Монах нестор годы жизни. Нестор – первый русский летописец

(~1056–1114)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, . Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребения святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в это самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамениям: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Достигнув, при помощи Божьей, святости и преподобия Нестор мирно почил о Господе в 1114 году, завещав братиям продолжить составленную им летопись истории Руси, что и было исполнено. В современном виде эта летопись известна нам по названию.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Нестора Летописца

Нестор Летописец – монах Киево-Печерского монастыря, участвовавший в написании легендарной «Повести временных лет». Древнерусское произведение, по мнению историков, отразилось на развитии славянской культуры в целом и вошло в копилку мировой духовной литературы.

Житие преподобного

Будучи в возрасте 17-ти лет, Нестор обратился к Феодосию, основателю монашества на Русской земле, с просьбой стать послушником. Прошение было удовлетворено, юноша приступил к исполнению разных мелких работ в храме. Таким образом он готовился стать монахом, и вскоре его мечта сбылась.

Нестор успешно прошел монашеский искус, то есть проверку. В ходе испытаний подтвердилось, что он имел полное право оказаться в составе братства. Соответствующий постриг осуществил игумен Стефан, ставший впоследствии преемником преподобного Феодосия. При этом же настоятеле Нестора посвятили в иеродиакона.

Нестор известен тем, что принимал активное участие в изгнании беса из монаха Никиты, получившего прозвище «затворник». Диавол спустился к тому с небес под видом ангела, после чего монах впал в заблуждение, позабыл о Новом Завете и стал давать мирянам странные пророчества. Никита уединился в своей пещере, но инокам удалось вывести его оттуда, избавить от бесовской прелести и вернуть на путь праведный. Усилия братьев увенчались успехом – со временем Никита-затворник стал святителем (архиереем).

Скончался Нестор приблизительно в 1114 году. Последний земной приют преподобный обрел в Ближних пещерах лавры. В 1763 году память его была почтена в ходе литургии, главнейшего христианского богослужения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Среди представителей православной церкви принято чтить Летописца два раза в году: вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Труды летописца

Поначалу из-под пера Нестора вышло «Житие Святых Бориса и Глеба», посвященное князьям-страстотерпцам. Герои произведения были первыми святыми на Руси, которые были канонизированы не только Русской церковью, но и Константинопольской. Затем было написано «Житие преподобного Феодосия Печерского», фактически духовного наставника самого Летописца. Эти работы, проливающие свет на развитие древнеславянской цивилизации, имеют большое историческое значение.

Однако в памяти потомков Нестор остался в основном как создатель «Повести временных лет». Летопись с достаточно длинным названием появилась в 1113 году. Автор упомянул в ней библейские времена, остановился на истории Киевской Руси, в том числе на ее крещении. Естественно, не обошел вниманием историю создания своей родной обители.

Впоследствии творение неоднократно переписывалось, в результате чего в него вносились правки. Но отклонения от текста незначительны, поэтому свой первоначальный смысл он не потерял. В то же время принято считать, что первоначальный вариант летописи, учитывая изменения, потерян.

Справедливости ради следует отметить, что Нестор не сам приложил руку к созданию летописи. У преподобного были предшественники, обобщенные и доработанные труды которых и легли в основу повествования. Однако это нисколько не умаляет заслугу самого Нестора Летописца. Наоборот, его историко-литературный труд имеет большую ценность в качестве собрания давних фактов.

Введение

Немстор (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанного на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

1. Биография и начало жизни в монастыре Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше 1078 года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя).

2. Первые произведения Быть монахом в средневековье вовсе не означало оградиться от мира. Студийский устав, который был введён на Руси (и в частности в Печерском монастыре), даже обязывал монахов основывать библиотеки, учебные заведения, госпитали, богадельни и прочие структуры, целью которых было удовлетворение всяких общественных нужд..

