Кто эти люди? Что в православии означает душа.

Многие наши сограждане поддерживают Обращение епископа Диомида и его позицию, поэтому интерес к данной теме все возрастает. В связи с этим мы решили узнать мнение Владыки по некоторым особо злободневным внутрицерковным проблемам, связавшись с ним по телефону 28 сентября с.г.

Ваше Преосвященство, добрый день! Вас безпокоит газета «Дух христианина», благословите!

Бог благословит!

Владыко! С праздником Вас Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Владыко, Вами был воздвигнут Крест Господень на восточном рубеже Православия, и не один. Что значит для Вас этот праздник?

Для меня праздник этот важен еще тем, что воздвигли Крест на острове Ратманова. Этот остров называется иногда островом Гвоздева и Диомида, то есть именем моего святого. Воздвигнутый Крест - это наша духовная опора. Он ограждает наше Отечество на самом дальнем, восточном рубеже нашей Родины и является символом, который дает благодать нашему Отечеству.

Владыко! Как обстоят дела сейчас у Вас в епархии после нападок СМИ в связи с Вашим Обращением?

В епархии у нас все спокойно, жизнь течет своим чередом.

Вы возводите женский монастырь. Как продвигается строительство?

Мы строим женский монастырь как раз на косе Александра, возле старенького храма Преображения Господня. Место историческое. Собственно, Анадырь раньше и находился на косе, а впоследствии он был перенесен за речку Казачку.

Мы занимаемся работами по связке арматуры, армируем каркас под фундамент, хотим успеть до морозов. Нужно сделать фундамент качественным и прочным, чтобы храм никуда не улетел, т.к. здесь сильные ветра. Все трудятся, и священники тоже.

Владыко, к сожалению, нападки на Вас не прекращаются, и еще печальнее, когда они исходят от архиереев нашей Церкви. Некоторые священники пострадали за поддержку Вашего Обращения. В Барнаульской епархии был изгнан иерей Августин, жаловались, что архиепископ Нижегородский и Арзамасский пригрозил всем сочувствующим Вам анафемой. Также и в Камчатской епархии недоброжелательно отнеслись к Вашему Обращению. Можете прокомментировать это обстоятельство?

Что владыка Диомид такого преступного сделал? Ничего. Лишь только обозначил те наболевшие проблемы, которые Церковь игнорирует, и уже стал «раскольником». А я отвечаю, что никогда не откалывался и не раскалывался, и никого не раскалывал. Просто архиереи наши немножко не тем занимаются, не то делают, что нужно.

А слухи доходят разные, что я якобы отказался от своего Обращения. Как я могу отказаться? Ведь если бы не было этих проблем, другое дело. А если они есть - что же отказываться? Их надо решать. Вся полнота церковная это понимает. И архиереи все понимают, но молчат, как рыбы.

Если священник не совершил канонических преступлений, значит, прещения архиерея недействительны. Была бы вина, достойная наказания. Но ведь ее нет.

Архиерей просто показывает свою власть. Ну, а завтра Господь над ним свою власть покажет, и что с архиереем будет? Где он обретется? Вместо того чтобы души приводить к Богу, они эти души уводят от Бога. Если те же архиереи и батюшки говорят, что владыка Диомид отказался от своих слов, они лгут. Своей ложью они покрывают свою трусость. Но трусы Царства Небесного не наследуют. Нижегородский архиепископ обещает анафематствовать всех, кто меня поддержит. Его самого анафематствовать надо. Ведь он утверждает, что для всех существует единый всевышний, а веры разные, но все они ведут к единому всевышнему. Это же ересь самая настоящая! Пусть тогда Нижегородский архиепископ обрежется, примет мусульманство или иудаизм и идет по тому пути к всевышнему. Ему надо самому задуматься, в православном ли он ключе живет и по тому ли духовному пути идет. Ведь есть секты, с которыми надо бороться, которые извращают Православное учение, а мы это игнорируем, мы с ними лобызаемся. Ведь критика никогда вреда Церкви не приносила, а только пользу. Из «Жития» прп. Марии Египетской мы знаем, что она повелела старцу Зосиме после ее кончины сказать игумену монастыря о тех неисправностях, которые есть в монастыре. И ведь все было спокойно воспринято и исправлено. Точно так же и здесь. В нашей современной Церкви тоже есть язвы, которые надо врачевать. А этого, к сожалению, не происходит.

Владыко! Россию заполонило большое количество сект разного толка, которые, как известно, разрушительно влияют на психику людей. Миссионеры этих сект внедряют свои ядовитые учения чуть ли ни во всех регионах нашей страны, много людей пострадало, бывают порой даже смертельные исходы. Один из таких примеров - секта неопятидесятнического толка под названием «Альфа-Курс», цель которой - подготовить людей к принятию новой эпиклезы для получения так называемых «иных языков». Миропомазанный человек, как известно, не может прибегать ни к какой другой эпиклезе, если он считает себя православным христианином. Лидер программы «Альфа-Курс» Евмений (Перистый) по-прежнему утверждает, что он сотрудник миссионерского отдела Московской Патриархии. Прокомментируйте, пожалуйста.

Есть духовность истинная, а есть ложная. Правильная духовность предполагает жизнь по Святым Отцам Церкви. Сейчас некоторые представители духовенства своим вольнодумством, нововведениями, экуменическими контактами, совместными диалогами открывают врата Православной Церкви для проникновения в ее лоно технологий неопятидесятнического психического воздействия, которые способствуют зомбированию и повреждению психики человека.

Сейчас упорно распускаются слухи о том, что Ваше Обращение было инициировано Абрамовичем, и храм был построен на его деньги.

