Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища».

Раскольники раско́льники

официальное название сторонников старообрядчества в России.

РАСКОЛЬНИКИ

РАСКО́ЛЬНИКИ, официальное название сторонников старообрядчества (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) в России до 1905 года. Термин носил негативный, уничижительный характер. Церковные и светские власти так официально называли приверженцев старой веры вплоть до указа 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости», заменившего этот эмоционально окрашенный термин нейтральным «старообрядец».
Вообще в православии раскольниками называют сторонников неканоничных, самопровозглашенных церквей. В частности Русская православная церковь относит к раскольникам Украинскую автокефальную православную церковь и Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Их сторонники приравниваются к иноверцам, за них не молится Русская православная церковь. Однако в России чаще всего под «раскольниками» имеют в виду старообрядцев.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "раскольники" в других словарях:

    Официальное название сторонников старообрядчества в России … Большой Энциклопедический словарь

    РАСКОЛЬНИКИ, официальное название властями сторонников старообрядчества. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Раскольник, схизматик, отщепенец пренебрежительное название члена отделившийся в результате раскола части организации с позиции оставшейся (основной) части. Нередко подобным образом могут взаимно именовать друг друга представители всех… … Википедия

    Старообрядцы, участники религиозно общественного движения, возникшего в России в середине 17 в. См. Раскол … Большая советская энциклопедия

    См. Раскол … Советская историческая энциклопедия

    См. Странники …

    Раскольники, отделившиеся в 70 х гг. прошлого века от поморцев московского Преображенского кладбища, называемых также феодосеевцами и принадлежащих к беспоповщине. Основатель М. согласия, московский купец Василий Емельянов, отвергнув основные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскольники, получившие свое имя от Новациана (см. ниже). Новациан восстал против благосклонного принятия в церковь от нее отпадших, допускавшегося римским епископом Корнилием. К нему присоединились приверженцы монтанистических взглядов, а затем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскольники требуют, чтобы на проскомидии (см.) приносилось семь просфор, и придают этому требованию догматическое значение. На самом деле в вопросе о количестве просфор нет ничего догматического, ничего относящегося к самому таинству евхаристии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскольники, праздновавшие Пасху в один день с иудеями. Раскол Ч. существовал в Риме в конце II в. О расколе Ч. между сектами конца II и начала III вв. говорится у всех древних ересеологов. Есть основание предполагать, что раскол Ч. существовал в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Раскольники и острожники. В 4 томах (комплект) , Ф. В. Ливанов. Редкость. Полный комплект из 4 книг. Санкт-Петербург, 1872. Типография М. Хапа. Владельческие переплеты. Сохранность хорошая. Сочинение Федора Васильевича Ливанова в 4-х книгах "Раскольники и…
  • Раскольники и острожники Т. 3 Очерки и рассказы , Ливанов. Раскольники и острожники: Т. 3: Очерки и рассказы: с портретом основателя`Преображенского кладбища`Ильи Алексеева-Ковылина / Сочинен. Федора Васильевича Ливанова:М. Хан, 1872:Сочинен.…

Раскольник-старообрядец

В России чаще всего под «раскольниками» имеют в виду старообрядцев с позиций сторонников реформы патриарха Никона . Церковные и светские власти так официально называли приверженцев старой веры вплоть до указа 17 апреля «Об укреплении начал веротерпимости», заменившего этот эмоционально окрашенный, негативный термин нейтральным «старообрядец». Для самих староверов инициаторами раскола и отделившимися от Церкви, а следовательно раскольниками , являются никониане .

Схизматик-православный

Раскольники-самосвяты и филаретовцы

В настоящее время в Православии раскольниками называют сторонников неканоничных, самочинно провозглашенных «церквей»: УАПЦ («самосвяты ») и УПЦ-КП («филаретовцы» или «денисенковцы», по имени её руководителя Михаила Денисенко, ранее монаха Филарета). Они приравниваются к иноверцам, за них не молится Православная церковь, так же, как за иноверцев и самоубийц, не признаются их таинства и священники. Каноническая церковь считает все храмы, где проходила хотя бы одна церковная служба раскольников, как требующими нового освящения.

