Мень александр проповедь о терпении. Терпение

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
(Евр.10:36)

Слово терпение, хюпомонэ перевод с греческого: стойкость, не преклонность, выносливость, в обстоятельствах которые нельзя изменить. Ещё перевод макротюмиа означает великую и долгую выдержку. В общем слово терпение означает твёрдо держаться, не сходить с своего пути не смотря на бедствия.

Терпеливый человек спокоен, не раздражителен, и постоянен во всех ситуациях.
Нас обычно испытывают болью, злыми словами, или лестью, к этому часто добавляется ожидание, это может длиться пять минут, а может годами. Но главное не наше испытание, а как мы ведём себя во время него.

(Иак.1:4)
Раньше слышал проповедь по поводу греческого слова гимнасия, или что-то наподобие, означает многократное повторение одного и того же, это относится к физическим упражнениям, но это же можно применить и в духовном плане, например заучивая Библейские тексты. По этой же системе можно научится терпению, многократная тренировка не отвечать злом на зло, а с практикой нам помогут.

Здесь нужна многолетняя практика, сразу стать терпеливым не получится, а Бог поможет.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города.
(Прит.16:32)
Если мы примем с Божьей помощью этот дар, терпение, тогда придётся стать кроткими, и Господь даст нам ещё большие дары и благословения.

Бог всегда всё испытывает на себе, прежде чем предложить нам, в итоге греховная Ниневия осталась живой, потому что Бог трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, пока не испробует всё, чтобы спасти человека и мы должны делать так же.
2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
(Ион.4:2)

Как – то сестра из церкви спросила меня, сын не работает, пьёт, молилась за него уговаривала чтоб не пил, продолжается тоже самое, что делать. С Божьей помощью я ей ответил, представьте себе, что вы отличный пловец, волей случая вас забросило в середину моря, вы знаете что доплывёте до суши, но это будет очень долго. Чтобы не утонуть, что нужно, веру в то что получится, изгнание любого страха и не уверенности, и надежда на Господа.

То же и с нашими родными и близкими, нам хочется чтобы раз, и сын не пил, жена не ругалась, а дети слушались, но к сожалению не всё сразу получается, молитвы некоторых людей начинают работать только после их смерти, и что же делать?
Ждать молится и терпеть, а Господь поможет, если не при нашей жизни то после неё .

Кто-то может сказать:- я хочу видеть хорошее, ставшее с моими детьми, своими глазами.
Но тут надо определить что для нас главное, если находится с Богом в раю, и после наших молитв Он приведёт детей к нам, то мы ничего не теряем, если мы хотим быть счастливы только здесь, то мы теряем всё.

Если бы Бог обращал свой гнев на нас, так же часто, как мы делаем это на своих ближних,то мы были бы уже мертвы.

Вопрос? Почему Бог долготерпелив к грешникам?
9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
(2Пет.3:9,)

Видели вы это качество Бога, проявленное к вам или другим людям?
Каким вы представляете себе характер Бога? Если мы представляем Бога гневающимся и быстро наказывающим то также мы будем относится к окружающим нас людям и своей семье.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса,
(Рим.15:5)
Вопрос? Как нам этому научится?
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
(Еф.4:1,2)
Как терпение связано с другими качествами представленными вЕф1:1-2, как они усиливают друг друга.
В церкви находятся люди с различным образованием, воспитанием и возрастом. Терпение нужно так же для того, чтобы с любовью относится друг к другу.
Но получается иногда так, что более взрослые люди не один год посещающие церковь, с нетерпением относятся к вновь пришедшим, и только что окрестившимся братьям и сёстрам, хотя самим нужны были годы, чтобы стать зрелыми.

Христос сказал, что дети наследуют царствие небесное, а в чём отличие детей от взрослых, дети всему верят, быстро прощают.
Те которые считают себя очень умными, могут оказаться здесь 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
(Матф.19:30)

1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
(Рим.15:1) Так Павел советует обращаться с немощными по вере.
Вопрос? Что нас выводит из себя в семьях. Как долго следует молится за не верующих членов семьи. Знаете ли вы случаи долготерпения с последующим обращением человека? Как можно научится терпению к своим ближним в семье. Почему важна смерть своего Я.
Взвесьте насколько Бог любит вас, и терпит вас, если бы Бог обращался с вами как вы в своей семье, какова была бы ваша участь?

