Магия и религия. Формы культового действия

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи.

В популярных работах по истории культуры или философии нередки рассуждения по сюжету о развитии общественного сознания от мифа к логосу, т.е. через постепенное освобождение сознания от наивных и примитивных форм мышления и переход к упорядоченному, объективному и рациональному пониманию мира. Что же касается мифологии, то за ней оставляется жанр античных, библейских и других старинных преданий о деятельности богов и героев, о сотворении мира, о происхождении животных и людей и т.п. Все это полезно знать для общего образования как проявление творческого воображения, питавшего искусство и литературу или же по-прежнему используемого в игровых и декоративных целях, но не пригодного для серьезной современной жизни.

Конечно, всегда признавалось значение мифологических мотивов в тех сказках, на которых воспитывается подрастающее поколение. Но лишь на этапе первоначального становления человека. Детские и народные игрушки - фольклорные или же «модерновые» - как правило, несут в своем облике и значениях мифологические элементы, возвращая человека в «первозданность» или же создавая воображаемое органическое соединение с новым сложным миром.

Такое определение может быть вполне лестным для философии, полагающей, что еще в древних обществах любовь к мудрости была отделена от мифологии, чтобы утвердить в дальнейшем свое влияние в общественном сознании. История духовной культуры не подтверждает таких претензий философского сознания, которое всегда остается достоянием лишь части интеллектуальной элиты. Развитие рациональности в системах социокультурной регуляции не отменяет тенденций мифологизации в культуре даже вполне современного уровня.

Общая характеристика мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от каких-то элементов внешнего мира, и общей идеи. В мифе все идеальное и воображаемое вполне тождественно с реальным, материальным и вещным, а все вещественное ведет себя так, как будто оно является чем-то идеальным.

Витальная функция мифологии. Мифология связана с регуляцией первичных витальных потребностей человека, с его устроением в этом, посюстороннем мире. - Или в «том», но как бы в этом, с сохранением его сущности. Миф утверждает контакт человека с природой и средой обитания. Миф актуализирует мир значений, придавая им витальность, превращая их в соучастника человеческой деятельности. Действия мифических персонажей расшифровывают для человека окружающий мир, объясняют его происхождение (этиологизм мифа) через деятельность первопредка, какое-либо событие, обозначение и т.д.*. Мифологическое боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает контаминацию (смешение) мифов, в результате чего возникают пантеоны и циклы, дающие всестороннее объяснение мира.



Объяснительная функция мифологии . Мифологическое сознание по-своему организует и объясняет сложную и противоречивую действительность. Мифологические сюжеты строятся на противопоставлении оппозиционных значений: верх - низ, левый - правый, близкий - далекий, внутренний - внешний, большой - маленький, теплый - холодный, сухой - мокрый, светлый - темный и т.д

Объяснительная функция мифа осуществляется и через введение культурного героя, который добывает или впервые создает для людей предметы культуры, учит их ремеслам и промыслам, вводит брачные правила, социальную организацию, ритуалы и праздники (Прометей, Гефест, Гильгамеш и т.д.).

Миф не совпадает с собственно религиозным настроем, так как религия предполагает наличие сверхчувственного мира и жизнь согласно высокой вере, ценности которой в той или иной степени выходят за посюсторонние рамки.

Мифология означает не только мифопоэтический взгляд на окружающий мир, но и включает в себя магию как способ практического воздействия на окружающую человека природную или социальную среду или же его телесный или душевный мир - с целью улучшения его положения или состояния в земных делах и отношениях либо нанесения ущерба и порчи сопернику.



Обе формы сознания - мифологическая и религиозная - достаточно самостоятельны, несмотря на их переплетение. Как в древности, так и в настоящее время мифология могла и может существовать, не проходя через религиозную сакрализацию, выполняя во многом объяснительную функцию. Мифологическое сознание питается не только стародавними, устоявшимися образами, но и новыми соками. Оно нередко выступает формой массового сознания новых явлений действительности, хода истории и национальных судеб. И в современный период в национальных историях часто встречается преувеличенное описание достижений древних героев и царей, способствующих возвеличиванию нации и т.д

Мифология участвует в формировании этнического, национального или классового самосознания, мифы могут сопровождаться и противопоставлением одной нации другой.

Введенный К. Юнгом термин «архе-тип» стал емким обозначением отлаженного в коллективном подсознании предшествующего культурного опыта, из недр которого вновь и вновь выходят мифологические образы и символы.

Искусство и литература на протяжении всей своей истории неизменно обращались к мифу, используя и переосмысляя сложившиеся мифические образы в художественных целях и создавая по их образцу свои собственные, вполне оригинальные фантастические образы.

В таких произведениях, как «Медный всадник» Пушкина, «Портрет» и «Нос» Гоголя, «Путешествия Гулливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Чевенгур» Платонова, «Волшебная гора» или «История Иосифа и его братьев» Томаса Манна, «Сто лет одиночества» Маркеса, и многих других произведениях даны мифические по своему характеру образы, выступающие в качестве сознательного художественного приема*.

Мифологизация широко поддерживается в массовой культуре, создавая образы суперменов, супершпионов, суперпреступников, носителей мирового зла или избавителей от него.

