Легенды нотр-дам. Нотр дам, собор парижской богоматери

Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.

Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, - первая христианская церковь в Париже - бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.

По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок - витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким "комиксом") – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.

В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. ...не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.

Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать - снести храм или полностью изменить его облик.

Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.

Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.

Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.

Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

Особое внимание отводилось колокольне, которая служила не только в церковных целях, но и в качестве дозорной башни Парижа. С нее велось наблюдение за подступами к городу. В дивных башнях собора находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма.

Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма" ("Образ Собора в романе").

Начиная с XVII века различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки соборов", уже стал авторитетом в этой области. B нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах, где появляется нечистая сила, имеются обязательные ссылки на Фульканелли.

Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня . Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотр-Дама".

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора. Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете?

Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, - что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини , которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир - химера с человеческим телом - выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон пожирающий душу человека - является предостережением и напоминанием того, что может случиться если вести неправедную жизнь. Мыслитель - задумчиво созерцает Париж со высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.

Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать - рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.

Дьявол-кузнец

Eще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справиться, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу, он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны, ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.

В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны: то ли это было литье, то ли они были выкованы. Бискорне оставался нем, секрет был утерян с его смертью. Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама"...

Колокол
Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора. Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде - раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.

Гвозди Святого Креста

В Нотр-Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр-Даме, второй в соборе города Карпантра. Относительно количества гвоздей (три или четыре) до сих пор нет единого мнения. Ведутся споры и о подлинности реликвий: ведь всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта-Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.

Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, обнаружила в Иерусалиме мать византийского императора Константина Елена. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.

По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман: прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел. Говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.

Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом. А вот с гвоздем из Нотр-Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.

История в стенах Собора
Ещё во время римского владычества тут располагался алтарь Юпитера. У этого алтаря в 360 г. легионеры провозгласили императором Рима военачальника Юлиана, позднее прозванного Отступником за его попытку вернуть Империю в язычество. Второй раз императором на том же месте, но уже в соборе Парижской Богоматери, был провозглашен Наполеон Бонапарт, спустя полторы тысячи лет.

В 1302 году под этими сводами собрались впервые Генеральные Штаты - первый парламент Франции.

На одном из камней на стене Собора оставил свою студенческую молитву племянник каноника Гийома, гроза кабаков Латинского квартала, один из крупнейших поэтов Франции, Франсуа Вийон.

В дни Столетней Войны, когда принц Шарль Орлеанский томился в английском плену, он посвящал Собору свои изящные сонеты.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе, куда привела его Жанна д’Арк, вскоре после того сожженная на базарной площади в Руане в 1431 году.

А полтора века спустя после этого события, состоялась тут одна из самых странных свадеб в истории: Генрих Четвертый, который не был ещё Четвертым, а всего лишь королем крохотной Наварры, женился на сестре французского короля Маргарите (Марго) Валуа. Невеста стояла перед алтарем, а жених, который был гугенотом, оставался на паперти. Это значительно позднее произнес он свои знаменитые слова «Париж стоит мессы». Слова, которые многими расцениваются как верх цинизма, принесли, однако, стране окончание жестоких религиозных междоусобных войн.

Настал конец XVIII века, и якобинский Конвент по-своему подошел к истории страны и ее реликвиям. Одним из первых декретов было объявлено, что если парижане не хотят чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны собрать огромную сумму денег и уплатить Конвенту «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах». Итак, деньги с парижан были взяты, а Собор, не возвращённый городу, был объявлен Храмом Разума. Затем, в июле 1793 г., Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». То, что были это цари иудейские, не остановило просвещенную революционную власть - якобинцы думали, что это всё короли Франции… Колокола были перелиты на пушки «для всемирной революции», а свинцовые гробы епископов, захороненных в Соборе, пошли на пули и картечь. Затем Конвент решил Собор продать, и Сен-Симон хотел было уже его выкупить, но после термидорианского переворота и казни Робеспьера все церкви были возвращены приходам.