Когда мы проповедуем людям, проще всего сказать нет, он(она) меня не понимают, и отойти в сторону. Но если проявить терпение и хотя бы выслушать человека до конца,
то этот человек сам подскажет, как ему рассказать о Боге, а для этого нужно потратить своё время, которое можно было бы потратить, на что то более приятное. Но это означает, что в вас нет любви, к этому человеку, ведь возможно через вас к нему могло прийти спасение. А мы торопились, ведь бывает достаточно одной минуты, чтобы ворота понимания открылись настежь и истинна вошла в этого человека, и жила в нём, а для этого нужно время, и ваше терпение, а больше любовь к этим людям, как полюбил нас Бог, не из за того что мы были очень послушны, или праведны, а из за того что мы Его дети, а Он отвечает перед самим собой за то что создал, и не хочет погубить никого. И Ему жалко нас, потому что Он нас любит.
Но мы можем сказать, мы не рожали этих людей, за что нам их любить.
Это выползает наше Я «Эго», оно любит что всё хорошее только мне любимому, а это характер сатаны, поэтому мы можем спастись, если только будем любить и помогать другим, как делал Бог, а иначе с сатанинским характером нам не расстаться.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
(Мар.4:26-29)
Вопрос? Какие уроки относительно терпения и приобретения душ мы можем извлечь из этого.
Если человек не принимает сразу, то что мы говорим, значит он отвергает истину.
Но это ошибка, человек может в течении многих лет осваивать, то что мы ему сказали, и может в конце концов обратится, если мы же ему не помешаем, своим не терпением.
Не разрушь всё сам, преждевременным суждением или обвинением.

7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.
(1Цар.16:7) Это мы должны помнить общаясь с людьми.

Если Божье терпение закончилось для людей во времена Ноя и Содома, то должны ли и мы вести себя хорошо до определённого предела, а потом всё, буду вести себя как хочу.
Нет нам этого не дано, 19 терпением вашим спасайте души ваши.
(Лук.21:19)
Только кроткие (короткие, не высокие) и соответственно терпеливые, наследуют жизнь вечную, если мы будем выходить из себя, любящий кроткий и спокойный характер, никогда не будет в нас построен.
Даже у Бога заканчивалось терпение, может кто то сказать, действительно заканчивалось, но после нескольких столетий, чего нам опять не дано, и Он знает конец от начала, знает что будет если Он оставит жить это, или это. Зато вот Ниневия не была уничтожена, несмотря на конец терпения Божия, только потому что они смирились.
Если не смиримся мы, то не будем кроткими и терпеливыми, нас тогда ждёт тоже что и Содом.
Вопрос? Вы часто теряете терпение, оправдано это бывает или нет? если повторилась бы ситуация как бы вы поступили?
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
(Иак.1:2-4)
Вопрос? Радовались ли вы когда получали испытание? Или забывали, что надо радоваться, это означает, что об вас ещё помнят.
И хотят показать вам и ангелам, какой(ая) вы на самом деле.

Греческое слово «Пейрадзо»,(испытание) в нашей Библии переводится как искушение, это слово так же означает проверка исследование.
Сатана пытается нас так исследовать, что бы мы больше не поднялись, но Бог не допускает ему испытывать нас, больше чем мы можем выдержать.
Бог допускает испытания в нашей жизни, чтобы очистить нас от греха. Он очищает наши души от недостатков и шероховатостей. Когда тебя прикладывают к крутящемуся точильному камню, это конечно же больно, но без этого нельзя спастись.
И душа поддавшаяся обработке таким образом, займёт место в Небесном Храме.
На бесполезный материал Бог времени не тратит, и если у вас идёт спокойная жизнь, это значит одно из двух, или вы в царствии Божием или от вас отказались.

Но не всегда испытания приходят из за того, что нас испытывают, часто из за того, что мы не слушаем Бога, и сами на себя навлекаем приключения.
8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
(1Пет.5:8)
Но если мы с Бгом, 28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.
(Рим.8:28)
Это не легко, но всё могу в укрепляющем меня Господе.
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
(Фил.1:6) До пришествия Иисуса, без внимания не останемся.

