Мученик иоанн новый сочавский. Какие существуют изводы иконы

Много святых мужей, своею богоугодною добродетельною жизнью давших нам пример для подражания. И в числе их находится св. Иоанн Сочавский.
Родиной этого мужа был Трапезунд, славный и великий город, лежащий в странах восточных, близ Ассирии и границы великой Армении. Изобилуя всем необходимым, этот город служит удобным пристанищем для кораблей, отовсюду приплывающих к нему: жители же его, имея пребывание свое при море, занимаются торговлею и мореплаванием, откуда и приобретают себе средства к существованию. Так точно и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему со значительным запасом товаров войти на корабль иноземного мужа, который родом был фряг, верою не восточного исповедания, нравом груб, немилостив и бесчеловечен. Во время плавания святого с тем мужем, начал враг-дьявол завидовать непорочной жизни Иоанна: он едва переносил добродетельную жизнь блаженного, видя его молитву и пост, благонравие и доступность для всякого, милосердие к терпевшим нужду на корабле и к тем, кому приходилось болеть. Раб Христовый утешал таких людей, подавая им необходимое от своего достатка, простирая им щедрую руку с помощью; с глазами, полными слез, говорил он себе:
- Если окажешь милость страждущему брату, будешь и сам помилован; и если утешишь скорбящего, и сам сподобишься утешения от Бога.

Невидимый враг видел это, завидовал и пытался оказать препятствие святому на пути к спасению. Прежде всего, он умыслился отторгнуть его от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого, начальника корабля, державшегося другого исповедания веры; последний начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, св. Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал фряга и обличал его неправомыслие, а тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда возгоралась в нем такая вражда, корабль пристал к берегу у Белграда (близ Босфора). Там злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу, усердному хранителю своих отеческих преданий, и взвел перед ним такую клевету на святого Иоанна:
- Начальник! Со мною на корабле прибыл сюда муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий; во время морского пути он известил меня об этом и многими клятвами подтверждал, что не переменит своего намерения. Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен в слове и среди знатнейших вельмож города Трапезунда не последний.

Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости: на обычном судебном месте, он повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна и сказал ему:
- "Я много слышал о тебе, почтенный муж, - слышал, что ты возлюбил нашу веру и хочешь приступить к ней. Наша вера имеет предметом честное размышление и зажигает любовью к себе сердца тех, которые разумеют ее; принимающим ее с радостью, она подает благополучную жизнь и долголетие; христианская же вера достойна осмеяния. Почтенный друг! Не медли отложить ее далее от себя и во всеуслышание пред этим всенародным собранием похули христианские предания и законы; потому и сошлись сюда все вместе, не исключая жен и детей, что слышали о твоем желании исповедать нашу светлую и преславную веру. Иди же, о чудный муж, стань вместе с нами, яснейшим голосом прославь святозарное солнце, воздай честь звезде, предшествующей солнцу, и принеси жертвы небесным светилам, озаряющим Вселенную; тогда ты удостоишься многих почестей и великого сана от царя нашего, нам же будешь искренним братом и насладишься жизнью, приятной всем людям. Пока правитель с мыслью злобы и коварства говорил эти льстивые слова, св. Иоанн, возведя вверх мысленные очи, призвал на помощь Владыку, сказавшего: когда поведут вас перед царей и князей ради имени моего, не заботьтесь наперед, что говорить или что отвечать в тот час: ибо дам вам слово, которому не будут в состоянии противиться все противящие вам. Потом, воззрев на мучителя чувственными очами и протянув безбоязненно руку, сказал в ответ:
- Мне думается, что ты явно лжешь, о, начальник! Не говорил я, что хочу отречься от Христа моего; да не будет со мною сего, да не попустит Господь мой Иисус Христос, когда когда-либо даже мысли о сем во мне; это умышления врага истины, твоего отца, сатаны. Войдя в тебя, как в свой истинный сосуд, он через тебя беседует со мной, надеясь привлечь меня к погибели и принуждает меня отступить от истинного Бога, Создателя как иных видимых и невидимых тварей, так и самого этого солнца, которое ты чтишь как Бога, прельщенный властью тьмы, и в безумии воздаешь твари ту честь, которую подобает воздавать Самому Богу. Не прельщай же меня склониться ко лжи, а, напротив, узнай сам от меня таинство истины, отложи, прошу тебя, лежащую на душе твоей мглу нечестия и сподобись быть сыном света, воссияв ярче солнца зарею божественного крещения. И не считай Богом солнце, видимое на небе, но знай, что это - светило огненного свойства, поставленное Создателем для служения людям и сотворенное в четвертый день. А создание разве может быть Богом?

Сказав это, св. Иоанн воздел руки и возвел очи к небу, и во всеуслышание воскликнул:
-Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего с безначальным именем Твоим Отцем и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!

