Маловерный! зачем ты усомнился? Толкования на Мф.

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

(Св. Евангелие от Матфея 14:22-34)

Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим (Свт. Иларий Пиктавийский ).

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный» , а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20).


По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения (Блж. Феофилакт Болгарский ).

И влезшим им в корабль, тогда преста ветр (ст. 32). Раньше при подобном случае говорили: кто есть человек Сей, яко и ветры и море послушают Его (см. Мф. 8:27)? А теперь говорят иначе. Сущии в корабли, говорит евангелист, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий сын еси (ст. 33) (Свт. Иоанн Златоуст )!

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «Истинно, Ты - Сын Божий» (см. Мф. 14:33). Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной (Свт. Иларий Пиктавийский ).

В некоторых делах сомнение может сослужить добрую службу. Например, сомневаясь, можно избежать неправильного решения, лучше исследовав предмет. Даже в вопросах веры сомнение порой бывает полезным, если необходимо, например, среди многих вероисповеданий выбрать наиболее правильное, согласное с учением святых отцов…

Но в наиболее ответственные моменты жизни, когда ощущаешь помощь и присутствие Божие, сомнения могут тебя подвести. Невозможно верующему человеку пребывать в сомнениях. Использовав рассуждение как инструмент мысли, необходимо раз за разом возвращаться к спасительному кораблю веры. Недаром святитель Иоанн Златоуст сказал: «Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою».

О вере и сомнении Церковь повествует нам в девятый воскресный день после Пятидесятницы, когда на праздничной Литургии звучит отрывок из Евангелия, называемый «хождение по водам» (Мф. 14: 22-34). На примере «апостола веры» Петра мы видим плоды двух противоположных душевных состояний, одно из которых способно творить чудеса, а другое погружает в морскую пучину.

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф.14:22). Так начинается евангельский отрывок от Матфея с расчетом на то, что собравшиеся в храме достаточно хорошо знают Священное Писание и могут связать историю «хождения по водам» с предыдущими событиями. Таким образом, Церковь подспудно призывает чаще читать Евангелие, — пусть даже всего несколько минут в день.

Перед тем, как Иисус «тотчас понудил учеников войти в лодку», произошло великое чудо — Господь насытил пять тысяч человек, слушавших Его проповедь, всего лишь пятью хлебами (Мф.14:14-21). Апостол и евангелист Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна точно указывает причину, по которой Иисус поспешил скорее отправить учеников на другую сторону озера. Поразившись чудом насыщения хлебами, люди хотели «придти, нечаянно взять его и сделать царем» (Ин. 6:15). Вот почему Господь благословил учеников отплыть поспешно, а Сам «отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Мф. 14:23).

А тем временем «лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф.14:24). Очевидно, с высоты горы Господь увидел бедствие Своих учеников на водах Генисаретского озера. Подчеркивается, что «в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф.14:25). Апостол Иоанн Богослов дополняет, что ученики проплыли всего лишь «около двадцати пяти или тридцати стадий» (Ин.6:19). Это сравнительно небольшое расстояние — не более 200 метров. Настолько сильный был противный ветер и напор волн.

«Четвертая стража» ночи является последней четвертью ночной части суток, которые во восточной традиции (а ныне, по традиции Церкви), начинаются в 18 часов вечера. Таким образом, Господь пошел к ученикам по водам после трех часов по полуночи, в период с 3-х до 6-ти утра. Этим показывается продолжительность напряженной молитвы Господа. Церковь учит и нас не упускать время спокойной от дневных трудов части суток, и в меру сил использовать его для молитвы.

Мы видим также и продолжительность бедствия учеников, закончившееся лишь под утро. В чем же был его смысл? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя содержание этого известного евангельского отрывка, призывает видеть в случившемся с учениками попущение Божие для укрепления их в вере: «…Когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, … и приучить к терпению».

Однако помощь уже была близка. «…Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). В этот момент апостол Петр, самый решительный и бесстрашный среди своих собратьев, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28). Некоторые толкователи считают, что этим Петр выразил попечение об остальных учениках Христовых, желая помочь им скорее избавиться от неверия и страха. Господь же сказал: «…Иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу…» (Мф.14:29). Пожалуй, это одно из величайших чудес, которые были сотворены учениками Христовыми по вере, среди всего, что было описано в Евангелии. Петр пошел по воде.

Причем не по спокойному безмятежному морю, а по бурным волнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, объясняя этот отрывок Евангелия, сравнивает чудесно изменившуюся плотность воды под ногами Петра с таинственным действием молитвы. Пока молитва течет постоянно, неспешно, твердо, то «житейское море», по которому мы каждый день чудесно ходим с помощью Божьей, не может нас поглотить. Но стоит нам остановиться в молитве, увлечься суетой, раствориться в обилии помыслов, как произойдет то, что в Евангелии случилось с Петром. Он, «…видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:30).

