Мировой дух как абсолютный разум. Бог и Абсолютный Разум это одно и тоже или нет

Тверской государственный университет.

Контрольная работа по философии.

Тема № 11. Философия Г. Гегеля.

Выполнила: Стоянова Н. В.

студентка 1 курса (экстернат)

факультета психологии и соц. работы.

Проверила: Косарева Н. С.

Кимры 2009

1. Идея Абсолютного Разума в философии Гегеля.

Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель. Немного биографической справки.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 году в Штутгарте в семье крупного чиновника небольшого немецкого государства – герцогства Вюртемберг. С 1788 по 1793 год Гегель изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. После окончания университета Гегель некоторое время был домашним учителем в Берне, а также во Франкфурте-на-Майне, в 1801 году он защитил докторскую диссертацию и вскоре стал профессором Иенского университета. По своим философским воззрениям он в это время примыкает к «философии тождества» Шеллинга и вместе с ним издаёт «Критический философский журнал». Первый выдающийся и уже вполне самостоятельный труд Гегеля – «Феноменология духа» (1806), которая, по определению Маркса, составляет «истинный исток» гегелевской философии. Вследствие прекращения занятий в Иенском университете во время оккупации Иены наполеоновской армией Гегель переселяется Бамберг, где редактирует местную газету. В 1808 году Гегель становится директором гимназии в Нюрнберге; здесь он создаёт свой крупнейший труд – «Науку логики». В 1816 году Гегель был приглашён в Гейдельбергский университет, а в 1818 году – Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время также ректором университета) вплоть до своей смерти в 1831 году.

По словам Вл. Соловьёва, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всё. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратится в чистое мышление. Прочие философы подчиняли своё умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего абсолютного совершенства. На природу же в её неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своём движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нём, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в её собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает своё содержание в системе законов диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идей мышления в истории человечества (история духа).

Гегель видит сущность мирового духа в том, чтобы никогда не успокаиваться; сущность духа – это принцип движения , расходящегося и собирающегося, упадающего долу и возносящегося к вершинам разума: «Общей мыслью, категорией, прежде всего представляющейся при этом непрерывной смене индивидуумов и народов, которые существуют некоторое время, а затем исчезают, является изменение вообще». Для понимания смысла истории существенным становится закон движения: в нём изначально и конкретно объединяются в каждой точке индивидуальное и всеобщее и в то же время единично вытекает из движения и возвращается в движение. Ибо только движение и есть подлинно целое, а каждая точка, каждый отрезок его – лишь форма изменения целого.

Принципом периодизации истории выступает становление народов и держав. Центральным историческим институтом при этом является государство . Оно появляется в мире людских интересов и страстей, возникает в борениях и трениях как институт умиротворения и порядка. Государство – диалектическое единство противоположностей общности и индивидуума, первое самоупорядочение и концентрация разума. Именно оно выступает предпосылкой для всех дальнейших развёртываний ценностей разума – религии, искусства, науки: «Для государственной жизни как таковой необходимо формальное образование, а следовательно, и возникновение наук, и развитие поэзии и искусства».

При этом если государство – объективный разум, то культурные ценности – разум абсолютный . В них развёртывается внутреннее содержание космического торжества природы и духа, покоя и движения. Культурные ценности не вступают в противоречие с первоначальным национализмом и духом государства, поскольку абсолютный разум есть нечто всегда конкретное, вырастающее в условиях определённой государственности.

2. Метод и система философии Гегеля

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Всё находится в процессе – не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своём развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречия между миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, поскольку познание конечно, ограничено, т. е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступеней – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система – высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания.

В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществе как о форме существования «абсолютной идеи», составляющее консервативную сторону его философии. Хотя метод Гегеля и его система органически связана, тем не менее, между ними имеются неразрешимое противоречие, поскольку система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел развитию общества, развитию познания и извращает диалектическое понимание природы, общества и мышления.

