На предприятии принадлежащем общественной организации инвалидов. Помощь инвалидам

Законодательством Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации инвалидов могут существовать в нескольких формах, отличающихся правовой и организационной базой. К данным сообществам относятся партии, фонды, учреждения, объединения, движения. Исходя из их специфики, им предоставляется определенная юридическо-консультативная, финансовая, имущественная помощь. Подробней с этим вопросом можно познакомиться в нашей статье.

Допустимые формы организации инвалидов

Федеральный закон РФ допускает образование следующих организационно-правовых форм общественных инвалидных объединений:

  • Общественный инвалидный фонд.
  • Общественное движение.
  • Общественная организация.
  • Общественное учреждение.
  • Общественно-политическая партия.
  • Орган общественной самодеятельности.

Перечисленные объединения регулируются Федеральным законом, принятым 19.05.1995. Они могут иметь также статус субъекта малого предпринимательства.

Виды объединений

Общественные органы могут быть следующих видов:

  • Общероссийские, направленные на осуществление деятельности исходя из основных целей, имеющихся на территории РФ. Всероссийское общество также имеет структуру: организацию, отделение, филиалы, представительство.
  • Межрегиональные, осуществляющие деятельность исходя из целей на территории Российской Федерации. Данный вид также имеет собственную структуру в форме филиалов, объединений, представительств.
  • Районные, которые действуют с целями, прописанными в уставе на территории отдельного субъекта России.
  • Местные, ведущие деятельность исходя из целей, указанных на территории местных органов самоуправления.

К сведению, на территории России наиболее распространена общественная организация инвалидов.

Что такое общественная организация инвалидов

Всероссийская общественная организация инвалидов основана на соединении общественных объединений для ведения единой деятельности, защищающей общие интересы, отстаивающей права, позволяющей достигнуть уставные цели. Членами данного объединения могут быть юридические и физические лица.

Оно представлено следующей структурой:

  • Высшим руководящим органом, который представлен конференцией или общественным собранием инвалидов.
  • Постоянно действующим органом управления, представленным коллегиальным отделом, который подчиняется конференции, общему собранию.
  • Общественным объединением инвалидов, представленным лицами с ограниченными возможностями и людьми, которые действуют в их интересах, защищают права, обеспечивают одинаковые возможности с другими гражданами, решают общественные задачи, проблемы лиц, с нарушением ОДА (опорно-двигательного аппарата).

Особенность общественной инвалидной организации в том, что она должна состоять из маломобильных лиц, граждан, которые представляют их законные интересы, куда входят родители, опекуны, усыновители, попечители, участники войны. Их численность должна быть не меньше 80% от общего количества членов организации.

Цели объединения

Некоммерческая организация не имеет за собой цель извлечения прибыли, распределение прибыли между участниками объединения. В обязанности данного товарищества входит оказание:

  • Благотворительных услуг.
  • Социальных целей.
  • Культурных потребностей.
  • Образовательных услуг.
  • Управленческих, научных целей.
  • Духовных потребностей.
  • Защиты прав.
  • Разрешение конфликтов и споров.
  • Юридических услуг.
  • Других целей, которые позволяют достичь общественные блага.

Одним из видов благотворительности является помощь социального характера детям-инвалидам

Предоставляемые льготы

Законодательство РФ гарантирует ВОИ льготы, касающиеся уплаты федерального налога, пошлины, сбора и других платежей. Фонд обязательного медицинского страхования данные организации освобождает от внесения страховых взносов. Их прибыль не подлежит налогообложению в том случае, если уставной капитал состоит из вклада общественной организации инвалидов.

Если в объединении производят работы инвалиды, чья численность составляет 50% трудовых ресурсов, то налоговая ставка снижается наполовину. В том случае, когда половина получаемой прибыли направляется на социальные нужды, то организация полностью освобождается от налогов. К социальным нуждам относятся:

  • Медицинская помощь, в том числе предоставление лекарственных препаратов, средств передвижения, протезов, ортопедической помощи, санаторно-курортного обеспечения.
  • Обучение новым профессиям, создание нового рабочего места, оптимального условия труда, посредством использования индивидуального реабилитационного плана, работе с техническими средствами.
  • Участие в спортивных мероприятиях.
  • Социально-бытовая подготовка.
  • Оказание помощи в социализации детей-инвалидов.
  • Профессиональная переподготовка, предоставление транспорта с места работы и с работы домой.
  • Участие в программе «Доступная среда», благодаря которой удалось открыть беспрепятственный доступ инвалида к социальному объекту.
  • Благотворительная деятельность, которая осуществляется внесением 3% дохода от прибыли на нужды общественных организаций инвалидов. При этом прибыль, которая облагается налогом, уменьшается на сумму, принимающую участие в благотворительности.

Благотворительная деятельность – добровольные действия физических, юридических лиц, в ходе которых предоставляемые средства, имущество передаются нуждающимся гражданам. В данное понятие входит бескорыстное выполнение работы, предоставление помощи, оказание поддержки.

Определение льгот происходит посредством учета официально устроенных инвалидов, которые заключили трудовой договор, имеют трудовые книжки, хранящиеся на территории предприятия. Граждане с ограниченными возможностями, которые трудятся по совместительству, заключили договор подряда, не включаются в среднесписочную численность рабочих. Таким образом, предприятие лишается предоставляемых государством льгот.

Маломобильные лица, которые признаны медицинской комиссией нетрудоспособными, имеют запрещение на несение трудовой деятельности, состоят в штате организации, включаются в общую численность работников и дают перспективу на обладание льготным налогообложением на прибыль. Предусмотренные государством льготы не распространяются на доход, получаемый от производства, реализации товаров, изготовленных из подакцизного сырья, полезных ископаемых.


Перевозом инвалидов-колясочников занимаются некоммерческие объединения

Предоставляемая квота

Для инвалидов должна быть квота приема на работу, которая распространяется на работодателей, имеющих численность сотрудников не менее 35 человек. Коммерческие организации должны иметь 3% квотных мест, некоммерческие – 2%. В соответствии с трудовым законодательством установлено количество квоты в соответствии с численностью работников. Если на предприятии трудится до 600 человек, то это 2 квотных места, до 600 человек – 3 специальных места. До 1 тыс. человек – 4 рабочих места, свыше 1001 человека – должны предоставить 5 мест.

Преимущества инвалидных организаций

Опираясь на законодательство, инвалидные организации имеют ряд преимуществ, которые регламентирует положение 44 ФЗ. Ниже описаны льготы, имеющиеся у НКО. Преимущества предоставляются в следующих случаях. Закупка среди организаций и не только должна проводиться конкурсным способом. Исключением являются двухэтапные конкурсы, которые могут быть открытыми и закрытыми с ограниченным количеством участников. Исключение дается при наличии постоянного поставщика.

Закупка может проводиться в виде конкурса, аукциона, запроса предложений, котировок. Предпочтение отдается организации инвалидов. В этом случае предприятие получает следующие преимущества. Если потребитель выдвигает требования, то цена контракта может быть увеличена на 15%. Данное условие действует в том случае, если итоговые величины не будут превышать максимальные расценки контракта.