Первые его произведения относятся к агиографическому жанру. Повесть о начале Печерского монастыря, рассказ о печерских подвижниках и «Житие Феодосия Печерского» отличаются живостью изображения монастырского быта, яркими характеристиками монахов и мирян. В конце XII в. Нестор написал «Сказание о житии и погублений блаженных страстнотерпцев Бориса и Глеба», где осудил войну между братьями и изобразил картину их мученической смерти. Но главным его произведением стала «Повесть временных лет» — величайший памятник древнерусской исторической литературы.,

Известно, что летописание было одним из ярчайших проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы имеем блестящее историографическое наследство, представленное целой плеядой выдающихся имён. И Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое место. Его имя как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.). «Киево-Печерский патерик» среди монахов, живших в Печерском монастыре в XI в., называет Нестора, «который написал летописец». Этим «летописцем» могла быть лишь «Повесть временных лет». В тексте сохранились места, где летописец говорит от себя. Анализ таких мест позволяет приписать их именно Нестору.

Летопись Нестора начинается словами, давшими название всему произведению: «Вот повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». «Повесть» создана в соответствии с канонами мировой средневековой историографии. В её основу положен написанный около 1095 г. в Печерском монастыре так называемый Начальный извод, начинавшийся коротким рассказом об основании Киева братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом. Этот рассказ автор предварил обширным историко-географическим вступлением, где описываются происхождение и древнейшая история славян, дана картина их расселения на огромном пространстве Европы.

Историю соседних с Русью народов летописец отобразил основываясь на византийской хронике Георгия Амартола, а при написании истории восточных славян пользовался фольклорными источниками. Он дополнил сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями, заимствованными из народных сказаний и дружинных песен, в частности рассказами о том, как Олег осадил Царьграда и погиб от своего коня; как Ольга отомстила за смерть мужа; как Святослав ходил в походы; как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря, и др. При этом Нестор относился критически к своим источникам: сравнивал разные версии событий, отбрасывая те, которые казались ему ошибочными, и подтверждая правдоподобные. Например, он отбросил легенду, по которой Кий был простым перевозчиком на Днепре, версию о киевском крещении Владимира, так называемую хронологию Иакова Мниха и т. п.

В летопись внесены важные документальные материалы -- тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с греками, а также документы великокняжеского архива, давшие автору возможность реально отобразить политическую историю Древней Руси. В «Повести временных лет» помещены такие литературные произведения, как «Поучение» Владимира Мономаха, рассказ об ослеплении Василька Теребовлянского, а также византийские и западноевропейские памятники письменности. В 1107 г. Нестор посетил Владимир-Волынский и Зимненский Святогорский монастыри. Результатом путешествия стало включение почти в полном объёме в «Повесть временных лет» Волынской летописи.

Но главным в «Повести» является то, что это произведение, являясь хронологическим изложением исторических событий на Руси, в то же время откликалось на болезненные социальные проблемы современной автору жизни. Нестор жил в сложное время, когда на Руси началась феодальная раздробленность и князья погрузились в междоусобные войны. Нестор был свидетелем начальной стадии этого процесса. На его глазах происходили грандиозные усобицы 1078, 1096, 1097 годов. Государство постепенно теряло былое могущество; половецкие орды, пользуясь тяжёлым его положением, опустошали пограничные земли. Эгоизму и корыстолюбию князей и бояр, их пренебрежению общерусскими интересами автор противопоставляет идею восточнославянского единства, призывает народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.

Для жителей Киевской Руси начала XII в. «Повесть» была книгой о современности и современниках. Значительная часть её героев ещё была жива и так или иначе должна была реагировать на содержание произведения. Некоторые учёные обвиняют автора «Повести» в том, что он был приверженцем киевского князя Святополка Изяславича (1093−1113 гг.), всячески угождал своему патрону и «лепил» из исторических фактов лишь то, что тому нравилось. Это мнение не является безосновательным, но не следует обвинять Нестора. Как известно, летописание на Руси было поставлено на уровень государственного дела. И хотя летописи как правило создавались в монастырях, проходили они через княжескую канцелярию, а чаще заказчиками выступали сами князья.