В 1831 году Виктор Гюго опубликовал свой знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери». В предисловии он писал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». С тех пор - и не только для французов - образ Собора связан с персонажами романа. Когда ветер воет в балюстрадах, и химеры с ним в унисон - кажется, что в этих звуках прячутся стоны Квазимодо, а среди молодых голосов на площади затерялся звонкий голосок Эсмеральды…

Во время реставращионных работ с 1844 по 1864 гг. Виолле ле Дюк создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся далеко внизу город, фантастических и чудовищных птиц, гротескных фигкр злобных монстров, выглядующих из самых неожиданных мест. Статуи царей иудейских были выполнены заново. Был сделан и металлический кружевного рисунка шпиль. А среди статуй апостолов, стоящих на нисходящих коньках кровли, один, а именно скептик Фома, смотрит не вниз, а вверх, на шпиль, и лицо его - скульптурный портрет самого Виоле ле Дюка.

Подлинники статуй царей иудейских нашлись, однако, в 1978 году в подвалах Французского банка внешней торговли. Во время каких-то работ было обнаружено 364 обломка с фасадов Нотр-Дам, в том числе, все головы. Видимо, двести лет тому назад кто-то, не испугавшись якобинского Комитета Общественной Безопасности, увёз эти головы за три километра от Собора в надежде на лучшие времена. Теперь они находятся в экспозиции музея Клюни.

Собор просто окутан многочисленными мифами и легендами, он утопает в них, нет уголка в храме за которым не числится хоть маленькая чудесная история. Легенды Нотр-Дама затмевают даже славу . Местом «невероятной силы» называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. И ощущение силы этого места не пропадает никогда.

Спустя тысячелетия, люди с радостным восхищением любуются волшебством затейливых узоров на воротах. Не верится, что такую совершенную, непостижимую красоту мог создать человек.

В начале 2-го тысячелетия епископ Морис де Сюлли задумал построить грандиозный собор в , который должен был затмить красотой и величием все, до того существующие.

Будущему собору отводилась почётная роль: стать духовным оплотом и вмещать в себя население целого города. На кузнеца была возложена важная миссия - создать ворота, которые соответствовали бы красотой и мастерством исполнения величию возводимого здания.

Бирсконе впал в тревожные сомнения. Задача, которая стояла перед ним, казалась ему настолько ответственной, а собственное мастерство настолько недостаточным, что он призвал на помощь сверхъестественные силы.

Каноник собора, придя наутро поверить, как продвигается работа, застал кузнеца в бессознательном состоянии. Зато в кузнице лежали ворота невероятной красоты. Причудливые витые узоры и орнаменты филигранной работы переплелись на них в единую не бывало-волшебную композицию.

Непонятно было даже то, каким способом мастеру удалось создать этот шедевр: применял ли он ковку, или литьё для создания столь сложных ажурных узоров. Но сам мастер ничего не мог ответить.

Придя в себя, он был мрачен, задумчив и неразговорчив. Когда ворота установили и укрепили на них замки, то выяснилось, что никто, включая кузнеца, не может их открыть. Заподозрив неладное, замки окропили святой водой, и только после этого ворота впустили в храм изумлённых служителей.

Сам же гениальный мастер вскоре лишился дара речи и быстро сошёл в могилу. Так и не успели выпытать у него секрет создания ворот. Кое - кто логично предполагал, что мастер просто не хотел раскрывать секреты профессионального мастерства.

Но слухи и легенды сообщали, что тут не обошлось без сделки с дьяволом. Именно на такую сделку вынужден был пойти кузнец: продать душу в обмен на талант.

Как бы там ни было, но непостижимая красота главных ворот действительно может вызвать сомнения в том, что они создавались без какого — то вмешательства внеземных сил.


Саша Митрахович 20.12.2015 15:37


Из четырёх крестных гвоздей, которые были использованы при распятии Христа, два хранятся на территории . Один из гвоздей находится в самом в . Другой — в церкви святого Сиффредия, которая расположена в городе Карпантра. Именно этому гвоздю приписывают всякие чудеса.

Чудесный гвоздь был найден в матерью византийского императора Константина и перевезён в Рим. Елена, мать императора, не зря почитаема православными христианами всего мира: она спасла и уберегла многие святые реликвии, связанные с жизнью и смертью Иисуса и Богоматери. В частности, с её помощью был обретён крест, на котором казнили Господа.

Веруя в чудесную мощь крестного гвоздя, Елена приказала соорудить из него удила для коня своего сына. Она верила в то, что сила, заключённая в гвозде, убережёт императора на полях сражений. В 313 г Константин, одержав победу над Люцинием, положил конец гонениям на христиан и сам принял христианство.

Спустя века, удила очутились в соборе Карпантра. Гвоздь из этого собора являлся мистическим символом и оберегом города во времена нашествия чумы.