Организация, которая является заказчиком, обязана предоставить ценовую выгоду исходя из перечня услуг, работ, товаров. Под положение ФЗ 44 входят не все организации, использующие труд людей с инвалидностью. Данная статья действует только на официально оформленную организацию.

Перечень товаров и услуг

В реестр услуг и товаров для инвалидных организаций входят:

  • мясные полуфабрикаты;
  • овощные и фруктовые соки;
  • консервированные овощи;
  • хлебобулочные изделия;
  • сухарики, гренки, хлебцы;
  • минеральные, газированные воды;
  • дорожные пледы, одеяла;
  • постельное белье;
  • столовое белье;
  • туалетное белье;
  • занавески;
  • упаковочный материал;
  • хлопковые изделия;
  • мебельные изделия;
  • профессиональная одежда;
  • трикотажные изделия;
  • сумки, чемоданы, дорожные наборы;
  • деревянная тара;
  • санитарно-гигиенические изделия;
  • пластмассовая упаковка;
  • цементные, гипсовые изделия;
  • металлические изделия;
  • масляные фильтры;
  • подушки безопасности, ремни безопасности;
  • крепежные изделия;
  • брошюры, книги, листовки;
  • услуги перевода, санаторно-курортного лечения, спортивных объектов.


Некоммерческие организации имеют право на получение помощи от государства

Преимущества организациям инвалидов можно получить, если соблюдаются следующие рекомендации. Если на предприятии работают не менее половины сотрудников-инвалидов. Если в уставной капитал входят средства, являющиеся совокупностью денежных средств от всероссийской инвалидной организации. Лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности, труда, выплачивается не менее 25% от общей заработной платы.

Самое важное! Некоммерческие организации инвалидов должны наполовину состоять из сотрудников, имеющих ограничения по возможности ведения трудовой деятельности, иметь за собой цели, не связанные с получением материальной прибыли. В этом случае объединения могут рассчитывать на государственные меры поддержки.

Свободное объединение для защиты своих законных интересов является одним из прав человека и гражданина, указанных в Основном законе государства. Конечно, не всякое коллективное образование подпадает под действие этой нормы. Только действующая на постоянной основе, созданная и внесённая в государственный реестр группа может быть признана общественным объединением и подпадать под защиту ст. 13 Конституции РФ.

Определение общественного объединения

Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации - общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.

Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.

Условия создания объединения

Перед тем как создать общественную организацию следует убедиться, что формирование отвечает следующим условиям:

  1. Добровольный характер создания - объединение учреждается по инициативе граждан или юридических лиц, пожелавших стать его основателями. Предварительных разрешений (согласований) для этого процесса не требуется, а учредители должны быть связаны общим интересом.
  2. Самоуправляемость - инициативное и независимое принятие участниками всех решений по управлению объединением, включая определение структуры, управленческих и финансово-ревизионных органов.
  3. Некоммерческий характер - объединения не ведут деятельность, связанную с регулярным получением прибыли, которую в последующем и распределяют между участниками.

Это принципиальное отличие, отделяющее такие формирования от коммерческих юридических лиц.

Организационные типы объединений

Формы общественной организации - это установленная в действующем законодательстве совокупность условий и признаков, характерных для определённой категории общественных объединений, состоящая из характеристики целей создания, порядка взаимоотношений между участниками и сторонними лицами, а также порядок управления имуществом и доходами.

Выбор формы создаваемого объединения – это прерогатива его учредителей.

  1. Общественная организация. Распространённая форма организационно-правового устройства, признаками которой являются обязательное членство (подтверждаемое документально) и совместная деятельность для достижения поставленных целей. Например, общественными организациями являются профессиональные союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.
  2. Общественное движение. Для этой формы характерны массовость, с отсутствием зарегистрированного членства и без необходимости поддерживать постоянную связь и деятельность. Она направлена на удовлетворение нематериальных интересов и желаний граждан (благотворительность, культура, образование, экология, защита животных и т. д.). Общественные движения могут объединять большое количество людей разного возраста и положения, что, соответственно, позволяет организовывать многолюдные мероприятия.
  3. Общественный фонд. Деятельность таких объединений достаточно специфична, так как она состоит в формировании и управлении имуществом, которое в дальнейшем направляется на уставные цели. Источниками благосостояния фондов являются добровольные взносы, пожертвования и иные незапрещённые поступления. При этом передача имущества учредителям недопустима.
  4. Общественное учреждение. Здесь также отсутствует зарегистрированное членство, но его деятельность ограничена сферой оказания услуг определённого вида, направленных на достижение уставных целей.
  5. Орган общественной самодеятельности. Такие общественные объединения возникают по месту проживания, работы или учёбы и направлены на разрешение социальных проблем тех, кто входит в само формирование. К органам самодеятельности относятся народные дружины, родительские комитеты, добровольные пожарные команды, библиотечные советы и пр.
  6. Политическая партия. Эта форма общественного объединения ставит целью вовлечение граждан РФ в политическую жизнь общества в виде формирования их убеждения и позиции, участия в акциях (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), в выборах разного уровня и референдумах, а также для представления интересов.

Помимо организационных форм существует и множество иных критериев для классификаций. Например, в зависимости от того, в чью защиту действует объединение, выделяют детские и молодёжные общественные организации, общества защиты инвалидов, участников ВОВ, общество слепых и прочее.

Ассоциации и союзы общественных объединений

Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.

При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов - общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.

Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.

Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.

Создание ассоциации или союза с учётом того, что в качестве учредителей выступают юридические лица, проходит аналогично процедуре регистрации любого общественного объединения. Однако объём учредительного договора значительно выше, так как в его содержании следует подробно описать отношения сторон (членов союза или ассоциации) на неопределённый период, установить права и обязательства, ответственность и порядок взаимодействия.

Имущество коллективного объединения формируется за счёт регулярных поступлений участников. Размер и порядок внесения взносов должен быть определён в учредительном договоре и уставе. Активы ассоциации или союза могут создаваться из следующих источников:

  • регулярные или единовременные членские взносы;
  • пожертвования (в том числе целевые);
  • выручка от продажи продукции, выполнения заказов и оказания услуг;
  • дивиденды и прочие доходы (проценты по акциям, ценным бумагам, вкладам);
  • доход от собственности (арендная плата и пр.).