Но мифологизация имеет место и во вне художественных сферах культуры. Она может стать и вторичным порождением как религии, так и идеологии, если в них усиливается тенденция внушения в сознание общества превратного понимания действительности. Примеры такого рода внушения можно черпать не только в древности или средневековье. Новейшая политическая борьба дает достаточно таких примеров.

Один и тот же сюжет может стать материалом для мифа, религии и идеологии, хотя и представать в разном обличье в каждой из этих духовных модальностей. Лучшим примером может стать образ золотого века, который во многих мифологиях воплощал идеальное состояние единства человека с природой, в христианстве стал временем и местом, где совершилось грехопадение, но куда человек вновь может вернуться в эсхатологическом будущем.

Один из самых стойких мифов XX в. был создан на основе идеологизированного марксизма, в котором капитализм изображался как строй, лишенный ценностного содержания и обреченный на гибель. Мифологеме «капитал» противопоставлялся идеал социаль- ной справедливости, основанной на перераспределении всеобщего продукта. В общественном сознании тщательно насаждалось недоверчивое отношение к накоплению капитала как цели чело-веческой деятельности, к расчетливости в производстве и отношениях. Функции накопления целиком отводились государству, осуществлявшему всеобщее безличностное планирование и контроль над производством. Фетишизм государственного планирования на официальном уровне дополнялся «товарным фетишизмом» масс, но не в марксовом смысле этого термина, а напротив, как отражение неспособности увидеть в товаре стоимость, а в деньгах меру всеобщего труда. Товар сводился до его потребительских свойств, а деньги рассматривались как неизбежное, но временное зло.

Сознательное функциональное применение мифологизирующих методов есть и в культуре управления производством. При коммунистическом режиме в Советском Союзе официальная мифологизация использовалась при создании великих строек коммунизма, при освоении целины или строительстве БАМа. Каждый раз затраты труда и средств не соотносились непосредственно с функциональной полезностью этих предприятий в хозяйственном плане, но мифологизированная связь между «освоением природы» и «построением лучшего будущего» диктовала крупномасштабную деятельность.

Конечно, наиболее естественно возникает мифологизация космической промышленности, размах которой поощряется большой политикой, в которой доминировала сверхидея гонки мировых систем или же покорения космоса. Непременные издержки такой гонки заставили ведущие державы снизить масштабы этой промышленности и урезать ее финансирование. Ошибочно было бы думать, что высокорациональное капиталистическое хозяйство свободно от мифологизирующих элементов. Широкое применение мифологизация находит в рекламе. Но и деятельность большого бизнеса тоже подвержена таким тенденциям. Обычным примером служит автомобильная промышленность, которая, например, в Америке тесно увязана с «американской системой ценностей» и «американской мечтой», что приводило к поощрению выпуска больших и дорогих автомобилей, навязываемых потребителю как воплощение жизненного размаха. Но после проникновения более практичных японских автомобилей, резкого падения спроса на большие модели и крушения крупной компании «Крайслер» социологи сделали вывод о том, что и прежняя мечта потерпела крушение. Впрочем, реклама вновь и вновь внедряет в сознание людей миф-мечту как средство «успешного маркетинга».

Мифоло́гия (греч. μυθολογία, от греч. μῦθος - предание, сказание и греч. λόγος - слово, рассказ, учение) - часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания (эпос, сказку).

Ма́гия (лат. magia , от греч. μαγεία; также волшба , волшебство ) - одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом). Элементы магии содержатся в религиозных традициях большинства народов мира.

Существует ряд академических определений термина, например, определение профессора Г. Е. Маркова: «Магия - символическое действие или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём» - под это определение попадают и первобытные верования, и современная западная магическая традиция.

Дж. Фрезер в своём классическом труде «Золотая ветвь» разделяет магию на гомеопатическую и контагиозную, в основе своей имеющих свойства магического мышления первобытного человека. Гомеопатическая (имитативная) магия руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». В качестве примера можно привести известные практики магии Вуду, в которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту. Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого. Ярким примером этой идеи могут служить верования, регламентирующие методы уничтожения отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т. д.), присутствующие во многих культурах мира. Эти, а также ряд других явлений объединяются общим понятием симпатическая магия.

Сам термин «магия» имеет античные корни; он происходит от греческого названия зороастрийских жрецов. В средневековой литературе часто использовался латинский термин «Ars magica».

В Европе и Северной Америке по мере превращения магии в учение (группу учений) или квазинаучную дисциплину, появилось множество определений, сформулированных практикующими. Так, например,

  • Элифас Леви пишет, что магия это «традиционная наука о секретах природы» .
  • По Папюсу магия - это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы» .
  • Карлос Кастанеда использовал термин «магия» для описания способа реализации возможностей человека, касающихся природы восприятия .

Религиозный философ Н. А. Бердяев так определял представления о магии, которые он наблюдал среди оккультистов: «Магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира» . «Магия есть действие над природой и власть над природой через познание тайн природы .

Современной наукой магия рассматривается исключительно в религиозном контексте. Национальный научный фонд (США) относит существование ведьм и магов к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений .

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) .

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения .
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам .

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религий важную роль играют священнослужители.

· Мировые религии универсальны, они не привязаны к конкретному времени и конкретной культуре.

· Ранние формы религии -религии доклассового общества.

Также это верования вплетённые в повседневную жизнь.

