Митрополит зиновий. Глинский старец митрополит зиновий

От редакции. 8 марта — 25-летие со дня преставления преподобного Зиновия (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима († 1985) 25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви прославил схимитрополита Серафима в лике святых, причтя его к Собору преподобных отцов Глинских (память 9/22 сентября).

Еще в 20-е годы, после первого разгрома Глинской пустыни, по Промыслу Божию, в Грузию приехал один из глинских монахов — Зиновий (Мажуга). Он получил рукоположение в иеромонахи в Драндском монастыре, который тогда не был закрыт, затем жил в пустыне за Сухуми, около греческого села Георгиевка, и стяжал большую любовь и уважение местных жителей. Я несколько отступлю в сторону, чтобы рассказать об одном эпизоде.

В 70-х годах этот глинский монах, в то время уже митрополит, Зиновий приехал из Тбилиси на несколько дней в Сухуми. О его приезде стало известно жителям Георгиевки. Некоторые из стариков знали его лично, а другие слышали о нем по рассказам. Они пришли к владыке Зиновию и просили его посетить Георгиевку. Владыка Зиновий согласился. По случаю его приезда в селе устроили праздник. На улицу вынесли столы и скамьи для трапезы. Греки приводили к нему своих детей, чтобы он благословлял их. Владыка Зиновий побывал на том месте, где раньше была его пустынька. Он вспоминал, что некоторое время жил в лесу в шалаше, а один раз ему даже пришлось ночевать в дупле огромного дерева. Был такой случай. Однажды председатель сельсовета Георгиевки вызвал монаха Зиновия и сказал: «На мое имя из центра поступило распоряжение арестовать тебя». Тот ответил: «Я не прописан в селе, поэтому вы не отвечаете за мое местонахождение». Председатель сказал: «Я знаю об этом. И вызвал тебя, чтобы предупредить. Наверно, за тобой придут сегодня ночью. А теперь поступай как знаешь. Но помни, что я тебе ничего не говорил». Надо было скрываться. Зиновий рассказал, что его ищут, одной греческой семье, особенно близкой к нему. Отец этого семейства решился проводить его в уединенное место в глухом лесу, где он должен будет скрываться несколько недель, до тех пор пока не минует опасность. Обычно аресты производились кампаниями: набирали по плану определенное число людей, а затем наступала пауза до следующей кампании, вернее, охоты за людьми, как за зверями. Монах Зиновий быстро собрался. Этот человек помог ему нести несколько верст теплую одежду, войлок и другие нужные вещи. Он оставил Зиновия одного и вернулся в деревню, пообещав навестить его на следующий день. Ночевать в лесу в горах даже в летнее время холодно. Зиновий долго искал место, где можно было бы устроить ночлег. Наступали сумерки: он утомился, сел у большого дуба и решил отдохнуть, но от пережитого волнения и тягот долгого пути погрузился в глубокий сон, похожий на беспамятство. Вдруг он слышит, что его окликают по имени. Просыпается и видит: уже день, около него стоит сын грека, проводившего его в лес, бледный от страха. «Тебя Бог спас,— сказал юноша,— ты заснул около берлоги медведя, посмотри, вот свежие следы. Зверь несколько раз обошел дерево, у которого ты спал; как он не набросился на тебя, что его испугало — не знаю. Должно быть, святой Георгий помог тебе». (В этом селе был храм святого Георгия, и само село называлось Георгиевкой в честь святого великомученика.) «Через несколько часов,— рассказывал владыка Зиновий,— пришел мой хозяин-грек со своими родственниками. Они сделали мне шалаш из веток и нескольких досок, где я мог спать и прятаться от непогоды. Тайком, по очереди они приносили мне пищу. У меня не было ничего, кроме четок, и я целый день ходил по лесу и читал Иисусову молитву. Наконец мне сказали, что я могу вернуться. Эти люди рисковали не только своим положением, но и жизнью: им грозили тюрьма и ссылка, если бы власти узнали, что они прячут монаха, скрывающегося от ареста».

Вообще, владыка Зиновий был человек во всех отношениях замечательный. Семнадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь, где исполнял различные послушания, в том числе — в портняжной мастерской. Это ремесло ему впоследствии пригодилось. Он даром шил одежду для бедных жителей Георгиевки, и они запомнили это. У одного грека хранился плащ, который сшил для его отца монах Зиновий. Но люди любили его прежде всего за безукоризненную монашескую жизнь. Он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и какой-то особенный внутренний свет озарял его лицо.