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация - имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация - имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация - осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация - проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами - Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Молодёжные общественные организации имеют право включать в уставные документы ограничения по возрасту для участников. Таким образом, возрастная категория членов будет демонстрировать, что общественное формирование принадлежит к молодёжным объединениям.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Комплект документов подаётся на регистрацию не позднее 3-х месяцев со дня проведения учредительного собрания. Сам процесс внесения объединения в реестр в качестве юридического лица должен длиться не более 17 дней. Это в 3 раза дольше, чем для коммерческих объединений и обусловлено спецификой статуса.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, - это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Устав общественного объединения

Подробности структуры, будущей деятельности, особенностей отношений между участниками и прочие положения описываются в уставе, который является учредительным документом объединения. Содержание этого документа, в общих чертах, состоит из следующего:

  1. Общие сведения о создаваемом общественном объединении - наименование (полное, сокращённое), адрес, организационная форма и территория, в пределах которой осуществляется деятельность.
  2. Цели объединения, под которым понимают предполагаемый результат его существования. Следует учитывать, что декларируемые в уставе намерения не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть извлечением прибыли. Общественная организация России должна стремиться к достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, а также целей охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов, мирного разрешения конфликтов, оказания помощи (психологической, юридической, материальной). Перечень благих намерений очень велик и всегда составляется с учётом объединения.
  3. Подробное описание структуры объединения, управляющих и финансово-ревизионных органов с описанием их полномочий, порядка формирования и работы. Права общественных организаций по определению компетенции, формирования и срока полномочий руководящих органов очень широки. В качестве них могут выступать периодические конференции, общие собрания, правление, совет объединения, попечительский совет (для фондов). В целом, все управленческие структуры делятся на высшие, определяющие направление и принцип работ, и исполнительные, отвечающие за текущее руководство. Ревизионные органы, в свою очередь, осуществляют контроль за финансовой деятельностью общественного объединения, направляя аккумулированное имущество для исполнения уставных целей.
  4. Положение о сменяемости и переформировании руководящих и контрольно-финансовых органов по завершении срока, определенного учредителями.
  5. Условия получения и утраты членства, а равно порядок вступления и исключения из объединения.
  6. Перечень прав и обязанностей членов (участников) общественного объединения. Так как в основе создания формирования лежит добровольность, то устав не должен обязывать их совершать что-либо ради эффективной деятельности организации. В основном, обязанности участников касаются своевременной уплаты взносов, участия в управлении, выполнения решений руководящих и ревизионных органов, недопустимости нанесения ущерба. Перечень прав членов объединений, помимо закреплённых в законе, может включать возможность получения информации о работе организации в целом и его органов в частности, получение помощи, консультаций, участия в проводимых мероприятиях, получение льгот и привилегий.
  7. Символы общественного объединения имеют огромное значение для его деятельности и потому их описание (в том числе графические изображения) приводится в содержании устава.

Требованиями устава общественного объединения должно руководствоваться и само объединение как юридическое лицо, и его учредители (участники). Другие участники правоотношений с конкретным общественным объединением также должны учитывать положения устава общественного объединения-партнера, поскольку обмен копиями учредительных документов является общепринятой практикой при заключении любого типа договоров.

Предпринимательская деятельность объединений

Учредители нередко задумываются над вопросом, как создать общественную организацию, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность с извлечением прибыли, которая покроет, полностью или частично, расходы объединения. Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ любые некоммерческие объединения вправе осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их Уставом. Однако норма содержит и ограничение - доход должен быть направлен на достижение целей объединений и не может перераспределяться между его участниками (членами).

Общественные организации могут получать прибыль из следующих источников:

  • использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
  • производство товаров и оказание услуг;
  • размещение денежных средств на депозитных счетах;
  • приобретение и оборот акций и ценных бумаг;
  • участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Стоит принять к сведению позицию Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении № 1441/97 от 08 июля 1997 г. не признал доходом проценты, полученные жилищно-строительным кооперативом от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку реализуется не самой некоммерческой организацией, а её представителем (банком).

Однако, если прибыль поступает систематически, составляет большую часть его доходов и направляется на нужды самого формирования, такая деятельность общественных организаций уже является предпринимательской.

Создание общественного объединения без регистрации

Информация о процедуре и требованиях к регистрации общественных организаций находится в открытом доступе. Но далеко не все могут понять, как создать общественную организацию без формальной регистрации.

Подобное формирование возникает как обычное объединение граждан, и право на его создание предусмотрено в ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Требования и порядок создания объединения не отличаются от предусмотренных для общественных организаций, выступающих в качестве юридического лица. Однако перечень документов ограничивается уставом и учредительным договором, остающимся на хранении в руководящем органе.

Среди преимуществ неформальных объединений выделяют возможность не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, не тратить средства и время на регистрацию и составление отчётности в Министерство юстиции. Но с другой стороны объединение без получения статуса юридического лица не может быть участником гражданского оборота, иметь собственные средства и открывать счета в банках, выступать в качестве представителя интересов, управлять имуществом. Таким образом, оно может использовать только совещательные возможности и обмениваться информацией.

По данным статистики, на сегодняшний день в России зарегистрировано около 15 миллионов инвалидов, фактически, каждый 10 житель страны получает специальное пособие. При этом более половины из этого числа - граждане трудоспособного возраста. Также ежегодно возрастает количество детей-инвалидов.

Лица, потерявшие трудоспособность полностью или частично, находятся под защитой государства, которое осуществляет их материальную поддержку. Из бюджета производится выплата пособий, пенсий и льгот, а также оказываются другие виды помощи инвалидам.

Кого же можно причислить к категории инвалидов?

Инвалид – человек, имеющий психические, умственные, сенсорные, либо физические отклонения, не позволяющие ему полноценно жить в обществе.

Люди с ограниченными возможностями имеют различные степени нарушений здоровья, в связи с этим введена градация по группам инвалидности:

  • 1 группа, в которую входят люди с тяжелыми поражениями здоровья;
  • 2 группа, в которую попадают лица, сохранившие способность самостоятельно передвигаться и обслуживать себя;
  • 3 группа, в которую входят лица, имеющие проблемы со здоровьем, но способные трудиться на благо страны;
  • дети-инвалиды – не достигшие 18-летнего возраста;
  • инвалиды детства - взрослые, которые получили инвалидность еще в детском возрасте.

Оказание помощи инвалидам осуществляется всем вышеперечисленным категориям граждан. При этом для каждой группы предусмотрен определенный перечень льгот, который может отличаться в различных регионах страны, в зависимости от местных региональных программ помощи инвалидам.

Виды выплат по инвалидности

В зависимости от условий установления инвалидности, в РФ предусмотрены следующие виды пособий:

  1. Трудовая пенсия по инвалидности. Такое пособие назначается лицам, отработавшим хотя бы один день и признанными инвалидами, а также получившим производственные травмы и «профессиональные» заболевания.
  2. Государственная пенсия по инвалидности полагается участникам ВОВ, космонавтам, жителям блокадного Ленинграда, военнослужащим, а также пострадавшим в катастрофах техногенного и радиационного характера.
  3. Социальная пенсия по инвалидности назначается инвалидам 1,2,3 групп, инвалидам детства, и детям-инвалидам.

Размер этих пособий утвержден федеральным бюджетом.

Для получения пособий по инвалидности необходимо проходить медико-социальную комиссию по месту жительства для установления группы инвалидности. Выплаты производятся органами по выплате пенсий и пособий.

