Как надо прикладываться к плащанице. Туринская Плащаница: история, где находится

Уже под утро в пятницу в храмах для поклонения выносят Плащаницу, которая символизирует полотно, в которое окутали снятое с креста тело Иисуса.

По давней традиции, набожные люди, которые шли к Плащанице, ничего не ели и не пили, шли натощак, чтобы поцеловать тело Спасителя, - объясняет отец Андрей Корчагин. - Сейчас также много людей следует этому. Не едят не только перед тем, как целовать Плащаницу, но и в течение всего дня, когда ее внесли в храм, употребляют только хлеб и воду.

Чтобы верующие могли почтить распятому Спасителю, приложившись к Плащанице, храмы с пятницы открыты днем ​​и ночью до утра Пасхи.

Плащаница - это икона возложения Христа в гробу, - говорит отец Роман Тереховский. - То есть это такой же святой образ, как и другие, и чествовать его нужно традиционно. Есть обычай целовать раны, а не лицо Иисуса, ведь Иуда, который предал Христа, поцеловав его именно в лицо. Вообще, лики святых на всех иконах не стоит целовать, так целовать лицо - это определенное проявление телесных чувств.

Откуда к нам пришло Причастие

В четверг, когда состоялась Тайная вечеря, Иисус был печальный, потому что знал, что Его ждет в ближайшее время, - рассказывает отец Андрей Корчагин, настоятель храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. - Да ужин происходила тайно, о ней, ее время и место знали только 12 апостолов и Христос.

Именно в тот вечер Иисус установил Пресвятой Таинство Евхаристии - Святое Причастие, а также отслужил первую литургию. Сейчас священники повторяют сказанные тогда слова Иисуса о хлебе и вине: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломается во оставление грехов» и «Пейте из нее все, это Кровь моя, Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов «. Христос изменяет хлеб на тело, а вино в чаше - в кровь и раздает апостолам.

Поэтому Страстной четверг считают днем ​​установления Таинства Священства, днем ​​священников. Священники были и до того времени, однако они не совершали Таинства Евхаристии, которое сегодня является кульминацией каждой литургии.

Почему на Пасху непрерывно бьют в колокола

Как доносит перевод, святой Павлин - епископ Ноланскому, который жил на грани Иv-V веков, во сне увидел полевые цветы - колокольчики, от которых звучали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов, - рассказывает священник Михаил Сивак, проректор Православной богословской академии. - Пасха - это величайший христианский праздник, который в Церкви именуется как «праздник из праздников и торжество из торжеств». Поэтому прежде радостную весть о Воскресении людям сообщают церковные колокола. Звук колокола - это не только предписание богослужебного устава, это молитва в бронзе. Недаром в «чине благословения колокола» сказано: «Пусть все, кто слышит звуки их, днем ​​или ночью, начнут славить имя Святой Твое».

Именно поэтому и существует благочестивая традиция во времени пасхальных дней звонить в церковные колокола. Во многих храмах есть обычай бить в колокола в течение всего дня без перерыва, причем делать это могут все желающие. Этим они подтверждают свою веру и молитву.

Елена Ковальская

Вынос плащаницы в Страстную пятницу совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Страстная пятница, называемая ещё Великой, - это самый скорбный день во всем году (в 2018 году - на 6 апреля). Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

Что такое плащаница, и когда ее выносят

Плащаница представляет собой икону на ткани – изображение тела умершего Христа, которое как бы лежит в гробе. Сначала икону держат на алтаре, а затем, около 15 часов выносят из церкви, совершают крестный ход, которым идут все верующие, и ставят посередине в церкви.

Это время выбрано неслучайно. Считается, что именно в три часа по полудню Господь скончался, произнеся свою последнюю фразу: «Отче! В руки твои предаю мой дух!»

В этот момент произошло несколько необъяснимых событий – днем стало так темно, как будто наступило солнечное затмение. А еще треснули камни, лежащие на холме, где был распят Христос. И занавеска в местном храме разорвалась на 2 части. Толпа страшно испугалась, увидев эти знамения. А многие даже уверовали, что это действительно был Сын Бога.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.


Страстная пятница — 2018: что можно делать и чего нельзя

По традиции в этот день недели женщинам ни и в коем случае нельзя шить, прясть и убирать, а мужчины не должны рубить дров и мастерить что-либо. Однако, на Руси разрешалось печь куличи и сеять семена. Выпеченный кулич обязательно прикрывался вербой. В течение года веточка этого растения становилась своеобразным оберегом от нечистой силы. В этот день старались посеять чуть-чуть укропа или гороха, но сажать ничего нельзя — воткнутые в землю железные предметы (лопаты, грабли, мотыги) в этот день несут беду.

В Стастную пятницу нельзя плотно есть, ходить в увеселительные заведения, развлекаться, употреблять спиртное, а также желательно воздержаться от сексуальных отношений и даже флирта.

Богослужебные особенности выноса Плащаницы

Накануне выноса Плащаницы, на утрене, которая служится вечером Великого четверга, в храмах звучат Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.

В Великую пятницу Божественная Литургия не служится: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы — в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Святая плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода! Поклонение святой плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа и любовь до Господа, который от любви к нам умер на кресте. Как правильно целовать плащаницу.