Владыка неоднократно подвергался арестам и ссылкам, но даже там, как бы в преддверии ада, он своим смирением и терпением завоевывал уважение как у преступников, так и у надзирателей тюрем, следователей и судей, которые большей частью были в то время попросту садистами, наслаждавшимися болью своих жертв и своей звериной властью. Владыка Зиновий говорил, что в ссылке получил разрешение уединяться в лес для молитвы, что было неслыханным доверием к заключенному, поскольку уход в лес считался бегством и человека, который решился бы на такое самовольно, охрана могла убить на месте. В воскресные и праздничные дни он пользовался этим разрешением: уходил на берег небольшого пустынного озера и молился. Владыка говорил, что однажды в праздник Божией Матери получил там некое знамение о своем освобождении, но не рассказывал, что это было за знамение.

Владыка имел особенное молитвенное усердие к Божией Матери. На вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и перенести все испытания, если вновь начнутся кровавые гонения на Церковь, митрополит ответил: «Молись Божией Матери и как можно чаще читай “Богородице Дево, радуйся”. Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица. Я был в ссылке с одним епископом. От него требовали, чтобы он подписал бумагу о том, что он участвовал в заговоре против властей; там было указано еще несколько лиц. Его пытали во время допросов, но он выдержал пытки и не предал своих собратьев. Этот епископ рассказывал мне, что он непрестанно читал молитву “Богородице Дево, радуйся”, а по ночам — канон Одигитрии, который знал наизусть. Он говорил, что чувствовал боль, но как бы приглушенно, а затем терял сознание. Наконец, не добившись ничего, его оставили в покое».

В 1950 году Патриарх Калистрат назначил отца Зиновия настоятелем Александро-Невской церкви в Тбилиси и возвел его в сан архимандрита. Тогда для жилья ему было отведено помещение около храма, состоявшее из двух маленьких комнаток. Впоследствии, когда он стал епископом, эти две комнатки так и остались его архиерейскими апартаментами.

Владыка Зиновий был аскетом в миру. Молитвенное правило он большей частью совершал ночью, а день его с утра до вечера принадлежал храму и людям. Главным молитвенным деланием владыки была, как уже говорилось выше, внутренняя Иисусова молитва, не прерывавшаяся у него даже во время бесед. Редко можно встретить человека, жизнь которого была бы так неразрывно связана с храмом, как жизнь митрополита Зиновия. Он собрал вокруг церкви монашествующих, которые исполняли различные должности, в основном клиросное послушание. После вторичного закрытия Глинской пустыни многие ее монахи нашли себе приют у владыки Зиновия. Он как бы заменил собой игумена для глинской братии. Одни держались около владыки в Тбилиси, при Александро-Невской церкви, другие ушли в горные скиты, третьи подвизались на приходах,— и всем он помогал духовно и материально, заботился о них, как отец о детях. Где бы ни находились монахи Глинского монастыря, они знали, что у епископа Зиновия всегда найдут помощь и поддержку. Некоторые из них так и остались в Грузии на всю жизнь. Свой домик владыка предоставил схиархимандриту Андронику (Лукашу)9, а сам жил в двух уже упоминавшихся маленьких комнатках около храма, похожих на монашескую келию.

Нередко владыка оказывал людям милость тайно, о чем узнавали уже потом и случайно. Некоторые монахи рассказывали мне, что когда они стояли в храме, то владыка Зиновий, проходя мимо них и благословляя, незаметно давал им деньги. Он ежедневно присутствовал на всех службах, совершавшихся в храме, и на Литургии вынимал множество частиц за живых и усопших, за тех, кого он знал и о ком его просили молиться. В алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия (специальное деревянное седалище для монахов, которое ставилось у стены). В своей личной жизни владыка отличался простотой и невзыскательностью, но церковные службы проводил с особым торжеством и благолепием.