· В работе «Мистический опыт и символы» Леви-Брюль говорил, что первобытные люди ощущают себя находящимися в постоянном контакте с невидимым миром, который для них не менее реален, чем видимый.

· Поздние формы религии- автономны и отделены от основной массы верующих.

· Многие учёные утверждают, что истинным и основным источником религии является человеческое чувство зависимости.

· Рание формы религии:

1)Анимизм Анимизм вера в существование души и духов, культурная универсалия. По Э. Тэйлору анимизм – «минимум религии», первая стадия ее развития.

2)Фетишизм Фетишизм – вера в то, что определенные неодушевленные предметы обладают сверхъестественными свойствами.

Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситу­ациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные та­инства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть. Как магия, так и религия предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредст­вом ритуала и веры в сверхъестественное. Эта сфера в религии охватывает веру в призраков и духов, мифических хранителей пле­менных тайн, примитивных посланцев провидения; в магии - веру в ее первозданную силу и могущество. Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы. Обе они окружены запретами и предписаниями, которые от­граничивают сферу их влияния от мира профанного.

Что же тогда отличает магию от религии? В качестве отправного пункта мы выбрали самое отчетливое и ясное разграничение: мы определили магию как практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами дости­жения цели, ожидаемой как их следствие; религию же - как сово­купность самодостаточных актов, цель которых достигается самим их свершением. Теперь мы можем проследить это отличие более глубоко. Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполните­ля - вот что образует ее нехитрое триединство, своего рода маги­ческую Троицу. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники, и ее единство может быть обнару­жено не в форме ее действий и даже не в единообразии ее содержа­ния, а, скорее, в функции, которую она выполняет, и в ценностном смысле ее веры и ритуала. И опять же, вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, исключительно проста. Она всегда заключается в убеждении в способности человека

Б. Малиновский

МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ

достигать некоторых определенных результатов посредством опре­деленных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры: пантеон духов и демонов, благосклонные силы тотема, дух-хранитель, племенной Всеотец и образ загробной жизни образуют вторую сверхъестественную реаль­ность примитивного человека. Мифология религии также более раз­нообразна, сложна и креативна. Обычно она сосредоточена вокруг различных догматов веры и развивает их в космогонии, сказаниях о деяниях культурных героев, богов и полубогов. Мифология же магии, несмотря на всю свою значимость, состоит лишь из неизменно повторяющихся переутверждений первичных достижений.

Магия, особое искусство, предназначенное для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из по­коления в поколение. Поэтому с самых ранних времен она остается в руках избранных, и самой первой профессией человечества явля­ется профессия колдуна или знахаря. Религия же, напротив, в при­митивных условиях является делом всех, в котором каждый прини­мает активное и равноценное участие. Каждый член племени должен пройти инициацию, а затем сам участвует в инициациях других, каждый причитает, скорбит, копает могилу и поминает, и в должное время каждый, в свою очередь, тоже будет оплакан и помянут. Духи существуют для всех, и каждый становится духом. Единственная специализация в религии - т.е. ранний спиритуалистический ме­диумизм - является не профессией, а индивидуальным даром. Еще одно отличие магии от религии - игра черного и белого в колдов­стве. Религии в на ранних стадиях не присуще столь явное проти­вопоставление добра и зла, благотворных и вредоносных сил. Это также связано с практическим характером магии, которая стре­мится к конкретным, легко поддающимся оценке результатам, в то время как ранняя религия, хотя и является носительницей нравственности по сути своей, оперирует с роковыми, непоправи­мыми событиями, а также входит в контакт с силами и существами куда более могущественными, чем человек. Не ее это дело - переделывать дела человеческие. Афоризм - страх прежде всего создал богов во вселенной - представляется определенно невер­ным в свете антропологии.

Чтобы в полной мере понять различие между религией и магией и иметь ясную картину тройственного созвездия магии, религии и науки, давайте кратко очертим культурную функцию каждой.

функция примитивных знаний и их значение уже рассматривались, и действительно понять их несложно. Знакомя человека с его окру­жением, позволяя ему использовать силы природы, наука, прими­тивные знания даруют ему огромное биологическое преимущество, высоко поднимая над остальным мирозданием. К пониманию фун­кции религии и ее значения мы пришли в обзоре верований и куль­тов дикаря, представленном выше. Там мы показали, что религиоз­ная вера обосновывает, закрепляет и развивает все полезные уста­новки, такие, как почтение к традиции, гармония с окружающим миром, мужество и самообладание в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Эта вера, воплощаемая в культе и обряде и поддер­живаемая ими, имеет огромное биологическое значение и открывает человеку примитивной культуры истину в более широком, прагма­тическом смысле слова.