3. Основные законы диалектики.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов. Идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.

Диалектика в зрелом теоретическом виде – позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля.

Гегель сформулировал основные законы диалектики – «закон отрицания отрицания», «закон перехода в количество в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Любой предмет или явление развиваются согласно этим законам: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытиём растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства. В котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т. е. достижение нового качественного содержания не путём простого их суммирования, а за счёт преодоления противоречивых сторон предмета. Это даёт основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и проявление нового предмета, а с другой – сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.


Дискуссия о происхождении мироздания между атеистами и сторонниками концепции Бога частенько ограничивается возрастом в 50-60 лет. Перевалив за этот роковой рубеж, отчаянные атеисты перестают отстаивать свою точку зрения с горячностью, присущей молодости. Такой поворот мировоззрения характерен для людей, посвятивших свою жизнь изучению естественных наук (особенно физики). Объяснить это можно тем, что, прикоснувшись к красоте физических законов мира и поняв, что часть их так и останется непознаваемыми для человека, люди начинают сомневаться в случайности происхождения этого совершенного творения. В их умы закрадывается мысль о существовании некой "высшей информации", согласно законам которой создан и живет мир.

Мысль о Боге преследовала человека, скорее всего, на протяжении всего его существования, определяя степень его непонимания законов Природы. Возможно, вначале обожествлялись силы природы, которые затем трансформировались в понятие "Создателя". Почувствовав свою силу, человек постепенно научился использовать понятие Бога в своих целях, придав ему образ человека и приспособив для подчинения одних людей другим через организацию института людей, приближенных к Богу (священников). Такая концепция существования Бога была доминирующей в европейском мире, начиная с 4 века НЭ. Это были времена антропоцентризма, когда людям казалось, что весь мир создан ради человека, а Земля является центром вселенной.

Установление приоритета Законов развития цивилизации в России.
Определив, что равенство и братство людей напрямую вытекают из Законов развития цивилизации зададимся вопросом можно ли отнести революцию 1917 года к попытке установить главенство этих законов в стране. Ответ очевиден - нет! Прежде всего потому, что был нарушен основной закон - закон Любви. Нельзя добиться собственного счастья, сделав несчастными других, и уж тем более невозможно построить собственное счастье на крови. Отнимая имущество и жизнь у других можно утвердить только животные законы, но не духовные. Все чего удалось добиться революцией и последовавшими годами диктатуры "пролетариата" - это полностью искалеченные души людей, абсолютно позабывших даже элементарные нормы общежития, не говоря уж о высокой нравственности. Свидетельством этому являются события еще одной "социальной революции" 1990-ых годов, полностью высвободившей самые низменные животные начала человека. Жажда денег и материальных благ здесь, сейчас, и ничего не делая, стала основной движущей силой общества. Потоки воровства и насилия захлестнули и изуродовали социальную жизнь страны.

Возникает вопрос, а возможно ли вообще установление приоритета Законов развития цивилизации в России. Ответ - возможно! Прежде всего потому, что эти законы являются именно законами и их открытие и подчинение им запрограммировано развитием человечества. И сделать это можно только кропотливым повседневным трудом каждого члена общества над собственным духовным развитием. Предпосылки для этого в стране существуют и заключаются во всеобщем образовании людей. Ко всеобщему образованию нужно добавить изучение Законов развития цивилизации. Для этого русским людям необходимо и достаточно поверить в существование Абсолютного разума и Законов развития цивилизации, действующими наряду с физическими. Законов развития цивилизации, являющихся именно законами жизни, а не моральными нормами, которые можно иногда нарушать. Для того, чтобы исполнять эти законы, нет никакой необходимости ходить в церковь и перекладывать ответственность на других людей. Они требуют ежеминутных душевных усилий от каждого и прямой ответственности перед самим собой и своей совестью за каждый свой поступок, с пониманием того, что это ответственность за исполнение законов развития человечества, заложенными в идею Абсолютного разума. Конечная цель каждого человека будущего общества - достичь уровня развития Христа и, взяв под контроль животные начала, заложенные в человека Природой, выражающиеся в жажде власти и стяжательстве, начать искренне трудиться на развитие цивилизации человека.


