Кто по нации был берия. Краткая биография лаврентия берии

38 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском.

В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.



Игроки *Пахтакора*

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.



Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в истории СССР

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1973


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров - игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.


Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).


Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.


Памятник погибшим футболистам


Памятный камень футбольного клуба *Пахтакор* в Ташкенте

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало - столкновение произошло через полтора часа после этого.


Погибшие игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом...» . Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.


Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).


Могила экипажа самолета Ту-134А

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».


Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов.

ТАШКЕНТ, 11 авг — Sputnik, Анастасия Александрова. 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых в полном составе летел ташкентский футбольный клуб "Пахтакор".

В тот год это был один из лучших составов за всю историю ташкентского клуба. Этот день в истории узбекистанского футбола останется навечно. Семнадцать спортсменов стали гордостью Узбекистана и навсегда остались в сердцах миллионов соотечественников — будь то в столице, городах или кишлаках.

Ровно 37 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинев. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нем находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли.

"В той катастрофе наша страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского "Динамо". Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю почти вековую историю Советского Союза. Два самолета столкнулись лоб в лоб. Как так получилось, до сих пор никто не знает. Но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Рустамович Агишев 1959 года рождения. 1979 год должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника Олима Масалиевича Аширова родился сын. Его назвали в честь отца — Олимом Ашировым. Нападающий Владимир Иванович Федоров умел пробить по воротам без подготовки. Именно это послужило ему пропуском в национальную сборную страны, за которую в свои 24 года он успел выступить 17 раз.

Для полузащитника Константина Александровича Баканова футбол — был главной страстью жизни. Защитнику Юрию Тимофеевичу Загуменных пришлось нелегко: незадолго до трагедии, в 1975 году, в самом расцвете футбольной карьеры, Юрия подстерегла тяжелая травма позвоночника. Тем не менее, мужчина справился с этим и вернулся в строй действующих игроков.

"Когда это случилось, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Когда люди узнали об этом страшной трагедии, весь Советский Союз сплотился. Это был настоящий ужас, ведь погибшие ребята были совсем молоды… Правильно же говорят, что "трагедия объединяет людей". В те страшные дни все спортсмены со всех республик приехали в Узбекистан, чтобы хоть как-то показать свою поддержку. Конечно же, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Иванович Корченов всегда был для команды неформальным лидером. По словам знакомых, он был самым коммуникабельным в команде и несколько раз избирался капитаном команды "Пахтакор". Семья защитника Николая Борисовича Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир памяти игрока "Пахтакора" Николая Куликова. Полузащитник Владимир Васильевич Макаров по своему стажу был самым опытным игроком.

Вратарь Сергей Константинович Покатилов также получал много травм и был вынужден какое-то время их лечить. Тем не менее, всегда быстро вставал на ноги. Нападающий Виктор Николаевич Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Ахмедович Базаров мечтал получить высшее образование. До трагической даты Сирожиддин успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Мусинович Ишбутаев последний раз он вышел на поле в игре против "Зари"… Нападающий Владимир Валиевич Сабиров еще когда учился в республиканской школе-интернате, об его увлечении футболом знали все, и тогда он уже был в поле зрения многих специалистов узбекского футбола.

Врач команды Владимир Васильевич Чумаков был самым лучшим другом всем футболистам. Всегда оказывал первую помощь и быстро ставил на ноги травмированных футболистов. Тренеры команды с ним советовались перед матчами. Все футболисты к нему обращались как к близкому другу, он был очень добрым, чутким и внимательным человеком и мастером своего дела, а также пользовался большим уважением. В настоящее время его семья проживает в Крыму.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В этот день был не со своими подопечными", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трех месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодежной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

"Что там случилось, я не знаю. До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом: "Как такое могло произойти? Два самолета не поделили небо… Это настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолетов был установлен монумент памяти "Пахтакора" и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

11 августа исполнилось 34 года со дня гибели в авиакатастрофе ташкентского «Пахтакора».

