Критерии оценивания диктанта по русскому языку. Нормы оценок в начальной школе

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).

Оценка за грамотность.
«5» - допускается несколько исправлений;
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;
Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:
несоответствие изложения, сочинения плану;
неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
нарушение логической последовательности и обоснованности;
употребление в одном ряду понятий разных уровней;
нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
необоснованное повторение одних и тех же слов;
употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
нарушение общепринятой сочетаемости слов;
употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
употребление диалектных или просторечных форм;
пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
нарушение управления;
нарушение согласования;
неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением);
употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
неумение находить границы предложений.
Полный текст материала Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Государственная итоговая аттестация

По русскому языку

XІ класс

СБОРНИК ИЗЛОЖЕНИЙ

Составитель:

Вылиток С.В. – методист Научно-методического центра развития образования ЛНР


Пояснительная записка

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в XI классе является обязательной и проводится в форме изложения без творческого задания.

В сборнике представлены тексты 50 изложений, которые соответствуют требованиям к проведению подробного изложения и дают возможность проверить в полном объеме сформированность у учащихся коммуникативных умений (восприятие услышанной информации, подробное ее воспроизведение, самостоятельное определение предмета и задач высказывания, подбор для их решения необходимых речевых средств), а также орфографических и пунктуационных навыков.

На выполнение задания государственной итоговой аттестация по русскому языку отводится 90 минут, в течение которых учащиеся подробно воспроизводят первичный текст предложенного изложения с учетом его содержательной и структурной целостности (без дополнительного творческого задания). Изложение проводится по традиционной методике.

Отсчет времени начинается с момента начала работы учащихся над заданием.

Предложенный для изложения текст читается дважды. При первом прослушивании ученикам следует понять содержание, основную мысль, определить тему, соотнести ее с заголовком (если он есть), если заголовка нет, подумать, каким бы он мог быть; определить основной тип речи (повествование, описание, рассуждение); запомнить последовательность микротем. После первого прослушивания ученики могут делать наброски на черновике в виде плана и отдельных особо выразительных слов и словосочетаний.

Слушая текст второй раз, ученики уточняют свой план, большее внимание уделяют фактам (датам, фамилиям и т.п.), отмечают выразительные приемы, использованные автором текста. Не следует стремиться записать как можно больше. Важно увидеть, уловить своеобразие авторского стиля.



Ответственным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта.

План изложения остается в черновом варианте. В чистовой вариант он не включается. План может быть простым или сложным, может включать цитаты, вопросительные предложения.

В текстах, которые предлагаются для изложения, повествование может вестись от первого лица. При пересказе содержания такого текста учащиеся могут сохранить первое лицо или при необходимости заменить его на третье. Чтобы передать авторский замысел, настроение, стиль, следует при пересказе сохранить первое лицо, а третье лицо употреблять в том случае, когда это не помешает выполнить поставленную речевую задачу.

Все имена собственные (имена, отчества, фамилии героев, названия исторических событий, географических мест) учитель может выписать на доске.

Методика проведения экзаменационного изложения

Очень важно, чтобы учитель имел возможность сначала прочитать текст молча и подготовиться к его озвучиванию с соблюдением необходимой тональности, выразительности, интонационного соответствия синтаксису и пунктуации.

Во время проведения государственной итоговой аттестации работа должна выполняться учащимися самостоятельно, поэтому не проверяется с помощью вопросов понимание ими текста. Также не проводится устный пересказ прослушанного и коллективное составление плана.

Проводить государственную итоговую аттестацию можно по следующему плану:

1. Вступительное слово учителя (подготовка учеников к первичному восприятию текста).

2. При необходимости объяснение лексического значения отдельных слов и выражений и запись их на доске (как правило, это заимствованные слова, которые редко употребляются, или слова из лексики ограниченного употребления: профессионализмы, диалектизмы, историзмы и архаизмы).

3. Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным (сохранение орфоэпических норм русского языка, правильное интонирование простых осложнённых и сложных предложений, конструкций с чужой речью).

4. Небольшая пауза (до пяти минут), во время которой ученики сосредотачиваются на услышанном, могут кратко записать основную мысль, ключевые слова, фамилии, географические названия, даты, цифры и т.п.

5. Второе прочтение текста учителем и восприятие текста на слух, во время которого ученики могут сделать записи в черновике в виде плана, отдельных слов, словосочетаний, необходимых для раскрытия основной мысли, для связи частей текста и т. п.

6. Написание учениками изложения в черновике в полном или сокращенном варианте (для экономии времени можно сокращать отдельные слова или фразы).

7. Усовершенствование написанного (редактирование). Этому этапу работы учащиеся должны уделить 15-20 минут, что даст возможность улучшить языковое оформление текста, достичь большей точности в выражении мыслей, перестроить предложения в случае затруднений в расстановке знаков препинания, заменить слова, правописание которых является сомнительным.

8. Выполнение работы в чистовике (переписывание). Ученики должны стараться писать аккуратно, без исправлений, согласно нормам оформления письменного текста (деление на абзацы).

9. Самостоятельная проверка написанного.

Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.

Критерии оценивания изложения

За изложение в аттестат о среднем образовании выставляется одна оценка по русскому языку.