Если бы Бог не был долготерпелив, было бы не медленное воздаяние противникам Бога.
Из за того что Бог умеет долго терпеть, грешники становятся ещё распущеннее, но терпение Бога имеет свои пределы, для любого согрешения имеется своя чаша, и когда она наполнится, пощады не будет.

Вопрос? Бог терпелив, но Его терпение не означает терпимость (толерантность), чем они отличаются терпение и терпимость.

Оставил ли нам Христос примеры, когда терпение не уместно?
Как вы научились или учитесь урокам терпения?
Если вы кого то обидели, может стоит извинится, смирив себя, и исправить ситуацию, разве не этому нас учит Христос?

Александр Мень

Проповедь о терпении

Сегодня в слове своем апостол Павел призывает нас к терпению. Об этом мы говорим очень часто, и каждый из вас знает присказку, что без терпения нет спасения. Терпение - это самый твердый камень, на котором можем строить. Но как же его понять? Как его получить? Вот две вещи, которые у меня сегодня спрашивают. Как понять, что такое терпение? Некоторые люди думают, что терпение - это тупое безразличие, что когда у человека наступает время испытаний и трудностей, тогда у этого человека как бы пропадает всякая чувствительность и он ни на что уже не обращает внимания. Вот такое состояние некоторые считают терпением, что это есть как раз потеря человеком и своего достоинства, и всех своих человеческих чувств, что это принижение человека. Но на самом деле это не так. Прежде всего. Господь никогда не призвал бы нас к терпению, если бы терпение было чем-то унижающим человека, и никогда бы он не ждал от нас терпения, если бы он не видел для нас блага в терпении. Когда человек находится на фронте, в обстоятельствах тяжелых, когда ему угрожает смерть, когда он находится, может быть, в грязном окопе, проходит долгие дороги по жаре, ночью, на холоде, по снегу, когда он утомлен, а ему нужно утром вставать и продолжать свой кровавый труд, разве здесь не нужно терпение? Конечно, нужно втройне. Однако воин, который защищает свое Отечество, он себя не принижает, и он рук не опускает. Далее. Когда человек болен, когда он прикован к своей постели, но мужественно и терпеливо переносит эту болезнь, разве он проявляет слабость? Нет, напротив, он проявляет силу. Когда человек находится в стесненных обстоятельствах и при этом не жалуется, не ропщет, не стонет, не падает духом, разве он не проявляет здесь силу? Это и есть терпение. Это и есть человеческое терпение, настоящее. И поистине, опять вспоминая пословицу, мы можем сказать: "Да, Господь терпел и нам велел". Что это значит? Это значит, что Бог видит наше недостоинство и видит все зло, которое делает человеческий род, и, однако, он ждет, без конца ждет, чтобы хотя бы одна душа пробудилась от сна греха и покаялась. Значит, Божие долготерпение это есть Божия любовь. И так же и наше терпение. Если мы занимаемая с ребенком, который нас раздражает, если мы живем под одной крышей с человеком, который бывает нам не всегда приятен, если нам приходится сталкиваться в наших житейских, обыденных обстоятельствах с вещами, с людьми, которые нас раздражают и угнетают, но мы при этом сохраняем спокойствие, просветленный дух и надежду на Господа - это значит, мы проявляем терпение. Вот почему оно так нам нужно, потому что ведь легко превратиться в человека, постоянно стонущего, постоянно ропщущего. У нас ведь достаточно есть причин, на что роптать, и великих причин, и малых. И можем мы так всю жизнь простонать, прожаловаться, проунывать. Конечно, Господь видит, что мы, может быть, унываем, и не зря, что у нас действительно горе, беда, болезнь и что нам многое тягостно, многое противно в жизни. Но разве не лучше, разве не лучше для нашей собственной же души, если мы все это будем встречать со спокойным духом, с твердым духом, с надеждой на Господа?