«Благообразний Йосиф, з дерева знявши пречистеє тіло Твоє плащаницею чистою обвив і ароматами, в гробі новім, поклавши, положив» (Тропар великої пятниці). Богослуження Великої пятниці характеризуються гарними обрядами, зворушливими наспівами і глибоким змістом. Головна їх тема — це муки і смерть Господа нашого Ісуса Христа.

в Свято-Георгіївському храмі міста Львова (вул. Короленка 3) .

В осередку величних відправ і зворушливих обрядів Великої п’ятниці стоїть свята плащаниця. Ця свята ікона Христа в гробі стала складовою частиною обрядів вечірні Великої пятниці й утрені Великої суботи. Свята плащаниця говорить нам і про строгу Божу справедливість і про безконечну Божу любов і безмежне милосердя до, грішних.

Плащаниця

Как правильно целовать Плащаницу.

Історія Святої Плащаниці

Плащаниця це ніщо інше, як те простирало чи саван, у якому було завинуто мертве Тіло Христа Господа, коли його покладено до гробу. Грецький звичай зображати на покрові (воздух) ікону Христа в гробі прийшов до нас у XIV віці разом з єрусалимським уставом — це дає початок нашій плащаниці. Наші побожні предки, співаючи похоронну пісню на честь Спасителя хотіли не тільки переживати її духом, але й бачити його ікону зложення до гробу.

Свята Плащаниця

Тепер на нашій плащаниці, крім ікони Христа в гробі, зображають ще й Богородицю, Йосифа з Ариматеї й побожних жінок, що брали участь у похороні Ісуса Христа. А довкола плащаниці видніються слова тропаря Великої п’ятниці: «Благообразний Йосиф…»

Обряд виносу й покладення Плащаниці

Обряд виносу й покладення Плащаниці відбувався так: на вечірні Великої п’ятниці був обхід довкола церкви з плащаницею, яку несли за чотири кінці священники або старші парафіяни. Після обходу плащаницю клали на окремий до того приготований стіл посередині церкви. При кінці вечірні в часі трикратного співу «Благообразний Йосиф…» усі на колінах приступали до святої плащаниці й побожно її цілували. Божий гріб був прикрашений квітами й лампадками, а за ним стояв хрест без Розп’яття з обрусом на його перехресті.

Туринська плащаниця - це лляне полотно прямокутної форми розміром 4,41 х 1,13 м. На полотні зберігається відбиток / зображення померлого чоловіка Ісуса Христа Господа в наслідок серії тортур, що закінчилися його розп’яттям.

За традицією Плащаниця є тим полотном, про яке говорить Євангеліє, що послужило для того, щоб огорнути тіло Ісуса, знятого з хреста, і покласти у труну. Плащаниця представляє історію спасіння людства, яку Бог здійснив через хресну смерть та воскресіння свого Сина. Святе Полотно допомагає розважити та пізнати краще драматичний момент смерті Христа. Папа Іван Павло ІІ назвав Плащаницю «дзеркалом Євангелії».

У нашому народі свята плащаниця користується справді великим почитанням і любов’ю. Загал наших вірних дотримуються у Велику пятницю повного посту і приступає натще до святої плащаниці , наче до святого причастя. До неї приходять не інакше, як на колінах і то часто аж від вхідних дверей церкви.

Поклоніння святій плащаниці і її цілування для наших вірних це справді глибоке духовне переживання і нагода відновити свою віру в Христа й любов до Господа, що з любові до нас умер на хресті.

На русском языке о Плащанице

Плащаница это ничто иное, как то простынь или саванн, в котором было завинуто мертвое Тело Христа Господа, он положен в гроб. Греческий обычай изображать на покрове (воздухе) икону Христа во гробе пришел к нам в XIV веку вместе с иерусалимским уставом — это дает начало нашей плащаницы. Наши благочестивые предки, которые пели погребальную песню в честь Спасителя хотели не только переживать ее духом, но и видеть его икону изложения ко гробу.

Поклонение Плащанице …

Теперь на нашей плащаницы, кроме иконы Христа во гробе, изображают еще и Богородицу, Иосифа из Аримафеи и набожных женщин, принимавших участие в похоронах Иисуса Христа. А вокруг плащаницы виднеются слова тропаря Великой пятницы: » Благообразный Иосиф …»

Обряд выноса и возложение Плащаницы происходил так: на вечерние Великой пятницы был обход вокруг церкви с плащаницей, которую несли за четыре угла священники или старшие прихожане. После обхода плащаницу клали на отдельный к тому приготовленный стол посреди церкви. При конце вечерни во времени трехкратного пения «Благообразный Иосиф …» все на коленях приступали к святой плащаницы и благоговейно ее целовали. Божий гроб был украшен цветами и лампадками, а за ним стоял крест без Распятие с скатертью на его перекрестке.

По традиции Плащаница является тем полотном, о котором говорит Евангелие, что послужило для того, чтобы окружить тело Иисуса, снятого с креста, и положить в гроб. Плащаница представляет историю спасения человечества, которую Бог совершил через крестную смерть и воскресение Сына Своего. Святое Полотно помогает развлечь и узнать лучше драматический момент смерти Христа. Папа Иоанн Павел II назвал Плащаницу «зеркалом Евангелии».

