Крестьянские дети в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг.
Описание образов детей выполнено с присущим Тургеневу мастерством, в описаниях ощущается симпатия автора к представителям простого русского народа, в том числе это просматривается и в повести «Бежин луг».
По рассказу охотник не смог найти путь домой, и постепенно вышел к костру, у которого сидели дети, отправленные на выпас лошадей. Пятеро мальчуганов были отправлены в «ночное», рассказчик сказался спящим, и смог изучить детей, и их настоящие характеры.
Описание мальчиков
Среди парней старше всех был Федя, он выглядел лучше одетым, и скорее всего, был из зажиточной семьи. Парень старался подчеркнуть то, что он старше, и считал, что ему не место на пастбище. По утверждению Феди он просто собрался с ребятами, чтобы развлечься.
Павлуша - более младший мальчик, ему на два года меньше, чем Феде. Его внешность лишена привлекательных черт, он выглядит обычно и просто, при этом ему присуща рассудительность не по годам. Федя не доверяет рассказам, и не верит в слухи и приметы, парень смелый, но при этом верит в судьбу.
Илюша является ровесником Павла, он был невзрачен и серьезен. Мальчик мог вызвать интерес своими историями, и знал их множество, в свои годы он уже работал физически, участвуя в производстве бумаги. Именно эта ответственность делала его серьезным.
Костя выглядел щуплым и болезненным, на его лице живыми выглядели только глаза, других приметных черт не было. Его пугали рассказы о приведениях и русалках. Паренек любит слушать рассказы, и задает вопросы по теме рассказов, поскольку хочет их продолжения.
Ваня - самый младший из всех, он вел себя неприметно и тихо, его впечатляла природа, и в том числе небеса, усыпанные звездами. Его тоненький голосок сообщил о красоте звездочек друзьям. Мальчик скромен, стеснителен, чуток к проблемам других, и уже умеет рассуждать как взрослые.
Образы героев
Тургенев в своих произведениях толкал к борьбе с рабством, они дополнялись красотами нашей природы. В данном рассказе он показал детскую психологию, и то, как дети видят мир. Ребят собрало желание погреться у костра и помочь родителям, все они имеют свои особенности характера. Их различия в социальном статусе и складе характеров не мешают им дружить и ценить свои отношения. Все они выглядят гармонично и составляют единую компанию, каждый из пареньков выполняет свою роль. Они с удовольствием сидят у костра, делясь своими историями.
Раскрытие образов героев
Тургенев описывает внешность каждого из ребят, тонкости их характера, раскрывая каждого персонажа. Каждый из ребят описан с любовью автора, все они юные, но несут немалую ответственность, и рассуждают как взрослые. Даже самый маленький мальчик предпочитает отдать гостинец сестренке, а Павел трудится как взрослый. Писатель раскрывает духовный мир мальчиков, и показывает, какими должны быть люди. Парни олицетворяют пример отношения к жизни, и людям в целом, они преданные, дружные, уважают друг друга и взрослых. Благодаря детской точке зрения Тургенев показал красоту и одаренность русского народа, а также его тяжелое положение в жизни.
Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно наблюдательный человек. Пробыв с крестьянскими детьми несколько часов, даже не участвуя в их ночном разговоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные черты каждого, как внешние, так и внутренние.
Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превосходство, Федя говорит мало, “как бы боясь уронить свое достоинство”.
На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, “казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов”.
Горбоносое лицо Ильюши выражало “какую-то тупую, болезненную заботливость”. И он, и Костя кажутся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.
Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.
Пятый из мальчиков – Павлуша. Внешне
это некрасивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он показался автору, и каким смельчаком! Павлуша и следит за котелком, в котором варится картошка, и подбадривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к реке за водой. Павел может объяснить любой звук, пугающий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечистой силы – крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бесстрашного, надежного товарища, каким был крестьянский мальчик Павлуша!
Глоссарий:
– сочинение на тему крестьянские дети
– сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
– от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
– сочинение на тему Тургенев Бежин луг
– сочинение по теме бежин луг
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- В рассказе “Бежин луг” русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочитанном. Сразу...
- В рассказе “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев описывает “ночное”. Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ....
- В рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” один из центральных образов – образ Павлуши. Павлуша-деревенский мальчик, который вместе с другими ребятишками стережет табун. У него...
- Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “Записки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостнической направленностью. В...
Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.
То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.
На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.
Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.
Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.
Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».
Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.
Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.
Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».
Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».
Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.
Казахстан, г. Уральск.
Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”
Цели урока :
образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;
воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;
развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.
Задачи :
1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
5) пробудить любовь окружающему миру.
Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.
Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока : комбинированный
Ход урока.
Орг. момент.
Работа над эпиграфом урока:
Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.
И.С.Тургенев
Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?
Знакомство с биографией писателя.
Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Чтение учащимся стихотворения
Слайд 1.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля...
Работа в группах
- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?
Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
Сколько ребят вышли в ночное?
Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)
Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?
Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?
В словаре Ожегова дано такое определение….
Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.
Персонаж | Семья, положение | Внешний вид | Почему попал в ночное | Характер героя, в чем он проявился | Речь героя | История, рассказанная героем | Впечатление |
Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.
Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.
7.Беседа
Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.
Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)
О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)
Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?
7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.
8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте
Скажите, что общего у всех детей?
Дети интересны охотнику?
(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).
9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.
Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.
Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.
10. Итоги урока.
В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
- Каким вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?
11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)
12. Домашнее задание
Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
Духовный мир крестьянских детей
Рассказ И.С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй, в нем то, что Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки. До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые дети с их суеверием, пытливостью, храбростью и трусостью. Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться одни в этом мире, без всякой помощи и знаний, которые накоплены человечеством.
Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и к другим.
Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения «Бежин луг», отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра, подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство. Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети - всегда были и остаются будущим целого народа.
Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение «Бежин луг» очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети. Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.