В чем же культурная функция магии? Мы видели, что любой инстинкт и эмоция, любое практическое занятие могут завести человека в тупик или подвести его к пропасти - когда пробелы в его знаниях, ограниченность его способности к наблюдению и размышлению в решающий момент делают его беспомощным. Че­ловеческий организм реагирует на это спонтанным взрывом эмо­ций, в котором рождаются зачатки магического поведения и за­чаточная вера в его эффективность. Магия закрепляет эту веру и этот рудиментарный обряд, отливает их в стандартные, освящае­мые традицией формы. Таким образом, магия обеспечивает при­митивного человека готовыми ритуальными способами действий и верованиями, определенными духовными и материальными тех­никами, которые в критические моменты могут послужить как бы мостами, перебрасываемыми через опасные пропасти. Магия по­зволяет человеку с уверенностью заниматься своими важными де­лами, сохранять устойчивость и целостность психики при вспыш­ках гнева, в приступах ненависти, при безответной любви, в ми­нуты отчаяния и тревоги. Функция магии заключается в ритуа-лизации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в побе­ду надежды над страхом. Магия есть свидетельство того, что для человека уверенность важнее сомнения, упорство лучше, чем ко­лебания, оптимизм предпочтительнее пессимизма.

Глядя издалека и с высока, с вершин нашей развитой цивилиза­ции, нам, куда более надежно защищенным, легко увидеть всю вуль­гарность и несостоятельность магии. Но без ее силы и руководства ранний человек не мог бы справляться со своими практическими

Б. Малиновский

МАГИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ

трудностями так, как он это делал, не смог бы продвинуться к более высоким стадиям развития культуры. Вот почему в примитивных обществах магия имеет универсальное распространение и такую ог­ромную власть. Вот почему мы находим магию неизменным спут­ником всякого важного занятия. Я думаю, мы должны видеть в ней воплощение высокого безрассудства надежды, которое и сегодня остается наилучшей школой человеческого характера. 1

ton, The Melanesians, 1891; C.G.Seligman, The Melanesia™ of British New Guinea, 1910; R.Thurnwald, Forschungen аи f den Solominseln und Bismarckarchipel, 2 vols., 1912; R.T.Thurawald, Die Gemeinde der Ba- naro, 1921; B.Malinowski, The Natives of Maitu, 1915 (in: Trans, of the R. Soc. of S. Australia, Vol.XXXIX); "Baloma", in: Journ. of the R. An- throp. Institute, 1916; B. Malinowski, Argonauts of the Western Pacific, 1922, см. также: В. Malinowski, in: Psyche, III, 2; IV, 4; V, 3, 192.3-5.

1 Библиографические примечания. Наиболее важными работами по при­митивной религии, магии и знаниям, прямо или косвенно цитируемыми в тексте, являются: E.B.Tylor, Primitive Culture, 4th ed., 2 vols., 1903; J.F.McLennan, Studies in Ancient History, 1886; W.Robertson Smith, Lectures on the Religion of the Semites, 1889; A.Lang, The Making of Religion, 1889; A.Lang, Magic and Religion, 1901. Эти работы, хотя и содержат устаревшие материалы, а также некоторые устаревшие выво­ды, тем не менее дают пищу для размышлений и заслуживают изучения. Совершенно новыми и представляющими самые современные точки зре­ния являются классические работы Фрэзера: J.Frazer, The Golden Bough, 3rd ed.; Totemism and Exogamy, 4 vols., 1910; Folklore in the Old Testament, 3 vols., 1919; The Belief in Immortality and The Worship of the Dead, 3 vols., 1913-24. Наряду с работами Фрэзера следует про­читать две превосходные работы Кроули: E.Crawley, The Mystic Rose, 1902; The Tree of Life, 1905. См. также две исключительно важные работы, посвященные морали: E.Westermarck, The Origin and Deve­ lopment of the Moral Ideas, 2 vols., 1905; L.T. Hobhouse, Morals in Evolution, 2nd ed., 1915. Далее:О.СВпп^,оп, Religions of Primitive Peoples, 1899; K.Th.Preuss, Der Ursprung der Religion und Kunst, 1904 (in: "Globus" serially)^ R.R.Marett, The Threshold of Religion, 1909; H.Hubert, M.Mauss, Melanges d"histoire des religions, 1909; A.van Gen-nep, Les Rites de passsage, 1909; J.Harrison, Themis, 1910-12; I.King, The Development of Religion, 1910; W.Schmidt, Der Ursprung der Got-tesidee, 1912; E.Durkheim, Les Formes elementaires de la Vie religieuse, 1912; P. Ehrenreich, Die Allgemeine Mythologie, 1910; R.H.Lowie, Pri­ mitive religion, 1925. Энциклопедический обзор фактов и мнений можно найти в объемной книге Вундта: W.Wundt, Volkerpsychologie, 1904 ff. Превосходной и незаменимой для серьезного ученого является и энцик­лопедия Хастингса: J.Hastings, Encyclopedia of Religion and Ethics. Примитивные знания в частности обсуждаются Леви-Брюлем: Levy-Bruhl, Les fonctions mentalees dans les societes inferieures, 1910. См. также: F.Boas, The Mind of Primitive Man, 1910; R.Thurnwald, Psyc- hologie des Primitiven Menschen, in: Handbuch der vergl. Psychol., ed. by G.Kafka, 1922; A.A.Goldenwasser, Early Civilization, 1923; R.H.Lowie, Primitive Society, 1920; A.L.Kroeber, Anthropology , 1923. Более подробную информацию о туземцах Меланезии см.: R.H.Codling-

МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПОСВЯЩЕНИЕ СЭРУ ДЖЕЙМСУ ФРЭЗЕРУ

Если бы в моей власти было вернуть прошлое, то я хотел бы перенести вас на двадцать лет назад в старый славянский универ­ситетский город - я имею в виду город Краков, древнюю столицу Польши и местонахождение старейшего университета Восточной Ев­ропы. Тогда бы я смог показать вам студента, покидающего средне­вековые стены университетского колледжа, в явно подавленном со­стоянии духа, но крепко сжимающего в руках в качестве единствен­ного утешения три зеленых томика с хорошо известным золотым оттиском на переплете - изящным изображением белой омелы, сим­волом "Золотой ветви".