Тури́нская плащани́ца - христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (МФ 27 59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Свята Плащаниця

Целование плащаницы обладает чудодейственными свойствами — очень много верующих получили исцеления от многих болезней и приклавшись в храме к святой плащанице Господа нашого Иисуса Христа!

При еженедельной исповеди и принятии св.Причастия и при каждодневной у человека есть все шансы остаться здоровым и дожить до глубокой старости…

Молитва к Ангелу каждый день защищает вашу жизнь

Молитва к Ангелу каждый день защищают вашу жизнь:

Ангеле хоронителю мій

Ти все біля мене стій

Рано ввечір вдень і вночі будь мені до

Ангеле схорони моє тіло, схорони мою душу і

заведи мене до вічного щастя в небі. Амінь.

На русском языке о Плащанице

Богослужение Великой пятницы характеризуются хорошими обрядами, трогательными напевами и глубокими содержанием гимнами и стихирами. Главная их тема — это муки и смерть Господа нашего Иисуса Христа.

«Днесь висит на дереве, — поем на 15 антифоне утрени Великой пятницы, — Тот, что на водах землю повесил. Венцом с тернии венчается — Царь ангелов. В ложно багряницу одевается Тот, что небо одевает облаками. Достает поличник Тот, что в Иордане освободил Адама. Гвоздями пригвозджений — Жених церкви. копий проколот — Сын Девы. Поклоняемся страстям Твоим, Христе, поклоняемся страстям Твоим, Христе, поклоняемся страстям Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое воскресение «.

В очаге величественных служб и трогательных обрядов Великой пятницы стоит святая плащаница . Эта святая икона Христа во гробе стала составной частью обрядов вечерние Великой пятницы и утрени Великой субботы. При тех служб мы особенно публично чтим святую плащаницу, потому что на ней кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода. Святая плащаница говорит нам и о строгой Божью справедливость и о бесконечной любви Божией и безграничное милосердие к нам, грешным.

Поэтому из виду на литургическое значение святой плащаницы годится несколько больше сказать о ее истории и обряд возложения.

ИСТОРИЯ СВЯТОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

Вынос Плащаницы

Использование святой плащаницы в Богослужбах Великой пятницы и субботы так как мы ее теперь почитаем, относительно недавнее, имея за собой едва несколько лет, но своим происхождением она достигает самой смерти Иисуса Христа. Плащаница это ничто иное, как то простыню или саван, в котором было завинуто мертвое Тело Христа Господа, он положен в гроб. Восточная Церковь в службах Великой пятницы и субботы не знала плащаницы почти полторы тысячи лет!

Христиане иерусалимской Церкви первых веков почитали в Великую пятницу крестное дерево, которое в начале IV века нашла святая Елена, мать императора Константина. Обряд того почитания записала нам паломница IV века Сильвия Аквитанская. В ее дневнике паломничества читаем, что в Великую пятницу епископ в окружении диаконов садился на престоле, поставленном на Голгофе, где был распят Христос. Перед ним ставили застеленный стол, а на столе клали святое крестное дерево и надпись, которая была на кресте. Епископ государств конце рощи в своих руках, а верные друг за другом подходили к столу, делали земной поклон, касались креста и надписи своими лбами и глазами, а затем целовали крест и отходили.

Обычай почитать святой крест в Великую пятницу перешел позже греческой Церкви. В Великую пятницу во времени утрени после 5 страстной Евангелия, когда пели стихиру «Днесь висит на древе …», священник или епископ выносил из святилища запрестольный крест и ставил его на середине церкви. При пении слов стихиры: «поклоняемся страстям Твоим, Христе», — священник и все верные делали три земные поклоны и целовали святой крест.

Под влиянием Восточной Церкви почитание святого креста в Великую пятницу в середине VII века перешло к Западной Церкви, где практикуется и сегодня.

Во время святого Литургии Восточная Церковь накрывает на проскомидии Честные Дары большим прямоугольным покровом. Этот покров, который называют также воздухом, иерусалимская Церковь начала употреблять в Литургии по святого Саввы освящен († 532), создателя иерусалимского богослужебного устава. Святой Герман, цареградский патриарх (713-730) учит, что воздух является символом того камня, которым Иосиф из Аримафеи прикрыл Господень гроб. А за Симеоном Солунским († 1429), воздух — это символ нагого и мертвого Иисуса, которого несут к могиле. Поэтому, говорит он, на воздуси порой изображено возложение Христа во гроб. На Большом В ходе диакон несет этот воздух перед Честными Дарами. А потом священник накрывает им чашу и хлеб на престоле и при этом тихо отказывает тропарь «Благо-образный Иосиф …».

Этот греческий обычай изображать на воздуси икону Христа во гробе пришел к нам в XIV веку вместе с иерусалимским уставом. И это он дает начало нашей плащаницы.

По предписаниям иерусалимского устава тропарь «Благообразный Иосиф» поется также на вечерние Великой пятницы и на утрени Великой субботы. Похоже, что наши благочестивые предки, воспевая эту похоронную песню в честь Спасителя, хотели не только переживать ее духом, но и глазами видеть его икону зложення ко гробу. Поэтому за тем тропарем сначала на утреню Великой субботы, а затем и на вечернюю Великой пятницы приходит также через свое символическое значение и воздух, наша первая плащаница.