От прикосновения к нему исцелялись больные и увечные, гвоздь помогал изгнать бесов из одержимых. Ватиканом были официально признаны случаи необъяснимых с медицинской точки зрения чудесных исцелений.

Гвоздь, несмотря на свой многовековой возраст, не окисляется и не ржавеет. Даже попытки позолотить его ни к чему не привели: позолота отставала от гвоздя.

Все эти чудеса, правда, не распространяются на гвоздь, хранящийся в . Этот гвоздь давно покрылся ржавчиной. Однако подлинность французской реликвии из Карпантра до сих пор оспаривает Римская церковь.


Саша Митрахович 20.12.2015 15:39


После разрушения Навуходоносором 1-го Иерусалимского храма был утерян след самой почитаемой иудеями реликвии — ковчега завета. Ковчег завета имел форму ларца и был сделан из чистого золота. В нём, якобы, хранились божественные откровения, проливающие свет на законы мироздания.

Помимо прочего, ларец заключал в себе тайну «золотого сечения». «Золотое число» 1, 618 в пропорции к 1 являлось идеальным для возведения архитектурных строений, при создании скульптур, картин. «Золотое число» было ключом, который открывал божественную тайну гармонии всего сущего.

По некоторым версиям Орден рыцарей — тамплиеров считался причастным к находке золотого ларца. Когда первые французские тамплиеры отправились на Восток для защиты паломников, идущих в Святую землю, то они не ограничились выполнением этой задачи.

В их миссию входил также поиск заветного ларца. Слух о том, что ларец был то ли найден ими, то ли передан тамплиерам тайными хранителями реликвии, распространился по .

Во всяком случае, после их возвращения на родину началась постройка Шартрского собора. Ему предназначено было стать самым величественным и загадочным собором в мире.

Алтарь — «святое место» находится между второй и третьей колоннами . Если отсчитать от этого места 37 метров вниз, то можно обнаружить древний колодец друидов (нижняя точка). И на таком же расстоянии от алтаря находится высшая точка собора — шпиль главной колонны.

Это место с точками, расположенными симметрично на одинаковом расстоянии от главной святыни обладает какой-то магической силой. У побывавших там остаются неизгладимые впечатления. Кажется, что собор передаёт человеку двойную энергию.

Энергия Земли поднимается с нижней точки храма. Энергия небес нисходит сверху. Человек получает такую порцию концентрированной чистой энергии, что мгновенно преображается, как физически, так и духовно.


Саша Митрахович 20.12.2015 15:43


Для любого жителя средневековой всё, что он видел, было лишь отражением высшего мира, невидимого для человеческого глаза. Поэтому вся архитектура средневековья было зашифрована в символы. Нелегко разгадать всю эту символику геометрии, симметрии, математики, астрологические символы, спрятанные в архитектуре .

На его центральном круглом витраже (розетке) изображены зодиакальные знаки и высечены из камня зодиакальные символы рядом с фигурой Девы Марии. Толкуется эта композиция, как символ годичного зодиакального цикла.

Но зодиакальный цикл начинается со знака Тельца, в то время как на витраже он берёт начало со знака рыб. А это соответствует не западной, а индуистской астрологии.

Знаку рыб соответствует Венера, если исходить из греческих традиций. Но так же рыба являлась символом Иисуса Христа. Греческое слово «ихтус» (рыба) в своих первых буквах содержало фразу: «Иисус Христос, Божий сын».

Галерея из 28 иудейских царей воспроизводит лунный цикл. Но — опять загадка : царей было всего 18, тогда, как лунный цикл состоит из 28 дней.

1. Одно из самых великих творений человека - Нотр-Дам де Пари - стоит на берегу Сены. Вот уж точно музыка, застывшая в камне. Другими словами это произведение искусства назвать не поворачивается язык.

2. Уже в четвертом веке нашей эры на том месте, где сейчас стоит собор, была прекрасная церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом построили церковь, посвященную Божьей Матери.

3. К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.

4. Строительство храма длилось почти два века: с 1163, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.

5. По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа (а их в то время было около десяти тысяч). Сейчас население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.

6. Расположен самый главный храм Франции на острове Сите посреди Сены. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

7. Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок - витражи.

8. В средний неф собора (он самый больший из пяти) можно с легкостью поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.