Социальные услуги

Министерство здравоохранения регулярно обновляет перечень лекарственных препаратов, которыми должны бесплатно снабжаться инвалиды. Лекарственные препараты назначаются согласно основному заболеванию и утверждаются лечащим врачом. Помимо этого, бесплатно должны выделяться предметы медицинского назначения, а также специальное питание детям-инвалидам. В качестве помощи инвалидам предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также оплачиваемый проезд до места реабилитации и обратно. Помощь инвалидам 1 группы и детям инвалидам включает в себя и оплачиваемый билет для сопровождающего лица.

Помощь инвалидам 3 группы, которые официально являются безработными, заключается в 50% скидке на выписанные врачом препараты.

Получатели помощи могут самостоятельно решать, какие из социальных услуг им необходимы, либо отказаться от них вообще, выбрав денежную компенсацию, размер которой также фиксирован.

Помощь социальных работников

Помощь инвалидам 2 группы, равно как и первой, одиноко проживающим оказывают социальные работники. Ими осуществляется: покупка продуктов и медикаментов, сопровождение в лечебные учреждения, уборка в квартирах, оказание юридической помощи, доставка топлива и воды инвалидам, проживающим в домах без коммунальных удобств. Также инвалидам и малоимущим может быть оказана единовременная материальная помощь в случае непредвиденных ситуаций (пожар, потоп, смерть близкого), а также при необходимости приобретения дорогостоящих медицинских препаратов в других ситуациях. Обо всех видах помощи можно узнать в СОБЕСе. Материальная помощь может быть оказана лишь один раз в год.

Также предусмотрена и специфическая помощь инвалидам. К примеру, ремонт инвалидных колясок и прочих реабилитационных средств, услуги сурдопереводчика, содержание и лечение собак-поводырей.

Люди с нарушением двигательных функций имеют право воспользоваться социальным такси, стоимость которого значительно ниже, чем у городских служб.

Инвалидам бесплатно предоставляются все необходимые технические средства:

  • инвалидные коляски;
  • трости, костыли, и прочие виды опор;
  • ортопедическая обувь;
  • протезы;
  • специальные матрасы и подушки, которые предупреждают образование пролежней;
  • специализированные устройства для облегчения одевания, кормления, купания, а также одежда особой конструкции;
  • устройства для слабовидящих: говорящие часы, аудиокниги;
  • собаки-поводыри со всем необходимым снаряжением, а также выплаты на их содержание и лечение.
  • медицинская аппаратура по назначению;
  • слуховые аппараты;
  • корсеты;
  • подгузники;
  • а также многое другое, предусмотренное для облегчения жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.

Льготы жилищные

Предоставляется скидка на услуги ЖКХ 50%, вне зависимости от группы инвалидности. Семьи, где растет ребенок-инвалид, поучают льготы при обращении за улучшением жилищных условий. Также учитывается, что инвалиду нужна большая жилплощадь, чем при обычных нормах расчета.

Инвалидам вне очереди предоставляются наделы земли под ведение строительства или сельскохозяйственную деятельность.

Льготы на образование

Дети-инвалиды имеют право на получение среднего образования. Ребенок может посещать учебные заведения, в которых введено инклюзивное образование, либо ребенок может учиться на дому, а учителя будут приходить из школы микроучастка, либо из той, к которой прикреплен ребенок. Если же родители сами занимаются обучением детей, то им выплачивается компенсация.

Помощь инвалидам заключается и в льготах на образование. Так, инвалиды 1 и 2 групп могут поступать в учебные заведения. При наборе проходных баллов на экзаменах их зачисляют на факультет без конкурса. При сдаче экзаменов им может быть продлено время для подготовки.

Помимо основной стипендии, выплачиваемой в учебном заведении, инвалидам полагается социальная стипендия при условии успешной учебы.

Льготы для работающих инвалидов

Государство защищает интересы работающих инвалидов. Так, лица, имеющие 1 и 2 группы, имеют право на 35-часовую рабочую неделю при полной оплате труда. Им предоставляется удлиненный отпуск, а также возможность брать отпуск без содержания до 60 дней по уважительной причине.

Налоговые льготы

Инвалиды освобождаются от уплаты налога на имущество, зарегистрированного на них.

Скидки на транспортный налог до 50%.

Послабления предусмотрены и при оплате земельного налога.

Государство оказывает различные виды помощи инвалидам, чтобы поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Помимо государственной помощи, которая распространяется на всех зарегистрированных лиц с ограниченными возможностями, помощь инвалидам могут оказывать и различные общественные организации, и благотворительные фонды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Роль общественных организаций инвалидов в социальной реабилитации: психологический контекст

Выполнила: Мещерякова Татьяна Александровна

инвалид социальный иждивенчество

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

С 1960-х гг. на Западе, а с 1990-х гг. и в России все большую роль начинают играть общественные организации, причем именно последние зачастую более адекватны нуждам и интересам инвалидов, чем государственные учреждения или сервисы. Очевидно, способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает степень реализации их социального гражданства. Коллективные действия, по определению Е.А. Здравомысловой, -- это «рациональная совместная деятельность, цель которой заключается в улучшении жизненной ситуации участников». Общественное движение -- «ряд повторяющихся коллективных действий, направленных на достижение заранее сформированной цели». Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность, отстаивают свои интересы, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию своих гражданских прав. Обеспечение участия людей в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы, -- важнейший принцип демократии. В этом отношении организации инвалидов являются выразителями нужд своих членов.

Представители общественных организаций сегодня входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов. ВОИ было создано в 1988 г. как единственная всероссийская общественная организация для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют защиту законных прав инвалидов на местном и федеральном уровнях, активно взаимодействуют с государственными органами по реализации Закона о социальной защите инвалидов, а также тесно сотрудничают с российскими и зарубежными организациями инвалидов, собирают и распространяют информацию по всем вопросам, касающимся инвалидов. ВОИ насчитывает 2,454 млн. членов, объединенных в 79 региональных, 2 140 районных и городских и свыше 25 000 первичных организаций. Каждая региональная или районная организация ВОИ имеет свой устав и правление. Помимо перечисленных организаций инвалидов в регионах России сложилась сеть общественных организаций, цель деятельности которых -- защищать права и интересы инвалидов и способствовать их интеграции в общество. При поддержке западных благотворительных фондов создана и действует Организация «Перспектива», известная своими публичными акциями, призванными создать позитивный социальный контекст, в рамках которого общественное движение инвалидов может развиваться (например, ежегодные международные фестивали документального и игрового кино об инвалидах). Все эти достаточно разные по своим интересам группы имеют общие характеристики: все члены группы равны в статусе; каждый вступает в группу из-за своих собственных проблем; все, что происходит в группе, конфиденциально; членство свободное. Деятельность таких групп может иметь терапевтическую, социальную, образовательную или исследовательскую направленность.

Хотя общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, у них имеется ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов. Среди этих преимуществ выделяются следующие: объединения инвалидов могут полнее учесть в своей работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры; информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна для участия в законотворческой деятельности; собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов; высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для формирования разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей.