Многие опытные священники и духовники специально приезжали в Тбилиси, чтобы увидеться с митрополитом Зиновием. Несколько раз посещал владыку и отец Савва, когда ездил в Сигнахи к мощам святой Нины и к другим святыням. Он указывал на него как на пример архиерея-аскета, который, пребывая с утра до вечера в храме и с людьми, среди многочисленных обязанностей, не оставляет Иисусовой молитвы. Он говорил, что митрополит Зиновий — пример того, что можно в миру хранить Иисусову молитву, что оправдания тому, кто не занимается Иисусовой молитвой, ссылаясь на занятость,— нет. Однажды я задал ему казуальный вопрос: «А если владыка Зиновий скажет о чем-либо иначе, чем Вы, что мне делать?». Тот быстро ответил: «Послушай владыку Зиновия».

После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолашвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами»,— сказал при этом Патриарх.

На гробнице владыки Зиновия всегда лежат цветы как знак благодарной памяти паствы о своем наставнике и отце.

Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому великому чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: «От юности Христа возлюбил еси».

После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне. Первый сон. После погребения он лежит во гробе, как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится со стороны двора в двери храма и просит у митрополита благословить его. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб. Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей; даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма (как в древности — несущие епитимью), не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к Престолу Божию его молитва.

Второй сон. Также ночь. Храм освещен, и владыка ходит по храму, внимательно осматривая каждый уголок. Значит, он не ушел от нас, он здесь, он как живой с нами, он незримо посещает храм, в котором был настоятелем тридцать пять лет.

Когда еще при жизни владыки Зиновия я спрашивал его об Иисусовой молитве, то он говорил, что не следует стремиться к каким-либо высоким степеням и к особой концентрации мысли, а нужно в простоте сердца говорить молитву живому Богу, Который близок нам, как наша душа. Он советовал пользоваться минутами одиночества и отгонять помыслы Иисусовой молитвой. Такое делание владыка считал выше чтения книг. Он повторял, что Иисусова молитва прививается к смиренному сердцу. Своим близким владыка Зиновий рассказывал, что Иисусову молитву он приобрел в молодости, когда жил в пустыни, а в миру старается сохранить ее. До архиерейской хиротонии владыка иногда вспоминал свои монашеские послушания: то сошьет рясу, то сделает из камней четки. По молитвам Божией Матери перед ним не раз открывались ворота тюрем и лагерей, из которых обычно выносили трупы. А теперь мы верим, что также по молитвам Божией Матери и преподобного Серафима он получит на Небесах истинную свободу и вечную радость.

Сегодня, 19 июня, исполнилось 69 лет митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. Как сообщили «ИМ» в информационно-издательском отделе Саранской епархии, клирики и прихожане поздравили владыку с Днем рождения накануне

Сегодня, 19 июня, исполнилось 69 лет митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. Как сообщили «ИМ» в информационно-издательском отделе Саранской епархии, клирики и прихожане поздравили владыку с Днем рождения накануне - на божественной литургии в Свято-Феодоровском кафедральном соборе. Как заметил в ответ на поздравления сам митрополит Зиновий, человеку в земной жизни надлежит родиться дважды: телом и духом, - и в Церкви принято праздновать рождение духом - день Ангела, но архипастырь рад принять поздравления уже ради того, что все присутствующие собрались у единой Чаши для причастия Святых Христовых Тайн.

Будущий владыка Зиновий - Анатолий Алексеевич Корзинкин - родился 19 июня 1948 г. в городе Славянске Донецкой области, в семье художника-реставратора. После окончания общеобразовательной школы и Донецкого музыкального училища в 1967-1972 гг. обучался по классу скрипки в Донецком государственном музыкально-педагогическом институте и параллельно стажировался в Московской государственной консерватории, по окончании которых стал преподавателем в музыкальном училище Запорожья. В 1972-1973 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1978 г. будущий владыка переехал в Курск с переходом на работу в Сергиево-Казанский кафедральный собор. В Курской области началось его церковное служение в сане диакона, а затем священника (пресвитера). В 1984 г. он был пострижен в монашество с именем Зиновий в честь священномученика Зиновия, епископа Егейского. В 1988 г. был возведен в сан игумена, в 1999 г. - в сан архимандрита.