В честь этой даты в столице Узбекистана по доброй традиции проведены детско-юношеские турниры и соревнования ветеранов, посвященные памяти погибших футболистов. В день скорбной даты будут возложены цветы к памятнику у стадиона «Пахтакор» и к могилам пахтакоровцев на Боткинском кладбище. Пройдут мероприятия и на месте авиакатастрофы – в украинском селе Куриловка. А многие болельщики с постсоветского пространства 11 августа просто вспомнят «Пахтакор-79» и, сидя за столом, помянут тех, кто «навечно остался играть в Поднебесье». Помянем их и мы. Наши журналисты, следуя законам футбольного братства, внесли свою лепту в то, чтобы память о трагически погибшей команде была жива и увековечена. Материал, который мы предлагаем читателям, был опубликован к 30-летию трагической даты, но своей актуальности, мы думаем, не потерял.

Страшная весть разнеслась быстро

Боль от страшной трагедии в небе над Днепродзержинском до сих пор заставляет сжиматься сердца почитателей футбола на всем постсоветском пространстве. 11 августа 1979 года о роковом столкновении в воздухе двух самолетов и гибели 178 человек знали немногие. Но страшная весть быстро разнеслась по стране. В то время шли вступительные экзамены в вузы, и в перерыве между ними мы, выпускники алма-атинских футбольных школ СДЮСШОР №3 и «Енбек», собрались на стадионе АДК поиграть в «дыр-дыр». О трагедии нам сообщил тренер, бывший кайратовец, Юрий Газинович Мусин, и поначалу мы в это не поверили. Официальную информацию в «Советском спорте» прочитали аж через неделю. И все равно я никак не мог представить, что больше нет «Пахтакора», именно тех футболистов, которые были извечными друзьями-соперниками нашего «Кайрата». Печальное известие воспринял близко к сердцу. Связано это с всеобщей болью утраты и с тем, что именно на матч кайратовцев против «Пахтакора» в 1969 году впервые на наш легендарный Центральный привел меня отец, и с этой встречи я не пропускал ни одной игры с участием этих команд, знал многих игроков в лицо.
Календарный матч против «Пахтакора» в том злополучном сезоне должен был состояться 18 августа. Через призму баталий флагманов двух соседних республик проходили футбольные детство и юность: пацанами мы часто выступали на детско-юношеских турнирах в Ташкенте и других узбекских городах и даже жили на знаменитой базе пахтакоровцев «Чиготай» в мае 1977-го. Расселившись тогда в коттеджах, шутили, что, может, спим на кроватях пахтакоровских знаменитостей Михаила Ана или Владимира Федорова. И вдруг внезапно не стало целой команды, которую хорошо знал и уважал.

В эпицентре всенародной скорби

Алма-Ата, как и весь Союз, скорбела, а Ташкент рыдал. Фотограф Сергей Архипов в то время работал в спорткомитете города Чирчика, что под Ташкентом, был в эпицентре всенародной земной скорби по погибшим футболистам и те дни запомнил на всю жизнь.
– Трагедия произошла в субботу, – рассказывает Сергей . – В воскресенье об этом знала вся республика. Во вторник в «Правде Востока», официальном органе ЦК Компартии Узбекистана, появилось соболезнование. Точную дату похорон никто не называл, и мы постоянно созванивались с Ташкентом. Со своим горспорткомитетовским руководством приготовили венки и цветы.
Видимо, чтобы не создавать ажиотажа, пахтакоровцев в цинковых гробах привезли утром 18 августа и траурный митинг провели в аэропорту. Вход туда был по спецпропускам. И все равно народ узнал, когда будут провожать в последний путь своих любимцев. Траурную процессию от аэропорта до самого Боткинского кладбища с обеих сторон дороги сжимали людские стены, под колеса военных грузовиков, в которых везли тела погибших, народ бросал цветы. Людской поток потом двинулся на кладбище. Атмосфера всеобщего горя и скорби витала над Ташкентом, и все люди плакали и рыдали. От такого зрелища аж мороз по коже шел. У меня у самого на глаза навернулись слезы, эта команда считалась народной, да и некоторых из пахтакоровцев я знал по юношеским турнирам. В таком шоковом состоянии город и вся республика находились очень долго. Когда проводился первый матч уже обновленного «Пахтакора» против динамовцев Тбилиси и диктор зачитывала имена погибших, то она зарыдала прямо в микрофон, и на забитом до отказа 50-тысячном стадионе многие болельщики тоже заплакали.