Своё выдающееся произведение Нестор завершил около 1113 г. Хроника событий в «Повести» доведена до 1110 г. К сожалению, Нестерова редакция «Повести» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти Святополка Изяславича (1113 г.), опекавшего Киево-Печерский монастырь, на киевский стол взошёл Владимир Мономах. Он вступил в конфликт с верхушкой монастыря и передал летописание в основанный его отцом Всеволодом Выдубицкий монастырь. В 1116 г. выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести», положительно оценивая деятельность Владимира Мономаха, показывая его мудрым князем, защитником Русской земли. Так появилась вторая редакция. В 1118 г. была создана третья редакция, которая и дошла до нашего времени. Заказчиком и, возможно, одним из ее авторов был сын Мономаха, князь Мстислав. «Повесть временных лет» сохранилась во многих списках. Древнейшие из них — Лаврентиевский (1377 г.) и Ипатьевский (начало XV в.).

Главная историческая заслуга Нестора состоит в том, что он создал историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться.

3. Смерть нестор монастырь летопись приемник Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Биография Нестора Летописца

Нестор - преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы.
В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преп. Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось.
Долгое время преп. Нестору приписывали составление первой русской летописи - "", но приблизительно с половины XIX века это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Нестора, как составителя, в Хлебниковском своде (XV - XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): "якоже блаженный Нестор в летописце написал... ". П.С. Казанский одним из первых указал ("Отеч. Зап." за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Нестора, несомненно ему принадлежащими: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия". Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Нестор, но даже и не монах киево-печерского монастыря.
"Житие Феодосия" (напис. около 1088 г.) считается по полноте и стройности образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. "Житие" в переводе на русский язык напечатано преосв. Филаретом в "Ученых Записках II отд. Академии Наук" (1856, II т.).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Нестор Летописатель

Нестор - Монах Киево-Печерского Монастыря, первый Российский Летописатель, по исследованию Татищева, Миллера и Шлецера, родился в 1056 году, но место рождения его доподлинно неизвестно, Татищев, основываясь на Кенигсбергском списке Несторовой летописи, полагает отечеством его Бело-Озеро, потому что в списке сем (по изданию С.-Петербургскому 1767 г.). Нестор представлен говорящим о Князе Синеусе, что он сиде у нас на Беле-Озере. Но другие в Кенигсбергском подлиннике сие почитают опискою и вместо слов напечатанных сиде у нас, полагают одно только слово Синеус, а сочинитель Истории Царства Херсонеса Таврийского, напечатано на Российском языке 1806 г. в С.-Петербурге (Том 1-й, стр. 542), полагает отечеством Нестеровым Корсунь, или Херсон, Греческий город, и называет самого Нестора Греком, заключая, может быть, из того, что Нестор в своей Летописи описал обстоятельно Корсунскую Церковь и тамошние Палаты Владимировы и Царевны Греческой, как бы сам будучи тамошний житель. Но Корсунь и Россиянам, имевшим тогда тесные торговые связи с Греками, мог быть подробно известен. Да и Нестор для обозрения сего источника просвещения России сам мог туда предпринимать путешествие. Есть и еще мнение одного Мазуро-Польского писателя (Лелевеля, Виленского Профессора), что он будто был Поляк, потому-де, что жил в Киеве, а Киевлян сам он называет Полянами, т.е. Поляками. (См. Журнал "Соревнователь Просвещ.", 1821 г., № 5). Как бы то ни было, доселе все были согласны, что Нестор - природный Славено-Русс.

В 17 лет возраста своего, как пишет сам о себе в Летописи, пришел он в Киево-Печерский Монастырь и пострижен в Монашество Стефаном, Игуменом Печерским; а потом посвящен и во Дьякона. В 1091 г. ему поручено было с двумя Братьями отыскать Мощи Преподобного Феодосия, которые он и обрел. Более сего ничего неизвестно из его Жизни, а только сказано в Патерике Печерском, что он "поживе лета довольна, труждаясь в делах Летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере".