Служение пастыря владыка всегда совмещал работой ученого. С сентября 1998 г. он занимал должность декана факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета, участвовал в разработке целевых региональных программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в разработке комплекта учебно-методических пособий по основам православной культуры. Владыка защитил диссертацию «Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, имеет ученые звания доцента по кафедре религиоведения, звание члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. владыка был избран епископом Элистинским и Калмыцким. В 2014 г. возведен в сан архиепископа. С 2014 г. владыка Зиновий - глава Мордовской митрополии.

21 апреля 2008 г. на 78-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни, скончался один из старейших клириков Московской епархии митрофорный протоиерей Зиновий Анисимов, бывший настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Ивантеевке. С глубокой сердечной скорбью верующие и духовные чада отца Зиновия восприняли это трагическое известие о кончине своего духовного пастыря и молитвенника.

Протоиерей Зиновий родился 16 августа 1930 г. в деревне Малые Токташи Аликовского района Чувашской АССР в крестьянской, глубоко верующей православной семье. После окончания сельской школы в тяжелом военном 1944 г. отец Зиновий трудился в колхозе. За свой самоотверженный, усердный труд будущий пастырь в 1947 г. был удостоен своей первой заслуженной награды — медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

С пятнадцатилетнего возраста отец Зиновий начинает регулярно посещать свой приходской храм, поет и читает на клиросе. В 1948 г., по благословению приходского священника, он поступает в Саратовскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжает свое обучение в Московской Духовной академии. В июне 1955 года, по представлению академического начальства, Святейший Патриарх Алексий I рукоположил молодого студента во дьякона, а 7 декабря того же года архиепископ Можайский Макарий (Даев) — во иерея. 23 декабря 1955 г. по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) отец Зиновий был назначен третьим штатным священником в Ильинскую церковь Сергиева Посада. В 1956 году батюшка закончил МДА с успешной защитой работы и получил звание кандидата богословия.

Свыше шести лет, с 1972 по 1978 гг., отец Зиновий служил настоятелем Вознесенского храма в селе Рахманово Пушкинского района, а затем по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 17 ноября 1978 г. вновь возвращается в Сергиев Посад и возглавляет приход Ильинской церкви. В 1987 г. митрополит Ювеналий назначил отца Зиновия благочинным церквей Загорского округа.

В ноябре 1994 г. батюшка Зиновий по причине постигшей его болезни был переведен за штат. Но уже в 1995 г., после благодатной паломнической поездки на Святую Землю, указом митрополита Ювеналия от 5 июня 1995 г. он был назначен штатным священником Георгиевского храма города Ивантеевки, а 25 июля 1997 г. становится его настоятелем.

В 2005 г. вновь постигший батюшку тяжелый недуг вынуждает его проситься за штат, и 7 декабря 2006 г. митрополит Ювеналий удовлетворяет его прошение. Будучи за штатом отец Зиновий по возможности продолжал посещать Георгиевский храм и окормлял вверенную ему от Бога паству.

За годы своего более чем пятидесятилетнего пастырского служения батюшка снискал к себе благодарную любовь и уважение своих многочисленных духовных чад, прихожан и духовенства. Его одухотворенные проповеди, живой пример любви к Богу, евангельское сострадание к людям и боль за них, мудрое и чуткое пастырское руководство, привели не одну заблудшую душу ко Господу.

Многолетние труды и служение отца Зиновия были неоднократно отмечены наградами, в том числе и патриаршими, последней из которых было служение с открытыми Царскими вратами до «Отче наш».

В среду 23 апреля, при стечении множества верующих, Божественную литургию и чин отпевания досточтимого пастыря в Георгиевском храме возглавил благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек. Он зачитал телеграмму митрополита Ювеналия: «Выражаю глубокое соболезнование прихожанам, родным и близким в связи с кончиной протоиерея Зиновия Анисимова. Господь да упокоит Своего верного служителя в селениях праведных».

Много теплых слов было сказано священниками Пушкинского благочиния, приехавшими проститься и проводить в последний путь почившего отца Зиновия, для которых он был примером истинного служения Господу, добрым наставником и усердным молитвенником.

Погребен дорогой батюшка Зиновий за алтарем Георгиевского храма города Ивантеевки, в котором служил последние годы.

Да упокоит Господь душу Своего верного раба и служителя в селениях праведных. Вечная ему память!

