Методика проведения бесед для учащихся начальной школы. Неадекватное поведение себя на уроке ученика докладная

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

Общешкольные мероприятия:

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
- здоровый образ жизни в доме и школе;
- ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
- успеваемость и поведение вашего ребёнка;
- помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

Охрана здоровья:

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Практически в каждом классе найдется такой ученик, который отличается от других как своими школьными способностями, так и поведением. Так, ни одно собрание не обходится без обсуждения следующей актуальной проблемы — плохое поведение ученика. Явление весьма распространенное и требует обязательного участия всех сторон, родителей, ученика и учителя, с целью разработки оптимальной стратегии, к примеру, беседа с учеником о плохом поведении.

Существуют некоторые причины, которые провоцируют плохое поведение ученика на уроке или в школе в целом. Так, основные причины упираются в: избалованность ребенка, социальную и психологическую атмосферу (в которой воспитывается ребенок), неблагоприятные ситуации в семье, а также определенные мотивы. Последние, в свою очередь, обусловлены тем, что ученик: стремится привлечь внимание, показать свою власть над остальными учениками, избежать возможных неудач. Каждый из этих мотивов воспринимается окружающими (родителями, учениками и учителями) как пример плохого и неадекватного поведения.

В целом, при плохом поведении ученика, у учителя формируется определенная реакция, поэтому он воспринимает это как нарушение дисциплины и реагирует соответственно. При этом, учитель может повысить голос на ученика, оставляя последнее слово за собой, или обращается к нему с сарказмом, что воспринимается другими учениками в классе иронически. Нередко поведение «виновника» сравнивают с другими учениками, втягивают в конфликт других лиц, например, родителей, завуча или даже директора.

Чтобы привлечь свое внимание, ученик начинает бить карандашом по столу, входит в класс не со звонком, может отвлечь учителя вопросом, который не относится к теме урока. С целью показать свою власть над другими учениками или даже над учителем, ученик с плохим поведением начинает задевать окружающих, бросает им вызов, не считается зачастую с требованиями учителя. Подобные действия вызывают у окружающих соответствующую реакцию, которая в большинстве случаях характеризуется агрессией, непониманием, вспышкой гнева, пререканиями, ругательством, криками и прочими.

Тем не менее, признано, что такая реакция не считается уместной, поскольку тем самым учитель либо ученики самоутверждают плохое поведение. Мнения специалистов сводятся к тому, чтобы разрабатывались определенные стратегии, направленные на понимание и компромисс. Так, плохое поведение ученика в школе подвергается контролю, если проводить с ним откровенные беседы на темы, позволяющие ученику раскрыться, объяснить причину подобного поведения. Нередко приходится использовать кардинально противоположные действия, игнорирующие присутствие ученика в классе, а также его действия.

В зависимости от ситуации, характера ученика, цели его поведения, может иметь успех та или иная стратегия. В целом, такие действия учителя, как выкрикивание, ругательства, принижение при других учениках, споры, издевательство и прочие не способствуют улучшению поведения. Наоборот, подобная реакция учителя является, своего рода, стимулом для того, чтобы ученик и в дальнейшем вел себя таким же образом.

Многие учителя, даже опытные, испытывают опасение, когда речь идет о том, чтобы поговорить с родителями о плохом поведении их ребенка .

Как правило, педагог, боится трех вещей:

Родители будут сердиться и защищать своего ребенка.

Родители будут задавать вопросы о компетенции учителя в вопросах обучения.

Родители будут жаловаться и требовать оставить в покое их ребенка.

Эти опасения вполне обоснованы.

При обсуждении плохого поведения ученика , учителя, как правило, говорят о том, что это бездействие родителей, критикуют ребенка. Думаю-это неправильный путь. И, потому, что темой разговора является их собственный любимый ребенок, родители отвечают агрессивно. Срабатывает защитный барьер, разгораются эмоции, и в одно мгновение вы, не добившись целей беседы, вынуждены закончить ее.

Этого можно избежать. Необходимо обсудить плохое поведение таким образом, чтобы найти поддержку в лице родителей и готовность их помочь своему ребенку улучшить свое поведение.

Вот как:

Будьте дружелюбны.

Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.

Проинформируйте родителей.

Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.

Придерживайтесь фактов.

Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.

Следите за тоном.

Распространенной ошибкой учителя может быть следующее. При разговоре с родителями вы говорите: «Ну и что вы собираетесь с этим делать». Это выглядит почти также, как если бы вы ждали от родителей, чтобы они пообещали вам, что такого не повторится. Вы не должны так делать. Предмет разговора-плохое поведение.

Не стесняйтесь говорить прямо.

Можно и нужно говорить: «Это поведение, которое демонстрирует ваш ребенок, и любое поведение, как это, которое мешает обучению не допускаются в моем классе». В данном случае не нужно лукавить. Правда является наиболее полезным и влиятельным языком, который вы можете использовать в беседе о плохом поведении ребенка с его родителями.

Объясните, как вы разрешаете конфликтную ситуацию.

После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.

Будьте кратки.

Ваша беседа с родителями не должна длиться долго. Как только вы закончите объяснять проблему, скажите, "Спасибо за вашу поддержку. Позвоните мне или приходите ко мне, если у вас появятся вопросы».

Беседа с родителями.

Если вы будете следовать приведенным выше указаниям, вы обнаружите, что при разговоре с родителями вам нечего опасаться. Вам не нужно сердиться, жаловаться. Родители смогут выслушать вас, вы сможете повлиять на них.