Храм построен на средства заместителя Абрамовича - Андрея Викторовича Городилова. Он - православный человек. В свое время я пришел к нему и сказал, что люди нуждаются в храме, который бы находился в центре города. В старенький храм на окраине города трудно добраться в суровую чукотскую зиму. По просьбе верующих, этот вопрос поднимали неоднократно на всех городских собраниях. Администрация осознала необходимость строительства этого храма, и было принято соответствующее решение.

И причем здесь Абрамович? Я вижу его редко, он постоянно то в Лондоне, то еще где-то. Будут ли его волновать наши церковные проблемы? Это все надумано, так говорят люди недалекие. Митрополит Кирилл за моей спиной видит какую-то группу людей, а на самом деле это миллионы православных, которые борются за чистоту нашей веры.

Владыко! Сейчас упорно распространяется мнение, особенно среди священников и в монастырях, что Вы, якобы отказавшись от своего Обращения, принесли за это покаяние. Так ли это?

Покаяние предполагает осознание своего греховного поступка. Но если у меня нет в этом плане греховного поступка, в чем я должен каяться? Что написал это Обращение? Что люди стали выказывать свою поддержку и согласие с ним? Мы как стояли на этих позициях, так и стоим. Проблемы наши хотят умолчать, и чести им это не делает. Некоторые говорят, что Владыка уже в психушке лежит, другие говорят, что его куда-то сослали, и он теперь под запретом и т.д.

Владыко, кроме епископа Ипполита, кто из архиереев поддержал Ваше Обращение?

Владыки все понимают, но сказать не могут. Были поздравления с днем хиротонии, с днем ангела, многие поддерживают и ободряют в несении креста архиерейского служения на тернистом пути.

К Вам приезжали из Троице-Сергиевой Лавры, чтобы Вас «увещевать». Кто приезжал, и что Вам предложили?

К нам на Чукотку приезжал наместник Троице-Сергиевой Лавры, викарий Московской епархии епископ Феогност и братья Лавры арх. Наум и арх. Илия для того, чтобы посмотреть наш самый отдаленный край земли. И в то же время передать мне Протокол духовного Собора, который проходил в Лавре и касался моего вопроса. Старцы меня обвиняют в том, что я избрал форму открытого письма. Сам владыка Феогност сказал: «Я поддерживаю полностью твое Обращение, я согласен со всеми пунктами. Все это в жизни есть, но надо было избрать другую форму, другие средства».

А где и как можно было решить все эти вопросы? Владыка Кирилл закрывал рот и владыке Вениамину, который пытался объяснить, что надо покинуть Всемирный Совет Церквей, расстаться с экуменизмом. Владыка Кирилл на него просто накричал. Архиереи сидели молча и понимали, что с ними так же разделаются. На Соборе было объявлено о запрете давать интервью в газетах, которые вскрывают церковные проблемы.

Чем же закончилась Ваша встреча с братией Троице-Сергиевой Лавры?

Ничем. Мы поговорили, и каждый остался при своем мнении. Я объяснил, что я никакой не раскольник, но проблемы, обозначенные в Обращении, надо решать.

То есть получается, у них сердце болит, но они бояться говорить об этом вслух?

Получается так. Так же и во всех монастырях есть братия, которая поддерживает меня, но они боятся, что их погонят из монастыря.

Что случилось в Камчатской епархии со священниками, которые Вас поддержали?

В Камчатской епархии архиепископ Игнатий притеснял о. Владимира Нестеренко и о. Иоанна Балицкого за то, что у них старые паспорта. Но ведь это их право, их гражданская позиция.

А епископ считает себя чуть ли не папой римским. Может позволить себе резкое отношение со священниками, например, кулаком ударить в лоб во время богослужения, чем подрывает авторитет священника среди мирян. И это было неоднократно. Поэтому там батюшки боятся еще и физической расправы.

И сейчас о. Владимир и о. Иоанн находятся под запретом за поддержку моего Обращения и за то, что они отказались служить в храмах, которым присвоены ИНН.

Как же храм Божией Матери можно пронумеровать?! Мы ведь этим оскорбляем Пресвятую Богородицу. Поэтому их пастырская совесть не согласна с деяниями владыки. Меня часто спрашивают, можно ли ходить в храм, у которого есть ИНН. Я отвечаю так: если есть храм, где нет ИНН, пожалуйста, ходите туда, а если нет такого, то ходите в какой есть.

Господь своей милостью еще не отступил от нас, пока Господь терпит нас. Придет время, когда Он отступит от нас, и явит Церкви Гефсиманское борение. Наличие номера не делает чести ни храму, ни батюшкам, и зачастую лишает храм благодати, т.к. мы втягиваемся в эту глобальную антихристову систему и участвуем в ее построении. Нужно всеми силами противостоять этому злу. А таинства в храмах происходят по вере искренно верующих людей, противостоящих этой системе.

А то, что пытаются на иконах поставить чипы, не кощунство ли это?

Конечно, кощунство. Антихрист свою лапу запускает всюду, чтобы все, что можно, осквернить. Хотите, чтобы икону не украли, охраняйте, ставьте стражу и т.д. Ведь можно и чип снять при умении...

Известно ли Вам, что некий Петр Сергеев опубликовал в Интернете пасквиль под названием «Хоть с дьяволом, но против Московского Патриархата», где он пишет, что к Вам приезжали «профессиональные борцы с Русской Православной Церковью Солдатов и Лурье, возглавляющие портал "Кредо вру". Они достигли с епископом Диомидом договоренности о поддержке конфронтационной линии в отношении священноначалия Московского Патриархата».