Старец Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, выходец из знаменитой своим старческим деланием Глинской пустыни, занимает в истории православного монашества нового времени и Православной Церкви особое место. В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к людям, любовь к просвещению, умение привлечь и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, святительское окормление паствы. Старец Зиновий стал живым связующим звеном между дореволюционным старчеством и старчеством конца XX века.

Родился будущий владыка в г. Глухов 14 сентября 1898 г., назвали мальчика Захарией. Он рано лишился родителей. Отец умер, когда ему было 3 года, а мать - когда исполнилось 11 лет. Пришлось жить у родственников в семье сестры, жили бедно, и мальчика устроили на работу в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. Это было для мальчика большой радостью.

В 16 лет его зачислили послушником в Глинскую пустынь. Обычно вновь поступавших определяли в гостиницу, чтобы научился служить людям, потом в прачечную, чтобы не боялся в будущем никаких трудов, - на год или два. Потом, смотря по усердию и склонности к определенным трудам, посылали на кухню, в пекарню, в переплетную или швейную и другие мастерские, если была явная склонность к иноческой жизни. У Захарии было все хорошо с первыми послушаниями, а на специальных не ладилось. Старшие постоянно жаловались на него настоятелю, его переводили с места на место. Он очень переживал, боялся, что отправят домой. Жалел его и старался поддержать только один строгий схимонах Герасим, который и стал его духовным отцом, приучая молодого послушника к продолжительным молитвам, строгому ограничению в пище, воздержанию в словах. Постепенно наладилось дело и с послушаниями. Захарию поставили присматривать за лошадями, которых он очень боялся, но потом привык к ним, и дело пошло на лад. В 1916 г. Захария ушел на военную службу, молясь в душе Богу, чтобы его поставили на такое место, где он мог бы никого не убивать. Его зачислили в роту конвоиров, и в военных действиях он не участвовал. В Пинских болотах, в Белоруссии, он получил заболевание ног, которое мучило его потом всю жизнь.

В 1917 г. Захария вернулся в Глинскую пустынь, где в день Благовещения Пресвятой Богородицы был пострижен в монахи с именем Зиновий, в честь священномученика Зиновия, епископа Эгейского. Настоятель обители архимандрит Нектарий благословил монаха Зиновию ездить на монастырскую мельницу в г. Путивль в 40 км от монастыря, что в условиях гражданской войны было сопряжено с большим риском. По милости Божией ему удавалось благополучно выполнять это послушание.

Учась на деле отсечению своей воли и смирению, однажды ему пришлось изменить внешний облик и тайно отвезти, как потом выяснилось, архиерея из обители, который и предсказал ему архиерейство, которое он получил через 35 лет. В 1922 г. Глинскую пустынь закрыли, а вскоре и разорили. Монах Зиновий взял с собой один из антиминсов, на котором впоследствии совершали богослужения под открытым небом. Направился он в Грузию, где было спокойнее. В Драновском Успенском монастыре его рукоположили в иеродиакона, а в 1925 г. - во иеромонаха. В 1927 г. и этот монастырь закрыли. Отец Зиновий стал настоятелем церкви великомученика Георгия, а потом служил в Никольском храме г. Сухуми. Вскоре и это стало невозможно, он решил подняться в горы, устроив там скит, а потом жил в греческих селениях, переходя с места на место и зарабатывая на жизнь пошивом одежды местному населению. Затем о. Зиновий уехал в Ростов-на-Дону, где стал служить в Софийском соборе. В 1930 г. его арестовали. В следственном изоляторе тюрьмы он встретился с будущими Глинскими старцами о. Серафимом (Романцовым) и о. Андроником (Лукашем). Их отправили в Среднюю Азию, а отца Зиновия - на Урал. По дороге к месту заключения партию арестантов закрыли в вагоне и не давали им пить. Люди мучались от жажды, и отец Зиновий стал молиться о дожде. Господь послал длительный дождь. У иеромонаха Зиновия была деревянная ложка, которую можно было просунуть сквозь решетку окна. Попеременно из этой ложки напились все. В тюрьме о. Зиновий, помнивший наизусть часто проводимые службы, молился, крестил, отпевал, исповедовал, епитрахилью служило полотенце, на котором углем были начертаны кресты.