История Святой Плащаницы

В XVI в. появляется обычай нести воздух-плащаницу с иконой мертвого Иисуса во время входа с Евангелием на большом славословии утрени Великой субботы. Вход заканчивался пением «Благообразный Иосиф …», поклонами и целованием воздуха-плащаницы. После утрени его снова ставили вместе с Евангелием на престол. В этом веке воздух с иконой Христа во гробе у нас называется плащаницей.

Обряд почитания святой плащаницы перенесено впоследствии с утрени Великой субботы на вечернюю Великой пятницы. Это произошло, видимо, потому, что тропарь «Благообразный Иосиф» в службах страстной недели поется первый раз в вечерние Великой пятницы.

Теперь на нашей плащаницы, кроме иконы Христа во гробе, изображают еще Богородицу, Иосифа из Аримафеи и благочестивых женщин, принимавших участие в похоронах Иисуса Христа. А вокруг плащаницы виднеются слова тропаря Великой пятницы: «Благообразный Иосиф …».

ОБРЯД ВОЗЛОЖЕНИЯ ПЛАЩАНИЦЫ

В наших рукописных уставах до XVI века ничего не сказано о обряд возложения святой плащаницы, потому что она только начинала входить в практику. Поскольку святая плащаница вошла в отправь вечерние Великой пятницы и утрени Великой субботы не отдельным предписанием, а обычаю Церкви, то до сих пор нет одного обряда возложения плащаницы, потому что разные Церкви создали свои обычаи. Почитание святой плащаницы в XVII-XVIII вв. становится общей практикой и обычаем всей Восточной Церкви.

Обряд выноса и возложение плащаницы, за типика в. Дольницкого, проходил в кафедральных церквях Галичины так: на вечерние Великой пятницы, во время пения стихиры на стиховне «Тебя одиющагося миром яко ризою …», был обход вокруг церкви с плащаницей, которую несли по четыре конце священники или старшие прихожане. После обхода плащаницу клали на отдельный к тому приготовленный стол посреди церкви. При конце вечерни во времени трехкратного пения «Благообразный Иосиф …» все на коленях приступали к святой плащаницы и благоговейно ее целовали. Божий гроб был украшен цветами и лампадами, а за ним стоял крест без Распятие с скатертью на его перекрестке.

Отец Дольницкий вспоминает также, что у нас, в Галичине, был обычай при обходе с плащаницей нести и Святые Тайны, которые затем ставили для почитания или на Божьем гробе, или на престоле. Он замечает, что этот обычай взят от латинской Церкви. Обычай выставлять Таинства при плащаницы вполне несовместим ни с духом Великой пятницы, ни с духом Восточной Церкви. Святая плащаница является как раз символом Иисуса Христа во гробе, поэтому здесь нет места на публичное почитание Святых Тайн. Западная Церковь в Великую пятницу кое устраняет Таинства с кивота и оставляет его открытым на знак, что там нет Христа, потому что Он в гробу.

Типик А. Никиты говорит, что на Закарпатье при обходе с плащаницей сам священник несет ее на своих плечах и держит ее двумя руками на голове, а второй ее конец пиддержуе два человека. Обход бывает только один раз.

Плащаница

На Восточной Украине и в России в Великую пятницу на вечерние при пении «Благообразный Иосиф» только выносят святую плащаницу на середину церкви, а сам обход с плащаницей происходит при большом славословии на утрени Великой субботы. Во время обхода священник несет святую плащаницу на голову и под ней еще держит Евангелие, которое затем кладут на плащаницу при Божьем гробе.

Святую Плащаницу, бывает, выставляют для почитания до воскресной утрени. Перед утреней, после службы надгробного, плащаницу заносят в святилище и кладут на престол. Нету отдельного предписания, где надо ставить святую плащаницу в воскресной времени. Одни церкви держат ее на престоле в Томина воскресенья, а затем помещают за престолом на стене над горным седалище. В других церквях плащаница стоит на престоле в воскресенье Мироносиц. В наших церквях плащаница лежит на престоле до отдания праздника Пасхи, то есть 40 дней, в знак Христова 40-дневного пребывания на земле после своего воскресения.

В нашем народе святая плащаница пользуется действительно большим почитанием и любовью. Общественность наших верных придерживается в

Большую пятницу полного поста и приступает натощак в святой плащаницы, как к святому причастию. К ней приходят не иначе, как на коленях и то часто даже от входной двери церкви. Круг Божьего гроба обычно стоит почетный сторожа наших молодежных и старших организаций, иногда даже всю ночь с Великой пятницы на субботу. Поклонения святой плащаницы и ее целование для наших верных это действительно глубокое духовное переживание и возможность восстановить свою веру во Христа и любовь к Господу, что из любви к нам умер на кресте.

Надгробный стихиры при возложении ПЛАЩАНИЦЫ

Туринская Плащаница

«Тебя, что светом, словно ризой, одеваешься, снял Иосиф с Никодимом, видя мертвого, нагого, непогребенным, плачем заплакали и, рыдая, сказали:» Ох горе, наш сладкий Иисусе! Увидев Тебя на кресте повисшей, солнце немедленно мраком покрылось и земля от страха задрожала и церковная завеса разорвалась. А теперь вижу Тебя, что для меня сам пошел на смерть. Как же похороню тебя, Боже? Или какой плащаницей оберните? Какими руками диткнуся Твоего нетленного Тела? Или какую песню спою при Твоей смерти, Щедрый? Величаю Твои страсти, песнями славлю Твое погребение с воскресением, и зову: «Господи, слава Тебе».