Брежнев, злой умысел или человеческий фактор?

Как же могла произойти эта трагедия? Статистика того рокового столкновения скупа и беспристрастна.

11 августа 1979 года в 13.35 на высоте 8400 метров над Украиной столкнулись самолеты, выполнявшие рейсы Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск (борт 65 735) и Челябинск – Воронеж – Кишинев (борт 65 816). На борту воздушных судов было всего 178 человек, в том числе 17 членов команды «Пахтакор», летевших в Минск на матч очередного тура чемпионата СССР.

Самолет, следовавший рейсом Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск, выполнял последнюю часть перелета. В 13.11 лайнер взял курс на Минск. Чуть раньше, в 12.53, из Воронежа вылетел ТУ-134А, следовавший по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев. Долгое время эта авиакатастрофа широко не обсуждалась, и многие лишь предполагали, как могли столкнуться в небе два лайнера ТУ-134. Люди черпали информацию из слухов, а они были самые разные. С наступлением гласности различные версии, в том числе и самые нелепые и фантастические, широко тиражировались СМИ. Некоторые из них в гибели людей даже обвинили генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, мол, чтобы освободить путь его личному самолету, понадобилось сбить ракетами две гражданские «тушки». Кто-то усматривал в происшедшем политическую подоплеку – соперничество республиканских партийных боссов, а кто-то – злой умысел и террористический акт.

Согласно официальной информации следствие все свалило на человеческий фактор. Диспетчеры не разобрались в сложной ситуации, не учли правила фразеологии и радиообмена, пилоты из-за облачности и дождя просто не могли заметить самолеты друг друга. На высоте 8400 метров молдавский ТУ-134 врезался в минский, отсек ему часть крыла и хвостовое оперение и сразу же взорвался. Пилот минского лайнера, несмотря на повреждения и разгерметизацию, еще какое-то время планировал, но на высоте 4500 метров самолет вошел в пике и разбился недалеко от села Куриловка.

Примерно через год молодого 22-летнего диспетчера Николая Жуковского, который грубо ошибся в расчетах, осудили на 15 лет. Такой же срок получил и его коллега, старший инструктор 29-летний Владимир Сумской.

Тайна гибели до конца не раскрыта

По прошествии 30 лет с того рокового дня о трагедии и легендарной команде написано много материалов, даже создан фильм «Тайна гибели «Пахтакора», но, по мнению вдовы Идгая Тазетдинова Аллы Сергеевны Шулепиной-Тазетдиновой, есть еще немало вопросов, на которые так и не получены ответы. И вопросов появилось еще больше, после того как она почти месяц во время строительства памятника погибшим пахтакоровцам пожила в селе Куриловка и пообщалась с очевидцами последних мгновений пикирования минского ТУ-134 и теми куриловцами, кто своими глазами видел врезавшийся в землю самолет, разбросанные в лесу тела и обгоревшие трупы.

Так что тайна гибели двух лайнеров Аэрофлота до конца не раскрыта. И может, в год 30-летия той печальной даты кто-то из спецгруппы Генпрокуратуры СССР, судей того громкого процесса, тех высокопоставленных работников, кто принимал решение о переводе этого дела в секретное производство, помогут пролить свет на неизвестные и загадочные моменты того черного дня и донести до людей всю правду о той страшной трагедии над Днепродзержинском. Тем более что материалы под грифом «секретно» рассекречиваются через 25 лет. А прошло уже 30.

Дань памяти – святое дело

В живых из той команды остались не полетевшие в поездку из-за травм Тулягян Исаков, Александр Яновский, Анатолий Могильный и старший тренер Олег Базилевич. Он вылетел раньше в Сочи, чтобы проведать супругу и заболевшего сына.