Мы сами же выиграем от этого, потому что человек терпеливый более счастлив, нежели тот, кто проявляет постоянное нетерпение, нежели тот, который от всего унывает, все ему не нравится, все кажется плохим, повсюду он видит только черное, только темное. Он входит в транспорт - там много народу - он думает, как тут противно и душно. Он выходит на улицу и говорит: "Как тут пыльно!" Когда начинает идти дождь, он говорит: "Ну вот, теперь я весь мокрый и грязный". Наступает холод - он говорит: "Мне холодно". Он приходит домой - опять все те же самые лица: "Мне все обрыдло!" Он приходит на свою работу, и у него руки опускаются, потому что все это одно и то же. Все противно, все однообразно, все вызывает у него протест. Разве может быть счастливым такой человек? И вообще, прав ли он?

Разве мы не можем взглянуть на жизнь другими глазами, глазами христианина, который ничего не ждет и не требует от мира и от людей, и все принимает как дар Божий, не заслуженный нами? И он тогда счастлив. Он счастлив, потому что каждую искорку в жизни он принимает с благодарностью. И этому надо учиться всегда, каждый день. И это принесет нашей жизни тот свет, который Господь дает нам, - свет благодарности, уверенности, радости, твердости духа. Сам Господь приносит нам этот дар, и мы не хотим его принять. А стоит только, даже в тяжелых обстоятельствах жизни, напомнить себе о том, что Господь надо мной и ни один волос без его воли не упадет, и он действительно не упадет, если человек имеет эту твердую веру Кто эту веру теряет, у того не только волос, но и голова может упасть. Значит, мы должны за все это держаться. Как во время бури моряк, проходя по палубе, держится за поручень, чтоб его не смыло, так мы должны держаться за молитву, за надежду, за нашу веру. Если будем держаться крепко, никогда бури житейские не смоют нас, никогда мы не погрузимся вот в это, в эту темноту, в это болото, в это бесконечное уныние и мрак. И даже самые горькие вещи на свете будут для нас не горечью, а источником утешения. А именно, когда что-то нас очень больно ранит, мысль о том, что жизнь проходит и что все в жизни временно, может служить для нас немалым утешением. Мысль о том, что человек, в основном, терзает свою душу и мучает себя из-за бесчисленных пустяков, из-за вещей, о которых даже и думать не стоит, мысль эта протрезвляет нас и возвращает на правильную дорогу. Давайте вспомним, что нас постоянно больше всего огорчает - да вещи ничтожные, вещи, о которых мы потом забываем, через день уже не помним. А они проникают в нашу душу и ее растравляют, потому что мы не смотрим на мир с точки зрения Божией, а с точки зрения своих мелочей, тонем в этом, как в каком-то зыбучем песке.

Вот, дорогие мои, что нам напоминает апостол Павел, когда говорит, что с терпением должны мы проходить жизненный путь. Оказывается, терпение - это вовсе не бесчувственная тупость и унижение человека, а терпение - это есть достоинство человека, мужество человека, вера человека и труд человека, потому что любой труд, он также требует терпения. А особенно труд в сердце своем, в душе своей, труд по обработке главной нивы, которая нам дана, - это внутреннее наше царство, которое можем мы отдать либо на сорняки и на поругание, либо вручить Господу нашему. Аминь!