Как молиться возле Плащаницы

https://youtu.be/qvfZ3OZkqKo

В Великую пятницу, которая в этом году выпадает 18 апреля, для общецерковного почитания выносят святую плащаницу. Верные в течение двух суток — до праздника Пасхи — приступают к этой святыне и поклоняются ей . По своему происхождению плащаница, конечно же, корнями времени Страстной пятницы, и символизирует то погребальный саван, в котором было завернуто тело Спасителя. В православном понимании сегодня плащаница — это иконографическое, художественное изображение во гробе тела Спасителя нашего Иисуса Христа после того, как его сняли с креста. Обычно, плащаницу делают большого размера, обычно из бархата, немного меньше размера человека, а по всем четырем сторонам плащаницу венчает надпись тропаря: «Благообразный Иосиф» … Используется плащаница Спасителя во время богослужений Великой пятницы и Великой субботы (до пасхальной полуночной службы, после которой относится в алтарь, на престол). Также, существует плащаница Пресвятой Богородицы, которая используется на богослужения праздника Успения.

Плащаница

Современный Церковный устав Православной Церкви детальных сведений о том, каким образом должен происходить вынес плащаницы не говорит. Скорее всего, не более полутора тысяч лет Церковь не знала такого обряда. Ну, а тот факт, что вынесение святой плащаницы в Великую пятницу совершалось в разных церквях различными способами, еще раз подтверждает это мнение. Зато Типикон вспоминает о выноса плащаницы в Великую субботу после великого славословия. Нет сведений об обрядах пятницу в греческих, украинских или старословянськои Типикона. По крайней мере, исследователи вспоминают лишь о Типикон патриархов Иоакима и Иоанна (не позднее 1696), где уже были сведения об этом обычае, который очевидно именно благодаря этому утвердился во всех церквах.
Интересно, что в одном из самых известных исторических, литургических памятников Церкви — записях паломницы IV века Сильвии Аквитанкы упомянуто, что Великой пятницы епископ, очевидно Иерусалимский патриарх, в окружении диаконов садился на кафедре поставленной у Голгофы. Перед ним ставили застеленный стол, а на столе клали святое крестное дерево и надпись, которая была на кресте. Епископ государств конце рощи в своих руках, а верные друг за другом подходили к столу, делали земной поклон, касались креста и надписи своими лбами и глазами, а затем целовали крест и отходили.
Подобный обычай был и в Греческой Церкви, где епископ выносил для поклонения Святой Крест. При пении слов стихиры: «поклоняемся страстям Твоим, Христе», священник и все верные делали три земных поклона и прикладывались к Кресту. Под влиянием Восточной Церкви почитание святого креста в Великую пятницу в середине VII века перешло к Западной Церкви, где так практикуется и сегодня. Следует напомнить, что символизм плащаницы тесно связан с духовным содержанием использования покровы, а точнее — Воздуха при проскомидии. Очевидно, современный вид Плащаницы является увеличенным воздуха, с нанесенным на него иконы гроба Господня.

Плащаниця

Итак, среди нескольких известных чинов, сегодня повсеместно практикуется следующий. По окончании вечернего богослужения Великой пятницы совершается обряд выноса плащаницы. При пении тропаря «Благообразный Иосиф, сняв с креста Пречистое тело Твое, плащаницей чистой обвил, и, благовониями покрыв, в гроб новый положил» священнослужители трижды скорбной процессией обносят ее вокруг храма. Если священник один, то сам несет плащаницу на своих плечах и держит ее обеими руками на голове, а другой ее конец держат двое старших братьев, если есть необходимость.

Что касается практики греко-католических общин, то «типика» папского диакона Исидора Дольницкого (+1925) рассказывает об обычае, что раньше существовал в Галичине, что при обходе с плащаницей также несли и Святые Тайны, которые затем ставили для почитания или на Божьем гробе или на Престоле . Автор также отмечает, что этот обычай взят от латинской Церкви, и несовместимо ни с духом Великой пятницы, ни с духом Восточной Церкви. Святая плащаница является символом Иисуса Христа во гробе, поэтому здесь нет места на публичное почитание Святых Тайн. Западная Церковь в Великую пятницу кое устраняет Таинства с кивота и оставляет его открытым на знак, что там нет Христа, потому что Он в гробу.

Далее плащаницу заносят в храм, и по этому начинается читаться канон о распятии Господа и особый чин известный под названием «Плач Пресвятой Богородицы». Дальше — отпуст вечернее, и далее происходит поклонение духовенства и мирян плащаницы.

Сама плащаница, по традиции, возлагается посреди храма, перед Царскими вратами, таким образом, что Председатель Спасителя возвращена на север, а ноги — на юг. Поскольку праздника Плащаница является иконой, то поставляется не со стороны, но по самому центре от ворот так, как бы ее можно было бы сразу повесить на иконостас. В некоторых храмах священнослужители дополнительно покрывают плащаницу св.Евангелием, а саму Евангелием кладут на покров.