По телефону с известным специалистом мы общались в разгар строительства памятника «Пахтакору-79», и он тоже посодействовал перечислению средств на мемориал от киевских динамовцев, поэтому на очередной звонок из Алматы Олег Петрович Базилевич ответил приветливо.

– В курсе, что благородная акция осуществилась. Очень рад, что в год тридцатилетия трагической гибели той великолепной команды ей установлен памятник в Куриловке. К сожалению, не смог приехать на открытие. Приболел немножко.

– Олег Петрович, в тот год ваш «Пахтакор» мог замахнуться на медали?

– Сейчас говорить трудно, но исполнители были сильные, амбициозные, и мы планировали решать серьезные задачи. Спасибо специалистам Соловьеву и Каневскому. Их селекционная работа помогла сформировать боеспособный коллектив.

– 11 августа для вас особый день или стараетесь его не вспоминать, чтобы не бередить старую душевную рану?

– Это черная дата, но дань памяти – это святое дело. Помню я и всех своих игроков, и тренера Идгая Тазетдинова, и врача, и администратора. Каждый год в этот день я вспоминаю наш «Пахтакор-79» и поминаю его. О людях судят после того, как они уйдут из жизни. Аж три десятка прошло, а их до сих пор любят, вот памятник им поставили. Значит, оставили они свой след в футболе. Я предлагаю создать специальный фонд «Пахтакор-79» со своим валютным счетом и готов первым внести свой взнос. Думаю, что эту идею поддержат многие ветераны и клубы.

– Версий, из-за чего случилась та трагедия, очень много. Какой придерживаетесь вы?

– Мое мнение – тайна до сих пор остается тайной. Но, как говорится в Библии, все, что ни было тайным, становится явным. Когда-нибудь и кто-нибудь доберется до истины, а сейчас прошу вас, если будете в Ташкенте, то поклонитесь от меня могилам погибших пахтакоровцев. Светлая им память и вечный покой.

Пахтакоровцев помнят, значит, они живы…

Как и Олег Петрович, обязательно помянет 11 августа погибших друзей-соперников известный футболист и тренер «Кайрата» Тимур Санжарович Сегизбаев . Его с «Пахтакором» связывает не только острое соперничество на зеленых полях.

– «Кайрат» – «Пахтакор»! «Пахтакор» – «Кайрат»! Как это громко и призывно звучало для болельщиков 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого столетия. Полные арены в Алма-Ате и Ташкенте, вереницы машин с «чужими» номерами и настоящие битвы мастеров. Настраивать на такие матчи нас не надо было. Такие игры тогда именовались «международными».

Красницкий, Тазетдинов, Стадник, Абдураимов, Пшеничников, Степанов, Квочкин, Остроушко – это были имена. Сражались мы на поле самозабвенно, а за его пределами были друзьями. Как игрок я хорошо знал пахтакоровцев 60-х и то поколение, что пришло им на смену. А погибших даже сейчас могу охарактеризовать по игровым качествам. И Мишу Ана, и Володю Федорова, и Виктора Чуркина, и остальных. Мы со Стасом Каминским с 1976 по 1978 год возглавляли «Кайрат» и не раз бились с «Пахтакором». В 1979-м старшим был Игорь Волчок, но я оставался при команде.

Страшная весть застала нас, по-моему, в Баку, и нам начали звонить наши родные. До них дошла информация, что погибла команда из Азиатского региона, и они сильно волновались. Мы же переживали еще больше. В голове никак не укладывалось, что в один миг исчезла из жизни вся футбольная команда. Чувства невосполнимой потери обострились через неделю, когда появилась крошечная официальная информация, а наш матч против «Пахтакора», запланированный по календарю на 18 августа, был перенесен на более поздний срок. СМИ об этой трагедии долго умалчивали, и, может быть, ее удалось бы скрыть, если бы не гибель узбекских футболистов.

Сейчас память о них в граните и мраморе увековечена в Куриловке. Я хорошо знаю вдову Идгая Тазетдинова Аллу, она – автор этого проекта, и восхищаюсь ею.


