Как люди научились писать краткое сообщение. Возникновение письменности

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами. Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел. Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho – пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea – понятие и grapho – пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма. Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры. Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии. Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца. Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари. Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака. Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите. Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки. Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы. По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме. Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ

Ребята, слышали ли вы о тех очень далеких временах, когда поэт не мог записать свои стихи, сказочник сказку, а мама не могла оставить тебе записку: «Обед на столе. Не забудь помыть руки?» И все оттого, что не было букв. Даже письма люди не писали, а рисовали. Какая при этом могла получиться путаница, ты узнаешь, познакомившись с историей из сказки Киплинга.

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО.

Давным-давно, еще в каменном веке, жил человек по имени Тегумай. У него была жена по имени Тешумай и маленькая дочка Таффи. Однажды Тегумай пошел к реке, чтобы копьем набить к обеду карпов. Таффи пошла с ним. Но только Тегумай принялся за охоту, как копье сломалось.

Как бы сообщить домой, чтобы нам прислали запасное копье?-подумала Таффи.

Тут к реке подошел Незнакомец. Таффи обратилась к нему, но тот ничего не понял, так как не знал языка племени Таффи. «Нарисую картинку и пошлю ее с Незнакомцем!» - решила девочка. Она взяла кусок бересты и акульим зубом нарисовала на ней папу, сломанное копье, себя, Незнакомца с запасным копьем в руке, маму и дорогу домой через болото, и еще несколько раз запасное копье.

Незнакомец, увидел картинку и подумал: «Если я не приведу племя этого вождя к нему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон». И он кинулся бежать, как ветер.

Он бежал, бежал и наткнулся на Тешумай, которая судачила у пещеры с соседками. Взглянув на бересту, она завизжала и кинулась на Незнакомца, так как решила, что он убил Тегумая и пришел похвастаться. На шум сбежалось все племя. Незнакомца решили казнить.


Но сначала все отправились к реке. Увидев Тегумая, вождь племени схватил его за перья в волосах и стал трясти. «Говори! Говори! Говори! - кричало все племя. - Что за страшную картинку ты нам прислал?!»

Тут Таффи все рассказала. Люди долго молчали. Наконец вождь рассмеялся. Потом засмеялось все племя, оно смеялось долго и громко. И вождь сказал: «О Таффи! Ты сделала великое открытие! Покуда мы будем посылать друг другу письма-рисунки. В них не всегда можно разобраться, как следует, но придет время, и мы придумаем что-нибудь получше, чтобы не было у нас ошибок!»

Текст сопровождается показом рисунка к ней.

Ребята, перед вами другой рисунок из жизни древних людей, попробуйте составить по нему рассказ. Очень хорошо! Молодцы!

И вот однажды жители древней страны Шумер, что находилась между реками Тигр и Ефрат, придумали знаки для обозначения слов. Шумеры просто договорились: вот такой знак будет обозначать «лук», А такой «бык».

Но представь: для ста слов надо было запомнить сто знаков, для тысячи - тысячу! И niviuenbi придумали знаки для слогов, по-разному соединяя, можно было записать множество слов, (игра в слова)

Так, 5000 лет назад, появилось письмо.

Об открытии шумеров узнали другие народы. Свои знаки для слов появились в Египте, Китае и других странах. Прошло еще 2000 лет, и народы, жившие на берегах Средиземного моря (семиты) придумали знаки для звуков. Так появились буквы и первый алфавит . Он состоял из 22 букв. И все они были... согласные. Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, буквы тоже любили путешествовать Лет через двести они оказались в древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», - рассудили греки и переделали часть согласных на гласные: а, о и другие. Грект же придумали само название АЛФАВИТ - от первых букв АЛЬФА и БЕТА.

Затем алфавит попал к жителям древней Италии - Рима, Византии. И тут-то случилось очень важное для нас с тобой событие. Византийский император направил к нашим предкам славных ученых - братьев Кирилла и Мефодия. Мудрый Кирилл, в 863 году на основе греческого алфавита придумал слава. Ую азбуку, названную в его честь кириллицей.

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем изменились: 12 оказались лишними, 2 прибавились, упростились их названия. Если еще в начале прошлого века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: аз, буки, веди, добро..., то ты теперь легко выпаливаешь: а, бэ, вэ, гэ, дэ! Сохранилось лишь старое название алфавита: АЗБУКА от A3 и БУКИ.

В старину грамоте учили по церковным книгам. Названия книг заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и т. д. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово баба читалось так: буки, аз - ба, буки, аз - ба, баба; слово книга: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га - КНИГА.

Все ученики разных классов занимались одновременно в одной комнате (в деревнях нередко в крестьянской избе). Младшие вслух учили нараспев названия букв и слогов, а старшие тоже вслух учили молитвы. От этого в школе всегда стоял шум.

Нерадивых учеников наказывали: оставляли без обеда, ставили на колени, нередко били розгами или плетью.

АЗБУКА - НА УКА, А РЕБЯТАМ - БУКА.