Ссылки

  • Текст Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости»

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Раскольники" в других словарях:

    Официальное название сторонников старообрядчества в России … Большой Энциклопедический словарь

    РАСКОЛЬНИКИ, официальное название властями сторонников старообрядчества. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Официальное название сторонников старообрядчества в России. * * * РАСКОЛЬНИКИ РАСКОЛЬНИКИ, официальное название сторонников старообрядчества (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) в России до 1905 года. Термин носил негативный, уничижительный характер. Церковные … Энциклопедический словарь

    Старообрядцы, участники религиозно общественного движения, возникшего в России в середине 17 в. См. Раскол … Большая советская энциклопедия

    См. Раскол … Советская историческая энциклопедия

    См. Странники …

    Раскольники, отделившиеся в 70 х гг. прошлого века от поморцев московского Преображенского кладбища, называемых также феодосеевцами и принадлежащих к беспоповщине. Основатель М. согласия, московский купец Василий Емельянов, отвергнув основные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскольники, получившие свое имя от Новациана (см. ниже). Новациан восстал против благосклонного принятия в церковь от нее отпадших, допускавшегося римским епископом Корнилием. К нему присоединились приверженцы монтанистических взглядов, а затем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскольники требуют, чтобы на проскомидии (см.) приносилось семь просфор, и придают этому требованию догматическое значение. На самом деле в вопросе о количестве просфор нет ничего догматического, ничего относящегося к самому таинству евхаристии … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Раскольники, праздновавшие Пасху в один день с иудеями. Раскол Ч. существовал в Риме в конце II в. О расколе Ч. между сектами конца II и начала III вв. говорится у всех древних ересеологов. Есть основание предполагать, что раскол Ч. существовал в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Раскольники и острожники. В 4 томах (комплект) , Ф. В. Ливанов. Редкость. Полный комплект из 4 книг. Санкт-Петербург, 1872. Типография М. Хапа. Владельческие переплеты. Сохранность хорошая. Сочинение Федора Васильевича Ливанова в 4-х книгах "Раскольники и…

Управляющий делами УПЦ, ректор КДА митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Какова главная причина возникновения расколов, чем рискуют люди, отпавшие от канонической Церкви? Почему возникают расколы?

Чтобы понять, что такое церковные расколы и почему они возникают, лучше всего обратиться к каноническим правилам Православной Церкви.

Об этом, например, подробно говорит святитель Василий Великий в своем знаменитом каноническом послании к епископу Амфилохию Иконийскому. Святитель Василий различает три категории лиц, отпавших от церковного общения. Это: еретики, раскольники и «составляющие самочинные сборища».

Кто такие раскольники, еретики и люди, «составляющие самочинные сборища»

Под еретиками он понимает тех, которые исказили какие-либо церковные догматы, то есть отступившие от чистоты веры.

Раскольниками (по-гречески «схизматиками») называет «разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание». То есть, в основе раскола, по святому Василию, лежат разногласия о второстепенных вопросах церковного учения или церковного устройства, а не об основополагающих догматах.

Третью категорию отпавших от церковного общения составляют так называемые «самочинные сборища» (по-гречески «парасинагога»). Под этим термином он понимает «собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом».

Далее свт. Василий поясняет, что он имеет в виду: «Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, - это есть самочинное сборище». То есть, в данном случае речь идет исключительно о дисциплинарных конфликтах.

В истории Церкви мы, увы, знаем немало примеров и ересей, и расколов, и самочинных сборищ

Например, арианство или монофизитство – это, конечно же, ереси, искажавшие основополагающие христианские догматы. Если говорить о расколах, то в Древней Церкви они возникали, прежде всего, из-за разногласий в вопросах покаянной дисциплины.

Например, раскол донатистов возник из-за спора о порядке приема в Церковь тех, кто отпал от нее в годы гонений. В результате донатисты, сохранив основополагающие христианские догматы, все же выработали специфичную экклезиологию. Уже в ХХ в. возник так называемый «старостильный раскол», связанный с проблемой введения в церковную жизнь нового календаря. В XVII в. на Руси возник старообрядческий раскол, ставший результатом разногласий в сфере богослужения. Во всех этих случаях в основе расколов лежали особые мнения по вопросам, которые не составляют самой основы христианской веры.

Что касается современной ситуации в Украине, то раскол появился в результате того, что бывший митрополит Филарет, не подчинившись решению о своем удалении от управления Украинской Православной Церковью, создал структуру, которая находится вне общения с мировым Православием

Как видно из слов свт. Василия Великого, самочинные сборища связаны, как правило, с нарушениями церковной дисциплины отдельными священниками или иерархами, которые противопоставляют себя церковной полноте.

Никакой отдельный человек не может сказать, что он «владеет» истиной

Христос говорит, что Он Сам есть Путь и Истина и Жизнь (Ин 14, 6). Потому правильно было бы говорить, что не мы владеем истиной, а Истина (Христос) овладевает сердцем человека. Господь открывает нам истину в той мере, в которой мы можем ее вместить. Хранителем истины является Церковь, которую апостол Павел именует столпом и утверждением истины (1 Тим 3, 15). Как писал святитель Ириней Лионский, «Апостолы в Церковь, как в сокровищницу, вполне вложили все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни».

История свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения

Если говорить о тех, кто пребывает в церковном расколе или создает «самочинные сборища», то эти люди не отказываются от основополагающих богооткровенных истин. Они верят и в Святую Троицу, и в Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего во плоти. Тем не менее, история свидетельствует о том, что долгое пребывание вне общения с Вселенской Церковью может повлечь за собой и искажения в сфере вероучения. Например, в старообрядческой среде постепенно стали появляться течения, отвергавшие церковную иерархию (так называемые «беспоповцы»). Обновленческий раскол, возникший в Русской Церкви в 1920-е гг., начался с неповиновения патриарху Тихону группы священников. Но постепенно в обновленчестве начался отход от традиционного церковного устройства: был введен женатый епископат, звучали призывы к полному уничтожению института монашества и так далее.

Невозможно пребывать в истине, опираясь лишь на человеческие силы. Для того, чтобы не отпасть от истины, человеку необходима благодатная помощь, которую он получает в Церкви. Если же человек отпадает от церковного общения, то он рискует не устоять в истине.

Многие местные жители общались с людьми, ходящими по домам и предлагающими поговорить о Боге. Пообщавшись с ними, большинство понимает, что это сектанты (чаще всего свидетелиИеговы), и прерывают разговор. Труднее бывает, когда человек одет в рясу, носит бороду, и поэтому сразу не поймешь, что это раскольник. Раскольник-это тот, кто, не искажая догматов веры, при этом не признает законную церковную иерархию, т.е. не подчиняется Патриарху и епископам. Он как бы «раскалывает» организм Церкви, отчего и происходит название «раскол». Обычно раскольники ставят своих лжеепископов и принимают звучные названия, типа «истинная православная церковь», «древлеправославная церковь» и т.п. И далеких от Православия людей эти названия и вроде православный облик такого сообщества вводят в заблуждение, что это такая же Православная Церковь. Но нет…

Христос избрал 12 Апостолов, через которых основал Свою Церковь, в которой спасаются верующие. Раз Христос один, то и истинная Церковь Христова тоже может быть только одна. Принимая ересь (искажая догматы веры) или уходя в раскол (не подчиняясь законным епископам)-человек выпадает из Церкви и лишается райского блаженства. Вернуться в Церковь можно через покаяние, для чего надо отвернуть ересь и соединиться с Церковным Телом.
В день Пятидесятницы 30 г. на Апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили на разных языках, т.е. получили от Бога возможность присоединять к Церкви любого человека, независимо от национальности. Апостолы стали ходить по странам и в каждом городе или селе создавали общину христиан. В этой общине они ставили духовного руководителя, который назывался епископом. Поставление в епископы называется «рукоположением» или по-гречески «хиротония», потому что Апостолы возлагали на будущего епископа свои руки и через это на поставляемого сходила благодать Святого Духа, дававшая человеку силу исполнять обязанности епископа. Епископ в свою очередь рукополагал священников (пресвитеров) и диаконов. Все это называется таинством Священства. Когда Апостолы погибли за Христа, то епископа стали поставлять два-три окрестных епископов. Со временем христианские общины появились во всех городах Римской империи, и конечно, епископы больших городов получали большее влияние, чем епископ деревенской общины. Постепенно епископы городов стали надзирать не только за своей общиной, но и проверять служение сельских епископов. И таким образом, епископ большого города-митрополии, имевший в своем попечении других епископов, стал называться митрополитом. А митрополитам пяти главных городов Римской империи (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) был присвоен титул Патриархов, которым подчинялись все остальные митрополиты и епископы. Патриарх еще называется Предстоятелем Церкви.
Русская Православная Церковь произошла от Константинопольского Патриархата. Апостол Андрей Первозванный рукоположил св. Стахия епископом городка Византий на берегу пролива из Черного в Средиземное море. В 330 г. император Константин Великий превратил Византий во вторую столицу империи Константинополь-Новый Рим, и епископы Византия стали Константинопольскими Патриархами. При Крещении Руси в 988 г. Константинопольский Патриарх Николай II рукоположил первого русского митрополита св. Михаила, имевшего кафедру в Киеве. В 1299 г. кафедра митрополитов русских перешла из разоренного монголами Киева во Владимир, а в 1325 г.-в усиливающуюся Москву. В 1589 г. митрополит Московский и всея Руси стал носить титул Патриарха.
То есть, если посмотреть на вышесказанное, идет непрерывная цепь рукоположений от Христа через апостола Андрея Первозванного епископов г. Византия, затем Константинопольских Патриархов, потом Русских митрополитов и Патриархов до нынешнего Патриарха Кирилла. Это один из главных признаков законной церковной иерархии-преемственность через века от Апостолов до нынешнего Предстоятеля, доказанная историческими источниками! Кроме того, Предстоятель Церкви должен быть признаваем таковым другими Предстоятелями, главным образом древними Восточными Патриархами (Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским). Таким на территории Российской Федерации является только Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и возглавляемая им Церковь и есть спасающая истинная Православная Церковь. Отпадающий от нее и от общения с законным Предстоятелем есть раскольник, лишающий себя спасения! Поэтому, чтобы узнать, раскольник перед нами или нет, надо просто спросить, поминается ли за Богослужением Патриарх Кирилл. Если не поминается-здесь раскол.
Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. А если он дерзнет после запрещения все-таки рукополагать кого-то, то этот епископ и общающиеся с ним подпадают под отлучение от Церкви (анафему). Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. И значит, никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили. А если не совершаются Таинства, то и спасения души нет.