Присылайте свои замечания, идеи и предложения
по структуре и темам сайта

Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма , построенную на следующих положениях:

1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.

А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе –это есть некая идея его самоочевидного существования , идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.

Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.

Таким образом, Абсолютный Разум – это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.

Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.

То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.

2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разума в результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей – это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.

А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.

Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум – это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире .

Таким образом,

первым принципом правильного познания , правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи .

3.Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.

Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.

Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.

Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т.д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.

Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.

Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи , и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно – самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот . Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.

подлинны оба этих противоположных варианта , но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.

Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.

И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.

нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного – процесса перехода противоположностей друг в друга.

Следовательно,

вторым принципом правильного познания , правильной философии, должен быть

принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.

4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея – это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.

Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе . То есть – она должнараспознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика . Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.

Таким образом,

третьим принципом правильного познания является

принцип системности , то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.

5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому .

Отсюда заявляется

четвертый принцип правильного познания , правильной философии – принцип историзма , подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.

6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.

Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.

Из этого проистекает

пятый принцип правильного познания , принцип теологизма – то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.

Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея – это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений , и саморазвивается в направлении к определенной цели.

В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий :

1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума . На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий, содержащих характеристики будущего природного мира – пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т.д.

2. Отчуждение от себя своего же природного инобытия для формирования из него мира конечных вещей. Это – стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания – мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т.д.

На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он – Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.

И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания – материальную природу.

3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.

По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.

4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа , понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.

Такова философская система Гегеля.

Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности :

1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3. Принцип всесторонности , то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

(лат. absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) - вечная неизменная первооснова мира, первоначало...

(лат. absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) - вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории “Бога, или Природы” в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях - Божество; в философиях - Абсолютная идея или Материя; в искусстве - Красота; в науке - истинное знание; в жизни человека - достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство- Бог Отец и Христос; мусульманство - Аллах; индуизм - Брахман; буддизм - Ади-Будда; даосизм - Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона - Единое или Благо; у Конфуция - Поднебесная; у Аристотеля - “Перводвигатель”; у Шанкары - Брахман; у Фихте - Абсолютное “Я”; у Гегеля - Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается “непосредственно опытом”. В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. - реален и присутствует. Он - неощутим, но Он есть. Определенный А. - это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна, Иисус Христос). А. - неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов - одна из гарантий постоянного развития философии. (См. также: Абсолютное и Относительное, Абсолютная идея).

В.В. Лобач

Абсолют

(от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира. Полноту...