«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Подчеркивается, что Господь сочувствует Петру, называя его не «неверным», а «маловерным». Апостол совершил подвиг веры, но по человеческой немощи пока до конца, не смог устоять. «…Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:32-33).

Как не прославить Бога за пережитые чудеса?... Каждый день они случаются в нашей жизни. Начиная от чуда появления человека на этот свет и заканчивая Приобщением к Телу и Крови Спасителя в Божественной Евхаристии!... Церковь учит нас безбоязненно проходить сомнения и укрепляться в вере.

«Когда нападает на тебя враг, бежи под крыло ко Христу: одно спасение», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский, один из столпов веры из нашей недавней истории. Будешь крепко верить — и очередное испытание закончится, Господь протянет руку помощи, и ты прославишь Христа. Все это бывает возможным только с верой, потому что она есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1).

Преподаватель Минского духовного училища

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Евангельское чтение от апостола Матфея, повествующее о том, как Господь, отпустив народы, то есть отпустив те несколько тысяч человек, которых Он напитал пятью хлебами и двумя рыбами, о чем было прочитано в прошедший воскресный день, остался на горе помолится, а ученикам благословил плыть через Галилейское море на другой его берег. И, когда ученики находились на середине озера (а оно имеет очень большие размеры почему и называется еще и Галилейским морем, потому что одного берега с другого берега не видно), началась буря, угрожающая жизни апостолов. И во время этой бури они увидели, что мимо них идет их Божественный Учитель и, когда Петр воскликнул: «Господи, если это Ты, то повели мне идти к Тебе по водам», и получив на это ответ: «Иди», вышел из лодки простой человек, обычный земной человек и пошел по водам, как по суху. Но, видя сильный ветер и большие волны, испугался, усомнился и стал утопать, и, воскликнув во время своего личного бедствия: «Господи, помоги мне», получил помощь Христа и, вместе с тем, слова, к нему обращенные: «Маловерный, почему ты усомнился?».

Любое Евангельское повествование, будь то притча Христова, будь то событие, реально происходившее в земной жизни со Христом и апостолами, оно имеет отношение к каждому из нас и к жизни каждого из нас. Потому что в жизни мы многократно переживаем разной степени бури и такие потрясения и искушения, которые имеют силу разной степени. Но всегда нужно помнить, как бы грозна, как бы тяжела, как бы непреодолима ни казалась нам житейская буря, которая случается с нами в те или иные моменты, может быть сейчас происходит, не важно, что это — тяжелая посетившая болезнь, какие-то проблемы на работе, неустроения в семье или еще что-то, может быть нехватка средств, невозможность устроиться на работу, одним словом — любая беда, которая случается с нами – это, своего рода, буря, которая направлена на то, что бы сокрушить нас. Всегда нужно помнить, что в центре этой бури находится Христос. Господь в момент своего Вознесения сказал апостолам: «Я всегда с вами во вся дни до скончания века». Это значит, что, вознесшись телесно, Он не разлучился с нами и всегда пребывает среди Своей Церкви. В апостольском послании мы слышим слова: «Иисус Христос вчера и днесь и во веки Тот же», то есть ничего не изменилось во Христе с того момента, когда происходили события только что нами услышанные в Евангелии, когда Он ходил по земле, когда Он общался с Апостолами, и с момента вознесения Он остался точно Таким же. Соответственно, Он с любовью относится к каждому из нас, поэтому какая бы тяжелая житейская буря с нами не приключалась, нужно всегда помнить, что всегда в центре этой бури присутствует Христос и мы можем опереться на Его помощь. Но вот бывает, зачастую, что, когда тяжело нам, когда мы действительно в трудных жизненных обстоятельствах начинаем усиленно молиться и просить Христа о помощи и помощь начинает приходить, мы чувствуем, что волны этой бури начинают вроде бы стихать, а потом с новой силой начинают на нас обрушиваться, и в этот момент мы часто теряем веру ко Христу, надежду на него и не получаем соответствующей помощи, потому что мы сами себя ее лишаем. В этом эпизоде апостол Петр поверил, что Христос может их спасти, потому что жизнь подвергалась риску, и настолько поверил, что попросил даже разрешения выйти из лодки, которая хоть какую-то безопасность ему приносила и по этим бушующим волнам пойти ко Христу. Получив разрешение, он пошел, но потом испугался вновь увеличенных этих сильных волн и стал тонуть. Обращение к Христу спасло его от смерти. Точно так же и у нас, если мы обращаемся к Господу во время тяжелой житейской бури, получаем эту помощь, лучше, конечно, не сомневаться, но даже если это произошло, то всегда обращаться ко Христу за помощью и Он всегда придет, поможет и поддержит нас. Поэтому нужно помнить, что только вера и доверие к Господу, открытое сердце навстречу Ему поможет преодолеть любые бушующие волны этой земной жизни и в конце концов, поможет достичь каждому из нас тихой пристани, которая будет только в том мире, в этой жизни не будет тихой, безопасной пристани. Тихая, безопасная пристань это Царствие Небесное, к которому все мы идем, укрепляемые Господом Иисусом Христом. Аминь.

