружающие удивлялись его стойкости и воздержанию, нежеланию участвовать в общих играх, увлечение молитвой и церковью, посту в еде.

В 1328 г родители Варфоломея, сильно обедневшие, вынуждены были переехать в город Радонеж. Когда Стефан, старший брат его, женился, они приняли постриг и ушли в монастырь, где и умерли.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь, где уже ранее принял монашество его брат Стефан и родители. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь.

Монахи монастыря не просили подаяния, а кормились, по настоянию Сергия, собственным трудом, в котором он первым подавал пример. Сам Сергий своими руками делал самую тяжелую работу , не требуя никаких денег за нее. Однажды помог старцу Данилу прирубить сени к келье за решето гнилого хлеба. Он работал не покладая рук, и братья поддерживались и вдохновлялись преодолевать лишения. Известия об обители дошли до Вселенского патриарха Филофея в Царьграде, который прислал посольство с дарами и советами, и вскоре после этого Сергием был принят общинножительный устав, этому примеру последовали потом многие церкви и монастыри по всей земле русской.

Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий Радонежский, краткая биография его представлена во многих изданиях, и его ученики впоследствии основали еще несколько монастырей и обителей, среди них Благовещенская церковь на Киржаче, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, Воскресенский, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский… Всего ученики основали их около 40 .

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

За полгода до смерти инок призвал к себе учеников и благословил на игуменство преподобного Никона, достойнейшего из них. Смерть наступила 25 сентября 1392г. и вскоре после этого Сергий Радонежский был канонизирован. Это произошло при жизни людей, которые знали его, случай подобный не повторялся больше.

Через 30 лет, а точнее 5 июля 1422 г были обретены его нетленные мощи (не разрушившиеся и не истлевшие кости), о чем свидетельствуют многие свидетели и современники. День этот почитается днем памяти святого. Впоследствии в 1946 г мощи в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния были переданы из музея в церковь, где и хранятся до сих пор в Троицком соборе Троице-Сергиевого монастыря.


Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский

Это было давным-давно, в XIV веке.Тогда еще на свете не было ни тебя, ни твоих родителей, ни их родителей, ни даже их бабушек и дедушек - все они родились позже, намного позже. И вот в те давние времена в одном селе, недалеко от города Ростова Великого, в прекрасный майский день под пение птиц за окном родился мальчик Варфоломей. У него было два брата - Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыновьями боярина Кирилла и жены его Марии. А Варфоломей был лучше всех: скромный, тихий и услужливый, старался всем помочь в чем-нибудь.

Да вот беда: не дается мальчику учеба в школе. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались, а наш Варфоломейка
горевал и горько плакал.

Матушка, тятенька, - говорил он, - заберите меня из школы. Лучше я по дому работать буду. Все равно у меня ничего не получается!

Но родители хоть и жалели сына, но из школы не забирали. Что было делать?Оставалось одно: молиться, просить Бога о помощи.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика,
и Варфоломей, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде. А потом позвал:

Пойдем к нам, дедушка, отдохнете и пообедаете, тятя с матушкой рады будут.

После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать.

Теперь умеешь. Читай!

Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он... читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.



Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

Шли годы. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей вместе со старшим братом Степаном удалились в леса, чтобы жить там уединенно, по-монашески. Они нашли среди лесов большой, поросший густым лесом холм Маковец, срубили себе избушку и рядом маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, то есть Бога нашего, христианского. Из этой маленькой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь - Троице-Сергиева лавра.



Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г

Трудно было братьям жить в дремучем лесу - страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной голодной жизни в лесу. Он простился с Варфоломеем и ушел в Москву, в большой теплый монастырь. Варфоломей остался один-одинешенек. Только изредка летом (зимой-то не пройти!) брат Петр пробирался к нему через лесные чащобы с большими котомками хлеба. Варфоломей сушил этот хлеб, а потом всю зиму питался размоченными сухарями.