(от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира. Полноту Бытия и совершенство. А. мыслится как творческое первоначало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта. А. един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В философский оборот термин “А.” был введен в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б. Спинозой природы (безличного бога). Затем, благодаря философским системам Шеллинга и Гегеля, А. превратился в категорию, которая обобщила такие предельно общие понятия, как “единое”, “апейрон”, “нус”, “логос”, “дао”, “все”, “субстанция”, “всеобщий субстрат”, “неизмеримое”, “непознаваемое”, “бездна бытия”, “совершенство”, “максимум” и “минимум”. Древние идеи о “пратхи”, “ци”, “брахме”, “пустоте”, “порядке”, “морфе” и т. д. близки по смыслу понятию А. Ныне размытые представления об А. применяются в обыденно-расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни: А. могут именовать физические пределы и константы (например, абсолютно-черное тело, абсолютная скорость света), характер социального управления (абсолютная монархия), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и т. п. Философы объективно-идеалистического направления обычно уравнивают А. с Богом, Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным “Я”, при этом из предельного совершенства А. выводят суждения о неизменности и себетождественности А. Философы-материалисты, напротив, чаше всего понимают под А. материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность, либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания. При решении проблемы о принципиальной познаваемости А. в религии и философии сложились два противоположных подхода. 1) Апофатический (отрицательный): об А., беспредельном и бесконечно полном, ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. 2) Катафатический (утвердительный): А. обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать весь универсум воедино, пребывать во всем и т. д.); разные атрибуты А. могут быть перечислены и частично познаны людьми. Какой же метод познания А. следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На этот счет существуют три основные мнения. Философы интуитивистской ориентации полагают, что А. невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты, сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания, предпочитают говорить о логических методах познания А.: атрибуты А. выводимы из общего понятия А. подобно тому, как из понятия треугольника мы умеем выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики усматривают лучший способ познания А. в индуктивных обобщениях фактов об удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира. Религия и философия создали несколько обобщенных образов А.: а) личностный Бог (религии авраамического цикла, теизм); б) неперсонифицированное бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман, Единый без атрибутов, Татхагата, материя); в) А., внутренне присущий каждому человеку (вечный Атман, Просвещенный Разум, Святой Дух, диалектическое противоречие); г) Абсолютная цель (нирвана, Параматман. Царство Небесное, коммунизм); д) Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан); е) А., воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда, Предвечный Христос, сверхчеловек, вечно живой Ленин); ж) А. как вечный закон (рита, дхарма, дао, логос. Тора, закон единства и борьбы противоположностей). Основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и А., имеющий три аспекта: 1) существует ли А.; 2) как его познать; 3) как мы должны себя вести исходя из своих представлений об А. Д. В. Пивоваров

Абсолют

(лат. absolutus - безусловный) - философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного,...

(лат. absolutus - безусловный) - философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть бог, у Фихте - это “Я”: в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум (абсолютный дух): у Шопенгауэра воля, у Бергсона – интуиция. Диалектический материализм отвергает такие представления об А. как ненаучные.

Абсолют

То, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности,...

То, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал, Бог.

Абсолют

(лат.-обособленнй, неограниченный): понятие, противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное...

(лат.-обособленнй, неограниченный): понятие, противоположное термину «относительное», выражающее полное и завершенное совершенство кого-либо или чего-либо, а также первооснову, первоначало всего сущего. Чаще всего свойства абсолюта приписываются Богу, духу, Космической Мудрости, идее, разуму, долгу, воле, интуиции, материи. Абсолютность качеств этих объектов якобы не зависит от их субъективного восприятия человеком. В широком смысле слова абсолют (абсолютное) означает нечто универсальное и не подвергаемое сомнению.

Абсолют

(лат. absolutum – ничем не обусловленный) – 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни...

(лат. absolutum – ничем не обусловленный) – 1) То, что превыше всех ограничений, любой качественной определенности, ни с чем не соотносимо, от всего отрешено и независимо, вечно и неизменно. 2) Завершенное, законченное, полное, всеобъединяющее, всецелое, т.е. ничего из себя не исключающее или, по Вл.Соловьеву, Всеединство. 3) Термином “Абсолют” нередко обозначают Бога или Природу в высшей полноте ее бытия. Для теистической мысли Природа – не Абсолют. 4) “Абсолют в себе” иногда соотносят с Абсолютом, являющим себя миру. Таков, напр., в древнехристианской мысли Логос – Абсолют в действии. Ф.Шеллинг и Вл.Соловьев различали Абсолют в себе и Абсолют в становлении, правомерность чего оспаривается с точки зрения Простоты Бога. 5) “Абсолютное таинственно в своей глубине, столь же таинственно, как и я сам, и тем не менее очевидно” (Б.Вышеславцев). 6) “Метафизическое и нравственное сознание умирает перед лицом Абсолюта” (М.Мерло-Понти). Христианская мысль отвечает, что эта мысль достигает в такой ситуации наибольшей ясности и зрелости. 7) В ХХ в. христиане критичны к пониманию Бога как Абсолюта: в Абсолюте нет признаков библейского Бога Живого, немыслимо возлагать на Него надежду и обращаться к Нему с молитвой, если Он не вступает ни в какие отношения ни с чем и никого не любит. Впрочем, это не препятствует говорить о Боге как об абсолютной Любви и абсолютной Мудрости, а о человеке как существе открытом к абсолютному.