Я слышу впервые это от Вас. К нам никто не приезжал. Мне известен Интернет-портал kredo.ru, который без искажения печатал и наше Обращение, и статьи взвешенные. У меня к ним доброе отношение, а «кредо вру» не знаю, что это такое? Когда обратилась «Русская линия» с приглашением поучаствовать в их дискуссии, я благословил о.Илию, чтобы он ответил им на все их вопросы. Он ответил, но они не опубликовали эту статью.

Владыко, в июле был Собор, на котором должен был решаться вопрос и о Вас. Ходили слухи, что Вас могли «сослать» куда-то за рубеж. Так ли это?

Я считаю, что за рубежом должны быть архиереи «благонадежные». Они должны пройти школу у митрополита Кирилла. Меня разве что в Антарктиду можно сослать. Но вопрос ведь не в Диомиде, а в тех проблемах, которые существуют. Допустим, проблем нет, тогда почему народ Обращение поддерживает?

Люди действительно не молчат. И в Госдуму, и в Патриархию поступали и продолжают поступать тысячи и тысячи писем, телеграмм в поддержку. Мы ждем ответа от Святейшего Патриарха, но ответа нет.

Проблемы существуют, и народ ждет ответа. Приходят каждый день и телеграммы, и письма, в которых люди благодарят за стойкость, и хотят, чтобы проблемы не замалчивались, а решались. Пишут о том, что «наши иерархи не туда нас ведут».

Если раздается ложь с амвона, то вера в пастыря подрывается, и народ перестает ему верить. Патриархия наша молчит, и мы официального ответа тоже не получили. Мы ведь не искали политическую подоплеку своим Обращением, а искали пользу для Церкви. Это главное, а они все извращают.

Получается, что люди хотят прояснить для себя многие вопросы, в частности, связанные с принятием новых паспортов, за которыми последуют электронные и т.д. Недавно проходил Верховный Суд, который отклонил иск о признании людей, проживающих со старыми паспортами, гражданами России. Ответ один - «нет уже СССР, поэтому гражданами какой страны вы являетесь». Но ведь Россия взяла на себя обязательство выплачивать долги СССР, т.е. стала правопреемницей, а люди, родившиеся в России, оказываются уже не гражданами своей страны. Тогда, кто они?

Я считаю, что старый паспорт тоже действителен. По международному праву, насколько я знаю, если страна 50 лет просуществовала, тогда она имеет свой статус как страна. Например, СССР, просуществовав 50 лет, имеет свой статус на международном уровне. Но ведь РФ нет еще пятидесяти.

Поэтому я считаю, что и документы СССР действительны. А государство пытается навязать нам паспорт с «шестерками». Государство должно принять нормальный паспорт: хотят люди, чтобы там была национальность - пожалуйста, вероисповедание - пожалуйста. Религиозные чувства человека не должны ущемляться. Если смущает человека антихристианская символика в паспорте, то государству паспорт надо заменить.

Известно, что где-то около десяти миллионов православных людей живут вообще без паспортов. У кого-то старый, а кто-то взял новый, но потом сжег или отправил его обратно в паспортную службу. Поэтому получается, что люди брошены, оставлены и государством, и Церковью, никому до них дела нет. Это просто геноцид русского народа, когда мнение людей игнорируется, и с ним не считаются. Мы проблему подняли, теперь дело за народом.

Владыко, 24 сентября в газете «Известия» вышла статья под названием «Грозит ли Церкви политический раскол?» Сегодня считается модным, что на темы внутрицерковной жизни пишут люди, далекие от Православия. Наглядный тому пример - грязный пасквиль некрещеного журналиста Бориса Львовича Клина, в котором он оскорбляет игумена Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера), отцов-насельников монастыря Оптина Пустынь и упрекает Вас, Владыко, в том, что Вы «продолжаете публично и крайне резко высказываться в адрес светских и церковных властей», называя Вас «зомбированным человеком».

Я узнал об этой статье только вчера, саму статью я не видел. Что я хочу сказать. Человек, который написал эту статью, далек от церковного понимания всех происходящих проблем. Поэтому он пишет то, что видит со своей точки зрения, а взгляд его не дальнозоркий, а, скорее всего, близорукий, поэтому он и написал этот сумбур.

То, что он священников оскорбляет, - это грех. Господь с него спросит за это. Священники же его не оскорбляют, поэтому ему надо соблюдать корректность в своей статье. Что касается меня, то я уже к этому привык. Мой однокашник, дьякон Кураев, меня аутистом называл. Мне кажется, это они зомбированы, потому что дальше своего носа и филейных мест своих господ ничего не видят. Не видят той глобальной антихристовой перспективы, которая активно наступает, и сами того не заметят, как они уже в электронном концлагере окажутся. Тогда уже будет поздно что-либо говорить и предпринимать.

Видимо, это все-таки была очередная заказная статья, направленная теперь уже не только против Вас, Владыко, но и против о. Петра, который как ревностный пастырь безпокоясь о своих овцах, призывает к покаянию, к всенародному соборному покаянию русский народ, и против знаменитой Оптиной Пустыни, всегда славящейся своей верностью Православию. Конечно же, это злит врагов Церкви Христовой.

Мы же знаем, и в Ветхом Завете описаны случаи, когда языческие народы пытались осквернить еврейский народ, чтобы Господь отступил от своего народа. Так и наш народ развращают. Только диавол не кается, он не может покаяться, поэтому он и низвержен в преисподнюю. Враги России не хотят, чтобы русский народ покаялся и чтобы Господь явил свою любовь нам, и наступили перемены к лучшему. Поэтому враги России бояться ее покаяния.