АЗБУКУ УЧАТ - НА.

A3, БУКИ - БЕРИ УКАЗКУ В РУКИ; ФИТА, ИЖИЦА - ПЛЕТКА БЛИЖИТСЯ.

Ребята, предлагаю вам конкурс на лучшее знание нашего алфавита от А до Я.

А теперь, кто назовет согласные буквы русского алфавита, гласные?.

Награждение победителей.

А знаете ли вы, что и сегодня существуют иероглифы - знаки, изображающие не звук, а слово или слог? Маленький японец, например, должен учить не 33 буквы, как ты, а многие сотни иероглифов да еще 2 алфавита.

А сейчас мы с вами окажемся снова в том далеком времени, когда не было алфавита и сведения, необходимые для сообщения, рисовали. Перед вами условные знаки, обозначающие слова, попробуйте, используя их, составить сообщение соплеменникам.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ:

" опасность

- топор

Не всегда можно передать рисунками какие-то сведения. Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании нашей простой и удобной азбуки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аз да буки, а там и науки. Пословицы об ученье, знаниях и
школе. М., 1963, 32с.

2. Как было написано первое письмо. По сказке Редьярда
Киплинга. - «Миша», № 1 1993г. с.30-31.

3. Н. Юрина. Путешествие буквы. «Миша», № 2, 1993 с. 8,9.

Лекция №1.История возникновения письменности

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми, и служит для передачи мысли на расстоянии и закрепления её во времени. Письменность является частью общей культуры данного народа, а значит и частью мировой культуры. История мировой письменности знает следующие основные виды письма:

    пиктографическое,

    идеографическое,

    слоговое,

    буквенно-звуковое.

Пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

Идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое").

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо , изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

буквенно-звуковое (фонематическое) письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться. Наше письмо не может передать все звуковые нюансы языка и призвано лишь дифференцировать (различать) слова.

Русский алфавит имеет 33 знака , тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем.

Буквенно-звуковая система письма – основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так в латинском алфавите – 23 знака , в итальянском – 21 , чешском – 38, армянском – 39 .и т. д.

Знаки алфавита графически отличаются друг от друга и в своём простейшем начертании представляют графемы (неизменная форма букв, входящих в алфавит, без учёта стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).

Графематический состав алфавита складывался в течение многих веков на основе требований того или иного языка, требований удобства написания и чтения.

Первый буквенный алфавит появился около 16 в . до нашей эры. Известно, что Семитские племена, жившие на Синайском полуострове , переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Так возникло первоначальное буквенное письмо.

Финикийцы, восприняв и усовершенствовав его, в свою очередь послужили посредниками в движении буквенно-звукового письма с Юго-Восточного Средиземноморья к грекам.

Древнейшие греческие буквы появились в 8 в. до нашей эры, но только к 4 в. до нашей эры обрели относительную завершенность, графическую простоту и ясность.

В 3 в. до нашей эры существует и латинский алфавит . Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого. На рубеже новой эры письмо располагалось между двумя линейками, было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание.

Создание алфавита славяно-русской системы письма – «Кириллицы» относится к концу 9 началу 10 в . Творцами славянской азбуки на основе византийского письма были братья Кирилл (Константин Философ, имя Кирилл он принял не задолго до смерти) и Мефодий , уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным, а воспитание и образование они получили греческое.

Наряду с кириллицей существовала другая азбука – глаголическая.

На Руси глаголица продержалась недолго и была полностью вытеснена кирилловским письмом. Из истории древнерусского шрифта выделяются основные каллиграфические варианты кириллицы:

с 11 века – уставное письмо (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас);

с 14 века полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине 16 века ;

в начале 15 века получают распространение различные виды скорописи.

Устав – ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было.

Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056-1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Буквы больше рисовались пером, чем писались.

Полуустав – разновидность каллиграфического варианта кириллического письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину. Буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками, начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше; перо затачивается острее. Появляется много сокращений под титлами, а также много различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Первая на Руси печатная книга «Апостол» была изготовлена книгопечатником Иваном Федоровым в 1564 году.

Русская вязь – особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 века главным образом для выделения заглавий. Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). Один из основных приемов вязи – мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух букв превращались в один. Пустоты, образовавшиеся при этом, заполнялись уменьшенными овальными или миндалевидными формами букв, а так же полумачтами (полуштамбами) соседних букв. Выполненные золотом или киноварью надписи несли особую художественно-декоративную нагрузку в различных памятниках письменности.

Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись 14 века очень близка к полууставу.

В 15 веке она становится более свободной, получает значительное распространение; ею пишутся различные грамоты, акты, книги. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма.

В 17 веке скоропись , отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма.

В 17 веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо . В это время появляются книги образцов письма – «Азбука славянского языка…» (1653г.), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи.

Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром I в начале 18 в . способствовала распространению грамотности и просвещения. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок старинной антикве. Новым шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. Первые книги нового образца были изданы в Москве в 1708году.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.