Проповедь настоятеля Казанского храма

протоиерея Дмитрия Мошкина

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

(Св. Евангелие от Матфея 14:22-34)

Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим (Свт. Иларий Пиктавийский ).

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный» , а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20).


По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения (Блж. Феофилакт Болгарский ).

И влезшим им в корабль, тогда преста ветр (ст. 32). Раньше при подобном случае говорили: кто есть человек Сей, яко и ветры и море послушают Его (см. Мф. 8:27)? А теперь говорят иначе. Сущии в корабли, говорит евангелист, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий сын еси (ст. 33) (Свт. Иоанн Златоуст )!

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «Истинно, Ты - Сын Божий» (см. Мф. 14:33). Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной (Свт. Иларий Пиктавийский ).

В девятое воскресенье после Пятидесятницы звучит в церквях Евангелие от Матфея:

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (Мф. 14.22-34).

Как часто лодка нашей жизни попадает в эту бурю! Как часто она находится «уже на середине моря» страстей человеческих, в самой гуще бушующих вод мира сего (ведь море или воды на библейском языке «суть люди и народы, и племена и языки» – см. Откровение, 17.15). Как часто нас окружает ночь незнания Бога, мрак неведения света истины, в котором царствует «князь мира сего», «князь тьмы» – вселенский «дух злобы поднебесный», который есть дьявол и сатана. Как часто этот злой дух поднимает страшный супротивный ветер, противящийся нашему продвижению вперед, «на другую сторону», в Небесное царство свободы духа, противящийся нашему приближению к счастью («сатана» = супротивник). Как часто тяжёлые жизненные волны бросают кораблик жизни нашей, словно щепку, угрожая потопить его, разбить о подводные рифы соблазнов мира сего, низвергнуть в бездну греха. Как часто страх страданий и смерти туманит наш мозг, и нам хочется кричать от безысходности! Кто из нас не ощущал сего застилающего глаза ужаса, когда ты даже не в состоянии отличить смертельного дыхания ада от очищающего огня Господнего, и не кричал в отчаянии: «Призрак!» Но если сохранилась вера живая неповрежденной, если в самой трудной ситуации жизни нашей мы все же держимся за этот якорь, то обязательно откликнется к нам Иисус: «ободритесь – это Я, не бойтесь».

Христос всегда возле нас, Он все время около двери сердца нашего. И стучится в неё, дабы войти в дом и принести с Собой мир и радость, дабы войти в лодку и унять бурю. Господь говорит нам: Не бойтесь, но мужайтесь: Я победил мир (см. Иоанна, 16.33). «Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Иоанна, 4.4). «Царство Мое не от мира сего… (Иоанна, 18.36).

Мы не от мира сего. Мы, кто назвался святым именем христианина. Мы, именующие себя учениками Христовыми. Мы не от мира. Верней, должны быть не от мира. Должны идти по волнам мира сего, и не потопать в этих волнах. Но так ли это? Действительно ли не потопаем? Смогли ли сделать по этому морю хотя бы несколько свободных шагов?

«Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» – умоляет Петр. И что же отвечает Иисус? Одно только слово – «Иди!» Это слово прозвучало две тысячи лет назад. Это слово звучит и сегодня для каждого из нас: «Иди!» Иди и не бойся. Твердо ступай по шаткой поверхности, разбрызгивая в стороны призрачные богатства и обольщения века сего, отметая злобную алчность, которая суть идолослужение. Иди, поднимаясь над наивысшими волнами человеческих страстей. Более всего хранимого храня веру в сердце своем... Иди.

Но идем ли?.. Как, казалось бы, легки первые шаги. Однако за первыми шагами коварно в сердце закрадывается страх, неверие. Дойду ли? Смогу ли? Хватит ли сил?.. Верую, Господи, помоги неверию моему! «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

«Маловерный! зачем ты усомнился?» – спрашивает нас Господь. Почему так напугали вас горы проблем, кои громоздит вокруг вас мир? Эти горы не для вас! Они не должны тяготеть над вами! Не должны давить на вас своим сатанинским ярмом! Их место в море мира сего. Пусть оно поглощает эти «горы». Пусть оно глотает эти проблемы. А вы – не от мира. Вы – дети веры! «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11.23)

Маловерие – вот причина всех наших проблем.

Как-то привел отец к Иисусу своего тяжелобольного сына со словами: «но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию И Иисус изгнал беса из ребенка, но отцу ответил: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (см. Мф. 17.14-18; Мк. 9.17-29; Лк. 9.38-42).

О род неверный и развращенный! – говорит Господь и нам с вами. – Доколе буду терпеть вас?..

Зачем усомнился?