Из слов по летех довольных Миллер заключает, что он жил 59, а Шлецер 60 лет. Первый говорит, что он, проживши 40 лет в Монастыре, т.е. с 1113 г., начал писать свою Летопись и продолжал до конца своей жизни, т.е. до 1115 г., а по мнению Шлецерову - до 1116 г. Но Татищев полагает только до 1094 г., потому-де, что 1093 год окончен у него набожным увещанием и словом Аминь. Миллер и Шлецер опровергают его мнение во-первых, тем, что не под одним только сим годом поставлен Аминь; а во-вторых, что первый продолжатель его Летописи Сильвестр, Игумен Выдубицкий, не мог сказать о себе при нашествии Половецкого Князя Боняка на Киев: и придоша на Монастырь, нам сущим почивающим по Келлиям, - а следовательно, Нестор писал-де еще в 1096 г. и продолжал о 1116 г., где уже Сильвестр прямо выставляет свое имя. Но в подлиннике списка Лаврентьевского, по сличению с Кенигсбергским, который при издании в сем месте, как и во многих других, испорчен и перемешан, ясно видно, что Нестор кончил писать свою Летопись 6618, т.е. 1110 г., а Сильвестр начал с 6619, т.е. 1111 г., а кончил 6624 или 1116 годом. Вот слова Сильвестровы: "Се аз, Игумен Сильвестр Свята Михаила, написах (и может быть, только списал) книги сии Летописец, надеясь от Бога милость прияти при (Великом) Князе Володимире, княжущу ему Кыеве (в Киеве), а мне в то время игуменящу (Игуменом бывшу) у Свята Михаила в 6624 Индикта 9 лет. и иже чтет книги сия, то буди ми в молитвах". Потом он, или кто другой начинает продолжение Летописи: в лето 6619 идоша весне на Половце Святополк Володимер, и проч. После Сильвестра, с 1116 года продолжал Несторову Летопись, по сказанию Татищева, Нифонт, Игумен Волынский (см. статью о Нифонте) и довел до 1157 года. После его неизвестный продолжал оную до 1203 года; а с того времени начинаются великие разности в Летописях и доказывают, что продолжатели были различные. Из них, по замечанию Татищева же, известны только по именам Симон, Епископ Володимирский, и Иоанн, Священник Новгородский. (См. статьи о них в своих местах.) Но доселе нигде не отыскалось еще ни Несторова, ни продолжателей его подлинника и, вероятно, все они давно потеряны, а остались только многочисленные с оных списки в разных Российских библиотеках. Из рукописных харатейных ныне нам известны Пушкинский, писанный во 2-й половине XIV века, Лаврентьевский - в 1377 г., бывший Троицкий XV века, сгоревший в Москве 1812 г.; а бумажные - Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Ростовский и другие. Из них Радзивиловский, или Кенигсбергский, напечатан в С.-Петербурге 1767 г. в 4 долю листа. Однако весьма неисправно. Ибо, по предложению Миллера об издании оного, Президент Академии Наук Тауберт поручил сие дело Переводчику Ивану Баркову, совсем не способному к тому, и, как пишет Шлецер, позволил даже ему иное выпускать, прибавлять и древний язык переводить на новейший. Миллер не мог оспорить сего своевольства и отказался от всякого участия в издании сем, а Предисловие к оному сочинил Шлецер по предначертанию Тауберта. После Кенигсбергского списка издан Никоновский в С.-Петербурге 1767-1792 гг. в 8 частях; потом Новгородский первый в Москве 1781 г., Новгородский второй в С.-Петербурге 1786 г., Безымянный в Москве 1784 г., Софийский в С.-Петербурге 1796 г., одна только 1-я часть, и проч. Все в 4 д.л., кроме Новгородского второго. Другой Софийской 1820 и 1821 гг. в Москве 2 части. Историческое Общество начало было издавать Лаврентъевский список, однако, не кончило. Другое начало сего издания сделано в С.-Петербурге. А важнейшее издание Несторовой Летописи есть Шлецеров Сличенный Нестор, над составлением которого трудился сочинитель 40 лет. Он изъяснил в нем труднейшие места, сличив разные списки одни с другими, с Византийскими и средних веков Латинскими Историками, из которых почерпал Нестор. Почти все невразумительное в древней Несторовой Космографии сделалось теперь понятным по сличении Русских имен с Греческими и Латинскими, находящимися у Синкелла в Пасхальной Хронике, у Кедрина и у Западных Писателей. Ныне известно, что Нестор много заимствовал и из Летописи Архимандрита Георгия Амарталоса, Греческого Историка IX века, подлинником еще не изданного, но в Славянском переводе издавна известного. Первую часть своего Нестора, на Немецком языке напечатанную в 1802 г., Шлецер посвятил Государю Императору Александру I. Следующие 4 части потом выходили одна за другой, и последняя напечатана в 1809 г., все в Геттингене. Свод сей окончен Шлецером на Князе Ярополке. Сие полезное для нашей Истории сочинение переведено на Русский язык с некоторой только переменою порядка сочинителева. Ибо переводчик 1-ю и 2-ю части подлинника соединил вместе, из последней взяв только Вступление, и составил свою 1-ю, а остальное из 2-й части присоединив к 3 части подлинника, составил свою 2-ю, а из прочих составил свою третью. Перевода сего 1-я часть напечатана в С.-Петербурге 1809 г., 2-я - 1816 г., а 3-я - 1819 г., под заглавием Нестор.