К сожалению, довольно часто некоторые общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало общественные организации инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организации инвалидов высказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов, срабатывает «заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества. В руководящих органах объединений инвалидов явно не хватает способной молодежи с ее активными социальными установками, потенциалом к быстрому профессиональному обучению и эффективной работе».

Ассоциации инвалидов в российских городах, в отличие, скажем, от экологических организаций, имеют пока еще довольно замкнутый круг добровольных помощников, пополняя свои ряды в основном за счет родственников и самих инвалидов. Возможно, для этого отсутствуют благоприятные условия или недостаточно активных и инициативных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация как основная технология социальной работы с детьми-инвалидами, основы законодательной базы. Опыт общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

    Методология исследования общественных организаций, их типология, функции. Мировой опыт их деятельности в сфере социальной политики. Проблемы и пути совершенствования развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2010

    Изучение основных социальных проблем инвалидов, методов и путей их решения в современном российском обществе. Оценка государственной политики и нормативно-правового регулирования социальной защиты инвалидов. Обзор мероприятий по реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Основы социальной работы с детьми-инвалидами. Детская инвалидность в современном обществе. Практика общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями. Всероссийское общество инвалидов: опыт работы в Читинской области.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2011

    Теоретические основы анализа женских общественных организаций в Российской Федерации, основные понятия, концепции организаций, сущность. Нормативно-правовая база деятельности. Специфика деятельности женских общественных организаций в Алтайском крае.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2009

    История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Классификация и основы деятельности детских и молодежных общественных организаций, их роль в профилактике наркомании. Анализ работы детских и молодежных общественных организаций в Республике Башкортостан и городе Туймазы по профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2016

    Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в данной сфере. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

Кроме государства, защитой прав и интересов занимаются и общественные организации. Общественные организации - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных, не имеющих основной целью извлечение прибыли, потребностей.

Все нормальные семьи неоднократно сталкиваются с различными видами проблем, но все же в семьях, где есть дети-инвалиды, их гораздо больше: социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов; при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться; ведется слабая профессиональная подготовка таких детей; трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте), что приводит к изоляции инвалида; отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями); сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа "инвалид - бесполезный"); отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а также слабость государственной политики.

Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов трех-семнадцати лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя.

Согласно статистике, инвалиды составляют примерно десятую часть населения планеты. Однако столь значительная группа людей до сих пор находится во многих странах в положении меньшинства, права и интересы которого игнорируются большинством. Десятки лет в демократических, "просвещенных" странах господствовало представление о том, что инвалиды нуждаются в опеке. В этих странах, в том числе и в России, к началу ХХ века сложились традиции государственной и частной благотворительности по отношению к инвалидам.

Тем временем движение инвалидов в демократических странах набирало силу. В 60-е годы в США зародилась философия независимой жизни инвалидов. Используя небывалый подъем политической и социальной активности конца 60-х и начала 70-х годов, инвалиды добились большого успеха в достижении равноправия и улучшения своего положения. Движение независимой жизни распространялось в других странах, приобретая новые оттенки в зависимости от традиций того или иного сообщества. Однако основные положения этой идеологии - право на самостоятельный выбор, самопомощь, самоопределение, соблюдение своих прав - остаются во всех странах. Во Франции в 1962 году была создана Группа за интеграцию инвалидов. В нее входили студенты, которые хотели выступать от своего имени и создавать службы, в которых они сами чувствовали потребность. В США такая организация была создана в 1972 году - это самый известный теперь Центр Независимой жизни в Беркли, организация в которую входили люди с различной формой инвалидности.

Центр Независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего отношения к людям, имеющим инвалидность, общественного сознания, создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей. Центры Независимой жизни - распространенные на Западе организации инвалидов. Это общественные некоммерческие организации, которыми руководят инвалиды. Благодаря активному привлечению самих инвалидов к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами, Центры Независимой жизни помогают им получить и сохранить возможность управлять своей жизнью.

Общественные организации - некоммерческие объединения граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных, не имеющих основной целью извлечение прибыли, потребностей.

Центр оказывает значительное влияние на архитектурные изменения, делающие среду доступной для инвалидов, а также оказывает своим клиентам целый комплекс услуг:

Услуги персональных помощников. Кандидаты на эту должность отбираются, с ними проводятся собеседование. Персональные помощники помогают своим клиентам в ведения хозяйства и обслуживание, что позволяет им быть более независимыми.

Обслуживание слабовидящих: для слепых и слабовидящих Центр предлагает группы взаимного консультирования и поддержки, тренинг навыков Независимой жизни, оборудования для чтения. Имеется специальный магазин и пункт проката этого оборудования и аудиозаписей.

Проект клиентской помощи. Это часть федеральной программы защиты прав потребителей и бывших клиентов Департамента реабилитации в рамках закона о реабилитации.

Проект "Выбор клиента". Проект специально разработан для того, чтобы продемонстрировать способы расширить возможность выбора в процессе реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов из числа национальных меньшинств и людей с ограниченным знанием английского языка.

Обслуживание глухих и слабослышащих: группы поддержки и консультирование, перевод на язык жестов, помощь в общении, тренинг навыков независимой жизни, индивидуальная помощь.

Помощь в трудоустройстве: поиск работы для инвалидов, подготовка к собеседованию, написание резюме, навыки поиска работы, информация и последующее консультирование, "рабочий клуб".

Консультирование по финансовым вопросам: справочная, консультирование, просвещение по вопросам финансовых льгот, страховки и другим социальным программам.

Жилье: консультирование по жилищным проблемам. Специалисты центра оказывают помощь в поиске и содержании доступного жилья, дают справки о программах найма жилья, переселения, скидок и льгот. Они имеют базу данных и поддерживают связь с домовладельцами, располагают информацией о федеральном и местном жилищном законодательстве, помогают связаться с адвокатскими конторами, писать письма и вести переговоры с землевладельцами. Для клиентов с низкими доходами существует возможность оборудовать существующее жилье разборными пандусами и другим оборудованием.

Навыки независимой жизни: консультанты-инвалиды проводят семинары, группы поддержки, а также индивидуальные занятия, посвященные развитию навыков независимой жизни и социализации, использованию технических средств.

"Двигаться вперед" - программа развития навыков независимой жизни, разработанная для подростков и молодежи, которая предусматривает индивидуальные занятия с тренером.

Юридическая консультация. Раз в месяц с клиентами встречаются юристы из окружной ассоциации адвокатов и обсуждают случаи дискриминации, семейное, жилищное законодательство, вопросы уголовного характера. Услуги адвокатов бесплатны.

Взаимная поддержка и консультирование по различным вопросам, с которыми инвалиды сталкиваются в обычной жизни: индивидуальная, групповая, семейная.

Молодежная служба: индивидуальное и семейное консультирование молодых инвалидов и их родителей в возрасте от 14 до 22 лет, техническая поддержка, тренинги, разработка индивидуальных планов обучения, семинары и группы взаимной поддержки для родителей, техническая помощь учителям, которые обучают в своих классах инвалидов, летние лагеря.