Мень Александр

Проповедь о терпении

Александр Мень

Проповедь о терпении

Сегодня в слове своем апостол Павел призывает нас к терпению. Об этом мы говорим очень часто, и каждый из вас знает присказку, что без терпения нет спасения. Терпение - это самый твердый камень, на котором можем строить. Но как же его понять? Как его получить? Вот две вещи, которые у меня сегодня спрашивают. Как понять, что такое терпение? Некоторые люди думают, что терпение - это тупое безразличие, что когда у человека наступает время испытаний и трудностей, тогда у этого человека как бы пропадает всякая чувствительность и он ни на что уже не обращает внимания. Вот такое состояние некоторые считают терпением, что это есть как раз потеря человеком и своего достоинства, и всех своих человеческих чувств, что это принижение человека. Но на самом деле это не так. Прежде всего. Господь никогда не призвал бы нас к терпению, если бы терпение было чем-то унижающим человека, и никогда бы он не ждал от нас терпения, если бы он не видел для нас блага в терпении. Когда человек находится на фронте, в обстоятельствах тяжелых, когда ему угрожает смерть, когда он находится, может быть, в грязном окопе, проходит долгие дороги по жаре, ночью, на холоде, по снегу, когда он утомлен, а ему нужно утром вставать и продолжать свой кровавый труд, разве здесь не нужно терпение? Конечно, нужно втройне. Однако воин, который защищает свое Отечество, он себя не принижает, и он рук не опускает. Далее. Когда человек болен, когда он прикован к своей постели, но мужественно и терпеливо переносит эту болезнь, разве он проявляет слабость? Нет, напротив, он проявляет силу. Когда человек находится в стесненных обстоятельствах и при этом не жалуется, не ропщет, не стонет, не падает духом, разве он не проявляет здесь силу? Это и есть терпение. Это и есть человеческое терпение, настоящее. И поистине, опять вспоминая пословицу, мы можем сказать: "Да, Господь терпел и нам велел". Что это значит? Это значит, что Бог видит наше недостоинство и видит все зло, которое делает человеческий род, и, однако, он ждет, без конца ждет, чтобы хотя бы одна душа пробудилась от сна греха и покаялась. Значит, Божие долготерпение это есть Божия любовь. И так же и наше терпение. Если мы занимаемая с ребенком, который нас раздражает, если мы живем под одной крышей с человеком, который бывает нам не всегда приятен, если нам приходится сталкиваться в наших житейских, обыденных обстоятельствах с вещами, с людьми, которые нас раздражают и угнетают, но мы при этом сохраняем спокойствие, просветленный дух и надежду на Господа - это значит, мы проявляем терпение. Вот почему оно так нам нужно, потому что ведь легко превратиться в человека, постоянно стонущего, постоянно ропщущего. У нас ведь достаточно есть причин, на что роптать, и великих причин, и малых. И можем мы так всю жизнь простонать, прожаловаться, проунывать. Конечно, Господь видит, что мы, может быть, унываем, и не зря, что у нас действительно горе, беда, болезнь и что нам многое тягостно, многое противно в жизни. Но разве не лучше, разве не лучше для нашей собственной же души, если мы все это будем встречать со спокойным духом, с твердым духом, с надеждой на Господа?

Мы сами же выиграем от этого, потому что человек терпеливый более счастлив, нежели тот, кто проявляет постоянное нетерпение, нежели тот, который от всего унывает, все ему не нравится, все кажется плохим, повсюду он видит только черное, только темное. Он входит в транспорт - там много народу - он думает, как тут противно и душно. Он выходит на улицу и говорит: "Как тут пыльно!" Когда начинает идти дождь, он говорит: "Ну вот, теперь я весь мокрый и грязный". Наступает холод - он говорит: "Мне холодно". Он приходит домой - опять все те же самые лица: "Мне все обрыдло!" Он приходит на свою работу, и у него руки опускаются, потому что все это одно и то же. Все противно, все однообразно, все вызывает у него протест. Разве может быть счастливым такой человек? И вообще, прав ли он?

Разве мы не можем взглянуть на жизнь другими глазами, глазами христианина, который ничего не ждет и не требует от мира и от людей, и все принимает как дар Божий, не заслуженный нами? И он тогда счастлив. Он счастлив, потому что каждую искорку в жизни он принимает с благодарностью. И этому надо учиться всегда, каждый день. И это принесет нашей жизни тот свет, который Господь дает нам, - свет благодарности, уверенности, радости, твердости духа. Сам Господь приносит нам этот дар, и мы не хотим его принять. А стоит только, даже в тяжелых обстоятельствах жизни, напомнить себе о том, что Господь надо мной и ни один волос без его воли не упадет, и он действительно не упадет, если человек имеет эту твердую веру Кто эту веру теряет, у того не только волос, но и голова может упасть. Значит, мы должны за все это держаться. Как во время бури моряк, проходя по палубе, держится за поручень, чтоб его не смыло, так мы должны держаться за молитву, за надежду, за нашу веру. Если будем держаться крепко, никогда бури житейские не смоют нас, никогда мы не погрузимся вот в это, в эту темноту, в это болото, в это бесконечное уныние и мрак. И даже самые горькие вещи на свете будут для нас не горечью, а источником утешения. А именно, когда что-то нас очень больно ранит, мысль о том, что жизнь проходит и что все в жизни временно, может служить для нас немалым утешением. Мысль о том, что человек, в основном, терзает свою душу и мучает себя из-за бесчисленных пустяков, из-за вещей, о которых даже и думать не стоит, мысль эта протрезвляет нас и возвращает на правильную дорогу. Давайте вспомним, что нас постоянно больше всего огорчает - да вещи ничтожные, вещи, о которых мы потом забываем, через день уже не помним. А они проникают в нашу душу и ее растравляют, потому что мы не смотрим на мир с точки зрения Божией, а с точки зрения своих мелочей, тонем в этом, как в каком-то зыбучем песке.