Эти речи мученика воспламенили гневом свирепого мучителя», он тотчас повелел растянуть блаженного на земле и немилостиво бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и все место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение, и, возводя умные очи свои на небо, говорил:
- Благодарю Тебя, Владыко Боже, что сподобил меня кровью моею очиститься от грехов моих, в которые, по немощи человеческой, впал я после святого крещения.
Сыны погибели, слыша молитву мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел связать двумя цепями едва дышавшего мученика, бросить его в темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения. А так как мученик от лютых ран не мог идти сам, то его повлекли как некий труп и ввергли в узилище.
Наутро звероподобный мучитель, севши на обычном судебном месте, велел привести святого мученика Иоанна.

Страстотерпец Христовый предстал со светлым лицом и радостною душою. Взглянув на мученика и увидев светлое и обрадованное лицо его, нечестивый судья весьма удивился: как, после столь лютого мучения, обретается в нем душа и он веселится, точно не потерпел никаких страданий.

Видишь ли, Иоанн, - сказал он, - до какого безчестия довело тебя твое непокорство? Едва не лишился ты сладкой и всем людям более всего существующего любезной жизни. Впрочем, если ты окажешь повиновение моим разумным увещаниям, то готово тебе и здравие: в течение немногих дней будет уврачевана твоя израненная плоть, ибо есть у нас весьма искусные врачи, пришедшие из Индии и Персии; если же и далее хочешь пребывать в христианстве, то знай, что еще большее зло ожидает тебя.

Святый мученик отвечал:
- Об израненной плоти моей я нимало не забочусь, о судия! Поскольку внешний наш человек тлеет, постольку обновляется внутренний, как говорит великий апостол Господний. Об одном имею я попечение претерпеть до конца причиняемые мне от тебя муки, о укрепляющем меня Христе, который сказал: "Претерпивый до конца, тот спасен будет". Если ты изобрел на меня еще какие-либо муки, причиняй их мне: ибо первые, наложенные тобою на меня раны, вменились мне в ничто.

Посрамленный этими мудрыми словами святого, безумный мучитель затрясся от гнева, и, испустив рыкание, как зверь повелел снова простереть мученика на земле и бить еще более жестоко; и долго слуги беспощадно били страстотерпца, сменяя друг друга, так, что внутренности мученика были изранены; он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Когда изнемогли воины, бившие тело, облекавшее адамантовую душу, и люди всех возрастов, собравшиеся смотреть мучения, стали кричать на скверного судью, осуждая его немилостивый и суровый нрав, тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня, крепко привязать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, севши на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца, пока конь не будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу, и было горестно благочестивым очам видеть это. Когда же всадник, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по улицам их, то один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг влачимого святого и отсек ему честную главу. Так доблестный воин Иисуса Христа окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа своего. Честное тело его воин отвязал от конского хвоста и бросил на том же месте, и лежало оно с отсеченною главой без погребения и призора, и никто из христиан не решался прикоснуться к нему, боясь ярости нечестивых.