В 1983 году в Дербишире открывается Центр Независимой жизни.

Дербиширский Центр Интегрированной жизни - общественная организация, которой руководят инвалиды. Она возникла потому, что инвалиды осознали, что их инвалидность вызвана тем, как организовано общество, а не тем, как функционирует их организм, тело, мозг.

В Дербиширском центре интегрированной жизни работают как инвалиды, так и не инвалиды. Здесь много добровольных помощников. Цель центра - развивать услуги, которые помогут покончить с барьерами, делающими людей инвалидами и препятствующими их полноправному участию в жизни общества. Программы центра основаны на семи основных потребностях, которые определили сами инвалиды:

информация

консультирование

технические вспомогательные средства

персональные помощники

транспорт

доступная среда

Если устранить барьеры, которые препятствуют удовлетворению этих потребностей, исчезнет инвалидность.

Центр интегрированной жизни также оказывает услуги:

Информация: действует информационно-ресурсный центр, услугами которого воспользовались уже свыше 20 тысяч человек.

Консультирование: центр по всей стране проводит тренинги для консультантов, которые затем работают с инвалидами и теми, кто заботится о них.

Исследования: Центр изучает опыт инвалидов для того, чтобы планировать, развивать и контролировать качество услуг.

Развитие проектов: Центр открывает новые услуги и новые способы оказания помощи.

Развитие сообщества: сотрудники центра развивают и поддерживают инициативы людей и организаций инвалидов, консультируют их по вопросам инвалидности.

В 1993 году в Швеции открывается институт независимой жизни - общественная организация, которой руководят инвалиды.

Задачи Института - деятельность в области образования для обеспечения новых возможностей, необходимых, чтобы добиться самоопределения, полноценного участия в жизни общества и равенства инвалидов как в Швеции, так и за ее пределами. Эта деятельность заключается в разработке и распространении обучающих материалов и информации, а также в проведении различных курсов, семинаров и поездок.

В апреле 1989 года более 80 инвалидов участвовало в работе Европарламента в Страсбурге и трехдневной конференции, посвященной вопросам персональной помощи. Во время этой конференции была основана Европейская Сеть Независимой жизни. В 1993 году две организации, участвовавшие в Страсбургской конференции (Стокгольмский и Готенбургский Кооперативы Независимой жизни) создали Институт Независимой жизни. Их целью было содействие развитию движения Независимой жизни в Швеции и за ее пределами.

Деятельность Института:

Консультирование. Институт дает консультации по вопросам персональной помощи, технических приспособлений, приспособления жилья и транспорта для нужд инвалидов, а также внедряет новую модель персональной помощи, основанную на прямых платежах, и такси, приспособленное как для обычных людей, так и для инвалидов-колясочников.

Виртуальное пособие по доступной среде. Проект заключается в разработке пособия по доступной среде в сети Интернет.

Сеть персональной помощи. Институт изыскивает средства для создания в Интернете сети, посвященной персональной помощи. В проекте примут участие партнерские организации из Бельгии, Финляндии и Австрии, которые создадут свои собственные серверы с документами (статьями, законодательными актами, комментариями, учебными пособиями, дискуссионными материалами), посвященными проблемам персональной помощи. Затем партнеры будут обмениваться своими материалами, переводить их, и, таким образом, будет создана обширная ресурсная библиотека, которой будут бесплатно пользоваться те, кто нуждается в таких услугах, кто предоставляет их, а также исследователи и те, кто определяет политику.

Техническая помощь. Этот проект осуществляется совместно с клубом молодых инвалидов в Кошице (Словакия) и заключается в том, чтобы постепенно превратить клуб в Центр Независимой жизни.

Сеть Центров Независимой жизни вносит очень существенный вклад в жизнь инвалидов.

За рубежом проблемам инвалидов уделяется большое внимание - и это следствие долгой борьбы инвалидов за свои права и интересы.

В нашей стране тоже существуют общественные организации, которые помогают инвалидам в их нелегкой борьбе за свои права.

Центр Независимой жизни "Финист". Центр был создан в 1996 году на базе Новосибирского Областного спортивно-реабилитационного клуба инвалидов-колясочников "Финист", основанного в 1992 году. Главная цель Центра "Финист" - максимальное содействие людям с инвалидностью в возвращении их к активному образу жизни и интеграции в общество.

Проекты Центра Независимой жизни "Финист". В 1992-1996 годах клуб "Финист" сотрудничал с Центром Передвижения на Колесах, созданном при Фонде Университета Сан-Франциско (США). Первый совместный проект заключался в создании в Новосибирске производства уникальных, адаптированных к сибирским условиям, колясок активного типа. В рамках проекта при Центре была организована мастерская по ремонту колясок, а также услуги проката.

Другой проект Центра Независимой жизни "Финист" - создание в Новосибирске доступного специализированного медицинского кабинета для обследования и лечения людей, передвигающихся на колясках. Проблема доступности медицинских учреждений для людей на колясках была принята общественностью и администрацией города. В 1997 году впервые в бюджете города больницам была выделены дополнительные средства для переоборудования.

В сотрудничестве с организацией "Коннект" (Миниаполис, США) при поддержке фонда "Евразия" был осуществлен проект "Компьютерные курсы и трудоустройство" для людей с инвалидностью. Центр "Финист" совместно со Специальной библиотекой для слепых и слабовидящих организован компьютерный класс, где инвалиды получали навыки для работы с компьютером, базами данных и в издательском деле. Центр развивает это направление совместно с Федеральным институтом социальной реабилитации Новосибирска и при поддержке программы ТАСИС.

При Центре Независимой жизни существуют творческие программы для инвалидов. Здесь создана танцевальная группа на инвалидных колясках "Жар-Птица" и вокальная группа "Горлица", которые с успехом выступают на праздниках, вечерах и концертах.

Одним из важнейших направлений деятельности "Финиста" явилась юридическая программа, которая необходима для становления постоянно действующего Центра правовой помощи инвалидам, функционирующего в рамках Центра Независимой жизни. В связи с этим создается "Центр правовой защиты инвалидов", который будет решать широкий спектр проблем:

индивидуальное консультирование инвалидов по всем отраслям права, проведение лекций и семинаров по вопросам прав инвалидов;

представительство инвалидов и их организаций в судебных органах, органах власти и управления;

противостояние законным методом дискриминации инвалидов.

Другие направления деятельности "Финиста":

Деятельность по созданию доступной среды (транспорт, архитектурная среда);

Решение социальных вопросов (трудоустройство, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение);

Выпуск бюллетеня по вопросам прав инвалидов, работа со средствами массовой информации;

Анализ обращений в "Центр правовой помощи инвалидов" и выработка на их базе предложений для передачи депутатам местных и высших органов власти;

Подготовка абитуриентов-инвалидов к поступлению в юридические вузы и помощь студентам-инвалидам в прохождении учебного плана;

Взаимодействие с государственными органами и организациями любых форм собственности.