Абсолют

Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической...

Самосуществующая метафизическая суб-станция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической протяженностью, сознательностью, моничностью.

Абсолют не есть бог, персона, интеллект, разум, идея. Он не является бесконечным или конечным, делящимся на центр и периферию. Это онтологическая волна, запредельный смысло-тонусный (смысло-тонический, смысло-тоно-вый) импульс. К нему совершенно не приложимы категории структуры, информации, энергии.

Будучи вневременным и самостоятельным, абсолют небезначален. Он – начало, поглотившее праначало.

Тверской государственный университет.

Контрольная работа по философии.

Тема № 11. Философия Г. Гегеля.

Выполнила: Стоянова Н. В.

студентка 1 курса (экстернат)

факультета психологии и соц. работы.

Проверила: Косарева Н. С.

Кимры 2009

1. Идея Абсолютного Разума в философии Гегеля.

Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель. Немного биографической справки.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 году в Штутгарте в семье крупного чиновника небольшого немецкого государства – герцогства Вюртемберг. С 1788 по 1793 год Гегель изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. После окончания университета Гегель некоторое время был домашним учителем в Берне, а также во Франкфурте-на-Майне, в 1801 году он защитил докторскую диссертацию и вскоре стал профессором Иенского университета. По своим философским воззрениям он в это время примыкает к «философии тождества» Шеллинга и вместе с ним издаёт «Критический философский журнал». Первый выдающийся и уже вполне самостоятельный труд Гегеля – «Феноменология духа» (1806), которая, по определению Маркса, составляет «истинный исток» гегелевской философии. Вследствие прекращения занятий в Иенском университете во время оккупации Иены наполеоновской армией Гегель переселяется Бамберг, где редактирует местную газету. В 1808 году Гегель становится директором гимназии в Нюрнберге; здесь он создаёт свой крупнейший труд – «Науку логики». В 1816 году Гегель был приглашён в Гейдельбергский университет, а в 1818 году – Берлинский, где он работал профессором (а некоторое время также ректором университета) вплоть до своей смерти в 1831 году.

По словам Вл. Соловьёва, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всё. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратится в чистое мышление. Прочие философы подчиняли своё умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего абсолютного совершенства. На природу же в её неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своём движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нём, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в её собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает своё содержание в системе законов диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идей мышления в истории человечества (история духа).

Гегель видит сущность мирового духа в том, чтобы никогда не успокаиваться; сущность духа – это принцип движения , расходящегося и собирающегося, упадающего долу и возносящегося к вершинам разума: «Общей мыслью, категорией, прежде всего представляющейся при этом непрерывной смене индивидуумов и народов, которые существуют некоторое время, а затем исчезают, является изменение вообще». Для понимания смысла истории существенным становится закон движения: в нём изначально и конкретно объединяются в каждой точке индивидуальное и всеобщее и в то же время единично вытекает из движения и возвращается в движение. Ибо только движение и есть подлинно целое, а каждая точка, каждый отрезок его – лишь форма изменения целого.

Принципом периодизации истории выступает становление народов и держав. Центральным историческим институтом при этом является государство . Оно появляется в мире людских интересов и страстей, возникает в борениях и трениях как институт умиротворения и порядка. Государство – диалектическое единство противоположностей общности и индивидуума, первое самоупорядочение и концентрация разума. Именно оно выступает предпосылкой для всех дальнейших развёртываний ценностей разума – религии, искусства, науки: «Для государственной жизни как таковой необходимо формальное образование, а следовательно, и возникновение наук, и развитие поэзии и искусства».