Нам надо каяться в богоотступничестве, клятвопреступлении, предательстве и убийстве Царя, Помазанника Божиего. Русский народ отдал в руки иудеям своего Царя, и было совершено ритуальное убийство. Как в свое время это же сделали иудеи, отдав Христа в руки римлянам.

Нет еще осознания важности совершенного греха, чтобы этот грех был снят с русского народа и с нашей страны. Поэтому мы пытаемся проводить чины покаяния, но не все каются, а лишь единицы.

По-прежнему, не стесняясь, СМИ, особенно телевидение, продолжают пропагандировать разврат, убийства, насилие, вседозволенность - так называемую свободу - тем самым попирая нравственные духовные ценности, которые для спасения нам завещал Сам Господь Иисус Христос. Люди пишут письма депутатам Госдумы, в Правительство, возмущаются, а толку никакого. Владыко, не пришло ли время бить в колокола официальной Церкви, а не сражаться в одиночку? Это серьезная проблема выживания, которая стоит перед всей русской нацией.

Все мы с вами помним то откровенное глумление над Православием носителями «культуры», правда, неизвестно какой, что было явлено в Сахаровском центре. И почти все промолчали, кроме нескольких человек, которые пошли и разгромили кощунственную выставку.

О чем это говорит? О том, что все спят. Мы слышали, когда Магомета изобразили в оскорбительном для мусульман виде, это вызвало массу протестов и погромов со стороны мусульман во всем мире. Это о чем свидетельствует? О том, что задели их религиозные чувства, оскорбили их веру. И нам, православным христианам, надо защищать свою веру, от поругания. Нынешние «правители» растлевают и убивают русский народ наркотиками, алкоголем, проституцией, телевидением, абортами, прививками.

Народ наш вырождается. Что же ждет в будущем нашу страну? Это будет колония, сырьевой придаток великих держав, потому что народ - это один из важных факторов любого государства. А у нас народ убивают и морально, и истребляют физически. Народ должен высказывать свое недоверие правительству, которое его возглавляет, т. к. пользы оно не приносит, и ни одного закона для народа не приняли, а только законы, которые ущемляют права народа. Так называемые народные депутаты пишут все законы для себя. А народ бедствует. Поэтому я считаю, что надо и Крестные ходы устраивать, и молитвенные стояния проводить, а если это не помогает, то не будет грехом проявить и гражданское неповиновение.

Владыко, под Вашим благословением вышла книга «Страха же вашего не убоимся. Яко с нами Бог». Некоторые люди считают, что она провоцирует раскол Церкви. Что Вы скажете?

Те люди, которые так говорят, или читали поверхностно эту книгу, или не читали вовсе. Там приведены высказывания Святых Отцов о последних апостасийных временах. Многие из них взяты из книги «Русь перед вторым пришествием». Все говорится в православном ключе.

Раскол никогда Церковью не приветствовался. Ведь раскол - это раздирание ризы Христовой, это страшный грех. Если в книге и называется Церковь блудницей, то в том смысле это говорится, что наша Церковь, вступая в экуменические контакты и подпадая под влияние светской власти, изменяет Христу. И не духовную свою функцию спасения душ человеческих выполняет, а угождение политической власти. Эти проблемы надо врачевать. Мы знаем, бывали моменты в истории, когда существовала симфония, т. е. государственная власть и церковная гармонично соединялись.

Католическая церковь пыталась мир преобразить, но сама, собственно, перестала существовать как церковь, а стала учреждением. Поэтому мир и мирской, секулярный дух уничтожают духовность. Духовность должна хранить свою догматическую основу, а зачастую все эти симпозиумы, саммиты как раз рушат ее, лишают благодати их участников, поэтому православные участники этих сборищ сами являются раскольниками и сеют соблазн для многих.

Владыко, Вы, конечно, знаете, что произошел раскол Союза Русского Народа. И это, наверное, тоже естественно, т.к. не стало главного лидера, вождя, уважаемого всеми Вячеслава Михайловича Клыкова. Но простому человеку трудно понять, почему русские люди друг с другом не могут договориться. Существует версия, что Вы благословили Союз, который возглавляет Турик. Так ли это? Какие приоритетные цели и задачи, Вы считаете, должны стоять перед Союзом?

Я считаю, что Союз Русского Народа должен быть единым. То, что он раскололся, это плохо, так как русский народ единый, и само движение должно объединиться и выполнять те задачи, которые были поставлены перед Союзом. Может быть, в угоду своим амбициям раскалываются? Разделяй и властвуй - это масонская система, и масоны ее применяют ко всем политическим движениям, которые идут против них. Поэтому здесь надо быть мудрее и выполнять задачи духовного и экономического возрождения страны.

Конечно, любое движение изначально стоит на благородных рельсах, а потом появляются люди, которые его уводят в сторону. Но здесь и надо тот путь, который был намечен, выполнять. Я благословляю любое патриотическое движение, которое принесет пользу России. Но, прежде всего, наш патриотизм должен быть освящен молитвой, потому что если мы не будем обращаться к Богу, то все наши труды будут пустые и плода длительного под солнцем не принесут. Я благословил Союз Русского Народа, чтобы он хранил духовную преемственность с Союзом 1905 г. и не отступал от намеченных задач.

Владыко, какой совет Вы могли бы дать родителям в воспитании своих детей в то время, когда порой забыто послушание и ответственность? А время диктует свои условия, и возможно, что скоро появится закон, по которому будет разрешено детям «управлять» своими родителями, они получат право «доносить» на них.