Мне только что велели по состоянию здоровья оставить физичес­кие и химические исследования, но разрешили продолжать мои лю­бимые факультативные занятия, и я решил предпринять первую попытку прочитать английский шедевр в оригинале. Возможно, мои душевные страдания отступили бы, если бы мне дано было загля­нуть в будущее и предвидеть настоящий момент, узнать, что я удос­тоюсь огромной чести произнести речь, посвященную сэру Джеймсу Фрэзеру в столь представительной аудитории и на языке самой "Зо­лотой ветви".

Ибо как только я начал читать этот великий труд, я сразу же был захвачен и покорен им. Я понял тогда, что антропология, такая, какой ее представил сэр Джеймс Фрэзер, - это великая наука, достойная столь же ревностной преданности, как и любая из ее старших и более точных ученых сестер, и я отдался служению ан­тропологии Фрэзера.

Мы собрались здесь для того, чтобы отметить ежегодный тотеми-ческий праздник "Золотой ветви"; оживить и укрепить узы антро­пологического единства; вновь прикоснуться к источнику и символу наших антропологических интересов и привязанностей. Я лишь ваш

скромный глашатай, выражающий общее восхищение перед вели­ким автором и его классическими работами: "Золотая ветвь", "То­темизм и экзогамия", "Фольклор в Ветхом Завете", "Задача души", "Вера в бессмертие" (The Golden Bough, Totemism and Exogamy, Folklore in the Old Testament, Psyche"s Task, The Belief in Immor­tality). Мне следовало бы, как поступил бы истинный практикую­щий маг туземного племени, зачитать полный список его работ, чтобы их дух (их "мана") посетил нас.

Моя задача и приятна и в известном смысле проста, ибо во всем, что бы я ни сказал, имплицитно отдается дань тому, кого я всегда считал Мастером. Вместе с тем, это же самое обстоятельство делает мою задачу сложной, ибо получив от него столь много, я вряд ли в состоянии вернуть столько же. Поэтому мне лучше устраниться, даже сейчас, когда я обращаюсь к вам, и предоставить другому говорить моими устами - тому другому, кто был для сэра Джеймса Фрэзера вдохновителем и спутником жизни, кем и сам сэр Джеймс был для нас. Едва ли мне нужно говорить вам, что этот другой - не кто иной, как современный представитель примитивного общес­тва, современный дикарь, мысли, чувства и само дыхание которого пронизывают все, что написано Фрэзером.

Другими словами, я не буду пытаться угостить вас какими-либо из моих теорий, а вместо этого изложу некоторые результаты ан­тропологической полевой работы, выполненной мною на северо-за­паде Меланезии. Более того, я ограничусь темой, на которой сэр Джеймс непосредственно не концентрировал своего внимания, но при изучении которой, как я попытаюсь показать, его влияние ока­зывается столь же плодотворным, как и при анализе всех тех мно­гочисленных проблем, что исследовались им самим.

[Представленное выше является вступительной частью речи, произнесенной в честь сэра Джеймса Фрэзера в университете города Ливерпуль в ноябре 1925г.]

МИФ В ПРИМИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные таинства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть. Как магия, так и религия предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредством ритуала и веры в сверхъестественное. Эта сфера в религии охватывает веру в призраков и духов, мифических хранителей племенных тайн, примитивных посланцев провидения; в магии - веру в ее первозданную силу и могущество. Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы. Обе они окружены запретами и предписаниями, которые отграничивают сферу их влияния от мира профанного.

Что же тогда отличает магию от религии? В качестве отправного пункта мы выбрали самое отчетливое и ясное разграничение: мы определили магию как практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами достижения цели, ожидаемой как их следствие; религию же - как совокупность самодостаточных актов, цель которых достигается самим их свершением. Теперь мы можем проследить это отличие более глубоко. Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполнителя - вот что образует ее нехитрое триединство, своего рода магическую Троицу. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники, и ее единство может быть обнаружено не в форме ее действий и даже не в единообразии ее содержания, а, скорее, в функции, которую она выполняет, и в ценностном смысле ее веры и ритуала. И опять же, вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, исключительно проста. Она всегда заключается в убеждении в способности человека достигать некоторых определенных результатов посредством определенных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры: пантеон духов и демонов, благосклонные силы тотема, дух-хранитель, племенной Всеотец и образ загробной жизни образуют вторую сверхъестественную реальность примитивного человека. Мифология религии также более разнообразна, сложна и креативна. Обычно она сосредоточена вокруг различных догматов веры и развивает их в космогонии, сказаниях о деяниях культурных героев, богов и полубогов. Мифология же магии, несмотря на всю свою значимость, состоит лишь из неизменно повторяющихся переутверждений первичных достижений.