Вот, дорогие мои, что нам напоминает апостол Павел, когда говорит, что с терпением должны мы проходить жизненный путь. Оказывается, терпение - это вовсе не бесчувственная тупость и унижение человека, а терпение - это есть достоинство человека, мужество человека, вера человека и труд человека, потому что любой труд, он также требует терпения. А особенно труд в сердце своем, в душе своей, труд по обработке главной нивы, которая нам дана, - это внутреннее наше царство, которое можем мы отдать либо на сорняки и на поругание, либо вручить Господу нашему. Аминь!

В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: "...терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?

Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей – смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей – болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления – все переносим мы этим трехчастным естеством нашим – и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.

В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.

Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.

А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни?

То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?

О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление – оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.

А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.

Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.

Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который "будучи злословим... не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2, 23-24).

Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них "...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими" (Евр. 11, 35-38; 12, 1-3).

Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес. 3, 5).

Проповедь о терпении

Александр Мень
Проповедь о терпении
Сегодня в слове своем апостол Павел призывает нас к терпению. Об этом мы говорим очень часто, и каждый из вас знает присказку, что без терпения нет спасения. Терпение - это самый твердый камень, на котором можем строить. Но как же его понять? Как его получить? Вот две вещи, которые у меня сегодня спрашивают. Как понять, что такое терпение? Некоторые люди думают, что терпение - это тупое безразличие, что когда у человека наступает время испытаний и трудностей, тогда у этого человека как бы пропадает всякая чувствительность и он ни на что уже не обращает внимания. Вот такое состояние некоторые считают терпением, что это есть как раз потеря человеком и своего достоинства, и всех своих человеческих чувств, что это принижение человека. Но на самом деле это не так. Прежде всего. Господь никогда не призвал бы нас к терпению, если бы терпение было чем-то унижающим человека, и никогда бы он не ждал от нас терпения, если бы он не видел для нас блага в терпении. Когда человек находится на фронте, в обстоятельствах тяжелых, когда ему угрожает смерть, когда он находится, может быть, в грязном окопе, проходит долгие дороги по жаре, ночью, на холоде, по снегу, когда он утомлен, а ему нужно утром вставать и продолжать свой кровавый труд, разве здесь не нужно терпение? Конечно, нужно втройне. Однако воин, который защищает свое Отечество, он себя не принижает, и он рук не опускает. Далее. Когда человек болен, когда он прикован к своей постели, но мужественно и терпеливо переносит эту болезнь, разве он проявляет слабость? Нет, напротив, он проявляет силу. Когда человек находится в стесненных обстоятельствах и при этом не жалуется, не ропщет, не стонет, не падает духом, разве он не проявляет здесь силу? Это и есть терпение. Это и есть человеческое терпение, настоящее. И поистине, опять вспоминая пословицу, мы можем сказать: "Да, Господь терпел и нам велел". Что это значит? Это значит, что Бог видит наше недостоинство и видит все зло, которое делает человеческий род, и, однако, он ждет, без конца ждет, чтобы хотя бы одна душа пробудилась от сна греха и покаялась. Значит, Божие долготерпение это есть Божия любовь. И так же и наше терпение. Если мы занимаемая с ребенком, который нас раздражает, если мы живем под одной крышей с