Работал он наравне со всеми, но вскоре надорвался, и его перевели на работу в портняжную мастерскую. После освобождения из тюрьмы батюшка вернулся в Сухуми, но там его не прописали, несмотря на то, что там у него был свой дом. И отец Зиновий поселился в горах Абхазии. В этот период многие из Глинских старцев подвизались вблизи озера Амткел. В горах он основал небольшую монашескую общину. Среди монахов-пустынников он пользовался большим авторитетом. В этот период своей жизни он ощутил счастье особой близости к Богу. Когда большевики разогнали монашескую общину, отец Зиновий старался помогать подвижникам, которые остались в горах. В горах иеромонах Зиновий подвизался в период с 1936 по 1942 год.

А сам он поехал в Тбилиси, где его увидел грузинский патриарх Каллистрат, который предложил ему стать внештатным священником Сионского собора (1942 -1944 гг.). С 1944 по 1945 г. отец Зиновий служил в Мцхетском Ольгинском монастыре. Он был делегатом от Грузинской Церкви на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1945 г.. в этом же году возведен в сан игумена. С 1947 по 1950 г. служил настоятелем кладбищенской церкви в честь Святого Духа в Батуми. Когда в 1950 г. скончался настоятель Александро-Невской церкви в Тбилиси, патриарх Каллистрат, к удивлению всех, срочно вызвал отца Зиновия из Батуми и в тот же день вечером возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Александро-Невской церкви. Когда патриарха спросили, почему на это место назначен отец Зиновий, он ответил: «Этот человек… имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место». В этом храме отец Зиновий прослужил до конца жизни. В ноябре 1955г. архимандрит Зиновий был назначен благочинным русских приходов, находящихся вне Тбилиси - в Карталинии, Кахетии и Армении. 30 декабря 1956 г. состоялась его епископская хиротония, а 6 марта 1957 г. епископа Зиновия назначили вторым викарием Его Святейшества с титулом «епископ Степанаванский».

Когда в 1944 г. Глинская пустынь была открыта, многие из старцев этой обители вернулись туда. В 50-е годы отец Зиновий неоднократно бывал там. В 1956 г. настоятель пустыни архимандрит Серафим (Амелин) вызвал отца Зиновия и просил его взять на себя настоятельство обители. Отец Зиновий, не желая огорчать старца, просил время на обдумывание. Но в беседах с некоторыми из братии пророчески предрек, что обитель перестанет существовать. В 1961 г. Глинская пустынь была закрыта. Некоторые из братии обители приехали Грузию, где были с радостью приняты владыкой Зиновием и почитаемы не только русскими, но и грузинами. 12 апреля 1972 г. владыка Зиновий был возведен в сан митрополита и принимал самое деятельное участие в подготовке и проведении 12 Поместного собора Грузинской Церкви и интронизации Блаженнейшего Каталикоса - Патриарха Илии ІІ. В марте 1978 г. он сопровождал новоизбранного Святейшего Каталикоса - Патриарха Илию во время братского визита в Россию. Святитель Зиновий очень любил Грузию и даже своим духовным чадам говорил: «Любите Грузию так, как люблю ее я».

Владыка Зиновий все делал основательно, не спеша. Не раз он посещал Москву, Троице-Сергиеву Лавру, посещал Пюхтицкий монастырь. И к нему приезжали многие архиереи - и с официальными визитами, и когда нужен был совет. Все 35 лет своего служения в Александро-Невском храме в Тбилиси владыка Зиновий прожил в скромном домике около храма. Все его «покои» составляла одна комната-келья, где поместились лишь стол, кровать и два шкафа с книгами. Патриарх Давид предложил ему построить резиденцию, но владыка Зиновий отказался. Ему привычнее и проще было в своей келье. Каждый день утром и вечером владыка Зиновий старался приходить на богослужение. В праздничные дни он служил или выходил на молебны. Люди, близко знавшие владыку, отзывались о нем с удивлением и уважением, так как в его лице сочеталось величие иерарха со смирением простого монаха. Пережив много трудностей, лишений, много болея, он оставался сердечным, радушным, гостеприимным. Всех ему хотелось утешить, духовно укрепить, воодушевить. Говорил он обычно мало, старался прежде выслушать. Когда Господь помогал явно по молитвам владыки, то владыка Зиновий объяснял это верой просивших: «По вере вашей будет вам». Более всего учил владыка усердной молитве, духовному рассуждению и долготерпению.