Когда настала ночь, можно было явно видеть дивное чудо: над телом мученика ярко горело множество лампад, и три святоносных мужа воспевали неизреченные священные песнопения, и творили каждение, и столп огненный утверждался над честными мощами: это чудо видели, многие. Один иудей, дом которого был близ того места, где лежало многострадальное тело, думал, что это священники христианские пришли поднять его и предать обычному погребению; он взял лук и стрелу, приблизился туда и, желая застрелить одного из видимых тех священников, положил стрелу, затем с усилием, насколько мог, натянул лук. Когда же он хотел пустить стрелу, то стрела с тетивою прильнула к пальцам его правой руки, а лук к левой руке, и он не мог ни пустить стрелу, ни освободить руки от лука и стрелы; и так страдал этот еврей, змеиное исчадие, всю ночь. На рассвете стали невидимы чудные мужи, скрылись и столп огненный, и лампады, и люди всех возрастов, сходясь на это место, видели окаянного стрелка пребывающим в том же положении, - как натянул он лук со стрелой, так и остался связанный невидимою силою Божией, будто железными оковами. Против воли вынужден был этот иудеянин поведать подробно как о всем виденном им над телом мученика, так и о возмездии, полученном им от Бога за дерзновенную попытку к злобному делу. После достаточного оглашения этого чуда, руки его разогнулись, и он освободился от наказания. Правитель, узнав об этом, весьма устрашился и повелел христианам предать погребению тело мученика: христиане взяли его и с честью похоронили при своей церкви. Немного дней спустя, фряг, который предал святого на мучение, захотел украсть честное его тело и отвезти к себе родину: он уже раскаялся в злобе своей. Однажды ночью, выбрав удобное время, он пришел с товарищами к гробу мученика, раскопал место, открыл гроб и хотел взять честные останки. Но Христовый воин в это время явился во сне пресвитеру той церкви и сказал:
- Встань и скорее иди к церкви, ибо хотят меня украсть.
Пресвитер тотчас встал, поспешно отправился на место, нашел гроб раскопанным и открытым, тело же святого едва не было унесено. Созвав благочестивых людей, он рассказал им о происшедшем, и все прославляли Бога, прославляющего святых Своих; взяв честные мощи святого мученика, внесли их в церковь и положили на алтарь близ святого престола. Там святые мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними часто, ночью и днем, различные чудесные явления: иногда показывался некий чудесный свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило от гроба, проявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в то время Молдовлахиею и поморьем благочестивого и христолюбивого великого воеводы Александра - мужа, украсившего себя многими добродетелями и любившего мучеников; и весьма пожелал он иметь у себя пребогатые сокровища - честные мощи святого мученика Христова Иоанна. По совету со священнейшим архиепископом Иосифом, он послал в Белград несколько вельмож своих с достаточным числом войск, и они не замедлили привезти оттуда мощи мученика. Навстречу шел великий воевода со всеми вельможами, священнейший архиепископ с духовным чином и весь народ, радостно приветствуя приход мученика со свечами, кадилами и благовонным мирром. Великий воевода, припадая к раке святого, обнимал многострадальные мощи его, прикасался очами и устами к честным рукам мученика и, проливая радостныя и обильныя слезы, молил святого быть хранителем его державы. С великою честью положили честные мощи мученика в святейшей митрополии, в стольном городе молдовлахийского государства Сочаве. О бывших же (тогда и впоследствии) исцелениях, которые подавались и подаются от мощей мученика одержимым различными недугами, оставляем, - замечает описатель, - говорить самим тем облагодетельствованным, да проповедуют о полученных благодеяниях. Здесь же достаточно было сообщить, какие мучения претерпел св. Иоанн, как посрамил нечистивого градоначальника, какой понес подвиг и получил венец от руки подвигоположника Христа. Таково было доброе приобретение св. Иоанна: мало дал, но много приобрел, оставив, как бремя, коварному мучителю тело свое, - устремился не в Трапезунд, а в вышний Иерусалим, - в мученический лик как мученик, в лоно Авраамово, в селения святых, в благия пристанища, в нетленные чертоги, где предстал Трисвятой и Пребожественнейшей Троице, Которой слава, держава, честь, прославление и поклонение ныне и во бесконечные веки, аминь.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на. корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, похулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: "Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк. 13:11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

Мучение Иоанна Сочавского. Фреска церкви мч. Иоанна Сочавского. г. Сочава, XVI век

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, а стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Святой великомученик называется Сочавским потому, что мощи его почивают в Сочаве, родом же был из Трапезунда, находившегося возле Ассирии и пределами своими касавшегося Великой Армении.
Жители этого приморского города занимались морской торговлей, и блаженный Иоанн был купец. Плывя по торговым делам на корабле одного паписта, он имел с ним состязание о вере и обличил неправоту его; а этот злобный человек, желая отомстить ему, по прибытии в Аккерман (Белгород на Днестре), заявил турецкому градоначальнику, что некто Иоанн из Трапезунда, плывший с ним, готов принять магометанство, и советовал немедленно призвать его и воспользоваться еще не остывшим желанием.
Градоначальник, призвав Иоанна и посадив его, сказал ему: «От многих мы знаем, что ты человек достойный и отличный между подобными тебе, и весьма рады слышать, что ты пленен прекрасною и истинною верою нашею. Наша вера действительно имеет свойство привлекать людей благородных и способствует к долголетней жизни. И как ты добровольно любишь ее, то не медли быть нашим другом; отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш».
Но святой, исполнившись Божественной ревности, ответил: «Ты явно лжешь; никогда и на мысль не приходило мне отречься от Христа словом или делом! Все это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтоб удостоиться Царства Небесного». После сего громко исповедал свою веру во единого Бога, в Троице славимого.
Тогда градоначальник велел обнажить его и бить палками дотоле, пока не исполнит своего обещания (то есть — вымышленного). Все тело было избито и растерзано, и место, где мученика терзали, все обагрилось кровью. Иоанн молился Богу, а мучители еще сильнее бичевали его, так что он уже не подавал голоса. Поскольку был уже вечер, то его избитого бросили в тюрьму.
На другой день мучитель снова велел представить исповедника и сказал ему: "Вот до чего довело тебя неверие твое! Но послушай меня, и тотчас выздоровеешь; потому что здесь есть отличные врачи из Индии и Персии, которые вылечат тебя". Иоанн же славил Христа и поносил безумие магометанства. Тогда судья вновь велел бить его и, заметив ропот народа на кровожадность его, для ускорения смерти — приказал привязать ноги мученика к хвосту дикой лошади и влачить по улицам. Евреи при этом кричали, плевали и бросали в него всякую всячину, а один из них побежал домой и, схватив нож, отсек ему голову. Палачи отвязали честное тело и оставили его с головою на том же месте.
Необычайный свет озарил ночью мощи святого, так что и евреи засвидетельствовали о том; посему градоначальник на другой день позволил христианам взять мощи, и они похоронили их при греческой церкви, недалеко от крепости.
Святой пострадал не позднее 1340 года…