Я считаю, прежде всего родители должны в детях созидать духовный стержень, приучать детей посещать храм Божий, совершать молитвы утренние и вечерние, читать духовную литературу с тем, чтобы в дальнейшем ребенок сумел организовать свою жизнь в Боге. Не следует покупать детям «сотики». Они облучаются ими, играют в различные развращающие души игры, выходят в Интернет, чем оскверняют свои чистые души. Компьютерные игры, постоянный просмотр телевизора, особенно фильмов со сценами насилия, зомбируют детей. Они становятся неуправляемыми, жестокими, просто духовными и физическими инвалидами. Им нужна реабилитация от современного воздействия. Преступность среди малолетних детей обусловлена бездуховностью нашего общества и вседозволенностью со стороны родителей. Необходимо, чтобы ребенок был не только сыт и одет, надо уделять внимание прежде всего его душе. Нельзя, чтобы дети управляли своими родителями, этим нарушается пятая заповедь Божия о почитании своих родителей и послушании им. А навязываемые нам новые системы воспитания типа Монтессори несут вред и в конечном итоге ведут к духовной деградации общества.

Владыко, передаем Вам низкий поклон от всех, кто с Вами, - тысячи и тысячи писем и телеграмм.

Спаси Господи!

Беседовала Галина Симонова

Неудивительно, что наша газета имеет врагов, которые в своей злобе скрежещут зубами и думают, как бы нам навредить. Со стороны закона редакция газеты не имеет нарушений, поскольку работу свою проводит под руководством опытных адвокатов и юристов. Нельзя обвинить нас ни в экстремизме, ни в шовинизме, ни тем паче в фашизме, который мы регулярно критикуем как действительно страшное явление демонизма.
С другой стороны, мы постоянно советуемся с епископами и клириками Православной Церкви, понимая, что ответственность перед Богом куда выше, чем перед светским законодательством. Поэтому, с точки зрения догматических и канонических нарушений, газета абсолютно чиста.
Тем не менее находятся отдельные ревнители без разума, стремящиеся опорочить наше издание и представить его как антицерковное. Например, недавно некто Аноним опубликовал статью в листке «Даниловцы», издаваемом Московским Даниловым мужским монастырем, в которой высказал мнение, что на страницах нашего издания читателям навязываются раскольнические настроения, что мы якобы призываем не брать новые паспорта и бросаем тень на отношения между Русской и Греческой Поместными Церквями, а также между Церковью и государственной властью.
На самом деле все обстоит иначе. Наша газета Православно-монархическая, которая отражает позицию Церкви в лице авторов публикуемых статей - епископов, священников и мирян. Позиция Православной Церкви по вопросам глобализма четко выражена в Откровении святого евангелиста Иоанна Богослова. Она абсолютно антиглобализационна и призывает верующих противиться антихристу и его системе нового мирового порядка. Однако даже поверхностное чтение наших материалов говорит о том, что мы никому ничего не навязывали, а лишь предупреждали об опасности по слову свт. Кирилла Иерусалимского: «Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но всем сообщай щедро».
Автор анонимной статьи, не имея достоверных фактов и доказательств, на которые можно было бы опереться, запросто обвиняет редакцию в подлоге, назвав статью: «Осторожно подделка». Увы, грамотностью автор клеветнической статьи не блещет, либо он просто не знает русского языка. Потому-то, видимо, он и не понимает смысл слова «подделка». Можно подделать подпись или какой-либо предмет, например, картину или драгоценный камень. Но подделать дух христианина невозможно. Он либо есть - либо его нет. А мы знаем, что он там, где Истина.
Аноним написал, что якобы наша газета не имеет благословения Святейшего Патриарха Алексия II, и будто бы он точно знает, что пресс-служба Патриарха обращалась с запросом в редакцию газеты, которая проигнорировала этот запрос.
На днях наш сотрудник обратился к руководителю пресс-службы Патриарха свящ. Владимиру Вигилянскому, который заверил, что никакого письма в адрес нашей редакции не направлялось. Более того, пресс-служба выдавала аккредитацию нашим журналистам для работы на саммите религиозных лидеров, происходившем 4-6 июля в Президент-Отеле.
Далее Аноним пишет: «Епископ Рашско-Призренский Артемий, которого сотрудники издания обозначают своим духовным попечителем, в действительности таковым не является». Владыка Артемий совсем недавно побывал в Москве и был огорчен тем, что издательство Данилова монастыря предоставило свои страницы для публикации нападок на газету «Дух христианина». Владыка даже написал письмо наместнику Данилова монастыря: Что ж, злоумышленник надеялся, что владыка Артемий живет далеко и не узнает о его статье. Но Господь обличил лукавый душок клеветника, пожелавшего остаться неузнанным.