Также, нет четкого указания в Уставе Церкви относительно времени и места последующего хранения плащаницы. В одном случае ее хранят на Престоле в Фоминой недели, а дальше прячут в специальное место за престолом, преимущественно у Горного места. По другой традиции плащаница стоит на престоле в воскресенье женщин-мироносиц. В современной практике на плащанице совершаются богослужения до Вознесения Господня — сорок дней, в знак сорокадневного пребывания на земле Спасителя, после Воскресения.

Согласно традиции Православной Церкви, подходить к иконе принадлежит так. Дважды перекреститься, поцеловать ее, и перекреститься третий, последний раз. Целовать на иконах всегда нужно только изображение ручек и ножек. Целовать Пречистый лик (лицо) Спасителя, Божьей Матери или святых — запрещено. Таким образом, стоя на коленях перед плащаницей дважды осеняем себя крестным знамением, целуем руки Спасителя, Евангелие, ноги, и еще раз крестимся.

Кто-то предпочитает на коленях подходить к плащанице (в некоторых сельских храмах люди так делают), а другие подходят и поклоняются просто, как каждое воскресенье к иконам на тетраподе. Как вести себя верное? Церковь отвечает, что лучше всего следовать традиции конкретного храма или местности. Если существующий в храме порядок принято по благословению отца настоятеля, то его и следует неукоснительно соблюдать, считая правильным именно его, даже когда в соседнем селе делают по-другому. Ничего плохого нет в том, что к плащанице люди идут на коленях от самых дверей храма. Это наш давний благочестивый обычай, который вполне соответствует духу Великой пятницы — дня особого покаяния и строгого поста.

- Стоит в субботу уже после освящения куличей идти к плащанице? Ли это?

Прикладываться к Божьего Гроба (Плащаницы) можем до самого времени переноса ее на престол перед праздничной Пасхальной литургии. Собственно, вопрос здесь не в том, правильно ли идти к плащанице в субботу, а правильно освящать куличи раньше воскресенья. Даже если мы придем к выводу, что правильно, то должны помнить, что это всегда исключение из правил, а в обычных условиях такого быть не должно.

- Есть ли разница в католиков и православных по обращению перед плащаницей?

Скорее всего нет. Существующая разница в обрядах между греко-католиками не является более важной, чем между отдельными общинами в пределах одной Церкви. Конечно, так это может быть только когда священнослужители тщательно и с максимальным почтением придерживаются Церковного устава.

Богослужение возле Плащаницы. Богослуження біля Плащаниці.

До Львова привезли Плащаницю Пресвятої Діви Марії з Єрусалиму

У Львові з 5 по 7 листопада 2015року перебуватиме Плащаниця Пресвятої Богородиці – чудодійна ікона, яка зберігається в Єрусалимі, у Гефсиманському подвір’ї, що навпроти Храму Гробу Господнього. З благословення Блаженнішого Патріарха Святого града Єрусалиму та всієї Палестини Феофіла ІІІ одна із найбільших святинь Єрусалимської Церкви привезена до України. Зустріч чудодійної ікони Плащаниці Пресвятої Богородиці відбудеться 5 листопада о 12.00 год. у Свято-Георгіївському храмі Львова (вул. Короленка 3) , де вона перебуватиме до вечора 7 листопада.

За словами Патріарха Єрусалимського, Богородиця є найбільшою заступницею за рід людський, тому важливою є молитва до Пресвятої Діви перед такою шанованою святинею, в час, коли Україна переживає складні часи. Також благословляючи привезення Плащаниці до України, Блаженніший Феофіл запевнив про постійну молитву за Україну в Єрусалимі та побажав українцям у твердій вірі й молитві до Богоматері здобути мир і злагоду в державі.

Плащаниця вдруге відвідує Львів. Восени 2012 року близько 40 тисяч львів’ян вклонилися святині у Георгіївському храмі за одну добу її перебування.

Львів’ян запрошують на молитву до Пресвятої Богоматері про мир і злагоду в Україні за Богослужіннями, які триватимуть у храмі цілодобово!

Додамо, що святиня вже подорожує містами нашої держави в рамках проведення Хресного ходу «Україна під Покровом Богородиці». Її паломництво Україною завершиться у Дніпропетровську 27 листопада.

Розклад Богослужінь перед Плащаницею Богородиці у Свято-Георгіївському храмі Львова:

5 листопада

12:00 – зустріч Плащаниці.
Молебень Пресвятій Богородиці про мир в Україні.
13:00, 15:00 – Молебень за Вітчизну з акафістом Богородиці.
17:00 – Велика вечірня. Утреня з чином погребіння Плащаниці.

00:00 – Божественна Літургія за мир в Україні.

6 листопада

8:00 – Божественна Літургія.

17:00 – Вечірня. Заупокійна утреня з поминанням всіхпомерлих на Майдані та Сході України.
20:00, 22:00 – Молебень за Вітчизну з акафістом Богородиці.
00:00 – Заупокійна Божественна Літургія.

7 листопада

8:00 – Заупокійна Божественна Літургія.
9:30 – Панахида. Поминання всіх від віку спочилих та загиблих на Майдані і Сході України.
11:00, 13:00, 15:00 – Молебень за Вітчизну з акафістом Богородиці.
17:00 – Вечірнє Богослужіння.