Владыка Зиновий, всегда окруженный людьми, которых стремился утешить, вразумить, наставить, вынужден был многих выслушивать и вести многочасовые беседы. Это его очень утомляло, но никогда не раздражало, не лишало внутреннего мира и собранности. Потребность в молитве он мог осуществить только в ночные часы. Себе он не делал послабления, но другим не давал строгих правил. Считая молитву барометром духовной жизни, владыка Зиновий стремился и приходящих к нему настроить на серьезное и внимательное отношение к молитве церковной и домашней.

Неумолимые годы приближали время кончины. Готовясь к нему, владыка принял схиму с именем Серафим - в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь он реже выходил в храм, но ничего не менял в своей жизни до конца. Последнюю литургию владыка отслужил в день преподобного Серафима Саровского, 1 августа 1984 г., и почувствовал, что ноги отказывают. А 19 декабря, в день памяти святителя Николая, владыка последний раз вышел в храм, был на молебне. После этого он уже не мог ходить, молился в келье днем и ночью. В последнюю ночь перед кончиной он сказал келейнику: «Я от вас ухожу». Попросил остаться игуменов Филарета и Вениамина. Его соборовали, причастили, и во время чтения канона на исход души он тихо скончался на 87-м году жизни 8 марта 1985 г. Его отпевали монашеским чином. Возглавил собор иерархов и священнослужителей, собравшихся на отпевание, патриарх Илия ІІ. Владыку похоронили 14 марта, и многие, присутствовавшие на похоронах, вспоминают, что тело его, находившееся в церкви семь дней, не подверглось тлению и изменению за эти дни. Он лежал, как будто спал.

За время многолетней пастырской деятельности схимитрополит Серафим был награжден многими орденами Грузинской, Русской и других Православных Церквей. 12 ноября 1985г., в день празднования священномученика Зиновия, в храме Александра Невского в Тбилиси патриарх Илия ІІ в своей речи перед панихидой сравнил владыку Зиновия с бриллиантом, который никогда не теряет своей силы, сколько бы времени он ни просуществовал, и ценность его не умаляется со временем. Он выразил твердую веру в то, что душа владыки Зиновия ныне предстоит у Престола Божия и он, стяжавший венец правды, имеет высокое дерзновение молиться о своих духовных чадах, и о всех, кто молитвенно чтит его память. Святейший патриарх Илия и по сей день свято чтит память своего духовного отца - владыки Зиновия, 8 марта 2010 г.

Честные мощи святителя Зиновия покоятся в Иверии, в г. Тбилиси, в храме Святого благоверного князя Александра Невского, напротив левого придела в честь святителя чудотворца Николая Мирликийского. В нише стены храма над надгробием за стеклянной дверцей находится его келейная икона - копия Глинской чудотворной иконы Рождества Божией Матери.

21 августа 2010 г. по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь был совершен чин прославления трех подвижников 20-го века - схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша). Память новопрославленных святых стала совершаться в день празднования Собора святых преподобных отцов Глинских - 9 сентября (22 сентября по н. ст.).

Использованные источники и литература:

1. Чесноков З. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. - М.: Новоспасский монастырь, 2011. -216 с.
2. Жизнеописание Глинских старцев. Глинская пустынь. 2010 г. - 44 с.
3. Сайт Троицкого храма г. Батайска http://hram-bataysk.ru/serafimmaquga/
4. Сайт Православие.RU

Святитель Зиновий (в миру Захарий Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в городе Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего. Будущий митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим; 1896–1985) сочетал в себе святительское служение и благодать старчества. Восприняв духовный опыт глинских старцев, он передал его своим многочисленным духовным чадам, среди которых Каталикос-Патриарх Грузии Илия II.

В три года ребенок лишился отца, в одиннадцать - матери, и рос в бедной семье двоюродной сестры Параскевы. В 1912 году шестнадцатилетним юношей Захарий был зачислен в Глинскую пустынь послушником. В 1916 году он был призван на военную службу. После демобилизации юноша вернулся в родную обитель. Для монастыря наступили трудные времена, но традиции старчества в Глинской пустыни не прерывались даже в эти страшные годы гонений на веру и Церковь.

С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи.

Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

Захарий был пострижен в рясофор в 1920 году, а монашеский постриг принял в марте 1921 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, с именем священномученика Зиновия, епископа Эгейского.