В списке древнейших церквей Бессарабской губернии Аккерманского уезда в городе Белгород-Днестровском указана греческая Иоанно-Предтеченская церковь. Время основания церкви неизвестно. По воспоминаниям бывших в церкви в 1907 году сохранились такие данные: «Во дворе церкви, по правую сторону алтаря есть каменная каплица, поставленная на месте погребения мученика святого Иоанна Сочавского». Вероятней всего, здесь находились мощи святого семьдесят лет по погребении и постоянно совершали чудотворения.
Молдавский господарь Александр II, испросивши дозволения Аккерманских властей, перенес их в столичный свой город Сочаву…
В 1884 году 1 сентября по ходатайству священника Иоанна Енакевича, настоятеля кладбищенской церкви Аккермана, частица мощей святого Иоанна была перенесена из Сочавы в Аккерман и положена в кипарисовой раке в серебряном ковчежце в церкви Иоанна Предтечи.
В настоящее время часть мощей великомученика, привезенная из Сочавы, находится в Белгород-Днестровском Вознесенском соборе.
С именем Иоанна Нового Сочавского связано и почитание его источника, который, по преданию, появился на месте, где святой впервые ступил на днестровский берег, и славится и сегодня своей целебной водой.
В 1995 году в Белгороде-Днестровском было организовано братство во имя великомученика Иоанна Сочавского, целью которого было восстановить святыню. 5 июля 2002 года Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил освящение подземного храма-часовни и благословил совершать здесь каждую пятницу богослужение.
С того времени святое место значительно преобразилось. В надземной части церковного строения - фреска святого великомученика, на которой он изображен на фоне днестровского берега и храмов Белгорода, иконы и подсвечники, на которых всегда горят свечи; в углу - икона Пресвятой Богородицы Казанская, которая, по словам очевидцев, временами мироточит и благоухает. Древние крутые каменные ступени, украшенные орнаментом, ведут под землю, где в прохладной глубине находится святой источник с целебной ключевой водой.
В 2005 году прихожане Георгиевской (болгарской) церкви Георгий и Мария Выходцевы с помощью всей приходской общины и ее настоятеля священника Евгения Полищука соорудили около источника прекрасную просторную купальню во благо всех приходящих ко святыне, которая была освящена 15 июня наместником Свято-Успенского монастыря архимандритом Алексием (ныне - епископ Аккерманский).
Мученическая смерть святого Иоанна Сочавского на земле Белгорода стала завершением истории древней Церкви в нашем крае.

Тропарь великомученику Иоанну Новому, Сочавскому:

Житие на земли добре окормляя, страдальче, милостынями, и частыми молитвами, и слезами, паки же ко страданию мужески устремився, персское обличил еси нечестие. Темже Церкве был еси утверждение и христиан похвало, Иоанне приснопамятне.

II. Святой Иоанн Новый Милостивый

Отец Иоанн Триандафиллидис, прославленный как местночтимый Святой, родился 10 февраля 1836 года в деревне Лорйа (Музена), находившейся в окрестности города Трапезунд. Его родителями были благочестивые христиане Триандафилл и Кириакия.

На родине Святого школы не было, но он, будучи очень способным, научился грамоте и получил начальные знания благодаря одному образованному человеку всего за полгода.

Когда Иоанну было четырнадцать лет, умер его отец. В поисках работы он вынужден был отправиться на Понтийское побережье. Зимой Святой работал в пекарне, а летом был занят на полевых работах.

В 17 лет Иоанн женился на смиренной и благоговейной девушке Елене. У них родились дети.

Однажды летом супруги отправились пешком в родную деревню Иоанна. Иоанн шёл впереди, а за ним спешила Елена. По дороге им явились три Ангела в образе людей. Один из них обратился к Елене со словами: «Ваши односельчане ждут, когда Иоанн станет священником. На то есть воля Божия». Другой Ангел возвестил: «Через тридцать лет вы сподобитесь посещения Святых мест». Из уст третьего она услышала пророчество: «После блаженной кончины твой супруг будет прославлен в лике Святых».

Изумлённая Елена спросила:

Как же вы, простые люди, ведаете, что произойдёт в будущем и что случится с нами через целых тридцать лет?

Мы не люди, мы Ангелы Господни. Мы посланы предупредить вас, чтобы смиренный Иоанн не отказывался от священства.

Елена с волнением и умилением тихо ответила: «Да исполнится воля Божия».

В 1870 году Иоанн в возрасте тридцати четырёх лет был рукоположен во иереи митрополитом Халдийским Гервасием и был назначен приходским священником в родное село, где стал служить в храмах Великомученика и Целителя Пантелеймона, Пресвятой Богородицы и в монастыре Святого Георгия.