Від’їзд Плащаниці.

плащаница8 112туринская плащаница3 004плащаница христа982плащаница богородицы866плащаница фото474плащаница иисуса453плащаница +в киеве449плащаница фильм426икона плащаница411плащаница иисуса христа364плащаница пресвятой богородицы318плащаница божией матери310плащаница 2015289александр плащаница244плащаница богородицы +в киеве238плащаница александра невского229туринская плащаница фото211смотреть плащаница205где плащаница192плащаница скачать184плащаница онлайн184плащаница смотреть онлайн144икона плащаница пресвятой богородицы143плащаница христа фото134купить плащаницы121святой плащаницы120святая плащаница120плащаница богородицы +в киеве 2015119икона плащаницы божией матери116христос туринская плащаница113смотреть плащаница александра невского107плащаница википедия106где находится плащаница105туринская плащаница фильм104иловайская плащаница94плащаница александра невского смотреть онлайн93плащаница спасителя91туринская плащаница новые открытия89туринская плащаница открытие89загадка плащаницы89туринская плащаница википедия88загадка туринской плащаницы88скачать туринская плащаница85смотреть фильм плащаница83плащаница торрент78образ плащаницы78плащаница божией матери +в киеве76тайна плащаницы75плащаница скачать торрент73плащаница иисуса фото72

украшение икон живыми цветами68живые иконы663украшение икон цветами171украшения +из живых цветов440продам бисер2 295цветы +в иконе371украшение храма1 450украшение храма цветами157цветы +в храме802украшение иконы1 298храм климента639иисус христос129 172тибетский буддизм1 119деяния апостолов5 150житие святых24 897иоанн креститель11 582далай лама19 470вселенские соборы14 555украшение цветами25 729антиминс купить126

Великая пятница, которая в 2019 году приходится на 26 апреля, – день страданий и скорби. Богослужение, которое совершается в православных храмах, всецело посвящено воспоминанию о трагических событиях, произошедших около двух тысяч лет назад.

Чтобы подчеркнуть особенность этого дня, в храмах не служат литургию: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо нее исполняются Царские Часы – в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

В церквях трижды – на утрене, на Великих часах и на Великой вечерне – читается повествование о жизни и смерти Иисуса. На службах Страстной пятницы священнослужители одеты в черные облачения.

Вынос плащаницы в Великую пятницу Страстной недели

На вечерне, которая начинается в этот день раньше обычного, поют канон «О распятии Господа», затем на Страстную пятницу следует вынос плащаницы через Царские врата. Прежде чем поднять плащаницу с престола, священнослужитель трижды делает поклон до земли. Этот обряд совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Плащаница представляет собой плат (кусок ткани), на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.

Эта святыня считается чудотворной: бытует поверье, что если приложиться к ней, можно излечиться от многих заболеваний. Она остается лежать в центре храма три неполных дня (до Пасхи). Потом ее снова заносят в алтарь.

В итальянском городе Турине хранится главная святыня христианского мира — плащаница, в которую завернули тело Христа после смерти. Христиане всего мира верят в воскресение Иисуса из мертвых, но находится и немало атеистов. Однажды мне пришлось вести долгую беседу с неверующим другом о факте воскресения Христа.

Я приводила ему убедительные научные доводы и рассказывала, что плащаница Христа свидетельствует о его чудесном воскресении. К сожалению, переубедить его не удалось. Но я верю, что мои слова посеяли в его сердце семена. Они обязательно взойдут в свое время. В статье я расскажу вам о Туринской плащанице и истории ее обретения верующими.

Плащаница представляет собой кусок ткани размерами 4,3 х 1,1 метра. На пожелтевшей от столетий полотне явно проступают коричневатые пятна, которые обрисовывают мужскую фигуру с длинными волосами и бородой. История данной святыни полна тайн и приключений. По преданию плащаницу хранил апостол , а затем она переходила от ученика к ученику. Пелены хранили в глубокой тайне, чтобы они не привлекали авантюристов разных мастей.

Следует уточнить, что во времена гонений на последователей Христа все святыни тщательно скрывали от язычников, поэтому о пеленах нигде не сообщалось. Слишком дорогой сокровищницей была плащаница для христиан, чтобы выставлять ее на обозрение. А вот после принятия христианства государственной религией императором Константином о плащанице стали говорить открыто.

Известно, что некоторое время плащаница сберегалась в Константинополе, но после разгрома Византийской империи турками и крестоносцами о святыне ничего не известно. Как она появилась в Европе, доподлинно никто не ведает. Но достоверным остается один факт, происшедший с итальянским фотографом Секондо Пиа.

Сейчас Туринская плащаница находится в храме Иоанна Предтечи в Турине.

Пелены привезли на выставку религиозного искусства, где ее и сфотографировал Пиа. Когда фотограф проявлял пленки, одна из них полностью засветилась. Зато другая при проявлении привела фотографа в трепет и ужас. На плащанице очень четко проявился образ мужчины невероятной красоты и благородства — это был Лик Иисуса Христа. Фотограф до утра не мог заснуть и оторвать глаз от божественного . Это произошло в 1898 году в Париже.