При оценивании работ следует руководствоваться следующими критериями:

Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматическая ошибки
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, и 7 грамматических ошибок

Во время выставления оценки за письменную работу к количеству баллов, полученных за содержание изложения, добавляется количество баллов за языковое оформление (грамотность) и их сумма делится на два. Если частное от деления не является целым числом, то оно округляется в сторону большего числа.

В процессе оценивания учитывается также характер ошибок. Среди них следует отличать негрубые, повторяющиеся и однотипные.

К негрубым ошибкам относятся:

Исключения из правил;

Написание большой буквы в составных собственных наименованиях;

Случаи слитного и раздельного написания префиксов в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

Случаи слитного и раздельного написания с не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

Написание ы, и после префиксов;

Случаи трудного различия не, ни;

Написание собственных имен нерусского происхождения;

Употребление одного знака препинания вместо другого;

Нарушение последовательности знаков препинания.

При подсчете две негрубые ошибки приравниваются к одной.

К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими (колют, борются ) и фонетическими (пирожок, сверчок) особенностями.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая считается как самостоятельная.

К повторяющимся относятся ошибки, которые употребляются в одном и том же слове или корне однокоренных слов.

В отдельных случаях может быть такое, что в ученической работе есть большое количество орфографических и пунктуационных ошибок, но почти нет лексических, грамматических и стилистических ошибок. В таком случае общая (высокая) оценка за грамотность снижается на два балла.

Если же в работе почти нет орфографических и пунктуационных ошибок, но очень много ошибок других видов, то общая (низкая) оценка за грамотность повышается на два балла.

140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

· на правила, которые не включены в школьную программу,

· на еще не изученные правила;

· в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

·в исключениях из всех правил;

·в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

·в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

·в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

·в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

·в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении: их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе , состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в б классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т. п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

2) соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку , за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями :

Оценка «5»:

2. Фактические ошибки отсутствуют.

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике).

5. Достигнуто стилевое единство

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительность.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

2. Работа достоверна, в главном, но в ней последовательности изложения.

3. В работе допущены существенные отклонения от темы.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте П указания об учете при выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося,

2) этап обучения;

3) объем работы.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть (за полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, дня того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости) оценки за устные ответы, обучающие работы, а также уровень выполнения контрольных работ).

При выведении итоговой оценки преимущественное внимание уделяется отметкам, отражающим овладение навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (полугодия) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знаний учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуа­ционной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые долж­ны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для IV класса -90-100 слов, для V класса-100-110, для VI-110-120, для VII-120-150, для VIII клас­са- 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоят из следующего количества слов: для IV класса - 15-20, для V класса - 20-25, для VI класса - 25-30, для VII класса - 30-35, для VIII класса - 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Ито­говые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подго­товку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в кото­рых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представ­лены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в IV классе-12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в V классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в VI классе - 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в VII классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексте контрольных диктантов могут включаться только те вновь изучен­ные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).»

В диктантах должно быть: в IV классе - не более 5 слов, в V-VI клас­сах- не более 7 слов, в VII-VIII классах - не более 10 различных слов с непроверямыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в IV классе -до конца первого полугодия) бохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего Класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, иска­жающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дул-" по» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые счита­ются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, об­разованных от существительных с предлогами, правописание которых не ре­гулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7).в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для вы­яснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - гру­стить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая сле­дующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление невер­ного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при нали­чии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных оши­бок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оцен­ка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется" за диктант, в котором допущены 4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуацион­ных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при

5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть по­ставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфо­графических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуа­ционных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфогра­фических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при вы­ставлении оценки за диктант, следует принимать во вниманиепредел, превы­шение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом яв­ляется для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3»-4 ор­фографические ошибки (для IV класса - 5 орфографических ошибок), для Оценки «2»- 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, граммати­ческого) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руковод­ствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руко­водствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Кодола Оксана Валерьевна

Русский язык.

Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.


нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);.

Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы, перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок.

Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий.

Словарный диктант. Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта). Для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.


Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.).

Математика.

Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

Для первого класса.


Русский язык.
Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы: II полугодие – 1 диктант (с грамматическим заданием), 2 списывания текста. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.

Тексты диктантов должны быть средней трудности; содержать орфограммы на ранее и вновь изученные правила. Для 1-го класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением.

Объем диктанта и текста для списывания должен быть следующим: в течение года - 2-3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога, 2-3 слова или предложение из 2-3 слов. В конце года - текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания 25-30 минут.
В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.

Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, а также пропуск и искажение букв в словах, замена слов; отсутствие знаков препинания (в пределах программы данного класса), неправильное написание слов, не проверяемых правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла;
г) отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
За одну ошибку в диктанте считают:
а) два исправления орфографического или фонетико-графического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове;
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считают следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении.

За ошибку в работах типа списывания считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

Задания для грамматического разбора (примерно 3 задания) должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изученным материалом по грамматике и правописанию, поскольку ставят своей целью определить степень осознанности изученного грамматического материала и проверить умения школьников использовать полученные знания в практике письменной и устной речи.

Математика

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Содержание материала, усвоение которого проверяется и оценивается, определяется программой по математике для четырехлетней начальной школы. С помощью итоговых контрольных работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляются не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умения применять их к решению учебных и практических задач.