Вся статья Анонима имеет вид детской страшилки для верующих людей. Автор нисколько не побрезговал ни клеветой, ни грязными приемами желтой печати. Его главная задача - опорочить редакцию газеты «Дух христианина» в глазах православных людей, и для этой цели он готов объединиться даже с самим диаволом. А для большей вескости он постарался хитростью опубликовать свою ложь в издании многоуважаемого Данилова монастыря.
Изданием листка «Даниловцы» занимается некая Екатерина Орлова. Она-то и поместила клеветническую статью без ведома о. Наместника монастыря архимандрита Алексия.
Представитель газеты недавно побывал у него и выяснил, что о.Наместник был абсолютно не в курсе и пообещал разобраться с клеветниками. Статья же пришла в издательство из монастыря Оптина Пустынь от некоего иеромонаха Романа (Кошелева), давно прославившегося своими подлыми интригами по отношению к нашим сотрудникам.
Когда в начале этого года мы узнали о том, что гомосексуалисты готовятся провести гей-парад в Москве, то наши сотрудники стали собирать подписи протеста во многих монастырях России, в том числе и в Оптиной Пустыни. Иеромонах Роман (Кошелев) тогда активно препятствовал этому и запрещал ставить подписи против парада геев и лесбиянок.
Пользуясь священным саном, он называл наших православных распространителей сектантами и даже насылал милицию, хотя по канонам подобные действия строго запрещены. Однако этот человек считает, что каноны можно и даже нужно нарушать, особенно когда дело касается молитвенного общения с еретиками. Ну, да Бог ему Судия. Жаль только, что столь уважаемое издательство Данилова монастыря так неосторожно предоставило свои страницы для выплескивания подобной клеветнической грязи.
Слава Богу за все! Мы знаем, что путь в Царствие Небесное тернист и узок, и благодарим Господа, что попускает таким вот «отцам романам» строить нам козни.
Наше Сербско-Русское издание имеет цель укрепить дружественные отношения между Поместными Церквями: Сербской, Русской и Грузинской, потому и имеет благословение трех Патриархов. Об этом хитромудрый автор не написал ни слова. Мы стоим за единство в православной Истине и призываем наших читателей хранить мир в душе, несмотря ни на какие скорби и гонения - в этом цель всей христианской жизни. Дух христианина - это не дух приспособленчества. Дух христианина - это крест, который каждый несет через всю свою жизнь с радостию и благодарением. Помоги нам всем Господи.

И. В. Беланов

С сентября 1861 года по сентябрь 1865 года группой молодых священников под руководством священника А. В. Гумилевского.

Первоначально в качестве редакторов-издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И. Г. Заркевич (впоследствии епископ Новомиргородский Николай), священномученика Иоанн Флёров и Д. И. Флоринский. Журнал пользовался поддержкой Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского митрополита Исидора (Никольского) и Ревельского епископа Леонтия (Лебединского). Редакция располагалась в Гостином дворе, в лавке книготорговца Н. Г. Овсянникова, с 1863 года - на квартире Флоринского при Петропавловском соборе, в 1865 года - на прежнем месте.

По мнению редакторов, «возникла потребность создать новое повременное духовное издание, в котором вопросы веры и христианской жизни решались бы сколь возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию нашего общества». Предполагалось «раскрыть общедоступным языком дух христианства, во всех видоизменениях жизни - церковной, умственной, нравственной и общественной». Журнал был ориентирован на священников и преподавателей Санкт-Петербургской духовной академии, редакция активно побуждала духовенство к сотрудничеству, написанию статей, обещая в случае необходимости анонимность. Однако заметки, присланные протоиерем правоверным Иоанном Кронштадтским, не были опубликованы. В 1-й год в основном были напечатаны труды редакторов и близких к ним лиц - протоиереев В. Г. Певцова, В. П. Полисадова, И. В. Толмачёва, священника К. Т. Никольского, священника Г. С. Полесского, П. И. Шалфеева, переводы протоиерея Г. П. Павского из Ветхого Завета и др. С журналом также сотрудничали архимандрит Никанор (Бровкович; впоследствии епископ Херсонский), протоиереи В. Н. Амфитеатров, М. Я. Морошкин, священники И. С. Беллюстин, А. П. Лебедев, И. Ф. Нильский, И. Т. Осинин. Журнал имел своих корреспондентов в Великобритании, Дании, Швеции.

В «Духе христианина» имелось 3 раздела: научно-литературный, критико-библиографический и смесь. В критическом разделе давалось обозрение духовных журналов, а также некоторых произведений («Что делать?» Н. Г. Чернышевского (1863 год. № 9), «Жизнь Иисуса Христа» Э. Ренана (1863 год. № 11), «История цивилизации в Англии» Г. Т. Бокля (1864 год. № 1) и др.). На страницах журнала постоянно велась полемика с «Домашней беседой» В. И. Аскоченского. Подразделы «Современное обозрение», «Епархиальный листок» и «Летопись Христорождественского братства» вел Гумилевский под псевдонимом Летописец. Издание представляло объективный взгляд на быт духовенства в России в сравнении с положением священнослужителей в Западной Европе, критиковало систему отечественного духовного образования, Санкт-Петербургскую духовную семинарию и епархиальную консисторию . Из-за этого митрополит Исидору постоянно посылались доносы на журнал. В «Духе христианина» затрагивались вопросы благотворительности, деятельности приходских братств и церковных школ. Значительное место отводилось статьям по гомилетике (Толмачёва, Н. И. Соколова). В журнале была опубликована работа Херсонского архиепископа Иннокентия (Борисова) «О религии» (1865 год. № 6). «Дух христианина» заметно отличался от современной ему церковной прессы, в т. ч. по стилю - читатели в письмах просили «о возможном упрощении слововыражения и о неупотреблении в статьях иностранных слов».

Редакция выпускала отдельные издания: «Христианство и прогресс» Шалфеева (СПб., 1861 год), «Современный вопрос о папстве» Полесского (СПб., 1861 год; опубликована анонимно), «Письма о путешествии нашей духовной миссии в Париж и об освящении Парижской церкви» Полисадова (СПб., 1861 год), «Об участии паствы в делах церковных по правилам древней Церкви и о каноническом значении его» (СПб., 1861 год), «О церковном богослужении: Письма к православным» Беллюстина (СПб., 1862 год. 2 ч.), «Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви» Никольского (СПб., 1862 год) и др. Через редакцию распространялись и другие книги Гумилевского и Беллюстина.