Русские Летописи на древнеславянском языке сличенные, переведенные и объясненные Августом Людовиком Шлецером. Еще Байер и Миллер доказывали нам, что Преподобный Нестор много почерпал из Греческих Летописцев; а Шлецер обнаружил сие гораздо яснее приводами самых подлинников. Нельзя думать, чтобы все они при Несторе переведены уже были на Русский язык, и следовательно, Нестор читал их в подлинниках Греческих. Но где он сему языку научился, наверно неизвестно доныне. О путешествиях его в Грецию нигде не упоминается. Татищев под годом 1031 своей Истории от имени Летописателя, хотя говорит, что в Новгороде бе Ефрем, который нас учил Греческому языку, - но тогда Нестор еще не родился и, следовательно, не о нем сии слова разуметь должно. А под годом 1097 у Татищева же поставленные от имени Летописателя слова (если только это не вставка сторонняя): случилось мне тогда быть во Владимире, смотрения ради Училищ и наставления Учителей, - можно разуметь и о Несторе; потому что из самой Летописи его видно, что он был муж просвещенный в свое время. Но в Пушкинском списке сии слова приписаны какому-то Василию. Итак, следует положить, что Нестор Греческому языку научился в самом Киеве у Греческих Духовных, коих в первые века Российского Христианства там всегда было довольно. Притом сами Великие Князья от введения Христианской Веры в Русь начали немедленно пещись о просвещении своего народа. Владимир, по свидетельству Нестора, "нача поимати у нарочитыя Чади оти и даяти на учение книжное. А Ярослав собра писцы многи, и прелагаше от Грек на Словенское письмя и спасиша книги многи, ими же поучахуся вернии. Многие также Князья наши знали Греческий язык". Итак, просвещение уже до Нестора основалось в России. Посему он, хотя по иноческому смирению в Предисловии к Жизнеописанию Преп. Феодосия называет себя и неученым никоей же хитрости, но в молодых еще летах, вступивши в Монастырь, где всегда науки более держались, мог удобно приобресть знание языков; а читая иностранные книги, Греками привезенные, между которыми, конечно, довольно было и Исторических, мог получить охоту написать Историю своего Отечества на собственном языке, по примеру Византийцев. Сие доказывается тем, что он точно так начинает свой Времянник, как Византийские Историки, с Библейского Родословия; во многих даже местах, как доказывал Шлецер в своем Сличенном Несторе, он переписывал или переводил целые страницы из Греческих Летописей слово в слово, держался их порядка и временосчисления. Но, что замечательнее всего, писавши еще в XI веке, когда Европу всю покрывала тьма варварства, он не наполнял свою Летопись такими баснословиями о происхождении и Родоначальниках народов, как другие, после его бывшие Летописатели Северные. Правда, следуя Византийским Историкам, он начинает свою Летопись слишком общим народопроизводством от Столпотворения, и оттуда выводит потомками Славян, но, дошедши до описания Севера, вдруг открывает такие сведения о Северных народах, каких ни в одном до него Историке не находится. Он с точностью означает их жилища, отличает смежные и отдаленные от Славян народы, замечает их перехождения и соединения, и потом приступает особенно к Истории Северных Славян. Источники сих его сказаний нам неизвестны. Но он мог иметь какие-нибудь записки предков; многое узнал, как сам объявляет, от товарища своего, Монаха Яна, жившего 90 лет, умершего в 1106 г., и следовательно, родившегося в 1016 г., спустя год по смерти Великого Князя Владимира; а многому и сам был современник. Притом же он Историю своего народа ведет с небольшим только чрез 250 лет, и потому мог иметь еще довольно верные Предания. Верность его сказаний доказывается и тем, что хотя продолжатели и переписчики его Летописи инде прибавляли некоторые местные разных стран известия, до Нестора, может быть, не дошедшие; но из его собственных сказаний никогда не осмеливались ничего переменить, а разве от недоразумения, будучи не столько сведущи в иностранной словесности, как он, портили только собственные имена и названия, или сокращали и толковали по своему понятию, а чрез то вносили в Летопись много нелепого и превратного; существенно же повествуемое Нестором всегда оставалось, в ином только виде. Сами иностранцы отдали честь Нестору выписыванием из него в Истории свои многих известий и применением к своим народам, не могши найти ничего достовернее. Шлецер, искусный и разборчивый Историк и Критик, снесши его со всеми Северными Летописателями, нашел его единственным и настоящим Историком Русским. "Сей Русс, - говорит он, - в сравнении с позднейшими Шотландцами и Поляками, так превосходен, как иногда затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью".