Хотя он и был малограмотным, но по своему усердию и способностям прекрасно изучил порядок богослужений и обязанности священника.

После рукоположения отец Иоанн всецело посвятил себя пастырскому служению. Также он старался возделывать добродетели и безусловно исполнять заповеди Божии.

Батюшка обладал даром красноречия. Все, кто беседовал с ним, испытывали удивительную радость. Его слова во время проповеди несли всем утешение и благодать. Он стал выдающимся проповедником. Вскоре все стали называть его Новым Златоустом.

Он был очень милостивым. Имея небольшой достаток, он питал голодных, одевал сирот, принимал у себя дома путников. Деревенским беднякам он помогал выплачивать налоги. На свои деньги ремонтировал дороги, мосты и источники.

В 1877 году во время Русско-турецкой войны начался голод. Как добрый пастырь, батюшка заботился, чтобы в деревне были необходимые продукты питания. Он написал письма знакомым состоятельным людям и, собрав всё необходимое, раздавал еду беднякам, спасая их от голодной смерти. О добродетелях и милосердии священника узнали во всём Причерноморье. Люди стали называть отца Иоанна Новым Милостивым.

Батюшка обладал даром примирять людей и гасить вражду между ними. Он стал миротворцем для всех жителей епархии. Когда к митрополиту обращались отдельные люди или целые селения с просьбой разрешить спор, он всегда направлял их к отцу Иоанну: «Идите к нему. Он решит между вами все противоречия, так как мудр, обладает красноречием, стяжал Божественную Благодать».

И действительно, люди приходили к батюшке врагами, жаждущими отмщения, а уходили братьями.

У отца Иоанна был внук, мать которого (дочь батюшки) рано умерла, оставив его сиротой. Однажды школьный учитель за какой - то проступок стал бить малыша палкой и пинать ногами. Через несколько дней мальчик умер. Некоторые родственники и отец ребёнка хотели отомстить учителю и убить его. Долго молился отец Иоанн. На суде ему удалось умилостивить разгневанных родственников и выпустить учителя из тюрьмы. Сердце дедушки разрывалось на части, но, как ученик Христов и наставник любви, он простил учителя и даже добился его освобождения.

В 1900 году сбылось ангельское пророчество: отец Василий со своей матушкой посетили Святую Землю, поклонились Гробу Господню и Голгофе. Прожив там шесть месяцев, они вернулись на родину. Их паломничество случилось ровно через тридцать лет после чудесной встречи и предсказания Ангелов.

Матушка Елена покинула этот мир 26 июля 1902 года. Отец Иоанн после тридцати трёх лет пастырского служения почил в Бозе 13 июня 1903 года. Он был похоронен возле церкви Святого Пантелеймона.

После похорон невестка отца Иоанна увидела Дух Святой, сходящий в виде голубя на могилу батюшки.

Спустя три года после своей блаженной кончины святой Иоанн явился во сне женщине по имени Панагйла и попросил, чтобы она со своим братом совершили перенесение его останков. Это событие произошло 7 октября 1906 года. Когда Панагйла с братом пришли на кладбище, они увидели над усыпальницей в иерейском облачении отца Иоанна, который читал Евангелие. Батюшка, лицо которого сияло как солнце, благословил их копать. На кладбище собралось много народу.

Когда мощи отца Иоанна были обретены, оказалось, что его руки остались нетленными. Люди плакали от радости и умиления и прославили Бога, показавшего им святость батюшки.

Весть о чуде мгновенно распространилась в окрестностях. Каждый день множество народа, целые приходы во главе со священниками и даже высокопоставленные турки приходили поклониться Святым мощам. Приносили масло и свечи. Турки говорили: «Этот священник и при жизни был свят, и после смерти прославился. Если решите построить в его честь церковь, то и мы внесём свою лепту».

Множество чудес и исцелений совершалось от мощей Святого. Одного болящего двадцатилетнего юношу из города Михайлово, неподалёку от Тбилиси, поместили в узы, чтобы он не причинил зла себе и своим близким. Никто из врачей ему не помог, и родные, отчаявшись, поместили его в психиатрическую клинику города Тбилиси. Однажды во сне матери юноши явился святой Иоанн: «Не плачь, твой сын обретёт исцеление. Раствори в воде немного земли с моей могилы и дай ему выпить». Женщина исполнила наказ Святого, и её сын выздоровел.

Двенадцатилетний мальчик, единственный сын из некоей армянской семьи уже четыре года был нем. Услышав о чуде исцеления юноши, его мать так же, с верой и благоговением, взяла землю с могилы святого Иоанна, растворила в воде и окропила мальчика. В тот же миг он заговорил!

Потомки Святого эмигрировали в Грецию. С собой они привезли руку и главу отца Иоанна. Чудеса от мощей батюшки продолжаются и теперь.