Туринская плащаница, фото высокого разрешения:

Почему Спаситель предстал перед человечеством в своем истинном облике? Потому что в современном обществе утратили веру и забыли об истинном смысле жизни. Спаситель напомнил о себе вот в такой форме, чтобы все задумались о своей душе. Люди стали полагаться на научные доказательства отсутствия существования бога, впали в гностицизм. Однако в 21 веке наука уже не так категорично относится к отрицанию божественного начала и даже нашла доказательства в квантовой теории.

Нерукотворный образ

Плащаница нерукотворна и несет в себе доказательства древности происхождения. В этом ученые не могут сомневаться, потому что проводилось детальное исследование. Плащаницу тщательно исследовали даже криминалисты, но не нашли доказательств подделки или фальсификации.

Многие ученые, изучавшие плащаницу уверовали в возможность воскресения Христа и превратились из атеистов в христиан.

Доказательства подлинности плащаницы:

  • льняное полотно, тканое утраченной ныне древней техникой;
  • хлопчатник, из которого сделано полотно, произрастает только в Передней Азии;
  • отпечаток монет эпохи Пилата (ими закрывали глаза покойного);
  • след от гвоздя, вбитого в запястье;
  • отсутствие красителей и художественного творчества;
  • возраст происхождения датируется 30-100 гг по рождеству Христову.

Ученый ботаник Фрей изучил состав пыли с плащаницы и подтвердил, что она соответствует составу пыли Палестины, Византии и Европы. Таким образом, подтвердился перенос святыни из местности в местность.

Результаты научного исследования плащаницы исключают ее искусственное происхождение в Европе.

К истории плащаницы относятся и события, когда ее стирали, вываривали в масле и подогревали. Но несмотря на все усилия, святой Лик уничтожить не удалось. Также плащаница не единожды попадала в пожары, но сохранила свою целостность и осталась невредимой.

Туринская плащаница полностью доказывает факт воскресения Иисуса.

Самым удивительным открытием было обнаружение радиоактивного излучения. Как оно могло попасть на плащаницу в те далекие времена? Это объяснили фактом воскресения Христа из мертвых, когда в его теле происходили различные ядерные процессы. Благодаря качественным изменениям тела Спаситель мог выйти из плащаницы без развязывания и проходить сквозь стены.

Заключение юриста Эдварда Кларка о Туринской плащанице:

Следы истязаний

Особого внимания заслуживают следы истязаний тела Христа, которые запечатлелись на полотне. Ученые скрупулезно исследовали каждое пятнышко на ткани и рассказали такие детали, о которых не было упомянуто в евангелии. Во-первых, была установлена национальность завернутого в плат тела — иудейская либо арабская. Во-вторых, пятна на полотне образованы кровью. В-третьих, ткань плащаницы была дорогой для тех времен, и купить ее мог только состоятельный человек (им был благочестивый ).

  • Кровяные пятна на ткани появились раньше, чем отпечатался образ — это говорит о том, что при воскресении произошла ядерная реакция.
  • Анализ кровяных пятен свидетельствует, что полотно покрывало тело усопшего не более двух/трех суток.
  • Шипы от тернового венка повредили сосуды головного мозга, о чем свидетельствуют кровяные пятна на плащанице в области головы и бороды.
  • На коленях были кровавые раны, что свидетельствует о падении Спасителя под тяжестью несомого на Голгофу креста.
  • Раны от гвоздей находятся на обеих стопах.
  • В области ребер запечатлелось расплывчатое пятно, образовавшееся от сукровицы — когда Иисусу пробили ребра копьем.

Факты зверского истязания просто ужасны. Ученые восстановили картину предсмертных мук Спасителя, о которых не было указано в евангелии. подвергся жестокому бичеванию плетьми, которое осуществляли двое мужчин. На плетках были железные шарики с крючками, которые вырывали куски кожи при ударах. От каждого удара остался кровавый след на полотне. В избитом и истерзанном состоянии Христос нес тяжелый деревянный крест на место казни — Голгофу.

Туринская плащаница — фото Иисуса Христа:

Вынос плащаницы

В России термин «плащаница» появился только в XVI веке. Так как подлинника в русской православной церкви не было, то создали икону. На ней изображался находящийся в гробу Иисус Христос. Но икона эта написана не на дереве, а на полотне. Она может быть написана красками либо вышита крестом.

В Страстную Пятницу в церквях проходят пасхальные богослужения и выносится Святая Плащаница. Это самый скорбный и печальный день для верующих, когда вспоминаются крестные страдания Иисуса.

Вынос плащаницы совершают в Страстную Пятницу днем в 14-00. Священник выносит святыню и располагает в центре храма на специальном возвышении, символизирующем гроб. Плащаницу украшают живыми цветами, а в центр полотна кладут евангелие.

В Страстную Пятницу вечером совершают чин погребения, в этом богослужении плащаница играет главную роль. Служба проходит в траурных тонах, клирики поют траурные тропари. Во время литургии совершается крестный ход вокруг церкви под траурный колокольный звон.

После завершения чина погребения плащаницу подносят к царским вратам, а затем вновь возвращают в центр храма. В это время к ней могут приложиться все верующие. Святыне могут поклоняться вплоть до позднего вечера субботы. Затем плащаницу выносят в алтарь перед заутреней, символизируя наступление благой вести о воскресении.