9. Три остроконечных арки служат входами. Около них стоят статуи святых, пророков и ангелов. Также статуи стоят в нишах карниза. Это статуи библейских царей.

10. Большое внимание следует уделить и колокольне, которая, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести прекрасное наблюдение за подступами к Парижу и вовремя оповестить жителей города об опасности.

11. В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что в 1841 правительству пришлось принять специальное решение, через четыре года после принятия которого началась реставрация.

12. Сегодня Нотр-Дам де Пари - главный памятник Парижа. Он находится ровно в центре города и представляет большую историческую ценность. Обязательно посетите его, вы не пожалеете.

13. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

14. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

15. В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся в честь смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

16. В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

17. Другие легенды рассказывают о дявольском участии в строительстве храма. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

18. Собор Парижской Богоматери построен на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).
Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты - первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности - после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

19. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.

20. Что же касается его 850-летия, то праздновать круглую дату вся Франция планирует на протяжении года. Программа мероприятий обширна – это богослужения, концерты, выставки, фестивали, научные конференции. Кроме того, почтой Франции запланирован выпуск памятных марок, посвященных юбилею. А сам собор собирается обновить свои колокола, которые будут отлиты по старинным технологиям, реставрировать орган и обновить внутреннее освещение храма. Также к круглой дате подготовлен специальный туристический маршрут, пройдя по которому, можно узнать о малоизвестных фактах в истории Нотр-Дам де Пари. Ведь столько еще тайн и преданий связано с этим местом.

21. К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год - с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный "маршрут паломника", следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.

«Il est venu le temps des cathédrales»…песня из ставшего столь популярным мюзикла «Notre-Dame de Paris» принесла славу не только исполнителям, но и пробудила интерес всего мира к роману Виктора Гюго, и к самому грандиозному собору Франции Собору Парижской Богоматери.

Собор, воспетый Виктором Гюго в его одноименном романе, считается главным духовным центром Парижа, а многие называют его «сердцем» города. Возвышаясь над Парижем, собор привлекает не только своим великолепием, но и многочисленными тайнами, о тайнах Собора Парижской Богоматери слагаются легенды.

На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.

Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Длина собора составляет 130 метров, высота башен - 69 метров, вместительность около 9000 человек.

Собор Парижской Богоматери был построен на развалинах римского храма, посвящённого Юпитеру. Первый камень базилики был заложен Папой Александром III в 1163 году.

В строительстве принимало участие много разных архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западный фасад и башни.

Строительство башен было завершено в 1245, а весь собор — в 1345 году. Исполинские размеры собора не знали себе равных до середины XIII века, когда началось строительство кафедральных соборов в Реймсе и Амьене.

О западном фасаде Собора Парижской Богоматери Ле Корбюзье говорил как о "чистом создании духа". И правда, присутствующие здесь две геометрические фигуры - круг и квадрат, символизируют, соответственно, бесконечность Бога и ограниченность созданного им пространства. Их совместное существование в линиях фасада показывает, как мир Бога вторгается в мир, созданный через таинства Воплощения и Рождества Христова.

Под баллюстрадой тянется "галерея царей", 28 статуй которой представляют 28 поколений иудейских царей - предков Иисуса и Марии.

Западный фасад Нотр-Дам имеет три входа, их стрельчатые порталы украшены скульптурными панно с изображениями разных эпизодов Евангелия. Здесь кратко и выразительно рассказана и воплощена суть христианства.

На фото - центральный портал, известный как "Портал Страшного Суда". Арки входа поддерживают по семь статуй с каждой стороны. Внизу по центру на перемычке изображены мертвецы, восставшие из могил, разбуженные двумя ангелами с трубами. Над ними изображена сцена взвешивания душ умерших архангелом Михаилом. Согласно этому, избранных ведут в Рай (по правую руку от Христа), а проклятых дьявол ведёт в ад, налево. Далее вверх, на тимпане, изображён Христос-Судия и ангелы. Изгибы свода заняты изображениями ангелов, патриархов, пророков, мучеников и дев.

Северный "Портал Богоматери" рассказывает об Успении Девы Марии, её вознесении в Рай и коронации в качестве Царицы Небесной.

Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.

Шпиль Собора, в основании статуи Апостолов.

Конная скульптура Карла Великого перед фасадом

Позади собора собора Фонтан девственницы

В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и здесь довольно темно и мрачно. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками.