В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию , в Драндский Успенский монастырь близ Сухуми. В Драндском Успенском монастыре отец Зиновий был рукоположен во иеродиакона, а в 1925 году - во иеромонаха. Вскоре и этот монастырь закрыли.

В ограде Александро-Невского храма в Тбилиси архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Андроник (Лукаш). Начало 1970-х гг.

С 1925 до 1930 года отец Зиновий служил в сухумском храме святителя Николая Чудотворца. Вместе с другими монахами и священнослужителями он пережил арест и заключение. Будущий старец отбывал заключение на строительстве Беломорско-Балтийского канала, на Урале, в Средней Азии. В лагере отец Зиновий, помнивший наизусть часто употребляемые службы, отпевал усопших, тайно крестил, молился с желающими, исповедовал всех, кто просил. Епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами. Так и в тюрьме будущий святитель продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.

В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения.

За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми. Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек.

Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом.

Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена.

Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нём такие слова: «Этот человек … имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место». Жил митрополит Зиновий при Александро-Невском храме, в маленьком домике, в котором были всего две небольшие комнаты: одна служила ему кельей, а другая - приемной. Пережив много трудностей, лишений, он был сердечным, радушным, гостеприимным. Нередко владыка оказывал людям милость тайно. Часто, проходя мимо нуждающихся и благословляя их, незаметно давал им деньги.

После вторичного закрытия Глинской обители в 1961 году иноки монастыря нашли приют у владыки Зиновия. Некоторые из них так и остались в Грузии на всю жизнь. Святейший Патриарх всея Грузии Илия II даже говорил старцу: «Владыка, у вас филиал Глинской пустыни».

Всю свою жизнь владыка Зиновий посвятил служению Господу и утешению страждущих. Во время блокады Ленинграда, он, как и многие, горячо молился о спасении осажденного города и удостоился видения, о котором вспоминал потом: «В это же время и мне под утро в тонком сне привиделось, как святая Нина предстоит перед Престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страждущим людям осажденного города одолеть врага и супостата. И при этом из Ее глаз катились крупные, величиной с виноградину, слезы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осажденному городу».

Являлась владыке Зиновию и Сама Пресвятая Богородица. Однажды Она исцелила его, когда он был при смерти. После этого он пережил и всех тех врачей, которые тогда предрекли ему явную смерть. В сан митрополита епископ Зиновий был возведён 1972 году. Владыка стал духовным отцом Патриарха Илии II, и сам постригал его в монашество. Он завещал своим духовным детям после его смерти слушаться Патриарха Илию II. При жизни он покровительствовал всем насельникам Глинской пустыни, изгнанным из стен родной обители.

Жил владыка Зиновий чрезвычайно скромно, в маленьком домике при церкви и не соглашался на предложения переехать в более подобающую для митрополита резиденцию. Одевался так, что многие, не знающие его, принимали владыку за бедного монаха. Святитель обладал даром прозрения: многие слова, сказанные им своим чадам, были пророческими и сбывались со временем. Раба Божия Анна вспоминает, что те, кто не слушался совета владыки, потом очень сожалели об этом, потому что впоследствии сказанное им часто сбывалось. Часто владыка произносил свои пророчества, говоря как бы в третьем лице, а позже становилось совершенно ясно, что это было сказано именно про того человека, с которым беседовал владыка.
Господь заранее открыл прозорливому старцу день его кончины, о чем он накануне сообщил близким ему людям. Владыку соборовали, причастили и во время чтения канона на исход души он тихо скончался на восемьдесят седьмом году жизни 8 марта 1985 года.

В последние годы перед своей блаженной кончиной он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. После его кончины у него под кроватью нашли чемодан, в котором было полное схимническое облачение и записка: «Имя мое Серафим».

Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Прославлен Святой Церковью как Святитель. Его мощи находятся в Тбилиси.

После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолошвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами», – сказал при этом Патриарх.

А в день похорон Патриарх Илия II сказал о нем: «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению святой Православной Церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и в молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, который стяжал благодать Святого Духа, был Высокопреосвященный митрополит Зиновий». Патриарх-Католикос всея Грузии Илия (в день похорон 8 марта 1985 г.)