Рассказывает Анастасия, внучка Святого: «В городе Салоники в 1930 году заболел врач, знакомый моей подруги. У него отнялись руки. Родители молодого человека были безутешны: ему было всего тридцать пять лет. Его водили по докторам, но тщетно. Когда больной узнал о мощах моего дедушки Иоанна, то захотел им поклониться. Я перекрестила его рукой Святого, и в тот же миг врач смог пошевелить пальцами парализованных рук и уже сам поклонился Святым мощам, благодаря Бога и святого Иоанна за своё чудесное исцеление».

Иоанн Триандафилидис прославлен в лике Святых Вселенским Патриархатом. Ему составлена служба. Память его совершается 13 июня (день блаженной кончины) и 7 октября (перенесение мощей).

Молитвами святого Иоанна, Господи Иисусе Христе, спаси нас и помилуй нас!

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Иоанн милостивый власатый, епископ Ростовский, блаженный По краткому рукописному его житию не видно, кто он и откуда пришел в Ростов. Преосвященный Филарет предполагает, что Иоанн был знатного рода и человек образованный (знал латинский язык). Но по обстоятельствам

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Иоанн Новый, Сочавский, великомученик Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский жил в XIV веке в городе Трапезунде. Называется Сочавским, потому что мощи его почивают в соборной церкви в Сочаве. Иоанн занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Праведный Иоанн Русский, новый исповедник (+ 1730) Память его празднуется 21 мая в день преставленияПраведный Иоанн Русский, родом малоросс, был солдатом императора Петра Великого. В 1711 г. он попал в числе многих других в плен к туркам. Угрозами, издевательствами и мучениями

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Великомученик Иоанн Новый Сочавский

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский (12/25 ноября) Святитель Иоанн был строгим постником, молитвенником и братолюбцем. Он достойно нес архипастырское служение, но главным своим делом святитель считал милостыню и благодеяния всем нуждающимся. В начале

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский (2/15 июня) Святой жил в XIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным. Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным.

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Мученик Иоанн Новый, из Янины (18 апреля/1 мая) Святой Иоанн торговал в Константинополе рядом с турецкими лавочками и успевал в своей торговле больше других. За это, а также за свою христианскую веру и святость жизни он был замучен неверными.МолитваСвятый мучениче Иоанне!

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Святой Вонифатий Милостивый (VI) 1 января (19 декабря по ст. ст.)Святой Вонифатий был родом из Тускийской области в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, он снимал с себя одежду и отдавал нищему. Поэтому

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

6. Святой Филарет Милостивый (память 1 декабря ст. ст., f792) Св. Филарет Милостивый жил в Пафлагонии (Малая Азия) в VIII веке и принадлежал к числу самых богатых и знатных жителей области. В его доме никогда и никому не отказывали в помощи, каждому праведный Филарет с

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Святитель Иоанн Милостивый Святителю Божий Иоанне, милостивый защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех. Hе престай, моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты,

Из книги автора

Великомученик Иоанн Новый Сочавский Молитва первая Святый великомучениче Иоанне! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый,

Из книги автора

Святой Праведный Филарет Милостивый Тропарь, глас 4 Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущим и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, Егоже

Из книги автора

Святой Вонифатий Милостивый Святой Вонифатий был родом из Тускийской области в Италии. Он еще с детства отличался любовью к нищим, когда ему приходилось увидеть кого-нибудь раздетым, он снимал с себя одежду и отдавал нищему. Поэтому Вонифатий мог вернуться домой без

Из книги автора

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский Иоанн родился на Кипре в VII веке в семье знатного вельможи Епифания. По воле родителей вступил в брак и имел детей. Когда жена и дети святого умерли, он стал иноком: строгим постником, молитвенником и братолюбием.Его

Из книги автора

Св. Иоанн Милостивый (О побуждениях к делам милосердия) I. Св Иоанн, патриарх Александрийский, память коего св. Церковь совершает ныне, всецело посвятил себя делу благотворительности, которую он оказывал всем бедным и случайно впадавшим в нужду. Поэтому св. Иоанн в лике

По христианским летописям имя Иоанна (Нового) Сочавского известно с XIV века. Время его мирской жизни относится к 1300 г. – 1330 г. Известно, что он был преуспевающим торговцем, слыл честным и великодушным гражданином своего города Трапезунда, который принадлежал тогда греческой империи. Уважаемый горожанами купец был милостив, щедр и хорошо образован. Он жил в согласии с библейскими заповедями, всегда пособляя страждущим. Ведь не богатство является грехом, а жадность к наживе. Человек же, радеющий о других, будет обласкан Господом. Именно за эти качества купца при жизни любили и почитали безмерно.