Кроме свечей, собор дополнительно освещён при помощи бронзовых люстр, но света всё равно недостаточно, и требуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к полумраку, царящему внутри.Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.

Величественный интерьер собора, его невероятных размеров нефы и трансепт поражают каждого входящего! Норт-Дам служил местом коронаций французских монархов и благословления крестоносцев. А 18 августа 1572 года именно здесь произошло бракосочетание Генриха Наваррского (будущего короля Генриха IV) и Маргариты Валуа, знакомой нам по знаменитому роману Дюма "Королева Марго".

Массивность колонн, на которые опираются стрельчатые своды нефов, облегчают резные капители. Орнамент, которым они украшены, походит на листву деревьев и служит напоминанием об Эдемском саде.

Стоя спиной ко входу, можно одним взглядом охватить центральный неф, находящийся в центре главный алтарь со статуей Скорбящей Богоматери, а также место пересечения центрального нефа и трансепта собора - средокрестие, особо освещённое и отмеченное изображением Девы Марии.

Сначала почувствовав тонкий аромат, который невозможно спутать ни с чем, а затем - увидев огромный букет королевских лилий, который его источает, можно увидеть возвышающееся в глубине храма изображение Девы Марии - собственно Парижской Богоматери. Это произведение XIV века было помещено в собор лишь в 1818 году взамен статуи XIII века, уничтоженной во время Великой Французской революции. Размещённая на своём историческом месте, эта Дева Мария является одним из 37 изображений Богоматери в посвящённом ей соборе.

Мрачность стрельчатых сводов Нотр-Дам скрашивают яркие витражи, которые украшают не только огромные окна-розы северного и южного порталов, но и многочиленные оконца, расположенные под самым потоком.

Именно благодаря этим удивительно чётким и насыщенным цветом картинкам, храм перестаёт давить и сковывать своими размерами, витражи придают "человечности" интерьеру и скудное освещение собора перерождается в загадочные сумерки. Перед этими яркими пятнами невольно останавливаешься и рассматриваешь изображения, стараясь вспомнить или узнать тот или иной библейский сюжет, который иллюстрирует витраж.

Разумеется, колоссальное впечатление производят и окна-розетки. Здесь на фото - северная розетка, созданная около 1250 года, та, в которой сохранилось большая часть оригинального стекла. В центре изображена Дева Мария, несущая в чреве своём младенца Иисуса, окружённая персонажами Ветхого Завета. Обе розетки диаметром в 13 м считаются шедеврами христианского искусства.

Как и в большинстве католических соборов (в отличие от православных), в Соборе Парижской Богоматери существует двойная галерея, окружающая хоры и главный алтарь. Она таянется вдоль алтарной преграды - высокой перегородки, отделяющей клирос от нефа, которая позволяла священникам творить молитвы в мире и уединении, оградив себя от шумной паствы.

Со стороны галереи алтарная преграда украшена полихромными барельефами, сохранившимися, однако, в своём первозданном виде лишь частично. Здесь на фото - барельеф, на котором можно узнать Христа и его учеников.

В соборе хранится одна из величайших реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Он проделал путь от Иерусалима в Константинополь. До 1063 года он хранился в Иерусалиме, в 1063 году он был перевезен в Константинополь. Затем воины-крестоносцы захватили Византию.

Византия находилась в разграбленном состоянии, местные князья нуждались в деньгах, и Бедуин II стал распродавать реликвии. Так терновый венец был выкуплен Людовиком IX.

В 1239 году Терновый венец был доставлен в Париж. По приказу Людовика он был помещен в специально построенную часовню., где он и находился до французской революции. В эпоху революции часовня была разрушена, но венец удалось спасти, и в 1809 году он был помещен в Собор Парижской Богоматери, где и находится по сегодняшний день.

Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.

Издавна гвозди являются спором историков, сколько же их было три или четыре? Но на этот вопрос ответ не найден по сегодняшний день.

Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с воротами перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать ворота, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.

Ворота для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на воротах не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.

Но самым захватывающим и запомнившимся событием при посещении собора стала для меня прогулка по галерее химер!