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

Изучение личности школьника и составление его

психолого-педагогической характеристики

    Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов;

    Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника

1.Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов

Тема беседы выбирается самостоятельно с учетом особенностей ребенка. Например: «Твои интересы», «Друзья», «Когда ты станешь взрослым», «Планы на каникулы», и т.д.

Протокол беседы с учеником

Провел беседу:........................................... Дата:............

Объект исследования. Фамилия, имя, отчество, возраст, класс.

Цель.

Способ регистрации результатов .

Описание обстановки (место проведения, время)

План беседы. Основные вопросы. Поддерживающие вопросы.

Анализ беседы . Получилась/ не получилась беседа. Особенности поведения собеседника (интонация, жесты, мимика). На какие вопросы собеседник отвечал более активно.

Заключение. Анализ полученных данных .

Дополнительная информация

Основные требования к проведению беседы

Благоприятная обстановка: прогулка, изолированная комната. Создайте и поддерживайте атмосферу доверия. Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ.

Во время беседы следите :

    за особенностями речевого поведения собеседника, точностью формулировок, оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами;

    за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.

Советы :

    Вникните в то, что интересует собеседника.

    Если увидите его пассивность, значит: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон и др.

    Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

    Владейте собой: не обнаруживайте признаков властности, не делайте упреков, реплик и т.д.

Как правильно вести беседу

Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопрос «в лоб» (лучше в косвенной форме).

Вопросы не должны быть внушающими и носить форму утверждения.

Вопросы ставить в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, наклоняясь к собеседнику.

Сочувствуй, одобряй и поддерживай.

Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопить его!

Помогите освободиться от возможных страхов.

Одобряйте точность высказанных мыслей.

Встречные вопросы могут быть заданы только с целью помочь высказаться.

Не прерывайте высказывания собеседника

В случаях волнения, импульсивности, несущественности высказываний, отсутствия полезной информации и т.д.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Прямые вопросы : нравится ли тебе твоя группа?

Косвенные вопросы , в которых истинные цели замаскированы: Всегда ли тебе хочется быть в группе? Нравится ли твоим друзьям ваша группа? При ответе на такие безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

Проективный вопрос . В нем идет речь о каком-то воображаемом человеке: - Как ты думаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали? В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.

Как снизить степень внушающего действия вопросов?

Анализ беседы . Обратите внимание на то получилась ли беседа, если нет, то почему; на приемы поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки; на особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки; на какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал; какие вопросы достигли цели и какие задачи решены в результате беседы. Изменение состояний собеседника - главный показатель эффективности беседы. Нет смысла бояться отрицательной оценки эффекта беседы. Для оценки эффективности беседы важен анализ содержания ответов и вопросов походу беседы. Не менее важен анализ невербальных интеракций с собеседником во время интервью: смысл речевого высказывания может быть выражен невербально, в анализе языка тела наиболее информативным является изменение наклона туловища, когда и почему собеседник перестает смотреть в глаза, громкость произносимого, изменение темы. В успешной беседе между участниками возникают согласованные или симметричные движения.

2. Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника

Методы изучения и сбора данных : беседа с учеником, беседа с учителем, наблюдение за ответами и поведением ученика, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.

I. Общие сведения об ученике. Данные о школьнике. Фамилия, имя, возраст, класс, состояние здоровья, физическое развитие.

Данные о семье. Состав семьи, профессия родителей, их культурный уровень, материальная обеспеченность родителей.

Данные об условиях жизни учащегося в семье. Отношение к ребенку, характер взаимоотношений между членами семьи. Стороны семейного воспитания, которые объясняют особенности личности ученика.

II. Особенности учебной деятельности школьника.

Успеваемость. Взгляды учащегося на значимость учебной деятельности. Какие учебные предметы интересуют ученика, к каким - безразличное или даже отрицательное отношение. Отношение школьника к успехам и неудачам по различным предметам. Активность и дисциплинированность на уроках. Систематичность, добросовестность, организованность в учебной работе. Наличие умений и навыков самостоятельной работы (находить дополнительную литературу, работать с учебником).

Отношение к урокам изобразительного искусства. Основные причины, способствующие успехам в учебной деятельности или мешающие ему учиться.

III. Характеристика направленности личности школьника.

Общий кругозор и эрудиция. Особенности развития познавательных интересов. Степень развития интересов в области искусства, техники, спорта и др. Способность к реализации своих интересов. Глубина и устойчивость интересов. Любимое времяпрепровождение в школе и вне школы. Увлечения. В каких кружках занимается. Самооценка личности школьника. Отношение к своим успехам и неудачам.

IV. Характеристика некоторых познавательных процессов школьника.

Особенности памяти. Особенности запоминания: объем, скорость, осмысленность, прочность, вид, приемы. Готовность к воспроизведению. Особенности мышления. Сообразительность, умение анализировать, обобщать, самостоятельность суждений и выводов, быстрота и глубина понимания нового материала. Характеристика наглядно - образного и абстрактного мышления школьника.

Особенности речи (словарный запас, культура, грамотность, эмоциональность, образность устной и письменной речи). Особенности внимания (объем устойчивость, концентрация). Преобладающий вид внимания. Чем он вызван.

V. Индивидуально - психологические особенности личности школьника.

Особенности темперамента, проявляющиеся в поведении школьника (работоспособность, скорость утомления, глубина и характер эмоциональных состояний, темп речи, выдержка и аффективность, двигательные реакции). Характер. Его особенности, проявляющиеся в отношениях к окружающему миру и к самому себе. Их зависимость от условий воспитания.