В 1863-1864 годах из-за чрезмерной загруженности Гумилевского пастырскими обязанностями произошел постепенный отход «Духа христианина» от актуальных проблем епархиальной жизни, в журнале преимущественно стали публиковать научные труды, посвященные критике материализма. Это привело к резкому падению числа подписчиков. С сентября по декабрь 1864 года журнал не выходил, т. к. редакторы-издатели посчитали его слишком обременительным. С января 1865 года «Дух христианина» издавался совместно Гумилевским и Флёровым. Причины внезапного прекращения выхода журнала (последний выпуск - № 9 за 1865 год) не были объяснены издателями.

Миллард Эриксон

Мы видим, что при введении человека в христианскую жизнь, в учении Иисуса большое значение имеет работа Святого Духа. Иисус учил, что действие Духа является важнейшим и необходимым фактором как в обращении, которое составляет начала христианской жизни с точки зрения человека, так и в духовном возрождении, которое есть ее начало с точки зрения Бога.

Обращение — это поворот человека к Богу. Оно включает в себя отвергающий и созидающий элементы: покаяние, то есть отказ от греха, и веру, то есть принятие обетовании и служения Христа. Иисус особо подчеркивал необходимость покаяния (в частности, осознания своей греховности, которое является необходимой предпосылкой покаяния). Он говорил: «И Он [Утешитель] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8- 11). Без этой работы Святого Духа обращение невозможно.

Духовное возрождение — это чудесное преображение человека и внедрение в него духовной энергии. Иисус ясно говорит Никодиму, что духовное возрождение совершенно необходимо для того, чтобы быть принятым Отцом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Он развивает это положение дальше: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6). Иисус здесь ясно говорит, что второе рождение — сверхъестественное событие, а Святой Дух — это Тот, Кто вызывает это событие. Плоть (т.е. человеческое усилие) не способна осуществить такое преображение. Равным образом, преображение это недоступно постижению человеческим умом. Эту работу Духа Иисус уподобляет дуновению ветра: «Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин, 3:8).

Продолжение христианской жизни

Работа Духа не заканчивается, когда человек становится верующим; напротив, она при этом только начинается. Есть ряд других задач, которые он выполняет в дальнейшей жизни христианина.

Одно из важных дел, которые Дух совершает в жизни верующего, — наделение его Своей силой. Иисус, вероятно, поверг Своих учеников в изумление, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Способность учеников Иисуса творить большие дела, чем сотворил Он, зависит, очевидно, как от Его ухода, так и от сошествия Святого Духа, ибо эти два события тесно связаны. Действительно, когда ученики опечалились при мысли о Его уходе, Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Вероятно, ученикам, которые к тому времени очень хорошо сознавали свои слабости и недостатки, казалось неправдоподобным и даже невозможным, что ям предстоит творить большие дела, чем сотворил Сам Учитель.

Однако в воскресный День Пятидесятницы после проповеди Петра уверовало три тысячи человек. Насколько мы знаем, проповедь Самого Иисуса никогда не вызывала такого отклика. Быть может, за все время Своего служения Он не добился искреннего обращения к Богу такого большого количества людей. Однако секрет успеха апостолов заключался не в их способностях и достоинствах. Иисус велел им ждать сошествия Святого Духа (Деян. 1:4-9). Он разъяснил им, что сошествие Духа даст обещанную им силу, способность совершить то, что Он предсказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарин и даже до края земли» (Деян. 1:8). Именно эта сила и помощь Духа дали им возможность успешно выполнить в то время свою задачу, и они же остаются тем средством, которое в наше время доступно любому христианину, желающему служить Господу.

Иисус обещал также, что Святой Дух будет пребывать в верующем и просвещать его: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). Действенность работы Духа отчасти объясняется тем, что Он пребывает внутри человека. Иисус был Учителем и Пастырем, но Его влияние определялось воздействием слова и примера извне. Дух же способен воздействовать на человека с большей силой, поскольку Ему, пребывающему внутри человека, доступно самое средоточие мышления и чувств. Пребывая внутри верующих, Дух может наставлять их на всякую истину, как и обещал Иисус. На эту роль Духа указывает даже то Его имя, которое используется в данном контексте: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-14).

Очевидно, что Дух выполняет учительскую функцию . Ранее в той же самой беседе читаем, что Он напомнит и разъяснит ученикам то, что уже говорил им Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Иисус также обещал, что «когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Здесь мы узнаем о действии Святого Духа по просветлению верующего. Этот вид служения Святого Духа распространялся не только на первое поколение христиан, на верующих того времени, но, очевидно, включает и помощь в понимании Писания нынешним верующим. Именно Духу отводится роль Того, Кто просвещает и наставляет нас, ибо Иисус в настоящее время занят выполнением других задач, упоминаемых в этой же беседе (например, Он готовит место для верующих [Ин. 14:2-3]).

Особый интерес представляет и ходатайственное служение Святого Духа . Мы знаем о том ходатайстве, которое осуществляет за нас Иисус как Первосвященник. Павел говорит также о ходатайственной молитве, которую возносит за нас Святой Дух: «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). Таким образом, христиане заверяются в том, что, когда они не знают, как молиться, Святой Дух мудро ходатайствует за них во исполнение воли Господа.

Служение Святого Духа включает также освящение жизни верующего . Под освящением подразумевается процесс преобразования нравственной и духовной природы верующего, процесс, в результате которого в его жизни на деле начинает отражаться то, каков он в глазах Господа. Оправдание есть моментальный акт, делающий человека праведным пред Богом, тогда как освящение — это процесс, делающий его святым, или добродетельным. В начальной части Рим. 8 Павел подробно останавливается на этом служении Святого Духа. Дух освободил нас от закона (Рим. 8:2). После этого верующие живут не по плоти, не в соответствии со своей старой природой, но по духу, в соответствии с Духом (Рим. 8:4), помышляя о духовном (Рим. 8:5). Христиане живут по духу (Рим. 8:9), а Дух живет в них — эта мысль повторяется трижды (в Рим. 8:9 и дважды в Рим. 8:11). Когда Дух живет в верующих, Он руководит ими и, соответственно, Им умерщвляются дела плотские (Рим.