Взглянув снаружи на стены собора снизу вверх, можно невооружённым взглядом увидеть высыченных из камня чудовищ, летучих мышей, вампиров и мифических существ, которые как бы выпрыгивают и вылезают наружу.... На самом же деле это - не что иное как концы балок и перекрытий, укрышенные мордами чудовищ. Кажется совершенно немыслимым и несовместимым это сочетание изображений демонов с самими зданием христианского храма. Однако, согласно христианской иконографии здесь всё логично и закономерно. В эпоху Средневековья люди верили, что подобное отпугивает подобное, и соответственно, чтобы отвратить злых духов и самого Нечистого от храма, нужно изобразить эту самую нечисть на самом храме. Вот так и "поселились" здесь эти странные создания. И то ли они охраняют храм, то ли бегут из него, охваченные ужасом.....

Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания. На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами. И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.

По углам каждой из колоколен установлены статуи химер и гаргулий - замысловатая выдумка архитектора Виолле-ле-Дюка, с 1841 года руководившего реставрационными работами в Нотр-Дам, и пожелавшего украсить таким образом здание, а заодно и вызвать интерес и привлечь к нему внимание публики.

Это - самая известная из химер, её видно сразу же у входа в галерею. Как бы призадумавшись она созерцает с высоты жизнь вечно изменяющейся столицы... Признаюсь, я отчасти явилась в галерею ради этого кадра, потому как уже много раз видела такое изображение, но, разумеется, хотела убедиться в существовании такого персонажа самолично.

Все эти невероятные монстры, животные-гибриды и фантастические птицы примостились на выступах колоколен и "охраняют" древнее здание.... И здесь, ещё больше чем там, внизу, поражаешься этому сочетанию несочетаемого в одном и том же месте - добро и зло, святость и порок существуют здесь независимо и параллельно друг от друга, - священная обитель христианства, и злые духи на его колокольнях....И тем не менее - всё это образует единое здание храма, архитектурный комплекс, к которому, пожалуй, более всего подойдёт эпитет "застывшая музыка".

А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.

С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.

Собор Парижской Богоматери настолько разнообразен и многолик, что каждый год привлекает огромное количество туристов. Каждое воскресенье можно посетить католическую мессу, и услышать самый большой орган Франции, услышать необыкновенное звучание шеститонного колокола (именно к этому колоколу Квазимодо питал особую любовь)

Виды Парижа, открывающиеся с высоты собора поражают воображение! Весь город можно охватить одним взглядом. На востоке - Сена и современная часть города...

А на западе, - его историческая часть. На острове Сите видны часовня Сен-Шапель и Дворец Правосудия, а дальше - Лувр, район Ля Дефанс и Эйфелева башня.

Побыв в галерее химер минут 5-10, не знаешь, куда уже смотреть: то ли на гаргулий, то ли на Париж, то ли на ставший невероятно близким собор, на те его уголки, которые не видны оттуда, снизу, и до которых здесь - рукой подать!

Например - до шпиля высотой в 90 м, сконструированного тем же Виолле-ле-Дюком вместо маленького шпиля, который был разрушен во время Революции...

Или до ангела, возвешающего Последний день Мира...

Или до кровожадных чудовищ, пожирающих свои жертвы...

"Эммануэль" весит более 13 тонн, а его язык - около 500 кг. Звонит колокол только в самые торжественные дни - по большим католическим праздникам.

Есть некая необыкновенная стройность и гармония во всём облике именно этого храма. Громоздскость и монолитность - на первый взгляд, и необыкновенная лёгкость и воздушность - если приглядеться повнимательнее, или обойти и рассмотреть его со всех сторон.
Этот сквер позади собора - один из самых уединённых и уютных уголоков в городе. Совсем рядом - многолюдные бульвары, пристани речных трамвайчиков, станции метро, шумные площади, толпы неугомонных тристов, атакующих и сам собор, и прочие достопримечательности острова Ситэ... А здесь тихо. Тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают случайные прохожие.... И сам собор является логичной доминантой этого места, куда устремлены взоры всех, кто здесь находится.Отсюда открывается замечательный вид на скульптурные композиции, окна-розы и арочные контрфорсы и аркбутаны восточной части собора. Навряд ли Нотр-Дам был бы настолько монументален и внушителен, не будь он надёжно защищён со своей наиболее уязвимой и хрупкой стороны - с тыла - таким чудесным садом.... И чем больше времени здесь проводишь, тем больше задаёшься вопросом: то ли собор построен посреди сада..... то ли сад насадили вокруг собора, дабы укрыть и защитить его от всякой нечисти и от посторонних глаз

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris

God"s Garden ~ Notre Dame de Paris