Святой великомученик Иоанн (Новый) Сочавский

Христианские летописи из жизни Святого великомученика Иоанна Сочавского

По роду своих занятий Иоанн Сочавский часто отправлялся в дальние странствия. Именно одна из таких поездок обернулась трагедией. Капитан судна, на котором именитый торговец отправился за товарами, оказался не православным верующим, а язычником-огнепоклонником (огнепоклонники – приверженцы древней языческой религии обожествления огня). Кроме того, он был человеком жестоким и завистливым. Во время беседы между попутчиками произошёл спор. Несогласие православного купца с мнением капитана, последний счёл за оскорбление и затаил обиду.

По прибытии в город Белград Босфорский, находившийся в те времена под игом татар-язычников, капитан отправился к градоначальнику. Он-то знал, что с ним у него не будет противоречий, поскольку они принадлежали к единой вере. Капитан солгал, что привёз христианина, желающего вступить в ряды язычников. Градоначальник захотел встретиться с купцом и пригласил его в свой дом.

Ничего не подозревающий Иоанн на это согласился и, прибыв в гости, был ошеломлён предложением поменять веру. Результатом этой встречи стало жестокое убийство молодого христианина. Сначала его безжалостно избили, а потом заковали в кандалы и бросили в темницу. На протяжении нескольких дней Иоанна Сочавского подвергали таким пыткам и избиениям палками, что отсекались от тела куски плоти. Так, принуждали его принять веру языческую. Но, православный мученик предпочёл погибнуть, чем отказаться от Христа.

На этом издевательства не закончилось. Градоначальник распорядился привязать почти бездыханного Иоана Сочавского к дикой лошади, которая долгое время трепала истерзанное тело по булыжным улицам города. Местные жители, принадлежавшие к тем же язычникам-огнепоклонникам, глумились и веселились над происходящим, кидали в казнённого камни, пока не нашёлся в толпе варваров тот, кто не мог больше слушать страдания и отсёк непобеждённому христомученику голову.

Мёртвое тело Иоанна Сочавского так и осталось лежать на дороге. А наступившей ночью над растерзанными останками появилось свечение в виде столпа, уходившего в звёздное небо. Возле него ясно проявились три образа светоносных с горящими лампадами. Увидевший это местный язычник, хотел выпустить в молящихся стрелу, схватил лук и – лишился дара речи оставшись стоять столбом до самого утра. А светящиеся образы мужей, склонившихся над телом Иоанна Сочевского, совершили обряд и исчезли. Тем самым действом великомученик был причислен к лику Святых.

Обезумевший горожанин наутро поведал всем об увиденном чуде. Градоначальник, узнав о случившемся, испугался и велел срочно захоронить истерзанное тело. Капитан корабля, являвшийся пособником кровавой расправы, на это обозлился и решил похитить святые останки. Когда он пробирался ночью к месту погребения, в этот самый момент к местному православному священнику явился образ Иоанна Сочавского, просившего не допустить готовящееся преступление. Кражу святых предотвратили.

А с этого дня к могиле потекли реки страждущих. И долго ещё передавались из уст в уста чудесные явления, происходящие на этом месте. Через некоторое время, останки Святого по настоянию священника были перенесены в Храм, где находились более 70 лет. А в 1402 году мощи были перенесены в город Сочаву, после чего святой Иоанн Новый получил имя Иоанна Сочавского.

На протяжении многих веков молились все купцы, приезжавшие в тот город, над его мощами. Потому что знали о мученической смерти и произошедшем после этого чуде. Они слышали, что новопреставленный Святой при жизни был успешным и праведным торговцем, уважаемым всеми человеком, верующим и прославляющим Бога нашего Иисуса Христа и не отказавшегося от веры пред страхом чудовищных мук.

В настоящее время часть мощей преподобного Иоанна Сочавского размещаются в Вознесенском соборе Белгород-Днестровска (бывший Белгород Босфорский) . Здесь же бьёт источник с целебной водой, названный именем великомученика Иоанна. Каждую неделю, по пятницам, в день совершения таинства вознесения души, в храме совершается богослужение.

Образ Иоанна Сочавского творит многие чудеса. Так, известен случай, произошедший в 1898 году. В храм с мощами святого Иоанна Сочавского явилась прихожанка дворянского рода и попыталась оторвать частицу мощей, а именно палец. Сделав это, она села в экипаж и попыталась уехать, но повозка не тронулась с места. Барыня поняла, что натворила и, признавшись, вернула частицу на место.

Многие приезжают в эти места за помощью. Просят здоровья, терпения, разрешения жизненных проблем. Поскольку каждый молящийся знает, что в своей вере надо обращаться не только к известным всемилостивейшим образам, но и к Святым, покровительствующим определённым областям деятельности. За свою преданность Богу именитый трапезундский купец, святой великомученик Иоанн Сочавский, считается благодетелем торговли и людей ею процветающих .