Хотя началом своей Летописи он подражал Византийцам, но слог его повествования похож больше на Библейский, нежели на Византийский. Действующие у него лица говорят сами, как и в Ветхозаветных Исторических Книгах. Он часто вводит изречения Священного Писания, делает набожные или нравственные размышления вместо Философо-критических рассуждений, описывает знамения и чудеса. Больше сего не должно было и ожидать от Монаха, и особенно в те времена. То же самое находим мы и во всех Историях, писанных Духовными тех времен. Временосчисление у него начинается, по Кенигсбергскому списку, с 858 года, а по Лаврентьевскому - с 852 года, но сначала весьма сбивчиво и с пропусками многих лет. Может быть, сие произошло от ошибок и упущения переписчиков, - а с 879 г. он все описывает уже пространнее и точнее. Иностранцам с XVII только века стало известно имя сего нашего Летописателя. Гербиний и Берг ссылаются уже на него, а Лейбниц желал иметь список с его Летописи. Но потом родилась в 1752 г. погрешность в рассуждении Нестерова имени. Переводивший Нестерову Летопись, сокращенно напечатанную на Немецком языке в Миллеровом Собрании Российской Истории, не выразумев слов: Книга Летописец Черноризца Феодосиева Монастыря, принял слово "Феодосиева" за "Феодосия" и назвал его сим именем. От сего долго многие иностранцы называли его Феодосием, пока Миллер не объяснил ошибку в своих Ежемесячных Сочинениях, к пользе и увеселению служащих, на 1755 г. в месяце Апреле, при описании Жизни и Летописи Несторовой. К сей погрешности еще присоединились и другие, и, например, в Ехеровом Ученом Лексиконе, издания 1751 г., сказано, будто бы Нестор жил в 17-м столетии. Моллер в Описании своем Эстляндии и Лифляндии, изд. на Шведском языке 1756 г. не верит даже, чтобы когда-нибудь существовал Нестор, и проч. (См. у Шлецера.) Кроме Русской Летописи, Нестор, по общему мнению, писал Жития Преподобных Печерских, помещенные в 1-й части Патерика Печерского, напечатанного в 1-й раз в Киеве 1661 г. в лист, и потом многократно. Но Жизнеописания сии до нас дошли не в таком виде, в каковом они вышли из-под пера его. Потому что о самом Несторе упоминается в них уже в третьем лице. В Предисловии к Патерику сказано, что подлинник потерялся во время военных смятений; а сохранил их нам Симон, Епископ Володимирский и Суздальский, выбрав из них только достопамятнейшее.