Нестеров Михаил - Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897

Долго ли, коротко ли, появился у нашего отшельника товарищ. Однажды вышел он из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился со своим косолапым другом. Иногда, правда, и сухарей не было, и тогда оба друга оставались голодными. Зверь тяжело вздыхал, но не обижался. Он будто все понимал. Ведь когда хлеба оставалось так мало, что и делить-то нечего, тогда последний кусок шел Мишке. Монах может и потерпеть, а Миша монахом не был.


Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы

Прошло время. Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит - посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.

Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, постриженник и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он потом и вошел в историю как великий русский святой - Сергий из Радонежа. Сергии Радонежский.

Постепенно монах Сергий так привык и полюбил свое одинокое житье в лесу, что, когда к нему потянулись, прознав о нем люди, это даже огорчало его.



Николай Рерих. Сергий - строитель. 1925

Собралось двенадцать человек. И стали они жить по-братски. Братья построили себе двенадцать таких же? как у Сергия, домиков-келий, поставили большой забор вокруг для защиты от зверей - вот и получился монастырь. А какой монастырь без игумена? Стали братья Сергия просить стать их игуменом. Не хотел Сергий становиться начальником монастыря, не для того он уходил когда-то в глушь, но что делать? Согласился. Монаху не положено быть упрямым.

Пришел как-то в монастырь один богомольный крестьянин, чтобы посмотреть на знаменитого Сергия, игумена монастыря. Идет он по монастырю, ишет игумена и видит: в огороде какой-то бедно одетый монашек усердно трудится - копает грядку.


М. Нестеров. Труды преподобного Сергия
большой размер

- Скажи, отец, где мне найти игумена монастыря Сергия?

Монашек ничего не ответил, вышел к гостю, поклонился и говорит:

Ты, добрый человек, чай, устал с дороги и проголодался. Пойдем, я тебя накормлю.

Тот пошел за монахом, но сам дорогой все высматривал, не появится ли откуда сам игумен Сергий. Тут послышался конский топот. Это князь с боярами пожаловал в монастырь, как часто это делал. Спрыгнул князь с коня и склонился пред Сергием. Вот тут-то крестьянин и догадался, что этот бедный, смиренный монах и есть сам Сергий. Он бросился к его ногам:

Виноват, батюшка, не признал!

Сергий ласково поднял его, обнял и успокоил.

Вот такой был Сергий: став игуменом, оставался тихим, кротким, работящим. И одежонка на нем была прежняя: старенькая, вся в заплатах. Он себя не выделял и между людьми не делал разницы. И простого крестьянина, и знатного князя привечал и любил одинаково. А за это и его все любили и почитали.


Преподобный Сергий Радонежский

Многие годы Русь жила под гнетом монголо-татар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань - отдавать им золото, меха и другие наши богатства.

Помните басню Крылова про лебедя, рака и щуку: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет? Вот и в князьях русских не было тогда согласия. Они часто воевали друг с другом! А потому и становились каждый по отдельности легкой добычей для завоевателей.


С. Чикунчиков. Воскрешение отрока Сергием Радонежским

В это тяжелое время Сергий помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединиться вокруг московской земли. А когда кроткими уговорами не удавалось делу помочь, он мог и твердость проявить. Приказал, например, в Нижнем Новгороде закрыть все храмы за непокорство. Что было делать нижегородскому князю Борису? Как жить без богослужения? Пришлось покориться воле святого - к вящей пользе для Руси-матушки.

Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига - дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами. Ведь бой предстоял страшный - татарский предводитель Мамай собрал огромное войско и хвастался:

Я разорю землю Русскую, погублю всех князей российских, и не будет Руси. Все заговорят тут по-татарски!


С. Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси

Со слезами говорил князь Димитрий Сергию:

Старче Божий, силен Мамай, а у нас войска мало. Что делать?

Сергий отслужил в церкви большую службу, окропил святой водой князя и его дружину, а потом сказал:

Пойди, господине, на врагов поганых с Богом, и Господь тебе поможет.




Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

А еще Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю.