Магия, особое искусство, предназначенное для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из поколения в поколение. Поэтому с самых ранних времен она остается в руках избранных, и самой первой профессией человечества является профессия колдуна или знахаря. Религия же, напротив, в примитивных условиях является делом всех, в котором каждый принимает активное и равноценное участие. Каждый член племени должен пройти инициацию, а затем сам участвует в инициациях других, каждый причитает, скорбит, копает могилу и поминает, и в должное время каждый, в свою очередь, тоже будет оплакан и помянут. Духи существуют для всех, и каждый становится духом. Единственная специализация в религии - т. е. ранний спиритуалистический медиумизм - является не профессией, а индивидуальным даром. Еще одно отличие магии от религии - игра черного и белого в колдовстве. Религии в на ранних стадиях не присуще столь явное противопоставление добра и зла, благотворных и вредоносных сил. Это также связано с практическим характером магии, которая стремится к конкретным, легко поддающимся оценке результатам, в то время как ранняя религия, хотя и является носительницей нравственности по сути своей, оперирует с роковыми, непоправимыми событиями, а также входит в контакт с силами и существами куда более могущественными, чем человек. Не ее это дело - переделывать дела человеческие. Афоризм - страх прежде всего создал богов во вселенной - представляется определенно неверным в свете антропологии.

Чтобы в полной мере понять различие между религией и магией и иметь ясную картину тройственного созвездия магии, религии и науки, давайте кратко очертим культурную функцию каждой. Функция примитивных знаний и их значение уже рассматривались, и действительно понять их несложно. Знакомя человека с его окружением, позволяя ему использовать силы природы, наука, примитивные знания даруют ему огромное биологическое преимущество, высоко поднимая над остальным мирозданием. К пониманию функции религии и ее значения мы пришли в обзоре верований и культов дикаря, представленном выше. Там мы показали, что религиозная вера обосновывает, закрепляет и развивает все полезные установки, такие, как почтение к традиции, гармония с окружающим миром, мужество и самообладание в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Эта вера, воплощаемая в культе и обряде и поддерживаемая ими, имеет огромное биологическое значение и открывает человеку примитивной культуры истину в более широком, прагматическом смысле слова.

В чем же культурная функция магии? Мы видели, что любой инстинкт и эмоция, любое практическое занятие могут завести человека в тупик или подвести его к пропасти - когда пробелы в его знаниях, ограниченность его способности к наблюдению и размышлению в решающий момент делают его беспомощным. Человеческий организм реагирует на это спонтанным взрывом эмоций, в котором рождаются зачатки магического поведения и зачаточная вера в его эффективность. Магия закрепляет эту веру и этот рудиментарный обряд, отливает их в стандартные, освящаемые традицией формы. Таким образом, магия обеспечивает примитивного человека готовыми ритуальными способами действий и верованиями, определенными духовными и материальными техниками, которые в критические моменты могут послужить как бы мостами, перебрасываемыми через опасные пропасти. Магия позволяет человеку с уверенностью заниматься своими важными делами, сохранять устойчивость и целостность психики при вспышках гнева, в приступах ненависти, при безответной любви, в минуты отчаяния и тревоги. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом. Магия есть свидетельство того, что для человека уверенность важнее сомнения, упорство лучше, чем колебания, оптимизм предпочтительнее пессимизма.

Глядя издалека и с высока, с вершин нашей развитой цивилизации, нам, куда более надежно защищенным, легко увидеть всю вульгарность и несостоятельность магии. Но без ее силы и руководства ранний человек не мог бы справляться со своими практическими трудностями так, как он это делал, не смог бы продвинуться к более высоким стадиям развития культуры. Вот почему в примитивных обществах магия имеет универсальное распространение и такую огромную власть. Вот почему мы находим магию неизменным спутником всякого важного занятия. Я думаю, мы должны видеть в ней воплощение высокого безрассудства надежды, которое и сегодня остается наилучшей школой человеческого характера.

Негосударственное образовательное учреждение

Южно-Уральский институт управления и экономики


Реферат

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Мифология и религия античности»


Введение

Мифология античности

1 Понятие мифа

2 Функции мифа

3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима

Религия античности

1 Понятие религии

2 Ранние формы религий

2.1 Фетишизм

2.2 Тотемизм

2.3 Анимизм

3 Формы культового действия

3.1 Культ животных

3.2 Промысловый культ

3.3 Культ растений

3.4 Культ предков

4 Религия Древней Греции и Древнего Рима

Заключение

Список литературы

Введение


Мифология - совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.

В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества - миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.

Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание - это познание эзотерическое, или, иным словом, - тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии - в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии - в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных и общим уровнем общественно-культурного развития, и конкретно-историческими факторами.

Хотя мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже пости отсутствовала (например, в конфуцианстве). Мифы - это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее - олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.

Таким образом, мифология тесно связана с религией, но в тоже время она остается самостоятельной, сохраняет известную независимость от религии.

В современном мире изучение мифологии и религии является актуальным, поскольку в нашей жизни также существуют мифы, присутствуют ранние формы религии. Целью работы является изучение мифологии и религии античности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¾дать определение мифа, изучить его функции;

¾рассмотреть мифологию античности (Древней Греции и Древнего Рима);

¾дать определение религии;

¾изучить ранние формы религии, формы культового действия;

¾рассмотреть религию античности.

При работе над данной темой использовались следующие источники литературы:

1.Гуревич П.С. Культурология;

2.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура.