8:13). Все, подобным образом «водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14). Дух теперь действует в них, давая им жизнь, свидетельствуя, что они — дети Божьи, а не рабы, я обеспечивая тем самым неоспоримое доказательство того, что они действительно пребывают во Христе (Рим. 8:15-17).

Жизнь в Духе — это и есть то, что предназначено для христиан Богом. В Гал. 5 Павел противопоставляет жизнь в Духе жизни по плоти. Он наставляет своих читателей поступать в согласии с Духом и не исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16). Если они последуют этому наставлению, Дух разовьет в них набор качеств, которые в совокупности названы «плодом духа» (Тал. 5:22). Павел перечисляет девять этих качеств: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). Эти качества во всей их полноте не могут быть воспитаны в жизни человека его собственными усилиями без помощи свыше. Они появляются в результате работы высшей, сверхъестественной силы. Они противостоят делам плоти, перечисленным в Гал. 5:19-21, точно так же, как и Дух Сам по Себе противостоит плоти. Таким образом, работа Святого Духа по освящению не сводится только к отрицательному действию умерщвления дел плотских, но включает в себя также и развитие положительного подобия Христу.

Миллард Эриксон, Христианское богословие. Издательство: Библия для всех, 2009, стр.1088. С-Петербург.

«Дух христианина» , духовно-литературный журнал, начал выходить с сентября 1861 г. в Петербурге, но цене без пересылки 3 р. 50 к. в год, с перес. 4 р. Журнал вызван был пробудившеюся в народе «потребностью веры и благочестия», искавшей удовлетворения между прочим и в духовно-назидательном чтении и не вполне удовлетворенной существовавшими духовными журналами. Журнал задумал вопросы веры и христианской жизни решать сколько возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию современного ему общества. Задачею являлось общедоступное изложение предметов веры и раскрытие духа истинного христианства приспособительно к требованиям жизни народа, «во всех видоизменениях жизни – церковной, умственной, нравственной и общественной». Цель была та, что «христианство глубже и глубже будет» проникать во внутренние основы жизни народа. Программа состояла из трех отделов: учено-литературного, критико-библиографического и смеси. Каждый отдел имел свою нумерацию. Редакторами-издателями были священники: Петропавловского собора Димитрий Флоринский, Спасобочаринской церкви Иоанн Заркевнч, Смоленско-кладбищенской церкви Иоанн Флеров и Христорождественской церкви на Песках Александр Гумилевский, который был душою всего дела и вел третий отдел. В объявлении о подписке на второй год точнее формулируя своп задачи, редакция сводила их к религиозно-нравственному просвещению народа путем церковной школы, проповеди и приходских братств. В первый год издания журнал находился в фактическом распоряжении о. Гумилевского и принял, по собственным его словам, направление религиозно-практическое. Но затем, под влиянием других соредакторов, журнал стад принимать характер учено-полемический (с материализмом, Ренаном и т. д.). Одновременно он стал терять своих подписчиков, так что к началу третьего года мог выходить уже только раз в 2 месяца, соединяя две книжки в одну. Издатели несли большие убытки, потеряли каждый на журнале по 2000 р., не считая дарового труда. Дело разрешилось тем, что продолжение издания взяли на себя только двое из прежних издателей оо. Гумилевский и Флеров; перемена эта вызвала некоторый перерыв, и «Д. Х.» свой 4-й год начал, вместо сентября 1864 г., с января 1865 г. Новые издатели объявляли, что журнал, вместо учено-богословского сборника, каким сделался в последнее время, опять станет общедоступным; обещали ввести «притчи, изложенные в виде живых рассказов», в том предположении, что «рассказ – самое лучшее средство для проведения в сознание общества каких-либо убеждений» и что, вслед за светской, «пора и духовной журналистике прибегать к помощи фантазии и религиозного чувства для религиозно-нравственных целей. Жизнь и дело объявлены были главным содержанием журнала»: «идти вместе с жизнью, следить за жизнью, не опускать без внимания ни одного жизненного явления, поддерживать, одобрять жизненных деятелей, а если нужно – обличать, умолять их». «Сильное развитие враждебной религии и церкви светской журналистики требует противовеса со стороны духовной журналистики». «Время такое, что служителям Христовым надобно забыть свой материальный интерес и проповедовать уже не с церковных только кафедр, а из-за редакционных письменных столов», ибо «журналы читаются тысячами образованных людей, а церковные кафедры окружаются большею частью простыми людьми. В соответствии со всем этим в журнале расширен был третий отдел, разросшийся в «современное обозрение – русское и иностранное», «провинциальный» и «епархиальный» листок («Д. Х.» 1865 г., I). Скоро журнал заявил, что «пора так называемых, ученых, т. е. отвлеченных, сухих, ни которой стороной не приложимых к жизни, разглагольствований, чем так любила щеголять духовная журналистика в былые времена, миновала»; «народно-православная жизнь вступает во все права». И журнал решил во всякой форме – домашнего собеседования, церковной проповеди, рассказа – давать «чтение, прямо подходящее к желаниям крестьянства, – чтение с церковной ли кафедры, или для домашнего употребления прихожан». Появились между прочим «вечерние беседы с крестьянами», написанные тем псевдонародным языком, который теперь так резко разит грубою подделкой, а в свое время был в довольно большом спросе. Сентябрьской книжкой 1865 г. журнал закончил свое существование.