О такой любви надо писать книги. К «Пахтакору», да и ко всему Узбекистану, казахстанцы всегда относились по-братски. У нас хорошие отношения. Мы, ветераны, часто приезжаем в Ташкент и первым делом возлагаем цветы к мемориалу и могилам погибших футболистов. Пахтакоровцы часто гостят у нас. И во время наших встреч мы вспоминаем тех, чья жизнь оборвалась в полете. В день тридцатилетия трагедии меня не будет в Ташкенте, но я, конечно же, найду время и в Алматы, чтобы пригласить ветеранов и почтить память пахтакоровцев. Их помнят, значит, они живы в наших сердцах.

Память о "Пахтакоре-79" будет жить вечно

Вспомним и мы поименно команду «Пахтакор-79», погибшую 33 года назад в авиакатастрофе.

  • Идгай Борисович Тазетдинов, тренер (13.01.1933)
  • * Михаил Иванович Ан, полузащитник (19.11.1952)
  • * Владимир Иванович Федоров, нападающий (05.01.1956)
  • * Алым Масалиевич Аширов, защитник (25.01.1955)
  • * Равиль Рустамович Агишев, защитник (14.03.1959)
  • * Константин Александрович Баканов, полузащитник (25.05.1954)
  • * Юрий Тимофеевич Загуменных, защитник (07.06.1947)
  • * Александр Иванович Корченов, полузащитник (04.05.1949)
  • * Николай Борисович Куликов, защитник (25.04.1953)
  • * Владимир Васильевич Макаров, полузащитник (09.03.1947)
  • * Сергей Константинович Покатилов, вратарь (20.12.1950)
  • * Виктор Николаевич Чуркин, нападающий (25.01.1952)
  • * Сирожиддин Ахмедович Базаров, нападающий (10.08.1961)
  • * Шухрат Мусинович Ишбутаев, нападающий (08.02.1959)
  • * Владимир Валиевич Сабиров, нападающий (14.01.1958)
  • * Владимир Васильевич Чумаков, врач команды (08.12.1932)
  • * Мансур Инамджанович Талибджанов, администратор команды (04.04.1944)
  • Памяти погибших пахтакоровцев посвящена

    Эдуард АВАНЕСОВ

    Трагедии в небе

    >> 1949 год

    Самолет, на котором «Торино» возвращался домой из Португалии, разбился о горный склон рядом с Турином. Погибли 18 футболистов, в том числе и капитан команды Валентино Маццола, журналисты, официальные лица и английский тренер Лесли Ливсли. К тому времени «Торино» четыре раза подряд становился чемпионом страны, а на момент трагедии лидировал в чемпионате, опережая преследователей на четыре очка. Сезон закончила юношеская команда «Торино», которая стала чемпионом Италии.

    >> 1958 год

    Самолет с «Манчестер Юнайтед» на борту потерпел аварию при взлете в мюнхенском аэропорту. Погибли восемь футболистов, три руководителя клуба и восемь журналистов. МЮ возвращался домой после игры с белградской «Црвеной Звездой», которая закончилась вничью (3:3) и позволила английскому клубу выйти в полуфинал Кубка европейских чемпионов.

    >> 1961 год

    При столкновении самолета с горой Лос-Ластимас погибли 24 члена команды «Грин Кросс» , которые летели из Сантьяго в Осорно на матч Кубка Чили.

    >> 1969 год

    Погибли девятнадцать игроков и руководителей клуба «Стронгест» («Сильнейшие») , самой популярной команды Боливии. Их самолет разбился в Андах, когда команда летела в Ла-Пас.

    >> 1979 год

    Семнадцать игроков ташкентского «Пахтакора» погибли по пути на очередной матч национального чемпионата.

    >> 1987 год

    Сорок три человека – игроки, руководство и болельщики «Альянсы» (Лима) – погибли, когда команда возвращалась домой после очередного матча национального чемпионата. Самолет упал в море в шести километрах севернее перуанской столицы.

    >> 1993 год

    Погибли 18 футболистов сборной Замбии . Команда летела на встречу со сборной Сенегала в рамках отборочного турнира чемпионата мира. Самолет упал в море рядом с Габоном.