Раскольники упрекают Московскую Патриархию в сотрудничестве с Советской властью. Большинство обвиняющих епископат Московской Патриархии в «неправославии» сами пришли в Церковь только после начала перестройки, а в советское время стыдились быть верующими. Обвиняя Патриарха в кажущемся «нарушении канонов», раскольники почему-то не считают более страшным нарушением канонов учинять явный раскол. Обвиняя других в «недуховности», они почему-то сами не бояться вступать в общение с лицами, лишенными сана за моральную распущенность. Люди, не имеющие никакого духовного образования, обзывают себя «первоиерархами», и их последователей не коробит то, что, оказывается, можно самому «создать» Церковь! Во все времена раскольники оправдывали свои уход из Церкви заботой о спасении этой же самой Церкви и кроме вреда, ничего Православию не приносили. Да, в Церкви есть немало проблем, но и решать их надо по-церковному, т.е. на Соборах, а не разрубать многострадальную Церковь — Тело Христово — очередным расколом. Да, и в среде раскольников есть люди, которые искренне ища Истину, свернули не туда, и нам надо молиться Господу об их возвращении в Церковь.

Термин, использовавшийся официальными властями с середины XVII в. для обозначения старообрядцев (староверов) - людей, отказавшихся принимать церковную реформу патриарха Никона и за это преданных проклятию православной церковью. На протяжении XVII-XIX вв. подвергались преследованиям со стороны как церковных, так и государственных властей, объявив себя защитниками старой веры ("древнего благочестия"). Среди староверов существовало несколько направлений ("согласий").


Смотреть значение Раскольник в других словарях

Раскольник — раскольника, м. 1. Член одной из сект, принадлежащих к расколу (в 3 знач.), старообрядец (церк.). В стрелецкой слободе объявилось шесть Человек раскольников - начетчики, высохшие,........
Толковый словарь Ушакова

Раскольник — и пр. см. раскалывать.
Толковый словарь Даля

Раскольник — -а; м.
1. Последователь раскола; старообрядец.
2. Тот, кто вносит разлад в какую-л. организацию, способствует ее расколу. Бороться с раскольниками внутри организации.........
Толковый словарь Кузнецова

Авраамий, Раскольник — раскольник, затворщик (1683

Алексеев, Иван (раскольник) — раскольнический учитель, противник запрещения браков в XVIII
Большая биографическая энциклопедия

Анкидинов, Иван, Раскольник — поморец, автор "исповеди"; сгорел 1744
Большая биографическая энциклопедия

Досифей, Поп, Раскольник — возмущатель (в союзе с Пафнутием и Феодосием) донских казаков, городков Паншина и Качалина (1688
Большая биографическая энциклопедия

Евфросин, Раскольник — - автор сочинения "Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей", появившегося в свет в 1691 г. Е. - современник первых расколоучителей,........
Большая биографическая энциклопедия

Ларионов, Иван, Раскольник — обратился в православие в 1718 г., в Архангельске (в Архиерейском доме, после состязания 9
Большая биографическая энциклопедия

Никодим, Старец-раскольник — в 1785 г. изложивший князю Потемкину условия, на которых раскольники желали присоединения к православной
Большая биографическая энциклопедия

Онуфрий, Раскольник — - раскольник, основатель существовавшей некоторое время секты "аввакумовщины" или "онуфриевщины". Подробных биографических сведений об Онуфрии не имеется.........
Большая биографическая энциклопедия

Самойлов, Алексей, Раскольник — учитель новгород. раскольников-феодосиан; р. 1691 г., † 1771
Большая биографическая энциклопедия

Феоктист, Раскольник — (в конце XVII в.), игумен Златоустовского московского мон. (если это не одно лицо с игуменом 1666 и 1673-92 гг.?), автор сочинения "о пришествии
Большая биографическая энциклопедия

РАСКОЛЬНИК — РАСКОЛЬНИК, -а, м. 1. Последователь раскола, старообрядец. 2. Человек, кчзый вносит раскол, разлад в какое-н. общее дело (неодобр.). || ас. раскольница, -ы (к 1 знач.). || прил. раскольнический,........
Толковый словарь Ожегова