человеком, который бывает нам не всегда приятен, если нам приходится сталкиваться в наших житейских, обыденных обстоятельствах с вещами, с людьми, которые нас раздражают и угнетают, но мы при этом сохраняем спокойствие, просветленный дух и надежду на Господа - это значит, мы проявляем терпение. Вот почему оно так нам нужно, потому что ведь легко превратиться в человека, постоянно стонущего, постоянно ропщущего. У нас ведь достаточно есть причин, на что роптать, и великих причин, и малых. И можем мы так всю жизнь простонать, прожаловаться, проунывать. Конечно, Господь видит, что мы, может быть, унываем, и не зря, что у нас действительно горе, беда, болезнь и что нам многое тягостно, многое противно в жизни. Но разве не лучше, разве не лучше для нашей собственной же души, если мы все это будем встречать со спокойным духом, с твердым духом, с надеждой на Господа?
Мы сами же выиграем от этого, потому что человек терпеливый более счастлив, нежели тот, кто проявляет постоянное нетерпение, нежели тот, который от всего унывает, все ему не нравится, все кажется плохим, повсюду он видит только черное, только темное. Он входит в транспорт - там много народу - он думает, как тут противно и душно. Он выходит на улицу и говорит: "Как тут пыльно!" Когда начинает идти дождь, он говорит: "Ну вот, теперь я весь мокрый и грязный". Наступает холод - он говорит: "Мне холодно". Он приходит домой - опять все те же самые лица: "Мне все обрыдло!" Он приходит на свою работу, и у него руки опускаются, потому что все это одно и то же. Все противно, все однообразно, все вызывает у него протест. Разве может быть счастливым такой человек? И вообще, прав ли он?
Разве мы не можем взглянуть на жизнь другими глазами, глазами христианина, который ничего не ждет и не требует от мира и от людей, и все принимает как дар Божий, не заслуженный нами? И он тогда счастлив. Он счастлив, потому что каждую искорку в жизни он принимает с благодарностью. И этому надо учиться всегда, каждый день. И это принесет нашей жизни тот свет, который Господь дает нам, - свет благодарности, уверенности, радости, твердости духа. Сам Господь приносит нам этот дар, и мы не хотим его принять. А стоит только, даже в тяжелых обстоятельствах жизни, напомнить себе о том, что Господь надо мной и ни один волос без его воли не упадет, и он действительно не упадет, если человек имеет эту твердую веру Кто эту веру теряет, у того не только волос, но и голова может упасть. Значит, мы должны за все это держаться. Как во время бури моряк, проходя по палубе, держится за поручень, чтоб его не смыло, так мы должны держаться за молитву, за надежду, за нашу веру. Если будем держаться крепко, никогда бури житейские не смоют нас, никогда мы не погрузимся вот в это, в эту темноту, в это болото, в это бесконечное уныние и мрак. И даже самые горькие вещи на свете будут для нас не горечью, а источником утешения. А именно, когда что-то нас очень больно ранит, мысль о том, что жизнь проходит и что все в жизни временно, может служить для нас немалым утешением. Мысль о том, что человек, в основном, терзает свою душу и мучает себя из-за бесчисленных пустяков, из-за вещей, о которых даже и думать не стоит, мысль эта протрезвляет нас и возвращает на правильную дорогу. Давайте вспомним, что нас постоянно больше всего огорчает - да вещи ничтожные, вещи, о которых мы потом забываем, через день уже не помним. А они проникают в нашу душу и ее растравляют, потому что мы не смотрим на мир с точки зрения Божией, а с точки зрения своих мелочей, тонем в этом, как в каком-то зыбучем песке.
Вот, дорогие мои, что нам напоминает апостол Павел, когда говорит, что с терпением должны мы проходить жизненный путь. Оказывается, терпение - это вовсе не бесчувственная тупость и унижение человека, а терпение - это есть достоинство человека, мужество человека, вера человека и труд человека, потому что любой труд, он также требует терпения. А особенно труд в сердце своем, в душе своей, труд по обработке главной нивы, которая нам дана, - это внутреннее наше царство, которое можем мы отдать либо на сорняки и на поругание, либо вручить Господу нашему. Аминь!