Не можно так же решить верно, прежде или после своей Летописи писал Нестор сии Жизнеописания. Шлецер полагает, что прежде; а Татищев говорит, что после; но тот и другой говорят сие для подтверждения каждый своего мнения в рассуждении времени окончания Летописи его. Напротив того, один Член Общества Истории и Древностей Российских доказывает, что Нестор не писал особого Патерика, а Жизнеописания в Патерике, ему приписываемые, включил в свою Летопись, из коей они потомками перенесены в Патерик. (См. Записки и Труды Общества Истор. и Древн. Российск. Часть 1. стр. 53 и след.) В Предисловии к Жизнеописанию Препод. Феодосия по рукописным Патерикам сам Нестор о себе говорит: исперва писавшу ми о Житии и о погублении, и о чудех Святою Блаженною Страстотерпцю Бориса и Глеба и понудихся на другое исповедание (т.е. Жизнеописание Феодосиево) прийти. Но сии слова в печатном Патерике пропущены, и Жизнеописание тех Князей, сочиненное Нестором, доныне еще не издано, а есть оно между рукописями в библиотеке покойного Канцлера Графа Н.П. Румянцева. В конце сего списка именно написано: сеже яз Нестер грешный о Житии и погублении и о чудех сех Святою и Блаженною Страстотерпцю сею опасне ведущих исписах я, другая сам сведый, от многих мало вписав, да почитающе славят Бога. Молю же вы и почитающе, да любве ради Божие вспоминайте мя и глаголете: Боже Молитва Преблаженною Страстотерпцу Бориса и Глеба очисти грехи списавшего си, негли вы оставление грехов получите благодатию и щедротами и человеколюбием Господа Нашего Иисуса Христа, с ним же Отцу Слава купно с Святым Духом ныне и присно. - Замечательно, что сочинитель Жития Благоверных Князей сих, помещенного в Степенных Книгах, пользовался и сим Нестеровым сочинением, но дополнял и из других.
Biografija.ru

В древние времена центрами духовной, культурной и научной жизни были монастыри. Живущие в них монахи обучались грамоте и умели писать, в отличие от основной массы народа. Благодаря их рукописям сейчас мы можем узнать о древней Огромный вклад в развитие науки внес монах Нестор. Летописец вел своеобразный дневник, куда записывал все, по его мнению, значимые события в жизни общества. За свои труды и благодеяния монах был канонизирован православной церковью и почитается как святой. История его необычайной жизни станет предметом исследования этой статьи.

Нестор-летописец: постриг в монахи

По монастырскому уставу тех времен человек должен был пройти трехлетнее послушание при храме, и лишь потом он получал право быть слугой Господа. Герой нашего повествования Нестор подготавливался к монашеству, и в этом ему помогали сначала игумен Феодосий, а затем и Стефан. Эти люди необычайно повлияли на дальнейшую судьбу Нестора. В то время многие монахи вели летописи, но наш чернец поначалу не задумывался об этом деле. Он был самым обычным братом, как все иные.

Нестор-летописец: тяга к знаниям

Постепенно монах осознает, что ему становится интересна книжная мудрость. Он упоенно начинает читать Евангелие, а затем и жития святых. Последние служили ему примером для подражания. Читая жития греческих праведников, преподобный Нестор-летописец решился начать писать и о подвигах русских святых, для того чтобы они не остались бесследными. Первым произведением монаха было житие блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба. После этого труда жизнь стала давать Нестору множество поводов для исследования. Так, ему было поручено отыскать тело игумена Феодосия. При помощи двух монахов Нестор все же смог отыскать мощи святого, которые были перенесены в лавру. Впечатленный этим событием, он приступил к очередному труду. Ним было не что иное, как житие святого Феодосия.

«Повесть временных лет»

Игумен стал замечать талант и трудолюбие Нестора, которому было поручено свести множество записей разных лет воедино и отредактировать их. Именно с этого времени и до конца своей жизни Нестор-летописец писал «Повесть временных лет». В настоящее время это творение - одна из высших ценностей русской истории, ведь оно основано на многочисленных источниках, а также написано при помощи непревзойденного литературного мастерства. До самой смерти Нестор-летописец занимался своим трудом. После него за рукопись взялись и другие священники.

Память о святом

До сих пор русский народ помнит о подвигах, которые совершил летописец Нестор. Биография его восстановлена неполно, ведь жил он давно - в XI веке. Уже в XIII столетии Нестора поминали как святого. Значение его для русской православной церкви и для всего славянского народа трудно переоценить. Монах похоронен в пещерах Антония в Киево-Печерской лавре. Православная церковь поминает Нестора 9 ноября. Кроме того, вспоминается монах и 11 октября - в день Собора преподобных отцов лавры.