1. Мифология античности


.1 Понятие мифа


Мифология (от греч. mifos - предание, сказание и logos слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф - это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы разделяются на:

Миф - явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.


1.2 Функции мифа

миф религия магия тотемизм культ

Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что миф - это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:

¾аксиологическая, или ценностная - выражает качественное состояние предмета или идеи;

¾семиотическая, или знаковая - чтение текстов на специфическом языке знаков;

¾гносеологическая, или познавательная - опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;

¾коммуникационная (функция трансляции) - механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции:

¾энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом;

¾созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Например, коллективы рабочей бригады на заводе или хоккейной команды, коллективы целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа;

¾формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой - орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» - благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление;

¾воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов;

¾формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между прошлым, настоящим и будущем человечества. Они являются каналом, по которым одно поколение передает другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.


1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима


Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре - хлебных злаков, Дионису - виноградарства и виноделия, Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность - высокая художественность и гуманизм образов.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, главные из которых: Юпитер - бог неба, богиня неба и покровительница брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва - покровительница ремесла, Диана - богиня рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется миф об Энее, устанавливающий родство римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле) и др. В значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

2. Религия античности


.1 Понятие религии


Религия существует много веков. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира - египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия - особая сторона духовного мира, главный признак которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них - осуществление этого духовного, идеального начала.


2.2 Ранние формы религий


.2.1 Фетишизм

Фетишизм - форма религиозных верований, отражающая почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.

Эта форма религиозных верований получила название фетишизм. Она впервые была обнаружена португальскими мореплавателями в Западной Африке в 15 в., а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех народов.

В самом общем виде фетишизм может быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения - фетишем - мог стать любой предмет, по чему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте). Чаще фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после этого человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что это ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-то неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Первобытные люди не всегда с должным почтением относились к выбранному предмету. За оказанную помощь его благодарили. За беспомощность наказывали.

Фетишем иногда становилась часть почитаемого объекта, например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок или татуировка на теле.

Помимо личных фетише существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора, или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой повелевал здоровьем, третий - охотой, рыбной ловлей и т.д.

Эдуард Тайлор относит к области фетишизма и многочисленные формы погребальных обрядов, существующих у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда-то в Перу и в Египте.

Фетиш черепа и кости встречается у многих народов. Гвинейские народы сохраняют кости родных в ящиках и по временам ходят беседовать с останками своих мужей и детей. В основе таких фетишей лежит мысль реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда-то являвшихся живыми.

Говоря о широком распространении фетишизма, необходимо подчеркнуть, что содержание этой формы религиозных верований существенно менялось в разных культурах и в разные эпохи. Поклонение камням и кускам дерева, которое сопровождалось подношениями даров и жертвоприношениями относится к достаточно позднему этапу развития фетишизма. Очевидно, в глубокой древности люди не одухотворяли и тем более не обожествляли избранные ими в качестве фетишей предметы. Суть первобытного фетишизма заключается в том, что человек усматривал в поразивших его воображение предметах свойства, которые не усматривались в этих предметах обычными органами чувств. Поступая так, человек делал предметы «чувственно-сверхчувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались фетишам либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно-следственных связей.

2.2.2 Тотемизм

Другая ранняя форма религий - тотемизм - это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением.

Происхождение тотемизма тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поколение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.

Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Как правило, тотем воспрещается убивать и употреблять в пищу, хотя отдельные ритуалы, напротив, предполагают убиение тотема и его культовое поедание, укрепляющее родственные узы через вторичное приобщение к тотему.

Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистичного изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя своего тотема. Но встречались и более специализированные тотемы. Например, все мужчины одного племени считали своим тотемом одно животное, а женщины - другое.

Тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.

Близость человека и тотема выражается, прежде всего, в запрете убивать и употреблять тотем в пищу, за исключением некоторых ритуальных обрядов вкушения мяса тотема для укрепления связи с ним.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов - табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений.

Таким образом, тотемистические верования, корни которых обнаруживаются в специфике хозяйственной деятельности людей и в кровно-родственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены группы.


2.2.3 Анимизм

К первобытным формам религиозных верования исследователи относят также анимизм - вера в существование души и духов. Или анимизм - это род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах - камнях, деревьях, водоемах и т. п.

Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы - аниматизм - это представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей. С этой силой связывалась удача человека, плодовитость скота и урожай.

Аниматизм есть представление о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой материи не существует. Аниматизм отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под названием "гилозоизм" вошел в историю философии, существуя в таком виде и в настоящее время, в частности в научных и паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев - синтоизм ("путь богов") в значительной степени базируется на них.

Говоря об анимизме, нужно вспомнить Э.Тайлора, который в своей работе «первобытная культура» указал, что анимистические представления развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений первобытного человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть. Будучи не в состоянии объяснить правильно эти сложные явления, первобытный человек вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.д. Второй ряд анимистических верований из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Э. Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определенной религии».