Центр Независимой жизни "Финист" - фактически единственная в регионе организация, сочетающая в себе функции реабилитационного центра, клуба общения, спортклуба, организации, руководящей производством и тестированием инвалидных колясок, а также образовательной структуры, занимающейся дополнительным профессиональным образованием.

Всероссийское общество глухих Московской области предусматривает создание учебно-производственных предприятий различных профессий производства (металлообработка, деревообработка, швейное производство), осуществляющих профессиональную подготовку и трудовую занятость инвалидов по слуху: функционируют клубные учреждения и дома культуры; существует профессиональный театр мимики и жеста, дом отдыха, Всероссийское общество глухонемых решает вопросы повышения образовательного уровня взрослых глухих и организует обучение мимико-жестовой речи, помогает детским дошкольным учреждениям и учебным заведениям для глухих и слабослышащих детей; принимает участие в организации групп глухих в высшие и средние специальные учебные заведения, содействует инвалидам по слуху в приобретении сурдотехнических средств и приборов, облегчающих обучение, труд и быт. В обществе работает юрист, который осуществляет консультирование, психолог, который проводит беседы с данной категорией инвалидов.

Всероссийское общество слепых Московской области возлагает на себя следующие задачи: защиту прав и интересов, социальную реабилитацию и интеграцию, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов по зрению, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд. Предприятия и учреждения Всероссийского общества слепых предоставляют инвалидам по зрению возможности для медицинской, трудовой и социально-психологической реабилитации. Участвуя в работе Всероссийского общества слепых и пользуясь его поддержкой, незрячие получают большие возможности для социальной адаптации, достижения материальной независимости и восстановления своего социального статуса. Всероссийское общество слепых имеет свои санатории и лечебно-профилактические учреждения, которые выполняют функции медико-реабилитационных центров.

Всероссийское общество слепых издает журналы и альманахи для слепых (брайлевские, звуковые, плоскопечатные).

Хочется рассказать о деятельности Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов.

На реорганизацию целей и решение уставных задач за прошедшие пять лет прямо или косвенно оказали влияние общественно-политическая и экономическая обстановка в стране, становление рыночных отношений, не всегда благоприятная тенденция в государственной политике по отношению к инвалидам и их общественным организациям.

Примером жесткой политики государства по отношению к инвалидам явилось принятие в 2004 году Федерального закона №122-ФЗ (о замене льгот денежными компенсациями). Это изменило в худшую сторону ряд социально значимых законов и нормативных актов, что усложнило положение инвалидов в обществе и работу общественных организаций Всероссийского общества инвалидов всех уровней.

Основными направлениями в деятельности организаций Всероссийское общество инвалидов были: решение важнейших вопросов социальной поддержки инвалидов путем создания и реализации социальных программ; организованное развитие и качественное укрепление местных и первичных организаций; профессиональное совершенствование руководящих кадров; содействие поиску новых и развитию существующих программ трудоустройства инвалидов; укрепление финансового положения Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов. В Московской области в период 2002-2005 годы были приняты и реализовывались более 20 законодательных и нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки населения, в том числе и инвалидов.

Ими установлены меры социальной поддержки, финансируемые из областного бюджета. Среди них такие законодательные акты как:

1) Закон "Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Московской области на 2002-2005 годы" (от 25.12.2001 №237/2001-ОЗ).

2) Закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" (от 18.12.2001 №232/2001-ОЗ).

3) Закон "Об областной целевой программе "Развитие образования в Московской области га 2001-2005 годы" (от 25.01.2002 №2/2002-ОЗ).

4) Закон "О размере государственной социальной помощи в Московской области" (16.05.2002 №39 2002-ОЗ).

5) Закон "О внесении изменений и дополнений в закон Московской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области" (от 25.06.2002 №55/2002-ОЗ).

6) Закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц по оплате жилья и коммунальных услуг" (от 30.12/2004-ОЗ).

7) Закон "О социальном обслуживании населения в Московской области" (от 21.01.2005 №31/2005-ОЗ).

8) Закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ) и некоторые другие законодательные акты.

Вместе с тем, необходимо признать, что общественные организации инвалидов всех уровней еще недостаточно привлекаются для разработки законодательной и нормативной базы по проблемам инвалидов и инвалидности, а их предложения, как правило, не находят у разработчиков законов поддержки и не учитываются. Особенно это стало проявляться непосредственно до и после принятия Федерального закона 2004 года №122-ФЗ.

Московская областная организация Всероссийское общество инвалидов совместно с муниципальными структурами органов власти создавала инвалидам условия, необходимые для реализации гражданских прав и полноценной жизни, принимала участие в разработке программ по их социальной, медицинской и профессиональной реабилитации.

В течение прошедших пяти лет медицинское обслуживание инвалидов в Московской области в целом оценивалось как удовлетворительное. Минимальные социальные стандарты и нормативы здравоохранения определяла "Концепция развития здравоохранения Московской области на период до 2005 года". Наиболее распространенной формой реагирования Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов на поступавшие жалобы и просьбы являлась подготовка ходатайств о проведении лечения конкретных инвалидов в медицинских учреждениях в счет бюджетных средств, изыскание спонсорской помощи, оказание помощи на лечение в счет собственных средств. В первую очередь это относилось к узкоспециализированной медицинской помощи. В ряде случаев это приводило к положительным результатам.

За прошедшие годы в российском и областном законодательстве появлялось немало нормативных документов, регламентирующих вопросы лекарственного обеспечения инвалидов. С начала 2002 года закупка лекарственных средств при налоговой ставке 10% привела к росту цен на лекарства и как следствие к сокращению объемов закупаемых жизненно важных лекарственных препаратов. Вынужденно происходила замена одних лекарств другими, более дешевыми и менее эффективными.

Московская областная организация Всероссийское общество инвалидов и местные организации Всероссийского общества инвалидов в этот период особенно активно работали с органами социальной защиты населения, здравоохранения по вопросам обеспечения инвалидов лекарствами, составлялись списки льготников. По инициативе местных организаций Всероссийского общества инвалидов и при поддержке администраций районов в Подмосковье стали создаваться социальные аптеки или аптечные киоски. Московская областная организация оказывала материальную помощь инвалидам на приобретение лекарств, местные организации Всероссийского общества инвалидов по заявлениям инвалидов обращались в частные аптеки и к спонсорам.

Санаторно-курортное лечение инвалидов на льготных условиях осуществлялось согласно действующему законодательству в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Потребность инвалидов в санаторно-курортном лечении удовлетворялось не в полном объеме, поэтому Московская областная организация Всероссийское общество инвалидов инициировала рассмотрение данной проблемы в различных уполномоченных структурах. В орган соцзащиты направлялись ходатайства о выделении путевок по конкретным заявлениям инвалидов. В соответствии с "Договором о сотрудничестве" с Министерством социальной защиты населения Московской области такие ходатайства нередко учитывались при распределении санаторных путевок.

В 2005 году многие инвалиды воспользовались своим правом на бесплатное лечение в рамках "социального пакета", предусмотренного 122-м Законом. Анализ показал, что данный закон предусматривает значительное снижение объема лечебной помощи. Путевки в большинство отобранных по конкурсу санаториев и профилакториев считаются не лечебными, а оздоровительными, что не решает в полной мере реабилитационных задач - максимального восстановления утраченных или ослабленных человеком функций.