При этом если государство – объективный разум, то культурные ценности – разум абсолютный . В них развёртывается внутреннее содержание космического торжества природы и духа, покоя и движения. Культурные ценности не вступают в противоречие с первоначальным национализмом и духом государства, поскольку абсолютный разум есть нечто всегда конкретное, вырастающее в условиях определённой государственности.

2. Метод и система философии Гегеля

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Всё находится в процессе – не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своём развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречия между миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, поскольку познание конечно, ограничено, т. е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступеней – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. По Гегелю, его философская система – высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания.

В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществе как о форме существования «абсолютной идеи», составляющее консервативную сторону его философии. Хотя метод Гегеля и его система органически связана, тем не менее, между ними имеются неразрешимое противоречие, поскольку система Гегеля вопреки его диалектике ставит предел развитию общества, развитию познания и извращает диалектическое понимание природы, общества и мышления.

3. Основные законы диалектики.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов. Идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику.

Диалектика в зрелом теоретическом виде – позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля.

Гегель сформулировал основные законы диалектики – «закон отрицания отрицания», «закон перехода в количество в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Любой предмет или явление развиваются согласно этим законам: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытиём растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства. В котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой – отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т. е. достижение нового качественного содержания не путём простого их суммирования, а за счёт преодоления противоречивых сторон предмета. Это даёт основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и проявление нового предмета, а с другой – сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.

Граница перехода одного качества в другое представляет собой некое посредствующее качество. Для Гегеля это мыслимое единство. «Нечто становится другим, а это другое в свою очередь становится другим. Нечто, находясь в отношении с другим, само уже есть некое другое по отношению к этому последнему. Так как то, во что нечто переходит, есть то же самое, что и само переходящее (оба имеют одно и то же определение, а именно быть другим ), то в своём переходе в другое нечто лишь сливается с самими собой, и это отношение с самим собою в переходе и в другом есть истинная бесконечность». Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность.

Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытиём, непосредственная определённость…Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть». Поэтому понятие «качество» следует отличать от свойств предмета. Качество – это внутренняя определённость предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестаёт быть данным предметом. А свойство более элементарно, это как бы одна сторона качества.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. В любом предмете существуют противоречивые стороны. Противоречия скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счёт количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Происходит разрешение противоречий, которые может иметь разные варианты, но возникающие при этом новые явления и предметы обладают собственными новыми противоположностями. Таким образом, весь диалектический путь повторяется заново, и процесс развития носит бесконечный характер.

Проанализированные законы диалектики тесно взаимосвязаны, представляя стороны одного процесса развития и характеризуя его с разных сторон. Первый закон даёт ответ на вопрос, почему совершается развитие, второй – на вопрос, как происходит развитие, третий – на вопрос, какова форма поступательного развития. В итоге взаимодействия всех трёх отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность.

Заключение.

Подобно тому, как Абсолютный разум царствует в мире, Гегель духовно царствовал в Германии, привлекая и увлекая своими лекциями и трудами. Он царствует и поныне в мировой философии. Его критикуют, но его изучают и перед ним преклоняются. Как перед величайшим гением. Он входит в четвёрку самых великих мыслителей в истории человечества: Платон. Аристотеля, Кант и Гегель. Его произведения сложны для чтения. Но если углубится в эту бездну гениальных мыслей, то от чтения трудно и даже невозможно оторваться. В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей, а они покоряют. Нельзя не оценить мысль Гегеля, которую он любил повторять всю свою сознательную жизнь: «Я говорю всегда – стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода».

Используемая литература.

1. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Изд. 2-е. переработ. – М.:«Мысль», 1971.

2. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В. , Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

4. Философия истории: Учебное пособие / Под ред. проф. А. С. Панина. М.: Гардарики, 2001.

5. Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. Введение в философию: Учебник. – М.: Политиздат, 1990.