Верующие приходят к иконе этого Святого за поддержкой в сфере продаж. Они просят его:

  • о приумножении достатка и прибыли;
  • об улучшении в торговых делах;
  • о привлечении поставщиков и потребителей;
  • о продаже или приобретении имущества (недвижимости или машины).

Иоанн Сочавский является помощником не только в торговом бизнесе, но и к его мощам идут на поклон с просьбами об избавлении от болезней и недугов. Ведь этот Святой при жизни был милостивым к больным и страждущим людям, помогал им словом и делом.

Чтобы помолиться перед иконой и ваше обращение было услышано, необходимо знать ряд правил, рекомендуемых к выполнению.

  1. Перед началом запланированного мероприятия, касающегося продажи/покупки, испросите благословения у священнослужителя . Для этого нужно прийти в Храм. В случае добросердечных намерений, батюшка обязательно вас благословит.
  2. Надо иметь истинную веру, произносить слова молитвы искренне и от чистого сердца . Ведь лишь непоколебимая вера способна слушать и помогать в любом праведном деле.
  3. Нельзя иметь помыслов об обмане и попустительстве неверных деяний , влекущих за собой умысел наживы.
  4. Текст молитвы можно знать наизусть или переписать своей рукой на чистый лист бумаги. Надо заранее понять все приведённые слова и читать выразительно, без запинки и остановок .
  5. Молитву лучше произносить в одиночестве и тишине .
  6. Если вы находитесь в Храме, рядом с иконой Святого зажгите свечу.
  7. Произносите молитву утром, перед выходом на работу, и вечером перед сном. Важно это делать каждый день .
  8. Читайте текст обращения к Иоанну Сочавскому в канун , когда вам предстоят любые дела по торговым сделкам, будь то покупка/продажа недвижимости, машины или любого предмета обихода, даже не столь крупного масштаба.
  9. После прочтения слов молитвы, перекреститесь три раза и поклонитесь образу .

Верующим людям, обеспечивающим себя и свою семью работой в торговле, стоит приобрести в дом икону с ликом Святого Иоанна Сочавского.

После того, как желаемое исполнилось, поблагодарите Святого!

Молитвы пред образом

«Святой, славный и всемилостивый Великомученик Христов, Иоанн, ходатайствую спасения и молю тебя, раб Твой в Божественном Храме у святых мощей поклоняющийся, милостив будь ко мне, просящему помощи Твоей, призывающего испросить у Милостивого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа оставления грехов до сего дня и часа содеянных мною. Да помоги мне в деле задуманном, в коем не имею злого умысла, а хочу сотворить его лишь правдою и любовью к ближнему. И сохраняй меня в час совершения сего дела от всех козней лукавого и соблюди от зол душевных и телесных. Молю тебя услышать и к помощи призываю. Да будет воля твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. »

«О, Святой Иоанн, признанный Святым Великим и благочестивым. Ты прожил достойную жизнь, выдержав муки и испытания. Ты принял смерть, но не утратил веры во Всевышнего. Как помогал ты страждущим и нуждающимся при жизни своей, так помоги мне с Небес, внимая мольбе моей. Всепрощающий и справедливый, прошу обратить свой небесный взор на преклонённого пред тобой и помолись обо мне и о моём деле, Господу нашему Иисусу Христу, коему служу верой и правдою. Помоги встать делу моему и отведи от меня завистливые взоры, убереги от обмана недоброжелателей. Молю тебя о прощении за прегрешения вольные и невольные и уповаю на твоё всемилостивейшее покровительство. Аминь!»

  • Молитва о продаже или покупке квартиры (дома, машины).

«Святой мученик Иоанн! Призри с чертога небесного на просящего твоей помощи и не отвергни меня, но, Ты, благодетель и ходатай, моли Христа Бога, человеколюбивого и многомилостивого, что б сохранил от всякого лютого посягательства. Да не осуди меня, грешного, по беззакониям моим вольным и невольным, да не во зло содеянным, а по неведению, защити от всякого обстоятельства: от труса, потопа, огня, меча, нашествия и брани.

Даруй мне от Всещедрого Бога, во славу имени Его, крепкого твоего заступничества. Да Твоими молитвами он будет слушать и даст мне, Господь Всемогущий за мир моих помыслов. Да укрепит в мире Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Моли прилежно, святой мученик, благословение Христа Бога нашего, за благополучие дела задуманного. Истинно поклоняюсь в настоящей просьбе своей и верую в извечную жизнь на небесах. Благодарю Господа нашего, Ему же всякая слава и честь Отцу, Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!»

Чтобы иметь помощь в торговых делах, помимо Иоанна Сочавского, молятся и другим святым:

  • Святителю Николаю Мирликийскому.
  • Мученику Спиридону Тримифунтскому.

Но, главное, молиться надо Господу. При этом совсем необязательно использовать длинные молитвы и ставить дорогие свечи. Просто достойно выполняя свою работу, перед каждым делом говорите: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, спаси!»