2.2.4 Магия

Еще одной формой первобытных верований была магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам. Истоки этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе « Магия, наука, религия». Он делает вывод, что сфера магии - это деятельность повышенного риска. Магия приходит на помощь, когда не существует надежного алгоритма достижения успеха, когда человек не уверен в своих силах, когда над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхъестественных сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические обряды и представления носили синкретический характер, но в дальнейшем произошла дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам (контактная - непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, инициальная - магический акт направлен на недосягаемый объект, парциальная - опосредованное воздействие через волосы или ногти, остатки пищи; имитативная - воздействие на подобие объекта) и по целям воздействия (вредоносная, военная, промысловая, лечебная, любовная и т.п.). Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны, шаманы.


2.3 Формы культового действия


Для ранних форм религии гораздо более важным, чем предмет поклонения, является форма культа, культового действия или объединения. Существуют культы вождей, погребальные, аграрные, промысловые культы, которые охватывают разные стороны жизни.


2.3.1 Культ животных

Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии - культа животных. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам. Зоолатрия проявляется и в уподоблении животных людям. Считается, что животные слышат, понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны подражания звериным и птичьим пляскам, надевание шкур во время обрядов, изготовление специальных масок.

Культ животных проявляется в запрете убивать определенных зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя и его поедания во время обряда умилостивления духа животного. О культе животного у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей и животных и рождении детей от них, вера в духов - хозяев животных и обряды, посвященные им. На этот культ часто указывает особое отношение к костям, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими почитаемых зверей, хранят в качестве амулетов и фетишей. Повсеместно распространены зооморфные изображения в тамгах (так называют условные знаки, свидетельствующие о принадлежности человека к тому или иному роду, их ставили на оружие, одежду, ими метили скот), на татуировках, орнаментах и т.д.


2.3.2 Промысловый культ

У многих народов можно обнаружить промысловые культы - почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. К таким культам можно отнести культ медведя. Медвежатина употреблялась в пищу, печень медведя использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Убиваемый зверь выступал как гонец, отправляющийся в потусторонний мир с просьбой о помощи и защите людей.


2.3.3 Культ растений

Кроме культа животных с тотемизмом тесно связан культ растений - фитолатрия. У многих народов существуют предания, что из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая человека. Всемирно распространено представление о том, что растение часто является покровителем человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха, Матери Маиса, матери Риса. Им оказывают самые разные почести.


2.3.4 Культ предков

Культ предков является одним из наиболее выраженных анимистических культов (почитание душ умерших предков). Духам предков оказывают определенные почести, внимание, им иногда совершают жертвоприношения, при этом существует вера в их постоянное покровительство.

Проявления культа предков очень разнообразны, прежде всего, он находит отражение в погребальных обрядах. Тела умерших закапывают в землю, кремируют.

Мифология многих народов изобилует сюжетами, связанными с представлениями о природе смерти, о взаимоотношениях духов умерших предков с людьми.


2.4 Религия Древней Греции и Древнего Рима


Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне».

Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Малейшая ошибка разрушает эффект. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны. Сложная обрядность, в свою очередь, требовала многочисленных специалистов, отсюда - развитие жречества. Римское жречество было более многочисленно, дифференцировано и авторитетно, чем греческое. Существовал ряд греческих коллегий, которые боролись за влияние в государстве. Самой влиятельной была коллегия понтификов. Глава этой коллегии являлся верховным жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.

Заключение


В данной работе были рассмотрены мифология и религия античности. Подведем некоторые итоги.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф - яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы разделяются на:

¾теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;

¾космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;

¾космологические, описывающие построение и развитие мира;

¾антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;

¾сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;

¾эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

¾космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной;

¾антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

¾мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

¾эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен;

¾космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.

Религия - особая сторона духовного мира, главный признак которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества.

К ранним формам религий относятся:

¾фетишизм - форма религиозных верований, отражающая почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу;

¾тотемизм - это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением;

¾анимизм - вера в существование души и духов;

¾магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам.

Для ранних форм религии гораздо более важным, чем предмет поклонения, является форма культа, культового действия или объединения. Существуют культы животных, вождей, погребальные, аграрные, промысловые культы, которые охватывают разные стороны жизни.

Список литературы


3.Учебное пособие по культурологии - М.: Издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, 1994.

4.Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М.: «Знание», 1996.

.Миф как форма культуры. Культурология: учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин - М.: «Центр», 1996.

6.Вебер М. Наука как призвание и профессия. - М.: «Прогресс», 1990.

7.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: «Республика», 1992.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Раздел 1 Общее понятие философии.

Дофилософские формы мировоззрения (мифология, магия, религия).

Миф, религия и философия как исторические типы мировоззрения: генезис, различия, грани отношений. Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.

Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение шире, чем философия.

Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке.

Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов. Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический. Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях. Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично.


Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т.е. освещено лучами нашего к нему отношения. Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами. Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяющего потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог. В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением. Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгляды, убеждения, идеалы. Выработка психических установок на возможность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей. Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела. По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировоззрения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией. Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто присутствуют предрассудки. К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Можно говорить об исторических типах мировоззрения. Принято считать, что первое - мифологическое мировоззрение. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком. Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и само ценная идея - идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей. Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. “Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла”, - писал Достоевский. Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог - трансцендентная сущность (над миром). Современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль. Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора. Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий христианской философии: человек свободен и предопределен. Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее. Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа. Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили, и этот грех выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен первородным грехом. Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.