Самым проблемным вопросом в части обеспечения инвалидов-опорников техническими средствами реабилитации на протяжении пяти лет было обеспечение их специальным автотранспортом. Нормативная база для обеспечения инвалидов индивидуальными средствами реабилитации к 2003 году устарела.

Одновременно в местных организациях общества инвалидов практиковалось создание пунктов проката реабилитационной техники и средств малой помощи, которые в настоящее время продолжают действовать в 17 районах Подмосковья. За счет средств Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов эти пункты пополнялись колясками и другими специализированными средствами. По предложению Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов в проект областной целевой программы "Социальная защита населения Московской области 2004-2007 годы" включены мероприятия, направленные на решение вопросов обеспечения инвалидов специальным автотранспортом.

Единственным источником дохода большинства инвалидов в местных организациях Всероссийского общества инвалидов являлась пенсия. Несмотря на регулярную выплату пенсии, ее суммарное выражение у 44% подмосковных инвалидов составляло ниже прожиточного минимума.

Председатели местных организаций Всероссийского общества инвалидов проводили целенаправленную работу со спонсорами, и на договорной основе - с бизнес структурами. Это позволяло проводить большую работу по материальному обеспечению инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Они обеспечивались бытовыми товарами длительного пользования и продуктовыми наборами. Особо нуждающиеся инвалиды получали обувь, одежду и другие товары, а также школьно-письменные принадлежности для школьников.

Ведется постоянная и целенаправленная работа по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Особое значение Правление Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов придает вопросам образования и трудоустройства, так как образование детей-инвалидов и молодых инвалидов является наилучшей формой адаптации их к жизни. Оно не только дает профессиональные навыки, но и развивает интеллект, расширяет кругозор, обогащает духовный мир.

Остро стоит вопрос о защите права на образование детей, у которых имеется широкий спектр психических и психоневрологических проблем. Для них пока не создано никакой государственной системы образования и реабилитации.

Реабилитация инвалидов средствами культуры - это одно из важнейших направлений в деятельности большинства местных организаций Всероссийского общества инвалидов. Здесь все понимают, что искусство формирует положительную мотивации. жизнедеятельности, психологический фон самоутверждения, то есть выполняет социально-реабилитирующие функции. Проводятся выставки творчества инвалидов, участие в конкурсе на международную премию в номинациях: исполнительское искусство; изобразительное, прикладное и поэтическое творчество.

Одним из факторов реабилитации инвалидов-опорников являются физическая культура, спорт и туризм. Для этих целей на местах действуют 43 спортивных клуба. В них культивируются такие виды спорта как: настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, тяжелая и легкая атлетика, сидячий волейбол, баскетбол, футбол, велоспорт, конный спорт, стрельба и другие.

Спортсмены-инвалиды успешно выступают на Всероссийских международных соревнованиях. Финансовая и организационная поддержка спортсменов-инвалидов позволила им подготовиться и выступить на Паралимпийских играх в Афинах (Греция) в 2004 году и Сурдолимпийских играх в Мельбурне (Австралия) в 2005 году.

В числе приоритетных направлений областного правления Всероссийского общества инвалидов - формирование доступной среды жизнедеятельности.

Социальная инфраструктура приобретает все большее значение в жизни современного общества. В настоящее время в Подмосковье реализуется Закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области". Контроль за обеспечением доступа инвалидов к объектам инфраструктуры осуществляется при разработке документации на всех стадиях проектирования, при строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений. Но в этом плане требуется еще много сделать: большинство частных магазинов малодоступны для инвалидов из-за отсутствия пандусов и перил; медленно внедряется звуковая сигнализация: при реконструкции дорожного полотна не везде включаются в планы работ и не оборудуется безбордюрное сопряжение тротуаров с проезжей частью улиц.

Одним из приоритетных направлений в деятельности правления Московской областной организации Всероссийское общество инвалидов в течении пяти лет была работа по защите прав и законных интересов детей-инвалидов и молодых инвалидов. При этом учитывалось, что проблемы здесь комплексные: это выживание, образование, социальная реабилитация, доступность к информации и среде обитания и многое другое. Повышенное внимание уделялось проблеме реабилитации через увеличение количества проводимых мероприятий совместно со здоровыми детьми: фестивалей, конкурсов, оздоровительных и спортивных мероприятий.

Семьям, имеющим на воспитании детей-инвалидов и молодых инвалидов, оказывалась разносторонняя консультативно-методическая помощь и информационные услуги по вопросам их социальной защиты. Инвалидов информировали об их юридических правах на получение полноценного социального обеспечения и о процедурах, позволяющих отстаивать эти права. Планировалась и проводилась работа на изменение мотивации выпускников учебных заведений по выбору профессиональной ориентации в сторону получения ими дальнейшего образования с целью содействия занятости молодежи; оказывалось содействие в получении высшего, среднего специального образования или профессии. Из числа наиболее активных молодых инвалидов создавался резерв кадров на руководящие должности в органах управления местных организаций Всероссийского общества инвалидов, проводились с ними обучающие семинары.

Осуществляется определенная деятельность на уровне международных контактов. Так, в рамках сотрудничества Центрального Правления Всероссийского общества инвалидов с Канадским центром по изучению вопросов инвалидности в сентябре 2004 года представители Канады посетили Московскую областную организацию Всероссийское общество инвалидов. Состоялся обмен опытом работы по решению вопросов социальной поддержки инвалидов, развитию спорта и туризма среди инвалидов.

За рубежом инвалид, ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами. Существует специализированная транспортная сеть, городские рейсовые автобусы оснащены специальными подъемниками. В учреждения соцбыткультуры существуют уборочные со специализированным санузлом для инвалидов. Пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих. В аэропортах подвоз инвалидов к самолету осуществляется подъемником. Библиотеки оснащены литературой со специальным шрифтом для слепых.

Инвалид за рубежом - это такой же член общества, как и любой обычный человек. Ребенок-инвалид в таких условиях не чувствует своей неполноценности. Многие из инвалидов становятся известными деятелями культуры, политиками. Города рассчитаны на полноценную жизнь в них людей-инвалидов. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, инвалидам детства для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, международным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

На сегодняшний день работает механизм согласования проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

На наш взгляд, общественные организации России перенимают значительную часть опыта зарубежных организаций и адаптируют его под условия нашей страны. Организации делают все возможное, чтобы улучшить условия жизни инвалидов, делают большой вклад в изменение общественного мнения, в решение вопросов о доступности окружающей среды и доступном образовании.

В зарубежных странах молодежь воспитывается с осознанием, что человек, имеющий инвалидность - такой же полноправный член общества как и все.

Очень хотелось бы, чтобы и в России люди не отворачивались от инвалидов, не считали их бесполезными для общества, ведь многие из них ждут лишь внимания и доброжелательного отношения с их стороны.