Димитрий встретился с войском Мамая на берегу Дона. (За эту победную битву у Дона он и будет потом прозван на веки вечные Димитрием Донским). Когда увидел князь, какое огромное войско у татар, он сначала, честно сказать, растерялся. Но тут к нему прибыл гонец от Сергия. Тот снова укрепил его дух словами, которые привез гонец:

Иди смело, князь, Бог тебе поможет!

Тогда дал клич великий князь Димитрий во все княжества русские. Опустела Святая Русь, и мужчины, и юноши - все пошли на пале Куликово.

И приказал тогда Димитрий своему войску переправиться на правый берег Дона, а мосты разрушить, чтобы пути для отступления не было. Или умрем, или победим!



Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет

Вот подошло войско татарское, и было оно в четыре раза больше русского. Вышел вперед татарский богатырь Челубей. Был он так велик ростом, что если бы опустил
ноги с коня своего, то конь проскочил бы у него между ног.

Татары и говорят:

Кто хочет сразиться с нашим великаном?

Все молчат: страшно! И вышел тогда богатырь-монах Пересвет, посланный Сергием. Он был в монашеской одежде, а в руках держал тяжелое копье. С ним и ринулся на врага. Удар был страшный, и оба богатыря упали замертво.

И началась страшная, жестокая битва. Погибло великое множество воинов. И даже конь под князем Димитрием пал в бою. Но Русь одолела-таки врага.


М. Авилов. Поединок на Куликовом поле
большой размер

Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Стали называть его Троице-Сергиевым, а потом еще и лаврой, то есть очень большим и важным монастырем.


Н. Пучков. Свято-Троице-Сергиева лавра

В монастыре жил монах-иконописец Андрей Рублев. Воспитанный Святым Сергием, он стал самым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы. Он и написал
знаменитую на весь мир икону «Троица", которой посвящен монастырь. Сам Андрей говорил, что он написал свою икону так, чтобы люди, глядя на единство Святой Троицы, побеждали в себе злобу и ненависть, разделяющие людей. И, правда, когда смотришь на икону, тишина и мир входят в душу.



А. Рублев. Троица

Посмотри: три ангела склонились друг к другу. На иконе - сама мечта людей о безмятежном согласии, о дружеском понимании, о единстве. Перед ангелами - стол, на столе - чаша с жертвой. Центральный ангел благословляет чашу.

Как можно изобразить Самого Бога? Да еще показать, что он един в трех лицах, неразделимых, как неразделимы цвета радуги? Вот и получается, что Бога можно показать только в образе этих трех ангелов, которые равны между собой и едины, как равны между собой Отец, Сын и Дух Святой - три лица Бога-Троицы.

Ну а поскольку Андрей Рублев был еще и очень хорошим монахом, вел святую жизнь, то все иконы у него выходили чудотворными. Это значит, молясь перед этой иконой, можно выпросить у Бога чудо. Только просить надо о чем-то добром, хорошем.



И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев

Вот и закончился наш рассказ о великом русском святом - преподобном Сергии Радонежском. Вырастешь - узнаешь о нем много другого, важного и интересного. А пока откроем тебе секрет: Святой Сергий - покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает. Догадываешься почему?

Урок посвящен книге Наталии Владимировны Скоробогатько из серии Рассказы по истории «История о великом святом. Сергий Радонежский».



Икона «Преподобный Сергий Радонежский»

Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. В день памяти великого русского духовного лидера вспоминаем 7 его подвигов.

Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие "прикоснуться" к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. "Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется", - говорится в житии этого святого.

Благословение монахов на войну

Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - "две вещи несовместные", но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский "отправил" Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. "Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду..." Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Воскресение мальчика

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: "Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет". Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:"Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?" Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: "Я не достоин". Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: "Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!"
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: "Я не достоин".

Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. "Скажи, отец, откуда вы?" - спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: "Мы – воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы". Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: "Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде".

Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество - пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней - преподобный Сергий. Далее житие повествует: "Он приблизился к Великой княгине – и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим". Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.